И как разум и телесные силы помогают человеку в сохранении и поддержании его жизни и в добывании средств для пропитания себя и своих близких, так точно разум человека помогает ему отыскивать и нужные лекарства от болезней для той же цели, т.е. для сохранения жизни. Древний библейский мудрец говорит, что Господь от земли создал врачевания, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими ( Сир. 38:4 ). Поэтому тот же мудрец советует: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя он получает дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Для того Господь и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и чрез него бывает благо на лице земли (1–8). И смотрите, поучаясь, как и в ветхом и в новом завете люди святые не пренебрегали внешними пособиями для исцеления ближних от болезни. Моисей и словом чудодейственным мог сделать воду в пустыне здоровою, но он находит для этого особое древо, которое вложил в воду и сделал ее сладкою и тем прославил имя Божие и спас народ от смерти ( Сир. 38:5 ; ср. Исх. 15:5 ); царю Езекии пророк, посланный к нему для исцеления, накладывает на больное место пластырь и спасает его ( Ис. 28:23 ; 4Цар. 20:7 ). Ангел, посланный исцелить Товита от слепоты, указывает для сего сыну его лекарство – желчь от рыбы, и ею возвращает больному зрение ( Тов. 3:10, 6:3–9 ). Спаситель наш исцелял болезни словом, но нередко употреблял и видимые средства исцеления: слепому возвратил зрение плюновением и возложением рук на очи; другому помазал очи брением и повелел умыться в купели Силоама; глухому и немому возложил перст в ухо и коснулся языка его ( Мк. 8:22 ; Ин. 9:6 ). Один из евангелистов – св. апостол Лука был врач; он помогал врачеваниями другому великому апостолу – Павлу в его немощах ( Кол. 4:14 ), много святых были врачами: Косьма, Дамиан, Кир, Иоанн, Пантелеймон...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Исцеление безнадежно больных, изгнание демонов из одержимых ими людей, воскрешение умерших, провидение мыслей и душевного состояния окружающих, видение будущего, преодоление стихий, законов и превратностей мира земного, например, хождение по водам, укрощение бури или претворении воды в вино, умиротворение нравов диких животных, способность возрождать одним словом падших людей от греха к добродетели и т. п. Все это даруется и людям святым. Сам Господь говорит: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду ( Ин.14:12 ). Вспомним из евангельской истории, что, отправляя Своих учеников на проповедь, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь… и заповедал им, говоря… Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте ( Мф.10:1, 5, 8 ). Ученики Господа, Благовествуя Царствие Божие, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ). Они пользовались властью, данной им Господом Иисусом Христом. Получая посредством святых какую-либо милость от Бога, люди призывались благодарить именно Бога. Собственно, не святые действовали в чудесах, а через святых людей действовал Бог. Дивен Бог во святых Своих ( Пс.67:36 ), — читаем в священной книге Псалтири. Поэтому, выражаясь научным языком, христианская святость и связанные с ней чудеса или необычайные способности глубоко христоцентричны и богоцентричны, в них нет ничего от человеческой эгоистичной обособленности. «Мы только руки на вас возлагаем, силою же своею ничего не можем сделать. Все действие производит всемогущая сила Христа, Единого Истинного Бога, в Которого, если несомненно уверуете, тотчас же выздоровеете» , — так говорили святые целители Косьма и Дамиан. Святые молятся Богу, чтобы Он даровал больным облегчение, и именно Бог действует через святых. Святые раскрывают в себе не таинственные способности, прану, ауру или биополя, а образ Христа, являя те духовные добродетели, к которым призывается в Евангелии каждый христианин. Стяжав добродетели, явленные Самим Христом, раскрывая в себе образ Христа, святые естественно совершают и чудеса, дарованные людям Христом. Их жизнь — уподобление Богу по нравственной чистоте и праведности. Уподобляясь Ему в чистоте и праведности, они заимствуют от Подобного подобную же силу.

