X. Приход, Состав прихода. Причт. Жалованье. Разборка Благовещенской церкви н перевод прихода к монастырской Скорбященской церкви XI. Подмонастырная слобода. Загородное положение Монастыря. Бытовые черты жизни в слободе. Управление и надзор XII. Кладбище. Воспрещение погребать иноврцев. Взносы за погребальные места. Лазаревское кладбище. Погребения в Благовещенской каменной церкви I. По расписанию, приведенному в «Описании Петербурга» Рубана, Богослужение в Александро-Невском Монастыре совершалось ежедневно и начиналось в следующие часы. Всенощные с 31-го августа начинались в 4 часа дня, с 21-го апреля в 7 часов, с 15-го мая в 8 чаеов, с 15-го июля по 30-е августа снова в 7 часов; в праздник Рождества, в Великие Пяток и Субботу – в 3 часа, в праздник Пасхи – по особому распоряжению и пушечному выстрелу, во время высочайшаго присутствия в столице, а во время отсутствия – в 2 часа по полуночи. Литургии начинались в 9 часов утра, исключая следующие дни: в день святого Александра Невского – в 6 часов, в день Пасхи, Преполовения, 1-го августа и в неделю Православия –7 часов утра, в прочие дни Пасхальной седмицы – 8 часов, Великий Четверток, день Пятидесятницы, Новый Год и преждеосвященные литургии – в 10 часов, 24-го декабря и 5-го января – в 1 час дня, в Великую Субботу – 2 часа дня. Вечерни в простые и полиелейные дни начинались с 1-го октября в 3 часа, с 15-го февраля в 4 часа, с 15-го мая в 5 часов, с 15-го июля по 1-е октября в 4 часа, исключая дни: святой Пасхи – 3 часа, канун Рождества и Богоявления и Великий Пяток – 2 часа. Утрени в простые и полиелейные дни начинались с 1-го сентября в 5 часов, с 1-го апреля в 3 часа. Часы – в среду и пяток на Сырной неделе в 10 часов утра, в Великий Пост в 10½ часов, пред Рождеством, Богоявлением и в Великий Пяток в 9 часов 3700 . 29-го августа 1743-го года в Святейшем Синоде получен был в третьем часу дня высочайший указ, от того же числа, о том, что «есть Ее Императорского Величества намерение, для украшения службы Божией и обрядов церковных, уставить крестное хождение в Невский Монастырь из церкви Казанской Пречистой Богородицы и оному начало учинить завтра, на праздник перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, – того для Ее Императорское Величество о том Своего Величества намерении от Святейшего Синода изволить требовать мнения на письме: первое, о пристойности того дела и другое, каким порядком оной церемонии быть, дабы Ее Императорское Величество могли оное узаконить». Во исполнение высочайшего указа, Святейший Синод подал Государыне всеподданнейший доклад:

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

71 Ср.: “Мы воспрещаем удовольствия, посредствуемые и чувствами зрения и обоняния, дабы через оные, незаметно для самих себя, как бы через незапертые какие двери, не открыть чувственности доступа в душу”. – Климент Александрийский . Педагог. М., 1996. С. 165. 72 См. Ин 5:1–16 . “Об этом событии повествует только св. Иоанн, сообщающий в своем Евангелии о каждом приходе Господа в Иерусалим на праздник. В данном случае не ясно, на какой именно праздник пришел Иисус в Иерусалим, но всего достовернее, что это был праздник Пасхи или Пятидесятницы”. – Архиепископ Аверкий. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М., 2000. С. 109. 73 Это несколько парадоксальное выражение указывает на некоторую возможность ведения, которая пока остается нереализованной. 74 Хотя святитель Феолипт оказался в Константинополе только на Неделю о самаряныне, он произносит свое оглашение как бы “ретроспективно”, посвящая его Неделе о расслабленном. 75 Ср. толкование: “Какой праздник, Евангелист не называет; поэтому составилось несколько различных мнений. Более распространенное ныне то, что это был праздник очищения (Пурим), и основывается оно на следующих хронологических указаниях самого Евангелия Иоаннова: в Сихеме Господь был около времени посева, в ноябре-декабре (4:35); в 4-м ст. 6-й главы говорится, что приблизился праздник Пасхи, значит праздник, о котором говорится в рассматриваемом стихе, должен быть один из праздников между декабрем и Пасхой (в марте-апреле) и это вероятно праздник Пурим, приходившийся в марте (15 Адара, ср. Есф 9:21 ). – Златоуст, Феофилакт и Евфимий Зигабен полагают, что это праздник Пятидесятницы; другие указывают на другие праздники. Но вероятнее всего, что это праздник Пасхи (так из древних Ириней и Евсевий)”. – Евангелие от Иоанна на славянском и русском наречии. С предисловиями и подробными объяснительными примечаниями архимандрита Михаила (Лузина) . М., 1874. С. 171–172. Святитель Феолипт в данном вопросе, как это видно, примыкает к святителю Иоанну Златоусту , блаженному Феофилакту и Евфимию Зигабену .

