Слова «имать токмо субботу и Неделю» означают, что чтения седмицы 17-й совпадают с чтениями 32-й, отличаясь от них лишь зачалами для субботы и воскресенья. Читаются они во время зимней отступки, когда предстоящая Пасха очень поздняя. Воздвиженская отступка позволяет начинать чтения от Луки точно в понедельник после Недели по Воздвижении, так что весь круг чтений закончится благодаря этому зачалами седмицы 33-й. Счет Недель от Пятидесятницы должен сохраняться. При поздней Пасхе текущего года Неделя 17-я, заканчивающая Матфеев ряд указателя чтений (от 6 сентября до 10 октября, см. табл.), уходит далеко за Неделю по Воздвижении, не давая возможности зачалам Луки начаться в положенное Уставом время. Разрыв между уставным и фактическим началом чтений Луки может доходить до трех седмиц, во время которых вместо уставных Лукиных зачал оказываются еще не окончившиеся Матфеевы зачала. Это продолжение Матфеевых зачал за неделю по Воздвижении – явление не уставное. Следует строго соблюдать указания Устава о конце Матфеевых и начале Лукиных чтений, делая преступки Матфеевых чтений в случае такого перехода их за неделю по Воздвижении, то есть не читать, преступать их. Без Воздвиженской преступки к Неделе по Просвещении не окончатся все зачала указателя чтений, а будут продолжаться и после этой Недели. Таким образом, при поздней Пасхе текущего года никогда бы не случилось и зимней отступки, если бы не считаться с Воздвиженской преступкой, но тогда не только грубо нарушаются указания Устава о конце Матфеева ряда и начале Лукина, но и упраздняется смысл Недели по Просвещении как конца пасхального круга чтений. При прошедшей Пасхе 23–25 апреля и предстоящей 8–9 апреля (Внутрь-Пасхе) Неделя по Просвещении будет 30-й, а Неделя о мытаре и фарисее – 33-й от Пятидесятницы. Перед Неделей по Просвещении оказываются чтения только еще седмицы 30-й, так что и после этой Недели чтение зачал указателя приходится продолжать. Налицо избыток чтений, а между тем должна быть отступка, поскольку наступила Неделя по Просвещении, а будущая Триодь начнется еще только через три седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Глас Октоиха и главенство воскресного дня В церковной традиции, как правило, воскресный день является главным по отношению к последующей седмице. Это проявляется в седмичном богослужебном круге, когда песнопения каждого гласа начинаются в воскресенье (неделю) и заканчиваются в следующую субботу. Если провести аналогию с двунадестяыми праздниками, то получится, что воскресный день в рамках седмичного круга является праздником, следующая суббота – отданием (заключительным днем) гласа, тогда как седмица – своего рода попразднством воскресного дня. И хотя сам Октоих (в котором находятся песнопения седмичного круга в целом и конкретного гласа в частности) далеко не всегда как богослужебная книга в эти дни используется, принцип главенства воскресного дня по отношению к последующей седмице в целом сохраняется. Единственное исключение – Страстная седмица; ей предшествует двунадесятый Господский праздник Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий), когда Октоих не поется, и точно также не используется Октоих на Страстной седмице. Потому только про Великую седмицу можно сказать, что она в богослужебном плане никак не связана с предшествующей ей Неделей ваий. Все остальные седмицы годичного круга так или иначе стоят в подчиненном положении по отношению к предшествующей им неделе. Нумерация Кроме гласовой зависимости, есть еще связь между неделями и седмицами, определяемая нумерацией (а иногда именованием). Вот здесь годичный