Поэтому мы находим здесь не только типичные, но и большую часть обыкновенных заурядных правил, свойственных этой отрасли устава, насчет службы великого поста и пятидесятницы, и наглядно знакомимся с изложением триодной части по уставу, действовавшему на востоке и у нас в XIV–XV веках. Не делая подробного сличения текстов, приведем лишь несколько указаний более наглядных и характерных. Например, в основание разрешения на сыр и яйца в среду и пятницу сырной недели положено правило патриарха Никифора, но оно приводится неточно, но применительно к палестинскому обычаю справлять в эти дни не литургию преждеосвященных, а часы с вечернею; а потому и подлинное правило, где речь идет о трапезе «μετ τν προηγιαςμενων», изменено так: подобает… по отпущении вечерни ясти сыр и яйца идеже любо аще обретается (265 оборот). Вероятно, на основании того же устава назначается на первой неделе справлять преждеосвященную службу только по средам и пятницам: « се бо пряхо лавры прпбнаго ца нашего Савы и киновіа бгоносна ца нашего евимїа» (лист 275). Совершенно согласно с нынешним уставом делается замечание о несовершении как преждеосвященной, так и полной литургии в великую пятницу и о том, как нужно в этот день поститься (лист 281). Не говорим об общем строе службы, повторяющем во многих случаях характерные черты, известные из Никона Черногорца, из синодального устава 456 и из других славянских памятников XIV–XV века. Но устав иерусалимский, особенно в первое время своего распространения, был принят и действовал не в чистом виде (который остается, впрочем, и неизвестным по отсутствие более или менее полных записей до XIII века), но с дополнениями из практики других местностей. На Афоне, в Константинополе, в Антиохии местные церковные порядки сталкиваются с практикой иерусалимской, и результатом этого столкновение являются такие, например, разнохарактерные изложения службы, как в синодальной псалтири 431. Так и в киприановом часослове, несмотря на преобладание иерусалимских порядков службы, упоминаются обычаи афонские и с правами обычаев компетентных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Рассказав всему народу о разной судьбе зёрен, упавших на разную почву, Иисус, отведя в сторону апостолов, разъяснил им смысл притчи: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» ( Мф. 13:19-23 ). «Имевших уши, чтобы слышать» в тех местах, где проповедовал Иисус, оказалось очень немного. Чаще всего Его зерно падало в тернии: сначала слово принималось с восторгом (тем более что подкреплялось чудесами), а потом восторг быстро угасал и сменялся равнодушием и даже враждой. Особенно ярко это непостоянство было продемонстрировано на Страстной неделе, когда только что возглашавшие осанну начали кричать «распни, распни его!». На момент окончания земного поприща Христос оставил лишь небольшую кучку верных, собравшихся в Иерусалиме, да в день Пятидесятницы благодаря поразившему народ сошествию Святого Духа крестились несколько тысяч иудеев. Потом апостол Пётр окрестил первого из язычников — Корнилия сотника с семьёй. Число апостолов возросло, но всё же не превзошло семидесяти человек. В основном их трудами возникали христанские общины в разных частях Империи. Но критическая масса христиан не могла бы образоваться, если бы проповедование сводилось только к устной передаче того, чему учил Иисус,— в ней неизбежен эффект «испорченного телефона», а рассказы о чудотворениях с каждым поколением вызывают всё меньше доверия. Зная об этом, Господь наряду с зыбким Преданием даровал человечеству чётко сформулированное Писание — поразительный текст четырёх Евангелий.

http://azbyka.ru/fiction/imeya-zhizn-ver...

