Вероятно, именно по обету, данному во время войны, К. вскоре основал Латеранскую базилику в Риме - первый известный в истории храм для христиан, построенный от имени императора. Христиане впервые получили во владение огромное и роскошно оформленное здание, изначально сконструированное с учетом литургических функций. Возможно, закладка базилики состоялась уже 9 нояб. 312 г. (не позднее весны 313). Для сооружения был избран участок на Целийском холме, который ранее занимали казармы расформированной конной гвардии, а также имп. вилла. Базилика была освящена 9 нояб. 318 г.; еще неск. лет в ней продолжались отделочные работы. В это же время на месте почитаемой христианами могилы св. ап. Петра была возведена Ватиканская базилика (собор св. Петра). На триумфальной арке в интерьере базилики до ее перестройки в XVI в. сохранялась посвятительная надпись К. Несколько других храмов были основаны на местах почитания мучеников: базилика Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (могила св. Лаврентия), Санти-Марчеллино-э-Пьетро (могилы святых Марцеллина и Петра Диакона; рядом мавзолей св. Елены), Сант-Аньезе (могила св. Агнессы; рядом мавзолей дочери К. Констанции, ныне ц. Санта-Констанца), Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге (место почитания св. апостолов Петра и Павла). В кон. 20-х гг., после паломничества св. Елены в Иерусалим, при дворце императрицы была построена церковь-реликварий Животворящего Древа Креста Господня (Санта-Кроче-ин-Джерузалемме), фрагмент реликвии был привезен Еленой. Большинство этих построек, в т. ч. Латеранская и Ватиканская базилики, отличались огромными размерами (известны по данным раскопок и сохранившимся фрагментам). Закладка собора св. Петра в Риме. Роспись зала Константина, Ватикан. 1520–1524 гг. Худож. Джулио Романо (?) Закладка собора св. Петра в Риме. Роспись зала Константина, Ватикан. 1520–1524 гг. Худож. Джулио Романо (?) Следует отметить, что даже строительство христ. храмов в Риме для К. не означало полного разрыва с традиц. религией. Наоборот, характер этих построек и их расположение на карте Рима говорят о политике К.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ XIII (2.03.1810, Карпинето-Романо, близ Рима - 20.07.1903, Рим; до избрания папой Винченцо Джоакино Раффаэле Луиджи Печчи), папа Римский (с 20 февр. 1878). Происходил из богатой аристократической семьи; был 6-м ребенком из 7 детей гр. Лодовико Печчи и его жены Анны (урожд. Проспери Буци). В семье получил хорошее религ. воспитание; был министрантом в ц. св. Льва в Карпинето-Романо. С 1818 по 1824 г. обучался в иезуитской коллегии в Витербо (Папское гос-во), затем продолжил учебу в Римской коллегии (см. Григорианский университет ), по окончании к-рой поступил в 1832 г. в папскую Академию церковной знати. В 1835 г. в римском ун-те Сапиенца получил степени д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro) и д-ра богословия. Во время учебы был замечен протектором академии кард. Бартоломео Паккой, деканом коллегии кардиналов , к-рый рекомендовал Печчи папе Римскому Григорию XVI . 6 февр. 1837 г. папа возвел Печчи в достоинство прелата папского двора, 16 марта назначил референдарием трибуналов Апостольской сигнатуры правосудия и Апостольской сигнатуры милости, с 28 июня Печчи стал релатором Конгрегации управления Папским гос-вом. 17 нояб. того же года был посвящен в субдиакона, 24 нояб. в рим. ц. св. Андрея (Сант-Андреа-аль-Квиринале) президент папской Академии церковной знати Джованни Джакомо Синибальди, архиеп. Дамиетты in partibus infidelium, рукоположил его во диакона. В том же храме 31 дек. генеральный викарий Рима кард. Карло Одескальки рукоположил Печчи во пресвитера. 17 февр. 1838 г. папа Григорий XVI назначил его апостольским делегатом в Беневенто (Папское гос-во), а 12 июня 1841 г.- в Сполето, но уже 17 июля того же года он был переведен апостольским делегатом в Перуджу, где преуспел в борьбе с экономическими злоупотреблениями и коррупцией. Печчи обратил на себя внимание гос. секретаря Папского престола кард. Луиджи Ламбрускини , к-рый в кон. 1842 г. решил привлечь его, несмотря на его молодой возраст, к дипломатической службе.

