Что касается до святителей и преподобных, то памятей их довольно в месяцеслове, но преподобных сирийских из книги: История боголюбцев Феодорита Кирского , не имеется. Всех праздничных памятей, которым показаны службы в синаксаре, имеется не менее 130, из них 18 памятей местные константинопольские, которым нет служб в других синаксарях: это землетрясения, избавления от врагов, обновление храмов и памяти некоторых патриархов константинопольских. Таким образом общих праздников и памятей святым насчитывается более 110. Это очень довольно по тому времени, судя по другим месяцесловам того времени. К сожалению, как сказано, заглавие (начало) синаксаря или типикона не сохранилось; в нем синаксарь предшествует триодному уставу; триодный устав озаглавливается: канон ( κανν) чтений св. Божией великой церкви Деяний апостольских пророческих и каждого последования ( κολουθας) от недели предмясопустные до Пятидесятницы (то есть от недели о блудном сыне, о неделе о мытаре и фарисее не говорится). Затем следуют зачала апостола и евангелия по субботам и воскресеньям от Пятидесятницы до педели о блудном сыне, но обрываются на 30 неделе (далее не изданы). Относительно служб в изданном типиконе по Патмосской рукописи указываются: тропарь дня, иногда он весь приводится, за тем литургийный прокимен, начало апостола, аллилуия и стих, евангелие с показанием главы (отличным от нынешнего) и с начальными словами и наконец причастен. Вообще указания, кроме тропаря, делаются одни литургийные и только в великие праздники: Воздвижение животворящего креста, Рождества Христова, Богоявление и Благовещение службы показываются пространнее, также на крестные ходы и литии вне храмов по случаю землетрясений, избавления от врагов, при чем обыкновенно служил сам патриарх; о стихирах и канонах на утрени и вечерни нет и речи. Правил монашеской жизни, конечно, нет. Дни, в которые показаны службы в этом типиконе праздничные, нами извлечены и этот собственно служебный (праздничный) синаксарь издан в приложении 2. Из него видно, что в служебном отношении этот типикон во многом не мог быть исполняем в других церквах; в нем довольно служб частных, к Константинополю только относящихся. Поэтому служебный синаксарь этого устава должен быть переделываем и действительно переделывался для употребления в других церквах, но главные общецерковные праздники и памяти великих святых естественно совершались вообще согласно с уставом Великой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Из сказанного раньше видно, что в последовательном развитии церковного строя по образцу гражданского деления империи произошел разлад. Понятие диэцеза не нашло здесь применения, так как диэцезальный строй был уничтожен в зародыше вследствие развития патриархатов. Получилось такое положение дел, что диэцезы не имели значения в церкви и заменены были патриархатами. Но это ничего не говорит о крепости той единицы церковного союза, которую представляет митрополия; епархия могла бы быть крепка как в церковном, так и гражданском отношении. Однако и здесь не обошлось так. Оказалось, что она не могла выдержать хода истории. Проверка жизненности этой формы церковного союза возможна на двух пунктах: во-первых, насколько епархия заявила себя активным участием в церковной жизни; во-вторых, насколько она сама по себе была крепка. 1) Важной стороной митрополитанского строя были епархиальные соборы. Митрополит мыслился действующим совместно со своими епископами суффраганами (παρχιται). Апостольское правило 37 (36, 38) устанавливает два собора в год (на четвертой неделе пятидесятницы и 12 октября). Никейский собор правилом 5 (перед четыредесятницей и осенью) и Антиохийский правилом 20 (на четвертой неделе пятидесятницы, т. е. после третьей недели пасхи, и 15 октября) подтверждают это требование. Но правило 19 собора Халкидонского звучит уже диссонансом. До слуха отцов Халкидонского собора дошло, что в некоторых епархиях (ν τας παρχαις) не было установленных ежегодных митрополичьих соборов, вследствие чего в делах церковных произошел застой. Халкидонский собор постановляет, чтобы соборы епископов обязательно созывались дважды в год (срок не назначается) в том городе, который назначит митрополит, и полагает братский выговор (δελφικς πιπλττεσθαι) тем из епископов, которые без уважительной причины не явятся на соборы. Но халкидонское правило не могло уничтожить начавшегося непорядка, и из 123 (155) новеллы (546 г.) Юстиниана мы узнаем, что и через сто лет после собора печальное явление повторялось очень часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Но это ничего не говорит о крепости той единицы церковного союза, которую представляет митрополия; епархия могла бы быть крепка как в церковном, так и гражданском отношении. Однако и здесь не обошлось так. Оказалось, что она не могла выдержать хода истории. Проверка жизненности этой формы церковного союза возможна на двух пунктах: во–первых, насколько епархия заявила себя активным участием в церковной жизни; во–вторых, насколько она сама по себе была крепка.  