Сего же дня получил я из Петербурга письмо от одного знакомаго, который пишет, что высылает мне вновь изданное Евангелие. Слава Богу! Кажется, Дух Святый, сообщив Апостолам в день Пятидесятницы знание языков, со всею ясностию указал волю Божию, состоящую в том, чтоб Слово Божие имелось и провозглашалось на всех языках...    На четвертой неделе Великого поста я очень болел летучею оспою. [...] Болезнь моя была очень сильна; упадок сил — необыкновенный. Пасхальную неделю провел в постели; на ней провожу и теперь большую часть времени. Весьма благодарю Вас за известие о Высокопреосвященнейшем Митрополите. Всеблагий Господь да подкрепит его силы в настоящее трудное время, в которое начинают заигрывать многоразличныя бури. [...]    Поручая себя Вашим Святым Молитвам и о Господе любви, с чувствами совершеннаго почтения и искреннейшей преданности имею честь быть    Вашего Преосвященства покорнейшим послушником Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский. Письмо 8     Благодарность за гостеприимство и о состоянии здоровья    Преосвященнейший Владыко, милостивей­ший Архипастырь!    Благодарение, которое принес я Вашему Прео­священству за оказанное мне гостеприимство в Москве, пополняю повторением благодарения. Гостеприимство, оказанное мне, так преисполне­но было любви, что по необходимости возбужда­лось благодарением каждый раз, как ни вспомяну об этом гостеприимстве. Господь да спасет Вас.    Не откажитесь оказать покровительство пода­телю письма сего, казначею Бабаевской общины, если ему придется обеспокоить Вас какою-либо просьбою. Положением моим, дарованным мне неизреченною милостию Божиею, я доволен и предоволен. Кажется, и здоровье мое начало по­правляться. Случившийся со мною припадок в Москве, повторившийся в сильнейшей степени здесь, был последствием хронической болезни моей и лечения водами, доселе остался не без по­следствий. Спокойство и уединение в Бабаевской обители неоцененные. Кому они нужны и даже необходимы, тот не может не радоваться такому приюту.    Поручая себя Вашим святительским молит­вам, с чувствами совершенного почтения и ис­креннейшей преданности имею честь быть Ва­шего Преосвященства покорнейшим слугою    епископ Игнатий.    12 января 1861 года Письмо 9     По поводу возникших неприятностей с о. Епифанием, ректором Академии    Ваше Преосвященство,    Милостивейший Архипастырь и Отец!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Огонь без подтопки не горит. Даже и посланный с неба требует дров. Ведь и в Ветхом Завете огонь свыше сошел на Моисеевы и Аароновы жертвы, но чтобы он никогда не угасал, священники днем и ночью подкладывали на алтарь дрова. Жертвенником Божиим в духовном смысле является сердце наше; огонь же, сходящий свыше, – это любовь Божия, свыше изливаемая на наши сердца, согласно слову апостольскому: «Любовь Божия разлияся в сердцах наших Духом Святым, данным нам» ( Рим. 5:5 ). Кто хочет загореться пламенем Божественной любви, тот ищи таких дров, которыми мог бы поджечь в себе огонь невещественный, духовный, огонь любви Божией, и соблюсти его на твоем сердечном жертвеннике неугасаемым никогда. Я же, грешный, в помощь тебе, боголюбивый мой слушатель, пойду за дровами в лес или в сад Божественного Писания и соберу вязанку дров не из простых деревьев, но из тех, из которых был сделан честный крест Христов (всемирное воздвижение которого мы праздновали на прошлой неделе, а ныне совершаем отдание сего праздника); собравши вязанку дров из таких деревьев, принесу их сюда, в народ, чтобы всякий желающий мог без труда взять себе на пользу и потребность. «Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися» ( Пс. 69:2 ). «Возлюбиши Господа Бога твоего». Повествуют о некоей птице, одноименной с деревом финик, называемой финике и находящейся в странах Аравии, близ Индии. Она после пятисотлетнего пребывания, собравши с благовонных деревьев сучья и ветки, складывает их в кучу где-либо на высоком холме и, севши на этом холме и распростерши против солнечных лучей в очень знойный полдень свои крылья, загорается и сгорает в пепле, а потом снова в этом пепле зачинается и родится от росы небесной. Истина ли это, или нет, я не спрашиваю; пусть при повествователях будет вера в это. Я знаю ту несомненную истину, что мысленный финике, Господь наш Иисус Христос, объятый неизреченной любовию к человеку, собрав благовонные деревья – кедр, певг и кипарис, занесши их на Своих плечах на холм Голгофской горы, сложивши их в крест, как в кучу, и распростерши руки, как