http://pravenc.ru/text/2463275.html

В трапезе на северной стороне помещается придел во имя Архангела Михаила, открытый, как выше было сказано, в начале устройства храма. Пред-алтарный его иконостас не отличается ни древностию, ни изяществом. Здесь находится между прочим храмовая икона – чуда Архангела Михаила в Хонех, почитаемая за старинную: она 7 вершков вышины и 6 вершков шириной в серебряной вызолоченной ризе, вложена в средину другой иконы Архангелов Михаила и Гавриила. Из прочих икон в трапезе особенно замечателен старинный образ всемилостивого Спаса, написанный на сосновой доске с выемкою по средине, шириною 3 арш., а высотою 4 ¼ арш. Это храмовая икона настоящей церкви, по недостатку в оной места помещенная в трапезе по правую сторону красных дверей, в особом иконостасе; по ореховому фону Спаситель здесь изображен до половины роста, благословляющим своею десницею и с закрытым евангелием в левой руке. Венец на нем деревянный, резной, высокой работы, вызолочен. Поля иконы в мелком вызолоченном окладе. Святыня сия из Вологодского Прилуцкого монастыря, как говорит местное предание, приобретена в XVII веке старинным в г. Романове родом «посацких людей» Сапожниковых или Ждановых и до 1854 г. была украшением безпоповщинской моленны при их доме. За тем, по закрытии последней, как выше было сказано, она торжественно передана в новоустроенный Никифоровский храм, а с 1855 г. известна под именем «храмовой» Спасо-Арх. церкви. По своим размерам и стилю письма напоминает собою образ всемилостивого Спаса, находящийся в Романо-Борисоглебском Воскресенском соборе; а судя по числу богомольцев, не исключая раскольников, по обилию жертвуемых к сей святыне привесок в форме человека и его частей и по изъявленному некогда усердию Романовского протоиерея и благочинного поместить оную в своем Воздвиженском соборе, можно быть уверену, что и сей образ, как помянутый соборный, местно почитатется за чудотворный. При сей иконе у южной стены трапезы есть и еще две в иконостасах небольшие иконы, которые известны как священные памятники романовского единоверия: из них икона Димитрия Прилуцкого по своей истории тесно связана с историею помянутой иконы всемилостивого Спаса, а другая мученика Никифора новая, до упразднения в 1872 г. первого в г. Романо-Борисоглебске единоверческого храма, была его храмовой.

http://sobory.ru/article/?object=03241

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМПЕРАТОР [лат. imperator, от impero - повелевать; в Византии со 2-го десятилетия VII в. в связи с отказом от латыни как офиц. языка имп. титул imperator заменяется греч. βασιλες; слав. «царь» - от κασαρ], монарх, титул главы гос-ва (империи). В Зап. Европе Коронование имп. Карла Великого папой Львом III. Роспись станцы дель Инчендио ди Борго, Ватикан. 1514-1517 гг. Художники Рафаэль, Дж. Романо, Дж. Ф. Пенни Коронование имп. Карла Великого папой Львом III. Роспись станцы дель Инчендио ди Борго, Ватикан. 1514-1517 гг. Художники Рафаэль, Дж. Романо, Дж. Ф. Пенни Во времена Римской республики И.- почетный титул, которым солдаты чествовали своего полководца после одержания значительной победы вплоть до празднования его триумфа. Цезарь Гай Юлий первым стал носить титул И. постоянно. Начиная с Августа Октавиана (30 г. до Р. Х.- 14) наименование «император» присоединяется к имени принцепса в династии Юлиев-Клавдиев и т. о. приобретает монархический характер. Веспасиан (69-79), основатель династии Флавиев, окончательно превращает слово «император» в титул, который постепенно становится обозначением статуса главы рим. гос-ва. После падения Зап. Римской империи (476) титул И. сохраняется в Византии. Политическая идея появившегося на Западе в сер. VIII в. «Константинова дара» (подложной грамоты о правах Римского папы) состояла в том, что в зап. части империи единственным властителем может быть только папа, наследник ап. Петра. Грамотой жаловались папе верховная светская власть над землями зап. части империи, имп. инсигнии и ряд почетных знаков и привилегий имп. власти. Возможно, она сыграла значительную роль в возрождении зап. империи. Провозглашение И. Карла Великого в 800 г. восстанавливает титул И. на Западе, хотя это и не совпадало с позицией папства (несмотря на то что И. поддержал папу Льва III, введя войска в Центр. Италию для защиты Папского престола от возмутившихся римлян).

