Все эти эмалевыя изображения лучшаго времени, не позже концаа Х века: рисунок своей простотой, чистотой типов, отсутствием сложных и причудливых деталей, словом, широтой стиля соответствует даже скорее первой половине Х века, что наиболее наблюдается легко в головах Петра и Павла, – так они просты и античны. Важно заметить, что Косьма и Дамиан оба черноволосы, оба с легкой бородкой. Дамиан держит в руках медицинскую ступку с пестиком, накрытую стеклянным колпаком; Пантелеймон таблетки (?) и ландцет. Одежды в этих эмалях двухцветные, обыкновенно из синего и бирюзового цветов, иногда с полосами гранатового цвета; фелон последнего цвета надета на Еву. Далее обращает на себя внимание поразительная чистота тонов, ясность, уверенность деталей, общая гармония глубоких и сочных тонов, кратко говоря – полное техническое тождество с эмалями Х-го столетия. Должно заметить, что со времени описания ризницы Шемокмедской церкви в 1873 году (издано в Археологическом путешествии по Гурии и Адчаре, С.-Петербург, 1878, стр. 120–148), слдеующие предметы древности, в монастыре указанные, при описи 1889 года не оказались: 1 . Образ Димитрия серебряный, чеканный, с надписью, конца XVII в. 2 . Образ Богородицы чеканный на серебре, с архангелами. 3 . Образок Георгия Амаглебского. 4 . Образок Георгия Дуабзе. 5 . Образок Георгия, – вклад деканоза Симона. 6 . Образ Богоматери серебряный‚– вклад Тамары Хурцизе, с 87 драгоценными камнями. 7 . Крест серебряный, чеканный, вклад эристава Парсмана. 8 . Крест серебряный, вклад Липарита Георгобиани. Церковь Лихаурская Лихаурская церковь , сохраняющая внутри фрески и изображения семьи строителя Георгия Гуриели и жены Елены 1422 г, содержит уцелевшие доселе 7 образов: 1 . Прекрасный древний складень триптих, от которого уцелели 2 створки, среднее же тябло лишилось мелалической обшивки и пропало. Створки имеют в выш. 0,21 и шир. каждая 0,085, вместе 0,17, крыты позолоченным чеканным серебром. Ныне помещены внутри в обратном порядке: вместо наружных внутренними.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Вот например: старец положил себе за правило в великий пост вкушать малую определенную часть хлеба и воды – в день по 100 грамм, а потом менее, и доходил до самого малого количества. И вот: в один пост случилось упасть бизули около скитского соборного храма. Немедленно созвали всех потрудиться, чтобы восстановить бизули, дабы от весенних дождей не подмыло и не развалило церковного здания. Труды были не легкие, песок таскали от моря на крутую гору. О. Гедеон не хотел переменить свое правило и ради этой случайности уступить врагу и разрешить свой пост. Вскоре другие трудящиеся заметили и стали поносить его воздержание, называя его лицемером – что он делает это на показ, по тщеславию или на обличение их... Старец смиренно на это сказал: – Я себе закона никакого не полагал, но не хочется пить и есть, – и не пью и не ем! В 1869 году накануне Рождества Христова ученики спросили старца: – Идти нам на бдение? – Он, против обычая, удержал их, и оба ученика остались при старце и совершали бдение по четкам. Когда время было за полночь они снова спросили: – Будем ли продолжать? – Старец отвечал: – Пусть Косьма пойдет в церковь , а ты Дамиан останься при мне; может я умру теперь! – Старец велел зажечь свечу и покадить лада-ном; это было за 3 часа до смерти. Заметно было, что перед смертью враг хотел сделать в мыслях старца замешательство, но посрамился: старец спокойно в мире и радости предал дух свой Господу, – сам закрыл глаза, как бы засыпая. Было 25 декабря, и в это время в соборе пели херувимскую песнь. (Из записок о. Пантелеймона): Однажды Дамиан спросил старца как стяжать непрестанную молитву? Старец ответил: – Нужно постоянно нудить себя и без крайних нужд не иметь свиданий. При начале, по немощи, произносить только: «Иисусе мой». Это удерживается легко, что бы человек ни делал и куда бы ни шел, даже при разговоре. Потом, когда усвоится молитва прибавить «Господи», и еще «Христе», и далее «Сыне Божий», а затем «помилуй мя». – Когда молитва внедрится в сердце, то она будет действовать сама постоянно, и благодать Божия нисходит и просвещает человека. При этом надо внимать этой молитве и бояться, чтобы не вознерадеть о ней, так как за малую леность молитва отнимается, и тогда предлежит трудный, кровавый подвиг, чтобы снова научиться ей!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА И ДАМИАН Получение от Господа Космой и Дамианом Аравийскими дара врачевания. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 152) Получение от Господа Космой и Дамианом Аравийскими дара врачевания. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 152) [Греч. Κοσμς κα Δαμιανς; лат. Cosmas et Damianus; древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (νργυροι) (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.). Документальные свидетельства исторического существования К. и Д. не сохранились. Согласно чрезвычайно сложно формировавшемуся и противоречивому преданию, братья К. и Д. были врачами, лечившими людей бесплатно (отсюда наименование - «бессребреники», «безмездники»). Изначально единое почитание К. и Д. разделилось на 3 традиции, в рамках к-рых почитаются 3 группы одноименных святых: К. и Д., преподобные Асийские (пам. 1 нояб.),- сыновья христианки Феодоты, умерли своей смертью и похоронены в местности Феремма (Фереман), к северу от г. Кирр (Сев. Сирия); К. и Д., мученики Римские (пам. 1 июля), убиты из зависти врачом-язычником при имп. Карине (283-285); К. и Д., мученики Аравийские (пам. 17 окт.), приняли мученическую кончину вместе с др. братьями, Леонтием, Анфимом и Евпрепием, в г. Эги (Αγα, Киликия) в гонение имп. Диоклетиана (284-305). К Житию (Мученичеству) К. и Д. обычно примыкает собрание описаний посмертных чудес, восходящих, по мнению издателя греч. текстов Л. Дойбнера, к 6 авторам, из к-рых известно имя лишь последнего - Максима Диакона. Число чудес различается в разных собраниях и достигает 47. В церковной традиции греч. Востока существует тенденция к признанию 3 групп этих одноименных святых. Однако при детальном исследовании комплекса агиографических текстов, посвященных святым, которое провел уже Р. Дениг (1660), возникла т. зр., что именно «асийская», самая распространенная версия является исходной. Восстановить, когда именно появилась «аравийская» версия, сложно; «римская» версия с большой вероятностью возникла в Сирии в IV-VI вв.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

