Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН I Имп. Оттон I. Миниатюра из анонимной «Хроники императоров». 1-я четв. XII в. (Can-tabr. Corp. Christ. 373. Fol. 42v). Имп. Оттон I. Миниатюра из анонимной «Хроники императоров». 1-я четв. XII в. (Can-tabr. Corp. Christ. 373. Fol. 42v). [лат. Otto] (23.11.912, Валльхаузен, Саксония - 7.05.973, Мемлебен, Тюрингия), герм. король (с 936), итал. король (с 951), император Свящ. Римской империи (с 962); из Саксонской династии (др. названия: династия Людольфингов, династия Оттонов). Основные сведения о правлении О. содержатся в дипломатических источниках, а также в трудах Лиутпранда Кремонского «Антаподосис» (Antapodosis, 958-962), «История Оттона» (Historia Ottonis, 964) и «Донесение о посольстве в Константинополь» (Relatio de legatione Constinapolitana, 969), в сочинении Видукинда Корвейского «Деяния саксов в 3 книгах» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III, 967/8-973), в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского авторства архиеп. Адальберта Магдебургского (Continuatio Reginonis, 966-968), в соч. «Деяния Оттона» (Gesta Ottonis, 965-967/8) - исторической поэме Гросвиты , канониссы мон-ря Гандерсхайм (еп-ство Хильдесхайм, Н. Саксония), в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018). Важными свидетельствами по церковно-политической истории этого периода являются агиографические сочинения: составленное Руотгером Кёльнским Житие св. Бруно, архиепископа Кёльнского (967-969), младшего брата О., Житие св. Матильды, матери О. (ок. 973-983, автор неизвестен). О.- сын Генриха I Птицелова , герцога Саксонии (912-919, герм. король в 919-936), от 2-го брака с Матильдой († 968), дочерью гр. Дитриха из рода герц. Видукинда Саксонского. Получил имя в честь деда, саксонского герц. Оттона Сиятельного († 912). Тангмар († 938), сын Генриха I от 1-го брака, был отстранен от наследования. У О. были младшие братья: Генрих († 955) и Бруно († 965, с 953 архиепископ Кёльнский) и сестры: Герберга († 968/9) и Гедвига (Хадвиг) († 965). Государи из Саксонской династии отказались от применявшейся Каролингами практики раздела власти и земель между сыновьями: в 929 г. кор. Генрих I назначил О. единственным наследником Восточнофранкского королевства (это наименование герм. земель в составе Каролингской империи сохр. при Саксонской династии, королевский титул Генриха I и О.- «король восточных франков» (rex Francorum Orientalium)). В 929/30 г. О. женился на Эдит († 946), дочери англ. кор. Эдуарда Старшего (899/901-924). От этого брака родились сын Людольф (ок. 930-957) и дочь Лиутгарда (931-953). У О. был незаконнорожденный старший сын Вильгельм (929-968) от пленной знатной славянки.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ V Бенедикт V, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitits ponmificum. 1626) Бенедикт V, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitits ponmificum. 1626) († 4.07.966, Гамбург, Германия), папа Римский (22 мая 964 - 23 июня 964), римлянин. Помимо Liber pontificalis сведения о его понтификате дошли до нас в сочинениях Лиутпранда Кремонского , Флодоарда Реймсского , Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соракте (совр. Соратте) к северу от Рима, Адама Бременского , Титмара Мерзебургского . Хронист Флодоард Реймсский сообщает, что Б. занимал в канцелярии в Латеране должность нотария-скриниария ( Flodoard. Annales ad annum 965) и благодаря своему знанию грамматики и стилистики получил прозвище Грамматика. Папа Иоанн XII рукоположил Б. в кардинала-диакона. После смерти Иоанна XII римляне, не приняв папу Льва VIII , ставленника имп. Оттона I , избрали папой Б. Они сообщили о его избрании императору, когда тот уже шел с войском на Рим. После непродолжительной осады город сдался, и горожане выдали Б. императору, предпочитая, по сообщению хрониста Бенедикта, монаха мон-ря св. Андрея, «чтобы он один принял смерть за всех и избавил бы их от мук голода» ( Benedictus de S. Andreae de Monte Soracte. Chronicon. 37). Собор под председательством папы Льва VIII, созванный Оттоном I в Риме 23 июня 964 г., низложил Б., оставив его в сане диакона; после этого Б. был сослан в Германию под надзор Адальдага, архиеп. Гамбургского и Бременского, а папой снова стал Лев VIII. В изгнании, в Гамбурге, Б. пользовался почитанием горожан и духовенства ( Adamus Bremensis . Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. II 12). Его останки по приказу имп. Оттона III были перенесены из Гамбурга в Рим капелланом Рацо между 983 и 988 гг. (Ibid. II 10). Место их захоронения неизвестно. Ист.: Flodoardus Remensis. Annales. ad annum 965//MGH. SS. Vol. 3. P. 406-407; Liutprandus. Liber de rebus gestis Ottonis magni imperatoris. 7-21//Ibid. P. 341-346; Benedictus de S. Andreae de Monte Soracte. Chronicon. 37//Ibid. P. 718; Thietmarus Merseburgensis. Chronicon. II 18, 22; IV 53//Ibid. P. 752, 754, 772, 785, 831-832; Adamus Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. II 10, 12//Ibid. Vol. 7. P. 309; Continuatio Reginonis ad annos 964, 965//Ibid. Vol. 1. P. 626; PL. 135. Col. 487-488; LP. Vol. 2. P. 251; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 469sq. Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. C. 294-297; Demermann P. Die Deposition der Päpste Iohannes XII, Leon VIII und Benedict V//Mitt. d. Inst. f. österreich. Geschichtsforschung. 1960. Bd. 68. S. 209-225; Zimmermann H. Das dunkle Jh. Graz, 1971. S. 151-153; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 128-129. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78034.html

