Это Житие впосл. было переведено на лат. и слав. языки и в сокращенном виде было включено в слав. Четьи-Минеи ( Иванова. 2008. С. 335-336). Прп. Иоанн Дамаскин и св. Косма. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 213) Прп. Иоанн Дамаскин и св. Косма. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 213) Сохранившееся араб. Житие И. Д. было составлено вскоре после 4 дек. 1085 г. Михаилом Иеромонахом из мон-ря прп. Симеона Дивногорца близ Антиохии. Как сообщает агиограф в предисловии, поводом для написания Жития стало чудесное освобождение пленных, среди к-рых он находился, после взятия Антиохии турками-сельджуками в 1084 г. Избавление совершилось 4 дек. заступничеством И. Д. и вмц. Варвары , память к-рых приходится на этот день. Совершая через год воспоминание этого события, Михаил обнаружил, что не существует Жития И. Д. ни на греч., ни на араб. языке, и взялся в знак благодарности составить его на основании доступной ему информации. Однако, поскольку это араб. Житие в целом совпадает по содержанию с Иерусалимским Житием, следует признать, что оно восходит к тому же араб. оригиналу, а Михаил написал только предисловие и внес незначительные добавления. Переработками Иерусалимского Жития в жанре энкомия можно считать Житие И. Д. и Космы, его сводного брата и соученика, впосл. еп. Маюмского, составленное Иерусалимским патриархом Иоанном Меркуропулом, отождествляемым c Иоанном IX (1156/57 - до марта 1166), Похвальное слово Константина Акрополита (ок. 1270; BHG, N 885) и Житие из ркп. Paris. gr. 1164 (XV-XVI вв.; BHG, N 885d). Еще одна, несохранившаяся, греч. версия этого типа, переведенная с арабского Самуилом, митр. Аданы, лежит в основе груз. перевода Ефрема Мцире (сер.- 2-я пол. XI в.; о различии между переводами с арабского на греческий (вольный) и с греческого на грузинский (буквальный) см.: Flusin. 1989). Др. группу образуют Житие из рукописи мон-ря Пресв. Богородицы Камариотиссы на о-ве Халки (BHG, N 394; сохр. также в 2 др.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

1370 и студ. мин.), 10 июня службы св. Тимофею, еп. прусскому нет, 13 июня службы муч. Акилине нет, 17 июня есть служба муч. Исавру и дружине, соединенная со службою муч. Мануилу и дружине, 13 июля есть служба муч. Голиндухе (в петровом студ. прологе она на первом месте 12 числа), 26 июля служба преподобномуч. Параскеве, 30 авг. служба I. Предтече (по студ. уставу), 6 сеит. нет службы муч. Ромилу и дружине, 15 окт. пр. Евфимию службы нет, 10 нояб. есть служба муч. Оресту (студ. мин. XI и XII в.), 24 ноября службы свв. Клименту и Петру, 25 нояб. муч. Екатерине и Меркурию (у нас напротив), 26 нояб. есть служба Никону метаноите, дек. 9 служба обновлению храма Воскресения, 13 дек. муч. Лукии есть (у нас нет), 15 дек. Стефану сурожскому нет. 250 Известен один песнописец Косма Маюмский в конце VIII в. Именем Романа обозначены кондаки: на Р. X., на Богоявление, на Сретение, на Пасху, Вознесение, Пятьдесятницу, на субботу сыропустную, неделю сырную, на В. пятницу, 1 нояб. на бессребренников, 29 июня на Петра и Павла, 17 дек. на 3 отроков и на неделю всех святых кондаки те же и в наших минеях. 251 Некоторые кондаки (до 40, а не до 30, как у преосв. Филарета) начинаются с το, т. е. смиренного и проч. Правда, это любимый акростих Романа, но он есть и с именем Космы 15 августа и еще с το начинаются акростихи позднейшим Романа, например, 42 мученикам 6 марта 1 847. Посему нельзя относить к Роману и все кондаки с акростихом το, как полагает преосв. Филарет (в Обзоре песноп. о пр. Ронане). Желающий иметь полное понятие о длинноте кондака с икосами может это видеть на кондаке и икосах священнического погребения с акростихом: Анастасия смиренного. Он есть и в славянском требнике. 255 Известны нам только один святцы XVI века по иерус. уставу в библиотеке Общества истории в Москве, начинающиеся с января. 