Святая Земля последние тридцать лет, несмотря ни на что, остается одним из самых популярных направлений для православных паломников из России и стран СНГ. Люди из множества уголков бывшего СССР преодолевают немалыерасстояния, чтобы посетить места,связанные с жизнью Спасителя.На подворьях Русской духовной миссии всегда рады гостям. В чем особенность жизни обителей земли Обетованной, с какими трудностями сотрудникам Миссии пришлось столкнуться в период пандемии и какое значение имеют русские храмы в Палестине, рассказывают насельники подворий и просто наши соотечественники. PDF-bepcuя. Алексей Реутский 25 апреля 2022 г. 17:00 Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-bepcuя. Священник Антоний Борисов 22 апреля 2022 г. 13:00 Преподобныи Косма Маюмскии входит в число величайших церковных песнотворцев. Один из его агиографов называет преподобного «тимпаном Богу» и «десятиструннои Псалтирью». Особое место среди творении прп. Космы занимает цикл песнопений, написанныи им для Страстнои седмицы. Рассмотрим глубинные смыслы Канона Великого Четверга, занимающего центральное место в корпусе этих текстов. PDF-bepcuя. священник Михаил Желтов 20 апреля 2022 г. 14:30 Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву.

http://e-vestnik.ru/jmp/2022/4/

Великому велику 20 2022 р. 16:35 Преподобныи Косма Маюмскии входит в число величайших церковных песнотворцев. Один из его агиографов называет преподобного «тимпаном Богу» и «десятиструннои Псалтирью». Особое место среди творении прп. Космы занимает цикл песнопений, написанныи им для Страстнои седмицы. В статье члена  Синодальной библейско-богословской комиссии  священника Михаила Желтова, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии», рассматриваются глубинные смыслы канона преподобного Космы Маюмского на Святой и Великий Четверг, занимающего центральное место в корпусе этих текстов ( 4, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Преподобный Косма, епископ Маюмы (портовый город-спутник палестинской Газы), близкий друг прп. Иоанна Дамаскина или даже его брат 1 , является одним из самых прославленных песнописцев за всю историю православной гимнографии 2 . При этом его произведения — а это прежде всего каноны — не столь многочисленны, как у других знаменитых авторов, таких как свт. Георгий Никомидийский или прп. Иосиф Песнописец. Перу прп. Космы принадлежат лишь 3-4 десятка канонов, преимущественно на главные праздники и памяти особо чтимых святых, однако эти творения составляют, без всякого преувеличения, одну из вершин церковной поэзии. Их главной особенностью является невероятная насыщенность смыслами при лаконичности изложения. Вместо того чтобы услаждать слушателей обилием сложносоставленных восхвалений, обыгрываниями буквальных значений собственных имен и иной элегантной, но не слишком содержательной риторикой, преподобный в нескольких точно подобранных словах не только поэтично описывает значение праздника, но и нередко касается более общих вопросов христианского вероучения. По степени аккуратности раскрытия сложных богословских тем его произведения, не выходя за рамки поэзии, порой приближаются к лучшим образцам святоотеческих догматических трактатов. Композиционно каноны прп. Космы таковы: в них нет вторых песней; каждая песнь в канонах имеет ирмос и от одного до четырех тропарей; через ирмосы и тропари проходит фразовый акростих — их первые буквы читаются как осмысленное предложение. Богородичны в канонах прп. Космы отсутствуют, а часть ирмосов соотносится не столько с содержанием соответствующей библейской песни (как в большинстве канонов других авторов), сколько с содержанием тропарей: в таких случаях ирмос и следующие за ним тропари развивают одну общую мысль и не должны противопоставляться друг другу 3 . Такая структура канона является промежуточной между ранними примерами иерусалимской церковной поэзии, сохранившимися в грузинском переводе в книге под названием «Древний Иадгари», и классической формой канона, одним из создателей которой и был прп. Косма 4 .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5918901...

преподобный Иоанн Дамаскин (2-я пол. VII в. – до 754) Догматические и философские труды Полемические труды Аскетические и нравственные труды Слова Гимнография Каноны на греческом языке Сборники Приписываемые сочинения Труды на иностранных языках Аудиокниги преподобный Иоанн Дамаскин Отец и учитель Церкви, богослов, гимнограф, философ, защитник иконопочитания. С его именем связано возникновение образа Богородицы «Троеручица» . Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества О биографических подробностях детства и юности преподобного Иоанна Дамаскина достоверно известно немного. Есть основания утверждать, что святой Иоанн родился в Дамаске, во второй половине VII века. Происходил он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей. О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение. Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном), из плена. В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт). Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии. Чему именно он учил своего подопечного, неизвестно, но исходя из составленных впоследствии богословских и песнотворческих произведений Иоанна Дамаскина не трудно догадаться, что он сумел вложить в его душу много полезного. Вместе с Иоанном у инока обучался и приемный сын Сергия, Косма (будущий святой Косма Маюмский).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