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

2) чтобы самих себя наказать за свои грехи с целью покаяния; 3) чтобы духовно сосредоточиться в молитве и подготовиться к принятию Св. Таин и к прославлению великих праздников. 841. Какая продолжительность постов? По продолжительности посты бывают однодневные и многодневные. 842. Какие посты однодневные? Однодневные посты: 1) накануне праздника Богоявления, или Крещения Господня (5 января); 2) в день усекновения главы Иоанна Крестителя (29 августа); 3) в день Воздвижения Креста Господня (14 сентября); 4) в течение всего года в среду и пятницу. 843. Почему мы постимся по средам? Мы постимся по средам потому, что в этот день Иуда предал Христа. 844. Почему мы постимся по пятницам? По пятницам мы постимся потому, что в этот день Христос умер за нас на Кресте. 845. В какие седмицы (недели) среда и пятница не являются постными днями? Среда и пятница не являются постными днями: 1) в седмицу перед Неделей мытаря и фарисея; 2) в седмицу после праздника Воскресения Христова; 3) в седмицу после Троицы; 4) от Рождества Христова до 4 января. 846. Какие посты бывают многодневными? Следующие посты многодневные: 1 . Рождественский, или Филипповский, пост от 15 ноября до Рождества Христова. 2 . Великий пост начинается с понедельника по Неделе сыропустной до Пасхальной заутрени. 3 . Петровский пост начинается с понедельника после Недели всех святых, т. е. после первого воскресения по Пятидесятнице до 28 июня включительно. 4 . Успенский пост перед праздником Успения Божьей Матери, от 1 до 14 августа включительно. Пояснения: 1 . Если в наше время люди почти не постятся, это означает большой упадок веры. Христос строго постился, прежде чем начал Свое искупительное служение; сделал же Он это потому, чтобы показать нам пример, так как пост не имел для Него такого значения, как для нас. Постились также апостолы и первые христиане ( Деян.13:3 ). Христос настаивал на необходимости молитвы и поста и пояснил, что много великих и необыкновенных дел можно совершить только молитвой и постом ( Мф.17:21 ). Истинные христиане, следуя примеру Христа, с любовью и добросовестно во все времена сохраняли и сохраняют посты. Так, Ян Амос Коменский в своем Символе веры придавал большое значение постам. Возобновление постов не только желательно, но и необходимо, и если это совершится, то это будет означать, что вера в сердцах людей воскресает. Присоединитесь к тем, кто посты соблюдает. Пост является могучим средством христианской дисциплины для укрепления силы воли, для победы над своими привычками и для духовного усовершенствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

– У меня в городе дело было. – Но там ваше личное, здесь служебное. – Конечно, я не прочь… – и пошел было. Я сказал лишь: «Следовало бы вам не браться за эту службу, коли не чувствуете способности и охоты к ней. Больше мне с вами говорить нечего». И указал ему дверь, чтобы избавиться от дальнейших его грубостей. 6/18 мая 1896. Понедельник. Сегодня утром предложил Емильяну Хигуци быть «кочёо» вместо Кавамото. К сожалению, не может тотчас же принять школу: должен отправиться на днях в Исиномаки по воинскому призыву. В Посольстве был молебен, ибо сегодня день рождения нашего Государя. Возвращаясь из Посольства, должен был в одной улице ждать проезда Императрицы, которая была в Женской учительской школе и как раз в это время проезжала обратно. 7/19 мая 1896. Вторник. У учеников была рекреация; ходили в Асукаяма, куда им и обед возили; я дал на чай там 3 ены. Вернулись в седьмом часу. В Женской школе отказались от рекреации, предпочитая иметь ее на будущей неделе, в день рождения Императрицы. Мы с Накаем переводили молитвы вечернего богослужения Пятидесятницы. 