PL133: Одон Клюнийский; король Людовик III; Леотальд Маконский; Гийом Клермон–Ферранский; Берно (аббат); Каппид Ставоренский; Марин II (папа Римский); Косма Япиг Матерский; Иоанн Итал Клюнийский; Лаврентий Кассинский; Агапит II (папа Римский); Одон (архиепископ Кентерберийский); Артальд (архиепископ Реймсский); Одальрик (архиепископ Реймсский); Сигехард Трирский; Фридегод Бенедиктинец; Иоанн XII (папа Римский) PL134: Атто Верчелльский; Адальгер (епископ); Бруно (епископ Кёльнский); Лев VIII (папа Римский); У то (епископ Страсбургский); Вибольд (епископ Камбре); Гийом Шалонский PL135: Флодоард Реймсский; Гумпольд (епископ Мантуанский); Эралий (епископ Льежский); Иоанн XIII (папа Римский); Ульрих (епископ Аугсбургский); Бенедикт VI (папа Римский) PL136: Ратхер (епископ Веронский); Лиутпранд Кремонский; Фольквин Сен–Бертенский; Гунцо Новарский; Рихард, аббат Флёри; Адальберт Мецский PL137: Виго (декан); Хельперик, монах Санкт–Галленский; Бернер (аббат Гумоларский); Этельвольд (епископ Винчестерский); Видукинд Корвейский; Иоанн, аббат Св. Арнульфа в Меце; Одо Ошский; Бенедикт VII (папа Римский); Иоанн XIV (папа Римский); Теодерик (епископ Мецский); Гецо (аббат Дертонский); Дунстан (архиепископ Кентерберийский); Адальберо (архиепископ Реймсский); Фолькуин (аббат Лоббе); Эркембальд (епископ Страсбургский); Адсон из Монтье–ан–Дер; Аймард (аббат Клюнийский); Майол IV (аббат Клюнийский); Летальд из Сен–Месмен–де–Миси; Иоанн XV (папа Римский); Гвидо II (епископ Ле Пюи); Адальберт (епископ Пражский); Григорий V (папа Римский); Конрад Кельт; Хросвита Гандерсгеймская PL138: Рихер Реймсский; Герард Суассонский; Альбуин (отшельник); Теральд; Амблалард (аббат Солиньякский); ряд анонимных сочинений о епископах и монахах (10 в.); «Церковные законы» королей Альфреда Великого, Эдуарда I, Хивела, Эдмунда, Эдгара; материалы собора в Грателеане (928); документы Лондонского собора (970–972); анонимные «Законы пресвитеров Нортумбрии» (10 в.); капитулярии императоров франков (802–923); акты Оттона I, Отгона II, Отгона III; галликанские мессы; многие литании; старая алеманнская литургия; древние календари и мартирологи; латинская месса и монашеские документы (10 в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

P. Fabre, L. Duchesne. P., 1889. T. 1. P. 351). Предположительно к VIII в. относится надпись на крышке саркофага св. Льва, в к-рой святой назван пресвитером и «чужестранцем» (preregrinus; крышка находится в крипте собора св. Льва в Сан-Лео, см.: Donati. 2010. P. 89). Вероятно, на основе мон-ря св. Льва в Монтефельтро была учреждена епископская кафедра, в юрисдикцию к-рой входила и гора Титано. Самое раннее упоминание о ней относится к 826 г., когда еп. Агафон присутствовал на Соборе в Риме (MGH. Capit. T. 1. P. 371; см.: Donati. 2010. P. 59). Лиутпранд Кремонский упоминает об осаде имп. Оттоном I крепости Монтефельтро, или горы Св. Льва, в которой укрылся итал. кор. Беренгарий II (montem Feretratum, qui sancti Leonis dicitur - Liudprandus. Historia Ottonis. 5-6//Die Werke Liudprands von Cremona/Hrsg. J. Becker. Hannover; Lpz., 1915. S. 162. (MGH. Script. rer. Germ.; В ряде грамот Оттона I упоминается, что c мая по сент. 963 г. император находился «в Монтефельтро, у св. Льва» (Actum monte Feretrano ad sanctum Leonem - Die Urkunden Konrad I., Heinrich I. und Otto I. Hannover, 1879/1884. S. 361-362, 364. N 253, 255. (MGH. Dipl. reg. imp.; 1)) или «на скале св. Льва» (ad petram sancti Leonis - Ibid. S. 363-371. N 254, 256-260; см.: Lanzoni. Diocesi. P. 706). Согласно позднейшему преданию, в 1016 г. имп. Генрих II попытался увезти мощи св. Льва в Германию, но чудесным образом был остановлен в Вогенце (Вогьере, пров. Феррара; см.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 47-48). В XI-XII вв. в Сан-Лео была построена епископская резиденция, в состав к-рой входили романская ц. Пресв. Девы Марии (XI в.) и собор св. Льва (освящен в 1173; см. также: Italia Pontificia/Ed. P. F. Kehr. B., 1909. Vol. 4. P. 227-229). Базилика св. Марина (1826–1838) с колокольней (XVII в.) на горе Титано в Сан-Марино Базилика св. Марина (1826–1838) с колокольней (XVII в.) на горе Титано в Сан-Марино На горе Титано находились крепость и мон-рь, к-рые, как и Монтефельтро, со временем стали именоваться в честь почитавшегося там святого.