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

Однажды авве Антонию Великому даже было открыто Богом в пустыне: «Есть в городе Александрии некто подобный тебе, искусством – врач, который избытки свои отдает нуждающимся и ежедневно поет с ангелами трисвятое». В Библии отличительным качеством богоугодных и богобоязненных врачей служит то, что они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни (Сирах, 38,14)». (епископ Варнава, стр. 48–49). Через таких врачей Бог лечит Сам. «Мы только руки на вас возлагаем, – говорили святые Косьма и Дамиан, силою же своею ничего не можем делать. Все действие производит всемогущая сила Христа, Единого Истинного Бога, в Которого, если несомненно уверуете, тотчас же выздоровеете», (там же). Беседа восьмая Вопрос: Вы описали воздействие на человека и его здоровье разных грехов. Но есть еще один грех, который, по видимому, имеет огромное значение для жизни и здоровья, человека: это – чревоугодие. Как он влияет на наше здоровье? Да, совершенно верно, чревоугодие, или объедение, или обжорство – один из главных (смертных) грехов человека. Его влияние на здоровье человека особенно четко прослеживается в нашем XX–XXI веке. Иоанн Колов пишет: «Кто сильнее льва? Но и он из-за чрева своего попадает в сеть, и тогда вся его сила не служит ни к чему» . А святой Исидор Пелусиот говорит: «пренебрегай лакомыми снедями, потому что в скором времени они обращаются в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление их сверх потребностей теперь порой дает болезни, а в будущем подвергает ответственности на Суде» . Итак, святые отцы давно уже указывали нам на значение этого греха в развитии наших болезней. Пища и дыхание, как и размножение – основа биологической жизни человека. Странно было бы говорить, что человеку не надо питаться, растить и добывать пищу. Если бы мы стали так утверждать, нас вправе было бы посчитать за умалишенных. Благодаря пище мы живем, развиваемся, работаем, и недаром Господь Иисус Христос дал нам молитву и научил нас молиться словами: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И в Ветхом Завете Бог заповедал человеку: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят» ( Быт.3:19 ): И так от рождения до смерти мы должны питать себя, чтобы сохранить свою жизнь. Это – закон биологической жизни, нарушить его – значит умереть. Но нарушить его оказывается можно, не только отказавшись от еды и этим обречь себя на медленную голодную и мучительную смерть. Нарушить его можно и тем, что мы можем заставить себя есть много или есть очень вкусные лакомые яства и этим опять же обречь себя на медленную мучительную смерть от болезней, развивающихся от обжорства и неправильного (греховного) питания (грехи чревоугодия, гортанобесия, винопития).

http://azbyka.ru/zdorovie/grex-bolezn-is...

— Возьми из ковчега,— сказал Спиридон. Купец направился в келью, где стоял ковчег, но увы! В ковчеге не оказалось ни одной златницы. В смущении вернулся купец к Спиридону и сообщил ему, что ковчег пуст. — Кроме тебя,— спокойно отвечал Спиридон,— никто не открывал ковчега: если бы ты положил тогда деньги, они были бы теперь там и ты мог бы их взять. Роптать не на кого. Ты сам виноват. Пораженный купец со слезами стыда и раскаяния пал к ногам старца и просил прощения. — Иди с миром,— сказал ему Спиридон,— к несчастью, я не могу ничем помочь тебе: у меня больше нет ни одной златницы. Да послужит тебе на пользу этот горестный случай: остерегайся впредь осквернять совесть свою обманом! Слепой В нескольких верстах от Рима в лесу стояла небольшая лачужка, в которой жили два брата — Косьма и Дамиан. Родом римляне, воспитанные в христианстве, они роздали все имущество свое нищим. Посвятив себя Богу, братья оставили шумный Рим и удалились в уединенное место. Но недолго оставались Косьма и Дамиан в уединении: вскоре разнеслась весть, что они обладают даром молитвы и что по молитве их Господь исцеляет всякие недуги. И вот, каждый день с самого раннего утра стали стекаться к убогой лачужке больные и недужные; приходили и христиане, и иудеи, и язычники, и все, по молитве Косьмы и Дамиана, получали исцеление. Было утро. Жаркие лучи южного солнца невыносимым зноем палили землю. У порога хижины стоял человек среднего роста, в глинной белой одежде. Это был брат Дамиан. Перед ним, на коленях, стоял молодой римлянин; по богатой одежде юноши можно было узнать, что он принадлежал к знатному роду. — Исцели меня! — слышался взволнованный, полный горести и отчаяния голос юноши.— Посмотри: я так молод! Неужели дивное, яркое солнце навеки померкло для меня, неужели больше никогда я не увижу зелени деревьев, лазурного неба! Неужели я навсегда ослеп! И, выговорив это страшное слово, юноша зарыдал. Лицо Дамиана было строго и печально.— Я жалею тебя, юноша,— ответил он,— но не я могу исцелить тебя. От тебя самого зависит получить снова зрение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4271...