Проповедник отмечает похвальный обычай собираться в этот день «ν τ θησαυρ τν νεκρν», где, в кладбищенской церкви, и произнёс вышеупомянутое слово (Patr. t. 89, col. 1848). В гимнографическом отношении оно замечательно как источник, из которого позднейшие песнописцы заимствовали мотив, а отчасти и литературные приёмы, для изображения посольства Иосифа Аримафейского к Пилату и его плача при погребении Спасителя. В конце слова есть указание на крещение оглашенных в Великую субботу, говорится о помазании их миром и о причащении 44 . Подобный же намёк делается и в слове на Великую субботу, издаваемом с именем патриарха Прокла (Patr. t. 65, col. 788), а в первом слове на Пасху его же рисуется картина сошествия Спасителя во ад и смятение ада в выражениях, сходных со стихирами на вечерне Великой субботы, и вероятно последние заимствовали отсюда своё содержание 45 . Аналогия тем более понятная, что в древней церкви стихиры «днесь ад стеня вопиет» полагались на вечерне первого дня Пасхи, а воскресение Христово изображалось в древне-церковном искусстве под образом сошествия во ад. Не будем приводить свидетельств о Пасхе и пасхальной неделе: они слишком известны и дают очень немного литургического материала. Кроме того, что сказано было нами об образовании пасхального круга, можно прибавить название после-пасхального воскресенья «κυριακ δευτεροπρτη» (Vit. Evtych. Patr. t. 86, col. 2381), упоминание о дне преполовения под именем « γα μεσοπεντεκοστ» (Пасхал. хрон. Patr. t. 92, col. 1004) и ссылку на четвёртую неделю по Пасхе, как на срок для открытия ежегодных областных соборов (Прав. Ап. 37. Ант. соб. 20) 46 . Праздник пятидесятницы был последним днём пасхального круга и отличался некоторыми литургическими особенностями, которые отразились и в позднейшем уставе. Накануне этого дня оглашенные, готовясь к крещению, держали пост, который, весьма вероятно, разделяли с ними все верующие, вследствие чего на Западе упоминается о посте накануне 50-цы. В самый праздник происходило крещение и произносились молитвы о ниспослании Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Устав Венедикта Нурсийского обнимает все стороны монашеской жизни, и заключает правила дисциплинарные и литургические. Как и в других древнейших уставах, подавляющий перевес остаётся на стороне первых, а последние ограничиваются порядком суточной службы, впрочем, со значительными подробностями, каких мы напрасно стали бы искать в уставах, выше рассмотренных. Regula Benedicti состоит из 73-х глав и излагается, далеко не систематично. Более порядка замечается в первой половине, но вторая трактует о разных дисциплинарных вопросах, частью повторяя прежде сказанное, частью внося новые предметы без связи и соотношения между ними 17 . Для суждения о тогдашнем строе суточной службы в уставе Венедикта заключаются сведения более полные, чем в современных ему греческих источниках. Прежде всего, мы находим здесь общий очерк суточных служб (с. XVI) в составе восьми, причём ночная служба (nocturnum) отделяется от утрени (matutinum), а первый час выработался в особое последование. Кроме того, упоминается заключительная дневная служба complctorium, соответствующая теперешней павечернице. Бдения вседневные (будничные) отличаются от праздничных, описывается порядок тех и других с указанием количества псалмов, чтений и библейских песней, положенных для каждой утрени. Это указание весьма важно для истории богослужебных канонов и первоначального употребления библейских песней в составе утренней службы. В уставе Венедикта, кроме того, замечаются первые следы седьмичного строя службы и указаны особые псалмы, которые произносятся на утрене в каждый день недели (с. XIII), так, что, начиная воскресной всенощной, псалтирь за неделю прочитывалась вся; делаются замечания об особенностях службы применительно к праздникам по месяцеслову, именно в дни памяти святых (с. XIV). Триодный порядок службы выражается в особом употреблении аллилуйя от Пасхи до Пятидесятницы и от Пятидесятницы до Великого поста, но вообще говоря, деление церковного года намечено у Венедикта лишь в общих чертах и находится как бы в зародыше. Из триодного круга у него упоминается о неделе Пасхи и Пятидесятнице, а дальнейший распорядок церковного года приурочивается к летней и зимней его половине 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