http://pravenc.ru/text/2562048.html

    Скан Patrologia Latina 129     PL 130: «Собрание декретов» (Исидор Меркатор); анонимная «Песнь о веке Карла».     Скан Patrologia Latina 130     PL 131: Фульк (архиепископ Реймса); Рикульф (епископ Суассонский); Манцио (епископ Шалонский); Марциан (монах); Иоанн IX (папа римский); Бенедикт IV (папа римский); Христофор (антипапа); Ремигий Осерский; Сергий III (папа римский); Ноткер Санкт-Галленский; Хаттон II (архиепископ Майнцский); Анастасий III (папа римский)     Скан Patrologia Latina 131     PL 132: Регинон Прюмский; Бертарий Верденский; Роберт (епископ Меца); Радбод Утрехтский; Саломон (епископ Констанцский); Одилон из монастыря св. Медарда в Суассоне; Стефан (епископ Льежа); Хервей (епископ Реймсский); Вальтерий (епископ Сансский); Радбод Дольский; Аббон Сен-Жерменский; Дадон (епископ Верденский); Агий (архиепископ Нарбонны); Иоанн X (папа римский); Лев VI (папа римский); Хукбальд Сен-Амандский; Стефан VII (VIII) (папа римский); Иоанн XI (папа римский); Сеульф (архиепископ Реймса); Лев VII (папа римский); Стефан VIII (IX) (папа римский)     Скан Patrologia Latina 132     PL 133: Одон Клюнийский; король Людовик III; Леотальд Маконский; Гийом Клермон-Ферранский; Берно (аббат); Каппид Ставоренский; Марин II (папа римский); Козьма Япиг Матерский; Иоанн Итал Клюнийский; Лаврентий Кассинский; Агапит II (папа римский); Одон (архиепископ Кентерберийский); Артольд (архиепископ Реймса); Одальрик (архиепископ Реймса); Сигехард Трирский; Фридегод Бенедиктинец; Иоанн XII (папа римский)     Скан Patrologia Latina 133     PL 134: Атто Верчелльский; Адальгер (епископ); Бруно (епископ Кёльнский); Лев VIII (папа римский); Уто (епископ Страсбургский); Вибольд (епископ Камбре); Гийом Шалонский     Скан Patrologia Latina 134     PL 135: Флодоард; Гумпольд (епископ Мантуанский); Эралий (епископ Льежский); Иоанн XIII (папа римский); Ульрих (епископ Аугсбурга); Бенедикт VI (папа римский)     Скан Patrologia Latina 135     PL 136: Ратхер (епископ Веронский); Лиутпранд Кремонский; Фольквин Сен-Бертенский; Гунцо Новарский; Рихард, аббат Флёри; Адальберт Мецский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1-й пол. X в. и светская, и духовная власть в И. переживали кризис: в королевстве И. шла непрерывная борьба за престол, а в папском Риме власть в течение неск. десятилетий находилась в руках представителей аристократии (развращенность римской знати и связанных с ней Римских епископов, вероятно, нередко преувеличивалась, как, напр., в соч. «Антаподосис» Лиутпранда Кремонского ). Политическая стабильность, связанная с правлением в И. государей Саксонской династии, способствовала подъему образования и культуры, получившему название «Оттоновское возрождение». Политика renovatio imperii Romanorum привела к снижению местного партикуляризма, что нашло отражение в итал. агиографии и историографии сер. IX - сер. X в. Крупнейшими христ. писателями в И. были епископы Ратгер Веронский († 974) и Аттон Верчелльский († 960). Ратгер род. в Льеже (ныне на территории Бельгии), там получил образование в соборной школе, но как писатель и как церковный деятель был прочно связан с И., где трижды занимал епископскую кафедру Вероны и трижды ее лишался, вступая в конфликт как с местным духовенством, так и с королями Гуго и Лотарем. Среди его многочисленных (56 названий) сочинений - послания, напр. «О презрении к канонам» (De contemptu canonum), где осуждались нравы современного ему духовенства; проповеди, агиографические сочинения (Житие св. Урсмара, краткое Житие св. Донатиана), а также «Шесть книг предисловий, или Агонистик» (Praeloquiorum libri VI vel Agonisticum) с описанием социальных и нравственных человеческих типов; «Извлечение из исповедного собеседования» (Excerptum ex dialogo confessionali) представляет собой первый после «Исповеди» блж. Августина опыт самоанализа. Пытаясь наставить современников на путь христ. добродетели, Ратгер Веронский был пессимистически настроен к политическим изменениям своего времени, не питая надежд на то, что имп. Оттон I сможет исправить Церковь в И. Еп. Аттон Верчелльский помимо 11 сборников посланий, 18 проповедей и литургических текстов, связанных с почитанием свт. Евсевия Верчелльского, составил объемное толкование на послания ап. Павла (Expositio Epistolarum Beati Pauli), в котором продолжил традицию каролингских экзегетов, суммируя высказывавшиеся по тому или иному поводу мнения отцов Церкви. Известность принесли Аттону труды по каноническому праву. Трактат «Об обременениях Церкви» (De pressuris ecclesiasticis) написан в форме памфлета против вмешательства светской знати в церковные дела, причинявшего ущерб Церкви. В «Капитулярии» (Capitulare), посвященном дисциплине клира и мирян, автор ригористично подчеркивал неприемлемость женатого духовенства (николаитизма) и симонии (понимаемой в прямом смысле и нераспространяемой на практику инвеституры ). Мн. идеи Аттона Верчелльского соответствовали духу реформ XI в., но влияние его сочинений было незначительным.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