финике крылья, Он сгорел пламенем любви, когда из любви к нам положил за нас на кресте Свою душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По-видимому, производился даже и хлопок. Террасообразные холмы покрыты были лимонными и масличными деревьями, перемежавшимися с абрикосами, сливами, тутовыми деревьями и смоковницами, причем в некоторых местах великолепно росли финиковые пальмы, гранатовые, миндальные и грушевые деревья. Посев зимних злаков начинался в половине октября, когда большею частью по ночам и в промежутки выпадали ранние дожди. Обработка земли производилась посредством волов. В начале ноября обыкновенно засевались бобы, горох и чечевица; две недели затем сеялся ячмень, а в следующем месяце пшеница. Летние злаки сеялись в половине января и в феврале, в ожидании поздних дождей, обыкновенно выпадавших в марте. После посева наступал некоторый отдых от полевых работ, но только непродолжительный, потому что жатва ячменя в этих теплых странах начиналась вокруг Иерихона в последней неделе марта, хотя, жатва на прибрежных равнинах и затем вообще в целой стране происходила в начале апреля. По мере созревания хлеба, участки охранялись особыми сторожами, но путники всегда считали своим правом срывать, в случае голода, столько колосьев, сколько это им требовалось. Жнецы не могли начать своего труда, пока первый созревший сноп, собранный из долины вблизи Иерусалима, но был принесен Богу в благодарность при начале пасхальных праздников. Жатва пшеницы начиналась вокруг Иерихона в первой половине мая, хотя на более высоких участках в других местах жатва происходила месяцем позже. В половине июня поля по всей стране уже представляли собою пеструю колючую жниву, и зерно обмолачивалось на открытых гумнах, на вершине холмов или в длинных закрытых долинах. Перед праздником Пятидесятницы, чрез 50 дней после Пасхи, все зерно уже собиралось в закромы и народ имел свободное время для торжественного совершения своего второго великого годичного праздника, во время которого священники перед жертвенником приносили хлебы из нового зерна и часть новой муки для выражения благодарности народа Иегове за собранный хлеб. В сентябре и октябре обыкновенно собирался виноград и срывались гранатовые яблоки, после чего наступало время для сбора смокв и приготовления из них масла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Посмотрите на них вечером под субботу, посмотрите утром в субботу – что они делают в это время? Обыкновенно в своих домах занимаются молитвою, чтением Священного Писания и благочестивыми разговорами и молятся по своим синагогам. И уже только к вечеру в субботу увидишь Евреев, идущих или на прогулку или на работу. Это – истинное провождение праздников. Такому провождению праздников следует поучиться у них и нам – христианам. Посмотрим, что у нас делается по вечерам под праздники? Колокольный звон призывает ко всенощному Богослужению, но все ли внимают сему звону и идут в храм для молитвы? С горечью сердца нужно сказать: сравнительно очень и очень немногие. Что же делает эта большая часть из нас? Иные продолжают еще обычную свою работу или спешат окончить не оконченную в продолжение недели работу; другие заняты сбором на увеселье или уже отправляются на увеселенья в театр, клуб, в частные дома на вечеринки. Они, обрадовавшись, что завтра по случаю праздника им не идти на службу, на ученье, и спешат употребить более свободное время на удовольствия. Но, может быть, утро праздника проводится у нас как должно? Опять со скорбью нужно сказать, у многих из нас бывает не совсем так, как должно. Из людей рабочих многие просыпают раннюю обедню, веселившиеся с вечера просыпают и позднюю обедню. У иных идет работа и в праздник как в будни. И преимущественно по утрам праздников, особенно же (опять же, опять-таки), торговля: воскресные-то, например, дни у нас – и торговые дни. Иные же из нас, хотя и помолятся в Церкви за службами в праздники, но затем в эти дни предаются совершенному безделью, а многие – разгулу, даже греху, так что другой целую неделю столько не нагрешит, сколько нагрешит в один день праздника. Так ли, братие, должно нам проводить праздники? Так ли следует святить их по предписанию 4-й заповеди? Господь дает нам для работы и для невинных удовольствий в неделе шесть дней, а себе, или лучше, не «себе», а «нам же» – нашей душе, берет один день! А мы и его-то отнимаем у Бога и у своей души и отдаем своему телу и даже посредством грехов врагу Божьему и врагу своей души – дьяволу .