К καθ’ κστην дополнять следует несомненно μραν, как и делает библиотекарь Анастасий, переводящий: per dies singulos (у де Боора т. II, 280). Конечно, эти слова нельзя принимать буквально; они значат не «ежедневными», а «частыми», или «многочисленными» силентиями. Силентий или силентион в VIII веке означает народное собрание, в котором император непосредственно говорит с народной толпой; впоследствии, к X веку, дело изменилось, и народную толпу заменили сенаторы 214 . Итак Феофан говорит, что в 753 году император Константин многократно и лично объяснял и защищал перед народом задуманную реформу. Такая прилежная забота об успехе реформы едва ли ограничивалась одной столицей. В той или иной форме эти подготовительные меры должны были проводиться и в провинции, точно так же, как после собора по провинциям отбирались клятвы хранить его определения, и как меры к искоренению монашества применялись одинаково и в столице, и там. В какой форме это было сделано? Очень может быть, что сам Константин ездил в 753 г. по империи и его «многие» силентии суть именно силентии в важнейших городах 215 . Может быть и то, что столичные силентии были заменены в провинции народными собраниями, на которых уполномоченные лица, от имени императора объявляли о его планах и защищали их перед народом в диспутах с православными оппонентами, где таковые находились. Наконец возможно, что было и то, и другое: в одних провинциях император выступал сам, в других чрез уполномоченных; или сначала чрез уполномоченных, а потом лично. Весьма возможно, что его лицо, в случае его отсутствия, заменялось его записанною речью в силентии, илиего δγμα, κ το γιου στματς ατο κπορευμενες на которое постоянно ссылается Косьма, т.е. πργραμμα или инструкцией будущим членам собора; такая инструкция сохранена нам патриархом Никифором, и приводится у нас ниже в приложении о годе иконоборческого собора. Там же приведены и показания патриарха Никифора о мерах перед собором 754 г., косвенно подтверждающее высказанное здесь предположение. Итак, вот смысл, который мы соединяем с показаниями Феосева: «Константин повсюду разослал вестников своей злобы... и (один из них) епископ Косьма, услышав про речи Георгия, составил сходбище (σνοδον)» – и так состоялся наш диспут. А затем вскоре в городе, где правил Косьма, прибыль и сам император; Косьма донес ему о Георгии; он был схвачен и, вероятно доведен до оскорбления величества и казнен, или накрепко заточен, а Феосев бежал (из Севасты или Германикии) в Сирию. Все эти события показанием Феофана приурочиваются к с. 753 году (с конца 752 до начала 754).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Заозерским, — и затем вывести из них очевидное заключение, окончательно разрешающее этот вопрос. " Случай 1–й. В царствование императора Мануила Комнина был патриарх Косьма Аттик (1146 — 1147), " муж, украшавшийся жизнию и словом " . Он был свергнут с престола по следующей причине… Был один человек, принявший монашество, по имени Нифонт: энциклопедического образования он не имел и за светские науки вовсе не брался, но с детства постоянно занимался священным писанием. Этот Нифонт еще в то время, когда престол церкви принадлежал Михаилу… был обвинен соборным судом за то, что пред многими обнаруживал не здравые понятия о христианской вере (был приверженцем Богомильской ереси), лишен бороды, которая простиралась у него до пят, и заключен в тюрьму. Когда же тот Михаил скончался и вместо него украшением престола сделался Косьма, Нифонт получил свободы больше прежнего: всегда окружаем был народом в собраниях и на площадях и ничего иного не делал, как рассеивал свое учение и отвергал еврейского Бога, ища в этом личной пользы; и Косьма чрезвычайно любил его, делил с ним беседы, произнесенный против него прежний соборный приговор называл несправедливым. Это многим не нравилось. Посему некоторые из числа тех, которым жаль было Косьму, воспользовались случаем, пришли к нему и говорили: " Что это значит, святейший пастырь, что ты вверился волку? Разве не знаешь, что за это не хорошо посматривает на тебя паства? Расторгни гибельную связь с ним. Общение с человеком отверженным и само по себе есть уже достаточное обвинение " . Это и подобное этому говорили они. Напротив, те, которые ненавидели архиерея, гласно кричали и требовали на него суда Божия и государства. Но этих Косьма ставил ни во что, а к Нифонту привязался крепко и не хотел оставить его, если бы даже и случилось что–нибудь. И вот он, забывая себя, по излишней простоте сердца, терпит немаловажные бедствия. Однажды, по приказанию царя снова посадить Нифонта в темницу, явились люди, долженствовавшие взять и отвести его. Патриарх сперва смутился было немного и молчал, но потом, собравшись с духом, пошел пешком к церковному двору в намерении отнять Нифонта у людей, его ведших, а так как они не отдавали, решился сам идти с ним в темницу.