8/20 мая 1896. Среда. После обеда учителя-академисты и все ученики ходили на кладбище отслужить панихиду по учителе-академисте Клименте Намеда, умершем в прошлом году в этот день. Вечером, с шести часов, была всенощная с величанием Святителю Николаю. Пели оба хора, из которых правый иногда разнил: не было регента Алексея Обара; и не дай Бог исполниться опасению, что он уже и не будет. Сегодня именно он отправился в Боосиу по совету доктора: болен чахоткой, худой, как скелет; если умрет – беда для хора: он единственный из японцев, могущий управлять хором; у всех прочих хор расползается на простом «Сю аваремеё». 9/21 мая 1896. Четверг. Праздник Святителя Николая. С семи часов литургия, отслуженная мною и о. Романом с диаконом Стефаном Кугимия. На молебен выходили и другие. Потом поздравления. Дано по 5 ен на школы мальчиков и девочек, и в обеих делали «симбокквай». Священнослужащие же, учителя и другие, приглашены были одни на завтрак, другие на обед, в двенадцать за столом; больше, чем на двенадцать, никак нельзя приготовить на кухне. Русские поздравители, из Посольства, были в третьем-четвертом часу. В это же время заявился один старик-японец, семидесяти четырех лет, из Хизен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Стиховны или на стиховне. Стихиры вечерние и утренние см. Стихиры. Стиховными называются 1) потому, что стихи перед этими стихирами всегда полагаются различные, приличные празднуемому торжеству, а не одни и те же; 2) так как на литии стихиры пелись без стихов, а на стиховне, после литии, они поются со стихами, то для различия от тех стихир они и называются стиховны. (Нов. Скр. стр. 113.). Стихословие – стихология. Так называется пение псалтири, т. е. псалмов по стихам на обоих клиросах. Кедрин (церковный историк) в истории 4-го века пишет: в 23 лето царствования Константина, Флавиан епископ Антиохийский, разделив лики певцов, первый научил попеременно петь Давидово псалмопение, т. е. стихословить, или петь каждый стих раздельно по одному каждым ликом. Страстотерпцы. Тоже что Мученики. (См. это слово). Столпы Евангелия. Это расписание утренних воскресных евангелий на целый год, и в тоже время указание гласов Октоиха, в котором (указании) определено, в какую неделю какой глас петь. Первое воскресное утреннее Евангелие читается во 2-ю неделю по Пятидесятнице, и бывает тогда 1-й глас. По прочтении 8-го утреннего воскресного Евангелия и по окончании 8-го гласа на 2-й неделе в 10-ю неделю читается 9-е воскресное утреннее Евангелие и повторяется 1-й глас, так как гласов восемь, а Евангелий утренних воскресных 11. Столпы эти всегда и печатаются при Евангелиях (Слов. свящ. В. Михайловског о), т. е. книгах Богослужебных под сим названием. Столпники. Из св. преподобных иноков особенно удивляют своими святыми подвигами Столпники, кои, горя любовью к Богу и ища особых подвигов благочестия, служили или предстояли Богу на столпах. (Дни Богослуж. Дебольского). Столп, на котором подвизался св. преподобный Симеон, столп, построенный им самим, был так тесен, что в хижине, на нем бывшей, лежать можно было только в согбенном положении. Особенно знаменитые св. столпники: Симеон (1-го сентября), Даниил (11 декабря) и русский Никита, Переяславский чудотворец (21 мая.). Суббота (еврейское слово – отдых, прекращение работ) седьмой день недели. Это день, в который после шестидневного творения Бог почил от всех дел Своих, яже сотвори, и который Он благослови