Неделя 2-я Великого поста потому и посвящена памяти св. Григория Паламы , чтобы этим отметить и суть, и путь к Православию – благодать Св. Духа,– как в учении, так и в жизни; поэтому на первой неделе Великого поста празднуется «Торжество Православия», а на второй неделе – память защитника благодати,– как сущности Божественного бытия, которое проявилось реально в Фаворском свете,– методически в познании Божественного бытия – не умом, а через благодатное откровение его. И Ап. Пётр, восхищенный блаженством Преображения воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!» Епископ Феофан принял это сравнение, нимало не возражая,– а, следовательно, соглашаясь со сравнением. Настроен он был смиренно радостно в этот день. И вообще, это совпадение памяти Св. Григория Паламы было не случайно, а чудесно соединилось с праздником «благодати»; хиротония его, в день, в который он был рукоположен (22 февраля), даровала ему, как и апостолам в день Пятидесятницы, особую благодать Св. Духа (о чём он говорил в своей речи). Ещё стоит упомянуть о скорбях «борьбы», о «тяжести», о которой он рассказал в своей речи. Но об этом после скажу. А здесь закончу – о хиротонии во епископа. На епархиях После ему пришлось быть на трёх епархиях: Таврической (Крымской), Астраханской и Полтавской. Можно было бы рассказать и о них,– но это не представляет особого духовного интереса. Упомяну лишь об отдельных фактах из этого времени. Когда он был на Полтавской Епархии, проявилось реальное бытие в его жизни бесов. Вообще, Еп. Феофан мало рассказывал о внутренней своей духовной жизни. Но кое-что открывал близким. В Полтаве по ночам в зале архиерейского дома бесы производили шум от топота ног и каких-то громких разговоров. Слуги-послушники переполошились. Вбежали в залу,– никого нет. Поспешили к Еп. Феофану; и он объяснил им, что этот шум – уже не в первый раз – производят бесы. Припоминается ещё случай, когда он был ещё инспектором Академии: он читал правило, а сзади него, точно передразнивая, кто-то перелистывал книгу. Между тем, в комнате никого постороннего не было. Это делали тоже бесы, он их называл «враги».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Преполовение Преполовение Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начало его нельзя видеть в установлениях апостольских правил (37) и собора антиохийского (20) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена св. Иоанна Златоуста он является существующим и установленным Церковью . В V веке Анатолий константинопольский, в VII преподобный Андрей критский , в VIII св. Иоанн Дамаскин , в IX преподобный Феофан исповедник – воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь Церковь восхваляет Господа в Преполовение Пятидесятницы. Праздник этот посвящен воспоминанию учения Иисуса Христа в преполовение ветхозаветного праздника кущей ( Иоан. 7:14–36 ). Последний, восьмой, день этого праздника сопровождался замечательнейшим обрядом. При бесчисленном стечении народа первосвященник выходил из храма Соломонова к источнику Силоамскому у подошвы Сиона; золотою чашею черпал светлую и чистую воду; при звуке труб возвращался в храм, смешивал воду с вином и возливал на жертвенник. Народ во время этого обряда не умолкая пел великое аллилуйя, то есть шесть псалмов (112–117). От божественного учения Господа преполовение сделалось праздником для Церкви Христовой. Однако ни в Церкви восточной, ни в древней русской этот праздник, надо полагать, не имел никаких особенностей, которые бы выделяли его из ряда других церковных праздников. Праздничные службы этого дня совершались с отличиями, свойственными всем средним праздникам: «В среду Преполовения вечер и утро благовест и звон с реутом, а поют по уставу, на 9 песни благовест в реут же немного. В Преполовениев день на литургии задостойник Чужде матерем, и на отдание той же, а до отдания святейший (патриарх) петь не указал». Так было в Москве до начала XVII века. В самом начале этого века ко дню Преполовения были присвоены воспоминания из русской жизни и приурочены молитвословия, отвечавшие тогдашним потребностям. Начало XVII века было временем тяжелых испытаний для Московской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