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Мы уже говорили о том, что в образе русалок представляются души умерших, например, утопленниц, некрещенных младенцев. Чествование деревьев, цветов выражается в украшении домов зеленью, отсюда, может быть, и название «зеленой недели», в Малороссии «клечальной» (клечание – ветви, которыми украшаются дома в Троицын день). В России, в разных местах, существует обычай устраивать чучело русалки. Это или чучело лошади, которое изображают несколько человек, накрывшись парусом, причем передний держит перед собою череп лошади, или чучело девушки – куклы, сделанной, большею частью, из соломы и одетой в женские уборы. Эту куклу носят в хороводах, поют песни, а в конце разделяются на две враждебные стороны и стараются вырвать куклу-русалку у враждебной стороны. Обыкновенно эта борьба оканчивается тем, что русалку разрывают и разбрасывают солому по воздуху. Далее, ночью следует зажигание костров, прыганье через огонь, игра в русалку с венками и в некоторых местах купанье в воде. Представление о русалках особенно связано с народным праздником, так называемым семиком, который большею частью приходится в четверг на седьмой неделе по Пасхе, между тем как у литовцев sekmines (=семик) означает праздник пятидесятницы. В Новгородской губернии семик называется «русалкой», «русалчин или мавский Велик день». По представлениям некоторых народов (например, греков) души умерших возвращаются на землю в промежуток времени между Пасхой и Пятидесятницей. 1222 Поэтому семик и русалии уже с древности, соединялись у русского народа с поминовением усопших. Стоглав так описывает обряд поминовения в Троицкую субботу: «по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом с великим кричанием, и, егда начнут играти скоморохи, гудцы и прегудницы, они же от плача преставше начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинския пети на тех же жальниках обманщики и мошенники». Далее Стоглав говорит и о русалиях, соединяя русальные обряды с троицкими, купальскими, колядскими и овсеневыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Прихожане – русские. Живущие между ними чухны довольно свободно объясняются по-русски. Прихожане, кроме хлебопашества и скотоводства, занимаются легким извозом, кузнечным мастерством и вскармливанием питомцев Воспитательного Дома. Благодетельное распоряжение начальства – отдавать питомцев в деревни, обратилось в статью дохода, мало выгодную для крестьян и крайне вредную для питомцев. Крестьянки, получив из лазарета билет на право – брать питомцев, берут в Петербурге не одного, а двух или даже трех питомцев и кормят их не своим молоком, и даже – не коровьим, а „овсяным», т. е. наваром из овсяной муки, с малою долею коровьего молока, или раздают их за уменьшенную плату другим крестьянам. Этим и объясняется ужасающая смертность среди питомцев. Этот род промышленности вреден и для самих крестьян: расстраивает их хозяйство, отучает от сельских работ, и проч. Прихожане, большею частью, неграмотны. Училище одно, в Ильешах, открытое в 1841 году, по распоряжению С.-Петербургской Палаты Государств. Имуществ. В последнее время в приходе заведена одна школа земская, в Ильешах и 4 – для питомцев Воспитательного Дома. Местные праздники суть следующие: 1) Ильинская Пятница, когда бывает крестный ход и – ярмарка; 2) 9 мая, с крестным ходом вокруг села и молитвами над сеянием и над стадом; 3) 19 мая так называемый „день пожарный» в память пожара, бывшего в 1824 году. В этот день, после литургии, бывает панихида о погоревших, а после нее крестный ход по селу, с окроплением домов св. водою. Хотя торжество, по общему обычаю, оканчивается угощением, но не бывает ни пьянства, ни шумного веселья, и участники торжества рано расходятся по домам; 4) 28 октября, в память Св. Параскевы. В этот день посторонних богомольцев, как в Ильинскую Пятницу, не бывает. Кроме указанных крестных ходов, совершаются еще следующие крестные ходы: 1) в одно из Воскресеньев Пятидесятницы (?) – в Ильешах; 2) в Троицын день – в деревне, в честь св. Ипатия епископа Гангрского, покровителя скота, как думают в здешнем крае. Хотя день Св. Ипатия празднуется марта 31, но празднуют здесь 16 ноября, так как 31 марта приходится, большею частью, или на Страстной неделе, когда праздновать не прилично, или на Святой, когда и без того праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В основе многих еврейских праздников лежало священное число семь: в воспоминание о том, что Бог «почил в седьмой день» от дел