«Антаподосис» - уникальный пример соединения латинского и греч. языков в повествовательной прозе (включает пространные фрагменты на греч. языке, часто используется греч. лексика, нетипичная для средневек. зап. сочинений). Текст содержит ряд авторских поэтических отступлений, множество отсылок к Свящ. Писанию, трудам античных и раннесредневек. авторов (приведены цитаты из сочинений Теренция, Цицерона, Саллюстия, Вергилия, Горация, Овидия, Квинтилиана, Персия, Марциала, Ювенала, Пруденция, блж. Августина, Боэция, Кассиодора, Иордана и др. авторов; использованы сочинения каролингских и итал. писателей IX - 1-й пол. X в.). Назидательный характер, настойчиво проводимый мотив неизбежного божественного воздаяния за добрые и злые деяния придают «Антаподосису» сходство с гомилетической лит-рой; заметны параллели с «Пасхальной гомилией», создававшейся в те же годы. «Пасхальная гомилия» (Homelia Paschalis) - проповедь, созданная Л. К. предположительно во время его пребывания при дворе Оттона I в Германии. Уникальный для данного периода пример антииудейской полемики; автор риторически обращается к собеседнику-иудею, опровергая его аргументы против догматов о Воплощении, об Искуплении и о Троице. Проповедь, адресованная в первую очередь клирикам, отражает глубокие познания автора в богословии (особенно заметно влияние блж. Августина); она написана живым языком и направлена на непосредственный контакт с аудиторией, чему способствуют диалогическая форма, риторические приемы, полемическая заостренность. Это сочинение позволяет рассматривать Л. К. в одном ряду с наиболее значительными богословами X в.- Аттоном из Верчелли († 960) и Ратгером Веронским († 974). Сочинение о противостоянии Оттона I с Папским престолом в 963-964 гг. осталось незавершенным; заглавия, присвоенные позднейшими публикаторами,- «История Оттона» (Historia Ottonis), «Деяния Оттона» (De rebus gestis Ottonis). Выполняя заказ Оттона I, Л. К. полностью оправдывал итал. церковную политику императора (фактически назначение им папы Льва VIII) и стремился дискредитировать понтификов Иоанна XII и Бенедикта V. События представлены заведомо односторонне, ряд фактов сознательно замалчивается: в частности, не упомянут синод 964 г., проведенный Иоанном XII и признавший избрание Льва VIII незаконным. В основе повествования лежат как документальные источники (акты Соборов), так и воспоминания автора о событиях, участником к-рых он был.