256 Самая древнейшая псалтирь следованная печатная краковская 1491 г. нам неизвестна. Псалтирь цетинская 1495 года имеет синаксарь по иерусалимскому уставу без русских святых. 261 Неполный экземпляр его в Румянцевском музее. В нем в Верую: и в Духа святого Господа , а не истинного . Пусть посмотрят мнимые ревнители якобы древней веры. Читать далее Источник: Д.Б. Архиепископа Сергия. Издание второе исправленное и много дополненное. От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется. Москве. Июля 29-ого дня 1900 года. Цензор, Протоиерей Александр Смирнов . Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1548 Представление о Христе, в образе нищего ходящем по земле, было и в древней Руси среди монашества. См. Как служили миру... Б. В. 1903, апрель, 725–726; отд. отт., 77–78. 1552 Ефрема Сир. О том, как приобретается смиренномудрие, гл. 33 и 36. Opera, I, 310; р. п. I 565 и 566. 1553 К Евлогию монаху гл. 26, ср. 25 и 19. Migne P. G. LXXIX, 1128, 1117; р. п. 259, ср. 258, 248. 1555 Насколько хлопотлива была должность старца гостинника, это можно видеть из повествования преп. Дорофея, который сам проходил это монастырское послушание (Слово XI, Migne, P. G. LXXXVIII, 1741 и 1744: р. п. 136). 1557 Много данных по вопросу о древней монастырской благотворительности см. у Besse, Les moines d’ Orient, chap. XIX и XXI, и в кн. свящ. Η. П. Добронравова, Уход за больными в христианстве, Μ. 1904, 71–77. 1558 Воспитание детей в древних монастырях отчасти описано в нашей статье „Как служили миру подвижники др. Руси?“ Б. В. 1903, апр., 753–754; отд. о 77.106–107 стр. Кроме данных приведённых там см. Ladeuze, Etude sur le cénobitisme Pakomien. Paris, 1898, pp. 313–314. Выла школа при киновии преп. Феодосия, арх. Феодосия, Палестин. монашество IV–VI вв. 173–174. А. Б. Горский в своей „Жизни св. Афанасия Вел.“ говорит: „посещение пустынножителей, воспитание у них детей... благоприятно действовало на другую часть христианского общества, в которой не отступали от обыкновенных условий жизни“ (т.-е. на мирян. Тв. св. Афанасия, I, 2-е изд., 10). В Вифлеемском монастыре блаж. Иеронима „было помещение, в котором он (Иероним) обучал детей начаткам веры и знания“ (П. Сладкопевцев, Др. палест. обители... вып.1:139). В средневековой Византии устройство школ при монастырях было обычным делом. В них воспитывались и мирские дети, которые не поступали в монахи. Например, в школе Студийского монастыря получили своё образование Исаак и Иоанн Комнины, из которых первый был после императором (1057–1059) И. Соколова, Состояние монашества в Византийской церкви с пол. IX до нач. XIII в. 512–515. – Св. Иоанн Дамаскин и его свободный брат св. Косма, впоследствии епископ Маюмский, получили превосходное образование в науках светских и духовных под руководством монаха Космы, которого отец Дамаскина выкупил из плена, Житие св. Иоанна Дам. гл. 10–18. Act. Sanct., Maji, II, t. pp. XII–XVII. Но не должно забывать и того, что в обучении детей усматривали большую опасность для монашеского целомудрия и нередко очень настойчиво запрещали эту форму служения иноков миру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

155 Это и есть то, что называется собственно полиелей. Об этом было уже говорено в девятом письме, и потому не будем повторять сказанного, а заметим только, что по церковному уставу полиелей полагается в следующие воскресные дни: вербное, фомино и пятидесятницы, вместе с величанием, в три воскресенья перед великим постом с пением 136 псалма, и от 21 сентября до 20 декабря. Во все прочие воскресенья полиелей заменяется «Непорочными», если только не случится какой особенный праздник. Что до «бдений» в воскресенья, то в уставе вот, что сказано: «вестно же буди, яко в малых обителях, и соборных и приходских храмах во дни недельные, идеже всенощные не бывают, или настоятель не изволит, бывает вечерня великая» и пр. Значит, бдения зависят от введенного обычая и даже от воли настоятеля, так что даже в особенно