Знаменитый Косма Маюмский (VIII в.) написал каноны для всех дней периода от Лазаревой субботы до Великой Субботы, а также полтора десятка стихир для служб Страстной седмицы. Преподобный Иоанн Дамаскин составил канон великомученику Феодору Тирону (тот, который поется в чине освящения колива в пятницу на литургии) и второй канон Лазаревой субботы, а также большое количество стихир (в совокупности более 30) для служб периода от Лазаревой субботы до конца Страстной седмицы. Преподобный Андрей Пир (VIII в.) составил самогласны для вечерни и утрени (чаще всего самогласны поются на стиховне, но в случае литургии Преждеосвященных Даров – на «Господи, воззвах…») на все седмичные дни от понедельника сырной седмицы до пятницы 6-й седмицы включительно. «Эти самогласны – одни из лучших песнопений не только в Триоди, но и вообще в греческих богослужебных книгах. Они отличаются задушевностью, язык их имеет особый индивидуальный характер, свободен от шаблонных выражений и в значительной мере чужд риторики, чем византийские песнописцы грешат очень часто» с. 115] . Наконец, преподобный Феофан Начертанный , известный борец с иконоборчеством, написал два канона на Неделю 1-ю Великого поста (первый из них – в честь восстановления иконопочитания – читается на утрене, тогда как второй, святым пророкам – на повечерии в неделю вечером), покаянный канон 2-й Недели поста (на притчу о блудном сыне) и канон среды 4-й седмицы; также он добавил песни с 1-й по 5-ю к четверопеснцу преподобного Космы на Лазареву субботу. Кроме того, ему принадлежит немалое количество стихир, в том числе около десятка стихир для служб Великой Пятницы и Великой Субботы (в частности, известные самогласны «Тебе, Одеющагося светом яко ризою…» и «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше…»). Отдельно скажем о синаксарях, которые содержатся в Триоди во многие особые дни периода по 6-й песни канона. В настоящее время эти тексты за богослужением не читаются, но изначально они были предназначены для чтения по 6-й песни канона после пролога 5 (Устав предусматривает чтение различных поучений после седальнов по каждой кафисме, по 3-й и по 6-й песни канона).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос , что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная исполняется только в Великом посту. В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин , Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса). Перед девятым ирмосом диакон возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим! и совершает каждение храма. Хор в это время поет песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем... К каждому стиху присоединяется припев: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем». По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни). Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день. После канона поются хвалительные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: «Всякое дыхание да хвалит Господа» ... После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: «слава Тебе, показавшему нам свет!» (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

На своде между подкупольным пространством и западной стеной — иконография Христа Царь Царем. Внизу — святые, их фигуры расположены несколько приподнято над полом на столбах и на стенах. В алтаре, в левой апсиде изображения св. Василия Великого св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста; в правой — предположительно свт. Николай Чудотворец (фреска в плохой сохранности), св. апостол Иаков брат Господень — первый епископ Иерусалимской Церкви. Кроме того, присутствуют следующие святые: св. преп. Сергий Радонежский, св. Иосиф Обручник, преп. Мария Египетская, преп. Иоанн Дамаскин, препмч. Феврония, св. Евпраксия Фиваидская, мч. Агния, преп. Макарий Жабынский, св. Александр Свирский, преп. Косма Маюмский, св. Пахомий Великий, преп. Кукша и еще некая святая (изображение частично утрачено). Над центральными окнами северной и южной стен — медальоны со святыми женами. В сводах в углах — надписи, кроме юго-западной, там — св. чаша. Своды украшены плотными растительными орнаментами, связанными с символикой райского сада. В росписях также присутствует очень много крестов, как символ победы над смертью. В целом, можно сказать, что стенопись выдержана в яркой, сочной манере и сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое. Живопись сохранилась лишь частично, очень пострадали и могут быть утрачены росписи под малыми куполами и возле окон. Но в целом, состояние живописи не столь ужасно. И сейчас задачей реставраторов является спасти то, что осталось. А процесс восстановления живописных полотен весьма трудоемок. Сначала проводится консервация, закрепление того, что осталось, а также укрепление штукатурных грунтов. Затем – заделка трещин красочного слоя. И затем только начинается реставрация. Вторым храмом монастыря был храм св. Николая Чудотворца и назывался «Никола на площади». Этот храм известен издревле. Первоначально он был приходским, а затем в 1723 г. он стал принадлежать монастырю. Позднее, за обветшанием храма св. Николая Чудотворца, на его месте в 30-40-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=05523