1) Важной стороной митрополитанского строя были епархиальные соборы. Митрополит мыслился действующим совместно со своими епископами суффраганами (παρχιωται). Апостольское правило 37 (36, 38) устанавливает два собора в год (на четвертой неделе пятидесятницы и 12 октября). Никейский собор правилом 5 (перед четыредесятницей и осенью) и Анти–охийский правилом 20 (на четвертой неделе пятидесятницы, т. е. после третьей недели пасхи, и 15 октября) подтверждают это требование. Но правило 19 собора Халкидонского звучит уже диссонансом.  До слуха отцов Халкидонского собора дошло, что в некоторых епархиях (εν τ α Τ ς παρχαις) не было установленных ежегодных митрополичьих соборов, вследствие чего в делах церковных произошел застой. Халкидонский собор постановляет, чтобы соборы епископов обязательно созывались дважды в год (срок не назначается) в том городе, который назначит митрополит, и полагает братский выговор (δελφικς πιπλττεσ–θαι) тем из епископов, которые без уважительной причины не явятся на соборы.  Но халкидонское правило не могло уничтожить начавшегося непорядка, и из 123 (155) новеллы (546 г.) Юстиниана мы узнаем, что и через сто лет после собора печальное явление повторялось очень часто. В новелле настойчиво требуется, чтобы епископы собирались однажды или дважды в год (срок не назначен), и указывается на опущения в делах церковных, как результат того, что епископы под различными предлогами уклонялись от соборов. Через двадцать лет, в 137 (174) новелле (565 г.) того же Юстиниана, мы опять наталкиваемся на то же явление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Типикон же Филофеевского монастыря указывает чтение «Слова» в честь Пресвятой Богородицы: «Начинается чтение так: „Слово на праздник Пресвятой Владычицы нашей Богородицы " », – хотя чин агрипнии в типиконе изложен применительно к совершению его под воскресенье 543 . Типикон Костамонитского монастыря не устанавливает определенных чтений, полагая это на усмотрение екклисиарха: «Канонарх, сказав „Аминь», читает положенное екклисиархом чтение» 544 . Такое разнообразие в смысле содержания великого чтения отмечает Григорович-Барский. Так, о чтениях в лавре преп. Афанасия Афонского он говорит, что там «на бдениях бывают чтения четыри: первое чтет канонарх, от жития или похвалы празднуемаго, по совершении вечерны; второе чтет честнейший кто, по первой кафисме, от оставлшагося преждняго поучения; третие, по полиелеи, еще знаменитшое лице, си ест кто от проигуменов; четвертое сам игумен, по третей песны канона. Синаксар же, по 6-й песны, не посреде церквы, но на на-лойцы клироса от канонарха чтется. В неделы же, по троичных, 1-е чтение чтет канонарх, от толкованного апостола; 2-е чтение инный, по первой кафисме, или от жития празднуемаго святаго, или от беседы Златоустаго, толкующой Евангелие, по рядной неделы; 3-е кто от соборных, от тогожде оставлшагося слова, абие по ипакои, пред антифонамы; 4-е первенст-вуяй кто, такожде от оставлшагося поучения, по 3-й песны… По неделям же Великаго поста чтения бывают 4: два от Шес-тодневия святаго Василия, а два последи торжественна, по рядовой неделы… Наченши же от Фоминой неделе, по всем не-делямь, даже до Пятидесятницы, чтения 4: от Деяний св. Апостол, Евангелия Иоанна толкованного, два от Евангелия рядовой недели, си ест от бесед на рядовое Евангелие» 545 . В Иверском монастыре, по тому же Григоровичу-Барскому, «чтения употребляют сия: в Великую Четиредесятницу, по неделям, чтется на утрени Шестодневие от Златоустаго на пред-нихь двох чтениях (кроме первой неделе), …в недели же по Воскресении Христовом, даже до Пятидесятницы, на первом чтении от Деяний Апостольских толкованих, на прочих же триехь от толкования рядоваго Евангелия; в прочия же неделы и дны вся неотменно, якоже и в лавре» 546 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Ее-то и разумеет