В 1862 г. «…эта церковь любительницею благолепия храмов Божиих игумниею Еликонидой Муратовой была поновлена и украшена…». При этом было нарушено единство, колорит наполнился новыми яркими красками. Роспись с некоторыми утратами сохранилась и до наших дней, со времени начала служения храма после почти столетнего перерыва фрески проявляются. Освящение церкви в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Род Шестовых, родителей инокини Марфы, берет свое начало на угличской земле. На территории Воскресенского монастыря Углича было родовое кладбище Шестовых. Сама царица Ксения Романова говорила: «Углич – мое малое Богомолье». Игумения Исмарагда пишет по этому поводу: «…Феодоровская икона Богоматери, служащая храмовым образом, древней и очень высокой греческой иконописи. – Икона – точный список с чудотворной Костромской Феодоровской иконы Богоматери. с которого времени находится в обители эта благоговейно чтимая местно икона, на это не имеется никаких письменных данных; по устному преданию прежних стариц-монахинь известно, что она будто бы современна возобновлению монастыря. Не государыня ли великая старица Марфа Иоанновна Романова пожаловала между прочими святынями и сию икону, пред которою она благословила и пред которой вручила Богоматери судьбу своего сына Михаила Федоровича, избранного на царство…». Исследователь угличских древностей А. Н. Ушаков в 1891 г. в своей книге описал факт заступничества Божией Матери: «…16-го августа, в день праздника Феодоровской Божией Матери, вокруг монастыря совершается крестный ход, установленный по особому усердию игумении Измарагды в 1871 году, когда свирепствовала в городе холера, монастырь был избавлен от болезни…». Сегодня Федоровский храм внешне приведен в порядок, проведены реставрационные работы, предполагается восстановление колокольни. Богоявленский соборный зимний храм В середине XIX в. Богоявленский монастырь стал одним из богатейших и крупнейших монастырей Ярославской епархии. Его территория постоянно расширялась, строились новые здания. Богоявленский собор – самый внушительный и крупный храм обители и всего Углича. Его построили в 1843-1853 гг. по проекту известного архитектора К.А. Тона в модном тогда русско-византийском стиле. «…Между всеми зданиями монастыря по внешнему благоустройству первенствует Богоявленский соборный храм, с приделами с правой стороны в честь Толгской иконы Богоматери, с левой в честь святителей Николая чудотворца и Иоанна Милостиваго. по своей красоте храм – лучшее украшение монастыря и города, равно как и по своей громадности это высочайшее из всех зданий Углича…». Для насельниц монастыря строительство этого храма стало настоящим подвигом – они сами делали кирпич, поднимали его на стены, собирали пожертвования. Много сил и стараний приложила игумения Еликонида, ставшая инициатором строительства.

http://sobory.ru/article/?object=05715

Смотришь на возрождающиеся фрески, а рядом с ними видишь следы от пуль. Поднималась рука у богоборцев – стреляли в лики святых в Фёдоровском храме, в Богоявленском. Ирина рассказала, что после революции одно время в храме квартировал женский полк. И большевички учились стрелять, целясь прямо в фрески. И теперь чудесное восстановление росписей словно врачует эти глубокие раны, которые много лет оставались на стенах обители. Росписи называют главным сокровищем монастыря. Они были выполнены в 1822 – 1824 годах живописцем Епифаном Медведевым. В 1862 году росписи были поновлены. Колорит наполнился новыми яркими красками. «Углич – моё малое богомолье» В Фёдоровском храме находится икона Фёдоровской Божией Матери, подаренная Марфой Иоанновной Романовой (в миру Ксения Романова, урождённая Шестова), матерью Михаила Романова. Это список с той самой иконы, которой она благословила своего сына Михаила Фёдоровича, избранного на царство. Да и сама Фёдоровская церковь освящена в честь патрональной иконы рода Романовых не случайно. Род Шестовых, родителей инокини Марфы, берёт начало на угличской земле. Сама царица Ксения Романова говорила: «Углич – моё малое богомолье». Основание обителей, их история очень часто связаны с яркими личностями, русскими людьми, которые и творили эту историю. Богоявленский монастырь – место единения двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. В летописях сохранилось предание о том, что монастырь основан в XVI веке царицей Марией Фёдоровной Нагой, женой Иоанна Грозного, матерью последнего угличского князя, убиенного царевича Димитрия. До середины XVII века девичий Богоявленский монастырь размещался на территории Угличского кремля. Его основала в конце XIV столетия жена Дмитрия Донского великая княгиня Евдокия. В Смутное время деревянный монастырь был уничтожен польскими интервентами. Игумения Анастасия с сёстрами были убиты. Игумения, пострадавшая от рук захватчиков, впоследствии была причислена к лику святых, считается местночтимой святой. Восстанавливался монастырь стараниями матери царя Михаила Фёдоровича инокини Марфы Иоанновны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Супруги Романовы прекрасно поладили между собой. С Федором Никитичем жили его младшие братья: Александр, Михаил, Василий и Иван, которых он опекал. Молодая боярыня успешно справлялась с ролью хозяйки большой семьи. У Федора и Ксении родились шестеро детей, из которых четверо умерли в младенчестве, что было для родителей великим горем. На упокоение душ умерших детей Ксения давала в храмы щедрые пожертвования. К 1601 году в живых остались только двое деток - Татьяна и Михаил. До 5-летнего возраста дети воспитывались матерью на ее половине дома. Боярыня Романова сама шила детям одежду, изготовляла игрушки и учила их грамоте. Её спокойная семейная жизнь продлилась всего 15 лет. Царь Федор Иоаннович (1557-1598) был бездетным, поэтому его наследником считался Федор Никитич, входивший в ближайшее окружение царя. Однако с начала 90-х годов с первого места его вытеснил царский шурин Б.Ф. Годунов, и при его воцарении в 1598 году пострадала вся семья Романовых. По ложному доносу пятерых братьев Никитичей обвинили в намерении извести колдовством царя Бориса. В ходе следствия они подвергались пыткам и в июне 1601года отправлены с семьями в ссылку. 1 Ксения Иоанновна и Федор Никитич были принудительно пострижены в монашество с наречением ей имени «Марфа», а её супругу – имени «Филарет». По указу Бориса Годунова была пострижена и мать Ксении, Мария Ивановна Шестова, и сослана в Чебоксарский Николаевский девичий монастырь. Так было разрушено семейное счастье Ксении Иоанновны. Она была сослана в Заонежье, в село Толвуя на берегу Онежского озера. Её детей вместе с тетками Марфой и Анастасией отправили в ссылку в Белозерск; Михаилу не было тогда и пяти лет. Как тут не вспомнить народную мудрость: «Подальше от царей – голова целей». Из-за разлуки с родителями дети получили серьезную психическую травму и проблемы с телесным здоровьем: Михаил всю жизнь имел проблемы с ногами, нередко страдал меланхолией, а Татьяна росла хилым, болезненным ребенком и умерла, не дожив до 18 лет. Позже Годунов смягчился и разрешил Марфе Черкасской увезти детей в село Клин Юрьев-Подольского уезда (сегодня Владимирская область), где они жили до освобождения родителей.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/09/...