и освяти ( Быт.2:2–3 ), – и вообще – первый по времени праздник в жизни человечества. У евреев закон о праздновании субботы был так строг, что за нарушение его назначена была смертная казнь ( Исх.31:15 ). По воскресении Христа Спасителя суббота уже не празднуется, как у евреев, а это празднование перенесено на день воскресения Христа Спасителя. День, заменивший еврейскую субботу, зовется воскресным днем или воскресеньем. Но и суббота, в уважение древности ее празднования, отличена от прочих дней седмицы особенностью Богослужения и особенно запрещением или ослаблением поста в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Кажется, святитель Августин Гиппонский говорил, что делами воскресного дня могут быть только дела благотворительности. С его позицией перекликается афоризм Н. Бердяева: «Хлеб для меня — проблема экономическая, а хлеб для другого — проблема этическая». Иными словами, в воскресные и праздничные дни прилично, если христианин оставляет все, что касается его лично, и занимается тем, что касается других людей. В любом случае для душевного здоровья личности весьма полезно, чтобы один день в неделе был «не таким, как прочие». Следом за воскресеньем идут дни великих праздников, в которых Церковь воспоминает и актуализирует события нашего спасения (даты их даем по Минее, т. к. так, как им назначено празднование по литургическому порядку, а располагаем их не по порядку в годовом круге, а по порядку совершавшихся в истории событий): Благовещение (25 марта). Рождество Христа (25 декабря). Обрезание (1 января). Сретение (2 февраля). Крещение (6 января). Преображение (6 августа). Вход в Иерусалим на страдания (последнее воскресенье перед Пасхой). ПАСХА. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА (1-е воскресенье после 1-го полнолуния, следующего за весенним равноденствием 22 марта). Вознесение (40-й день от Пасхи). Пятидесятница. Сошествие Святого Духа (50-й день от Пасхи или 8-е воскресенье пасхального цикла). Крестовоздвижение (14 сентября — день выноса креста на поклонение паломникам, прибывающим в Иерусалим по случаю престольного праздника храмового комплекса в Иерусалиме, отмечаемого 13 сентября). Эти господские праздники отражают важные события в истории нашего спасения. Также существует целый цикл праздников Богородицы: Зачатие Приснодевы (8 декабря), Рождение Марии (8 сентября), Ее посвящение, или Введение во Храм (21 ноября) и Успение (15 сентября). А также целый цикл местночтимых праздников в честь Её икон и тех или иных событий, связанных с Её молитвенным заступничеством. Все эти праздники несут в себе свои назидательные истории, однако в «ранге» они стоят несомненно ниже воскресных дней и Господских праздников.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

В летнее время С 21-го апреля по 15-е число мая – в 7 часов пополуночи. С 15-го мая по 15-е число июля – в 8 часов. С 15-го июля по 30-е августа – в 7 часов. 4) К литургиям в простые и полиелейные, воскресные и праздничные дни во весь год благовест производить в 9 часов пополуночи, выключая нижеозначенные. В Великий четверток – в 10 часов пополуночи. В Великую субботу – в 2 часа пополудни. В день святыя Пасхи – в 7 часов, в прочие же тоя седмицы дни – в 8-м часов пополуночи. В день святыя Пятидесятницы – в 10 часов. В 1-е число января – в 10 часов. В день Преполовения, 1-го числа августа и в Неделю Православия – в 7 часов. В день св. Александра Невского – в 6 часов (Ныне, по указу, бывает в обычное время). 