круг следует разделить на 3 части: • От Пятидесятницы до Недели о блудном сыне (от 34 до 39 седмиц); • От Недели о блудном сыне до Недели ваий (8 седмиц); • От Пасхи до субботы Троицкой (7 седмиц). От Пятидесятницы до Недели о блудном сыне Здесь нумерация седмиц и недель проявляется только в расписаниях рядовых чтений Апостола и Евангелия, причем нумерация седмиц предшествует нумерации недель. Это связано с тем, что сама Пятидесятница в данный счет не входит и нумерация фактически начинается с понедельника Святого Духа: Троицкая седмица является 1-й седмицей по Пятидесятнице, за ней идет Неделя всех святых – Неделя 1-я по Пятидесятнице, затем 2-я седмица по Пятидесятнице и затем Неделя 2-я по Пятидесятнице и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

3 . До плена иудеи разделяли ночь на три стражи ( Пс.62:7; 89:4 ): первая продолжалась от захода солнца до полночн ( Плач.2:19 ); вторая, или стража полночная, продолжалась до пения петуха ( Суд.7:19 ); третья, или стража утренняя, оканчивалась с восходом солнца ( Исх.14:24 ; 1Цар.11:11 ). – Во времена нашего Господа считали четыре стражи ( Мк.13:35 ), около трех часов в каждой. Первая начиналась с заходом солнца, продолжалась до девяти часов вечера ( Мк.11:11 ; Ин.20:19 ); вторая, называемая полночью ( Мф.25:6 ; Мк.13:35 ), продолжалась до средины ночи; третья носила название пения петуха, 586 потому что оканчивалась в три часа утра; четвертая, оканчивалась с началом дня ( Ин.18:28 ). 587 О неделе Евреи, как мы это делаем в свою очередь, делили время на периоды из семи дней, или на недели ( Быт.29:27–28 ). Седьмой день, соответствующий нашей субботе, был посвящен Богу в честь божественного покоя после творения, откуда название субботы, или покоя, которое ему было дано ( Быт.2:2 ; Исх.20:11 ). Целая неделя называлась также субботою ( Лк.18:12 ). Другие дни не имели отдельных названий; их обозначали „первым, вторым“ и т. д. днями, начиная от субботы, и они соответствовали нашим воскресенью, понедельнику и т. д. Еврейский оборот, встречаемый в наших евангелиях: μα τν σαββτων, единая от суббот ( Мк.16:2 ; Лк.24:1 ; Ин.20:1 ), значит то же самое, что πρτη ημρα το σαββτον, или первый день недели, потому что по-еврейски существовало лишь одно слово для выражения слов один и первый. Иудеи-еллинисты называли пятницу παρασχευ, ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ; Ин.19:14,31:42 ), т е. „приготовление“, в пятницу, действительно, приготовлялись к празднованию субботы. Другие иудеи называли ее просто кануном субботы. Этот канун начинался с девятого часа, т. е. с трех часов пополудни.Неделя играла очень важную роль в Моисеевом обществе; различали, кроме недели в собственном смысле (седмицы), седмицу седмиц, или праздник седмиц (Пятидесятница) ( Втор.16:9–10 ); седмицы годов, из которых седьмой назывался субботним годом ( Лев.25 ), и седмицы субботних лет, которые оканчивались юбилейным годом, как мы увидим ниже. 588

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Да, вот неожиданное тому подтверждение: … Однако этому фоторепортажу предшествует «справка» о реальном положении дел: «В мае 2020-го в Петербурге умерло на 32 % больше людей, чем в мае 2019-го: 6427 смертей против 4875 годом ранее. На прошлой неделе в городе ежедневно госпитализировали 750 человек, около 600 находились в отделениях реанимации, половина из них — на ИВЛ. Впрочем, уже в воскресенье, 7 июня, власти объявили, что коэффициент распространения коронавируса в Петербурге упал ниже единицы. Это значит, что в городе можно поэтапно снимать ограничения». Я вижу и в этом материале, и на видео отца К. совсем древних старушек. Скорее всего, они не просят благословения, они просто приходят, и всё. Наверное, они «ничьи», то есть подходят к тому батюшке, который случится. Но мне говорят: «Сидите дома!», и я не могу этого не слышать. Конечно, если бы я стала канючить, по доброте душевной отец К. сказал бы: «Ну, приходите в будний день, когда никого не будет!..» Но это была бы МОЯ воля, и тем себя удерживаю. 