Последнего рода κοντκια сохраняются в римской базилианской библиотеке. В московской синодальной библиотеке есть греческая рукопись с названием κοντακριον, писанная в XII веке. В этой рукописи находятся кондаки для всего года, из которых до 500 принадлежат св. Роману Сладкопевцу . Из под пера св. Романа впервые явились и икосы. По свидетельству того же Марка Ефесского , св. Роман пел свои икосы вместе с кондаками в тех прекрасных покоях ( ο κος), где имел обыкновение проводить ночь во бдении. Отсюда-то, по мнению Марка Ефесского , икосы и получили свое название. Это мнение Марка Ефесского не исключает того предположения, по которому икосы могли получить свое название от самого объема их. Содержание икосов обыкновенно сходно с содержанием кондаков: что в кондаках изложено покороче, то в икосах пространнее. Те и другие пишутся одним размером, поются на один глас, оканчиваются по большей части одними словами. Кондак есть как бы основная мысль (тема) всего последования, к которому относится, а икос – развитие темы. Если так, то с вероятностью можно думать, что тем церковно-богослужебным песням, в которых подробно прославляется жизнь того или другого святого или подробно воспоминается какое-либо священное событие, и усвоено название икосов, производя икос от слова ο κος, – дом, полный дом. По образцу лирических произведений, написанных стихотворным размером, начал составлять свои каноны св. Иоанн Дамаскин , а затем друг его – Косма, еп. Маюмский и др. В стихотворном произведении известное число стихов отделяется от других строфами. У св. Дамаскина строфам соответствует песнь – δ совмещающая в себе несколько стихов. δ, совмещающая в себе несколько стихов, и называется песнью канона; таких песней в полном каноне 9. Самый ритм-каданс в пении обыкновенно сообразовался с ритмом стихов или слов. Так пели иудеи: они изменяли голос по ударениям своего еврейского текста; так пели древние греки: долгие слоги продолжали вдвое более коротких. Так как ритм в пении сообразовался с ритмом стихов, то само собой следовало, что песни, сходные по своему размеру, должно было петь одинаковым образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Потом – святой Григорий Богослов , из творений которого взяты мысли на Рождество, Пасху и другие праздники. Потом – имена святых Георгия, Романа песнописцев... Знаменитые авторы многих богослужений – святой Иоанн Дамаскин , святой Косма Маюмский, святой Андрей Критский , святой Иосиф, архиепископ Солунский, брат святого Феодора Студита , и сам он; и многие, многие другие: преподобный Феофан «Творец канонов», епископ Никейский, ученый богослов и страдалец за иконы; Христофор Протосинкрит; Иоанн Евхаитский; некий Николай; инокиня Кассия; Симеон Логофет ; Иоанн Арклийский; Митрофан, автор троичных канонов на полунощницах; святой Софроний, патриарх Иерусалимский; святой Мардарий; Феостирикт-монах; Симеон Метафраст ; святой Симеон Новый Богослов ; Павел Амморейский; Марк-монах; Анатолий; священномонах Игнатий; святой Григорий Синаит ; святой Макарий Великий ; святой Антиох; святой Иоанникий; святой Евстратий; святой Пахомий Великий ; цари-песнописцы Феодор Дука, Лев Премудрый и сын его Константин; потом еще упоминаются – Герман, Киприан. Снова напомним святых Василия Великого , Иоанна Златоуста , Иоанна Дамаскина и святого Ефрема Сирина : у первого много молитв после часов и в Правилах ко Святому Причащению; то же (о Правилах) и у Златоуста... Всем нам известны молитвы святого Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего»... Должно прибавить и имя святого Григория Двоеслова , папы Римского, создателя литургии Преждеосвященных Даров, у коего в «Ныне силы Небесныя» говорится: «Се Жертва тайная совершена (то есть Христос Искупитель) дориносится». И – много неизвестных, безымянных авторов. Правда, в греческих богослужениях (Октоих, обе Триоди, Двунадесятые праздники, Правила ко Причащению и прочее), в большинстве их, указываются имена авторов; хотя много (особенно в стихирах, но не в канонах) и безымянных произведений. Что же касается