К пришельцу стали приходить для беседы. Это не понравилось старцу, который дал ему свою келью. Он начал роптать и даже злословить его. «Я столько лет провел здесь в великом посте», сказал он ученику своему, «и никто не приходит ко мне; а этот пришелец только несколько дней живет здесь, – и все идут к нему. Поди и скажи ему, чтобы он оставил нашу келью“. Как же поступил ученик? Пришедши к пустыннику он сказал ему: «Отец мой желает знать, здоров ли ты?“ Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, чтобы он помолился обо мне; я немного болен». Ученик, пришедши к старцу своему, сказал, что пустынник нашел себе келью, и скоро отсюда выйдет. Спустя несколько дней, старец опять посылает ученика своего сказать гостю, что если он скоро не выйдет, то он выгонит его. Но ученик, пришедши к пустыннику, сказал: «Отец мой слышал, что ты болен, и послал меня навестить тебя“. Пустынник отвечал: «Скажи отцу своему, что я, по молитвам его, теперь здоров». Возвратившись ученик сказал старцу, что гость на этой неделе выйдет. Когда прошла неделя, а пустынник не уходил, то старец взял свой посох и пошел выгонять его. Но ученик и здесь нашелся, что сделать. «Подожди, отче, сказал он старцу, я пойду вперед и посмотрю, нет ли там кого из посторонних, чтобы не сделать соблазна». И пришедши к пустыннику, сказал ему: «Отец мой идет звать тебя на ужин». Услышавши это, гость поспешил навстречу к старцу и, кланяясь ему издали, сказал: «Не трудись, отче; я прииду к тебе». И чем же кончилось дело? Умиленный такою кротостью и добросердием пустынника, старец обнял и целовал его, как будто бы ничего не было между ними, и ввел его в свою келью. Угостивши и проводивши гостя, спросил ученика своего: «Ты не говорил ему, что я тебе приказывал?» «Нет», отвечал ученик. Обрадовавшись и познавши в своей вражде к пришельцу действие вражеской зависти, старец упал к ногам ученика своего и сказал ему: «Отныне ты отец мой, а я ученик твой, потому что чрез твое мудрое и благое действие спасены души обоих нас» (Пример. Благоч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Это делали святые угодники Божии, за это они и прославлены. А теперешние люди? Не так давно приводили мы здесь одно место из Апокалипсиса, где Господь говорит одному из служителей Церкви: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!» ( Откр. 3:15 ). Нам не только уж быть горячим, но хоть бы следовать велениям души, исполнять Божий Закон. Но есть такие, которые идут против него... Но если человек не спит духовно, не дремлет, а все-таки как-то что-то духовно переживает и если он не верит в то, что сейчас делают в жизни, и от этого скорбит, страдает, во всяком случае, не дремлет, не спит, есть надежда на то, что он придет в церковь . Разве мало мы видим примеров, когда богоборцы, отрицатели, обращаются на путь истины. Начиная с апостола Павла, который не только отрицал Христа, Его подвиг и Его святое дело, но и христиан как хулителей – он только Отца признавал, а после того что было, стал первоверховным апостолом! Не просто верующим человеком, не просто верующим учеником, а одним из величайших проповедников христианства. Господь в Апокалипсисе говорит: «о, если бы ты был холоден, или горяч! Но так как ты не холоден и не горяч (а теплый), то извергну тебя из Уст Моих» – говорит грозно Господь ( Откр. 3:15, 16 ). Так Господь говорит о тех, кто равнодушен к Его святому делу. Теперь, фактически, об этом и не думают. Чем только теперь не интересуются люди, что только в мозги себе не вкладывают, а Божий Закон забыли. Иногда говорят красивые слова. Но слова, что могут, когда эти слова от лица мерзкой лжи?! Вот нам и нужно помнить, возлюбленные, об этом, в сегодняшний день, когда Церковь прославляет всех верных Божиих рабов. Вот на той неделе, если Бог даст, Русская Церковь будет славить своих святых. А вы знаете, что теперь их, русских святых, больше, чем в каком-либо народе, потому что в эпохе страшных кровавых гонений последних лет, дала Церковь миллионы мучеников. Поэтому теперь русский народ дал миру столько угодников Божиих, как никакой другой народ, никакой другой народ на земле! Мы должны помнить, что они своими подвигами пролили кровь, выдержали страшные мучения и, однако же, не отреклись, а жили верою. Цель верующих, нашей русской, хорошей, доброй веры, жить верой прежде всего. А теперь, что за жизнь? Сплошная грязь!.. Грязь и зло... Глядя на все это, возлюбленные, нужно молить Господа Бога, чтобы Господь научил нас, как должно, Его святому закону и научил брать пример с тех людей, которые закон этот приняли, исполнили и прославили здесь Бога Всемогущего. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Совершается заупокойная Литургия и вселенская панихида. Издавна принято в этот день посещать могилы своих ближних родных.    Кроме того, день Воскресения Христова вспоминается нами на каждой неделе — в воскресенье.    Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.    Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т. е. мертвым.    Воскресе — воскрес, ожил; поправпобедив; сущим во гробех — находящимся во гробах, умершим людям; живот даровав — жизнь дав.    Аще и во гроб снизшел еси, безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскрес еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.    Хотя и во гроб Ты, Бессмертный, сошел, но адову силу Ты разрушил и воскрес, как победитель, Христос Бог, возвестив женам мироносицам: радуйтесь! и Твоим апостолам даруя мир, согрешившим же подавая воскресение!    Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся! и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвые воздвигнувый: людие веселитеся!    Светися, светися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же чистая, красуйся, Богородице, о востании рождества Твоего.    Ангел восклицал благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди, веселитесь!    Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного. Вознесение Господне    Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: «так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В ближайший после пасхальной Недели вторник Св. Церковь, разделяя радесть Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение умерших, потому и день этот называется " Радоницей " . Совершается заупокойная Литургия и вселенская панихида. Издавна принято в этот день посещать могилы своих ближних родных. Кроме того, день Воскресения Христова вспоминается нами на каждой неделе - в воскресенье. Тропарь праздника Пасхи Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т. е. мертвым. Воскресе - воскрес, ожил; поправ - победив; сущим во гробех - находящимся во гробах, умершим людям; живот даровав - жизнь дав. Кондак праздника Пасхи Аще и во гроб снизшел еси, безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскрес еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение. Хотя и во гроб Ты, Бессмертный, сошел, но адову силу Ты разрушил и воскрес, как победитель, Христос Бог, возвестив женам мироносицам: радуйтесь! и Твоим апостолам даруя мир, согрешившим же подавая воскресение! Песнопения праздника Пасхи Ангел вопияше благодатней: чистая Дево, радуйся! и паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвые воздвигнувый: людие веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме! слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же чистая, красуйся, Богородице, о востании рождества Твоего. Ангел восклицал благодатной (Божией Матери): чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын воскрес из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди, веселитесь!  Прославляйся, прославляйся христианская Церковь, потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись! Ты же, Чистая Богородица, радуйся о воскресении Тобою рожденного. Вознесение Господне Приближался праздник еврейской Пятидесятницы, и ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим. В сороковой день после воскресения Иисуса Христа они собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и беседовал с ними, говоря: " так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повредить им; возложат руки на больных, и они будут здоровы " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