http://pravenc.ru/text/2110615.html

и Адальберта, к-рые после кратковременного вооруженного противостояния были вынуждены бежать в Тиволи или, по свидетельству Liber Pontificalis и Бенедикта Сорактского, в Кампанию. 6 нояб. 963 г. имп. Оттон I созвал Собор, на к-ром состоялся суд над И. Папа обвинялся в святотатстве, распутстве, симонии, убийствах и клятвопреступлении. Ему отправили письмо с приглашением присутствовать на Соборе, однако И. ответил отказом, пригрозив участникам Собора отлучением от Церкви. Когда, несмотря на угрозу, Собор принял обвинительное заключение и объявил И. низложенным, папа бежал. Вместо него при поддержке императора 4 дек. 963 г. на Римскую кафедру был избран Лев VIII. Однако в Риме были сильны и антиимперские настроения, что привело к восстанию (3 янв. 964). Восставшие попытались изгнать укрепившегося близ Ватиканской базилики и замка Св. ангела императора, однако их выступление было подавлено войском Оттона I. В сер. янв. император выехал из Рима в Сполето, а в февр. в Рим в сопровождении армии вернулся И. 26 февр. 964 г. в Ватиканской базилике состоялся новый Собор, на к-ром Собор 963 г. был объявлен незаконным, И. восстановлен в сане, а папа Лев VIII низложен (MGH. Const. T. 1. P. 532-536). Лев VIII бежал в Павию, где был почтительно принят имп. Оттоном I, к-рый начал готовиться к новому походу на Рим. Однако 14 мая 964 г. И. при загадочных обстоятельствах скончался. Согласно Лиутпранду Кремонскому, папу на свидании с некой римлянкой за стенами города поразил в висок диавол, и спустя 8 дней И. умер. Судя по обрывочным сведениям, И. поддерживал клюнийское движение и церковную реформу в Западнофранкском королевстве и в Англии. Сохранилось папское послание Бернеру, аббату мон-ря Девы Марии и св. Кунигунды в Омблиере: по просьбе западнофранк. кор. Лотаря папа освободил мон-рь от вассальной зависимости Гильберту Рибмонскому, подчеркнув, что мон-рь никогда не должен быть леном светского правителя, а также даровал обители бенедиктинский устав и право свободно избирать аббата ( Jaffé.

http://pravenc.ru/text/469694.html

То же самое следует сказать о битве при Манцикерте и падении Константинополя. Оба события должны были оказать столь же глубокое и длительное воздействие как на церковь , так и на Византийскую империю и христианство в целом 2 . Оказалось, что результатом этих событий стало крушение восточного оплота христианства перед лицом воинствующего ислама, не говоря уже о неизбежном разрушении церковных институтов и структур. В силу этих военно–политических потрясений православие в Анатолии вскоре фактически исчезло. С другой стороны, отсюда вовсе не следует, что мы должны абсолютизировать установленные хронологические рамки, даже если они отмечают факты насильственного переворота и беспрецедентной катастрофы. История в основе своей есть непрерывный процесс, и стремления четко обозначить некий раскол или разрыв обманчивы и безуспешны. Например, общепризнано, что в рассматриваемый период окончательно завершилось разделение церквей. И вместе с тем вполне понятно, что истоки схизмы уходят вглубь истории – в IV–V столетия. Иными словами, нельзя утверждать, будто причиной всему стали знаменитые анафемы 1054 года, которые нередко объявляются той точкой, в которой окончательно разошлись пути церкви 3 . Более того, отметим, что подозрительность и непонимание со стороны Запада по отношению к христианскому Востоку, которые проявились в конфликтах эпохи крестовых походов, не менее отчетливо просматриваются и в первом тысячелетии. Они, например, письменно засвидетельствованы западным автором Лиутпрандом Кремонским. Его предвзятое мнение о византийской культуре, сохранившееся в «Legatio» 968 года, ясно звучит как предзнаменование слов Одо Дейльского (назовем лишь одного из писателей XII века). Во втором случае степень отчуждения или конфронтации между двумя культурами, несомненно, больше, однако и у кремонского посланника оно выражено достаточно отчетливо. Неудивительно, что в силу этих причин профессиональные историки отказываются слишком серьезно относиться к упорядоченному и незыблемому историческому межеванию, несмотря на его очевидное удобство и целесообразность. В конечном счете, исследователи могут спорить об интерпретации, методологии, самом предмете своей дисциплины, но общепризнано, что периодизация истории носит искусственный и произвольный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