15/28 августа Церковь празднует Успение Божией Матери, вспоминая окончание Ее земной жизни. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника. Прежде чем перейти к разбору песнопений, следует вспомнить, что праздник Успения Богородицы появился в церковном году достаточно поздно. Этот день стал праздноваться всей Церковью только в конце VI века . Примерно тогда начали создаваться и литургические тексты, посвященные отшествию ко Господу Богоматери. Над созданием песнопений, которые посвящены этому празднику, трудились такие выдающиеся церковные поэты, как Андрей Критский, Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, которому и принадлежит авторство кондака праздника . Что касается текста тропаря, то его автор остается неизвестен. Однако, поскольку данный текст встречается в рукописях той эпохи, можно с полной уверенностью говорить: тропарь праздника был создан примерно в то же время . Таким образом, мы имеем дело с текстами, которые представляют замечательные примеры византийской литургической поэзии. Что же это значит для нас? Сегодня, когда мы слышим на богослужении песнопения на церковнославянском языке, многое для нас может оставаться непонятным. Часто это связано с тем, что анализируемые тексты создавались в давние времена. И жизнь людей тогда во многом отличалась от нашей, так разнились и взгляды на язык, искусство, литературу, поэзию. Тропари и кондаки звучат совершенно не так, как стихи, к которым привык современный человек Действительно, тропари и кондаки звучат совершенно не так, как стихи, к которым привык современный человек. Тем не менее эти тексты все же являются поэзией и также способны волновать сердца людей и открывать красоту богословских истин, которая, быть может, часто остается недоступной восприятию через строгие научные трактаты. Чтобы научиться чувствовать гармонию литургической поэзии, нужно понимать не только православное богословие, но и видеть специфику художественного языка древних авторов. Некоторые из этих особенностей мы и постараемся найти в песнопениях праздника Успения Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/141303.html

«Возлюби любящую, праведно ненавидимую». Вечерня Великой Среды (+аудио) Этой службой мы во многом обязаны женщинам 27 апреля, 2016 Этой службой мы во многом обязаны женщинам Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, в беседах с прихожанами говорит о глубине, смыслах богослужений и Евангельских чтений дней Страстной Седмицы. Беседа протоиерея Сергия Правдолюбова о вечерне Великой Среды Умная Кассия На вечерне Великой Среды мы слышим стихиры о блуднице. Песнопения прекрасные. И написала эти стихиры женщина, одна из самых чудесных и прекрасных красавиц Византии. Инокиня Кассия (род. около 810 г.). Очень интересная женщина. Она жила в IX веке. Заметьте, между прочим, IX век. Простите, уже всё написано: и Андрей Критский создал свои творения, и Иоанн Дамаскин всё написал, и Косма Маюмский, и Феодор Студит уже успел скончаться… И после всех этих песнотворцев, гениальных песнотворцев, инокиня Кассия сумела так сказать и так написать, что ее произведения вошли в богослужение уже после всех этих замечательных песнотворцев. В Греческой Церкви она прославлена как святая, а в нашем календаре ее нет, но у нас в храме на клиросе она изображена, певчие на нее смотрят и радуются. Потому что эта женщина написала удивительные песнопения! Она сумела написать начало канона Великой Субботы, с совершенно невероятным песнопением и ирмосом: «Волною морскою». Касия, или Кассия с двумя «с», или Икосия – ее имя у нас по-разному произносится. Кратко о ней. Она была дочерью знаменитых родителей. Точные даты ее жития неизвестны, но это не важно, это был IX век. Почти весь корпус богослужебных текстов был уже составлен, как вдруг появляется такая дивная, удивительная, прекрасная девушка, которая внесла свой вклад в богослужение, и очень даже мощный. Эта девушка прекрасного происхождения была одной из лучших, знаменитых и умных девиц Византии, которые предназначались в жены императору. Император (Феофил, +842) был не женат, и устроил смотр невест…

http://pravmir.ru/vozlyubi-lyubyashhuyu-...

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы Канон молебный ко Пресвятой Богородице принято читать практически каждый день. Канон обычно состоит из девяти частей. В VII веке канон молебный ко Пресвятой Богородице был просто частью богослужения. Сейчас же этот вид песнопений читается и в келейной молитве. В скорби к Пресвятой Богородице обращаются за утешением, а в радости — с благодарностью. Канон молебный ко Пресвятой Богородице — важная часть православной церковной гимнографии. Среди самых известных авторов канонов: Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. Ниже вы найдете текст канона молебного ко Пресвятой Богородице, который можно не только услышать на богослужении, но и читать дома. Поемый во всякой скорби душевной и обстоянии Творение Феостирикта монаха Тропарь Богородице, глас 4-й К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.  (Дважды) Слава, и ныне: Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Псалом 50 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы. Канон ко Пресвятой Богородице, глас 8-й

http://pravmir.ru/kanon-molebnyj-ko-pres...

