Что же сделает она потом? В ее власти требовать немедленной казни Каляева. Казни жестокой, расправы, мести. Но – нет. Она действительно идет в тюрьму к Каляеву. Но идет не с местью, не с обещанием расправы. Она идет с Евангелием. Она просит его принести покаяние в убийстве, она просит его вспомнить о Боге и о своей душе. И обещает тогда просить о … его помиловании. И в ответ слышит только смешки. Ей доступны были все наряды и украшения Европы, она считалась одной из первых европейских красавиц… Она принимает монашество. Ее знала вся Москва – Москва не только высокосветская – ее знал весь Хитров рынок – самое страшное, грязное и преступное место – туда она приходила. Чтобы лечить, утешать, кормить, помогать. На расстрел ее везли эстонцы. Ее сбросили в шахту в Алапаевске. И бросили бомбу. А, сбросив, содрогнулись от ужаса – из шахты доносилось пение Херувимской – песнопения Литургии. Это пела Елизавета Феодоровна, молясь перед смертью. Когда тела достали из шахты оказалось, что и перед лицом смерти не оставила она ближних – оторвав ткань от одежды, она перевязывала раны тем, кого сбросили вместе с ней. Она – одна из тех, кого вспоминает в это воскресенье Русская Православная Церковь. Святая преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова. Собор Всех Святых, в земле Российской просиявших, который празднуется на второй неделе по Пятидесятнице, продолжает праздник Всех Святых, который мы праздновали на прошлой неделе. Этот день восстановлен для празднования на Поместном Соборе 1918 года, а многие из принявших это решение, вскоре стали мучениками и тоже были причтены к собору русских святых. Сегодня Русская Православная Церковь поминает тот многообразный сонм христиан, говоривших по-русски и стяжавших Духа Святаго. Язык менялся, и первые русские святые – первомученики российские Фёдор и Иоанн, принесённые в жертву языческим идолам будущим крестителем Руси князем Владимиром, – говорили совсем иначе, чем патриарх Тихон или святитель Иларион Троицкий. Одни жили в маленьких сёлах и весях удельных княжеств, другие в столицах могущественных государств – Киевской Руси, Московского Царства, Российской Империи, СССР. Некоторые прожили всю жизнь в одном месте, другие преодолевали огромные расстояния, служа Господу на горе Афоне как св. Силуан, на Аляске как св. Герман, на Филиппинах как св. Иоанн Шанхайский, в Японии как святитель Николай (Касаткин). Во Христе нет ни эллина, ни иудея, но среди прославленных святых есть не только славяне по происхождению, но и варяги, итальянцы, греки, татары. Многие святые несли евангельское слово не слышавшим его доселе народам: в Пермский край, на Кольский полуостров, в Сибирь, в Японию. Среди святых были и боголюбивые крестьяне, и состоятельные купцы, и добродетельные жёны, и великие правители. Всех объединила Божья благодать, но всех по-разному.

http://pravmir.ru/sobor-vsex-svyatyx-v-z...

