Лебедев Иван,родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Гавриил Стефанов, священник;Московская губерния, Коломенский уезд, село Малоалексеевское, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.). Лебедев Иван, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Петр Михайлов († до 1860 г.), дьячок; Московская губерния, Можайский уезд, село Сокольниково, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 21 об.). Лебедев Илья, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Андрей Иоаннов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Вихорна, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Лебедев Константин, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Феодор Николаев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, погост Георгиевский, что при Озере, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 16 об., 17 об.). Лебедев Михаил, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Андреев, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Павшино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 20 об.). Лебедев Николай, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иоанн Иоаннов, священник; Московская губерния, Клинский уезд, погост Лазаревский, Лазаревская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 8 об.). Лебедев Павел, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Феодор Васильев, дьячек; Московская губерния, Богородский уезд, село Душеново, Тихвинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 25 об.). Лебедев Павел, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Петр Васильев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Борщево, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 1 об.). Лебедев Петр, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец:Иван Ильин, пономарь; Московская губерния, Можайский уезд, Можайск, Иоакиманская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 23 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Цель отправления Андрея Иоаннова в Стародубье была двоякая: а) исправление треб и богослужения у «согласных» и б) образование приходов. Выполнить первую задачу было нетрудно, так как Иоаннов ниоткуда препятствий не встречал. Но достижение второй цели представляло немало затруднений. Образование приходов было связано с вопросом о храмах. Храмов было немало, но они строились сообща и теперь принадлежали вместе и «согласным» и «несогласным». Иоаннов, не задаваясь мыслью об умиротворении и не заботясь путем нравственного влияния привлечь «несогласных» на свою сторону, захотел, при посредстве властей передать церкви согласным. В этом смысле он делал представления архиепископу Амвросию и в управление наместника. «Несогласные» такой передаче противились и также обращались с ходатайствами и жалобами к гражданской власти. Таким образом, завязались соблазнительныя тяжбы о церквах, продолжавшияся во все время пребывания Иоаннова в Стародубье. Так как «несогласные» не хотели исполнять предписаний гражданской власти, то для передачи некоторых намеченных церквей, – в том числе Покровского монастыря, – была отправлена военная команда. Насильственная передача некоторых церквей подала повод к составлению одного раскольнического произведения, известного под именем «Синаксаря», в котором, с раскольнической точки зрения, описывается отобрание этих церквей и мужественное стояние «несогласных»; при этом рассказывается также о бывших чудесах и видениях. Это – своего рода «История об отцех и страдальцех соловецких», хотя менее известная и гораздо более кощунственная. В конце концов, благодаря подкупности губернских властей и настойчивости «несогласных», отобранные храмы были снова им возвращены. В этом отношении миссия Андрея Иоаннова была неудачна. Но зато он приучил «согласных» к законному священству, упрочив, таким образом, самое «согласие» в Стародубье. После напрасных попыток «согласные» стали строить новыя церкви. По освящении одной из них, в посаде Злынка, мальчик во время праздничного обеда, встав на стол, сказал: « Церковь без епископа не бывает», и тем выразил общее убеждение присутствовавших в несостоятельности беглопоповства. 