Поскольку Кузьминки считались бабьим праздником, то устанавливались бабьи братчины с обязательной зеленью. Ходили друг к другу в гости со своими угощениями и потчевали друг друга. Кузьминки осенние (Кузьма и Демьян, Курячий праздник) День памяти свв. бесср. Косьмы и Дамиана. Первый зимний деревенский праздник (1/14 нояб.). Косма и Дамиан (в просторечии Кузьма и Демьян), св. бессребреники. Русский народ с именем этих угодников соединял немало особенных верований. Что касается распространенного верования в их врачебную помощь от разных недугов, оно имеет действительное основание в сказании о их жизни. В Четьях-Минеях повествуется о свв. Косме и Дамиане, что они «приняше от Бога дар исцелений и подаваху здравие душам же и телесем, врачующе всякие болезни и исцеляюще всяк недуг и всяку язю в людех». Далее в Четьях-Минеях отмечается, что «они не точию человеком помогаху, но и скотом, и ни от кого же что за сие приимаху, творяху бо сия вся не имений ради, дабы златом или сребром обогатитися, но Бога ради. Того ради и безмездние врачеве, и бессребреницы от верных наречены быша». Затем из «Сказания о святых, коим и каковые благодати даются от Бога» видно также, что русские молились свв. Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В азбуковнике XVII в. находим прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Свв. Косьма и Дамиан в воображении русского крестьянина представлялись в облике «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна». На этот близкий народному сердцу облик были перенесены некоторые черты, присваивавшиеся в старину всемогущему богу-громовнику Перуну, златоусому Белбожичу. В одном из старинных русских сказаний Кузьма-Демьян, кующий сохи, бороны и плуги народу православному, вступал в борьбу с «великим змеем». Трудился кузнец Божий в своей кузнице и заслышал он, гласит это сказание, летит змей (диавол). Заперся он, да не спасут от змея великого никакие затворы: подлетел змей, опустился-упал наземь, возговорил зычным голосом человеческим, – просит, лукавый, отворить двери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-го июля Много помогают болящим безмездные врачи родные братья, римляне по происхождению, святые мученики Косьма и Дамиан. Они всех исцеляли призыванием сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа, не принимая никогда никакого вознаграждения и требуя лишь от исцеленных, чтобы они признавали соделанное благодатию Божиею чудо и возблаго­дарили Бога, воздав должное поклонение Сыну его, во Свя­той Троице славимому. По смерти родителей своих святые бессребренники усу­губили благодеяния свои, раздавая богатое наследие свое не­имущим, жившим по соседству с их имением. Нашлись однако, ненавистники, которые оклеветали их и привели на допрос к судье. Когда же судья всеми силами старался склонить исповедников принести жертву идолам, они без­боязненно отвечали, что не только они не принесут бес­смысленной жертвы грубым изваяниям, но еще и судью Господь накажет за его упорство в отрицании Единого Все­могущего Бога. И к немалому удивлению всего собравшегося народа шея у судьи сразу повернулась и лицо его обрати­лось назад... и тотчас он сам и множество обращенных возопили к святым целебникам, прося их уврачевать внезапный недуг, посланный ему за его неверие. Когда же судия вслух всех исповедал Христа, шея его повернулась и лицо снова приняло свое обычное положение. Судье оста­лось только возблагодарить Бога и с извинением отпустить чудесных врачей обратно в их селение. Когда же настало время их исхода – Господь сподобил их мученической кон­чины. Он допустил зависти вкрасться в сердце одного врача, бывшего их учителем. Под предлогом собирания целебных трав, он заманил каждого из них отдельно в глухое место и там умертвил одного за другим. Кон­чина святых мучеников последовала в III в. 2-го июля Как сопротивная сила, так и благодать Божественная, оказываются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы вполне сохранились в нас свобода и самовластие. Посему-то и за те худые дела, какие человек делает по наущению сатаны, не сатана более, но человек подвергается наказанию, потому что человек не насильно вовлечен в порок, но побужден к нему собственною своею волею. А подобно сему и в добром деле Благодать не себе приписывает сделан­ное, но человеку и потому присвояет ему славу, что сам по себе стал он виновником доброго.