творения, евреи праздновали седмицу недельную, месячную, годовую и юбилейную. Соблюдение седьмого дня в неделе, т. е. субботы, как «знамения между Богом и избранным народом», предписывалось в законах Моисея с особенной настойчивостью; за нарушение ее назначена была даже смертная казнь; с течением времени правила о праздновании субботы, часто мелочного характера, все более и более разрастались. Празднование месячной субботы, т. е. новолуния седьмого месяца, точно также заключалось в соблюдении полного покоя и в принесении обильных жертв. Субботний год, праздновавшийся чрез каждые шесть лет в седьмой, был отдыхом для народа в течение целого года: в этот год поля не обрабатывались, виноградники не обрезывались и плоды не собирались владельцами: все, что вырастало без посева и обработки, считалось собственностью всего народа, а также рабов, наемников и поселенцев. Еще больший интерес представляет юбилейный год у евреев, праздновавшийся чрез семь годовых седьмин в каждый пятидесятый год; едва ли можно указать что-нибудь аналогичное этому юбилейному году у других народов древности. В этот год земля и виноградники, как и в субботний год, оставлялись не обработанными, проданная в течение предшествующих лет земля и всякое другое недвижимое имущество -возвращались к своему прежнему владельцу, рабы из евреев отпускались на свободу. Понятно, что обедневшие евреи, благодаря юбилейному году, чрез каждые пятьдесят лет достигали экономического уравнения, особенно в земельном наделе, и восстановления утраченных прав состояния. К числу годовых еврейских праздников относились; а) Пасха или праздник опресноков, установленный в воспоминание выхода евреев из Египта,: б) Пятидесятница или праздник жатвы, с которым соединялось воспоминание о синайском законодательстве; в) праздник кущей, падавший на окончание полевых работ; в этот праздник евреи выселялись из домов и жили в течение недели в палатках или шалашах, устроенных из ветвей и листьев, в воспоминание той страннической жизни, которую вели евреи в течение сорока лет после выхода из Египта; г) праздник очищения, совершавшийся в десятый день седьмого месяца за пять дней до праздника кущей; это был день покаяния и очищения; после принесения жертвы и окропления кровью крышки ковчега, первосвященник возлагал руки на голову козла и перечислял над ним все беззакония своего народа, а затем этот козел изгонялся в пустыню в знак того, что общество Господне освобождалось от своих грехов и опять становилось очищенным и оправданным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Однако совсем легкомысленно восставать против количества многодневных постов. Например, архимандрит Савва (Мажуко) пишет в статье «Борьба с постом: есть ли выход?» , что воцерковленным людям можно и не соблюдать Петров пост, поскольку он изначально был установлен для людей, у которых не было возможности соблюдать Великий пост. Этот факт известен из «Апостольского предания» святого Ипполита Римского (III в.). Конкретно святой Ипполит говорит: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы». Честно говоря, из этого текста сложно заключить, существовал ли до этого обычай поститься после праздника Пятидесятницы. Например, в «Апостольских постановлениях» (составлены в IV в. или ранее) написано: «После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием, и постились после послабления». То есть в древности во многих местах существовала традиция, по которой пост среды и пятницы отменялся не только в течение Светлой недели, но аж до праздника Святой Троицы, то есть Пятидесятницы. Остаток этой традиции – отмена земных поклонов от Великого четверга до дня Святой Троицы. Естественно, что после такого длительного праздника и послабления необходимо было усилие, чтобы снова взять себя в руки. Именно с этим и связывают многие литургисты смысл установления Петрова поста (раньше он даже назывался «пост Пятидесятницы»). В нашей традиции мы отменяем пост среды и пятницы только на Светлой неделе – и слава Богу. Ведь если честно, так трудно после нее войти в обычный молитвенный и постный режим. Поэтому так неохота после Троицкой сплошной недели начинать пост. Но если бы его не было, начать Успенский или Рождественский пост было бы еще труднее, не правда ли? Так устроена падшая человеческая природа, что мы тяжело привыкаем к стесненным условиям жизни и моментально – к комфортным.      Так же странно звучит мысль сократить посты. Мы обычно ссылаемся на то, что у нас другой ритм жизни, другие нагрузки и труды.

