Г.С. Битбунов Преображение Господне Святоотеческое наследие, связанное с Преображением Господним, отличает прежде всего разнообразная тематика. См. гомилии свт. Иоанна Златоуста , Кирилла Александрийского , прп. Ефрема Сирина , Андрея Критского , Иоанна Дамаскина и мн.др. В первую очередь, конечно, подчеркивается: Преображение показало наличие в Иисусе Христе двойственной природы – Божественной и человеческой. При Преображении было явление Сына при свидетельстве Отца и Святого Духа, то есть явление всех лиц Святой Троицы. Во время его не произошло какое-либо изменение Божественной природы Христа, напротив, его Божественность была явлена в его человеческой природе. По словам свт. Иоанна Златоуста , Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами» 98 . Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению свт. Иоанна Златоуста , «один умерший и другой, еще не испытавший смерти» предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью , владычествует над небом и землей». Пророки радовались, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Ликовали и апостолы, поскольку увидели славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне. Ряд богословов (прп. Косма Маюмский, например) считают, что при Преображении было преображено и все человеческое естество, так как Бог стал человеком и преобразил Божий образ каждого человека, удаляя с него следы первородного греха: «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков». Гора, согласно толкованиям, представляла собой Церковь , поскольку Иисус соединил на ней два Завета, принятых Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих. Много рассуждают святые отцы и о Фаворском свете: «Свет Преображения Господня не рождается и не исчезает и не подлежит чувствовательной способности и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники (ученики) Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом, и таким образом увидели, чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа – этот Неизреченный Свет» (свт. Григорий Палама ). Читать далее Источник: Двунадесятые праздники : (историко-литургическое описание)/Г.С. Битбунов. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 246 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский ирмос 7-й песни 1 мин., 16.12.2016 Ирмос седьмой песни Песнь 7 Отроцы, благочестию совоспитани,/злочестиваго веления небрегше,/огненнаго прещения не убояшася,/но, посреде пламени стояще, пояху:/отцев Боже, благословен еси. Перевод: Песнь 7 Отроки, воспитанные в благочестии,/повелением нечестивым пренебрегши,/угрожавшего огня не устрашились,/но, стоя посреди пламени, пели:/«Боже Отцов, благословен Ты!» Еще перевод: Воспитанные в почитании (истинного) Бога отроки, презрев нечестивого царя приказание, не испугались угрозы огня, но стоя среди пламени, воспели: «Благословен Ты, Бог отцов (наших)!» Толкование: В этой песне канона гимнограф Косма Маюмский вспоминает библейскую историю о трех отроках — Анании, Азарии и Мисаиле, рассказанную их другом пророком Даниилом (Дан. 3: 1-97). Ангел, покрывающий отроков своими крыльями. Мозаика в монастыре Осиос Лукас, XII век Три еврейских юноши попали в Вавилонский плен к царю Навуходоносору. За отказ поклониться идолу они были брошены в печь, но огонь их не тронул. Отроки горячо молились, и Господь послал им Своего Ангела, который обратил невыносимый жар печи в прохладную росу. Царь был поражен этим великим чудом и признал величие истинного Бога. Анания, Азарий и Мисаил были поставлены главными начальниками над всеми иудеями, жившими в пределах Вавилонской империи. также: Прямо в храме ставят печь и… отправляют в нее трех мальчиков! История необычного обряда, запрещенного Петром I В православной богослужебной традиции чудесное спасение трех вавилонских отроков считается прообразом сверхъестественного воплощения Бога-Слова, не опалившего утробы Пречистой Девы. Как поют: Послушать на YouTube c ирмоса седьмой песни Греческий распев.  Ирмос 7 песни, ноты, скачать . Все ирмосы, ноты, скачать . Послушать на YouTube c ирмоса седьмой песни Византийский распев Все ирмосы: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/rozhdestvenskiy-irmos-7-y...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Рождественский ирмос 9-й песни 2 мин., 28.12.2016 Ирмос девятой песни Песнь 9 Таинство странное вижу и преславное:/Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву,/ясли – вместилище,/в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог,/Егоже, воспевающе, величаем. Перевод: Песнь 9 Таинство вижу/необычайное и чудное:/пещера – небо, престол Херувимский – Дева,/ясли – вместилище,/где возлег невместимый Христос Бог,/Которого мы в песнях величаем. Еще перевод: Вижу неслыханное и невероятное (парадоксальное) таинство: пещера стала Небом; Дева — херувимским Престолом (Бога); ясли — вместилищем, в котором возлежит невместимый Бог — Христос, Которого мы величаем, воспевая в гимнах. Толкование: Ирмос последней песни рождественского канона передает восхищение автора от созерцания всей картины Рождества Христова. Гимнограф Косма Маюмским удивляется: как пещера стала небом на земле, ясли вместили Невместимого Бога, а Божья Матерь стала херувимским Престолом Бога. И прославляет родившегося Христа. Существует так же еще один канон Рождества, написанный преподобным Иоанном Дамаскиным. В большинстве храмов он сегодня не исполняется. Но в качестве задостойника (песнопения, заменяющего привычное «Достойно есть» в праздничные периоды) на праздничной рождественской литургии звучит ирмос девятой песни канона Дамаскина, предваряемый припевом: « Величай, душе моя, честнейшую и славнейшую горних воинств, Деву пречистую Богородицу». Ирмос 9-й песни канона Иоанна Дамаскина: Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и Мати силу елико есть произволение, даждь. Перевод: Сколь безопасней было б возлюбить молчанье! — Ведь очень трудно нам в любви к Тебе, о Дева, Сплетать достойные и слаженные гимны… Но Ты, как Матерь, дай на это столько силы, Насколько есть у нас усердия и воли! Читайте также: Рождество Христово: коротко о празднике Как поют: Послушать на YouTube c ирмоса девятой песни Греческий распев.  Ирмос 9 песни, ноты, скачать . Все ирмосы, ноты, скачать . Послушать на YouTube c ирмоса девятой песни Византийский распев Все ирмосы: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/rozhdestvenskiy-irmos-9-y...

