Мы верим, что смерти как исчезновения души нет; что после физической смерти душа человека продолжает жить, притом еще более активной жизнью. А значит, что мешает почившему праведнику и после отшествия из сего мира, по переселении на Небеса, помогать людям? В книге Откровения Иоанна Богослова мы читаем о замечательном видении Иоанна: «Двадцать четыре старца пали пред Агнцем [то есть Христом], имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых», и, чуть позже: «И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела пред Богом». Разве это не замечательно, не великая картина? В нашей жизни активно участвуют, нам помогают святые!   Странным и несколько языческим кажется, на первый взгляд, обычай Православной Церкви молиться в каких-то особых случаях особым святым. Понятно, например, почему в семейных неурядицах прибегаешь к помощи св. блаж. Ксении. Но почему, например, при болях в голове – к Иоанну Предтече? В этом, несомненно, бывают перегибы. Мы можем сказать, что некоторые святые еще при земной своей жизни помогали людям в определенных ситуациях. Это, к примеру, святые целители: великомученик Пантелеимон, бессребренники Косьма и Дамиан, мученицы Зинаида и Фелонила и мн. др. Разумеется, что и по преставлении от земной жизни к небесной эти подвижники будут помогать больным людям. Им от Бога был дан дар целительства, он не отнимается от них и по смерти. Так считает и Церковь, и в молитвах Таинства Соборования (Таинства церковного исцеления) мы постоянно упоминаем имена этих святых врачей. Есть и иные святые, которые помогают в определенных нуждах. Воин – воину, миссионер-мореплаватель – моряку, путешественнику и др. Но есть примеры выдуманные, которые не отвечают никакой здравой логике. Считается, что Иоанн Креститель, которому отрубили голову, помогает… от головной боли. Другой святой помогает от гусениц, мышей, колорадских жуков и иных гадов полей и огородов… В некоторых благочестивых брошюрах приводятся длинные списки таких узко специализирующихся небесных помощников. Но ни православной вере, ни опыту Церкви это не отвечает, это благочестивая самодеятельность. Если у кого-то возникают вопросы, лучше всего обратиться к священнику.

http://azbyka.ru/parkhomenko/otvety-na-v...

Но, несмотря на это, Нифонт и после брака неоднократно обличал князя за нарушение церковной заповеди. Еще большую твердость духа и ревность показал владыка Нифонт в деле, которое касалось близко всей Русской церкви. Мужественно охраняя соборные постановления пред лицом всей церкви, он украсился тогда именем поборника всей земли Русской; а в лет. по Ник. Сп. сказано, что «той епископ Новгородский бысть поборник и ревнитель священным и божественным вещем» 97 . Митрополит Киевский Михаил, рукоположивший Нифонта на святительскую Новгородскую кафедру, не видя конца междуусобиям Русских князей, на время удалился в Константинополь; но когда узнал, что беспорядки на Руси не прекращаются, он решился навсегда там остаться и через два года скончался. Как бы предчувствуя то, что должно было случиться после его кончины, Михаил завещал Русским епископам грамотою ни откуда не принимать на Киевскую кафедру митрополита, как только из Царьграда, и даже обязал клятвою не служить в его отсутствии на главном престоле Софийского храма 98 . Но, когда в 1147 г. получена была весть о кончине Михаила, в. к. Изяслав Мстиславич, следуя примеру Ярослава Мудрого, немедленно созвал собор Русских епископов и предложил им посвятить на митрополию кого-либо из Русских иноков, не посылая его для рукоположения в Царьград к патриарху вселенскому. В