11 июня Как раз в эти дни попали мне на глаза дивные слова Святителя Луки (Войно-Ясенецкого): «Будь добрее, чем принято, ибо у каждого своя война, бои и потери. Живи просто, люби щедро, вникай в нужды другого пристально, говори мягко… А остальное – предоставь Господу. Именно любовь, – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку». 13 июня « Дорогая Галина ! С Отданием праздника Пятидесятницы! Как у вас в Москве всё разумно – можно записаться на такое-то число… А у нас на Троицу, как сказали мне, не без гордости, «храм был переполнен»… Дай Бог, чтобы не повторилось Вербное воскресенье!..» « Дорогая Людмила Александровна ! Я Причастилась, да. Служба прошла как-то мимо, бо все было непривычно. На исповедь не выстраиваемся, идем каждый со своего места. Исповедь на листочке передаем батюшке (он надел маску), накрывает епитрахилью и уходим. На причастие подходим со своего места, лжицу обтирают платом, к Чаше не прикладываемся. К иконам не прикладываемся. Друг другу улыбаемся, особо не подходим. Может, в первый раз так неприкаянно стоялось, но и Литургию не особо помню. Зачем вытирать лжицу – непонятно, но сказала: Господи, на всё воля Твоя – и пошла. Причастилась.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vesna-trevo...

А что это пророчество относится к первому действительному явлению Иисуса Христа в мир и совершению Им искупления рода человеческого, это ясно, во-первых, из свидетельств Новозаветного св. Писания, во-вторых, из единогласного понимания и толкования этого пророчества в приложении к Иисусу Христу отцами и учителями христианской Церкви, и, в-третьих, из свидетельств самих иудеев-талмудистов, которые не могли не сознать, что Даниил пророчествует здесь о продолжении времени до пришествия Христа. Один из раввинов (Манассий) прямо сознается, что соплеменники его относили это пророчество к Мессии и что эту уверенность разделяли все те иудеи, которые мятежничали против Веспасиана и Тита. Другой (Мардохей) выражается, что Мессия есть тот, к пришествию которого приводят седмины Даниила. Некоторые из раввинов утверждают, что Мессия должен привести правду вечную, что он сам есть правда вечная, Святый святых, очевидно, заимствуя эти выражения из пророчества Даниила 82 . Объяснение 9-й главы . Для уразумения пророчества Даниила о 70 седминах, на которое так много имеется разнообразных толкований, нужно прежде всего решить следующие вопросы: 1) что должно разуметь под седминами и 2) с какого времени нужно вести начало счета этим седминам. 1) Известно, что иудеи вели счет седминами тремя различными способами. Прежде всего они имели седмину, состоящую из дней, в каковом случае она соответствовала неделе: Семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появился серп на жатве ( Втор. 16:9 , ср. Дан.10:2 ); таким сроком определяет Моисей время праздника Пятидесятницы от праздника Пасхи. Во-вторых, у них была „седмина” лет, составлявшая круг в семь лет, известный под названием субботнего года: указание на такое счисление можно видеть уже в Быт. 29:27 , а прямое узаконение относительно числа лет, составляющих субботний год, находим в постановлениях Моисея ( Лев. 25:3–5 ). Наконец, у них была „седмина“ субботних годов, т. е. круг в сорок девять лет, заканчивавшихся юбилейным годом: «И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтобы было у тебя времени в семи субботних годах сорок девять лет» ( Лев.25:8 ; ср. 25:10–11). Теперь нужно рассмотреть, какая из этих наиболее соответствует сделанному Даниилу откровению.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