Православная Церковь , когда научает нас петь при водоосвящении: «Внегда пети нам Ангельское пение». Песнь «Христос воскресе» нигде не называется Ангельской песней. Поэтому совершенно напрасно некоторые священники заменяют во время освящения воды на Святой Неделе эту Ангельскую песнь словами Апостольскими: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Но говорят: «На Литургии во всю пасхальную Неделю вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». Что на Литургии в течение пасхальной недели Трисвятое заменяется словами Апостольскими, на это есть, или, вернее сказать, были свои уважительные причины. В древности накануне праздника Пасхи, а также накануне праздников Пятидесятницы, Рождества и Крещения Господня и в Лазареву субботу совершалось крещение оглашенных, которые во всю Святую Неделю, а равно и в праздники Пятидесятницы, Рождества и Крещения Господня и в Лазареву субботу приобщались вместе с верными Пречистых Тайн Христовых. Святая Церковь , разделяя с ними их высокую и чистую радость и вместе с тем научая их, какой великой милости они сподобились через Таинство Крещения, и узаконила петь в эти дни, вместо Трисвятого, или Ангельской песни, слова Апостола «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», – те самые слова, кои оглашенные слышали тотчас после своего крещения и миропомазания и которыми Святая Церковь тогда выражала их радость. При пасхальных водоосвящениях никого из оглашенных не бывает, да и напоминания о них тоже не бывает. Следовательно, нет ни малейшего повода заменять Ангельское пение, или Трисвятое, словами Апостольскими. Касательно второго вопроса: «Можно ли во время погружения Животворящего Креста Господня при водоосвящении на пасхальной Неделе петь два раза «Спаси, Господи, люди Твоя», а в третий раз «Христос воскресе»? – отвечаем: при таком пении замечается, прежде всего, некоторая непоследовательность и нелогичность; почему два раза поется «Спаси, Господи, люди Твоя», а в третий, и именно в последний раз, «Христос воскресе»? Почему не все три раза «Христос воскресе»? Ответа на это можно ожидать такого, какой и действительно дают: «Ради праздника Воскресения Христова». Но почему же ради этого величайшего из всех праздников «Христос воскресе» поется только один раз, тогда как именно ради величия праздника следовало бы уже петь или все три раза, потому что при всяком другом случае «Христос воскресе» обыкновенно поется трижды или уж, по крайней мере, перед «Спаси, Господи, люди Твоя»? Вместо предполагаемого исповедания величия праздника Пасхи не делается ли тут уничижения и умаления его?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

С поступлением о. Иоанна на священническое место, в начале не только не поправилось стесненное в материальном отношении положение его (в Новинском приход не был богатый, за долговременной болезнью священника Н. Д. Кастальского), но еще более увеличилось вследствие покупки, обязательной в то время, дома священнического, построенного его предместником и оцененного в 12,000 р. асс. Покупка совершена посредством займа денег, в ноябре 1840 года, а до этой поры он и Вера Н., получившая от о. Гермогена 500 р., в виде задатка внесенных за дом, жили с детьми на квартире в приходе Иоанна Воина, где Бог даровал им сына Алексея (в мае). В сане священника о. Иоанн явил себя добрым пастырем, искренно преданным своему долгу: в церковь ходил благовременно, не заставляя долго ждать себя, и редкий день (раз в неделю или в две недели) не служил сам литургии; викарного же (раннего) священника и не было при нем до октября 1868 года. Подавая пример внимания к совершающейся церковной службе, он не позволял себе чтения во время утрени или всенощной обыкновенного священнического правила, но дома неопустительно вычитывал определенные для готовящихся к священнодействию каноны и молитвы, поздним вечером и ранним утром. В бумагах его найден ответ из Оптиной пустыни на вопрос: какие каноны читаются готовящимися к служению, на святой неделе и во время пятидесятницы? – «Готовящиеся к светлому Воскресению вычитывают, в великую субботу, каноны и акафист по обычному. На Святой неделе каноны и акафисты оставляются (заменяются каноном Пасхи, который с вечера вычитывается на 6-ть), а читаются только молитвы к св. причащению; усердствующие прибавляют канон причастию, без ирмосов; вместо псалмов – пасхальный час. В остальное же время св. Пятидесятницы каноны и акафисты читаются по обыкновенному, как