Калуга. Церковь Космы и Дамиана. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Архитектурный памятник в стиле барокко - церковь Космы и Дамиана, строительство которой закончено в 1794 году. Великолепна композиция основного объёма храма: по углам стройного двухъярусного четырехгранника поставлены четыре сильно выступающие экседра, переходящие выше в круглые башенки - барабаны боковых глав. Апсида церкви сильно выступает вперед. К трапезной примыкает пятиярусная колокольня. Колокольня стояла сначала отдельно от храма, но в недавнее время соединена с ним папертью. Постройка в 90-х годах XVIII века в Калуге барочного храма, когда для архитектуры губернских городов был характерен классицизм, позволяет предположить, что к возведению церкви по ранее утвержденным планам долго не приступали. Весь архитектурной облик церкви позволяет считать автором проекта одного из учеников знаменитого петербургского зодчего В.В. Растрелли. Даже по тем временам это была очень дорогая церковь. Она обошлась городу и прихожанам в 70 тысяч рублей серебром и была одной из самых богатых в Калуге. Самая красивая из «северных» калужских церквей (а многие называют её и красивейшей в Калуге) – Косьмы и Дамиана, – сохранилась и действует. До неё идти дальше всего. Надо добраться до восточного конца улицы Кирова, до площади Победы – а уже с площади, от мемориала с вечным огнём видна за деревьями эта высочайшая церковь. Свв. бессребреники братья Косьма и Дамиан исключительно почитались в народе. Это в нашем веке практически не встретишь современной церкви с таким названием (к сожалению, мы часто «забываем» многих древних святых!) – раньше же на Руси им посвящали не только многочисленные храмы, но и целые города (например, Козьмодемьянск на Волге). Как и св. Пантелеимон, они безвозмездно, силой Божией, врачевали болезни (оттого и названы «свв. бессеребрениками»). Как и он, сподобились мученичества († 284). Как и к св. Пантелеимону, народ веками прибегал к их помощи во всех болезнях. Они почитаются как целители не только людей, но и всякой твари: народ молился им и о здравии скота. А кузнецы почитают их своими покровителями. Церковь этих святых, видимо, стояла в здешней слободе издавна. А в 1794 г. была возведена ныне стоящая великолепная церковь – в духе петербургского зодчества эпохи Растрелли. По «сходству почерка» предполагается, что и строил её один из учеников Растрелли.