На межхристианской встрече в Тулузе обсуждается проблема прозелитизма 9 августа 2007 г. 14:26 7 августа в Тулузе (Франция) началась рабочая встреча ученых-теологов — католических, православных и протестантских — для разработки и принятия общего для всех Церквей Кодекса поведения, в котором будет отражено, каким образом каждая община должна искать и принимать новообращенных. The Washington Post сообщает, что расположенный в Женеве Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), в результате совместной с Ватиканом работы по проблемам обращений, заявил, что начавшаяся встреча должна привести годичный процесс согласования Кодекса обращения к скорейшему завершению, намеченному к 2009 году. «Представители Евангелической и Пятидесятнической Церквей будут принимать участие в диалоге впервые, и мы рассматриваем это как хороший знак для конечного успеха данного проекта», — заявил представитель Всемирного Совета Церквей Хуан Мишель. Эти две активные протестантские Церкви, не раз посягавшие на паству других христианских групп, особенно в Латинской Америке, Африке и Азии, держались в стороне, до того момента, когда в мае прошлого года были предприняты первые усилия, чтобы провести такого рода встречу. Но на сей раз, хотя и как частные лица, в этой встрече приняли участие высокопоставленные представители группы немецкого философа Томаса Ширрмахера и епископ Тони Ричи из Церкви Господа в Соединенных Штатах. Хуан Мишель заявил: «Мы всегда хотели, чтобы этот процесс был содержательным и открытым, чтобы все религиозные партнеры из христианских и других конфессий могли внести вклад в формирование Устава». В первой встрече, состоявшейся в мае прошлого года близ Рима, наряду с христианами, приняли участие буддисты, индуисты, мусульмане, иудеи и представители множества других конфессий. Встреча в Тулузе на этой неделе в городском Католическом институте собрала около 30 теологов — католиков, протестантов, православных и представителей других Церквей, говорится в заявлении ВСЦ. «Новообращение — спорный вопрос не только в межрелигиозных отношениях, но и во внутрихристианских отношениях тоже», — сказал Ханс Уко, представитель Всемирного Совета Церквей, ответственный за диалог между конфессиями. «В Латинской Америке, новообращение является источником напряженности в отношениях между Римско-Католической Церковью и пятидесятниками, такое же положение можно наблюдать в других регионах, где Православные Церкови часто чувствуют себя под прицелом’ некоторых протестантских миссионерских групп», — добавил Ханс Уко. Официальные лица ВСЦ заявляют, что разрабатываемый Устав будет способствовать смягчению отношений между конфессиями, особенно в отношениях с исламскими лидерами, которые считают новообращенных мусульман вероотступниками. В некоторых странах до сих пор за переход в другую религию грозит смертная казнь. CathNews/Agnuz /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/279349.htm...

В течение Великого поста по субботам и воскресеньям читается Послание к евреям, будних чтений не положено. На Страстной неделе в четверг, пятницу и субботу на литургии читаются 1 Кор., Гал., Рим. Расположение чтений в полном и кратком служебном Апостоле таково же, как в аналогичных типах Евангелия-апракос, тождественна и структура месяцеслова. Каталога рукописей служебного Апостола не существует, общую численность рукописей назвать затруднительно; известно, что рукописи Апостола менее распространены, чем рукописи Евангелия. О соотношении служебных типов этих текстов говорят следующие цифры: в СК описано 82 Евангелия-апракос и 18 Апостолов-апракос, в ПС XV в. указано 112 Евангелий-апракос и 39 Апостолов-апракос. Старшие рукописи краткого Апостола-апракос имеют болгарское происхождение, это Енинский апостол второй половины XI в. (София, НБКМ, 1144), Охридский апостол второй половины XII в. (РГБ, Григ. 13). Старшая рукопись полного Апостола-апракос также имеет болгарское происхождение, это Слепченский апостол конца XII в. (РНБ, F.n.I.101). Разные типы новозаветного апракоса отвечают разным типам литургической практики. Полный апракос является принадлежностью монастырского богослужения с ежедневной литургией, краткий апракос принадлежит приходскому (соборному) богослужению. § 6. Структура праздничного новозаветного апракоса Этот тип литургической книги был обнаружен и впервые описан Л. П. Жуковской (1963). Как уже сказано (§ 2), он объединяет в себе чтения из Евангелия и Апостола, как они читаются на литургии. Жуковской было известно 7 рукописей этого типа, содержание трех из них (ГИМ, Хлуд. 117, ГИМ, Увар. 379 и РНБ, Гильф. 