торжественные воскресенья – вербное и пятидесятницы – «бдение» может быть и не быть, потому что в уставе на эти дни прямо сказано: «аще несть бдения» и т. п. Из этого видно, как уже и замечено в девятом письме, что бдение и полиелей не соединены между собой и совершаются независимо один от другого. У нас, почти повсюду, в воскресные дни всегда совершается бдение – с вечера или утром, это не против устава. Почти повсюду также поется полиелей, даже и в те воскресенья, когда положены «Непорочны» – это уже против устава. Порядок без полиелея следующий: после второй кафизмы и ектении 17-я кафизма – вся, с разделением на славы, непосредственно за ней тропари «ангельский собор удивися», после них ектения и т. д. 156 Подробнее о нем в четь-минее под 4 декабря. Его учитель Косма впоследствии сделался епископом Маюмским. Он также много потрудился в составлении церковных песней. Почти на все главные праздники им составлены каноны; ему же принадлежат трипеснцы на утренях, канон в великий четверток и последние четыре песни канона в великую субботу. Подробное нем в четь-минее под 12 октября. Кстати сказать и о других, особенно ревностных, составителях канонов. Феофан, Никейский митрополит, исповедник, много пострадавший за иконопочитание от 817 до 842 года. Наибольшее число канонов в честь святых составлено им. Поэтому он и называется «творцом канонов». Четь-минеи под 11 октября, Иосиф, преподобный, Константинопольский. Им составлена большая часть праздничных служб, а также и много канонов, особенно в честь святых. Поэтому он и называется песнописцем и творцом канонов. Четь-минеи под 4-м апреля. Его совоспитанник и друг – Иоанн Евхаит, составивший также много канонов в честь святых, из числа которых наилучшие два канона «трем святителям» 30 января. Четь-минеи под 18-м апр. Стефан-савваит, который также называется «творцом канонов». Четь-минеи под 28-м октября и пр., и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

173 Светилен праздника Крещения Господня. 174 Великий Прокимен, глас 7. 175 Прп. Косма Маюмский, Канон праздника Крещения Господня, песнь 8. 176 Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня. 177 Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1. 178 Втор. 5:21: «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего». 179 Быт. 2:17: «От древа познания добра и зла — не ешь от него». 180 См.: св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус. пер.: Творения, т. 1, с. 116; 305. 181 Ирмос 5-ой песни канона праздника Крещения Господня. 182 Блаженны Октоиха на воскресной Литургии, глас 1. 183 Св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35,649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус.: Творения, т. 1, с. 116; 305 184 В основе трисоставного деления души лежит рассмотрение трех ее основных способностей — разумной, раздражительной и вожделевательной, причем последние две обозначаются как неразумные и противопоставляются первой, которая должна господствовать над ними. Подробное учение об этом старец Иосиф излагает в своей книге: σκηση.   Μητρα  το  γιασμο. (Ψυχωφελ  Βατοπαιδιν  7)  .  Μ.  Βατοπαιδου, 1998, σ. 50—52. В своем изложении Старец полностью следует св. Иоанну Дамаскину: О добродетелях и пороках (заимствованная у св. Ефрема Сирина). PG 95, 85—97. См. также: Ватопедские Оглашения, с. 143 (Примечание). 185 Ср.: «Если Крест призрак, то призрак и Воскресение» (св. Кирилл Иерусалимский, Поучения огласительные, 13, 37. С. 200). 186 Здесь аллюзия на слова Христа: И как Моисей вознес змею в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин. 3:14). 187 Ср.: Моисей возопил ко Господу, и Господь показал ему дерево, и бросил его в воду, и вода сделалась сладкою (Исх. 15:24). 188 Стихира на Стиховне, Октоих, глас 5: вторник вечера, четверг вечера. 189 Эксапостиларий седмичный, самогласен: среда, пятница. 190 Ср. прп. Максим Исповедник: «Ум, сочетающийся с Богом и пребывающий в Нем через молитву и любовь, становится мудрым, благим, сильным, человеколюбивым, милосердным и долготерпеливым. И просто сказать: он носит в себе почти все божественные свойства. А удаляясь от Бога и отдаваясь материальным вещам, он становится сластолюбивым, скотоподобным и звероподобным, воюя с людьми из-за этих вещей» (Главы о любви, 2, 52. TLG 2892 008. Ср. рус.: Творения, кн. I, с. 114).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