http://pravoslavie.ru/73120.html

Так как воспоминаемое ныне чудо было совершено Спасителем при овчей купели, в которую для уврачевания страждущих, «ангел Господень на всякое лето схождаше и возмущаше воду», то в некоторых тропарях канона прославляется еще св. архистратиг Михаил. Восхваляя его, как «начальника ангелов», «предводителя» «вышних служителей», св. Церковь воспевает его и как «наставника забдуждающих» и, в виду нашего духовного расслабления, молитвенно взывает к нему: «просвещение нам испроси», «умири нашу жизнь, напастьми всегда змиевыми и обстоянми жития зыблемую присно», «с нами проси нам прегрешений избавление, исправление же жития», и «наслаждение благ вечных». Тропарь воскресен, гл. 3. Кондак, гл. 3. Душу мою Господи, во гресех всяческих, и безместными деянми люте расслаблену, воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и расслабленнаго воздвигл еси древле, да зову Ти спасаемь: щедрый, слава Христе державе Твоей. Утр. (Ев. 4-е. Ап. Деян.9:32–42; 23 зач.; Ев. Ин.5:1–15; 14 зач.). См. 139 стр. См. Восследование расслабленного поется в неделю, в понедельник; во вторник же отдается. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовеніе Пятидесятницы, т.е., половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день воспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумеется благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа. 409 Преполовение св. Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начала его нельзя видеть в правилах Апостольских (37 пр.) и собора Антиохийского (20 пр.) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена св. Иоанна Златоуста он является существующим и установленным св. Церковью. В V в. Анатолий Константинопольский, в VII пр. Андрей Критский , в VIII св. Иоанн Дамаскин , в IX пр. Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь св. Церковь восхваляет Господа в этот праздник. Стоя между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается о приближение праздника Сошествия Святого Духа, а также и праздника Вознесения Господня. «Просветившеся братие, – взывает к нам св. Церковь , – воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святаго Духа»; «Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелью обучитися потщимся, Богомудрии».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Потом Церковь облегчает нас от поста на сырной или по просторечию масляной седмице, постепенно приготовляя нас к св. Четыредесятнице и вместе обличая лжеучения яковитов и тетрадитов. Яковиты, возникшие в VI веке и рассевавшие в Сирии плевелы евтихианской ереси, вопреки правилу всей Вселенской Церкви, постились на сырной неделе три дня: во вторник, среду и четверток, по подобию Ниневийского поста и покаяния. Тетрадиты же, или, как называются они вторым Вселенским Собором, средницы – по средам ели мясо и постились всю сырную седмицу. Примечание. Тетрада, слово Греческое (Τετρς), означает четвертый. Тетрадитами называются потому, что они в четвертый день седмицы, т. е. по средам, не хранили поста, а в сырную неделю постились; в 14-й день марта праздновали Пасху 196 . Некоторые из них даже не разрешали поста в Пасху 197 . Тетрадиты называются также субботниками, манихеями 198 и четыренадесятидневниками 199 . Далее Церковь разрешает пост среды и пятка на светлой седмице, ради светлейшего торжества Пасхи, как бы за один воскресный день всю седмицу считая 200 . После Пасхи Церковь разрешает пост на седмице Пятидесятницы в честь двух высоких христианских праздников – св. Троицы и Сошествия Святого Духа, и считая эту седмицу подобно светлой, как бы за один воскресный день. На сплошную седмицу после Пятидесятницы указывается в древнейших письменных памятниках христианства – в постановлениях Апостольских, где говорится: «после Пятидесятницы празднуйте одну седьмицу» 201 . Наконец пост среды и пятка разрешается на двух седъмица святок – с первого дня праздника Рождества Христова, до навечерия Богоявления Господня. Это разрешение установлено Церковию в честь великих праздников Рождества Христова и Богоявления Господня. В Церковном уставе о святках сказано, «яко от Рождества Христова до св. Богоявления никакоже пост, ни коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» 202 . Примечание. По древним правилам Церкви, пост в среду и пяток разрешался также в некоторых местах в течение семи недель Пятидесятницы, т. е. с Пасхи до дня Сошествия Св. Духа. Позднейшие монастырские уставы св. Саввы, Евфимия Великого, Феодора Студита , Афанасия Афонского разрешали пост в среду и пяток не только для Рождества Христова, но и для других великих праздников Господских, Богородичных и некоторых святых. Чтобы примирить разногласие поздних уставов с древними правилами, Константинопольские патриархи – в XI веке Николай Грамматик и в XII веке Лука Хрисоверг и другие святители писали послания и решили, что пост среды и пятницы должно прекращать только ради двух великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Впрочем и после этого решения разногласия великими патриархами спор о разрешении поста в среду и пятницу возник в нашем отечестве 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010