Монастырь был закрыт примерно в 1930 г. В 1930-1960-е гг. его архитектурный ансамбль значительно пострадал. В 2003 г. Федоровская и Смоленская церкви были возвращены верующим. В 2010 г. началось возрождение монастыря. Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 32. Угличский Богоявленский женский монастырь Ярославской губернии – место духовного единения двух царских династий – Рюриковичей и Романовых. В местных летописях сохранилось предание о том, что монастырь основан в 16 веке царицей Марией Федоровной Нагой, женой Иоанна Грозного, матерью последнего Угличского князя, убиенного царевича Димитрия. Первоначально обитель находилась в юго-западной части угличского Кремля. Там и застало ее Смутное время. Деревянный монастырь был уничтожен польскими интервентами в начале XVII века, о чем свидетельствует летопись: «…У Богоявления, что в крепости городской, игумения Анастасия с тридесятью пятью сестрами и двумястами честных дев и жен множеством посечены бяху, а монастырь весь сожжен и разорен…». Впоследствии игумения Анастасия причислена к лику Святых, считается местночтимой святой. Восстанавливалась обитель стараниями матери царя Михаила Федоровича инокини Марфы Иоанновны (урожденная Ксения Шестова). Но в 1661 году, во время строительства новых крепостных стен, часть монастырских строений подверглись сносу, о чем «... били челом Великому Государю с Углеча Богоявленскаго девича монастыря игумения Пелагия с сестрами…». Великий государь Алексей Михайлович в своей грамоте Угличскому воеводе повелел: «…построить вновь наше Великого Государя богомолье, Богоявленский девичий монастырь, за городом на посаде, на церковной земле Иоанна милостивого…». В том же 1661 году монастырь был перенесен из Кремля на посад, на место, где он до сих пор и находится. Монастырь креп, и уже в 1689 году был заложен фундамент первой каменной церкви, при игумении Елене в 1700 г. освященной в честь Богоявления Господня с приделом в честь Смоленского образа Богородицы. На нижнем этаже этой церкви был храм Святых Апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а в 1775 г. в находящейся подле него палатке устроен придел во имя Иоанна Милостивого и Димитрия митрополита Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=05715

А.А. Половцов Скачать epub pdf Романова-Юрьева, КсенияИвановна Романова-Юрьева , Ксения Ивановна (в иночестве Марфа) – дочь Костромского дворянина Ивана Васильевича Шестова и жены его, Марии, мать царя Михаила Феодоровича. Около 1590 г. она вышла замуж за Феодора Никитича Романова, двоюродного брата царя Феодора Иоанновича; на свадьбе ее присутствовали и царь, и Борис Годунов. В наследство от своего отца Ксения Ивановна получила старинную вотчину деда своего, Василия Михайловича Шестова, село Домнино, в Костромском уезде, на реке Шаче, с 57 деревнями и починками (из этого села Домнина был родом известный крестьянин Иван Сусанин). От матери Ксения Ивановна получила вотчину в Углицком уезде – село Климянтино с 14 деревнями и пустошами. Семейная жизнь Ксении Ивановны была омрачена великим горем: 29-го ноября 1592 г. у нее умерли два сына – Борис и Никита, 21-го сентября 1597 г. сын Лев, а 7-го июня 1599 г. – сын Иван. В 1600 г. Романовых и их родственников и друзей – князей Черкасских, Репниных и Сицких, а также Карповых и Шестовых взяли под стражу; допрашивали господ, пытали слуг, но кроме «кореньев», найденных в «казне» Ал. Никит. Романова и будто бы приготовленных, чтобы «извести» царя Бориса, ничего преступного найдено не было. Однако Ксению Ивановну разлучили с матерью, мужем и детьми – Татьяной и Михаилом; детей отправили с теткой, княгиней Марфой Никитичной Черкасской, на Белоозеро, мать постригли и увезли в Никольский девичий монастырь в Чебоксары, мужа тоже постригли, с именем Филарета, и заключили в Сийском монастыре; той же участи подверглись и сама Ксения Ивановна, постриженная с именем Марфы, и ее золовка, княгиня Евфимия Никитична Сицкая (жена князя Ивана Васильевича Сицкого), постриженная с именем Евдокии и поселенная в пустыне Сумского острога, и сам князь Иван Васильевич Сицкий, постриженный под именем Ионы. Братьев Феодора Никитича – Михаила, Василия и Ивана сослали. Инокиня Марфа Ивановна была препровождена в Толвуйский погост, в Заонежье. Священник – «поп Ермолай Герасимов» и жители Толвуя радушно отнеслись к ссыльной боярыне-инокине: надзор за нею не был строгий, и она вошла в сношения с окрестными монастырями: Палеостровской обителью, на острове Онежского озера, и Яшеозерской пустынью, недалеко от Петрозаводска.