http://sobory.ru/article/?object=00915

Месяц Ноябрь 1-й день 63. Хорошо делают те, которые, отправляясь в путь, поручают свои семьи в защиту угодникам Божиим (Из жития святых бессеребренников Косьмы и Дамиана. Чет. Мин. ноябр. 1) Некоторые из христиан, когда отправляются в дальний путь, тогда имеют обыкновение особенно усердно молиться некоторым из угодников Божиих, просят их помощи и заступления и их же покровительству и защите поручают, на время своего отсутствия, своих семейных. Конечно, такие христиане, поступая так, хорошо делают; ибо святые угодники Божии, видя их особую веру, любовь и усердие к себе, и сами платят таковым любовью за любовь, и на самом деле, во время их отсутствия, становятся покровителями и защитниками их семейных. Что это последнее правда, можно видеть из примера нижеследующего. Некоторый муж, по имени Малх, живший в городе Феремане, близ церкви святых бессеребренников Косьмы и Дамиана, однажды, собираясь в далёкий путь, привёл жену свою в упомянутую церковь и сказал: «Вот, я отправляюсь в далёкий путь, тебя же, знай, поручаю в защиту святым Косьме и Дамиану. Живи же у себя в доме до тех пор, пока не получишь от меня письмо, и после уже оного я возьму тебя к себе». После этого Малх отправился в путь. Когда прошло несколько дней после его отсутствия, к жене его, в образе знакомого ей человека, явился искуситель дьявол и, показывая ей письмо якобы от мужа, сказал: «Вот, муж твой прислал тебе письмо, которым повелевает тебе идти к нему, а мне быть твоим проводником». Жена, прочитавши письмо, сказала: «Хотя это письмо точно от моего мужа; но знай, что я, как порученная мужем покровительству святых бессеребренников Косьмы и Дамиана, всё-таки не пойду с тобой до тех пор, пока ты не сходишь со мною в церковь бессеребренников и там не поклянёшься, что не сделаешь мне никакого зла». Дьявол согласился на это, пришёл в церковь и поклялся; а затем отправился с женою в путь. Дорóгой он завёл её в непроходимое место и здесь хотел озлобить её и убить. Когда она увидела себя в страшной опасности, тогда воскликнула: «Боже, молитвами святых Косьмы и Дамиана, помоги мне и избавь от руки сего убийцы». И тотчас явились святые бессеребренники, при виде которых дьявол исчез, а святые повели жену к дому её. Жена сказала им: «Благодарю вас, господа мои, что избавили меня от погибели; скажите, кто вы, чтобы мне вечно сохранить в сердце благодарное воспоминание о вашем благодеянии». Святые отвечали: «Мы рабы Христа, Косьма и Дамиан, которым, отходя в путь, муж твой поручил тебя, и ради этого ускорили придти на помощь тебе и избавить тебя от дьявола». При этих словах святых жена от страха упала на землю, а бессеребренники стали невидимы. Пришедши в себя, женщина всем поведала о явленной ей милости угодниками Божиими и громко пред всеми славила и благодарила их.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

8. Оттуда мы поднимаемся по южной стороне на гору Св. Екатерины, которая выше всех остальных тамошних гор. Тут мощи Св. Екатерины лежали 370 лет, хранимые двумя ангелами, пока не перенесли их на Синайскую гору. 9. С горы Св. Екатерины мы сходим вновь к Сорока мученикам, затем мы сходим вновь другим местом по северному склону горы в топкое место и находим кафизму Св. Апостолов. Затем мы идем по южному склону и находим поток, где Бог сжег Дафана и Авирона. Тут находятся Св. Безсребренники Косьма и Дамиан, кафизма очень красивая. Затем мы сходим по северному склону и находим скалу, называемую скалою Св. Иоанна Лествичника , в этой скале он жил со своим учеником. От Синая до Иерусалима 30 дней пути. 10. В храме Гроба Господа нашего, Господи Иисусе Христе, кто опишет стены, те дивные колонны? Главный алтарь Св. Гроба опирается на 8 колонн. Св. Гроб имеет 6 колонн и сверху круглый Кувуклий, крытый свинцом, внизу Св. Гроб обшитый мрамором и оттуда исходит невыразимое благоухание. 11. И к востоку мы восходим по 30 ступеням на Св. Голгофу, где был распят Господь. Тут скала треснувшаяся, разсевшаяся при распятии Господа нашего, и под этою скалою находится глава прародителя Адама и из разселины скалы потекла пречистая кровь Христова и окрестила главу Адамову. А к югу место Снятия со креста. 12. За главным алтарем к востоку место, где сделали колоду Господа, и к востоку место, где разделили ризы Его; слева темница, куда посадили Его. Несколько к западу столб, где бичевали Его. 13. От места разделения риз к востоку мы сходим вниз по 40 ступеням в то место, где Св. Елена нашла Честной Крест. Там престол первого архиерея Иерусалимского Иакова брата Господня. 14. Храм этот так велик, что всё это находится внутри него. Да внутри, а кто в состоянии описать то, что находится вокруг этого? Весь пол устлан мраморными плитами, куполы и колонны изукрашены позолоченою мозаикою, весь фон золотой с мозаикою. 15. От храма к югу на разстоянии полумили Св. Сион, где была горница и где происходила Тайная Вечеря и прикосновение Фомы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