13 января 1991 г. Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На прошлой неделе мы слышали рассказ о слепом Вартимее. Этим рассказом Церковь напоминала нам о том, что мы все слепы: не физической слепотой, а духовной; и напоминает нам, что избыть эту духовную слепоту мы можем, только если обратимся к Единственному, Который имеет власть нас исцелить, Который является светом во тьме, Который является жизнью и целостью жизни. Если мы над этим задумались (как мы должны были сделать) на прошлой неделе, то мы теперь начинаем, может быть, прозревать нечто в себе: хотя бы нашу греховность, хотя бы нашу несостоятельность, хотя бы то, что у нас голод есть, но что побеждается этот голод косностью, ленью, страхом. И сегодня, в рассказе о Закхее, мы видим, в чем заключается этот страх. Чего мы ищем больше: одобрения людей или встречи с Богом? Чего мы хотим больше: того, чтобы не стать посмешищем, чтобы никто от нас не отворачивался из-за того, что мы выбрали Бога против всего, – или хотим мы Бога любой ценой? Святой Иоанн Лествичник говорит нам, что тщеславие, то есть искание одобрения человеческого при безразличии к суду Божию, является ненавистью к Богу и трусостью перед людьми: каково наше положение? Конечно, не люди над нами смеются в обществе, в котором мы живем, не они нам страшны, но нам страшно столько в нас самих! Люди нас простят за то, что мы ищем Бога – лишь бы мы не были им вызовом и оскорблением; готовы ли мы на это? Готовы ли мы всем строем нашей жизни быть вызовом и оскорблением, готовы ли мы на это? Готовы ли мы всем строем нашей жизни быть вызовом той жизни, которую безбожный мир и каждый из членов безбожного мира, включая нас самих, строит? Готовы ли мы встретить в себе самих противоречия нашего искания Бога? Готовы ли мы отвергнуть помышления, чувства, желания, страхи, которые действуют в нас, ради того чтобы сказать: Нет! Пусть смеются надо мной люди, пусть все, что во мне есть прошлого, безбожного, чуждого Богу, восстает, а я все-таки буду искать Бога, Который единственный может быть праведным судьей надо мной... Тщеславие мы должны отринуть как отвержение Божиего суда, как отрицание права нашей собственной совести с нами говорить именем Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Праздники Господств и Богородичные те же самые у Иаковитов, что и у православных, и празднуются в те же самые дни, как у нас. Праздники в честь Апостолов, Пророков и нарочитых Святых первых веков христианства, совершаются также, как в церквах православных, но не все в одно и тоже время с нами. Кроме праздников, общих Иаковитам с православными, у них есть и особен­ные, в честь некоторых святых их церкви. Они ублажают, например, память Диоскора, Севера, Иакова Барадея, Варсума и других. Постов более продолжительных четыре: пост пред Пасхой, пост пред Рождеством Христовым, таковой же в честь Богоматери пред Ее Успением и в честь Апостолов. Все они соблюдаются строго, а особенно посты пред Пасхой и Успением. В продолжение этих постов не только не едят рыбы, но и масла. Масло разрешается только в субботу, воскресенье и дни полиелейные. В великую субботу, не бывает разрешения на сыр и яйца, как это делается у Армян. Пост пред Рождеством Христовым состоит не из 40 дней, а из 25. Но кроме означенных постов, Иаковиты имеют еще пост трехдневный. Они постятся среду, четверток и пяток, на первой неделе, по начатии у нас великопостной триоди, или на неделе мытаря и фарисея, ко­торая, по нашему уставу, есть неделя всеядная или сплошная. Этот пост называется у них постом пророка Ионы, или трехдневным Ниневитян, и есть им общий с Несторианам. Все среды и пятки считаются днями пощения; исключается из сего время пятидесятницы, т.е. от Пасхи до сошествия Святого Духа. В продолжении этих семи недель, они разрешают на мясо, но исключая и сред и пятков. В учении догматическом Иаковиты разнствуют с православными в том же в чем и все монофизиты. Они исповедуют в Иисусе Христе одну природу, но природу Еммануила, т.