Хоть и ясно сознавая опасность положения, преосвященный Мисаил не повернул назад. Скорбя об ослеплении и ожесточении язычников и ревнуя о спасении их душ, он забыл о своей безопасности. Твердостью и присутствием духа он надеялся вразумить их и победить их упорство и ожесточение, но напрасно. В то время, когда Бахолдин избавил святителя от одной смерти, ему готовилась уже другая: в него выстрелил из лука один мордвин. Стрела попала сквозь левую руку прямо в сердце. Преосвященный приказал вынуть стрелу. Бахолдин вынул ее из раны, а из рясы вынуть не смог, потому что множество язычников напало на него. Копьем они сбили с него шапку и разбили дубиной седло. И только избавившись от их натиска, Бахолдин подъехал к преосвященному Мисаилу, который изнемогал от раны уже так, что стал падать с коня. Ухватив владыку под руки, они ехали некоторое время, преследуемые толпой язычников, которые хотели забрать смертельно раненного архиепископа. Вскоре к ним присоединился ризничий Варлаам, и им вместе удалось святителя положить в сани, где он исповедался. После исповеди преосвященного привезли в село Агломазово. Там он велел поставить пред собой образ Спасителя и с горячими слезами и умилением стал молиться, умывая кровью своей голову и лицо. Совершилось это на Страстной неделе, 1 апреля (по старому стилю) 1656 года. Преосвященный Мисаил был жив еще неделю, слабея телом и укрепляясь духом. Все это время каждый день для него совершалась Божественная литургия, во время которой он приобщался Святых Христовых Тайн. Предчувствуя близкую кончину, архиепископ Мисаил завещал положить свое тело близ Чернеева монастыря, у церкви святого мученика Мины. Настал день преставления священномученика: в четверг на Светлой неделе, 10 апреля (по старому стилю) 1656 года. Согласно его завещанию, тело его было положено у храма мученика Мины. Но недолго оставалось при храме честное тело священномученика. После праздника Святой Троицы (Пятидесятницы) того же года, по указу государя и благословению патриарха оно было взято из Чернеева монастыря и в сопровождении игуменов, священников и диаконов перевезено в Рязань. С глубокой скорбью встречали жители города своего владыку. 3 июня (по старому стилю) тело архиепископа Мисаила было положено в гробнице в церкви святого Архистратига Михаила – общей усыпальнице рязанских архиереев – и оставлено без погребения до царского указа, последовавшего почти через год, когда завершилось следствие по делу убиения архиепископа. Все это время над телом святителя Мисаила священники читали Псалтирь и пели панихиды об упокоении души нового мученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Такой перенос 17-й «Матфеевой» (в сущности, Марковой) седмицы к Неделе о Закхее дает мысль о возможности (в году с поздней предыдущей Пасхой) использовать седмицы Матфеевы, которые, когда бывает «вне-Пасха», остаются непрочитанными на своем месте. Применяя такую отступку 20 , мы, вместо того, чтобы повторить зачала святого Марка из Лукина ряда, дочитываем зачала того же Марка из ряда Матфеева. Заключение. Итак, предложим главнейшие выводы. 1 . Евангельский год распадается на четыре ряда: 1) Пятидесятница, 2) Матфеевы евангельские седмицы, 3) Лукины евангельские седмицы, 4) Триодь. 2 . Первые три ряда обращены к предшествовавшей им Пасхе; Триодь – к грядущей. 3 . Неделя по Богоявлении (Просвещении) есть грань между двумя Пасхами. 4 . «Внутрь-Пасхой» называется такая (ранняя) Пасха, которая своей Триодью непосредственно, без промежутка или отступки, примыкает к предыдущей Неделе по Просвещении. 5 . «Вне-Пасхой» называется такая (поздняя) Пасха, которая отодвигает Триодь от Недели по Просвещении и полагает между ними отступку, или промежуток, в котором умещаются одна, две, три и даже четыре Недели (воскресенья). 6 . Святая и Великая Неделя Пасхи открывает ряд зачал Евангелия от Иоанна, простирающийся до Недели Пятидесятницы. 7 . Понедельник Святого Духа – начало зачал Матфеевых; Неделя всех святых – первая Неделя Матфеева. 