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Великая государыня Марфа Иоанновна 1560(?) – 1631 09.02.2024 179 Время на чтение 13 минут Инокиня Марфа (в миру Ксения Иоанновна) – мать Михаила Федоровича, первого царя из Дома Романовых (1613 – 1645), супруга Фёдора Никитича Романова (патриарха Филарета). Инокиня Марфа, обладая сильной волей, твердым и властным характером, внесла большой вклад в восстановление Русского государства после Великой смуты. Отцом Ксении Иоанновны был костромской дворянин Иоанн Васильевич Шестов, избранный в «тысячу» Ивана Грозного, участник нескольких Ливонских походов. Во время одного из них он, видимо, погиб, оставив жене Марии и двум дочерям село Домнино возле Костромы с 9 деревнями и 9 пустошами. Шестовы принадлежали к древнему боярскому роду Морозовых - Салтыковых. О матери Ксении, Марии Ивановны Шестовой, сведений сохранилось немного. Известно, что ей принадлежало село Климянтино с 14 деревнями в Угличском уезде. Точная дата рождения Ксении Иоанновны до нас не дошла, но по примерному времени ее свадьбы в 1585 году можно предположить, что она появилась на свет около 1560 года. Её детство прошло в родовом имении Домнино; позднее эта вотчина станет ее приданым. Семье Шестовых принадлежал и большой городской дом в Костроме. После смерти Ивана Васильевича семья переехала в Москву, эту ярмарку невест, с тем, чтобы дочери смогли найти себе достойного жениха. Скоро сестра Ксении вышла замуж за окольничего М.М. Салтыкова, а к Ксении посватался боярин Федор Никитич Романов (1553 – 1633), занимавший при дворе царя Федора Ивановича высокое положение, поскольку по матери приходился царю двоюродным братом: был племянником царицы Анастасии, супруги Ивана Грозного. Федор Никитич Романов считался завидным московским женихом: был богат, и знатен; принадлежал к самым образованным людям того времени: отличался начитанностью, владел польским языком и латынью. Выбор Федора Никитича пал на Ксению Иоанновну, видимо, потому, что она обладала множеством достоинств: умом, благочестием, деловитостью; была грамотной, что являлось в то время редкостью среди девиц; к тому же доводилась ему дальней родственницей. На момент венчания Федору было 32 года, а его невесте примерно 25. На пышной свадьбе присутствовали и сам царь, и Борис Годунов.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/09/...

Филарет, Патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Феодор Никитич) Дата рождения: ок.1553-54 гг. Дата смерти: 1 октября 1633 г. Страна: Россия Биография: Феодор Никитич Романов-Юрьев родился около 1553-1554 гг., принадлежал к одному из видных боярских родов, был племянником первой жены Иоанна Грозного (его отец Никита Захарьин-Юрьев — брат супруги царя Анастасии Романовны). Воспитываясь в придворной обстановке, был широко образован, любим народом, принимал участие в государственных делах. Разрядные книги свидетельствуют, что в феврале 1586 г. будущий Патриарх имел чин боярина и исполнял обязанности нижегородского наместника. В 1593-1594 гг. упоминается как псковский наместник. К концу царствования Феодора Иоанновича имел чин главного дворового воеводы и считался одним из трех руководителей ближней царской думы. После смерти царя Феодора Иоанновича как его ближайший родственник стал одним из законных претендентов на русский престол. Подвергнутый опале при Борисе Годунове в 1600 г., был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского в Архангельской губернии. Его жена Ксения Шестова также была насильно пострижена в монашество с именем Марфа. После смерти Бориса Годунова в 1606 г. поставлен митрополитом Ростовским, в том же году участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу. В Смутное время самозванец Лжедимитрий II, захватив митрополита Филарета в плен, нарек его Патриархом Московским. В 1610 г. был освобожден из тушинского плена, впоследствии назначен на должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу и почти девять лет пребывал в плену. В 1613 г. Земский Собор избрал на русское царство Михаила Романова, за его отцом был утверден титул «нареченного Патриарха». 1 июня 1619 г. освобожден в порядке обмена пленными в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 г. и был торжественно встречен сыном. Прибыл в Москву 14 июня 1619 г.