В церковной истории всегда были люди, которые соединяли в своей жизни заботу о человеческих душах и врачевание человеческого организма. Немало таких людей и в лике святых, прославленных Церковью. Такие святые, как великомученик и целитель Пантелеимон, бессребреники Косьма и Дамиан, преподобный Агапит Печерский, святитель Лука Крымский, известны не только в православном мире, но и за его пределами. В ряд этих великих мужей, на наш взгляд, можно было бы поставить знаменитого и выдающегося хирурга с мировым именем Николая Ивановича Пирогова, чья подвижническая жизнь – наглядный пример осуществления Промысла Божия. Душа Н.И. Пирогова в течение всей его жизни исполнялась многочисленными христианскими добродетелями: и покаянием, и верой, и смирением, и состраданием, и милосердием, и любовью, и бескорыстием, и правдой, и исповедничеством, и терпением, и благодарностью, и в какой-то степени даже прозорливостью. Господь Бог наделил Пирогова талантом целительства, талантом учительства, и он не зарыл их в землю, он блестяще развил, чтобы служить Богу и людям. Все началось с детства, с родительского дома. Когда в семье Пироговых в канун Рождественского поста 13 (25) ноября 1810 года родился мальчик, счастливый отец на радостях произнес: «Будет назван мой сын в честь Святителя и Чудотворца – Николаем. Бедных жалеть он будет и побеждать врагов» . Так и случилось. Вся жизнь Николая Ивановича Пирогова – яркий пример целеустремленности, неустанного творческого труда, несгибаемой воли, человечности. Цель хирургической науки и хирургического искусства, по определению Пирогова, состоит в облегчении людских страданий, и ее всецело следует подчинить высшему, нравственному чувству. Поэтому все его многочисленные труды пронизаны огромным человеколюбием, состраданием к больным, стремлением облегчить их участь. Подобно многим святым, известным нам, Николай Иванович Пирогов родился в благочестивой семье и получил домашнее религиозное образование. Родители его были верующими людьми. По словам самого ученого, его «отец, и мать проводили целые часы за молитвою, читая по Требнику, Псалтыри, Часослову и т.п. положенные молитвы, псалмы, акафисты и каноны; не пропускалась ни одна заутреня, всенощная и обедня в праздничные дни… О соблюдении постов и постных недельных дней и говорить нечего. Чистый понедельник, сочельники, Великий Пяток считались такими днями, в которые не только есть, но и подумать о чем-нибудь не очень постном считалось уже грехом» .

http://bogoslov.ru/article/6168421

Мы верим, что смерти как исчезновения души нет; что после физической смерти душа человека продолжает жить еще более активной в духовном отношении жизнью. А значит, что мешает и после отшествия из сего мира, по переселении на небеса, помогать почившему праведнику людям? Читайте также: Кто такие святые? В книге Откровение Иоанна Богослова мы читаем о замечательном видении тайнозрителя: « Двадцать четыре старца пали пред Агнцем [то есть Христом], имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых » (Апок. 5, 8), и, чуть позже: « И вознесся дым кадильный с молитвами святых от руки Ангела пред Богом » (Апок. 8, 3-4). Странным и несколько языческим кажется, на первый взгляд, обычай Православной Церкви молиться в каких-то особых случаях особым святым. Понятно, например, почему в семейных неурядицах прибегаешь к помощи св. Ксении Блаженной. Но почему, например, при болящей голове — к Иоанну Предтече? — В этом, несомненно, бывают перегибы. Мы можем сказать, что некоторые святые еще при земной своей жизни помогали людям в определенных ситуациях. Это святые целители, например, великомученик Пантелеймон, бессребреники Косьма и Дамиан, мученицы Зинаида и Филонилла и др. По преставлении от земной жизни к небесной эти подвижники будут помогать больным людям. Им от Бога был дан дар, он не отнимается и по смерти. Так считает Церковь, и в древнем чинопоследовании Таинства Соборования (иначе Елеосвящения, Таинства церковного исцеления) стоят имена этих святых врачей. Есть и иные святые, которые помогают в определенных нуждах. Воин — воину, миссионер-мореплаватель — моряку, путешественнику и др. Но есть примеры надуманные, которые никакой здравой логике не отвечают. Считается, что Иоанн Креститель, которому отрубили голову, помогает от головной боли. Другой святой помогает от гусениц, мышей, колорадских жуков и иных гадов полей и огородов... В некоторых благочестивых брошюрах приводятся длинные списки таких узкоспециальных небесных помощников. Но ни православной вере, ни опыту Церкви это не отвечает, это благочестивая самодеятельность.