http://pravenc.ru/text/389511.html

Оставляю на совести автора письма все мелочные придирки насчет якобы не указанных супругами Беликовыми своих отчеств. Ничем иным, как обычной человеческой обидой продиктованы эти слова… «А хотите завтра на мессу, на католическое Успение… Итальянцы приглашают вместе с ними помолиться». Давайте обратим внимание на эти как будто такие «легкие» слова Архимандрита Зинона. Говорит он о латинской мессе в древнем Православном монастыре как о чем-то естественном, всем понятном. И более того, не он католиков приглашает на Православное Богослужение, а они его – на свое, словно не отец Зинон, а падре Романо Скальфи из Италии уже здесь наместник… Оно понятно, кто платит, тот заказывает музыку (ведь во многом на деньги итальянских учеников-католиков содержал свою иконописную школу отец Зинон) – но это так в миру. А здесь, в стенах древнего монастыря! Возле старинного Псковского Кремля, который несколько веков назад «отразил Литву», который не смогли взять приступом незваные «гости из Ватикана»… Охватывает ощущение, что люди, поверившие Зинону, до сих пор находятся в ослеплении, словно под гипнозом его яркой личности не хотят понять, в какое страшное нечестие оказались втянутыми своим духовным лидером. Ведь в письме нет НИ СЛОВА, хотя бы косвенно осуждающего поступок отца Зинона. Весь гнев и сарказм направлены на тех, кто тогда как мог, как умел отстаивали Православие. По их мнению, виноваты в трагедии и Беликовы, и священноначалие, кто угодно, но только не отец Зинон – он в их глазах исключительно «жертва обстоятельств». Не виноваты и ласковые католики, «смиренно» приехавшие поучиться у русского мастера его дивному ремеслу. А заодно и помолиться в древних стенах русской обители… Что не удалось в XVI веке оголтелым полчищам Стефана Батория, вполне легко удалось в конце ХХ века толерантному падре Романо. Читаем дальше. «Супруги Беликовы не отказались прийти на мессу. Выстояли до конца недолгую службу… Нет, они не возмутились дерзновенным поступком отца Зинона. Не высказали ему сразу своего негодования».