2) Распространение «Согласия» за пределами Стародубья и правила «Единоверия»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Лихарев Павел, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Димитрий Яковлев, пономарь; Московская губерния, Богородский уезд, село Купавна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 34 об.). Лихачев Сергей, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Сергей Иоаннов († до 1860 г.), священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Куликово, Покровская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 21 об.). Любимов Владимир, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Павлов, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Кутач, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 25 об.). Любимов Владимир, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Василий Алексеев, священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Лукино, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.). Любимов Николай, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иоанн Павлов, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Кутач, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 16 об.). Любимов Петр, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Иоаннов, заштатный священник; Московская губерния, Звенигородский уезд, Звенигородская что в Саввинской подмонастырной слободе, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 15 об.). Мазуров Иван, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Илья Феодоров, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, г. Волоколамск, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 6 об.). Малинин Иван, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Филипп Михайлов, диакон; Московская губерния, Коломенский уезд, Коломна, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Махаев Матвей, родился около 1847 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Иван Феодоров, дьячок; Московская губерния, Верейский уезд, село Косицы, Преображенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 21 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Из церковных документов имеются: метрические книги с 1807 года и составленный в 1816 году акт на получение руги. Причт Заболотской церкви издавна составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня. Из прежних священников известны: Еремей Иванов, указанный в старинной рукописи, Мокей Еремеев, упомянутый в надписи на евангелии; Артемон Мокеев, упоминаемый в летописи, имеющейся при Гостинопольской церкви. В 1734 году упоминается Симеон Саввин, бывший поповским старостою. В 1748 г. священником был Василий Родионов. В 1779 году, кроме священника Трифона Васильева, упоминаются: Иоанн Иоаннов (он же и благочинный) и Никита Артемьев. Потом известны: Григорий Иоаннов, после 20 лет служения, поступивший в монахи, с именем Гавриила; Иаков Тимофеев, поступивший сюда из Рождественского Сясьского погоста; Семен Васильев, также поступивший в монахи, с именем Сергия. С 1809 по 1823 год священствовали: Иоанн Семенов, Иаков Тимофеев и Петр Яковлев. На место Иакова Тимофеева, в 1823 году, поступил Иаков Никитин Азиатский, а вместо уволенного в 1824 году за штат Иоанна Семенова, поступил Александр Иродионов Звонарев. Эти три священника, т. е. Яковлев, Азиатский и Звонарев, служили до 1843 года, когда на место уволенного за штат Яковлева поступил Алексей Григорьв Розанов. На место умершего в 1848 году Розанова, поступил Николай Михайлович Хрусталев. Хрусталев умер 31-го октября 1857 года и, на его место, поступил Иаков Федотов Пикалев. Потом служили: Михаил Азиатский (1862–1879), Феодор Эвенхов (1870–1874), Алексей Куженский (1874–1876) и Иоанн Вороновский (1876–1878). Ныне священствуют: Алексей Дмитриев с 1878 года и Дмитрий Осиновский с 1879 г. До штатов причт содержался: а) ругою, которая, по положению 1816 года, состояла из четверика ржи и четверика овса с 6 ревизских душ, взамен неполной пропорции церковной земли; б) доходами за требы; в) сборами Петровшины и Осеньшины, доходами от земледелия. Трудом обработки земли особенно славился священник Петр Яковлев. Обладая крепким телосложением, он не только возделывал, землю, но распахивал в лесу нивы, выворачивал пни и коренья, огораживал поля кольями, которые на своих плечах носил за две версты. После его смерти поля, возделанные им, достались крестьянам и в память об о. Петре называются «поповы нивы».