http://foma.ru/svyatyie-kto-oni.html

Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову. Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира, и церковь им не препятствовала. Однако биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу. Святой, помогающий с деньгами Издавна принято считать, что каждый святой особенно силен в какой-то определенной области. Например, Пантелеймон Целитель помогает при болезнях, святые бессребреники Косьма и Дамиан — в учении, а святой Спиридон охотно отзывается на молитвы тех, кто испытывает финансовые затруднения. Гид по острову Корфу рассказал мне, как буквально за неделю до моего приезда святой помог одному русскому туристу. Наш незадачливый соотечественник умудрился потерять кошелек, где были не только все его деньги, но также паспорт и билеты. Местные жители посоветовали ему обратиться к святому Спиридону. Турист был человеком довольно скептичным, однако в храм все-таки пошел. Поначалу кошелек не нашелся. Туристическому агентству едва удалось договориться с властями, чтобы туриста посадили на самолет, но как он будет по прилете в Россию разбираться с нашей таможней без паспорта, было непонятно. И вдруг за час до отлета ему позвонили на мобильный и сказали, что нашли кошелек и уже везут в аэропорт. Курьер приехал за десять минут до конца регистрации. В кошельке в целостности и сохранности были билеты, паспорт и деньги. Хотя святой Спиридон и является православным святым, его икону в российских церквях можно увидеть, увы, нечасто. Однако священники советуют: если в храме нет иконы святого, к которому вы хотите обратиться, то молиться следует иконе Всех Святых.

http://pravmir.ru/chudo-cvyatogo-spirido...

Собрав свои сокровища, приобретенные греховными жизнью, она сожгла их на городской площади, чем всенародно осудила свой прежний образ жизни. После этого Таисия поступила в женский монастырь, и здесь три года она подвизалась в затворе, горько оплакивая свои грехи. Скончалась преподобная Таисия около 340-го года. Инок Павел, прозванный Простой, имел видение, что Господь простил Таисии ее грехи и удостоил Царства Небесного. Узнав это, старец Пафнутий очень обрадовался: ему удалось спасти погибшую было душу. Тропарь: В тебе мати известно спасеся, еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси, презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобная Таисия, дух твой. Мученица Зинаида 14 окт. (11 окт. по церк.кал.) Согласно преданию сестры Зинаида и Филонилла приходились родственницами апостола Павла и были его ученицами. О них известно очень мало. Родились они в городе Тарсе в Киликийской области Малой Азии (ныне Турции). Изучив врачебное искусство, они поселились около города Демитриады, на севере от Тарса. Вся их жизнь проходила в молитве и посте. Жителям той страны они стали известны своим безвозмездным исцелением всевозможных недугов. Ища исцеления, все больше и больше людей стало посещать их. Но исцеляя физические болезни, святые сестры старались лечить и душевные недуги посетителей, и наставляли их в христианской вере. Этим они содействовали апостольскому делу своего родственника – апостола Павла. Неизвестно, как долго святые Зинаида и Филонилла так подвизались в Демитриаде. Однажды ночью неверующие язычники, ворвались к ним, вытащили их на улицу и побили камнями. Так они пострадали, как мученицы за Христа. Мученики Косьма, Дамиан, Леонтий и др. 17 окт. (4 окт. по церк.кал.) Братьев Косьму и Дамиана издревле почитают как на Востоке, так и на Западе. Эти братья-близнецы родились в Аравии в середине третьего столетия. Изучив врачебное искусство, они ходили с проповедью по городам и селениям Аравии, исцеляя силой Христовой больных людей и даже зверей. От платы они отказывались. Таким образом они многих язычников обратили к христианской вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010