http://predanie.ru/book/220020-filosofsk...

Очевидно, это избрание не имело абсолютного для христиан Александрийской церкви значения не только с точки зрения этих последних, но и но суду самой Константинопольской церкви. И в этом отношении отпадает мысль о каком-либо папистическом смысле факта избрания александрийского патриарха в Константинополе. В этом факте проявилось братское содействие и помощь александрийскому престолу, без всякого ущерба для его автокефальности, по просьбе местных христиан, в интересах Александрийской церкви и для блага духовной ее паствы. Вот истинный смысл рассматриваемого факта, исключающий, с одной стороны, идею о папизме константинопольского патриарха и о произвольном его вмешательстве в дела этой церкви, а с другой – какое-либо принижение и умаление автокефальных прав православной Александрийской церкви. Патриарх Косьма II скончался в 1737 году. Преемником Косьмы II на александрийском патриаршем престоле был Косьма III (1737–1746 г.), занимавший до патриаршества писидийскую митрополичью кафедру в константинопольском патриархате. В одном «Патриаршем каталоге александрийских патриархов» сообщается, что Косьма в 1738 году (sic) оставил своим преемником Косьму II» (sic). 15 В этом кратком сообщении допущены три ошибки: из них самою важною нужно считать вторую, именно ту, которую повторил и русский ученый X. М. Лопарев в своем очерке александрийских патриархов. В последнем относительно вступления Косьмы III на александрийский патриарший престол сообщается следующее: «Пред смертью патриарх Косьма II своим преемником назначил (sic) также Косьму» 16 . В действительности же избрание Косьмы III состоялось в Константинополе на соборе иерархов, в присутствии клириков столицы и светских представителей от христиан Александрийской церкви, причем сохранившийся протокол этого избрания ничего не говорит о выраженной патриархом Косьмой II воле относительно его преемника в лице писидийского митрополита Косьмы, а тем более в нем нет речи о «назначении» такого преемника. В протоколе, к сожалению, нет хронологической даты относительно избрания Косьмы III, но из поздравительного письма к нему кипрского архиепископа Филофея, датированного 18 октября 1737 года, вытекает, что его избрание на александрийский патриарший престол нужно относить к августу или сентябрю этого года 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Косьма Игнатьевич, в твердом уповании на то, что Господь благословляет всякое дело любви, несмотря на половодье и распутицу, тотчас же отправился в путь. Не без опасности для жизни, среди льдин, переехал он Дон и явился к унывающему другу. Тихон, увидев его, вздрогнул от представления тех опасностей, каким подвергался его приезжий гость, и был весьма рад его посещению. Он велел подать самовар и потом раскрыл перед ним свое тяжелое душевное положение, доводившее его до отчаяния. Косьма сказал ему все, что мог сказать в утешение, ободрение и укрепление, и что знал по опыту своей духовной жизни. Но не столько опытные советы, сколько вообще сама беседа с другом, да и сам приезд Косьмы – так утешили Тихона, что скорбь его прошла, и он сделался весел, просидел с ним за полночь и на другой день, вместе со схимонахом Митрофаном, у которого обыкновенно останавливался Косьма, – просил его обедать к себе. Когда они шли обедать, знакомый рыбак принес Митрофану живого верезуба для вербного воскресенья. Митрофан отослал его к келейнику, но дорогой, остановя Косьму, сказал