8 . Неделя по Воздвижении есть грань, за которую не простирается Матфей и ранее которой не начинается Лука. 9 . Все семнадцать евангельских седмиц Матфеевых читаются лишь в годы «внутрь-Пасхи». «Вне-Пасха» более или менее сокращает Матфеев ряд. 10 . Пасха не влияет на состав Лукина ряда. 11 . Порядковый счет евангельских седмиц в большинстве случаев не совпадает с седмицами осмогласия. Поэтому седмицы Лукина ряда должны бы иметь свой порядковый счет. 12 . Евангельские зачала 13-й, 14-й и 15-й Недель Лукина ряда читаются на ряду (под зачало) лишь в том случае, если предстоит «внутрь-Пасха» (то есть не будет крещенской отступки. – Ред.). Если же предстоит «вне-Пасха», они соблюдаются непрочитанными для заполнения отступки перед Триодью.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Епископ Феофан как православный богослов конечно держался того же учения, поэтому он и уподоблен был в приветственной речи – святому Григорию Паламе , как защитник благодати в своем богословии и жизни. А в то время в русское богословие стало уже проникать учение о «Царствии Божием» как земном царстве (Владимир Соловьев, протоиерей Светлов 274 , отчасти Достоевский, потом отец Флоренский; и можно закончить – протоиереем Булгаковым 275 ). И епископ Феофан был глубоким противником этого новшества в христианстве. Неделя 2–я Великого поста потому и посвящена памяти святого Григория Паламы , чтобы этим отметить и суть, и путь к Православию – благодать Святого Духа, – как в учении, так и в жизни. Поэтому на 1–й Неделе Великого поста празднуется Торжество Православия; а на 2–й Неделе – память защитника благодати как сущности Божественного бытия, которое проявилось реально в Фаворском Свете и методически – в познании Божественного бытия – не умом, а чрез благодатные откровения его. И апостол Петр, восхищенный блаженством Преображения, воскликнул: хорошо нам здесь быть ( Мф. 17:4 )! Епископ Феофан принял это сравнение, нимало не возражая, а следовательно, соглашаясь со сравнением. Настроен он был смиренно–радостно в этот день. И вообще, это совпадение памяти святого Григория Паламы было не случайно, а чудесно соединилось с праздником благодати: хиротония его, в день, в который он был рукоположен (22 февраля), даровала ему, как и апостолам в день Пятидесятницы, особую благодать Святого Духа (о чем он говорил в своей речи). Еще стоит упомянуть о скорбях «борьбы», о «тяжести», о которой он рассказал в своей речи. Но об этом после скажу. А здесь закончу – о хиротонии во епископа. На епархиях После ему пришлось быть на трех епархиях: Таврической (Крымской), Астраханской и Полтавской 276 . Можно было бы рассказать и о них, но это не представляет особого духовного интереса. Упомяну лишь об отдельных фактах из этого времени. Когда он был на Полтавской епархии, проявилось реальное бытие в его жизни бесов. Вообще епископ Феофан мало рассказывал о внутренней своей духовной жизни. Но кое–что открывал близким.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Согласно надписи на кресте, он был вложен в Николо-Вяжищский мон-рь под Новгородом. По преданию, крест был привезен в Москву царем Михаилом Феодоровичем в 1613 г., в год венчания на царство (позже употреблялся за богослужением на Крестопоклонной неделе и в день Воздвижения Креста, а также за архиерейским богослужением). В 1699 г. «состроился... тщанием… ключаря Иоанна», как сказано в надписи на кресте, серебряный золоченый шестиконечный напрестольный крест с эмалевыми изображениями и алмазами (позже использовался на Пасху, Рождество Христово, Пятидесятницу и Благовещение, а также за архиерейским богослужением). Со 2-й пол. XVIII в. среди напрестольных крестов, по описи, известен «Крест Господень золотой… в нем Животворящее Древо… Дан вкладу после Государя царевича Алексея Петровича» (позже использовался в чине водоосвящения, а также омовения мощей на Страстной неделе). Единственный предмет в фондах музеев Московского Кремля, к к-рому можно отнести данные описей об этом кресте,- реликварий, но его атрибуция вызывает пока затруднения. Возможно, он возник в более позднее время (XIX в.?) и его формы повторяют несохранившийся крест. На протяжении XVII-XX вв. в соборе количество