российских служб, то тут мало указывается авторов: видимо, русские авторы считают себя не авторитетными, чтобы напоминать о своем авторстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Так, Студийско-Алексиевский Типикон 1034 года, сохранившийся в славянском переводе – рукописи 70-х гг. XII столетия, не предусматривает всенощного бдения. На вечерне предписаны первая кафизма «Блажен муж», на «Господи, воззвах» стихиры на девять (как в любой воскресный день, но здесь стихиры – только празднику). Далее вход и три паремии, на стиховне трижды поется стихира седьмого гласа «Параклита имуще» (в нынешней редакции – «Утешителя имуще»), на «Слава, и ныне» – «Царю Небесный» (шестой глас). После поется тропарь праздника: «Благословен еси, Христе Боже наш». На утрене полагается только первая кафизма, затем (после седальна праздника и чтения слова свт. Григория Богослова ) «От юности моея», прокимен и Евангелие праздника (полиелей по этому Типикону не употребляется). В качестве праздничного используется девятое воскресное Евангелие. В Студийском Уставе кодифицируется соответствие недель после Пасхи определенному гласу (по порядку), начиная с первого гласа в неделю Антипасхи. Введенные соотношения проявляются не только в пении текстов Октоиха, но и в том, что на рядовой глас могут быть составлены и некоторые песнопения Триоди. Пятидесятница соответствует седьмому гласу. И на утрене поется канон седьмого гласа. На него, что бывает крайне редко, и сочинил в VIII веке свой канон прп. Косма Маюмский. Кроме него, поется также канон четвертого гласа – творение прп. Иоанна Дамаскина . На хвалитех установлены стихиры четвертого гласа «Преславная днесь» (такие же, как и в современной службе, только о них замечено, что вторая и третья – подобны первой, но, несмотря на некоторые метрические совпадения, это не так), утренние стихиры на стиховне. Славословие не поется. Литургия включает в себя праздничные антифоны, и вся служба (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен), разумеется, тоже праздника. По Иерусалимскому Уставу праздничный цикл Пятидесятницы имеет такую же структуру, как и в Студийском кодексе: поминовение усопших в субботу перед Пятидесятницей, шесть дней попразднства с отданием в следующую субботу. День праздника отмечается всенощным бдением, состоящим из великой вечерни с литией и утрени. Пятидесятница в Русской Православной Церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так, Студийско-Алексиевский Типикон 1034 года, сохранившийся в славянском переводе – рукописи 70-х годов XII столетия, не предусматривает всенощного бдения. На вечерне предписаны первая кафизма «Блажен муж», на «Господи, воззвах» стихиры на девять (как в любой воскресный день, но здесь стихиры – только празднику). Далее вход и три паримии, на стиховне трижды поется стихира седьмого гласа «Параклита имущее» (в нынешней редакции – «Утешителя имущее»), на «Слава, и ныне» – «Царю Небесный» (шестой глас). После поется тропарь праздника «Благословен еси, Христе Боже наш». На утрене полагается только первая кафизма, затем (после седальна праздника и чтения слова святителя Григория Богослова) «От юности моея», прокимен и Евангелие праздника (полиелей по этому Типикону не употребляется). В качестве праздничного используется девятое воскресное Евангелие. В Студийском уставе кодифицируется соответствие недель после Пасхи определенному гласу (по порядку), начиная с первого гласа в неделю Антипасхи. Введенные соотношения проявляются не только в пении текстов Октоиха, но и в том, что на рядовой глас могут быть составлены и некоторые песнопения Триоди. Пятидесятница соответствует седьмому гласу. И на утрени поется канон седьмого гласа. На него, что бывает крайне редко, и сочинил в VIII веке свой канон преподобный Косма Маюмский. Кроме него, поется также канон четвертого гласа – творение преподобного Иоанна Дамаскина. На хвалитех установлены стихиры четвертого гласа «Преславная днесь» (такие же, как и в современной службе, только о них замечено, что вторая и третья – подобны первой, но, несмотря на некоторые метрические совпадения, это не так), утренние стихиры на стиховне. Славословие не поется. Литургия включает в себя праздничные антифоны, и вся служба (прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен), разумеется, тоже праздника. По Иерусалимскому уставу праздничный цикл Пятидесятницы имеет такую же структуру, как и в Студийском кодексе: поминовение усопших в субботу перед Пятидесятницей, шесть дней попразднства с отданием в следующую субботу. День праздника отмечается всенощным бдением, состоящим из великой вечерни с литией и утрени.