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Том IX Глава I. Продолжение царствования Иоанна Грозного. г. 1560–1564 Перемена в Иоанне. Клевета на Адашева и Сильвестра. Суд. Заточение Сильвестра. Смерть Адашева. Начало злу. Новые любимцы. Первые казни. Война Ливонская. Великодушие Беля. Взятие Феллина. Слово Царя Казанского. Конец Ордена. Переговоры с Швециею. Война с Литвою. Второй брак Иоаннов. Взятие Полоцка. Рождение Царевича Василия. Торжество Иоанново. Смерть Царевича. Дела Крымские. Замысл Султана. Происшествия в Ливонии. Перемирие с Швециею. Злонравие супруги Иоанновой. Кончина Князя Юрия. Пострижение Иоанновой невестки и матери Князя Владимира. Кончина Макария. Сочинение Житий Святых и Степенной книги. Заведение типографии. Издание Библии в Остроге. Полоцкая Архиепископия. Белый Клобук Митрополитов. Посвящение Афанасия в Митрополиты. Приступаем к описанию ужасной перемены в душе Царя и в судьбе Царства. И Россияне современные и чужеземцы, бывшие тогда в Москве, изображают сего юного, тридцатилетнего Венценосца как пример Монархов благочестивых, мудрых, ревностных к славе и счастию Государства. Так изъясняются первые: «Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме и в молитве уединенной, и в Совете Боярском и среди народа у него одно чувство: да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам! Суд нелицемерный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество Веры, свобода Христиан есть всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад Царских. Ласковый к Вельможам и народу – любя, награждая всех по достоинству – щедростию искореняя бедность, а зло примером добра, сей Богом урожденный Царь желает в день Страшного Суда услышать глас Милости: ты ecu Царь правды! и ответствовать с умилением: се аз и люди, яже дал ми ecu ты!» Не менее хвалят его и наблюдатели иноземные, Англичане, приезжавшие в Россию для торговли. «Иоанн, – пишут они, – затмил своих предков и могуществом и добродетелию; имеет многих врагов, и смиряет их. Литва, Польша, Швеция, Дания, Ливония, Крым, Ногаи ужасаются Русского имени. В отношении к подданным он удивительно снисходителен, приветлив; любит разговаривать с ними, часто дает им обеды во дворце, и, несмотря на то, умеет быть повелительным; скажет Боярину: иди! и Боярин бежит, изъявит досаду Вельможе и Вельможа в отчаянии: скрывается, тоскует в уединении, отпускает волосы в знак горести, пока Царь не объявит ему прощения. Одним словом, нет народа в Европе, более Россиян преданного своему Государю, коего они равно и страшатся и любят. Непрестанно готовый слушать жалобы и помогать, Иоанн во все входит, все решит; не скучает делами и не веселится ни звериною ловлею, ни музыкою, занимаясь единственно двумя мыслями: как служить Богу, и как истреблять врагов России!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Кроме этой церкви, здесь, по свидетельству очевидцев, была еще помещичья церковь св. Троицы, каменная, стоявшая на месте нынешней колокольни. Она была построена помещиком Иваном Стефановым Хвостовым в начале нынешнего столетия. Но судьба церкви была несчастна. Сильный ветер сорвал главный купол с нее, а преемники Хвостова, или по нерадению, или по недостатку средств, не восстановляли ее; в 1821 году она сгорела от неосторожности жены священника Иоанна Игнатьева; вместе с церковью, обгорели домы священника и дьячка и колокольня. Настоящий храм однопрестольный, во имя Преображения Господня. Антиминс его освящен митр. Гавриилом в 1778 г. В 1861 г. храм сделан теплым, на средства кн. Салтыкова, но, вследствие сырости, печи выломаны. В церкви замечательна икона Преображения, бывшая, как видно по надписи на ней, когда-то местною в иконостасе. Но так как величина иконы не соответствует размерам мест нынешнего иконостаса, то она, вероятно, взята из иконостаса прежней деревянной церкви и, следовательно, принадлежит к прошлому веку, или к началу нынешнего. Иконостас поновлен иконописцем Выскатской волости Андреем Савиновым. Царские двери и колонны нижнего яруса имеют характер древности. Из сосудов замечателен оловянный из богослужебных книг – Октоих 1694 года, Евангелие 1693 года и Апостол 1775 г., изданные в Москве. Из документов церковных замечательны: 1) исковое дело копорского полка полковника Ивана Стефанова, сына Хвостова, о даровании прибужскому причту выписи из писцовых книг, сохранившееся в половину; 2) межевые книги и план на пашню и сенные покосы, межевания землемера секунд-майора Матвея Копьева 1783 года; 3) план и фасад на бывшую Троицкую церковь , составленный гдовским уездным землемером Ильею Ивановым; 4) план и фасад нынешнего храма, составленный в 1860 г. архитектором Лоренцом. Причт до 1754 г. состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни; потом учрежден диакон; первым диаконом был Илья Иванов, сын свящ. Ивана Григорьева; потом служил Андрей Анисимов, рукоположенный митрополитом Серафимом 1822 года, августа 9 дня. Из священников известны: Яков Мартынов (1628 г.) и Андрей Щелкалов (1753 г.), Амос (1768 г.), Иоанн Данилов (1780 г.); в метрической книге 1783 г. указан Иоанн Григорьев; место его занял сын его Игнатий Иоаннов, бывший учителем в Новгородском духовном училище и носивший, в светском звании, шпагу „за усердие”. В 1830 г. он был, за старостью лет, уволен и чрез 5 лет умер в Рудницком погосте; его заменил окончивший курс в Петербургской духовной семинарии Петр Андреев, рукоположенный епископом Никанором 1831 г., июня 11 дня. При нем разрушена Троицкая церковь и из остатков ее выстроена колокольня. По переводе Андреева, чрез 5 лет, в Таицы, поступил сюда Василий Иоаннов Кедров, умерший 1858 года, ноября 10 дня. При нем уничтожена диаконская вакансия, церковь отнесена к 4-му классу, храм огражден оградою, поновлен иконостас и в погосте заведена школа. По смерти его, занял Иоанн Григорьев Добронравин, служащий доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