23. [Отзыв о сочинениях на тему: Лиутпранда Кремонского Legatio Constantinopolitana]. ЗНУ, 1883, т. 35, стр. 178–186 (Протокол заседания Совета ун-та 20-го августа 1882 г. II. Приложения). Рассматриваются сочинения студентов М. Бруна и В. Соснякова, награждённых, согласно данному отзыву, золотыми медалями. 24. [Мнение о введении преподавания географии на Историке- филологическом факультете]. ЗНУ, 1883, т. 36, стр. 283–286. (Протокол заседания Совета 21-го октября 1882 г.). 25. [Девять относящихся к истории России документов – писем, инструкций, донесений, извлечённых из итальянских библиотек и архивов]. В сб.: Русская историческая библиотека, т. 8, СПб., Археогр. комиссия, 1884, стлб. 1–82. Первые четыре документа относятся к разным эпохам, последние – к Смутному времени. Документы напечатаны в подлинниках на греческом, латинском и итальянском языках, с русским переводом. Комментарии редакции, заключающие в себе также объяснительную записку Ф. И. Успенского, помещены в начале общего предисловия к сборнику (стр. 1–IV). 26. [Рецензия на книгу:] Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского]. Издал, перевёл и объяснил В. Р. Розен, СПб., 1883, 622 стр. – ЖМНП, 1884, 4, стр. 282–319. 27. Следы писцовых книг в Византии. ЖМНП, 1884, 1, стр. 1–43; 2, стр. 289–335; 1885, 7, стр. 1–52. Содержание: 1) Писцовые книги в Римской империи. 2) Средневековые западноевропейские писцовые книги. 3) Окладной лист города Лампсака. 4) Хиландарский практик. 5) Выводы из рассмотрения византийских писцовых книг: зевгарат, воидат и организация военных участков. 21-го августа 1884 г. автором был прочитан на шестом археологическом съезде доклад: О землевладении по византийским писцовым книгам. 28. Сношения Рима с Москвою. Разбор трудов по русской истории о. Павла Пирлинга. ЖМНП, 1884, 8, стр. 368–412; 10, стр. 316–340; 1885, 8, стр. 290–325. Разбираются труды П. Пирлинга в следующем порядке: 1) Rome et Moscou (1547–1579), Paris, 1883, VII, 168 p.; 2) Grégoire XIII et Ivan le Terrible. Revue des questions historiques, 1883, 4; 3) Antonii Possevini missio moscovitica. Parisii. 1882. 4) Un nonce du Pape en Moscovie. Préliminaires de la trève de 1582. Paris, 1884, IV, 219 p.; 5). Le saint- siège, la Pologne et Moscou, 1582–1587. Paris, 1885; 6) Rome et Démétrius d’après Jes documents nouveaux. Lyon, 1877, 90 p.; 7) La Sorbonne et la Russie (1717–1747). Paris, 1882, 178 p.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

RPR. N 2822). В Англии И. утвердил на Кентерберийской кафедре свт. Дунстана , деятеля церковной реформы. Сохранились грамоты и др. документы, подтверждающие привилегии мон-рям и еп-ствам, однако их число невелико. Известно о работах, к-рые проводились при И. в Латеранской базилике. В 960 г. по приказу И. базилику отремонтировали, в ней была построена капелла, посвященная ап. Фоме (oratorium S. Thomae apostoli), впосл. долгое время служившая папской ризницей. Сохранились описания капеллы, а также копии 2 фрагментов настенной росписи. Оба фрагмента представляют собой изображения И.: на одном диаконы помогают папе облачиться в казулу, на другом И. под балдахином благословляет верующих. В средние века и в Новое время в историографии И. был известен как один из самых распутных пап. Такая репутация была основана гл. обр. на современном понтификату И. соч. «История Оттона» Лиутпранда Кремонского. Папу обвиняли в симонии, в неканонических действиях (И. якобы рукоположил диакона в конюшне), в небрежении к плохому состоянию церквей, в превращении Латеранского дворца в прибежище распутных женщин, в блуде, в т. ч. в церквах, в совращении замужних женщин, в кровосмесительных связях и т. п. Дурная слава И. нашла отражение и в др. современных ему источниках: в Liber Pontificalis, в «Продолжении Хроники Регинона Прюмского» (Continuatio Reginonis), в «Хронике» Бенедикта Сорактского, а также в более поздних хрониках. В позднесредневек. описании перенесения мощей св. Кириака в Бамберг сообщается, что И., став папой, отправил к Прециозе, аббатисе мон-ря св. Кириака в Риме, посла с неким предложением, к-рое вызвало гневный отказ аббатисы. И. затаил злобу на аббатство, и, когда Оттон I прибыл в 962 г. в Рим, папа изъял из мон-ря мощи св. Кириака и подарил их императору в числе проч. мощей (ActaSS. Aug. T. 2. P. 338-339). Большинство исследователей склонны относиться к подобным сведениям критически, они отмечают проимп. направленность ранних источников и зависимость от них более поздних. Ист.: LP.