http://pravoslavie.ru/30666.html

Точно также он писан Елпием Ромеем, и в Синаксаре Никодима святогорца , напечатанном на новогреческом языке. В Рус. Списке с подлинника: – В Прологе пишется: – бяше же святый возрастом высок, телом сухоняв, и черн в образе, видом похил, горбонос, брови скружены, браду же имея долгу и редку, вмале чело высоко, краток, средовек, в сединах доволен».– (Не совсем правильно и неясно). – 3 дня. Св. пророк Малахия был молод, благообразен, лицо имел не длинноватое, а круглое, волосы курчавые и как бы подстриженные, голову широкую. (Из Синаксаря 12 века). Точно так он писан и в Синаксаре Никодима святогорца . В Рус. Списке с подлинника – «В Прологе пишется: бяше же в юности своего возраста, лицом благолепен, и недолго лице имея, но во образе окружение, кудреват власы и немного подстрижены, и широку имея главу». Во многих подлинниках пишется пророк Малахия стар и сед, власы долги, брада невелика и мало разсохата. Но сие несправедливо. (Действительно, несправедливо, потому что несогласно с греческим Синаксарем). – 4 дня. Преподобная Аполлинария многих превосходила красотою и умом. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). – 9 дня. Преподобный Евстратий чудотворец жил 95 лет. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). – 10 дня. Св. Григорий Нисский , по телесному виду, во всём был похож на брата своего Василия, с тою разницею, что был сед и немного миловиднее его. (Из Синаксаря 12 века). Точно так он отписан и Елпием Ромеем и в Синаксаре Никодима святогорца и в Рус. Списке с подлинника. – 12 дня. Св. мученик Пётр Авесаламит был по вере благочестив, по виду крепок, силён; пострадал в цветущей молодости. (Из Синаксаря 12 века). В Рус. Списке с подлинника: – Подобием рус, брада невелика, власы с ушей, подобен мученику Флору. – 15 дня. Преподобный Павел Фивейский жил 113 лет. (Из Синаксаря 1249 года). – Того же дня. Преподобный Косма, маюмский епископ, святоградец, почил о Господе в глубокой старости. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года). – 17 дня. Преподобный Антоний Великий жил 105 лет. (Из Синаксаря 12 века и 1249 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Эпоха царствования Македонской династии (867–1025), четвертым представителем которой на императорском троне был составитель «Обрядника» император Константин VII Порфирородный, была временем расцвета византийской культуры после упадка ее в эпоху иконоборчества. Для эпохи Македонской династии характерным является живой интерес к письменности, желание сохранить в записи достижения в разных областях культуры, в том числе и в церковной 249 . Здесь, в ластности, появляются евхологионы и типиконы, которые дополняют сообщаемые Константином VII сведения о богослужении Великой константинопольской церкви, причем, как правило, более поздние по времени их написания оказываются более полными благодаря внесению в них новых молитв и рубрик, отражающих изменения, происходившие в чинопоследованиях. Но если для эпохи царствования Македонской династии характерно постепенное накопление памятников литургической письменности, то от VI, VII веков и даже до последних десятилетий VIII века наука не располагает ни одним литургическим памятником, подобным VIII книге «Постановлений апостольских» или иерусалимским лекционарам V века, несмотря на то, что в царствование императора Юстиниана в Константинополе жил выдающийся мелод Роман (в церковно-славянских книгах – преп. Роман Сладкопевец ), оставивший немалое количество талантливо написанных многострофных поэм. Последние частично уцелели и до сих пор украшают наше праздничное богослужение, например, кондак на Рождество Христово «Дева днесь Пресущественнаго раждает», кондак на праздник Крещения Господня «Явился еси днесь вселенной» и многие другие. К этой же эпохе принадлежали основоположники нового гимнографического жанра – канона: патриарх Иерусалимский Софроний, Андрей, епископ Критский, Иоанн Дамаскин , Косма, епископ Маюмский, два брата Студиты – Феодор и Иосиф, чьи песнопения также сохранились до настоящего времени. От этой же эпохи сохранились труды с толкованием литургии преп. Максима Исповедника (630-е годы) и патриарха Константинопольского Германа (первая четверть VIII века). Не сохранились только уставные записи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова, и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения. Иконография Собора Богоматери сложилась постепенно, на основе собственно иконографии Рождества, с изменениями под влиянием текста рождественской стихиры: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастырие дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву…». Центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая – ясли. В людской толпе, восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству – свв. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы. На Балканских фресках изображали исторических персонажей, современников художника. Собор Богоматери. Икона. Псков, первая половина 15 века. Самой ранней иллюстрацией рождественской стихиры на Руси является икона, созданная в Пскове в начале XV века, а ныне хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Особое внимание обращает на себя колорит иконы, и выделяющиеся на его фоне три фигуры в белых одеяниях. Можно предположить, что здесь представлены волхвы, поклонявшиеся Младенцу, а впоследствии, по преданию, принявшие святое крещение. Белые одежды, таким образом, символизируют их очищение от первородного греха. Другими примерами иконографии «Собора Богоматери» на Руси являются фреска Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля, икона «Что Ти принесем» из собрания П.Д. Корина. В XVI веке композиция сюжета усложнялась введением многочисленных дополнительных персонажей, особенно большого количества святых, предстоящих Младенцу и Его Матери.

http://pravoslavie.ru/jurnal/05122712494...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010