«Внутрь-Пасха» и «вне-Пасха». Нельзя здесь обойти молчанием вопрос, что такое «внутрь-Пасха» и «вне-Пасха», упоминаемые в вышеприведенном темном месте «Сказания». Оно говорит: «17-я седмица читается редко, даже если и внутрь-Пасха; если же вне-Пасха, то никогда не читается». Очевидно, говорится о той Пасхе, которая влияет на Матфеев ряд – может и дать, и не дать место 17-й седмице, то есть о предыдущей, начальной Пасхе данного пасхального года. Выше, в обозрении всей годичной схемы евангельских чтений, мы уже выяснили, как Пасха может давать и не давать место седмицам Матфеевым. Мы видели, что ранняя Пасха дает место, поздняя же сокращает Матфеев ряд, и чем она позднее, тем большее число седмиц оставляет непрочитанными. В «Сказании» ранняя Пасха называется только точнее: «внутрь Пасха». Чтобы уразуметь истинное значение этого термина, надо представить себе, что всякий пасхальный период, или год, начинается, собственно говоря, с Триоди, которая вся – и по содержанию своему и по значению – обращена к грядущей Пасхе, а не к протекшему времени. Заканчивается же пасхальный год Неделей по Просвещении, до которой доходит зависящая от предшествующей Пасхи очередь гласов осмогласия и утренних Евангелий и до наступления которой исчерпываются Лукины седмицы, то есть все седмичные зачала. Отношение новой Пасхи к истекшему пасхальному году может быть двоякое: 1) новая Пасха может своей Триодью вплоть придвинуться и примкнуть к Неделе по Просвещении, или же 2) отступать от нее, делая промежуток или разрыв («отступку») между Неделей по Просвещении и Неделей мытаря и фарисея. Первая Пасха будет «внутрь-Пасха» (σω πσχα), вторая – «вне-Пасха» (ξω πσχα). Для примера рассмотрим случай Пасхи 1915 года. Она была самая ранняя (22 марта) Пасха, самая глубокая «внутрь-Пасха». Это сказалось в том, что ееТриодь началась в самую Неделю по Просвещении (11 января) минувшего пасхального года: Пасха 1915 года вошла как бы внутрь предыдущего пасхального года. Кроме Пасхи 22-го, столь же глубокими «внутрь-Пасхами» являются Пасхи 23 и 24 марта. При Пасхах 25–31 марта Триодь начинается в следующее за Неделей по Просвещении воскресенье. Это будут тоже «внутрь-Пасхи», хотя и менее глубокие. Непосредственность их связи с предыдущим пасхальным годом скажется в том, что первая Неделя Триоди совпадет с рядовым, очередным гласом того года. Так, если в Неделю по Просвещении был глас 1-й, то в Неделю мытаря и фарисея будет глас 2-й. Так как очередь гласов ведется от Пятидесятницы, то мы и имеем право сказать, что новая Пасха в период 25–31 марта будет как бы входить в состав старого пасхального года, будет «внутрь-Пасхой».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