http://patriarchia.ru/db/text/547842.htm...

Но, с другой стороны, целесообразно ли было для Михаила Феодоровича и инокини Марфы избирать как надежное убежище тот монастырь, который пользовался известным покровительством самих бояр Годуновых, из коих Борис Федорович сделался врагом Шестовых-Романовых? Так, по его распоряжениям боярин Федор Никитич Романов в 1601 году пострижен в монахи с именем Филарет и сослан в холмогорский Антониев Сийский монастырь, жена же его Ксения Ивановна, в иночестве Марфа, отправлена в заонежские погосты Толвую и Челмыж, и других Романовых 6 Борис, властитель государства, также разослал по монастырям и тюрьмам. Эта опала на фамилию бояр Романовых становится понятной, если представим родственные отношения Романовых и Бориса Годунова к царственному роду. Царь Феодор Иоаннович родился от первой из осьми жен Иоанна Васильевича – Анастасии Романовны, сестры боярина Никиты Романовича, от которого – Федор Никитич, в иночестве Филарет, отец Михаила. Следовательно, Михаил Феодорович приходился двоюродным племянником царю Феодору Иоанновичу; последний же был женат на Ирине, сестре Бориса Годунова. При бездетности царя Феодора Иоанновича Михаил Романов считался по праву наследником трона, и кандидатура его уже при кончине этого царя была выдвинута на первый план, но ее тогда успел устранить интриган, явно претендовавший на корону Борис Годунов, тем более что во все время царствования богомольного Феодора Иоанновича правление государством фактически находилось в руках Бориса – шурина его. По смерти 7 января 1598 года царя Феодора, этого последнего варяжского князя из династии святого Владимира, Борис Годунов избран 21 февраля царем; но вследствие открывшихся в 1601 году страшного голода и чумы, какие бедствия народ признал Божиим наказанием за явно подозреваемое им участие Бориса в убиении в Угличе царевича Димитрия (15 мая 1591 года), царь Борис Феодорович быстро потерял популярность, и вот из опасения его за свой царский трон последовало удаление бояр Романовых на дикие окраины России. Отсюда же, в царствование Бориса покровительствуемый вообще боярами Годуновыми Ипатиев монастырь, конечно, не мог бы считаться надежным убежищем или безопасным приютом для Михаила Феодоровича и матери его инокини Марфы, так как несомненно монастырь этот был близок и самому царю Борису Годунову.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

210 Публичное чтение в торжественном собрании Тифлисского отделения Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. 211 Из стихотворения поэта графа Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова (1848 г., Царское Село – 1913 г., С.-Петербург). С 1895 г. до конца своей жизни он возглавлял личную канцелярию императрицы Марии Феодоровны, вдовы царя Александра III. 212 Князь Голицын Димитрий Петрович (1860–1928) – прозаик, драматург, поэт. Печатался под псевдонимом Муравлин. Был членом совета Общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. Приведенные стихи («Ты нас учи...») – эпиграф в произведении Голицына «Сон услады» (СПб, 1902 г. С. 1). 213 Псалом 128, стих 3: «На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои». По толкованию святителя Иоанна Златоуста : «...на хребте моем» означает или хитрость и коварство, или напряженность и великую силу; т. е. старались сокрушить самую силу мою» (Беседы на псалмы. – Творения, М., 1995, репринт. С. 404). 214 Анна Иоанновна (1693–1740) – с 1730 г. российская императрица. Дочь царя Иоанна V Алексеевича (старшего брата имп. Петра I) и П. Ф. Салтыковой. В течение 10 лет страной управляли иноверцы (Э. И. Бирон, X. А. Миних и др.), относившиеся к Православию враждебно. «В царствование Анны Иоанновны высшее духовенство подвергалось преследованиям по самым мелочным поводам, и число смещенных епископов постоянно росло. Редели и ряды приходского духовенства, монастыри пустели (вследствие так называемых разборов)». ( Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917 гг. Ч. 1. М., 1996. Т. 8 (Ч. 1). С. 182). 