ему: «Знаешь ли ты, какая пришла мне мысль? Вербное воскресенье будет, а Косьмы у меня не будет, станешь ли ты есть верезуба?» – Косьма отвечал: «С охотой». Митрофан воротился домой, велел келейнику из принесенной рыбы приготовить уху и холодное и опять пошел к Тихону. Обед у Тихона был самый простой и без масла, так как была пятница. Гости, утешенные ласковым приемом Тихона, его спокойным и веселым расположением духа, простившись с ним после обеда, воротились в келию Митрофана и сели за уху и холодное, послав тем временем келейника за водой для чая. В это время отворяется дверь и сверх всякого ожидания является Святитель. Митрофан смутился и упал перед Святителем на колени, говоря что он соблазнил Косьму. Но Тихон, зная строгую жизнь обоих, сказал: «Садитесь, я знаю вас: любовь выше поста». Сев около них, он велел и себе положить ухи, и, несмотря на то, что весь великий пост даже не вкушал масла в понедельник, среду и пятницу, съел ложки две ухи и потчивал Косьму.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Теперь только я узнала, кто были мои незнакомые посетительницы в моей болезни. И после этого последнего посещения я быстро стала поправляться. Получив же полное выздоровление, я никогда не забывала славить и благодарить Господа и дарованных мне Им святых ходатаиц — игумению Иулианию и монахиню Евпраксию». Один человек сильно заболел: весь распух. Он и жена его любили посещать храм Божий и особенно чтили преподобных. Как-то больной, лежа за ширмами, услышал шорох, а потом увидел перед собою преподобных. Они подошли к нему, благословили и стали невидимы. Ему с этого дня стало лучше, и первый его выход был в обитель к преподобным. У гробницы он в благодарность за исцеление отслужил панихиду по игумении Иулиании и монахине Евпраксии. Один мещанин, по имени Косьма, имел большую веру в преподобных и постоянно им молился. Как-то раз он тяжко заболел. Жена, видя безнадежное состояние мужа, очень скорбела. Однажды Косьма заснул и видит такой сон: будто к нему пришли обе преподобные и брат их, святитель Алексий. Святитель был в митре и, подойдя к изголовью больного, сказал: «Он не умрет и будет еще жить». Проснувшись, Косьма рассказал своей жене про сон, она пошла и отслужила панихиду по преподобным, а больной действительно получил большое облегчение. Одна благородная девица собиралась в 1866 году выйти замуж, все уже было готово и оставалось назначить только день свадьбы. Между тем жених все оттягивал его и оттягивал. И это продолжалось в течение целого года. Ни невеста, ни мать ее по своему душевному смирению не решались спросить его о причине такого поведения, они часто горевали. Кто-то из знакомых посоветовал им отслужить панихиду у гроба преподобных. Так они и сделали: заказали панихиду и усердно молили преподобных помочь им. И действительно, через три дня явился приятель жениха и объявил, что жених откладывает свадьбу по той причине, что он уже женат и даже имеет детей. Невеста с матерью возблагодарили Господа за скорое разрешение такой удивительной отсрочки. Сын генерала Бельгардта Алексей пяти лет тяжко заболел. Родители его перепробовали все средства. Потеряв последнюю надежду на выздоровление, в полном отчаянии они обратились с верой к преподобным, отслужили панихиду, прося со слезами возвратить к жизни их сына. Взяли масла от лампады, висящей над гробницами, помазали им мальчика, и он вскоре выздоровел.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1208060...