113 " Писцовые книги Ижорской земли«. ч. 1, стр. 28, 30, 43, 81, 89, 104, 118; ч. 2, стр. 160, 177. 115 митрополит Макарий (Булгаков) . «История Русской церкви», т. XI, 21–22. – Сам митрополит устранен был от этих сношений, потому что «он человек духовный и чину великого и ему с иноземцы ссылаться не пригоже» («Акты Археографической экспедиции». III, 111). 116 В ст. «Петербургский край до Петра Великого», в «Журнале Министерства Народного Просвещения» за 1855 г., 1, отд. II. 117 И. А. Чистович. «История православной Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к Санктпетербургской епархии» СПб., тип. Я. Трея, 1856 г. стр. 71. 126 Но м. Иов Борецкий, для тайного противодействия униатам и для подавания православным необходимой духовной помощи, переименовал перемышльского епископа Исаию Копинского в архиепископа смоленского. И он, проживая обыкновенно в своих заднепровских монастырях, удобно мог ставить священников и совершать другие святительские действия для православных, живших от него неподалеку, в северском и смоленском крае (митрополит Макарий (Булгаков) . «История Русской церкви», т. XI, 560–561). 129 «Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете» 1846 г., 2, 66. 130 протоиерей Андрей Иоаннов. «Полное историческое известие о старообрядцах, их учении, делах и разгласиях» в 4 ч. 1794, ч. 3, 109. 131 Из «Истории о бегствующем священстве» Ивана Алексеева († 1755) в «Летописи русской литературы и древности» т. IV, М. 1862. Смесь, стр. 53–69. 132 протоиерей Андрей Иоаннов. «Полное историческое известие о старообрядцах, их учении, делах и разгласиях», в 4 ч. 1794, ч. 1, 28–33; митрополит Макарий (Булгаков) . «История русского раскола, известного под именем старообрядчества», СПб., 1855, 293–294. 136 А. И. Ригельман. «История или повествование о Донских козаках, отколе и когда они начало свое имеют.... и пр.», М., 1846, 139. 138 И. А. Чистович. «История православной Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к Санктпетербургской епархии» СПб., тип. Я. Трея, 1856 г. 142–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высота церкви, до креста, 10 саж., а колокольни 11 саж., длина, с алтарем и притвором 12½ саж., ширина 6 саж. и 1 четверть. В 7 верстах от церкви, в имении князя Витгенштейна в мызе Дружноселье, с 1842 по 1871 год была домовая церковь во имя св. мученицы Стефаниды. Она занимала средину каменного дома, а по сторонам ее находилось по 12 помещений для стариков и старух. Это были крестьяне из западных губерний, из имения княгини Витгенштейн, урожденной Радзивил, в память которой устроена была церковь с богадельнею. В богадельню поступало не много и, в конце 60 годов здесь была только одна слепая старуха. По этому князь Витгенштейн богадельню закрыл, а церковное имущество, кроме шести небольших икон, отдал в орлинскую церковь. Эти шесть икон были поставлены в часовне, устроенной графом вблизи богадельни. Иконостас Дружносельской церкви вделан в иконостас церкви Орлинской. Близ бывшей богадельни находится, устроенный в одно время с нею, католический костел в честь св. Стефании. Под костелом находится прах княгини Витгенштейн. Прежними священниками орлинской церкви были: Тимофей Степанов (1735–1755), Василий Федоров (1755–1757), Калинник Дмитриев (1757–1779), Ларион Гаврилов (1779– 1782), Петр Николаев (до 1784 года), Василий Емельянов (до 1785), Петр Васильев (до 1791), Евтихий Семенов (до 1806), Павел Иоаннов (до 1812), Василий Христолюбов (до 1819), Алексей Космин (до 1841), Константин Смирнов (до 1842), Григорий Гуляев (до 1855). С 1855 г. до ныне священствует Алексей Иоаннов Скородумов. Причт сперва состоял из священника, дьячка и пономаря. С 1843 г. из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни; в 1870 г., с открытием Ящерского прихода, упразднено место диаконское, в 1874 г. упразднено и пономарское. Орлинской церкви принадлежат пять квартир, в трех деревянных домах, из которых два построены помещиком князем Иларионом Иларионовичем Васильчиковым, а третий, на церковные суммы. Три квартиры заняты причтом, а две отдаются в наем за 55 р. в год. Церковь имеет 12 сторублевых государственных билетов. Из них 3 пожертвованы графом Николаем Сергеевичем Строгановым, а 9 – куплены на кошельковую сумму.