24-го декабря и 5-го числа января – в 1 час пополудни. К литургиям преждеосвященным – в 10 часов пополуночи. К часам На сырной Неделе в среду и пяток – в 10 часов ь пополуночи. Во весь Великий пост – в половине 11-го часа. Пред Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий пяток – в 9 часов утра. В книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе в Москве», находится следующее указание того, «в какие часы, которого дня чрез весь год к вечерням, утреням, всенощным, литургиям и часам благовест производится»: В Неделю святыя Пасхи К утрени – в час пополуночи. К литургии – в шесть часов пополуночи. К вечерне – в три часа пополудни, В прочие дни Пасхи К утрени – в три часа пополуночи. К литургии – в семь часов пополуночи. К вечерне – в четыре часа пополудни. От Недели Фомины до 15-го августа Ко всенощным – в восемь часов пополудни. К утреням – в два или три часа пополуночи. К литургиям – в восемь или девять часов пополуночи. Когда ход со кресты – в семь часов пополуночи. В день Пятидесятницы – в десять часов. К вечерням – в четыре часа пополудни. От 15-га августа до Недели Пасхи. Ко всенощным – в двенадцать часов или в два часа пополуночи. К утреням – в два часа пополуночи. В зимнее время – в три или четыре часа пополуночи. К литургиям – в восемь или девять часов пополуночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вместе с Пасхой приближается весна, а там и лето. Бог даст снова увидимся. С. был у меня и говорил, что общение с Вами ему много дало. Помните, что за периодом испытаний всегда настает период света. Если трудно соединить боль с мыслью о Страстях — просто просите о терпении, как камне, на котором стоим. Господь да хранит и укрепит Вас. Ваш пр. А. Мень P. S. Noлyчuл сейчас письмо от Вас. Пишите  без Павла. СЧ. будет. ====================================== 21/IV 78 Дорогой о.А.! Несколько слов — не только Мар. Егип. побуждает (согласно постовой памятке) каяться за всю жизнь, но и вступление в 9-й десяток, которого жду через день. Поэтому — простите, т.к. возможно, что письмо получите в дни пасхальной радости... ну, может быть, немного все же раньше. Боли у меня почти постоянные, но не самые сильные по типу и интенсивности, иногда даже и проходят, так что даже могла бы (и в минуты духовного просветления так и делаю) говорить словами М. Волошина — «Ты Божий бич — приветствую тебя!» То ли еще я заслужила! Жжет совесть — как могла я «уйти», блуждать, еще чем-то (и кем-то!) увлекаться после последней исповеди у о. С., после явления Света Невечерняго!!! Оправдание — ужасающая церковная жизнь в то время в Ч. С . Р .  (как-нибудь расскажу, если хотите) — но оправдываться этим нельзя. Спас меня тогда возраст. Погубил — нигилизм, темперамент. А ведь я должна была бы эту последнюю исповедь перечитывать ежедневно, а я просто о ней и забыла, пока вот на ваших глазах — не пришли в мои руки все эти бумаги... Не помню — давала ли я ее в материалах, но хочу Вам здесь ее конец переписать (простите!): «...есть ли у тебя в какой-то степени или виде молитва: “ей гряди”, как разговор со Христом и предстояние Ему и невозможности и нехотению жить без Него и помимо Него? Есть ли это? Ведь м. б. и было, только не в сознании... Тоже еще нет, до Пятидесятницы... Она  всегда должна быть. Пусть начнется, сие и буди, буди...» Вот и все пока. (А начать вроде могу только сейчас!..) В посту все же удалось один раз причаститься — на первой неделе (суб.) Потом в «субботу акафиста» — опять решила идти, хоть бы и было больно, и все, слава Богу, прошло благополучно. И завтра надеюсь снова пойти, и тогда опущу это письмо, чтоб получили еще до Пасхи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=115...