Скачать epub pdf Cod. 36 Косьма Индикоплов, Христианская топография Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Прочитана книга озаглавленная «Книга христиан», толкующая Восьмикнижие. 23 Автор, 24 который процветал в царствование Юстина, посвящает труд некому Памфилу, он начинается с защиты определенных церковных догм доказательствами, взятыми из Священного Писания . Стиль плох, и переделка вряд ли (возможна) до обычного уровня. Он рассказывает много того, что невероятно с исторической точки зрения, так что он может справедливо рассматриваться как баснописец, но не как заслуживающий доверия авторитет. Взгляды на которые он делает главный упор таковы: что ни небо, ни Земля не является сферами, но что первое является своего рода сводом, а последняя – прямоугольной плоскостью, [в два раза длиннее по ширине], которая на концах соединяется с концами неба, что все звезды с помощью ангелов приводятся в движение, и другие вещи того же рода. Он также упоминает книги Бытия и Исхода, так сказать, в качестве отступления, и вступает в длительные обсуждения и рассуждения о скинии. Пророки и апостолы рассматриваются бегло. Он говорит, что солнце только вдвое больше, чем два «климата»; 25 что ангелы не живут на небе, но над твердью и общаются с нами, что Христос во время Вознесения вошел в пространство между небом и твердью, и что только это и есть Царство Небесное; и тому подобные глупости. Он посвящает первые шесть книг некоему Памфилу, из оставшихся шести (то есть всего двенадцать) седьмая – Анастасию, в которой он утверждает, что небеса неразрушимы, восьмую – о песни Езекии 26 и обратном движении солнца – некоему Петру. В этой книге он также утверждает, что написал комментарии к Песни Песней. Остальные четыре книги не имеют посвящения. 24 Косьма Индикоплов («Индийский кормчий»), александрийский купец, живший в шестом веке. Он побывал в Аравии и Восточной Африке, но вряд ли заслуживает звания «Индийский кормчий». Название работы, которая, обычно, известна как «Христианская топография»; ее цель – ввести новую систему физической географии в соответствии с учением христианства, физико–астрономическая интерпретация Писания, Фотий дает ей подзаголовок «Интерпретация восьмикнижия».Фабрициус (Bib. Gr., IV. 230) принимает это просто как «трактат в восьми книгах», принимая четыре других книги как более позднее дополнение, или что это может относиться к «восьми книгам» труда по географии Птолемея. Фотий говорит, что он процветал при «Юстине», но так как он не уточняет при каком Юстине, возможно, следует читать «Юстиниан» (527–565). Он, конечно, возможно, родился при Юстине I (518–527) и умер при Юстине II (565–578).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

е. установил определенный способ их пения. Своим октоихом Дамаскин произвел значительную перемену в составе богослужения, и введение его октоиха должно было неминуемо отразиться на самом Иерусалимском типике. Посему-то он должен был вновь пересматривать и редактировать Иерусалимский устав, внесши в него новые последования и определив их отношение к прежним. Впрочем октоих в нынешнем его составе не есть произведение И. Дамаскина, а составляет труд многих церковных писателей, живших и после Дамаскина. Предполагая состав октоиха известным, я замечу только, что в нем каждый глас заключает в себе вечернюю и утреннюю службу субботней вечерни. Но из стихир воскресных одне принадлежат Анатолию, другие Павлу, троичные каноны Митрофану, другие тропари и стихиры императорам Льву и Константину Порфирородному. Наш славянский октоих, заключающий последования на все дни недели, называется у греков параклитиком, и его службы на дни недели, расположенные по порядку осьмигласов, составлены не Дамаскиным, а Иосифом Песнописцем и Феофаном. Вследствие такого эклектического, сборного характера в некоторых наших рукописных сказаниях св. Дамаскину приписывается не октоих наш, а ирмологий, составление же октоиха усвояется Иосифу и Феофану. Знаменитым современником Дамаскина и не менее его замечательным деятелем на поприще церковной гимнографии был Косьма Майюмский, епископ палестинского города Майюмы, находящегося неподалеку от Газы, получивший одинаковое с Дамаскиным воспитание и тоже проводивший несколько времени в монастыре св. Саввы, этом рассаднике тогдашнего монашества и питомнике, из которого вышли многие церковные деятели того времени. Находясь в близких отношениях с Дамаскиным даже и после