В последний раз Иисус Христос явился всем ученикам Своим в городе Иерусалиме на 40-й день после воскресения Своего. Он дал им повеление идти по всем странам мира, всех учить вере христианской и тех, кто уверует в Него, крестить в воде во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. «Кто уверует, – сказал Он, – и примет крещение, тот будет спасен (получит царство небесное); а кто не уверует, тот будет осужден Богом.» Со всеми уверовавшими Он обещал невидимо пребывать до конца века. Потом сказал ученикам, что Он скоро пошлет на них с неба Св. Духа – Утешителя, и велел им ожидать такого дивного дара, а до того времени не расходиться из Иерусалима. Беседуя с ними таким образом, Спаситель повел их всех из города на Масличную гору и здесь, на вершине ее, поднял руки Свои, благословляя учеников. Они поклонились Ему до земли, Спаситель же стал отступать от них и возноситься (подниматься) на небо. Светлое облако скрыло Его из виду их, а они долго еще смотрели с горестью вслед вознесшегося Господа. Тогда явились перед ними два человека в белых одеяниях, – это были Ангелы, – и сказали им: «Мужи! Что вы смотрите на небо? Этот Иисус, Который вознесся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (то есть придет второй раз судить всех людей). Ученики воротились с горы в Иерусалим с великою радостью, все вместе жили там, славя и благодаря Бога и ждали, когда сойдет на них Св. Дух, по обещанию Христову. День вознесения Господня на небо почитается у нас как великий праздник; приходится он всегда в четверг на 6-й неделе после Пасхи (40-й день спустя после нее). XXXV. Сошествие Св. Духа на Апостолов, чудеса, совершавшиеся ими, и увеличение числа верующих в Иисуса Христа После вознесения Господня на небо Апостолы выбрали, по жребию, из других учеников Христовых 12-го Апостола, на место погибшего Иуды предателя. Имя этого нового Апостола было Матфий. В 10-й день после вознесения Иисуса Христа на небо исполнилось Его обещание насчет послания на Апостолов Св. Духа. У иудеев тогда был великий праздник, называемый пятидесятницею. 46 Апостолы с прочими учениками Христовыми, по обыкновению, молились тогда все вместе в одной горнице. В 3-й час дня, по иудейскому счету, а по-нашему – в 9-й час утра, вдруг сделался шум, как будто пронесся сильный ветер, и Апостолы увидели огненные языки, которые спускались с неба на каждого из них: это было знаком того, что на них сошел Св. Дух (в виде огненных языков) и что Он даст им способность, силу, проповедовать Христово учение разным народам. Этот дар Его сейчас же почувствовали в себе, в радости начали говорить и прославлять Господа на разных языках, как вразумлял их Св. Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Праздник пятидесятницы был одним из трех великих праздников Ветхого Завета: «три раза в год празднуйте Мне, – вещал Господь через Моисея сынам израилевым, когда они стояли у Синая, – в праздник пасхи, пятидесятницы и кущей». ( Исх.23:14–17, 34:23 ; Втор.16:16 ). Пятидесятница праздновалась спустя семь недель после начала жатвы ячменя. ( Втор.16:9 ), и именно в 50-й день от того дня праздника опресноков, в который израильтяне приносили в скинию, а впоследствии во храм, первый сноп жатвы только что поспевшего ячменя 1 . В Библии не сказано, в какой именно из семи опресночных дней ( Исх.23:15 ) совершалось это потрясание снопом ячменя. Довольно распространено мнение, что оно приурочивалось непременно ко дню, следующему за субботой на опресночной неделе, и от этой субботы отсчитывалось 50 дней, так что пятидесятница всегда приходилась в первый день недели, который в христианстве стал называться воскресеньем 2 . В обоснование этого обыкновенно приводят то, что канун дня, в который на празднике опресноков совершалось потрясание снопом пред жертвенником, в кн. Лев.23:11, 15 , называется по еврейскому подлиннику субботою 3 , и что первая христианская пятидесятница, когда Святый Дух сошел на апостолов, была в первый день после субботы (срвн. Мф.28:1 ; Деян.2:1 ). Но последнее могло быть совершенно случайным. Что же касается первого, то известно, что субботою назывался не только седьмой день недели, но и другие праздничные дни, в которые закон Моисеев предписывал субботний покой. Наприм., день очищения, всегда праздновавшийся 10-го числа седьмого месяца, называемого Тисри ( Лев.16:29 ), мог падать на всякий день недели; между тем он иногда называется субботою (напр. Лев.16:31 и Лев.23:32 ). Точно также субботою называются первый и восьмой дни праздника кущей 4 , в какой бы день недели они ни случились ( Лев.23:39 ). Следовательно, нет никаких затруднений признать, что канун дня потрясания снопом называется в книге Левит субботой ( Лев.23:11, 15 ) не потому, что необходимо приурочивался к седьмому дню недели, а вследствие запрещения работать в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