16) она подробно описала (1976, с. 246–251). В отличие от полного и краткого апракосов Евангелия и Апостола, в этом типе богослужебной книги даже в первом цикле от Пасхи до Пятидесятницы даны чтения только на субботы и воскресенья. Поэтому Жуковская назвала этот апракос праздничным, воскресным и сверхкратким; она высказала также предположение, что именно такой тип литургической книги мог быть переведен первоначально Кириллом при установлении славянского богослужения (Жуковская 1963, 1976, с. 251 – 252).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Такой вывод дополнял и распространял бы выводы Описателей рукописей Синодальной Библиотеки, которые признают отдельное существование собрания поучений на великий пост: точно также могло существовать и собрание поучений на Пасху. Дальнейшее сходство между обоими памятниками прекращается на 14 неделе после недели всех святых по Златоусту или на шестой по Златой Матице. Среди дальнейших слов находим в большинстве случаев, конечно, слова византийского происхождения, но немало слов происхождения русского. Помимо вышеуказанного слова, приписываемого Феодосию, мы находим почти весь Патерик Печерский, разделённый на ряд поучений в виде рассказов об отдельных подвижниках. В распределении поучений на тот или другой день никакого определённого плана или особой цели заметить нельзя: распределение совершенно случайно. Итак, по схеме Златая Матица стоит в связи со Златоустами и наравне с ними резко отличается от Измарагдов. Теперь является вопрос, есть ли Златая Матица видоизменение Златоуста, или, наоборот, Златоуст – видоизменение Златой Матицы, или же оба памятника возникли независимо друг от друга? Вероятнее всего последнее. Правда, что Златоусты очень часто отличаются друг от друга по составу слов, но слова до пятидесятницы, а особенно слова на Великий пост оказываются устойчивее и, если даже не принимать во внимание последней части Златоуста и Златой Матицы, то и тогда можно видеть, что оба памятника составлены независимо друг от друга, хотя и из общих источников. Говоря так, я должен принимать существование нескольких собраний поучений, приспособленных к чтению на известные периоды времени. Эти собрания могли соединяться по нескольку вместе, хотя в то же время могли существовать и отдельно. Мы имеем немало Златоустов неполного состава, в которых недостаёт то одного периода, то другого. Гораздо правильнее, мне кажется, смотреть на многие из них как на недоразвившиеся Златоусты, нежели как на сокращённые, хотя, конечно, в иных случаях и нельзя отрицать намеренного сокращения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Скажем подробнее насчет чтений: Ветхий завет: Начинается с великого поста. Бытия и Притчи. (Исайя на 6-м часе). На воскресных всенощных Бытия (не вошедшее в Паремии) Иеремии. На страстной – положенные паремии Исхода. Иова, Иезекииля. На Пасхе ветхий завет не читается, кроме паремий в великую субботу. На Пятидесятницу паремии и с этого дня начинается чтение. 1) Исхода, и прочих моисеевых, подряд. Затем Ездры, Товита, Иудиф, Есфирь. 2) Иисуса Навина и прочее подряд, кончая до Ездры. 3) Пророчества, и Маккавейские. Чтения эти идут подряд в будни и в воскресные дни по одной главе из каждого отдела. Пропускается все входящее в паремии. На праздник, очередное чтение читается накануне, а в самый канун паремии. Когда чтения к посту не закончены, то оставшееся читается на часах первой седмицы великого поста, а то и на второй. Пропускаются кроме паремий, книга псалмов, Иова, книги Премудрости, Исайи, Иеремии, Иезекииля, читаемые в посту и песни ветхого завета. Совсем не читаются неканонические книги: Ездры 3 и 4-я, Послание Иеремии. Возможна и другая комбинация. Читать по одной главе, без пропусков (кроме Псалтиря и Паремий) ежедневно и завершать Библию в четвертое лето. Начинать с високоса. Паремии же великопостные и другие, по-прежнему читать ежегодно. Поучение на прочитанное из ветхого завета должно быть возможно коротко, чтоб не замедлять службы. Чтение деяний по одному зачалу, соответствующему неделе от Пасхи, начиная с антипасхи. После 1 кафизмы, начиная с антипасхи же, чтение Златоуста. После 2 кафизмы, начиная с антипасхи же, чтение праздника или пролог. После 3 песни, начиная с антипасхи же, чтение Богослова: «Обновлением чтитися». После 6-й песни синаксарь, а где нет, пролог или четьи. Пролог читается ежедневно на утрени, а четьи в монастырях за трапезой. После славословия, оглашение студитова, начиная с антипасхи. Зри: пролог и синаксарий Пасхи («На страже моей стану») чтется на полунощнице; а