http://pravenc.ru/text/469694.html

«Донесение о посольстве в Константинополь» (Relatio de legatione Constantinopolitana) - подробное описание неудачной миссии под рук. Л. К. ко двору Никифора II Фоки в 968 г. Вероятно, основано на дневниковых записях, к-рые автор вел во время пребывания в визант. столице. Описаны аудиенции у императора и высших сановников, к-рые приняли посла крайне враждебно; автор жалуется на злоключения и приводит язвительные остроты в адрес византийцев. Автор подробно передает содержание своих споров с Никифором II и его приближенными, важнейшим среди к-рых был связан с правом Оттона I на имп. титул. «Донесение…» входит в число источников сведений по истории латинско-визант. полемики о наследовании рим. имп. традиции. В X-XII вв. «Антаподосис» и «История Оттона» получили распространение к северу от Альп (сохр. 20 рукописей с полным текстом и фрагментами сочинений), тогда как «Пасхальная гомилия» и «Донесение…» не пользовались известностью (сохр. по 1 ркп. этих сочинений). Первые печатные издания «Антаподосиса» и «Истории Оттона» относятся к 1-й пол. XVI в.; «Донесение...» было впервые опубликовано в 1600 г. (впосл. единственная ркп. была утрачена, более поздние публикации осуществлялись на основе печатного текста). В XIX в. критические издания этих сочинений неск. раз публиковались в сер. Monumenta Germaniae Historica под ред. Г. Перца, Э. Дюмлера и Й. Беккера. В 1984 г. Б. Бишофф впервые издал «Пасхальную гомилию»; новое издание 4 известных произведений Л. К. подготовил П. Кьеза (1998). Фрагменты сочинений переводились на рус. язык с сер. XIX в.; в издание под ред. И. В. Дьяконова входят переводы «Антаподосиса», «Истории Оттона» и «Донесения…». В западноевроп. историографии изучение наследия Л. К., как и др. авторов оттоновской эпохи, началось в сер. XIX в. Во 2-й пол. ХХ в. возрос интерес историков к личности Л. К., его политическим взглядам (М. Линцель, Дж. Садерленд, Г. Гандино), лит. особенностям его сочинений (В. Бершин, Э. Колонна, Кьеза). Ряд исследований посвящен свидетельствам Л. К. о латинско-визант. контактах (Й. Кодер, Т. Вебер, Г. Хунгер, П. Шрайнер и др.). В отечественной историографии почти нет исследований, посвященных Л. К.