В таком случае, у большинства христиан Дух наверняка дополняет то, что не может сделать одна вода сама по себе, и дополняет всю оставшуюся жизнь, часто попуская скорби и испытания для тех, кто желает родиться свыше. Жизнь христианина – своего рода и есть эти муки рождения! Муки в том числе от этой жажды «воды живой», которой чаще всего в нашей жизни не достаёт. Продвигаясь дальше к празднику Пятидесятницы, церковный календарь делает специальную остановку на половине срока от Пасхи до ниспослания Святого Духа на апостолов, отмечая её специальным праздником Преполовения, где тема воды и Духа звучит с еще большей силой. Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе . Преполовение Пятидесятницы, псковская икона, XVI в. В отрывке из Евангелия от Иоанна, приуроченном к этому дню, речь идёт, впрочем, о празднике Кущей, который совершался значительно позднее Пятидесятницы: «В половине праздника вошел Иисус в храм и учил» (Ин. 7, 14 и далее). Это предвкушение того, что Иисус скажет несколькими днями позже (такие праздники согласно ветхозаветным установлениям длились 7 дней): «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7, 37-39). Тема этой же воды живой затрагивается и в следующем воскресенье после праздника Преполовения (Неделе о Самарянке, см. Ин. 4, 5-42). Простая некнижная женщина из враждебного иудеям племени самарян не может, естественно понять, о какой воде говорит ей Иисус, у неё же вдруг попросивший «дай Мне пить», использовав эту просьбу у колодца Иакова как повод для важного разговора, для благочестивых иудеев, в том числе спутников Христа, к тому же совершенно немыслимого. В такой жаркой стране, как Палестина, где по полгода не бывает дождей, всякая вода, преимущественно проточная, есть важнейшее условие для жизни, она же и есть вода живая, животворящая! Но не мог понять и ученый фарисей Никодим: как можно родиться заново от воды и Духа…

http://pravmir.ru/zhazhdushhuyu-dushu-mo...

Увидев Иисуса, подобно царю, шествующего в Иерусалим, народ подумал: «Это – обещанный Мессия. Он, верно, идет объявить себя царем в Иерусалиме». И одни начали постилать свои одежды по дороге, другие резали ветви с дерев и держали их в руках или бросали на дорогу, и все громко кричали: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!» По примеру евреев, встречавших Иисуса Христа с ветвями пальмы в руках при торжественном входе Иисуса Христа в Иерусалим, и мы в этот праздник за всенощной держмт вербу в руках, и самый праздник называется у нас Вербным воскресеньем, или неделей ваий, т. е. веток. Вознесение Господне на небо совершилось в сороковой день после Его воскресения. Так обыкновенно и празднуется оно – в четверг на шестой неделе после Пасхи. По воскресении Своем Господь Иисус Христос сороке дней пребывал на земле, являясь ученикам, особенно апостолам, и уча их, как им действовать в деле распространения веры Его на земле после вознесения Его на небо. В сороковой день, когда все апостолы были в Иерусалиме, Иисус Христос явился им в последний раз и сказал: «Вот Я пошлю на вас Духа Святого, вы будьте здесь в Иерусалиме, пока не получите Его». Потом вывел их из Иерусалима и, когда взошли они на гору Елеонскую, или Масличную, поднял Свои руки и благословил учеников. И когда благословлял, то стал подниматься выше и выше к небу. Явилось светлое облако и совершенно скрыло Господа из вида учеников. Он вознесся на небо к Богу Отцу Своему. Апостолы долго смотрели на небо. Наконец явились им ангелы и сказали: «Что вы смотрите? Иисус Христос уже вознесся на небо и по времени Он опять так же, как вы видели Его идущего на небо, сойдет, чтобы произвести суд над родом человеческим». Тогда апостолы поклонились Господу и возвратились в Иерусалим с радостью и стали ждать сошествия Святого Духа на них. Праздник Пятидесятницы, или Троицын день, бывает в восьмое воскресенье, в 50-й день после Пасхи, отчего и называется Пятидесятницей. Господь Иисус Христос, совершив дело спасения рода человеческого Своим учением, страданиями, смертью, воскресением и вознесением, долженствовал закончить оное посланием с неба от Своего Отца Духа Святого, который помогал бы верующим в спасении их душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010