мученика Севастиана (37-я в день его памяти). В русском переводе бесед св. Григория Двоеслова на Евангелия, изданном архимандритом Климентом, очень оригинально переведены заголовки некоторых бесед, указывающие время их произнесения. Перевод Климента показывает, что он не имел понятия о римском церковном календаре, и потому в своем труде допустил грубые ошибки. Так Homilia (XIX), habita ad populum Dominica in Septuagesima Архимандрит Климент переводит: «беседа, говоренная к народу в неделю 17-ю» и к этому переводу делает примечание: «в подлиннике напечатано: Dominica Septuagesima, т. е. в неделю 70-ю. Но в целом году только 52 недели. По этому в подлиннике должна быть опечатка» (Бес. Гр. Двоеслова на Евангелия, пер. с лат. языка на русский архим. Клементом. Книга 1. стр. 186) Dominica in Sexagesima Климент переводит в неделю шестнадцатую, уже не делая примечания об опечатке (кн. 1. стр. 132. Б XV), Dominica in Quinquagesima – в неделю 50-ю (кн. 1. стр. 16. Б. II) Dominica prima in Quadragesima – в неделю сорок первую (кн. 1. стр. 141. Б. XVI). Но напрасно арх. Климент предполагал опечатки там, где их вовсе нет, напрасно в русском переводе термин D. Septuagesima и Sexagesima заменял словами: неделя 17-я и 16-я. Такие мнимые опечатки встречаются в каждом сборнике проповедей; они с-исстари существуют в самом латинском церковном календаре. В годичном круге у латинян счет недель начинается с недели рождественского поста (Adventus Domini), затем следуют недели по Богоявлении, далее недели приготовительные к Великому посту, недели чехыредесятницы, недели по Пасхе и недели но Пятидесятнице. Из недель приготовительных к Великому посту первое место занимает Dominica Septuagesima, соответствующая нашей неделе о блудном сыне, второе Dominica Sexagesima, соответствующая нашей мясопустной неделе, далее Dominica Quinquasesima, соответствующая неделе сыропустной, за тем после dies cinerum следует Dominica prima in Quadragesima, которая у Клименга в переводе называется неделей сорок первою.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Как размещаются чтения в году, содержащем в себе 54 седмицы, это можно видеть из 8 таблицы 450 , для которой взят пасхальный год, первая Пасха которого 3 апреля, вторая – 18-го апреля, под буквами И–Щ. При таком размещении рядовых чтений, их всегда бывает достаточно для 54-недельного года, но для 55-недельного всегда одного чтения недостает. Для таких годов богослужебное Евангелие устанавливает следующее правило: «аще бо за еже не снизится Пасце, не достанет и в Луце суббот и недель, чтется тамо сия неделя Матвеева, яже есть Ханааныня, прежде Закхеевы» (см. Сказание, приемлющее всего лета число евангельское...); другими словами – в таком году на неделе, предшествующей неделе о Закхее (по расписанию 32-й), надобно читать евангелие, повествующее о Хананеянке и в расписании назначенное на 17 неделю по Пятидесятнице. Чтобы видеть, как в таком году размещаются чтения, мы помещаем таблицы 9, 10 и 11. В таблице 9 первая Пасха 5 апреля, вторая 24 апреля, под буквами Н–; в таблице 10 первая Пасха 29 марта, вторая 18 апреля, под буквами S – Щ; в таблице 11 первая Пасха 22 марта, вторая 11 апреля под буквами А–У. Всё доселе сказанное нами о рядовых чтениях из Евангелия, падающих на недели Праотцев, пред Рождеством Христовым и т.д., относится и к Апостолу, т.е. если, напр., в какой-нибудь год бывает излишек в чтениях из Евангелия, то в тот же год бывает такой же излишек и в чтениях из Апостола; если, напротив, оказывается недостаток в чтениях из Евангелия, то точно так же и такой же недостаток открывается и в чтениях из Апостола, или как, напр., иногда в рядовых чтениях из Евангелия надобно делать перерыв, то точно так же надобно делать его и в рядовых чтениях из Апостола. В приложенных ниже таблицах 1, 2 и 3 находится примерное размещение чтений из Апостола с пропусками, по недостатку недель, некоторых чтений, в 4 и 7 без пропусков, а в 9, 10 и 11 с добавлением чтения 17 недели. За образцы правильного распределения чтений из Апостола надобно принимать то, которое помещено не в 1, 2 и 3 таблицах, а в 4, 7, 9, 10 и 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   Слова «имать токмо субботу и Неделю» означают, что чтения седмицы 17-й совпадают с чтениями 32-й, отличаясь от них лишь зачалами для субботы и воскресенья. Читаются они во время зимней отступки, когда предстоящая Пасха очень поздняя.    