http://pravenc.ru/text/2110615.html

Деградация папства вступает в стадию порнократии при Папе Сергии III Деградация папства вступает в стадию порнократии при Папе Сергии III. Любовницей Сергия около 905 г. стала знаменитая и при жизни, и в анналах его двоюродная племянница, 15-летняя красавица Марозия (Мароция), дочь сенатора и консула графа Феофилакта Тускулумского и его жены Феодоры, по характеристике епископа Кремоны Лиутпранда, «бесстыдной блудницы», которая «имела двух дочерей – Мароцию и Теодору, не только подобных ей во всем, но и еще более склонных к разврату. Из них Мароция родила преступным образом от Папы Сергия… Иоанна» , впоследствии ставшего Папой с именем Иоанн XI. Сергий III умер в 911-м г. Его преемником стал Анастасий III, понтификат которого продолжался 2 года. Его сменил сын герцога Лангобардского Ландон, скончавшийся через полгода после восшествия на Римский престол. Они оба были марионетками Марозии, которая опиралась на поддержку со стороны римского патрициата и на своих ставленников в курии. Дело в том, что в 909-м г. Марозия «вышла замуж за авантюриста по имени Альберих, который сделал себя маркизом Сполето и которому она родила второго сына, Альбериха II. К этому времени папская курия… полностью перешла под контроль местной аристократии, наиболее могущественной представительницей которой Марозия являлась; папство оказалось в ее руках» . Марозия Но ее власть не была безраздельной. В 914-м г. Папой против ее воли поставлен был любовник ее матери Феодоры Иоанн X, которому та помогла стать понтификом. Историю его возвышения подробно описал епископ Кремонский Лиутпранд, пролив своим повествованием замечательный свет на экзотические нравы высшего духовенства Италии: «В это время верховным понтификом достопочтенного римского престола был Иоанн Равеннский. Эту высшую духовную должность получил он, нечестиво поправ и человеческие, и божеские законы, следующим образом… Равеннский престол, – Архиепископ Равенны считался вторым по значению после Римского Архиерея, – занимал Первосвященник Пётр. По долгу службы он весьма часто посылал в Рим… названного Папу Иоанна, бывшего тогда служителем его Церкви; Теодора, бесстыднейшая… блудница… прельстилась красотой его лица и не просто желала вступить с ним в связь, а и принудила его позже к этому. Пока совершались эти бесстыдства, умер епископ Болонской Церкви, и Иоанн был избран на его место. Чуть позже, перед самым днём его рукоположения, умер названный Архиепископ Равенны; тогда, по наущению Теодоры, этот Иоанн… тотчас же был рукоположен в епископы Равеннской Церкви. А по прошествии малого времени, будучи призван Богом, умер тот Папа, который рукоположил его вопреки праву. Тогда-то извращённый ум Теодоры… не имея сил терпеть, что её любовник из-за расстояния в 200 миль, отделяющего Равенну от Рима, очень редко теперь владеет ею, заставил (Иоанна) оставить архиепископство в Равенне и – о ужас! – овладеть верховным понтификатом в Риме» .

http://pravoslavie.ru/158955.html

8. На следующий день, как только лучезарное светило поднялось над горизонтом и устремилось к вершине небесного свода, [Никифор] приказал насадить часть варварских голов на копья и расположить рядами на воздвигнутом им валу, другую же часть бросать камнеметами в город. Когда критяне увидели строй копий, утыканных головами, и убедились, что эти головы и другие, что летели по направлению к городу и ударялись о зубцы стен, принадлежали их соотечественникам и родственникам, их охватил ужас и безумие: они оцепенели от неожиданного душераздирающего зрелища. Раздавались вопли мужчин и рыдания женщин, и казалось, что город, где все рвали на себе волосы и оплакивали горячо любимых близких, уже взят» . В службе подчеркивается связь между нравственным воздержанием и владением собой – и военной победой: Βασιλεσας τ πρτον κατ παθν, βασιλεσας τ δετερον κατ λαν. Πρας γνωριζμενος συμπαθς, λεμων, καρτεροκς ν πνοις, ν πλαις .... φοβερς τος δαμοσι πιστος δ επρσιτος Воцарившийся прежде над страстями, воцарился вторично над народами. Кроток познался ты, сострадательный, милостивый. И воздержан в страданьях, в битвах... и ужасен для демонов, и доступен для верных. Эта же связь видна в Стратегиконе Никифора Фоки, когда он неоднократно говорит о помощи Бога и Пресвятой Богородицы, которая посылается благочестивым воинам . Автор службы особо останавливается на личных качествах Никифора – его бесстрастии, целомудренном образе жизни, сострадательности и милостивом отношении к людям, терпении скорбей и лишений и доступности для подданных: τν πργον τς σωφρονσνης τν τνακτον, τν στλον τν τς νδρεας σλευτον Башню мудрости непоколебимую, столп мужества несокрушимый. Свидетельства канона находятся в противоречии со свидетельствами враждебных Никифору источников – Лиутпранда Кремонского , Скилицы – о его скупости, суеверии, жестокости и т.д. С другой стороны, существует благоприятная Никифору традиция, связанная с именами Иоанна Геометра (см. ниже) и Льва Диакона . Справедливость вынуждает нас признать правоту автора канона: Лиутпранд – свидетель слишком тенденциозный и озлобленный, чтобы мы могли давать веру его показаниям . Что же касается византийских авторов, то они могли стать заложниками «черной легенды», сложившейся после убийства Никифора.

http://pravoslavie.ru/133157.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010