27 .   Св. сщмч. Симеона, еп. Иерусалимского, сродника Господня; канон с акростихом: Σμων κα Συμεν μνεσθω πθ, ωσ· χο δ. Ирмос: ισωμαι τ Κυρ. Начало: Σμων ερτατε τ Δεσπτ στεηρων παρεστηκ. В Славянской Печатной без акростиха, но надписан: творение Иосифово. В житии св. Иоанна Дамаскина и Космы – певцов, составленном патриархом Иерусалимским Иоанном Меркуропалатом, говорится, что св. Косма воспел πρτω Христово Рождество, поклонение, по порядку родственников Его по Иосифу. По-видимому, был канон Симеону и св. Космы Маюмского. 485 Афонский Пролог 769 отмечает: а) κανν ωσ, б) καν. Γεοργου с ирмосом: Δετε λαο. 28 .   Св. ап. Иасона и Сосипатра. По Славянской Печатной Минее канон без акростиха с надписанием «творение Иосифово», у Порф. 227 не надписан и без акростиха, но в IX песни ωσ· χ. πλ. δ. Ирмос: κεκομμνη τν τομον τεμε. Начало: Τα τν γγλων συνν μνηγρεσι. Евергетидский Типик указывает κανν χο δ. ωσ. 486 Он же отмечается и по Афонскому Прологу 769. A. Rocchi по рукописи (1114 г.) Крипто-Ферратской Библиотеки и приводит начальные слова: τα τν γγλων συνν. 487 В Греческой Печатной Римского издания 1898 г. канон другой, анонимный на 2-й глас Δετε λαο. Начало: Τ το Χριστο βματι. 28 .   Свв. мчч. Дады, Максима и Кинтилиана. По Славянской Печатной Минее канон надписан: «Иосифов»; то же надписание в Софийских рукописях 200 и 201; без акростиха, но в IX песни ясно усматривается имя ωσ; глас 1-й. Ирмос: «Песнь победную». Начало: «Богу Вседержителю со дерзновением добропобедные мученицы». Афонский Пролог тоже отмечает κανν ωσ с ирмосом: ιδν πινκιον (т. е. 1-го гласа). 29 .   Св. 9 мучеников Кизических; канон с акростихом: τν ννριθμον μαρτρων σβω χριν, ωσ· χο δ. Ирмос: Τρισττα κραταιο. Начало: Τα θεαι καλλονα. Тот же канон и в Славянской Печатной, но без акростиха и не надписан. 29 .   Прп. Мемнона Чудотворца. В Славянской Печатной Минее и у Порф. 227 канон не надписан и без акростиха. В примечании Греческой Печатной Минеи Венецианского издания сказано: «рукопись имеет под 29 апреля другое последование – прп. Мемнону Чудотворцу, которому канон ωσ το μνογρου ποημα имеет акростих: τν ωσρον σου Μμνων δοξζω βον». 488 Этот акростих можно усмотреть в указываемых нами Славянской Печатной и Греческой рукописной собр. Порф. 227 χο δ. Ирмос: Θαλσση τ ρυθραον πλαγο βρχοι χνεσιν. Начало: Τ θεα το Παναγου Πνεματο. У A. Rocchi начало изменено: Τη θε το Παναγου; 489 это более соответствует славянскому тексту Печатной Минеи: «божественною Пресвятаго Духа блистаяся благодатию». В IX песни – ωσ. Евергетидский Типик указывает κανν χο δ. ωσ. 490 То же и Афонский Пролог 769 κανν ωσ с ирмосом: Θαλσση τ ρυθραον πλαγο. То же у A. Rocchi. 491

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2) Элементы Октоиха 138 а)  Стихиры воскресные  ( αναστσιμα): всего стихир 64: на вечерне: 3 на «Господи, воззвах» 1 του στιχου, на утрени: 3 на «Хвалите» 1 του στιχου. ­ самый древний Стихирарий: Синай гр. 1593 (VIIIIX в.) б)  Стихиры восточные  «анатолиевы» ( ανατολικα, τα ογδοκοντα): 80 стихир сирийского происхождения, перед VIII в., теперь их 64: на вечерни: 4 на «Господи Воззвах» на утрени: 4 на «Хвалите» (другие 16: 2 на каждый глас, пелись раньше на вечерни) ­­ рукописи: Синай гр. 787 (XII в.) и Синай гр. 795 (XIII в.) в)  Стихиры алфавитные  (с акростихом Иоанна Дамаскина ): на вечерни: 3 «на стиховне» ( αποστιχου)· 24 1 богородичен: 8 г)   Седальны   ( καθισματα) и  ипакои (разное число в разных рукописях) д)  Пентикостарии  (тропарь на Пс. 50 ): в древности: 8/24 теперь: 1 е)  Каноны  (3 на каждую воскресную утреню): 24 а) Воскресения ( αναστασιμο») б) Креста и Воскресения ( σταυροαναστασιμο») в) Богородицы ( θοτοκιο») (всего: 14 тропарей по 8 песням: тропарей 112) Замечание: Октоихи Синай 776 и 1593 (VIII в.) имели только 1 канон. Св. Иоанн Дамаскин считается автором канона «воскресного», а св. Косма Маюмский – «крестовоскресного» (Ханник не уверен). ж)  Блаженны  ( μακαρισμο): ныне (8 каждое воскресение): 64 в древности (12 каждое воскресение): 96 ­­ см. рукоп. Иерусал. Сав. 68 (1382 г.). з)  Степенны  ( αναβαθμο): (3 на первые 7 гласов, 4 на 8-й): 25 до XIII в. пелись с Пс. 119–133 ; автор: св. Феодор Студит и)  Кондаки  ( κοντακι) (см. выше стр. 35 и МАН369) полный кондак состоял из 1-го кукулия и из около 20-ти тропарей или икосов ( οκο« ­­ сирийск. «бет», итал. «stanza») он пелся целиком после панихиды Песненного последования; на теперешней утрени остался только один икос (и то не всегда); практика петь только кукулион кондака на Литургии – древняя. к) Ексапостиларий  (как и светилен- φωτγωγικν): по порядку 11 воскресных утренних Евангелий: 11 автор: Константин VII (X в.), сын Льва VI; пелись, вероятно, со стихами Пс. 42:3 : ξαποστλον το φω» σου – посли свет Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3 . Косма Иерусалимский, впоследствии епископ города Маюма в Финикии († 776 г.), сверстник и совоспитанник И. Дамаскина, вместе с ним подвизавшийся в обители св. Саввы, творец канонов и тропарей, составитель церковных мелодий и сотрудник Дамаскина в составлении Октоиха. По Иоанну Иерусалимскому, он ревностно подражал Дамаскину в любви к духовным песням, неутомимыми подвигами представляя из себя самую стройную псалтирь Господу. По словам Свиды, он дышет мусикийской гармонией. В греческой службе он воспевается, подобно Дамаскину, именуясь цитрой и лирой, издающей медоточные, священнозвучащие песни, трубой доброгласной, начальником песнопевцев и проч. 418 4 . Св. Феодор Студит († 826 г.), творец канонов и стихир, научивший студийских иноков петь гимны. Он знал правила количественного стихосложения, но церковные песнопения писал мерной прозой и языком общепонятным. 419 При нем иноки Студийского монастыря занимались песнями церковными, мелодиями и псалмами, устрояя общенародное пение по ритму и чину. 420 5 . Иосиф Песнописец, инок Константинопольский († 883 г.), обильнейший творец дополнительных канонов, особенно же на дни святых, а потому, без сомнения, и песнотворец. О духе и силе песнопений Иосифа так пишет его жизнеописатель преп. Иоанн: „Когда он стал писать стихи, то и слух услаждал чудно приятностью звука и поражал сердца силой мыслей. Какого рода музыки нет у него? Какая сладость стиха не исторгается из уст его? Сон и леность бегут от людей ленивых, когда начинают они не слух только, но и душу услаждать пением“. 421 6 . Лев Математик, впоследствии епископ Фессалоникский; он славился своими познаниями как в философских науках, так и в „многозвучной музыке“. 422 7 . Император Лев Мудрый († 916 г.), ученик патр. Фотия, писатель духовных стихов и сочинитель мелодий для некоторых им самим составленных стихир. Во дни этого царя жил весьма искусный в пении доместик старец Ктенас. 8 . Марк монах (10 в.), составитель „Марковых глав“, написавший дополнительные тропари к четверопеснцу Великой субботы, творения св. Космы Маюмского. Песнотворец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