летописях не сказано, что побудило князя решиться на это: может быть, причиною такой решимости было тогдашнее неустройство в самой Греческой церкви, которая в это время тоже оставалась без патриарха; или, может быть, этого требовала польза и честь Русского Государства; потому что путешествие в Грецию сопряжено было с большими затруднениями и издержками; но всего вероятнее, что Изяслав в этом случае более всего руководился личным нерасположением к Грекам, которые самовольно покидали свою паству. На соборе присутствовали епископы – Феодор Белгородский, Евфимий Переяславльский, Дамиан Юрьевский, Мануил Смоленский, Косьма Полоцкий, св. Нифонт Новгородский, а во главе пх был Онуфрий Черниговский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Неосновательность этого предрассудка не трудно обнаружить: аа) Святые сами подавали врачебную помощь всем; многие из них прибегали во врачам или домашним врачебным средствам. Так св. Сампсов странноприимец был вместе и врач. Он, как сказано в житии его, «от враческого художества своего подаваше исцеление» (Ч.-М. жит. св. Сампсона, июня 27 д.). бб) Преподобные Кир и Иоанн, святые Косьма и Дамиан – была также врачами; даже св. евангелист Лука был врач. вв) Феофилакт устроял и больницы. (Ч.-М. жит. св. Феофил., марта 8 д.). гг) Святые также прибегали и к врачам. Так в житии препод. Зосимы финикийского пишется, что когда у одного знаменитого мужа, именем Аркесилая, ненарочито жена ранила себе спицею око, то св. епископ Иоанн Хозевит поспешно пришел в дом того патриция и, увидев жену его люто страждущею от недуга, повелел тотчас врачу, тут бывшему, лечить больную врачеваниями (там же, жит. Зосимы финик., июня 8 д.). дд) Святые не считали грехом пользоваться и домашними лечениями. Так, в жит. св. Афанасия афонского сообщается, что когда он с учеником своим Антонием возвращался в св. гору афонскую, то от трудного и продолжительного пути у Антония до того заболели ноги, что на них появился отек и сильное воспаление и он не мог даже продолжать пути. Преподобный Афанасий, взявши горсть травы, по которой они шли, растер ее в руке своей и, обложив листьями древесными, обвязал больные места св. Антония платком – и облегчилась болезнь Антония (Афонск. патер. жит, св. Афанасия афонск., июля 5 дня). В житии преподобной Евпраксии девицы также пишется, что, когда она рассекла себе, вместо дерева, собственную свою ногу, игумения того монастыря, в котором жила св. Евпраксия, приводила ее в чувство, возливая холодную воду на лицо ее: а в другой раз когда Евпраксия, зацепив за собственную свою одежду, упала с высоты здания и от ушиба истекла кровию, то игумения прикладывала ей елей и соль к больному месту. (Ч.-М, жит. Евпраксии, июля 25 д.). (Сост. по Душ. чт. за 1865 г. Ч.-М). Как должно разумет слова: «аще же око твое десное соблазняет тя, изми е...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Все нас благословляют, плывут над нами. Я вижу взмокшие головы, ясные лысины на солнце, напруженные шеи, взирающие глаза, в натуге, — в мольбе как будто. Кланюшка шепчет: — Барышник с Конной, ревнутель очень… А это, Чудотворцев Черниговских несет, рыжая борода… Иван Михайлыч, овсом торгует… а во, проходит, золотая-тяжелая, Михаил-Архангел, в Овчинниках… Никола-Чудотворец, в Пупышах… Никита-Мученик, с Пятницкой… Воскресения в Кадашах… Никола в Толмачах… несет старик, а сила-ач… это паркетчик Бабушкин, два пуда весу… А эта при французах еще была, горела — не сгорела, Преображения на Болвановке… Троицы в Лужниках, Катерины-Мученицы, с Ордынки… Никола Заяицкий, купец его первой