того, как он избран был епископом Майюмским, Косьма жил духовными интересами своего друга и всю свою деятельность посвятил на составление церковных гимнов и дополнение церковных служб. „Говоря о Косьме, я разумею лиру», говорит один схолиаст в своей эпиграмме, посвященной имени Косьмы. Косьма так же, как и Дамаскин, был творцом канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Косьма отличается необыкновенной правдивостью и добросовестностью в своих описаниях; в тех случаях, когда он говорит о предметах и фактах, заимствованных от других, он опирается на достоверные источники. Прежде всего он пользуется сообщениями лично ему знакомых купцов и путешественников, из коих называет, между прочим, Сопатра и персидского посла 316 . Библейский и церковно-исторический отдел «Топографии» почерпнут из устных бесед с Патрикием, т.е. Мар-Аба, который долго жил в Александрии 317 и принадлежал к несторианскому исповеданию; следы несторианских воззрений, почерпнутых из сочинений Феодора Мопсуестского, можно отметить во многих местах Косьмы Индикоплова 318 , и названный выше Патрикий должен быть признан не только автором всей системы мироздания, но и рисунков, внесенных Косьмой в «Топографию» 319 . В историческом отношении в жизнеописании патриархов любопытно отметить параллелизм пасхальной хроники и данных Косьмы. Ватиканская рукопись Косьмы, снабженная миниатюрами, относится к IX в. Чтобы ознакомить с богатым содержанием сочинения Косьмы, мы приведем из него несколько мест. Описывая караванную торговлю абиссинцев с богатою золотом страной Сасу в соседстве с Занзибаром, Косьма говорит: «Каждые два года царь Аксума отправляет караван своих торговых людей за золотом. К ним присоединяются и другие купцы, так что всего бывает до 500 человек. Они отправляют туда быков, соль и железо. Приблизившись к стране, они делают остановку. Собрав множество терновника, делают загородку и располагаются под защитой ее, убивают и разрезывают на части скот и куски его нанизывают на колья. Приходят туземцы и приносят слитки золота и кладут один, два или более слитков подле куска мяса, соли или железа, что им нравится, и стоят в ожидании. Тогда подходит хозяин мяса и берет золото, если доволен предложенной за товар суммой, а туземец, сделавший предложение, берет мясо, соль или железо. Но если купец недоволен суммой, предложенной за его товар, то он не трогает золота, а туземец, видя, что его золото не взято, либо присоединяет еще слиток, или уходит. Так происходит немая меновая торговля, ибо они говорят на разных языках и без переводчиков не могут понимать друг друга. Они остаются на месте пять или более дней, смотря по тому, медленно или оживленно идет мена товара на золото, пока не продадут весь товар. Возвращаются назад все вместе и вооруженные, ибо их высматривают враждебные племена, желающие поживиться их богатством. Вся поездка требует не менее шести месяцев, так как первый путь они делают весьма медленно, щадя силы своих коней, обратный же путь совершают быстро, дабы не быть захваченными в дороге зимой и дождями. Ибо здесь находятся источники Нила, воды которого, поднявшись вследствие зимних дождей, делают непроходимыми караванные дороги. Их зима падает на наши летние месяцы – от 25 июня до 30 сентября; во время этих трех месяцев падают сильные дожди» 320 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В церковном отношении территория была разделена приблизительно на 40 епархий; нужно думать, что такое же число гражданских управлений составляло совокупность административного устройства Болгарии. Достаточно ли было в начале X в. грамотных духовных лиц, чтобы заместить ими не говорим уже места приходских священников, но даже епископские кафедры; вообще оказалось ли духовенство на высоте своего положения, чтобы руководить недавно обращенным народом, и было ли оно национально-славянское или состояло больше из греков? Склоняясь больше к последнему мнению, мы приводим здесь резкие отзывы о болгарском духовенстве, идущие от писателей того же времени, как пресвитер Косьма 416 , и др., которые достаточно выясняют и отсутствие популярности духовенства, и неспособность его послужить спайкой для разнородных частей Болгарии, и, по всей вероятности, его не славянское происхождение. Сочинение пресвитера Косьмы, имеющее целью обличение богомилов – ереси, усилившейся в Болгарии в царствование Петра, – дает, кроме того, драгоценный материал для характеристики