Т. Деторакис (Θεοχρης Ε. Δετορκης/Ανλεκτα Βλατδων) ΠΡΟΛΟΓΟΣ Τ νομα το Κοσμ το Μελωδο εναι μγα κα σεβαστ στην παρδοση τς βυζαντινς μνογραφας. Θεωρεται καλτερος π τος βυζαντινος κανονογρφους κα νας π τος μεγαλτερους μελωδος τς κκλησας, princeps metodorum, πως εστοχα χει χαρακτηριστε. Εναι μλιστα μνος π τος μνογρφους, πο ξιθηκε ν νομαστε μελωδς, μετ τν Ρωμαν. Συνδεται μ τ μεγλη ποιητικ κα μουσικ μεταρρθμιση το 8 ου α. κα θεωρεται μαζ μ τ θετ δελφ του ωννη Δαμασκην κα τν νδρα Κρτης ερετς το καννα ς νου ποιητικο εδους. Παρ’ λα ατ οδσεις μας γι τ ζω του εναι πολ περιορισμνες κα σαφες. Τ στορικ στοιχεα τν πηγν εναι λχιστα κα χνονται μσα σ πλαγος σαφειν κα λληλοσυγκρουμενν πληροφοριν. Σγχυση πολλαπλ στ θματα τς καταγωγς, τς παιδεας, το χρνου γεννσεως κα θαντου, τν σχσεν του μ τν Δαμασκην κλπ. χει δημιουργσει ληθιν νεφλωμα κα ποκατσταση τς στορικς λθειας ξακολουθε ν παραμνει πρβλημα νοικτ. Τ ρχαιτερα κεμενα πο ναφρονται στν Κοσμ χρονολογονται στ 10° 11° α., δηλαδ τρες ανες κα περισστερο μετ τ βιογραφομενο. Στηρζονται στν προφορικ παρδοση κα ξιοπιστα τους εναι μφβολη. Ο βιογρφοι, ξλλου, κα ταν κμη εναι λγιοι, ποβλπουν πντοτε στν γκωμιασμ κα ξαντλονται σ ρητορικς ποστροφς κα φανταστικ φευρματα, τσο συνηθισμνα στν γιολογικ φιλολογα. Πρπει μως ν σημειωθε κα κτι κμη. σχση το Κοσμ μ τν Δαμασκην ζημωσε τελικ τν πρτο, γιατ μπδισε ν δημιουργηθε νεξρτητη κα προσωπικ γιολογικ παρδοση. Κοσμς στ γιολογικ κεμενα ζε σχεδν πντοτε κτω π τ σκι το Δαμασκηνο. Εναι πσης περεργο τι μεγλος ατς ποιητς κα μελωδς δει γινε μχρι σμερα ντικεμενο ιδιατερης σπουδς. Ο γραμματολγοι παναλαμβνουν νας τν λλο κα διαωνζουν σφλματα πολλς φορς συγχρητα. Οσιαστικ δν χει προστεθε τποτε στς γνσεις μας γι τν Κοσμ π τ 18° α., ταν Montfaucon κα Le Quien συνταξαν τ πρτα στοιχειδη βιογραφικ σημειματα. δημοσευση, ξλλου, τν διφορων βων Κοσμ κα Δαμασκηνο τν ποιητν συσκτισε, ντ ν διαφωτσει, τ πργματα, καθς λθαν στ φς περεργες κα δυσερμνευτες πληροφορες. ρωτματα προβλλουν κα παιτον λσεις: Κατγεται Κοσμς π τν Κρτη, τ εροσλυμα τ Δαμασκ; Εναι θετς δελρς, συνομλικος κα συμμαθητς το Δαμασκηνο πολ μεγαλτερος κα δσκαλς του; Πθανε κατ τ μσα το 8 ου α. εναι σγχρονος κα συνομιλητς το πατριρχη Ταραοου († 806); Πς ρμηνεονται ατς ο ντιφσεις τν πηγν;