гильдии несет, дышит-то как, рот разинул… по фамилии Карнеев, рогожами торгует на Ильинке, новый иконостас иждивением своим поставил… А вот, Климента-Папы-Римского, бархатная хоругвь, та серебром вручную, малиновая-то, с колосиками… А во, гляди-ка, твой Иван-Богослов, замечательного писания, иконописец Пантюхов, знакомый мой… А вот, чернена по серебру, — Крещение Господне… Похвалы Пресвятыя Богородицы… Ильи-Обыденного… Николы в Гусятниках… Пятницы-Параскевы, редкостная хоругвь, с Бориса Годунова… а рядышком, черная-то хоругвь… темное серебро в каменьях… страшная хоругвь эта, каменья с убиенных посняты, дар Малюты Скуратова, церкви Николы на Берсеновке, триста годов ей, много показнил народу безвинного… несет ее… ох, гляди, не под силу… смокнул весь… ах, ревнутель, литейный мастер Овчинников, боец на «стенках»… силищи непомерной… изнемогает-то… а ласковый-то какой… хорошо его знаю… сердешного голубя… вместе с ним плачем на акафистах… Колышется-плывет сонм золотых хоругвей, благословляет нас всех, сияет Праздниками, Святыми, Угодниками, Мучениками, Преподобными… Кланюшка дергает меня за руку, губы его трясутся, и слезы в его глазах: — На конике-то белом… смотри-смотри… — Георгий— Победоносец, что в Яндове… Никола Голутвинский… Косьма-Дамиан… Вознесения на Серпуховке… Воскресение Словущего, в Монетчиках… Гляди, гляди… кремлевские начинают надвигаться!..

http://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/?...

бессеребреники – святые, жертвенно и бескорыстно служившие бедным, страждущим и больным; юродивые Христа ради (блаженные) – подвижники, отрекшиеся от привычного благоразумия и образа жизни, терпевшие поношения и гонения, но получившие дары пророчества и чудотворения; праведные – святые, угодившие Богу, но не покидавшие мира; благоверные – святые правители: цари, князья.   Следует помнить, что святых Божиих – неисчислимые сонмы. Не все люди, совершившие подвиг святости ведомы миру и упомянуты в месяцесловах. С другой стороны, жития некоторых святых не сохранились, известны лишь их имена, сохраняемые в святцах. Справочный характер издания не позволяет передать обстоятельства подвигов тех или иных святых, но, несомненно, полноценное празднование именин предполагает знание о тезоименитом святом, более того – следование в жизни образу своего покровителя. Иногда память некоторых святых традиционно празднуется вместе – чтобы не упустить это обстоятельство, имя другого святого проставляется в скобках (напр. КосьмаДамиан)). Следует иметь в виду, что некоторые святые могли носить несколько христианских имен: мирское, крестное, иноческое, схимническое (напр. благоверный князь Борис, во святом крещении Роман). Дни памяти этих святых отмечены в справочнике под всеми упомянутыми в месяцеслове именами. В тех редких случаях, когда канон допускает незначительные расхождения в написании календарного имени, указываются все варианты (напр. Алвиан и Альвиан, Валерий и Уалерий). В справочник не внесены грузинские святые, память которых по традиции празднуется Русской Церковью, но имена которых не используются в русском крестильном именослове (напр. Шио, Элизбар, Або), а также введенные в 1980-х годах празднования соборов русских святых.     В представленной версии именослова использованы следующие издания: 1. Талалай М.Г. День ангела. Справочная книга по именинам и имениникам.– С.-Петербург, «ТРИАЛ», 1992. 2. Изображения Божией Матери и святых православной церкви.– Москва, Издание храма Спаса Нерукотворного Образа в Андроникове монастыре. Рисунки священника Вячеслава (Савиных) и Н.Шелягиной, 1995.