и во весь год. Вот какой порядок соблюдается у нас». О. Иоанн во храме усердно проповедовал слово Божие и над приготовлением особенно чередных проповедей, представляемых владыке, трудился заботливо. Одна из таких проповедей в неделю о мытаре и фарисее, писанная им в 40-х годах текущего столетия, не одобрена к произнесению в Пудовом монастыре, но разрешалось сказать ее в приходской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Первоначальное установление чтений Евангелия и Апостола в недели по Пятидесятнице относится к древним временам христианским. По свидетельству писателей Церкви, образ Богослужения в V веке представляется уже в такой определенности, что в этом веке каждому дню и каждой неделе года уже усвоена была особенная притча или Евангельская история 638 . Это свидетельство подтверждается уставом Православной Церкви, со ставленным первоначально, по древнему чиноположению, преподобным Саввою Освященным, в V веке. На многие чтения Евангелия и Апостола в недели по Пятидесятнице можно находить указания в поучениях отцев Церкви, произнесенных ими по случаю сих чтений. Недели по Пятидесятнице, в кои читается Евангелие от Матфея Литургийными чтениями Евангелия, почти последовательно изображая учение и дела Иисуса Христа от начала спасительной проповеди Его, Церковь в Евангелиях I 639 , II и III недель представляет образ истиннаго христианина, в главных чертах. Вторая неделя Во вторую неделю по Пятидесятницт Церковь благовествует о призывании Исусом Христом рыбарей Симона, Андрея, Иакова и Иоанна в Апостольское звание, бывшем в Галилее вскоре по начатви Евангельской проповеди Господом, и свидетельствующем о Его Божественной власти. Сим Евангелием Церковь внушает, что для облечения Силою свыше и слежения и делания святого и спасительного надобно совершенно предаться призыванию небесного Пастыреначальника, по примеру некнижных и бедных рыбарей, которые, услышав зовущий глас Спасителя, оставили мрежи, корабль, отца и пошли в след Господа, и благодатью Св. Духа соделались Апостолами и учителями вселенной ( Мф.4:18–23 . Зач.9). В Апостоле этой недели Церковь проповедует, что к деланию добрых дел побуждают нас и закон Божий внутренний – совесть, и закон Божий внешний – Богооткровенный – писанный. Посему елицы без закона (откровенного) согрешиша, без закона и погибнут: и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут ( Рим.2:10–16 . Зач.81). Третия Продолжая учить в Галилее, Иисус Христос здесь произнес между прочим нагорную Свою проповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Во 1-х, все дни от субботы Лазаря до Недели ап. (Тип., послед. субботы Лазаря, послед. Недели апостола Фомы, сн. послед. понедельн. по Неделе апостола Фомы). Во 2-х, Недели (воскресения) пения Цветной Триоди до отдания Пасхи (Тип., послед. Нед. мироносиц). В 3-х, великие Господские праздники, случившиеся как в Недели (воскресения), так и в седмичные дни, и Богородичны праздники 490 и все отдания сих праздников 491 , случившиеся в седмичные (но не воскресные) дни (Тип., гл. 20 и послед. отдания сих праздников, случившихся в Неделю). В 4-х, Преполовение Пятидесятницы и отдание его (Тип., послед. Препол. и 20-я гл.); понедельник Святого Духа (Тип., гл. 20 и послед. сего дня); 26-го декабря и 7-го января (Тип., послед. 26 декабря, и 7-го января) 1-е и 30-е января (Тип., гл. 20); 30-е августа (см. службу, отдельно, печатаемую на 30-е августа), случившиеся в седмичные (но не воскресные) дни. Когда не поется «Честнейшая», тогда, на место ее, в одни дни поются припевы и ирмос 9-й песни канона, в другие дни – один ирмос 9-й песни. На место «Честнейшей» поются припевы, запевы, иначе называемые величаниями, и ирмос 9-й песни канона в следующие дни: 1) В день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы. 2) В великие праздники Господние: Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Вознесение, Преображение Господне, Воздвижение креста (Ирмологион), в день Пятидесятницы (Обиход нотного пения, см. Задостойники на Господские праздники с запевами) 492 . 