Святитель Андрей Критский и преподобная Мария Египетская Литературное наследие святителя Андрея включает также его проповеди, или гомилии, и среди них — слова на Преображение Господне, на Богородичные праздники. Сохранились тексты принадлежащих ему 21 гомилии, отличающиеся глубиной и остротой богословской мысли, силой и искренностью религиозных чувств, яркостью образов, отточенным языковым мастерством. Они составили ему в потомстве славу одного из великих церковных ораторов. Выдающимся гимнографом первой половины VIII столетия был также епископ Маюмский Косма, прославленный Церковью в лике преподобных. Современник Андрея Критского, он также вошел в историю церковной поэзии как творец канонов — в его время нового жанра церковной поэзии. Список канонов, усваиваемых Косме, включает 33 произведения, из которых, правда, 9 имеют сомнительную атрибуцию. Под пером преподобного Космы канон приобрел классическую композицию, отличную от первого из них, «Великого канона» Андрея Критского; и эту композицию он сохранил до наших дней. К числу бесспорно подлинных творений преподобного Космы принадлежат каноны Страстной седмицы Великого поста, а также каноны на Господские и Богородичные праздники: на Рождество Христово с его ирмосом первой песни («Христос рождается, славите. Христос с небес, срящете. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославия»), на Богоявление, Вербное воскресение, Пятидесятницу, Преображение, Сретение, Успение Богородицы. Один из шедевров гимнографии Космы канон на Воздвижение Креста Господня. Характеризуя это поэтическое творение, византолог А. П. Каждан писал, что оно «напоминает красивую вязь... Переход от одной песни к другой не только тематический, но также лингвистический”, поскольку ключевые слова каждой песни предваряются их употреблением в предыдущей песни». Канон на Воздвижение воспринимался современниками святого Космы как актуальное творение. Упоминаемая в каноне победа израильтян под предводительством Моисея над амалекитянами внушала православным ромеям надежду на победу над теми, кого в ту пору они называли амалекитянами пустыни, подразумевая противостоявший христианской империи халифат.

http://pravoslavie.ru/124591.html

Существенные различия в источниках о жизни К. М. заставляют относиться к его биографическим данным критически. Напр., А. П. Каждан считает, что историческая ценность этих источников незначительна, но как литературные произведения они представляют большой интерес. Каждан предполагает, что житийная традиция К. М. сформировалась в неск. этапов: изначально сообщалось лишь то, что он был современником Иоанна Дамаскина; затем легенда стала дополняться подробностями, в частности о сиротстве и усыновлении К. М. отцом Иоанна Дамаскина; важным элементом стал сюжет про выкупленного из плена учителя с именем Косма (он, очевидно, заимствован из повести о Варлааме и Иоасафе ); по сходству имен впосл. отождествили К. М. и учителя, и в Житии К. М. появились сведения, изначально относившиеся к биографии учителя (см.: Kazhdan. 1989. P. 131-132). Творчество Прп. Косма Маюмский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 г. Прп. Косма Маюмский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 г. К. М. известен прежде всего своими церковными гимнами, к-рые он посвятил многим Господским праздникам и дням памяти святых. О высокой муз. ценности этих песнопений свидетельствует тот факт, что К. М., как и прп. Роман Сладкопевец , знаменитый создатель кондаков, получил эпитет Μελδς (т. е. певец). О гимнографической деятельности К. М. сообщают с разной степенью подробностей все его Жития. Так, напр., в Иерусалимском Житии говорится, что К. М. стал «тимпаном Богу» и «десятиструнной Псалтирью» (PG. 94. Col. 477), в Лаврском Житии ( Δετορκης. 1979. Σ. 25) и в Житии, составленном Иоанном Меркуропулом, перечисляются праздники и памяти святых, к-рых прославил в гимнах К. М. (см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 336-340); в Афинском и Ватиканском Житиях К. М. и Иоанн названы изобретателями новых песнопений ( Δετορκης. 1979. Σ. 69, 79) - судя по всему, подразумевается вклад этих песнописцев в развитие жанра гимнографического канона ; в Халкинском Житии говорится, что К. М. и Иоанн сочинили песнопения, к-рые «по сей день исполняются на вечерне и на утрене, украсили праздники Спасителя, возвеличили Богородицу и святых всех прославили в песнях» ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1897. Σ. 279). Каноны

http://pravenc.ru/text/Косма ...