А отец вперед бежит, чтобы встретить заблудшего: случалось ли нам когда-либо поступить так? Когда кто-то оскорбил нас глубоко, жестоко, – сделали ли мы когда-либо первый шаг, помня, что потерпевшему обиду легче сделать первый шаг, потому что он не унизителен, он не чреват страхом: а вдруг меня отвергнут? – тогда как обидчик в ужасе от предстоящего унижения, а может быть, и отвержения... Сделали ли мы когда-либо первый шаг, чтобы вернуть к жизни того, кто духовно, человечески мертв? Готовы ли мы были дать ему его первую одежду, то есть окутать его былым взаимоотношением? Готовы ли мы были, когда он промотал наше сокровище, унизил нас, обокрал нас, доверить ему наш перстень, дающий ему власть над нашей личностью, нашим имуществом, нашей честью? Дали ли мы ему, как говорит притча, обувь на ноги его, чтобы он мог ходить, и ходить безопасно? Задумаемся в таких категориях; и если мы так задумаемся, каждый из нас сможет обнаружить, на чем он стоит; в каждом из нас переплетаются все элементы этой трагической и дивной притчи. Но недостаточно обнаружить это; обнаружив, кто мы, мы должны сделать что-то; мы должны принять решение, мы должны отречься от той личности, которой мы были до сих пор, вернуться, и просить о прощении, о милости. Просить прощения у Бога легко, потому что Бог видимо, осязаемо никогда не отсылает нас пустыми от Себя, никогда не говорит нам уйди от Меня! Но просить прощения у тех, которых мы оскорбили, и которые обидели нас... Подумаем над этим: на следующей неделе мы будем вспоминать падение человека, вспоминать, как человечество утратило рай, единство с Богом, единство друг с другом, гармонию с тварным миром, – все потеряло. Сегодня – последнее предостережение; мы можем сделать что-то в течение наступающей недели – не все, но что-то, так, что когда мы предстанем перед Судом, мы бы взглянули на Судию и сказали: Оправдания мне нет, – но я сделал, что мог; помилуй и спаси! Аминь. 11 февраля 1990 г. Неделя 35-я по Пятидесятнице. О Страшном суде Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Кстати, если говорить о способе исполнения, то след его ныне виден как раз на этой самой 9-й песни, по крайней мере во второй ее части (песни Захарии), к стихам которой в двунадесятые и нек-рые иные праздники поются особые праздничные припевы. Где б.п. находятся? — в Следованной Псалтири и в Ирмологии. В Ирмологии они приведены в 3 редакциях — полной, сокращенной и сверхсокращенной. 18 и 49 главы Типикона четко регламентируют, когда и какую редакцию этих песней следует употреблять. Так, полная стихословится только в будние дни и 2, 3 и 4-ю субботы Великого поста. Сокращенная — по будним дням, когда нет никакого праздника. Сверхсокращенная — по воскресеньям, субботам, в пред- и попразднства, во всю Пятидесятницу и, наконец, в те дни, когда поется полиелейная или славословная Утреня. Отсюда полная редакция библейских песен называется великопостной, сокращенная — будничной, сверхсокращенная — праздничной. В совр. практике нашей Церкви библейские песни обычно опускаются и стихословятся только в будние дни Великого поста, заменяясь в остальные дни молебными припевами. В нек-рых местах (напр. на Афоне) библейские песни стихословятся, но подвергаются сокращениям. Вообще-то первоначально на утрени пелись не все библейские песни, а несколько (как и ныне осталось в армянском богослужении). В богослужении западной Церкви на Утрене издревле пели не все 9 песней из пророков зараз, а каждую в свой день. При этом «евангельская песнь» прор. Захарии пелась всегда в конце Утрени. Примечательно, что и студийскими гимнографами изначально 9 ПЕСЕН распределялись ПО ВСЕЙ НЕДЕЛЕ: как правило, 3 песни для будничных служб, 4 для субботы, а все сразу пели лишь на всенощных бдениях (воскресных или праздничных). Позже новосавваитская богослужебная традиция составит каноны из 9 песен, сначала только для воскресных и праздничных служб, а в дальнейшем это распространится на службы каждого дня недели. А вот, что такое каноны – тема следующей нашей встречи. Так что до следующей встречи. Рекомендуемые видео

http://azbyka.ru/video/106-utrennee-peni...