В вв. при отсутствии надежной экономической базы (несмотря на то что помимо традиционных источников доходов возникают и новые системные сборы, в том числе зарубежные, – например, «лепта св. Петра», право на регулярное получение которой даровал папам английский король Этельвольф и твердой политической опоры, в качестве которой ранее выступал дом Каролингов, власть которого развалилась после смерти Карла Толстого в 888 г., римский понтифик со временем превратился в заложника в руках властителей тускуланских, сполетских, неаполитанских и беневентских, каждый из которых стремился к приращению своего домена и подвергал Папскую область хищническим набегам. Дело доходило до событий самых небывалых. Так, через 9 месяцев после подозрительной смерти папы Формоза (891–896), пытавшегося опереться в противостоянии герцогам Сполетским на одного из последних Каролингов – Арнульфа Каринтийского, коего он в 896 г. венчал в Риме императорской короной (хотя перед тем папа вынужден был короновать той же короной своего врага и расхитителя церковных патримониев Гвидо Сполетского, а потом и его сына Ламберта), тело почившего папы по наущению Сполетского дома было эксгумировано, посажено на трон в Латеранской базилике и подвергнуто допросу и соборному суду (за покойного, подражая его голосу, отвечал диакон). Это случилось в феврале или в марте 897 г. Собор, заслушав все обвинения против покойного, объявил его избрание недействительным, отменил все его указы и хиротонии, пальцы, которыми он благословлял, повелел отрубить и, наконец, в очередной раз отлучил его от церкви; тело Формоза, без одежды и знаков папского достоинства, проволокли по улицам Рима и закопали в братской могиле для чужеземцев; позже оно было выкопано (вероятно, ворами) и брошено в Тибр. Именно в это время обрушилась обветшавшая Латеранская базилика, в чем многие увидели нехорошее предзнаменование, а Лиутпранд Кремонский пишет о чудесах, которые начались после того, как тело Формоза было выловлено из Тибра. Преемник папы Стефана VI (VII) (896–897), организовавшего этот «трупный (или – “жуткий, ужасный”) собор» (synodus horrenda) и в августе того же года удавленного в тюрьме заговорщиками, Теодор II (он был папой 20 дней в декабре 897 г.) реабилитировал Формоза и с почестями перезахоронил облаченное в папские одежды тело понтифика в базилике св. Петра, а годом позже папа Иоанн IX – монах-бенедиктинец, кардинал-диакон и ставленник 69 Формоза – запретил впредь судить покойников, подверг «трупный собор» формальному осуждению на Равеннском и Римском соборах и велел сжечь все относящиеся к нему документы. Однако борьба сторонников и противников Формоза продолжалась вплоть до понтификата поставленного папой тускуланской партией Сергия III (904–911), который подверг Формоза окончательному осуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В истории почитания М. особое значение имела базилика во имя архангела, находившаяся в 7 милях от Рима на Соляной дороге. День освящения храма (29 сент.) стал основным праздником в честь М. в рим. богослужебной традиции, а впосл. и на всем Западе. Базилика на Соляной дороге упоминается в Иеронимовом Мартирологе и в Зальцбургском итинерарии (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. Vol. 2. P. 117); последние известия о ней относятся к понтификату Льва III (795-816). Вероятно, именно эта базилика была перестроена по указанию папы Симмаха (LP. T. 1. P. 262, 268). Остатки храма, разрушенного еще в средние века, были обнаружены лишь в 1996 г. (см.: Bianchini M. e. a. Via Salaria: «Basilica Beati Arcangeli in septimo»//Ecclesiae Urbis: Atti del congresso intern. (Roma, 4-10 sett. 2000). Vat., 2002. P. 625-643). В 755 или 770 г. была основана ц. Сант-Анджело-ин-Пескерия ( Krautheimer R. Corpus Basilicarum Christianarum Romae. Vat., 1937. Vol. 1. P. 66-76). При папе Льве III был возведен ораторий во имя М. в Латеранском дворце. В 854 г. впервые упоминается ц. во имя М., при которой находился приют для паломников-фризов (schola Frisonum; ныне ц. Санти-Микеле-э-Маньо). Известны и др. церкви и мон-ри во имя М., существовавшие в Риме в средние века и Новое время (см.: H ü lsen C. Le chiese di Roma nel Medio evo. Firenze, 1927. P. 195-198, 387-388). Среди них выделялся ораторий, который находился на древнем мавзолее имп. Адриана, получившем известность как замок Св. ангела. Эту капеллу нередко смешивали с несохранившейся базиликой на Соляной дороге. Ораторий впервые упоминается в Мартирологе Адона Вьеннского, где его строительство приписывается папе Римскому Бонифацию (вероятно, Бонифацию IV (608-615); см.: Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 333, 336). Об этой капелле упоминает также Лиутпранд Кремонский ( Liudprandi Antapodosis. III 45//Die Werke Liudprands von Cremona/Hrsg. J. Becker. Hannover; Lpz., 1915. S. 97. (MGH. Script. Rer. Germ.; 41)). Впосл. c храмом на мавзолее связывали предание о явлении архангела св. Григорию Великому, к-рый вместе со всеми римлянами молился о прекращении эпидемии. Это предание изложено в «Золотой легенде» ( Iacopo da Varazze. Legenda Aurea. Firenze, 1998. P. 989).