Состав этой группы может различаться, однако в нее помимо наиболее почитаемых святых Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского обычно включается И. П. Наиболее ранний пример - фреска в ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164), где на сев. стене наоса изображены в рост 5 гимнографов (в порядке следования от алтаря: прп. Косма Маюмский, прп. Иоанн Дамаскин, исп. Феодор Студит, исп. Феофан Никейский), в руках у каждого развернутый свиток со словами их песнопений. И. П. облачен в традиц. монашеские одежды, в схиме, с куколем на голове. Лицо узкое, с подчеркнутыми скулами, борода средней длины, сужающаяся книзу. Правая рука отведена в сторону, в левой - развернутый вниз свиток с текстом: «Δχοιο, Χριστ, τοσδε τος μος μνους» («Прими, Христе, эти мои песни...»), что, по наблюдению О. В. Овчаровой, может быть «слегка видоизмененным акростихом Покаянного канона Иосифа для вторничной утрени первого гласа, который в оригинале звучит: «Δχοις τος δ, τος μος λγους, Λγε. Ιωσφ»» ( Овчарова. 2004. С. 234). Преподобные Иосиф Песнописец, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг. Преподобные Иосиф Песнописец, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг. В следующем по времени памятнике - кипрской ц. Панагии Аракос (1192) - образы 4 гимнографов в наиболее часто встречающемся составе перенесены в алтарную зону: на триумфальной арке - Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, над юж. нишей вимы - И. П., симметрично ему, над северной,- Феофан Никейский. Каждый показан погрудно в медальоне, с развернутым вверх свитком. Еще один вариант размещения в пространстве храма образов гимнографов представлен в росписи юж. парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) - в парусах купола представлены фигуры преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, Феофана Никейского и И. П. Такое расположение гимнографов (наиболее ранний пример встречается в дошедшей фрагментарно росписи храма мон-ря Давидовица, Сербия, 80-е гг.

http://pravenc.ru/text/673697.html

е. в центральной и зап. частях наоса (Ерминия ДФ. С. 226). Так, в одном из ранних по времени создания памятников - росписи ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164), образы 5 песнотворцев находятся в центральном пространстве храма - на сев. стене в сев. рукаве креста (в порядке следования от алтаря: К. М., Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Феофан Начертанный, Иосиф Песнописец), причем они соотнесены с изображениями великих монахов-подвижников в юж. рукаве; в свитке К. М.- начало 1-го тропаря 5-й песни канона Великого четверга. В близкой по времени росписи кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) образы песнотворцев уже перемещены в зону вимы: поясные в медальонах парные изображения К. М. и прп. Иоанна Дамаскина с развернутыми вверх свитками фланкируют Мандилион на склонах арки алтарной конхи. В виме К. М. и прп. Иоанн Дамаскин изображены еще в одной кипрской ц. мон-ря Св. Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы (1494). В зоне вимы - на зап. склоне юж. подкупольной арки (напротив прп. Иоанна Дамаскина на противоположной арке) - в ц. Панагии Кумбелидики в Кастории, Греция (60-80-е гг. XIII в.). Преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В сохранившейся фрагментарно росписи храма монастыря Давидовица, Сербия (80-е гг. XIII в.) был впервые представлен еще один вариант расположения гимнографов в системе декорации храма. Он повторен в юж. парекклисионе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321), где образы преподобных К. М., Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца и Феофана Никейского помещены в парусах купола. Место расположения, привычное для изображений евангелистов,- в парусах центрального купола продиктовало иконографию песнотворцев как авторов, представленных в процессе написания своих сочинений. К. М. с остроконечной, раздваивающейся на конце длинной бородой, голова покрыта куколем, складки к-рого напоминают тюрбан, сидит перед столиком, на коленях книга, в к-рой он пишет, окуная калам в чернильницу (во внешнем нартексе мон-ря Хора над аркасолием помещены медальоны с полуфигурами К.

http://pravenc.ru/text/Косма ...