е. поколику в нем соединены природы Божеская и человеческая и по соединении составляют едино естество и едину ипостась, – одного Богочеловека. Евтихия, коего лжемудрование послужило основанием к такому слит­ному исповеданию двух естеств во Христе, они не только не признают православным, но и проклинают наравне с Несторием. Однако ж четвертого вселенского собора, ко­торый осудил Евтихия, а также и трех последовавших за ним, не принимают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Каноны: празднику в Триоди с ирмосом – на 6 и святому – на 8; ирмосы празднику по дважды; катавасия «Воскресения день», а святому храма канон оставляется; каноны храму Христову и Богородицы во все субботы, кроме субботы пред Пятидесятницей, вовсе не поются. По 3-й песни кондак празднику, икос и седален святому (дважды), «Слава, и ныне» – празднику; по 6-й песни кондак и икос святому. «Честнейшую» поем. Светилен святому (дважды), «Слава, и ныне» – празднику в Триоди. На «Хвалите» стихиры Триоди (со стиховны утрени) – 3 и святому – 3, «Слава» – святому, «И ныне» – празднику. Славословие великое. По Трисвятом в 4-ю субботу тропарь святому, «Слава, и ныне» – празднику, а в 5-ю субботу тропарь воскресен, «Слава» – святому, «И ныне» – Богородичен воскресный настоящего гласа. Ектения и отпуст. На 1-м часе, как и на прочих часах, тропарь празднику или воскресный в Триоди, «Слава» – святому; кондаки празднику и святому переменяются. На литургии Блаженны, песнь 9-я празднику или Неделе, и святому, песнь 6-я – по 4. По входе тропарь празднику или воскресный и святому, «Слава» – кондак святому, «И ныне» – кондак празднику. Прокимен, Апостол, Евангелие и причастен прежде празднику или Неделе, а потом и святому. Задостойник Пасхе. Если случится в субботы 4-ю и 5-ю великий святой с бдением или храмом, то служба бывает обыкновенная – попразднственная и святому, только на 6-ю субботу на «Господи, воззвах», «И ныне» – догматик настоящего гласа. На утрене канон храма не поется, исключая празднование храмовому святому. л) Служение в отдание Пасхи с полиелеем святому или бдением, или храмовому святому Во вторник вечера на малой вечерне стихиры (если совершается бдение святому) святому – на 4, «Слава» – святому, «И ныне» – дню. На стиховне стихиры святому со своими стихами, «Слава» – святому, «И ныне» – дню. По Трисвятом тропарь святому, «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря. Ектения и отпуст. На великой вечерне начало по-пасхальному и «Благослови, душе моя», «Блажен муж» – 1-ю «Славу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как правильнее поступать? По мнению И.А., нет основания отменять песнь «Видехом Свет истинный», хотя она и входит в число стихир не наступившей еще Пятидесятницы. Ведь Пасхальные песнопения: «Во гробе плотски» и «Светися, светися» произносятся же иереем на Литургиях поста и на обеих Литургиях Василия Великого на Страстной неделе неотложно («Церковный вестник», 1889 г.). О совершении водоосвящения во дни святой Пасхи Один из приходских священников Тверской епархии обратился в редакцию «Епархиальных ведомостей» с вопросом: «Следует ли на Святой Неделе во время совершения водоосвящения петь вместо «Святый Боже» «Елицы во Христа крестистеся»? и после двукратного пения «Спаси, Господи, люди Твоя», при погружении Животворящего Креста Господня, в третий раз «Христос воскресе»? Вопрошающий священник заявляет, что некоторые из его собратий по службе так делают и допускают еще иные изменения при водоосвящении в Пасху и тем вводят многих в недоумение и разномыслие. Для решения первого вопроса: «Следует ли петь вместо «Святый Боже» «Елицы во Христа крестистеся»? – должно напомнить всякому те слова, которые поются при водоосвящении перед «Святый Боже». Слова эти следующие: «Пресвятая Богородице Дево, рук наших дела исправи, и прощение прегрешений наших испроси, внегда пети нам Ангельское пение». Ангельское пение, или Ангельская песнь, – это Трисвятое. По церковному преданию, эта песнь введена Церковью в богослужение при следующих обстоятельствах: в Константинополе во время одного землетрясения при императоре Феодосии XI христиане вместе с архиепископом своим Проклом выбежали в испуге за город и там стали молиться. Во время этого молебного пения один отрок в молитвенном восхищении слышал, как на небе Ангелы Божий пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же запел Ангельскую песнь в честь и славу Трисвятого Бога – с прибавлением смиренного моления «Помилуй нас», – и землетрясение прекратилось. И с той поры эта Ангельская песнь вошла в употребление во всей христианской Церкви под более известным именем Трисвятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