http://zavet.ru/b/names/

Церковь отделана в византийском стил е , по проекту и по рисункам гражданского инженера С. И. Андреева , безмездно принявшего на себя вс е работы по составлению рисунк ов и надзору за исполнением работ. Р е зные работы по дереву поручены были подрядчику А. И. Иванову , который сд е лал скидку в 1,000 рублей со счета, за что и был избран в почетные члены общества. Наш знаменитый художник И. Е. Р е пин своею мастерск ой кистью набросал икону Нерукотворенного Образа, которая пом е щена в художественном, по рисунку архитектора И. П. Ропета, дубовом киот е в бронзовой рам е с имитацией драгоц е нных камней и с надписью: « Господи, спаси царя и услыши ны ». Художник М. Л. Щербатов написал икону св. благотв о рного великого князя Александра Невского, художник М. Е. Малышев – икону святителя Николая Чудотворца; художник Е. Е. Волков – образ Снасителя, пом е щенный на наружной сторон е алтаря; художник В. М. Васнецов п рислал копию со своей изв е стной картины в Киево-Владимирском собор е – Божией Матери, несущей Спасение; реставратор императорского Эрмитажа Т. Е. Романов – дал два образа: Спасителя, пом е щенный на церковной л е стниц е , и святителя Николая Чудотворца. Кр ом е того, по заказу общества, академиком бароном М. П. Клодтом исполнены иконы св. Марии Магдалины и Ксении, Тайная Вечеря, Благов е щение и иконы четырех евангелистов в иконостас е ; художником В. И. Худояровым – большая икона святых, память которых празднуется 17 октября. Эта икона заслуживает подробного описания. Посредин е изображен пророк Исаия со свитком, на котором начертаны его пророческие слова: « От смерти избавлю их. Смерть, гд е твое жало? Ад , гд е твоя поб е да? » ( Ос.13:14 ); справа – св. Андрей Критский , держащий в руках икону, точную копию находившейся в вагон е -столовой императорского по е зда 17 октября; сл е ва – свв. Косьма и Дамиан, за ними свв. Лазарь, Леонтий, Анфим, Евтропий и преподобный Антоний; вверху – Божия Матерь, ос е няющая вс е х Своим омофором. Художник Худояров написал и другой образ, им е ющий историческое значение, – на этот раз только для общества: на нем изображены святые, коим тезоимениты вс е члены семейства Кашинцовых: великая княгиня Ольга, великий князь Алексан др Невский, Мария Египетская, Иоанн Богослов, Иоанн Креститель, Мария Магдалина, преподобный Никита, мученики Сергий, Анна, епископ Иерусалимский Александр, Григорий Декаполит и Сергий игумен; образ этот сооружен по заказу О.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Все нас благословляют, плывут над нами. Я вижу взмокшие головы, ясные лысины на солнце, напруженные шеи, взирающие глаза, в натуге, — в мольбе как будто. Кланюшка шепчет: – Барышник с Конной, ревнутель очень… А это, Чудотворцев Черниговских несет, рыжая борода… Иван Михайлыч, овсом торгует… а во, проходит, золотая-тяжелая, Михаил-Архангел, в Овчинниках… Никола-Чудотворец, в Пупышах… Никита-Мученик, с Пятницкой… Воскресения в Кадашах… Никола в Толмачах… несет старик, а сила-ач… это паркетчик Бабушкин, два пуда весу… А эта при французах еще была, горела — не сгорела, Преображения на Болвановке… Троицы в Лужниках, Катерины-Мученицы, с Ордынки… Никола Заяицкий, купец его первой гильдии несет, дышит-то как, рот разинул… по фамилии Карнеев, рогожами торгует на Ильинке, новый иконостас иждивением своим поставил… А вот, Климента-Папы-Римского, бархатная хоругвь, та серебром вручную, малиновая-то, с колосиками… А во, гляди-ка, твой Иван-Богослов, замечательного писания, иконописец Пантюхов, знакомый мой… А вот, чернена по серебру, — Крещение Господне… Похвалы Пресвятыя Богородицы… Ильи-Обыденного… Николы в Гусятниках… Пятницы-Параскевы, редкостная хоругвь, с Бориса Годунова… а рядышком, черная-то хоругвь… темное серебро в каменьях… страшная хоругвь эта, каменья с убиенных посняты, дар Малюты Скуратова, церкви Николы на Берсеновке, триста годов ей, много показнил народу