на утрени только: Аще кто благочестив, от настоятеля. Во власти архиерея сокращать и видоизменять эти чтения или выпустив одни, на месте других приказывать говорить более пространные поучения, или читать из других душеспасительных, одобренных церковью, книг, наипаче же из отеческих творений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Остаются несомненные радости: старый попугай у Осоргиных, доверчиво склоняющий голову, чтобы я ему хорошенько почесал «загривок». Вторник, 5 июня 1979 Усталость, отвращение, уныние после целодневного – вчера – обсуждения и разбирательства семейных дрязг в семинарии. И все это среди людей, все время говорящих о Православии, о «community» и убежденных, что они служат Богу… Проснулся сегодня от ужаса: сейчас, сегодня предстоит во все это снова погружаться… (пишу это до ухода в семинарию). Папа в Польше. Замечательная проповедь в день Пятидесятницы. Радость за него и за Польшу. Но мысль: будет ли это началом чего-то внутри католичества или эмоциональным взрывом без продолжения? Среда, 6 июня 1979 Последние дни до отъезда в Labelle (на Троицу после службы). И, как всегда в эти дни, любое дело становится чудовищно трудным, непосильным. Тридцать пять лет сегодня со дня высадки в Нормандии в 1944 году. Два лета – 1940 и 1944 – незабываемы по своей солнечности, лучезарности. И как мы были беспечны. Суббота, 23 июня 1979 Одиннадцать чудных, «благодатных» дней в Labelle. Прогулки по любимым дорогам через любимые поля и леса. Лабель – с каждым годом – все большая радость. Работал, как не работал всю зиму. Написал целых шестьдесят страниц (!) – лекции к предстоящему в семинарии, на следующей неделе, «институту», посвященному смерти. Беспокойство с Л. – в понедельник она едет на check-up 1218 в Балтимор. Сегодня вернулись в Нью-Йорк. Слава Богу, прохладно, хотя и солнечно. Четверг, 28 июня 1979 Всю неделю – семинар о смерти, погребении и т.д. Читаешь лекции (с вдохновением, от души, убежденно), слушаешь, обсуждаешь – и все сильнее внутренний вопрос: ну, а ты сам? А твоя смерть? Как обстоят с нею дела? Медицинский осмотр Л.: слава Богу, все в порядке, все хорошо. Последние две недели жили под этой «сенью». Вчера завтрак с о. К. Фотиевым [в Нью-Йорке]. Ослепительный солнечный день, несусветные толпы туристов. Несмотря на все (отсутствие бензина, кризис за кризисом), живучесть этого «праздника жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В Святом Святых находился Ковчег Завета (или ящик около 1 1/3 арш. длины и 1 арш. высоты и ширины), сделанный из драгоценного дерева и обитый с обеих сторон золотом. Крыша Ковчега, называвшаяся Очистилищем, была вылита из одного золота и украшена двумя поставленными на ней херувимами. В ковчеге хранились скрижали Завета, стампа златая с манною и жезл Ааронов. Очистилище считалось престолом, с которого Бог принимал поклонение и открывал волю Свою. В Святилище могли входить только священники, а в Святое Святых – один только первосвященник, и то раз в году. Народ же молился во дворе, окружавшем Скинию. Двор Скинии имел 100 локтей длины, 50 ширины и также обнесен был столпами с висонными завесами. Здесь, прямо против входа, на восточной стороне, стоял окованный медью жертвенник, на котором неугасимо пылал огонь и приносились жертвы, а за ним стояла сделанная из женских зеркал умывальница, в которой умывались жрецы пред началом служения. § 38. Священные времена и священные действия При Моисее были установлены для израильтян следующие священные времена или праздники: 1) Суббота или седьмой день в неделе, в память сотворения мира. 2) Пасха. Этот праздник совершался в 14-й день первого весеннего месяца (марта), в память освобождения израильтян от рабства египетского. Он продолжался целую неделю. 3) Пятидесятница. Она праздновалась в пятидесятый день после Пасхи, в память синайского законодательства. 4) Праздник кущей. Он совершался в конце сентября и в начале октября, в память сорокалетнего странствования евреев по пустыне, и продолжался целую неделю. Во время сего праздника все здоровые иудеи должны были переселяться за город и жить в кущах или шалашах из древесных ветвей. 5) День Очищения, пятью днями предшествовавший началу праздника кущей. В этот день, при всенародном посте и покаянии, первосвященник приносил очистительную жертву за себя и за грехи народа, входил в Святое Святых и там кропил седмикратно жертвенною кровью над Очистилищем. 6) Новомесячие или первое число каждого месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010