215 Михаил Феодорович Романов (1596–1645) – всероссийский царь, первый из династии Романовых. Отец его – Феодор Никитич (в 1619–1633 гг. – Святейший Патриарх), а мать – Ксения Ивановна, урожденная Шестова (в иночестве Марфа). Царь Михаил был избран 21 февраля 1713 г. на Земском Соборе, заседавшем в Успенском соборе Кремля. Отрок Михаил находился с матерью в Ипатьевском Свято-Троицком монастыре, близ Костромы. 13 марта посольство, состоявшее из архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита (ум. в 1617), келаря Свято-Троице-Сергиевой обители Авраамия (Палицына), боярина Ф. И. Шереметьева и др., прибыло в Кострому. На другой день послы, сопровождаемые крестным ходом, явились к избранному царю и его матери с приглашением на царство. Узнав о решении Собора, мать отклонила предложение послов. Она выставила несколько причин: люди Московского царства измалодушествовались (присягали царям Борису, Лжедмитрию, Василию Шуйскому, а потом изменяли им); страна разорена; сын мал годами; отец царя в плену у поляков, и она опасается мести. Только чрезвычайная настойчивость послов побудила Михаила Феодоровича принять царский скипетр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

«Вечер задуман как праздник дружбы, в том числе дружбы с Россией», – сказала сподвижница и ученица о. Романо, научный сотрудник КЦ «Покровские ворота Джованна Парравичини. Она напомнила, что в завещании о. Романо были такие слова: «Прошу друзей любить Россию несмотря ни на что». «Краеугольным камнем для него была пламенная любовь ко Христу и неисчерпаемая дружба во Христе», – свидетельствовала она. Для участников вечера была подготовлена презентация, которая рассказывала о жизненном пути о. Романо, о том, что к созданию фонда «Христианская Россия» в 1957 г. его побудил друг о. Луиджи Джуссани. Красота восточной литургической традиции, столь поразившая о. Романо еще в 1946 г., и желание служить делу христианского единства воплотились в общине единомышленников, которые развили многоплановую деятельность. Члены этой общины молились о гонимых христианах в России, старались найти информацию о них, разными нелегальными путями передавали в СССР издания Евангелия. Одним из главных направлений работы стал выпуск журнала «Христианская Россия», где публиковались свидетельства христиан из России и тексты самиздата. Основанное о. Романо издательство «Матренин двор» печатало книги запрещенных в СССР Александра Солженицына, Сергея Фуделя, протоиерея Александра Меня и других. Отец Романо давно мечтал о поездке в Россию. «Ты с ума сошел!» – сказал епископ, услышав о таком желании. Но молодой священник готовился. Дж. Парравичини рассказала о его первой, туристической поездке по России в 1960 г. Сам о. Романо не раз вспоминал об этой поездке с улыбкой: компания из трех священников и четверых мирян колесила по российским дорогам на двух «фольксвагенах», которые были в диковинку местному населению. Пользуясь этим интересом, о. Романо останавливал машину, отрываясь таким образом от сопровождавшего их «ангела-хранителя» (так иронично он называл сотрудника КГБ), и старался поговорить с людьми о вере, о Христе, что было для них еще более неожиданно, чем «фольксваген». Подобные турпоездки закончились в 1970 г. запретом для священника въезда в страну и возобновились только через 20 лет, но эту вынужденную паузу он заполнил тем, что отправлял членов «Христианской России» в СССР, где они находили друзей. А в 1977 г. о. Романо основал в Сериате иконописную школу, в которой изучались традиции восточнохристианского искусства и создавались новые образы, которые нашли свое место во многих итальянских храмах и домах.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010