безвинного… несет ее… ох, гляди, не под силу… смокнул весь… ах, ревнутель, литейный мастер Овчинников, боец на «стенках»… силищи непомерной… изнемогает-то… а ласковый-то какой… хорошо его знаю… сердешного голубя… вместе с ним плачем на акафистах… Колышется-плывет сонм золотых хоругвей, благословляет нас всех, сияет Праздниками, Святыми, Угодниками, Мучениками, Преподобными… Кланюшка дергает меня за руку, губы его трясутся, и слезы в его глазах: – На конике-то белом… смотри-смотри… — Георгий-Победоносец, что в Яндове… Никола Голутвинский… Косьма-Дамиан… Вознесения на Серпуховке… Воскресение Словущего, в Монетчиках… Гляди, гляди… кремлевские начинают надвигаться!..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Эпоха Вселенских Соборов завершилась преодолением иконоборческой смуты в Церкви. Большую роль в этом сыграло православное монашество. В монашеских обителях всегда было развито иконописание. На Руси известны святые иноки-иконописцы – это преподобный Алипий Киево-Печерский, Андрей Радонежский и Дионисий Глушицкий. Названные выше три иконы, несомненно, лишь малая часть того, что окружало в жизни святителя Филиппа. Игумен Филипп, впоследствии Всероссийский Митрополит, сам не писал икон, но его забота о спасении врученной ему монашеской братии выражалась и в иконописной форме. Пред святыми иконами он прославлял Покровительницу монашества – Пречистую Деву; пред святым образом он молитвенно памятовал о конечных судьбах мира на Страшном Суде. Святая двоичность В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они близки и взаимосвязаны в церковном почитании их духовных подвигов. Своеобразный гимн двоичности, который начинается словами: “Двоим лучше, нежели одному...”, воспевает Екклесиаст (4:9–12). Эта особенность в подвигах и прославлении Божиих угодников была отмечена крупным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “...Собранность двух или трех во Имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силе претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частиц Тела Христова живое воплощение Церкви (Имя Христово есть мистическая Церковь !), воцерковляет их” 94 . Он указал некоторые духоносные пары: – Апостолы Петр и Иоанн, – Петр и Павел, – святые Косьма и Дамиан, – Кир и Иоанн, – Пантелеймон и Ермолай, – Самсон и Диомид (Диомофей), – Трифон и Фалалей (Далалей), – Муций и Аникита 95 . Этот перечень можно продолжить именами святых, подвизавшихся позднее в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители равноапостольные братья Кирилл и Мефодий (пам. 11 мая). Из отечественных святых, имя одного из которых неотделимо от имени другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев, сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба (пам. 24 июня); пострадавших варягов Феодора и Иоанна (пам. 12 июля); родоначальников русского монашества – преподобных Антония и Феодосия (пам. 2 сентября); Валаамских подвижников Сергия и Германа (пам. 28 июня); Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова – Зосимы и Савватия (пам. 8 августа); блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; Иоанна и Лонгина Яренгских (пам. 3 июля); Вассиана и Иону Пертоминских (пам. 12 июня); Амфилохия и Дионисия Глушицких, Григория и Косьмы Авнежских (пам. 15 июня), Евфимия и Харитона Сянжемских, Иакова и Иоанна Менюжских (пам. 24 июня), Ефрема и Аркадия Новоторжских.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Старая Грязнуха (акватория Куйбышевского водохранилища). Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1890. (1712 ?). Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ульяновская область, Старомайнский район, акватория Куйбышевского водохранилища в 1,5 км к северо-западу от турбазы " Русский Берег " Координаты: 54.664877, 48.913816 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первую однопрестольную деревянную церковь во имя Николая Чудотворца построили в 1712 г., через 38 лет после основания поселения выходцами из Нижегородского уезда. В 1750 и 1890 гг. храм перестраивали и ремонтировали. В 1842 г. в его клир входили священник Александр Дмитриев Предтеченский и дьячок Павел Стефанов Лентовский, а в 1858 г. – священник Василий Яковлев Смелов и дьячок Иван Голосницкий. В Национальном архиве Республики Татарстан хранится уникальный документ по истории Николаевской церкви – её главная опись, сделанная в 1899 году. Она интересна не только описанием существовавшей на этот момент деревянной церкви, покрытой железом и обшитой тёсом, длиной 19,2 м и шириной 6,4 м (с восемью окнами, двумя дверями, одной печью, без стенной живописи и т.д.), но и упоминанием строящейся новой каменной с железной крышей, длиной 32 м и шириной 21,4 м (по длине в 1,7 раза больше прежней, а по ширине – в 3,3 раза), с двадцатью окнами, четырьмя дверями, трехъярусной колокольней и двумя железными вызолоченными крестами. Деревянный храм был обнесён деревянной оградой на каменном фундаменте, а также имел 5 колоколов. Только на самом большом из них указывался вес (32 пуда 20 фунтов, или 533,2 кг) и содержались надписи следующего содержания: «завода Саратовских купцов, в городе Саратове братьев Гудковых, мастер Василий Кеменев, 1881 года» и «Благовествую земле радость велию, хвалите небеса Божию славу; благовестите день ото дня спасение Бога нашего; возлюбих благолепие дому твоего и место селения славы Твоея». Кроме того, на колоколе сверху были изображены херувимы, в середине – Божья Матерь, святитель Архангел Михаил и святители бессребреники Косьма и Дамиан.

http://sobory.ru/article/?object=52638

Икона Владимирская Заоникиевская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Эта ВЛАДИМИРСКАЯ икона явилась в 1588 году в 12 верстах от Вологды вологодскому поселянину Илариону – будущему преподобному Иосифу Заоникиевскому – при следующих обстоятельствах. Благочестивый житель села Обухова Вологодской епархии Иларион потерял зрение, и после долгих молитв ему явились святые бессребреники Косма и Дамиан и обещали исцеление. Придя на указанное святыми место, Иларион внезапно, несмотря на свою слепоту, увидел в необыкновенном свете Владимирскую икону Божией Матери. Приложившись к ней, он прозрел и стал видеть всё окружающее. В честь сей иконы исцелённый Иларион соорудил при помощи окрестных жителей церковь. Впоследствии на этом месте возникла обитель, которую назвали Заоникиевскою, так как располагалась она за Аникиевским лесом, названном так потому, что в нём когда-то жил разбойник Аника. Сам Иларион принял в обители постриг с именем Иосиф, а Владимирская Заоникиевская икона Пресвятой Богородицы прославилась многочисленными исцелениями. После революции ме[...] Описание иконы Владимирская Заоникиевская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Так икона именуется по той причине, что находится в Заоникиевском монастыре. Явилась она в 1599 году при следующих обстоятельствах. Недалеко от г. Вологды, в селе Обухове, жил один благочестивый поселянин, по имени Иларион. Он потерял зрение и после безуспешного лечения у знахарей обратился с горячей молитвой к Богоматери и святым угодникам Божиим, умоляя их исходатайствовать ему исцеление от болезни. В скором времени ему явился во сне св. бессребреник Косьма и сказал, что Богородица дарует ему исцеление, если он придет в одно определенное место. Иларион, пробудившись от сна, поспешил на указанное ему место и здесь увидел стоявшую на высоте икону Богоматери, вокруг которой сиял необыкновенный свет. Он смиренно преклонил колена перед св. образом, усердно помолился Пресвятой Богородице и затем едва облобызал икону, как сразу же почувствовал себя здоровым. В благодарность за полученное исцеление Иларион решил на месте явления иконы устроить церковь во имя Богородицы. При помощи благочести[...]

http://pravicon.com/icon-59

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010