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Утро было тихое, ясное. Россияне мужественно готовились к битве, но увидели себя объятыми пламенем: деревянные домы и хижины вспыхнули в десяти разных местах. Небо омрачилось дымом; поднялся вихрь и чрез несколько минут огненное, бурное море разлилось из конца в конец города с ужасным шумом и ревом. Никакая сила человеческая не могла остановить разрушения: никто не думал тушить; народ, воины в беспамятстве искали спасения и гибли под развалинами пылающих зданий, или в тесноте давили друг друга, стремясь в город, в Китай, но отовсюду гонимые пламенем бросались в реку и тонули. Начальники уже не повелевали, или их не слушались: успели только завалить Кремлёвские ворота, не впуская никого в сие последнее убежище спасения, огражденное высокими стенами. Люди горели, падали мертвые от жара и дыма в церквах каменных. Татары хотели, но не могли грабить в предместиях: огонь выгнал их, и сам Хан, устрашенный сим адом, удалился к селу Коломенскому. В три часа не стало Москвы: ни посадов, ни Китая-города; уцелел один Кремль, где в церкви Успения Богоматери сидел Митрополит Кирилл с святынею и с казною; Арбатский любимый дворец Иоаннов разрушился. Людей погибло невероятное множество: более ста двадцати тысяч воинов и граждан, кроме жен, младенцев и жителей сельских, бежавших в Москву от неприятеля; а всех около восьмисот тысяч. Главный Воевода Князь Бельский задохнулся в погребе на своем дворе, также Боярин Михайло Иванович Вороной, первый доктор Иоаннов, Арнольф Лензей, и 25 Лондонских купцев. На пепле бывших зданий лежали груды обгорелых трупов человеческих и конских. «Кто видел сие зрелище, – пишут очевидцы, – тот вспоминает об нем всегда с новым ужасом и молит Бога не видать оного вторично». Девлет-Гирей совершил подвиг: не хотел осаждать Кремля, и с Воробьевых гор обозрев свое торжество, кучи дымящегося пепла на пространстве тридцати верст, немедленно решился идти назад, испуганный, как уверяют, ложным слухом, что Герцог или Король Магнус приближается с многочисленным войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Вполне возможно, что Поликрат, явно гордившийся своим знанием писаний, самостоятельно отождествил своего прославленного родственника с Иоанном из Деян 4:6 . Однако независимо от того, сам ли Поликрат провел этот отождествление или унаследовал его от местной традиции – оно достаточно значительно. Оно ясно показывает, что Эфесская церковь , желая найти в новозаветных писаниях какие-либо (кроме Евангелия от Иоанна) упоминания о своем Иоанне, Любимом Ученике, вовсе не отождествляла его с Иоанном, сыном Зеведеевым. Отождествление его с Иоанном из Деян 4 делает невозможным одновременное его отождествление с Иоанном, сыном Зеведеевым 1157 , который появляется в том же повествовании как один из двух учеников, которых допрашивают Анна, Каиафа, Иоанн и Александр. Очевидно, эфесская традиция об их Иоанне ясно гласила, что этот Иоанн – не Иоанн, сын Зеведеев; и даже в конце II века эфесяне настаивали на этом различении, хотя в других местах отождествление двух Иоаннов уже произошло, а в следующем столетии распространилось повсюду. Ириней об Иоанне Мы показали, что в преданиях провинции Азия, в особенности города Эфеса, во II веке Иоанн, написавший Евангелие от Иоанна и фигурирующий в нем под именем «ученика, которого любил Иисус», не отождествлялся с Иоанном, сыном Зеведеевым. Он был известен как ученик Иисуса, не принадлежавший к кругу Двенадцати, последние годы жизни проведший в Эфесе, хорошо известный окрестным церквам – особенно прославленный своим долгожительством, поскольку он пережил большинство своих современников. Он был похоронен в Эфесе; могила его была там известна, и в конце II века Поликрат, епископ Эфесский, называл себя его кровным родственником. Во всех источниках, до сих пор нами рассмотренных, нет никаких указаний на связь Иоанна, сына Зеведеева ни с Евангелием, ни с Эфесом. Такие ассоциации могли возникнуть лишь через вторичное отождествление Иоанна Эфесского, Старца Иоанна у Папия с Иоанном, принадлежавшим к числу Двенадцати. О том, что Иоаннов двое, было известно не только в Азии: то же знание видим мы и в Каноне Муратори – то есть, по всей видимости, в Риме или в Италии, куда относят этот документ большинство ученых. Объяснение этому – по-видимому, зависимость Канона Муратори от Папия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010