http://pravenc.ru/text/2563460.html

В средние века было одной из важнейших инсигний герм. королей и императоров Свящ. Римской империи (см. также ст. Копье Святое ). Первоначально оно хранилось в Бургундии, вероятно в Агонском мон-ре. В 926 г. Рудольф II, кор. Бургундии и Италии, передал его герм. кор. Генриху I Птицелову. По свидетельству Лиутпранда Кремонского , копье помогало владельцу одержать победу в бою; в 939 г. Оттон I использовал его в сражении против Гизельберта Лотарингского, Эберхарда Франконского и своего брата Генриха при Биртене ( Liutprand de Cr é mone. Antapodosis/Ed. P. Chiesa. Turnhout, 1998. P. 111-113), в 955 г.- в битве с венграми на р. Лех ( Widukind. Res Gestae Saxonicae. III 46//MGH. SS. T. 3. P. 459). Копье, принадлежавшее герм. императору, связывалось не только с М.; иногда его считали копьем Лонгина, которым пронзили тело Христа во время распятия, или копьем имп. Константина. В 1008 г. св. Бруно Кверфуртский, упрекая кор. Генриха II в использовании священного копья (sacra lancea) в войне против христ. правителей, связывал эту реликвию с именем М. По свидетельству Галла Анонима, во время коронации Болеслава III в Гнезно (1000) имп. Оттон III вручил ему гвоздь из креста Христова и копье М. В 1004 г. копье М. и гвоздь находились в распоряжении Генриха II. Согласно Адемару Шабанскому и Гуго из Флавиньи, в 1032 г. кор. Бургундии Рудольф III передал копье как символ власти над Бургундией имп. Конраду II. Т. о., скорее всего речь шла о разных предметах, к-рые именовались копьем М. Авторы XI-XII вв., в т. ч. Сигеберт из Жамблу, считали копье М. не столько имп. инсигнией, сколько символом непобедимости государя на поле брани. Впоследствии реликвия находилась в распоряжении династии Габсбургов; в настоящее время она хранится в Венской сокровищнице. Известно и о других реликвиях, связанных с почитанием М. Так, в средние века и Новое время среди инсигний Савойского дома было кольцо М. (см.: Ripart. 1994; Demotz F. Saint Maurice et les rois de Bourgogne: Du lien identitaire à la sainteté symbolique//Autour... 2011. P. 147-160). Литургическое почитание