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Бей – титул турецкого военачальника, феодального землевладельца, государственного чиновника. Бейлербей – военно-административный начальник крупной провинции у турок-османов (эйялета или бейлербейлика), командующий ее войсками. Б. подчинялись санджабеки. Бейлик – 1) княжество у турок-османов, владение бея; 2) должность бея. Бейрут – ранневизантийский Верит, город в Палестине, центр известной правовой школы. См.: Дигесты, Институции. Бенефиций – от лат. benefictum – «благодеяние»; 1) ранняя форма феодального держания земли, предшествовавшая феоду. Б. носил условный характер, то есть передавался не по наследству, а предоставлялся на условии несения преимущественно военной службы, первоначально – королю, позднее – другим сеньорам; 2) в католицизме – церковная должность, связанная с получением земельного дохода. В более узком смысле – совокупность доходов от церковной должности. Бенешевич Владимир Николаевич (1874–1938 гг.) – российский и советский византинист конца XIX – первой трети ХХ вв., знаток византийских письменных источников, особенно церковного права. Занимался изданием Номоканона, одного из Тактиконов, редактировал все выпуски «Очерков по истории Византии», расчитанные прежде всего на студентов. Беотия – область в восточной части средней Греции между Аттикой и Фокеей (Фокидой) с центром в Фивах. Берберы – кочевые или оседлые племена на севере Африки, селившиеся на границах пустыни или на ранневизантийских территориях Африки. См.: мавры. Бессребреники – христианские святые, которые имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, не прося плату. Таковыми врачами были Святые братья Косьма и Дамиан, Сампсон, Леонтий Киликийский. Бессы – племя во Фракии. Бешевлиев Веселин (1900–1992 гг.) – болгарский историк, специалист в области средневековой истории Болгарии, знаток эпиграфики. Библия (от греч. «книга») – священная книга в иудаизме и христианстве, древний памятник письменности, создававшийся на протяжении большого исторического периода – с XIII в. до н. э. по II в. н. э. Б. состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет почитается как Священное Писание иудеями и христианами (см.: Моисей), Новый завет – только христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женщина в неописуемом душевном мире послушалась повеления святителя, который сделал насечки и сказал: – Я приду также завтра. И действительно, на следующий день святитель и священник явились вновь. – Сегодня мы сделаем 19 насечек, – объявил святитель Нектарий. Он начал операцию и когда дошел до последней насечки, сказал: – А теперь посмотри, откуда из тебя выйдет злой дух! Во время 19-й насечки бес вышел из мизинца ноги женщины Во время 19-й насечки бес вышел из мизинца ноги женщины! После «операции» – изгнания злого духа – святитель объяснил женщине все дело. – После вашей свадьбы, когда вы сняли этот дом, хозяйка вам позавидовала. Она тайком пробралась сюда и все это (святитель показал на нечистоты) бросила на вашу постель, а на ступеньки вылила заколдованное масло. На это масло, пройдя, первым наступил твой отец, поэтому у него появились опухоли. Но однажды, когда он приехал ко мне на Эгину, я его исцелил: на пороге храма я удалил у него опухоли и 150 граммов мертвой крови. Однако он не вернулся ко мне, чтоб поблагодарить. Ковчег с мощами св. Нектария После этих объяснений небесные гости стали невидимы. Недовольство святителя Нектария не было напрасным. Действительно, отец женщины, как­то выходя из храма в Эгине, невольно ощупал свой затылок и обнаружил, что опухоли исчезли. От радости он настолько потерял себя, что позабыл вернуться в храм, к мощам святого, и поблагодарить его за чудесное исцеление, а поспешил домой – рассказать родным о чуде. Рейтинг: 9.9 Голосов: 3484 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Фаина 13 ноября 2022, 21:09 Святые Косьма, Дамиан, Харалампий, Марина, Нектарий Эгинский! Помогите мне исцелиться от онкологии!!! Молю вас о помощи и заступлении!! Аминь! Мария 19 июля 2021, 08:04 Дорогие наши святые Христовы врачи угодницы и чудотворцы Пантелеймоне, Косма и Дамиане, Кире и Иоанне, Ермолае, Диомиде, Фотие и Аникито! Услышьте меня Вам молящуюся Марию. Я упала и сломала шейку бедра левой ноги, мне поставили искусственную. Операция была четвертого июня. До настоящего времени мои ноги сильно болят, особенно левое колено и вся нога. Выписали меня 17 июня. Рана зажила хорошо, а боль обеих ног сильная. Я хожу по дому с помощью ходунков, несмотря на то, что это дается мне тяжело. Ноги обе как деревянные. Без ходунков я не могу устоять. Простите меня грешную и помогите мне дорогие святые Христовы врачи. Я надеюсь на Вашу помощь и ожидаю помощи от Вас. Р.б. Мария