XVI в. Ок. VII в. иерусалимские формы гимнографии сменяются новыми монашескими жанрами, включающими седальны , стихиры и каноны , что отражено уже в древней редакции груз. сб. Иадгари , являющегося переводом греч. Тропология (изд.: Renoux A. Les hymnes de la résurrection. P., 2000. T. 1: Hymnographie liturgique géorgienne: Introd., trad. et annot. des textes du Sinaï 18), и в ркп. Sinait. gr. 34 (изд.: Frøyshov S. L " Horologe «Georgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Thése Doct. P., 2003. 2 t.). Несмотря на замену гимнографических форм и начало нового гимнографического творчества (что отражено в новом иерусалимском Тропологии VIII-IX вв.), часть гимнов, содержащихся в древних памятниках, присутствует и в совр. богослужебных книгах правосл. Церкви, но многие вышли из употребления. С нач. II тыс. по Р. Х. Иерусалимская Церковь перешла на богослужение к-польского типа, хотя в нек-рых источниках (напр., в Святогробском Типиконе ; см.: Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 1-254) еще нек-рое время сохранялись отдельные черты древней иерусалимской традиции. Анализ данных греч. источников IX в.- свитка с литургией ап. Иакова (Vatic. gr. 2282, IX в.), Псалтири (РНБ. Греч. 216, 862 г.) и Часословов (Sinait. gr. 863 и 864, IX в.) - показывает, что кафедральные службы Страстной седмицы в Иерусалиме в этот период достигли степени муз. и текстуальной вариативности, сопоставимой с подобными характеристиками совр. визант. обряда. Мн. ранние образцы гимнографии анонимны, др. атрибутированы мелодам (создававшим как тексты, так и мелос). Одним из центров палестинской гимнографии стала лавра прп. Саввы Освященного (439-532). Среди первых мелодов был избранный позднее Иерусалимским Патриархом монах лавры св. Саввы Софроний († 638), составивший циклы гимнов на Рождество Христово и Богоявление, используемые поныне. Прп. Косма Маюмский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316 - 1321 гг. Прп. Косма Маюмский. Роспись мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316 - 1321 гг. Эти литургические новшества встретили сопротивление нек-рых монахов консервативного направления, осуждавших введение в их правило псалмопения гимнографии и мелодического пения.

http://pravenc.ru/text/387113.html

В совр. богослужебных книгах правосл. Церкви последование предпразднства В. помимо седальна по 3-й песни канона и нескольких стихир включает тропарь 4-го гласа Τν ζωοποιν σταυρν τς σς γαθτητος (        ) и канон 4-го гласа (ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Αγλλου οραν, κα γ εφραινσθω (          )). Последование В. содержит: тропарь 1-го гласа Σσον Κριε τν λαν σου (        ), кондак 4-го гласа Ο ψωθες ν τ Σταυρ κουσως (        ), канон прп. Космы Маюмского 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа (акростих: Σταυρ πεποιθς μνον ξερεγομαι (Уверенно изливаю гимн Кресту), ирмос: Σταυρν χαρξας Μωσς (      ), нач.: Τν τπον πλαι Μωσς, το χρντο πθους, ν αυτ προφηνε (                  )), большое количество стихир (22 самогласна и 5 циклов подобнов), 6 седальнов и 2 светильна. Канон в последовании В. только один, но 9-я песнь в нем включает 2 ирмоса и 2 цикла тропарей, причем 4 последние буквы акростиха 8-й и 1-й группы тропарей 9-й песней канона продублированы во 2-й группе тропарей 9-й песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне. Прп. Косма, придя в Антиохию на праздник В., услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, к-рый он имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей 9-й песни ( Скабалланович. С. 87-88; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 241-242). В рукописях (напр.: ГИМ. Син. Греч. 414, XV в.; РГБ. ф. 304. 780, 1549 г.) сохранились визант. толкования на этот канон, на основе к-рых свое толкование написал прп. Никодим Святогорец (Νικδημος Αγιορετης. Σ. 41-142; рус. пер.: Толкование канона на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня/Сост. Никодим Святогорец; пер. с греч. под ред. И. Н. Корсунского. М., 1899. М.; СПб., 1998р). Последование попразднства в основном повторяет гимнографию 1-го дня праздника, ежедневно используются праздничный канон и часть самогласнов; подобны (стихиры и седальны), как правило, свои для каждого из дней попразднства. Комментированные рус. переводы песнопений В., его пред- и попразднства содержатся в кн. «Воздвижение Честного Креста» (К., 1915) М. Н. Скабаллановича ( Скабалланович. С. 32-136).