http://pravenc.ru/text/2561146.html

Еще менее однозначным было восприятие предсказаний о конце времен. Несмотря на существующее в Талмуде запрещение подсчитывать, когда будет конец (Санхедрин. 97b), мн. толкователи делали такие подсчеты, основываясь на Книге пророка Даниила. Саадия Гаон считал, что 1335 дней из Дан 12. 12 должны пониматься как годы. Раши рассчитал, что Мессия придет через 1290 лет (Дан 12. 11) после прекращения жертвы всесожжения. Авраам бар Хийя (1065-1143) считал, что 2300 (Дан 8. 14) - число лет от строительства Первого храма до прихода Мессии. Ибн Дауд, напротив, утверждал, что пророчества Д. уже исполнились и никак не могут относиться к будущему. Абраванель, используя различные числа из Книги пророка Даниила, предсказал приход Мессии в нач. XVI в. ( Collins. 1993. P. 88; Silver H. A History of Messianic Speculation in Israel. N. Y., 1927). Книга пророка Даниила дала материал для создания средневек. иудейских апокалиптических произведений. Персид. «Апокалипсис Даниила» (XII в.) рассказывает о жизни Д. при вавилонском и персид. дворах, а затем говорит о различных царях, начиная с времени возникновения ислама; далее идет предсказание о «ложном мессии Бен Иосифе», за к-рым последует мессия Бен Давид, воскресающий из мертвых, и 1300-летняя мессианская эра. Средневековый период В раннем средневековье появляется большое количество произведений апокалиптического характера, написанных от имени Д. и повествующих об антихристе. Часто они представляют собой похожие на Дан 11 пророчества о возвышении и падении различных царств, обычно написанные после упоминаемых событий. Для авторов средневек. апокалиптической лит-ры по степени важности среди библейских персонажей с Д. могут сравниться лишь Адам, Ездра и Моисей ( DiTommaso L. 4QPseudo-DanielA-B (4Q243-4Q244) and The Book of Daniel//Dead Sea Discoveries 12, 2. 2005. P. 101). Помимо влияния Книги пророка Даниила в этих произведениях присутствует также зависимость от Сивиллиных книг, что осознавалось уже современниками; историк Лиутпранд Кремонский (X в.) писал в «Отчете о путешествии в Константинополь»: «У греков и сарацин есть книги, которые они называют ρσεις, т. е. видения Даниила; я же [называю] их сивиллиными» (Habent Graeci et Saraceni libros quos ρσεις, sive visiones, Danielis vocant, ego autem Sibyllinos) (MGH. SS. Bd. 3/Ed. G. H. Pertz. Hannover, 1839. S. 355). Важнейшим произведением, на к-ром можно проследить развитие этого жанра, является сир. «Апокалипсис Псевдо-Мефодия».