драгоценных напрестольных крестов росло, менялся их состав. К 1916 г. в соборной ризнице находилось 15 напрестольных крестов, более половины из них сохранились до наст. времени. Значительную их часть составляют серебряные чеканные кресты-мощевики, исполненные в сер. XVII в. при царе Алексее Михайловиче. За престолом, согласно описям, с 1680 по 1916 г. находились 2 выносных креста. Восьмиконечные кресты в серебряных басменных окладах являются единственной сохранившейся парой драгоценных выносных рус. крестов сер. XVI в. Они украшены лицевыми изображениями, выполненными в технике серебряного литья, а также драгоценными камнями и цветными стеклами. Высокий художественный уровень и виртуозность их исполнения указывают на работу придворных мастеров, смысловая продуманность программы - на ее составление учеными книжниками.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Л. 276. О молебнах и панихидах на неделе, по уставу Кириллова монастыря и Сергиева. Л. 280 об. Замечания из устава о неделях мытаря и фарисея и следующих до 3-й седмицы поста, с указанием на обиход Сергиева монастыря и Кириллова. 402 (по преж. кат 835). Сокращённый устав и Алфавит, в 8 д., скорописью, XVII в., 360 л. Устав близок к Кирилловскому (см. 400), на который есть и указания л. 15 и 99. Под 15 ч. Августа (л. 52 об.) упомянуто даже: аще буде т игуме ерапото в скои е. Но устав сей неполон; содержит в себе службу только праздников и нарочитых святых по месяцеслову, л. 1–55. Потом службу св. Четыредесятницы, л. 56–111., и Пятидесятницы, 111–132., разные мелкие статьи из устава о литиях, блаженных на литургии, панихидах, о звоне и др., л. 132–138. Л. 138. ка з о храмхъ . Л. 156. Опять разные мелкие статьи. Между ними встречаются след. замечания: л. 156., въ нлю сыропстню, после вечерни ход т к прикладываю т с а не цлю т ; л. 157., о числе братий у древних великих отцов; л. 158 об., о службе на страстной неделе: причащаю т с в великіи. че въ спсе. въ п часы пою т в трапезе. о т п в часы мощи о т нос т ко спс вечерню пою т въ спсе. Какому монастырю принадлежала эта Спасская церковь ? не Каменному ли? Л. 159. о правиле в св. неделю; л. 161 об. о трапезе в вел. пост в Соловецком монастыре. Л. 162 об. О посте св. Апостол. Л. 167. гдрве прїе з д въ мнтрь . Здесь читается: и поиде т гдрь ко прикладыватис. и пото иде т во грониц къ прпбном. С л. 169. начинается другая книга, которая и писана другою рукою: Алфавит или Азбуковник. В начале положена статья черноризца Храбра о письменах, но без его имени. Л. 175. Книга глема алъавитъ содржащї в себ толъкованїе. недобь размваемы речеи. иже бртаютс во стыхъ книгахъ словенъскаго зыка иностранными глнїи положены. Собрание слов в сравнении с Азбуковником 380 (по преж. кат.) не так полно; указаний на источники менее. На хроники, на грамматику вовсе не указывается; слов из разговорного языка новогреческого также нет. Строгого порядка в размещении слов, начинающихся с одной буквы, не соблюдается. Для указания особенностей сего списка, в сравнении с 380, укажем на следующие примеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

29 декабря 1996 года Прочтите толкования:                          Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 7-ая по Пасхе.  Память Отцов Первого Вселенского Собора  (Апостольское чтение) Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В деяниях апостольских мы сегодня слышали, что, когда приближался праздник Пятидесятницы, апостол Павел отправился в Иерусалим, чтобы быть вместе со всеми, кто в этот самый день принял Святого Духа. Он единственный из апостолов не был в горнице, когда произошло это событие. Но Бог даровал ему подлинное, совершенное обращение сердца, и ума, и жизни, и подарил ему дар Святого Духа в ответ на его всецелую, предельную отдачу самого себя Ему, Богу, Которого он не знал, но Которому поклонялся. Мы тоже находимся сейчас на пути к дню Пятидесятницы: на следующей неделе мы будем праздновать это событие. Павел на пути размышлял о том, что с ним приключилось во время его путешествия из Иерусалима в Дамаск, а потом в даре Святого Духа