§ 77. Понятие о великом посте . Постом называется воздержание от пищи, соблюдаемое согласно церковному уставу. По своей строгости и продолжительности он не всегда бывает одинаков. Пост состоит иногда в совершенном неядении в продолжение одного или нескольких дней, иногда в сухоядении, состоящем в ядении только хлеба, сухих овощей и тому подобного, иногда в ядении пищи, сваренной с маслом или без масла (елея), и иногда в ядении рыбы. С постом телесным, по учению Церкви, должен быть всегда соединяем и пост духовный, состоящий в воздержании от страстей, от всех, даже невинных, удовольствий и развлечений и, наконец, в молитве и в делах милосердия. Посты бывают однодневные и многодневные. Однодневные установлены: 1) в навечерие Крещения, для достойного приготовления к празднованию Богоявления; 2) в день воздвижения Креста Господня; 3) в день усекновения главы Иоанна Предтечи, из благоговения к великому постнику и участия к его страданиям и смерти; 4) по средам, в воспоминание предания Спасителя на страдание и смерть; 5) по пятницам, в воспоминание самих страданий и смерти Его. Впрочем, не на всякой неделе в среду и пятницу положен пост. Есть седмицы, в кои мы облегчаемся от поста: они называются, обыкновенно, сплошными. Таковых седмиц шесть в году: 1) Неделя мытаря и фарисея, третья пред великим постом; 2) Сырная или масляная седмица; 3) Светлая седмица; 4) Неделя троицкая или Пятидесятница; 5) Две недели святок. В первую из сих седмиц пост разрешается в обличение гордого фарисея, хвалившегося своим двукратным пощением в неделю; на сырной неделе – ради постепенного приготовления верующих к четыредесятнице; а в остальные четыре недели в честь празднуемых в течение их великих событий. К числу многодневных постов принадлежат посты: Апостольский, Богородичный, Рождественский и Великий. Пост Апостольский бывает перед праздником святых Апостолов Петра и Павла, 29 июня, и начинается неделю спустя после Троицына дня. Он был установлен по примеру антиохийских христиан, постившихся при отправлении Апостолов Павла и Варнавы на всемирную проповедь .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Вообще большинство секвенций замечательны тем, что они писались в те времена, в XII, XIII веках, когда европейское стихосложение только–только открыло рифму и поэтому там всё рифмуется. Кроме того, конечно, секвенция положена во время Литургии об усопших, во время Литургии, которая совершается 2 ноября, в день Всех усопших, на другой день после дня Всех Святых. Есть у Клоделя прекрасные стихи о богослужении этого дня, эmo Dies ira, конечно. И просто во время погребения, когда совершается месса о умершем, когда его хоронят, то же самое, – есть cekbehцuя Dies ira, dies illa. Она написана тоже францисканцем, непосредственным учеником святого Франциска – Томмазо да Челано (Фомой Челанским), и этот гимн тоже поётся в качестве секвенции. И, наконец, есть ещё праздник, который haзыbaemcя F? te-Dieu – это как бы повторение дня Тайной Вечери, но только не во время поста, а уже после Пятидесятницы, в четверг, на второй неделе после Пятидесятницы, его латинское название – Corpus Christi, праздник Тела Христова. Этот праздник зачастую теперь переносится на воскресенье, второе после Пятидесятницы. По той причине, что все работают и в будни никто не может приходить в церковь, богослужебные торжества приходятся теперь, в основном, на воскресные дни. А раньше это был четверг. В этот день поётся замечательный ruмh Laude, Sion, Salvatorem, который написал Фома Аквинский: Сион, восхвали Спасителя. Ну вот и все секвенции в честь святых, в честь других праздников. Если взять многотомный Аста Sanctorum, в который были собраны в XVIII веке не только жития святых, но и песнопения в честь святых, можно найти десятки, если не сотни секвенций в честь разных святых и праздников, но они ушли в прошлое, они сегодня уже не звучат, это рудимент средневековья. И более того, даже в музыкальных текстах их уже почти нет, то есть они были когда-то в XII, XIII веках, их было много, а к эпохе Тридентского собора, к XVI веку, они почти все уже вышли из употребления. Замечательная cekbehцuя Smabam Mater dolorosa eщe раз прозвучит полностью в качестве секвенции, тоже перед Евангелием, 15 сентября, потому что 15 сентября праздник Семи скорбей Богородицы повторяется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Событие празднуется в шестое воскресение великого поста. 