9 . Преподобный Нил Младший, подвижник в Калабрии († 1005 г.), составивший гимны преп. Венедикту и сам образовавший из монашествующих хороших чтецов и стройный пением хор. 423 К этому же времени должно отнести и упомянутых в стихотворении Никифора Каллиста: Андрея, бряцающего гармонию, Георгия, Кассию и Феофана. 424 Относительно благоустройства церковного богослужения и пения восточной церкви от 8 до 10 века включительно и, в частности, о заслугах в этом отношении св. Иоанна Дамаскина мы имеем достаточно исследований ; 425 а потому ограничимся лишь кратким по возможности изложением сведений об этом предмете. 1) Трудами церковных писателей этого времени окончательно установлены виды песнопений, употребляемых доныне при богослужении православной церкви. Они суть: стихиры, тропари, кондаки и гикосы, каноны, антифоны, прокимны, ипакои, эксапостиларии (или светильны), блаженны. Вместе же с этим ясно определился и круг богослужебных книг для пения. Его составляют: Октоихи (параклитики), Стихирари, Ирмологи, Обиходы, Кондакари и Триоди. 2) Песнопения означенных книг подчинены закону церковного осмогласия. Церковное осмогласие не есть изобретение самого Иоанна Дамаскина , а есть музыкальный закон древней церкви, прилагавшийся отчасти, или же в полном его виде и песнопевцами его предшественниками. Полное осмогласие мы видим, например, в стихирах св. Анатолия патриарха Константинопольского (V века), в кондаках и икосах Гомана Сладкопевца (V в.), в песнопениях Иакова еп. Эдесского († 710 г.). Закон этот наконец систематически изложен у Амвросия Медиоланского (374397 г.) и особенно у Григория Двоеслова , папы Римского (591604 г.). Но осмогласное пение восточной церкви до 8 века, утверждаясь только на певческой практике, не имело музыкальной грамматики, которую и изложили систематически Иоанн Дамаскин и друг его Косма Маюмский. 426 Затем И. Дамаскин, при соучастии того же Космы, составил Октоих, т. е. осмогласник, который и был первым и полным практическим применением осмогласной теории и основной руководительной книгой для церковного пения последующих веков. 427

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

II. Столь торжественное событие в земной жизни Богочеловека Церковь , еще издревле, почтила особенным праздником, начало которого восходит к первым векам христианства. Св. Златоуст , Ефрем Сирин , Амвросий, Кирилл Александрийский и другие оставили нам беседы на сей праздник, а Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин – стихиры и каноны. а) Стихиры Великой вечерни изображают славу и величие преобразившегося Господа и в сладких звуках своих возводят внимание верных к горе, «яже иногда мрачна и дымна, ныне же честна и свята есть, на ней же стоясте нозе Господа, и явлено предвечное и сокровенное таинство»; воспевают славу преобразившегося Господа, над Которым «облако яко сень протязашеся, и пред Которым земля вострепета, небеса убояшася, ангели со страхом и трепетом служаху, и Фаворская гора светом покрывашеся»; наконец, описывают восторг пораженных величием зрелища апостолов, «иже такова сияния лица Господня не терпяще и светлости риз Его, ниц на лице земли покрывахуся, иже и ужасом одержими дивляхуся, видяще Моисея и Илию, глаголюща с Ним хотящая приключитися Ему, и глас от Отца свидетельствоваше глаголя: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоизволих, Того послушайте». Паремии Великой вечерни представляют нам три великие Богоявления в Ветхом Завете, бывшие на Синае и Хориве тем же великим пророкам, которые сподобились быть свидетелями Фаворского Богоявления, и видеть теперь лицом к лицу Того, Которого некогда они видели только образы, среди бурь, громов и молнии. В стихирах литии и стиховне Церковь призывает верных духовно взойти на гору Господню и приникнуть в тайну славы преобразившегося Господа: «Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога нашего, и узрим славу преображения Его, славу яко единороднаго от Отца, светом приимем свет, и возвышени бывшее духом, Троицу единосущную воспоим во веки». б) Утреня праздника имеет еще более торжественности, особенно во время полиелея, когда Церковь при возжженных всюду светильниках, как бы напоминающих свет Фаворский, торжественно славит «Пречистыя плоти Христовы преславное преображение» и потом внимает повествованию евангелиста о сем событии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010