http://pravenc.ru/text/171183.html

«Иоанн, епископ, раб рабов Божиих, всем епископам. Мы слышали, что вы хотите другого папу. Если вы это сделаете, – писал папа собору, – я отлучаю всех вас именем Всемогущего Бога, и вы не должны ни рукополагать кого-либо, ни служить мессу». Папа, объявленный собором по представлению императора преступником и государственным изменником, за вопиющую безнравственность (источники обвиняют его, в частности, в том, что он кощунствовал, пил за здоровье дьявола, клялся именами Зевса, Венеры и других злых демонов, убивал и калечил людей, совершал поджоги, совершал хиротонии на конюшне, превратил папский дворец в публичный дом, регулярно совершая в нем прелюбодеяния с многочисленными женщинами, и т.д.) был низложен, проклят и лишен всех прав. 4 декабря был антиканонически избран из мирян (он был протоскриниарием церкви) и 6 декабря посвящен сразу во все канонические степени (остиария, чтеца, аколуфа, иподиакона, диакона, пресвитера и, наконец, в сан папы) новый папа Лев VIII (963–965). В январе 964 г. Оттон отбыл из Рима. Иоанн XII немедленно вернулся, созвал 26 февраля собственный собор в базилике св. Петра (из 16 присутствовавших на нем епископов 11 ранее подписали приговор против Иоанна), низложил Льва VIII и отменил все постановления, сделанные под давлением императора. Лев бежал, но многих его сторонников отправили в тюрьму, где они были подвергнуты пыткам (им отрубали руки, отрезали уши и носы) и убиты. Во время репрессий, не дожив до 30 лет, неожиданно умер и сам папа Иоанн – то ли сам дьявол забрал своего преданного слугу, в чем был уверен Лиутпранд Кремонский, то ли он пал от руки одного из обманутых мужей, то ли умер, переусердствовав в трудах Венеры, от апоплексического удара. Римляне после недолгих прений избрали папой кардинала-диакона, взявшего имя Бенедикта V (22 мая – 23 июня 964 г.) – была надежда, что новый папа сможет защитить независимость церкви от государственной власти. Однако император был намерен отстоять свою креатуру, осадил Рим, и голод вынудил его жителей сдать папу Бенедикта Грамматика на милость императора и принять императорского ставленника папу Льва. Лев собрал собор в Латеране, торжественно совлек с Бенедикта все папские одежды, разрезал на нем паллий, сломал папский жезл, исключил его из клира – но в итоге помиловал и даже вернул ему сан диакона по ходатайству Оттона, пораженного самим фактом того, что в его руках оказалась верховная власть в Римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, имеют отношение к делу «Всеобщая история» сирийского писателя Бар-Эбрея (XII в.) и труды армянских авторов: «Повествование» Аристакэса Вардапета Ластивертци (XI в.) и сочинения Асохика (Степанаса Таронского – XI в.). Из литературных произведений, дающих материал для понимания эпохи, можно отметить стихотворения Иоанна Геометра , диалог «Филопатрис» (подражание Лукиану), историческую поэму Феодосия Диакона о завоевании Крита Никифором Фокой и народный эпос о деяниях Дигениса Акрита. По военному делу в X в. появилось много трактатов, из которых можно получить хотя и противоречивые, но многочисленные данные о состоянии византийской фемной армии: «Тактика» Льва VI, «Воинский закон», «Силлога тактика», Аноним Хонигмана, Аноним Вари, «Стратегикон» Никифора, «О военных схватках Никифора». Особенно обширна юридическая литература той эпохи. Действующим правом с конца IX в. стал свод законов «Василики», после которых появились разные сборники – руководства для судей того времени, весьма важны новеллы Льва VI, имевшие силу в течение всего X в., и «Эпитома законов». Исключительное значение для характеристики внутреннего строя и аграрной политики X столетия представляют новеллы императоров Романа I, Константина VII, Романа II, Никифора Фоки, Цимисхия и Василия II, а также «Податной устав» X в., рисующие картину острых социальных противоречий в византийском обществе. Ценные сведения содержатся в «Книге эпарха» (уставе византийских городских корпораций), опубликованной при Льве VI и дополненной при Никифоре Фоке. Из западноевропейских источников очень интересные, хотя и небеспристрастные данные о Константинополе и Никифоре Фоке сообщаются Лиутпрандом Кремонским. Что касается агиографической литературы, то особенно много ценных сведений заключено в житиях Афанасия Афонского , Феодора Тирона, Луки Стилита, Никона Метаноита. Для второй половины X в. интерес представляют также письма современников (Даррузес. 1960; 1966; Браунинг. 1954). Общими справочными пособиями по византийским источникам являются работы К. Крумбахера (1897), Д. Моравчика (1958) и И. Караянопулоса (1970). По вопросам истории церкви наиболее авторитетен труд X. Г. Бекка (1959). Особое место принадлежит «Регестам» Ф. Дэльгера (1924) – они содержат перечень и аннотации всех документов, исходящих от императорского двора; «Регестам» В. Грюмеля (1947) – об актах ведомства Патриарха и его «Хронологии» (1958). Безусловно, этим списком источники, которые могут быть использованы при интерпретации сведений «Истории» Льва Диакона, далеко не исчерпываются. Не исключено, что могут быть обнаружены и новые данные как о событиях второй половины X в., так и о самом авторе «Истории». Рукопись «Истории» Льва Диакона

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010