http://pravoslavie.ru/37115.html

Значительная часть русской интеллигенции, превозносящая романо-германцев и смотрящая на свою родину, как на отсталую страну, которой " многому надо поучиться " у Европы, без зазрения совести пойдет на службу к иностранным поработителям и будет не за страх, а за совесть помогать делу порабощения и угнетения России». Вспомним, что с разоблачения культа личности и деятельности вестника свободы Солженицына началось мощное вторжение Запада, а закончилось оно перестройкой, когда большой слой руководителей созрел для принятия западных романо-германских ценностей, которые отождествлялись в советское время с буржуазными. «Прибавим ко всему этому и то, что первое время приход иностранцев будет связан с некоторым улучшением материальных условий существования, далее, что с внешней стороны независимость России будет оставаться как будто незатронутой, и, наконец, что фиктивно-самостоятельное, безусловно-покорное иностранцам русское правительство в то же время будет, несомненно чрезвычайно либеральным и передовым». Что значит деятельность тайных мировых правительств по сравнению с русским гением. Как можно было точнее предсказать то, что и произошло? Тут мы в либеральных и передовых узнаем борца за мир Михаила Сергеевича Горбачева и одновременно предателя России. «Готовить себя к участию в будущем правительственном аппарате " восстановленной " и " освобожденной от советской власти " России? Но мы знаем, какой это будет правительственный аппарат: с виду – настоящая русская власть, а фактически – проводник иностранной колониальной политики. Кому может улыбнуться работа в таком " аппарате " ? Мелким честолюбцам, стремящимся к атрибутам власти, хотя бы фиктивной? Или беспринципным авантюристам, мечтающим обеспечить личное благополучие, хотя бы ценою собственного позора и гибели родины? Такие люди всегда были, есть и будут». Имена этих честолюбцев и авантюристов мы знаем: впереди всех Горбачев и Ельцин. «Не для них, конечно, мы пишем всё это. Пусть готовятся к своей будущей работе; помешать им в этом невозможно.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/17/vr...

В заметке «Елеосвящение» рассматриваются базовые понятия об этом таинстве Русской Православной Церкви. Будучи принадлежностью всех Православных Церквей как на Востоке, так и на Западе, это таинство имеет долгую историю и свои особенности употребления. Начиная от исторических корней таинства, происходящих от древней практики употребления елея, и адаптации ее в христианской общине, прослеживается также исконно русская традиция совершения соборования. В блоке «Яйцо пасхальное» рассматривается развитие традиции дарений так называемых пасхальных яиц, окрашенных в красный цвет. Представлена как самая ранняя предыстория, основанная на Предании Церкви, так и сугубо русские корни традиции. Наряду с историческими свидетельствами привлекаются литературные труды, что в своей совокупности позволяет основательно проанализировать это уникальное культурное явление. 24 октября 2023 17 октября 2023 13 сентября 2023 29 августа 2023 28 августа 2023 Вниманию читателя предлагается перевод шестой главы книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885–1968). 10 июля 2023 Кирилл (Зинковский) , епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии  —  14 июня 2023 В день прославления праведного Иоанна Кронштадтского вспоминаем статью иеромонаха Кирилла (Зинковского) (ныне епископа Звенигородского, ректора Московской духовной академии), в которой предлагается анализ учения святого о Евхаристии. Исследование основывается на дневниковых записях святого, включая те, которые стали доступны недавно. Особое внимание в статье уделяется аспекту евхаристического учения святого Иоанна, касающемуся природы литургических хлеба и вина. 8 июня 2023 30 мая 2023 Вниманию читателей предлагается перевод главы «Символизм литургии» из книги «Дух литургии» (1918) католического священника и богослова Романо Гвардини (1885–1968). 15 мая 2023 Как объяснить нецерковному человеку, что такое монашество? Что не так с благочинием в современной Русской Православной Церкви? Почему «система» — это хорошо? Что может быть общего между знаменным пением и рок-музыкой? Герой новой беседы из серии « " Лица Академии " без купюр» — благочинный Покровского академического храма МДА иеромонах Варнава (Лосев).