http://pravoslavie.ru/117221.html

Из летописей мы узнаем, что в VI–VII вв. больницы уже имеют другое название — «ксеноны» — пансионаты для проживания и лечения. Там же мы встречаем крайне негативную оценку деятельности частных врачей. Скорее всего, это было связано с чрезмерно высокой платой, которую брали за свои услуги частные лекари. В народе преклонялись перед святыми целителями и врачами, трудившимися, не взимая платы. Таких людей называли бессребрениками. Это Косьма и Дамиан, святой целитель Пантелеимон. Они мученически закончили свою жизнь в период, довольно близкий по времени к Византии — в III веке. Именно к предстательству этих святых обращались верующие. В ранневизантийский период вся ответственность за лечебный процесс в больницах лежала на главном враче. У главврача были помощники — заведующие и администраторы. Своеобразными управляющими в пансионатах обычно были представители духовенства. Они назначались на свою должность, как правило, учредителем того или иного медицинского учреждения, а иногда и указом самого Императора. Чаще всего, однако, их назначал местный архиерей (такая практика существовала уже в III b.). Позже должность управляющего пансионом стала столь престижной, что ее занимали уже люди, стоящие на довольно высоких ступенях иерархической лестницы. В IX веке управляющие больничными пансионами стали получать титул «спафария» (то есть состоящего в личной гвардии Императора). Упомянем еще одно известное медицинское учреждение того времени — Пансион Самсона (V — начало VI в.). Пансион располагался близ храма Святой Софии Константинопольской. Устроителем и строителем этой больницы был некий врач Самсон. Он бесплатно лечил людей и свой личный дом перестроил под лечебницу. Именно Самсон излечил от серьезной болезни императора Иустиниана, который в знак благодарности построил новое здание для больницы и выделил большие средства на ее содержание. Говоря современным языком, частная инициатива снизу получила государственное (императорское) финансирование сверху. После смерти Самсона управляющих в эту больницу назначала Патриархия, и каждый год (вплоть до Х века) служилась Божественная литургия в его память.Когда во время беспорядков в Константинополе в 532 г. больница сгорела, ее вновь отстроили на средства казны. Сам Император назначал средства на финансирование больницы. И всегда после очередных катаклизмов здание восстанавливалось из бюджетных средств. По такой же системе работали другие известные больницы — имени святой Ирины в окрестностях Константинополя, Эвульская лечебница и другие. Управляющие этими больницами всегда присутствовали в качестве почетных гостей на всех императорских торжествах.

http://azbyka.ru/zdorovie/bolnichnoe-del...

Нет нужды доказывать, что под грамотой разумеется чтение и письмо. Князья были грамотны, любили чтение, они писали друг другу, писали завещания, договоры. Пастыри церкви, воспитавшиеся в древних училищах наших, оставили весьма многочисленные памятники письменности; светские воспитанники тех же школ вершили суд и управление землёю, по наряду князей, причём грамотность была необходимой, а некоторые оставили и замечательные труды письменные. Церковное пение также входило в обучение; в Киевском училище Янки ему обучались даже девочки; убийцы св. Бориса слышали его «поюща заутреню» и псалмы; о св. Феодосии пишется, что он тихо усты пел псалмы за работой. Отцы собора 1551 г., собравшись, по наряду царя, между прочим для восстановления образования, в виду его упадка, говорили: «а прнеж сего в Российском Царстве, на Москве и в Великом Новгороде и по иным градом многия училища бывали, грамоте, и писать, и петь, и читать учили». Избранные отцы собора, знали, конечно, историю школ своего отечества не только по памятникам, но и по живому преданию, а потому указание их, чему учили в древних школах, имеет несомненную достоверность, да и сами они назначали тот же курс и для училищ своего времени 73 . Что касается возраста, в какой начиналось обучение, то о нём свидетельствует постоянно встречающееся в летописях слово «дети», которых берут в училища. Значит, обучение начиналось в детском (точнее – в отроческом) возрасте. Есть указание на 7–ми и 8–ми летний возраст 74 . Можно полагать, что детей отдавали в учение в пределах от 7 до 9 летнего возраста; но в летописях срок начала книжного учения столь считается общеизвестным, что о нём говорится в общих чертах: «времени приспевшу», «устрабившемуся отроку возрастом»… Лавровский, путём обстоятельных изъяснений, доказывает, что начало учения совпадало с «постригами», которые в язычестве совершались и раньше, но со времени христианства стали делаться позднее 75 . К глубокой древности следует отнести и обычай нашего народа начинать ученье молитвой, служением молебна. У Греков св. Косьма и Дамиан почитались помощниками в учении 76 , и к ним обращались с молитвой начинавшие учиться. Естественно, что этот обычай мог перейти и на Русь, тем более, что книжное учение у нас почиталось делом богоугодным, полезным для души. Молитвами начинались и наши древнейшие азбуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010