внутреннего положения страны в эту критическую эпоху. Будучи обличителем ереси, Косьма был в то же время горячий патриот и не скрывал своих взглядов на недостатки общества, в особенности правящих классов, духовных и светских. Остается до сих пор не выясненным, однако, сколько в обличениях Косьмы реальной правды, взятой из живой действительности, и сколько отвлеченного аскетизма и монашеской нетерпимости и односторонности. Таковы его нападки на монашество и на излишнее стремление светских людей постригаться в монахи, таковы в особенности нападки на современное правящее духовное сословие, епископов и священников. В нерадении о своих пастырских обязанностях пастырей, в их увлечении роскошью жизни и праздностью он видит главную причину усиления еретиков, которые весьма искусно пользуются доверчивостью простого народа и умело привлекают его на свою сторону. 417 Но когда встречаем у него обличение за игру на гуслях, песни и пляски и когда причину этого он сводит на недостаток усердия к чтению книг и приписывает лености иерейской, то невольно склоняемся к выводу, что наш обличитель находится под влиянием отвлеченной системы и не всегда может давать себе отчет в реальности. Признавая, однако, недостатки современного духовенства, мы все же затруднились бы объяснением того, откуда образовалось такое раздвоение между пастырями и пасомыми, о котором говорит пресвитер Косьма. То обстоятельство, что у некоторых находились богатые библиотеки с большими собраниями книг и что эти сокровища оказывались закрытыми для граждан, – на наш взгляд, также не свидетельствует в пользу реальности наблюдений Косьмы. В половине X в. еще только создавалась славянская письменность: если у кого могли быть собрания рукописей, то не у болгар, а у греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Не будет ли у Вас священник Добров 3279 ? – Скажите ему, что дозволить ему поездку сюда 3280 нахожу неудобным. Он может в виде письма изложить все то, что хотел бы сказать на словах. А в Москве лично дополнит то, чего не хотел бы, или нельзя написать. Я назначил выборы в Гуслицком 3281 , убедясь, что —526— не полезно возвращать туда Иеронима. Если будет вреден в Никольском 3282 ; то на глазах. М.С. 49. † Вы помнится, озабочены были ходатайством Солодовникова 3283 о часовне. Достигнет ли он своей цели, еще неизвестно; но какой мною дан отзыв, поставляю Вас в известность, прилагая черновое мое отношение по сему делу. К обер-прокурору Святейшего Синода. Отзыв по делу о ходатайстве Солдатенкова. Коммерции советник Косьма Солдатенков ходатайствует о разрешении поставить на рогожском кладбище памятник над могилами его родственников. По сему предмету потребован отношением Вашим от 21 сентября за 5613-м мой отзыв. Благочинному единоверческих церквей предварительно было мной поручено осмотреть самое место, где предполагается воздвигнуть памятник. Оказалось, что оно огорожено железной решеткой, в 2½ аршина вышины, на пространстве в длину 15-ти аршин, а в ширину 14-ти. Внутри этой ограды расположены в два ряда могилы предков и родственников Солдатенкова, и на каждой из них стоит великолепный мраморный памятник, в виде гробницы. Эти монументы неизбежно (придется?) принять, чтобы на сем месте построить предположенную часовню, в которой может поместиться больше ста человек. Естественно рождается вопрос: для чего же это нужно? На рогожском кладбище погребены лжеархиереи, лжепопы и многие чтимые старообрядцами лица; но нет на нем ни церкви, ни часовни, где бы могла совершаться заупокойная служба. Недостаток этот сильно ощущается раскольниками; —527— ибо вследствие запрещения служит под открытым небом, австрийские лжеиереи остерегаются над могилами отправлять панихиды. На помощь приходить Косьма Солдатенков, который есть покровитель австрийской лжиерархии и распространитель секты окружников. Он предположил создать часовню, в которой удобно может совершаться то, что и в церкви. Хоть сказано, что в ней будет только распятие; но явится и переносный престол, и полотняный иконостас, с священными изображениями. Окна в часовне проектированы выше роста человеческого; следовательно, снаружи не видно будет, что там происходить. В служащих недостатка нет; ибо на кладбище живут лжепопы – Прокопий, Елисей, Савва, Тимофей, лжедиаконы – Иван, Григорий, Елисей, и более сорока дьячков. А чтобы в часовне богослужения не было, следить за сим некому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010