http://pravenc.ru/text/155081.html

Воззв. стихир 1. и на стиховые стихир 4, равно и службы всех прочих Дней до отдания праздника вознесения. 24 Сии избранные чтения помещены уже в паремейник) X в. Codex S. Symeonis pag. 37, ed. a Leont 139 25 Назначение упомянутого чтения иль евангелия для дня Пятидесятницы весьма древне. Сие чтение назначается для того же дня в списки евангелия, писанном еще в 8-м веке; и так как рукопись с таким показанием есть список древнейший; то и назначение сего чтения надобно относить к древнейшим временам. Тоже известно и о чтении из книги Деяний (Scholz Novum Testament. graece T. I. pag. 452, 453. T. II. pag. 458. 26 Слич. св. Григор. слово 41 на св. Пятидесятницу; в Твор. Св. Отц. в русск. пер. Ч. IV, стр. 10. 27 Слич. св. Григор. Б. стр. 41. на св. Пятидесятницу; – в Твор. Св. Отц. в русск. пер Ч. IV. стр. 14, 15. 28 Сей канон надписывается в Триоди творение Космы монаха. По несомненным памятникам древности сей Косма монах есть Косма еп. маюмский, друг. св. Иоанна Дамаскина (Gallandi Bihlioth. vet Patrum T. XIII. Bibliolh. Patrum Lugd. T. XII p 731). 29 Сей канон в Триоди надписывается канон, иамвический, творение кир Иоанна арклийского. Но наименование Иоанна арклийского есть наименование св. Иоанна Дамаскина . Это подверждается почти общим согласием ученных и издателей творений св. Иоанна. Алляций догадывется, не было ли это имя родовым именем св. Иоанна. (Allatii de libris Apocryphis n. XII. in edit opp. I. Damaseen, a Mich. Lequien. T.I, Prolegomena pag VIII). У Лексия канон сей издан на греческом языке с латинским переводом между творениями св. Иоанна Дамаскина (T.I. p. 678–681). Георгий никомилийский писал изъяснение на сей канон и считал его творением Домаскина (Fabric. Bibl. Craec. Vol. VIII p. 774, Vol X. p. 305). 42 На литии стихира 3, Слич. на Господи воззв. стихир. 7,8. Канон 2, песнь 4, троп. 2, 5. Канон на повеч. пятидесятн. песнь 4. троп. 2 и др. 48 У бл. Августина семь слов на Пятидесятницу. Шесть говорены в самый день Пятидесятницы, и одно в навечерии пятидесятинцы (in vigiliis Penmecosmes) Орр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Всевиновная и содержащая жизнь, πειρος σοφα το Θεο Неизмерная мудрость Божия κοδµησε τν οκον αυτς Созда дом себе. γνς κ πειρνδρου µητρς От чистыя неискусомужныя Матере ναν σωµατικν περιθµενος Во храм телесный облекийся, νδξως γρ δεδξασται Славно бо прославися Χριστς Θες µν. Христос Бог наш. Μυσταγωγοσα φλους αυτς Тайноводствуя други своя, τν ψυχοτρφον τοιµζει τραπζαν Душепитательную уготовляет трапезу, µβροσας δ ντως σοφα το Θεο Безсмертия же воистину Премудрость Божия κιρν κρατρα πιστος. растворяет чашу верным. Προσλθοµεν εσεβς κα βοσωµεν Приступим благочестно и возопим: νδξως γρ δεδξασται Славно бо прославися Χριστς Θες µν. Христос Бог наш. Прп. Косма Маюмский следует в русле традиции свт. Афанасия Александрийского : Ибо сей Логос и Бог , Отчая мудрость и сила, будучи бестелесен, как Бог и Отец Его, ради нашего спасения создал дом во чреве Марии Богородицы, без общения мужа, и стал, как я сказал, человеком и сделал себя образцом для всякой добродетели, чтобы желающие следовать ему по пути имели запечатление божественной добродетели, уподобляясь которому становились причастниками Божественной природы. Предлагает трапезу, то есть святой жертвенник и на нем Хлеб Небесный и нетленный и дарующий жизнь всем причащающимся от него, священное и всесвятое Его Тело, а также Вино, веселящее сердце и создающее трезвение во всякой душе отведывающих от него, и как в чаше смешав Свою Кровь, созвав званных и избранных чрез Своих апостолов, тех, кто оставил всякое безумие, указанных граждан Царствия Небесного, послушных голосу Его 216 . Однако при этом он ее значительно обогащает. Во-первых, он созерцает Божию Премудрость как в катафатическом, так в апофатическом аспекте: для него она «всепричинная и содержащая жизнь». Во-вторых, Плоть Господню он созерцает как храм, при этом мы не видим никаких несторианских коннотаций: в этом определении видно прежде всего стремление подчеркнуть святость и обоженность Тела Господа. В-третьих, следует отметить тонкую игру слов: для прп. Космы евхаристическая Чаша – чаша бессмертия (μβροσας δ ντως κρατρα), и здесь трудно не удержаться от ее сопоставления с чашей амвросии античной религии 217 . Здесь прп. Косма следует традиции мч. Иустина Философа , для которого ряд положений греко-римской религии являются истиной, искаженной злыми демонами 218 . Таким образом, мысль прп. Космы понятна: если в античной мифологии, являющейся творением демонов и заблуждающихся людей, злые и эгоистичные боги удержали амвросию и, соответственно, бессмертие для себя, лишив его людей, то в истине Нового Завета Сам воплотившийся Бог растворяет чашу бессмертия в Своей Крови для всего человечества, готовясь умереть за него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Иоанникий Великий, преподобный († 846 г.; память 4 ноября) — пустынник и чудотворец IX века, подвизался на горе Трихаликс в Малой Азии. При псалмопении он к каждому стиху псалмов присоединял ту молитву, которая вошла в наше вечернее правило: « Упование мое Отец…» . Косма Маиумский (в другом написании — Козьма Маюмский) — великий византийский песнотворец VIII века († ок. 787 г.; память 12 октября). Составитель канонов на множество праздников, в том числе на Неделю ваий, Великий Четверг, Пятидесятницу, Рождество Христово и другие двунадесятые праздники. Автор песнопения «Честнейшую Херувим…» . В книге приведены и объяснены его задостойники  на Воздвижение Креста Господня, Богоявление, Сретение Господне, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы. Преподобный Косма был сиротой взят в дом родителей Иоанна Дамаскина и таким образом стал совоспитанником, другом и сподвижником этого великого песнотворца. Подвизался в знаменитом монастыре преподобного Саввы Освященного в Палестине. Около 735 года был поставлен епископом Маиумы — портового города в Палестине. Макарий Великий (Египетский), преподобный († ок. 390 г.; память 19 января). В 30-летнем возрасте он ушел в пустыню, где подвизался около 60 лет и прославился как один из величайших подвижников. Сохранились его аскетические поучения и беседы (часть их вошла в сборник «Добротолюбие»), в которых выражено благодатное учение о молитве. В современном келейном молитвенном правиле преподобному Макарию Великому принадлежат четыре утренних молитвы и две — на сон грядущим (1я, с. 78, и 4я, с. 85). Петр Студийский, монах знаменитого Студийского монастыря, ученик преподобного Феодора Студита , жил в IX веке и известен как автор 9й молитвы на сон грядущим — ко Пресвятой Богородице . Роман Сладкопевец , преподобный (I ок. 556 г.; память 1 октября), знаменитый песнописец VI века. Создатель жанра кондака — гимна, состоящего из большого числа строф, одинаковых по числу стихов и их ритмической организации (теперешние кондаки — только остаток от средневековых кондаков; в древности же кондаки были еще более популярны, чем теперешние акафисты, народ пел их даже на улицах). Преподобный Роман написал сотни кондаков. Историю создания кондака Рождества Христова из жития преподобного Романа.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