«Наследие святого помогает гимнографу создать его точную словесную икону» 12 февраля 2021 г. 15:07 Одной из форм почитания святых является богослужение: оно позволяет глубже понять подвиг святых и получить опыт общения с ними. О некоторых аспектах составления служб новомученикам и исповедникам Российским беседуем с Ольгой Игоревной Хайловой, научным сотрудником отдела новейшей истории Русской Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . — Ольга Игоревна, в богослужебных книгах нередко указываются конкретные древние авторы канонов и других церковных песнопений. В наши дни гимнография — это личный труд или коллективный? — В гимнографии серьезность дела требует большой собранности духа, поэтому составлять службу лучше в одиночку. Но поскольку гимнография — это одновременно наука, искусство, духовная жизнь и молитва, то недостаточность знаний или опыта гимнографа в той или иной области должна быть восполнена путем совета с компетентными людьми. Очень хорошо организован процесс работы над службами в проекте «Литургическое наследие Православной Церкви», которым руководит Олег Валерьевич Лада. Там над предоставленной в проект службой работает сначала редактор-филолог, который набирает ее в церковнославянской орфографии (если автор этого не сделал сам), выправляет стиль и грамматику. Правка согласовывается с автором, после чего служба посылается на проверку редактору по уставу и напевам. Тот пропевает все тексты на заявленные гласы, предлагает изменения, согласует их с редактором-филологом и автором. Если у кого-то из двух редакторов возникают вопросы по богословию, то штатный богослов предлагает более корректные выражения. Так индивидуальное творчество выверяется соборным разумом. При этом каждый специалист работает отдельно, сосредоточившись на своей задаче. Если такую службу отправить затем на рассмотрение Синодальной богослужебной комиссии , то ее работа станет существенно легче. Древние святые гимнографы, такие как преподобные Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский, Иосиф Песнописец, сами для себя были и редакторами, и комиссией, они были теми, кто вырабатывал гимнографический язык, призванными Богом первопроходцами. Может ли гимнография быть такой сейчас, не нуждаясь в профессиональной проверке? Старец Паисий Святогорец говорил, что служба может составляться святым человеком, просвещаемым свыше, но может составляться и обычным человеком, если у него есть любовь к святому и желание его прославить. В качестве примера близкого нам по времени и близкого к святости гимнографа можно назвать старца Герасима из скита Малой Анны на Афоне (+1991). Его службы принимались без редактуры — это вообще свойственно для греков: у них Священноначалие наделяет человека статусом гимнографа, и после этого практически без проверки утверждает для богослужебного применения то, что он пишет.

http://patriarchia.ru/db/text/5771521.ht...

Подпишитесь на наш Телеграм Церковная музыка помогает нам глубже понять и прочувствовать событие, запечатленное в том или ином празднике. Рождественская музыка в Церкви — это целый массив ярких песнопений, наполненных запоминающимися образами. Размышления о любви Божией и о свете, рассказ о внешних событиях праздника и внутреннем их смысле. Вашему вниманию — цикл «Рождество во всем мире. Плейлисты рождественской музыки — от древности до наших дней». Некоторые рождественские песнопения — в нашей подборке. Из разных стран и городов, разными составами, на разные мелодии, певчие славят пришествие в мир Спасителя . Ирмосы канона Рождества Христова Весть о рождении Спасителя мира начинает звучать православных храмах задолго до праздника Рождества Христова. Со дня Введения в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря по новому стилю) церковный Устав предписывает во время утрени пение ирмосов рождественского канона «Христос раждается». Эти песнопения исполняются накануне воскресных дней до праздника Рождества, а также во время святок. Хор под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) Канон Рождества Христова составил в XVIII веке церковный гимнограф преподобный Косма Маюмский . Произведение было вдохновлено проповедью святителя Григория Богослова , записанной в IV веке — «Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя» . Первая песня канона — это прямая цитата из проповеди святителя Григория. Вот как звучат эти слова в русском переводе: Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь! Пой Господу вся земля! Люди, воспойте в радости, ибо Он прославился. Ирмосы рождественского канона в исполнении объединенного хора Троице-Сергиевой лавры и Московской Духовной академии и семинарии под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) (1938–2009). Тропарь праздника Рождества Христова Тропарь — это главное песнопение церковного праздника, кратко выражающее его суть. Тропарь Рождества Христова рисует образы волхвов — мудрецов, пришедших поклониться Богомладенцу. Они кланялись звездам, и звезды привели их к познанию Истины.