Сего же дня получил я из Петербурга письмо от одного знакомаго, который пишет, что высылает мне вновь изданное Евангелие. Слава Богу! Кажется, Дух Святый, сообщив Апостолам в день Пятидесятницы знание языков, со всею ясностию указал волю Божию, состоящую в том, чтоб Слово Божие имелось и провозглашалось на всех языках... На четвертой неделе Великого поста я очень болел летучею оспою. [...] Болезнь моя была очень сильна; упадок сил – необыкновенный. Пасхальную неделю провел в постели; на ней провожу и теперь большую часть времени. Весьма благодарю Вас за известие о Высокопреосвященнейшем Митрополите. Всеблагий Господь да подкрепит его силы в настоящее трудное время, в которое начинают заигрывать многоразличныя бури. [...] Поручая себя Вашим Святым Молитвам и о Господе любви, с чувствами совершеннаго почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим послушником Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. Письмо 8. Благодарность за гостеприимство и о состоянии здоровья Преосвященнейший Владыко, милостивейший Архипастырь! Благодарение, которое принес я Вашему Преосвященству за оказанное мне гостеприимство в Москве, пополняю повторением благодарения. Гостеприимство, оказанное мне, так преисполнено было любви, что по необходимости возбуждалось благодарением каждый раз, как ни вспомяну об этом гостеприимстве. Господь да спасет Вас. Не откажитесь оказать покровительство подателю письма сего, казначею Бабаевской общины, если ему придется обеспокоить Вас какою-либо просьбою. Положением моим, дарованным мне неизреченною милостию Божиею, я доволен и предоволен. Кажется, и здоровье мое начало поправляться. Случившийся со мною припадок в Москве, повторившийся в сильнейшей степени здесь, был последствием хронической болезни моей и лечения водами, доселе остался не без последствий. Спокойство и уединение в Бабаевской обители неоцененные. Кому они нужны и даже необходимы, тот не может не радоваться такому приюту. Поручая себя Вашим святительским молитвам, с чувствами совершенного почтения и искреннейшей преданности имею честь быть Вашего Преосвященства покорнейшим слугою епископ Игнатий. 12 января 1861 года Письмо 9. По поводу возникших неприятностей с о. Епифанием, ректором Академии Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Примите мое усерднейшее поздравление с наступающим праздником праздников и мое усердное желание Вашему Преосвященству истинных и совершенных благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

435 Триодь Цветная В Цветной Триоди Троицкие исправители усмотрели следующие неправильности: 1.В службе на св. Пасху стих: «во гробе плотски, во аде-же с душею» им показался неправильным. Не зная того, сложен ли так этот стих от древних творцов или «от переводчиков в самых тех греках не совершен есть, или от греков у нас переменился», они все-таки нашли нужным для соответствия с дальнейшими выражениями стиха переменить его так: «во гробе с плотию, во аде же с душою и т д.». В данном случае они руководились еще следующими словами Синоксаря в Субботу великую: «сниде убо Божие Слово с телом в гроб, сходит же и во ад» и т. д., а также тем, что если написать плотски, а не с плотию, то выйдет, что «Слово Божие разделися от плоти и отступи от нее», но такое мнение свойственно только «неправоверным манихеям, которые признают в Иисусе Христе два Сына: Сына Божия и сына Мариина». 436 2.Далее исправители нашли, что в троичном 6-й песни канона в среду четвертой недели воспевается «три существа во св. Троице», что «способствует Ариевой ереси». 437 В чем собственно заключалась грамматическая неправильность этого троичного и как его исправили исправители, они о том в своих речах не говорят. Несомненно, была допущена какая-нибудь неправильность в последних словах троичного: «вси славим, Отца и Сына и св. Духа, яко три сущее, и едино». Подобную же неправильность, наводящую также на арианскую мысль, они усмотрели в четвертой песни канона на пятидесятницу, где эта неправильность произошла, по свидетельству исправителей, от точки, не у места поставленной («рассечено токмо точкою, и вси знают, и вси небрегут» 438 . 3.Нашли, наконец, нужным исправить в Синоксарях счет недель. В тогдашних изданиях «недели в синоксарях были вси перемешаны не против старых переводов и не против синаксарей, якоже в синоксарях писано в первую неделю по Пасце в пятдесятный день о седморичном числе и не против Пасхалей и осмогласника» 439 . Где следовало быть второй неделе по Пасце, там поставлена была третья, – и така, до седьмой «переменено».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010