3) В великие праздники Богородичны, также и Обрезание Господне, дни отдания Господних и Богородичных праздников, 26-го декабря, 1-го, 7-го и 30-го января и 30-го августа, если эти праздники и отдания (кроме отдания Пятидесятницы) случатся в седмичные (но не воскресные) дни. В праздники же Богородичны и в отдания Господних и Богородичных праздников (Тип., 31-го дек., аще в Неделю и др.), случившиеся в воскресные дни, поется «Честнейшая» (См: Тип., послед. сих дней и 20-го главу). На место «Честнейшей» поется только ирмос 9-й песни канона в следующие дни:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Какой-то собор 4-го века… Какое все эти события имеют значение сейчас? И зачем мне праздновать это? Инокиня Васса (Ларина) рассказывает об установлении основных догматов христианства, о первом Вселенском соборе, об учении о единосущной Троице, неделе святых отцов и смирении. «Правмир» продолжает публиковать материалы из ее авторского цикла «Кофе с сестрой Вассой». Инокиня Васса – доктор богословия, преподаватель Института литургических исследований Богословского факультета Венского университета, автор и ведущий знаменитого шоу «Кофе с сестрой Вассой». –  Здравствуйте. Я сестра Васса, и я пью кофе перед выходом на работу сегодня в Вене, в Австрии. Сегодня я расскажу вам об интереснейшем периоде византийского литургического календаря – неделе Святых Отцов 1-го Вселенского собора. Этот период предшествует великому празднику Пятидесятницы, т.е. 50-му дню после Пасхи. Пятидесятница – день сошествия Святого Духа, свидетелями чего были апостолы. Это произошло в Иерусалиме. Поговорим о воскресенье накануне Пятидесятницы, когда мы празднуем память 318-ти святых отцов, собравшихся на 1-й Вселенский собор. Этот собор состоялся в 325 году н.э. в городе Никея неподалеку от столицы Римской империи – Константинополя. Собор был созван римским императором Константином Великим – первым римским императором, принявшим христианство. Главным вопросом, который рассматривался на том соборе, был вопрос об учении священника Ария. Арий учил, что Христос был сотворен Богом-Отцом, и сам Богом не был. Собор отверг это учение как ересь и провозгласил, что Христос есть истинный Бог, он единосущен Богу-Отцу и имеет ту же божественную природу. Сейчас многие наверняка спросят: а мне-то какое дело до всего этого? Какой-то собор 4-го века… Какое все эти события имеют значение сейчас? И зачем мне праздновать это? Хорошие вопросы! Чтобы объяснить зачем, я не буду рассказывать вам об исторических деталях 1-го Вселенского собора. О нем вы можете почитать где угодно – просто погуглите это словосочетание. А мы сегодня поразмышляем о том, почему же нам нужно помнить об этом празднике, и почему именно перед праздником Пятидесятницы.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

«Перенос запланированного Всеправославного собора ранил бы весь мир православия и повредил бы международному авторитету православия»,- подчёркивает Албанская Церковь и «горячо призывает» всеправославный секретариат собора, «который собирается завтра на Крите для принятия окончательного решения», сделать все для участия всех членов собора в торжественной литургии Пятидесятницы и в вечерне Святого духа. «Речь идёт об основном символе единства», — подчёркивается в документе. Албанская Церковь призывает пожертвовать желаниями и соображениям ради спокойного проведения собора. На прошлой неделе синод Болгарской Православной Церкви констатировал невозможность проведения Всеправославного собора в установленные сроки — с 16 по 26 июня — из-за нерешенности ряда ключевых вопросов. Еще раньше с критикой формулировок соборных документов выступил ряд иерархов Элладской, Грузинской и нескольких других Поместных Церквей, а архиерейский синод РПЦ за границей указал на «серьезные недоработки» в этих текстах. В связи с этим Русская Церковь предложила не позднее 10 июня созвать «экстренное Всеправославное предсоборное совещание» в связи с «чрезвычайным положением», сложившимся в ходе подготовки Всеправославного собора. Уже на этой неделе решение о неучастии в соборе принял Антиохийский патриархат. Тем не менее Константинопольская Церковь, которая намерена провести собор в установленные сроки, заявила, что подготовка к нему идет в обычном режиме и «ни одна институциональная структура не может пересмотреть уже начавшийся соборный процесс». Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 19.06.2017 16:06 В Бухаресте прошел симпозиум, посвященный первой годовщине Критского собора 29.12.2016 17:50 Благовест-инфо " Karibche.Ambebi.Ge " Протокол заседания Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 22 декабря 2016 года 14.12.2016 13:34 Константинопольский Патриарх угрожает разорвать общение с иерархами, отвергающими авторитет Критского собора

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010