http://bogoslov.ru/topic/20271

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Зданий, принадлежащих церкви, будь то богадельня или часовня, не было. Церковь Святого Великомученика Георгия находилась на расстоянии 170 верст от консистории, от духовного правления - в 120 верстах, от местного благочинного округа - в 30 верстах. Домовой церкви в приходе не было. В 1823 г. была произведена опись церковному имуществу, скрепленная иереем Алексеем Егоровым и утвержденная печатью Опочецкого духовного правления. Копии с метрических книг с 1789 г. и исповедные росписи с 1789 г. хранились в целости, согласно ведомостям за 1851, 1852, 1854, 1864 гг. Пономарем церкви Святого Великомученика Георгия 22 апреля 1858 г. был назначен преосвященным Евгением Стефан Евфимов Орлов. Дьячком церкви 27 июня 1863 г. был определен высокопреосвященством Феогностом Иоанн Иоаннов Дориомедов. 29 марта 1864 г. в чин священника церкви был рукоположен Никандр Иоаннов Знаменский. По ведомости за 1864 г. земли при церкви было 51 десятина 306 квадратных сажень, в том числе 3 десятины усадебной, 30 десятин пашенной, 3 десятины сенокосной, под проселочными дорогами 1 десятина, под болотом 13 десятин 1806 сажень, под церковью и кладбищем 900 сажень. Земля была отмежевана в двух местах, а потому была невыгодна для пользования, так как выгон скота на свою землю священно- и церковнослужители могли осуществить только через землю помещиков, потому нередко приходилось платить ему за потравы по таксе, утвержденной губернским присутствием, за то, что скот попадал на его землю. Священник Знаменский жил не как церковнослужители в деревянных домах, а в квартире пономаря Стефана Орлова. В 1874 г. на колокольню церкви Святого Великомученика Георгия был поставлен новый шпиль мастером крестьянином Кудеверской волости деревни Бослаково Семеном Васильевым. Согласно ведомости о церкви за этот же год на церкви и колокольне кровля железная, выкрашенная медянкой, кресты железные, вызолоченные червонным золотом " на мардан " , а шары деревянные обитые белой жестью и тоже вызолоченные червонным золотом " на мардан " . Все церковное здание на этот год было весьма крепким, а оконные рамы требовалось немедленно заменить. В главном храме во имя Святого Великомученика Георгия была икона Скорбящей Божьей Матери, стоящая за левым клиросом в киоте столярной работы с вызолоченными колоннами, по преданию икона чтилась как чудотворная. В честь этой иконы совершалось 24 октября празднество. Икона эта в 1862 г. была украшена серебряной ризой 84-й пробы.

http://sobory.ru/article/?object=10637

Синода». Донося об этом, Казанский просил Св. Синод «учинить решение». Синод постановил: «впредь до определения во флот обер–иеромонаха» ризницу и находящихся там иеромонахов ведать ему Казанскому 7 . Казанский в свою очередь скоро умер, именно–18 декабря 1727г. и Св. Синод, узнав об его смерти из донесений бывшего воронежского архимандрита Исаии Волошина и духовника покойного иеромонаха Герасима Горохова, просивших указа, о пожитках покойного» 8 , поручил исправление обер–иеромонашеской должности названному архимандриту 9 . На острове Котлин, или в Кронштадте первым обер–иеромонахом считается Макарий Хворостинин. Для правильного понимания значения Хворостинина, как обер–иеромонаха, необходимо заметить и разъяснить, что первоначально Хворостинин в 1719г. вместе с другими иеромонахами был назначен в ревельский порт и находился на корабле «Рафаил»; для смотрения же над иеромонахами, назначенными на корабли, считавшийся при С–Петербурге и Котлин острове, не было назначено особого обер–иеромонаха. Управлением духовных дел на острове Котлин был священник собора св. Андрея Первозванного, вызванный из Белгорода, Петр Иоаннов, который наблюдал над всеми церквами и духовенством котлинского округа. Чтобы понять, как далеко простирался этот округ, необходимо присовокупить, что у Петра Иоаннова был подчиненный ему закащик, петергофский священник Иоанн Петров, которому кроме петергофских были подчинены церкви: в Красном селе, что была мыза Дудоровская, в Ропшинской, в Дятлинской и Стрелинской мызах, в Ораниенбауме, Мартышкине, на петергофских заводах. 22–августа 1720 г. по 1–е января 1721г. Петр Иоаннов был уволен в Белгород по своим домашним делам. На время его отсутствия Макарий Хворостин 7–го сентября 1720г. и был определен к котлинскому собору для отправления священнических нужд; вместе с тем Хворостинину поручено и управление духовными делами и надзор за духовенством на острове Котлин. Таким образом Хворостинин должен быть назван сколько собственно «обер–иеромонахом», столько и даже более вообще «управителем духовных дел» Котлинского острова 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010