Воздвиженская отступка позволяет начинать чтения от Луки точно в понедельник после Недели по Воздвижении, так что весь круг чтений закончится благодаря этому зачалами седмицы 33-й.    Счет Недель от Пятидесятницы должен сохраняться.    При поздней Пасхе текущего года Неделя 17-я, заканчивающая Матфеев ряд указателя чтений (от 6 сентября до 10 октября, см. табл.), уходит далеко за Неделю по Воздвижении, не давая возможности зачалам Луки начаться в положенное Уставом время. Разрыв между уставным и фактическим началом чтений Луки может доходить до трех седмиц, во время которых вместо уставных Лукиных зачал оказываются еще не окончившиеся Матфеевы зачала.    Это продолжение Матфеевых зачал за неделю по Воздвижении – явление не уставное. Следует строго соблюдать указания Устава о конце Матфеевых и начале Лукиных чтений, делая преступки Матфеевых чтений в случае такого перехода их за неделю по Воздвижении, то есть не читать, преступать их.    Без Воздвиженской преступки к Неделе по Просвещении не окончатся все зачала указателя чтений, а будут продолжаться и после этой Недели.    Таким образом, при поздней Пасхе текущего года никогда бы не случилось и зимней отступки, если бы не считаться с Воздвиженской преступкой, но тогда не только грубо нарушаются указания Устава о конце Матфеева ряда и начале Лукина, но и упраздняется смысл Недели по Просвещении как конца пасхального круга чтений. При прошедшей Пасхе 23—25 апреля и предстоящей 8—9 апреля (Внутрь-Пасхе) Неделя по Просвещении будет 30-й, а Неделя о мытаре и фарисее – 33-й от Пятидесятницы. Перед Неделей по Просвещении оказываются чтения только еще седмицы 30-й, так что и после этой Недели чтение зачал указателя приходится продолжать. Налицо избыток чтений, а между тем должна быть отступка, поскольку наступила Неделя по Просвещении, а будущая Триодь начнется еще только через три седмицы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Вот за время пребывания здесь, на этих курсах, если бы я отбирал все сочинения на тему «Священное Писание в моей жизни», которые меня особенно поражали, то составилась бы, пожалуй, вот такая антология примеров, удивительных по своей силе и глубине, и красоте. То есть складывается впечатление, что Дух Божий действует и сейчас так же, как и в день Пятидесятницы. И вот, скажем, примеры такие. Одна женщина от жизни своей, от обстоятельств, пришла уже к мысли покончить с собой и только решала, в какой день это сделать. Вот сидит и решает вопрос, когда ей это сделать: сегодня, завтра, на той неделе? И вдруг её взгляд на полку поднимается книжную: и там стоит Евангелие, которое она не читала лет двадцать, если не больше. Она почему-то встаёт, снимает это Евангелие, открывает наугад, и её глаза падают на текст, который возрождает её мгновенно. Возрождает её мгновенно и делает её иным человеком. Вот разве это не поразительное чудо? Разве это не день Пятидесятницы? Когда Дух Святой сошёл и всех наделял разными дарами: даром языков, даром чудотворения, даром исцеления – как это было? И вот сейчас такое возрождение мгновенно: от одного слова, от одной какой-то речи там – она прочла эту фразу. И для неё началась новая жизнь. Кто может это сделать? Только Господь. Вот уже воистину жив Бог и жива душа моя! (см. 1Цар. 20:3 ). Вот поэтому мы должны прибегать к этому источнику, как к единственному вернейшему средству. И вы хорошо делаете, скажет Апостол, вы имеете вернейшее пророческое слово и хорошо делаете, что прибегаете к нему, как к источнику, светильнику, сияющему в темном месте, пока не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (см. 2Пет. 1:19 ). А утренняя-то звезда и есть Сам Господь. В Апокалипсисе Он и назвал Себя: Я – Звезда утренняя (см. Откр. 22:16 ). Поэтому, читая Священное Писание в качестве молитвы, вы обязательно дождётесь того момента, когда в сердце – как в тёмном месте – воссияет утренняя звезда – Он Сам. Такого быть не может, чтобы Господь не вышел навстречу к тому человеку, который Его ищет, и который Ему молится, и который читает Его Писания. Только нужно это делать с верой, как написал Апостол Иаков, что человек с двоящимися мыслями – вот эта дипсихия, которая всех нас разъедает как кислота какая – человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих, да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (см. Иак. 1:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010