по молитве Анании, Нам тоже, каждому в отдельности и всем сообща, надо задуматься обо всем, что Бог нам дал. Он дал нам бытие и вдохнул в нас жизнь; не только жизнь тела, но жизнь, которая нас делает сродни Ему: Его собственную жизнь. Он дал нам познать Себя Самого, Живого Бога, и дал нам встретить в Евангелии и на путях жизни Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. И в крещении, в миропомазании, в причащении Телу и Крови Христовым, в тайне безмолвного молитвенного общения, в минуты, когда Сам Бог близко-близко подходил к нам, хотя в то мгновение мы о Нем и не думали, Он давал нам так много. Проведем эту неделю или хоть какие-то ее отрывки, размышляя о всем, что нам дано, ставя перед собой вопрос: действительно ли мы ученики Христа? Мы знаем от апостола Павла, что значит быть учеником. Павел сказал, что жизнь для него – Христос, а смерть была бы приобретением, потому что пока он в теле, он отлучен от Христа, Которого любит, Который стал всем в его жизни, не только временной, но на всю вечность. И однако, говорит Павел, он готов жить, не умирать, потому что его присутствие на земле нужно другим… Это была мера его приобщенности Христу. Это так волнующе ясно из параллели между короткой фразой в Деяниях и другой фразой в Евангелии: и Господь Иисус Христос и Его ученик говорят о том, что теперь они идут обратно к Отцу, что время их отшествия настало… Его, Павла, жизнь во Христе созрела в такое отождествление с тем, что Христос означал, и больше того: с тем, чем Христос был, Кем Он был, что все, что относилось ко Христу, стало приложимо и к нему. Поистине, для Павла жизнь была – Христос, и он тосковал по смерти; но он научился от Бога чему-то большему, чем эта тоска по свободе, по общению с Богом, Которому он поклонялся и служил с такой верностью. Он узнал, что давать есть радость еще большая, чем получать: получив столь много такого великого, такого святого, он был готов продолжать жить, отдаваясь.

http://bible.predanie.ru/nedelya-7-aya-p...

Задумаемся над тем, как мы богаты, как одарены, как много нам дано видеть, слышать. И осознаем, насколько трагично, вместе с тем, мы замкнуты в самих себе, пока мы не сокрушим эти стены ради того, чтобы давать, столь же щедро, столь же широко, не скупясь, как мы сами получили. Тогда, действительно, по слову Христову, радость наша исполнится. И никто, ничто не сможет никогда отнять ее от нас. Аминь! 4 июня 1989 г. Неделя 7-я по Пасхе Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В деяниях апостольских мы сегодня слышали, что, когда приближался праздник Пятидесятницы, апостол Павел отправился в Иерусалим, чтобы быть вместе со всеми, кто в этот самый день принял Святого Духа. Он единственный из апостолов не был в горнице, когда произошло это событие. Но Бог даровал ему подлинное, совершенное обращение сердца, и ума, и жизни, и подарил ему дар Святого Духа в ответ на его всецелую, предельную отдачу самого себя Ему, Богу, Которого он не знал, но Которому поклонялся. Мы тоже находимся сейчас на пути к дню Пятидесятницы: на следующей неделе мы будем праздновать это событие. Павел на пути размышлял о том, что с ним приключилось во время его путешествия из Иерусалима в Дамаск, а потом в даре Святого Духа по молитве Анании, Нам тоже, каждому в отдельности и всем сообща, надо задуматься обо всем, что Бог нам дал. Он дал нам бытие и вдохнул в нас жизнь; не только жизнь тела, но жизнь, которая нас делает сродни Ему: Его собственную жизнь. Он дал нам познать Себя Самого, Живого Бога, и дал нам встретить в Евангелии и на путях жизни Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. И в крещении, в миропомазании, в причащении Телу и Крови Христовым, в тайне безмолвного молитвенного общения, в минуты, когда Сам Бог близко-близко подходил к нам, хотя в то мгновение мы о Нем и не думали, Он давал нам так много. Проведем эту неделю или хоть какие-то ее отрывки, размышляя о всем, что нам дано, ставя перед собой вопрос: действительно ли мы ученики Христа? Мы знаем от апостола Павла, что значит быть учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010