9) Пасха, праздник Воскресения Христова. Это есть праздников праздник, предначатие вечного праздника, вечного блаженства, это есть тот день, когда Спаситель восстал из гроба, одержав победу над смертью и адом, и положил начало нашему блаженному воскресению. Праздник Пасхи празднуется не в одно и тоже число, а переходит с одного числа на другое, начиная от 22 марта до 25 апреля, почему и называется переходящим. 10) День вознесения Господня на небо. Господь Спаситель, по воскресении, являлся ученикам Своим, чтобы уверить их в истине Своего воскресения, и продолжал учить их тайнам царствия Божия. В сороковой день Он вознесся на небо и воссел одесную Бога Отца. Этим Он прославил наше человеческое естество. Своею Божескою славою и ходатайствует за нас пред Отцем небесным. Этот праздник празднуется в сороковой день после Пасхи, и именно в четверг на шестой неделе. 11) Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Святого Духа и купно в славу Пресвятыя Троицы. Еще прежде Своих страданий Господь обещал ниспослать Своим ученикам Святого Духа ( Ин.14:16 ), а пред Своим вознесением велел им оставаться в городе Иерусалиме, пока они не будут облечены силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот в десятый день, а по воскресении Христовом в пятидесятый, Дух Святый сошел на Апостолов в виде огненных языков; почему праздник и называется днем Пятидесятницы. А так как с сошествием Св. Духа на Апостолов яснее открылось таинство Св. Троицы, Дух Святый сошел от Бога Отца ради крестных заслуг Сына Божия, то день Пятидесятницы иначе называется Троицыным днем, а следующий за ним день посвящен во славу Пресвятого Духа, почему и называется Духовым днем. Дух Святой укрепил Апостолов на их служение и с того времени до ныне сообщается и всем истинным христианам в таинствах Церкви. Событие празднуется в Пятидесятый день после Пасхи. Кроме праздников в Православной Церкви, как мы сказали, братие, установлены еще посты, под которыми разумеется воздержание от известного рода пищи и в известное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

50. Беседа с афонским старцем о величии и интонации Иисусовой молитвы. 51. Взгляд на евреев. 52. Подходя к Почаеву, встреча с солдатом и его откровенность о адских мучениях. 53. Неожиданный сопутник и толкование Евангелия. Рассказы при шестом свидании 54. Чудотворное происшествие от Евангельской книги. 55. Тайна спасения, состоящая в частости молитвы. 56. Доказательства, что всем и везде можно молиться. 57. Каким образом при развлекающих занятиях сохранять присутствие Божие. 58. Возражение против устной и частой Иисусовой молитвы и опровержение оного. 59. О могущественной силе молитвы. 60. Средства и способы, возбуждающие прилежность к молитве. 61. Позволительно ли желать услаждения и награды за добродетель. Рассказы при седьмом свидании 62. О прелести или самообольщении. 63. О безвидии при молитве. 64. О унынии. 65. О пользе безмолвия. 66. О молитве за ближних, живых и усопших. 67. Форма молитвы. 612 9 Описание странника восходит к описанию старца Василиска, которое AT составил в феврале 1850 г.: «Наружный его вид: росту он был среднего, сух телом, однакож мускулист; волосы имел русые, бороду небольшую, но окладистую; лице несколько кругловатое; лоб возвышенный, нос не велик и широковат; видом был приятен; жил более 80 лет; темперамента был сангвинического и весьма чувствителен» (Муз-9265. Л. 247). 13 Название рассказа добавлено позднее другими чернилами. Пант-141: Рассказ крестьянина-христианина. В Мух-293 название рассказа отсутствует. 14 В русской церковной традиции XIX в. «Троицыным днем» (днем Святой Троицы) назывался праздник Пятидесятницы. 15 1Фес.5:14–23 . Согласно принятому в Русской Православной Церкви распорядку богослужебного чтения Священного Писания в 24-ю неделю (воскресенье) читается 221-е «зачало» ( Еф.2:14–20 ), а 273-е «зачало» читается в субботу 32-й седмицы (недели) после Пятидесятницы. Однако тексты из Первого послания к Фессалоникийцам читаются на богослужении в седмичные дни 22-й и 23-й недель после Пятидесятницы, что могло быть причиной отнесения заключительной части этого послания к 24-й неделе (воскресенью).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010