http://blog.predanie.ru/article/pravosla...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА МАЮМСКИЙ [Греч. Κοσμς Μαουμ], прп. (пам. 12 окт.; пам. греч. 14 окт.). Житие Прп. Косма Маюмский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье Прп. Косма Маюмский. Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье Самое раннее свидетельство о К. М. содержится в лексиконе «Суда» (кон. X в.), но оно крайне лаконично: из Иерусалима, современник прп. Иоанна Дамаскина (Suda. T. 2. P. 353). Др. источники представляют собой жития разной степени подробности. Поскольку в церковном предании К. М. тесно связан с Иоанном Дамаскином, биографические сведения о К. М. в той или иной степени содержатся в житиях прп. Иоанна. Г. Деторакис, автор наиболее полного на сегодняшний день исследования о К. М. ( Δετορκης. 1979), называет 8 основных источников: Синаксарь К-польской ц. (кон. XI в.; см.: SynCP. Col. 395-396), т. н. Лаврское Житие К. М. (известно по единственной ркп. XI-XIII вв., из афонской Великий Лавры - см.: BHG, N 394b), т. н. Маркианово житие Иоанна Дамаскина (Marc. gr. 363, XII в.- см.: Gordillo M. Damascenica, I. Vita Marciana//OrChr. 1926. Vol. 8. P. 47-81; BHG, N 885b), Иерусалимское Житие Иоанна Дамаскина (самые древние рукописи датируются X в.- см.: PG. 94. Col. 429-490; BHG, N 884), единое Житие К. М. и Иоанна Дамаскина, составленное Иоанном Меркуропулом, патриархом Иерусалимским (1156-1166) (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 303-350; BHG, N 395), т. н. Халкинское житие, общее житие К. М. и Иоанна Дамаскина (самая древняя ркп.- XII в.- см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 271-302; BHG, N 394); Афинское Житие К. М. (сохр. в ркп. XII в.; см.: BHG, N 884a); Ватиканское Житие К. М. (сохр. в единственной ркп.- Vat. Barber. gr. 583, XV в.; см.: Δετορκης. 1981; BHG, N 394a). Эти тексты по характеру содержащихся в них сведений о жизни К. М. можно разделить на 3 группы: 1) Синаксарь К-польской ц., Лаврское и Маркианово Жития; 2) Иерусалимское Житие Иоанна Дамаскина и единое Житие святых, составленное Иоанном Меркуропулом; 3) Халкинское, Афинское и Ватиканское Жития (см.: Δετορκης. 1979. Σ. 17-80).

http://pravenc.ru/text/Косма ...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский ирмос 1-ой песни 2 мин., 30.11.2016 Ирмос первой песни Песнь 1 Христос раждается – славите,/Христос с Небес – срящите./Христос на земли – возноситеся./Пойте Господеви, вся земля,/и веселием воспойте, людие,/яко прославися. Перевод: Песнь 1 Христос рождается – славьте!/Христос с небес – встречайте!/Христос на земле – воспряньте!/Пой Господу, вся земля/и с веселием воспойте, люди,/ибо Он прославился! Толкование: Первый ирмос рождественского канона Косма Маюмский написал, вдохновленный «Словом на праздник Богоявления и Рождества Христова» святителя Григория Богослова: " Христос рождается: славьте! Христос с небес: выходите в сретение! Христос на земле: возноситесь! Воспойте Господу вся земля! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля ради Небесного и потом Земного! Христос во плоти: с трепетом и радостью возвеселитесь, — с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды " . По закону жанра ирмос каждой песни канона должен быть тематически связан с поэтикой соответствующей песни Священного Писания. Первой библейской песнью считается победный гимн пророка Моисея «Поем Господеви, славно бо прославися…» (см. Исх. 15:1-19). Связующее звено первого ирмоса — последний стих «яко прославися», совпадающий с верховным образом пророческого гимна Моисея — Господом славы, некогда избавившем Свой народ от египетского рабства. Теперь же Господь со славой воплощается (рождается как Богочеловек) для того, чтобы избавить все человечество от рабства у греха. Фраза «Пойте Господеви вся земля» заимствована из 95 псалма Давида . «Так пойте, – говорит песнотворец, – рождённому Христу вся земля, то есть все живущие на ней люди. Но и вы, разные языческие народы, пойте Ему не с ленью и душевной печалью, но с готовностью и веселием сердечным, ибо Он препрославен». Из толкования канона Рождеству преподобного Никодима Святогорца: «…имя Христос главным образом указывает на двусоставность – одновременно и на Бога, и на человека… Когда же Богослов и Священный Косма говорят здесь «Христос раждается» и «Христос на земле», тогда имя Христос имеет значение Богочеловека, поскольку Бог и человек родился от Девы, и Бог и человек явился на земле. Когда же говорят «Христос с Небес», тогда под именем Христос подразумевается Бог без сопричастности к человек».   Как поют: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/rozhdestvenskiy-irmos-1-o...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010