С того времени блаженный Иоанн начал писать божественные книги и слагать сладкозвучные песнопения. Он составил октоих, которым, как духовною свирелью, и до сего времени увеселяет Церковь Божию. Первую свою книгу Иоанн начал такими словами: «Твоя повелительна десница боголепно в крепости прославися» [ 27 ]. По поводу же чудесного исцеления своей десницы, он, в восторге радости, так воззвал к Богородице: «От тебя радуется, Благодатная, всякая тварь» [ 28 ]. Плат, коим была обвита отсеченная его рука, Иоанн, в воспоминание дивного чуда Пречистой Богородицы, носил на своей голове. Написал он и житие некоторых святых, составил праздничные слова и разные умилительные молитвы, изложил догматы веры и многие таинства Богословия; писал он и против еретиков, в особенности против иконоборцев; составил и другие душеполезные сочинения, коими и до сего времени верные питаются, как духовною пищею, и из которых пьют, как из сладкого ручья [ 29 ]. К таким трудам преподобного Иоанна поощрял блаженный Косма, который рос с ним и учился у одного учителя. Он побуждал его к писанию Божественных книг и составлению церковных песней и сам помогал ему. Впоследствии Косма был поставлен Иерусалимским патриархом во епископа Маюмского. После сего тот же патриарх, призвав преподобного Иоанна, посвятил его во пресвитера. Но Иоанн не хотел долго оставаться в мире. Уклоняясь от мирской славы, возвратился он в обитель преподобного Саввы и, уединившись в своей келий, как птица в гнезде, прилежно занимался писанием Божественных книг и делом своего спасения. Собрав все написанные им прежде книги, Иоанн опять прочитал их и тщательно исправил в них то, что считал нужным исправить, особенно в словах и речах, чтобы в них ничего не оставалось неясным. В таких трудах, полезных для себя и важных для Церкви Христовой, и в подвигах иноческих Иоанн провел много времени и достиг совершенного иночества и святости. Угодив Богу, он отошел ко Христу и Пречистой Его Матери [ 30 ], и ныне, поклоняясь Им не в иконах, но созерцая Лица Их в небесной славе, молится о нас, чтобы и мы сподобились того же Божественного созерцания, святыми его молитвами и благодатью Христа, Ему же с Препетою и Преблагословенною Его Матерью да будет честь, слава и поклонение во веки. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010