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Maiumski...

Но говорит ли оно, что в сем образе есть слишком печальные и страшные черты, что оно желало бы носить токмо приятные и радостные, а распятие воли предоставить Распятому за нас плотию, что из детской преданности Богу должно исключить Богом утвержденные права разума и свободы? Ведайте, что сии или подобные сим чувствования и желания суть хотя тихие и отдаленные отголоски оного вопля Иерусалимского против Иисуса: Возми, возми, распни Его (Ин.19:15), между подражателями и врагами распятого Иисуса нет среднего состояния. Иже несть со Мною , - говорит Он, - на Мя есть (Мф. 12:30). Должно взять один из двух жребиев непременно: или жребий Распятого, или жребий распинателей. Сам Распятый нашего ради спасения благодатью своею да дарует всем нам верою разумети Его, и силу воскресения Его и сообщение страстей Его подражанием, сообразуяся смерти Его (Флп.3:10) во умерщвлении воли своей и самопредании в волю Божию, да тако и мы достигнем в воскресение мертвых [Флп.3:11]. Аминь. Слово в Великий пяток, 1806 Слово в Великий пяток, 1813 Слово в Великий пяток, 1816 Слово в Великий пяток, 1817 Великая Пятница О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий, Косма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Читать книгу Великая Суббота О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Читать книгу Георгий Чистяков «Страстная неделя» В результате получается, будто в смерти Иисуса не виноват никто.

http://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmi...

«Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. «Оплакивание». Роспись ц. вмч. Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Остальные сохранные фрески и их фрагменты относятся к житийному циклу небесного патрона храма - вмч. Пантелеимона. На вост. стене - «Мучение железом и огнем», в юж. части верхнего регистра и ниже - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни на колесе». На юж. стене в вост. части верхнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от утопления в море», в нижнем регистре - «Святые Ермолай, Ермипп и Ермократ перед императором» и их «Усекновение мечом и погребение». На сев. стене в зап. части нижнего регистра - «Чудесное избавление вмч. Пантелеимона от казни мечом», в вост. части верхнего регистра - «Усекновение вмч. Пантелеимона мечом», ниже - «Погребение вмч. Пантелеимона». Благодаря сохранившимся надписям, а в случае их утраты - по характерным внешним признакам идентифицируются следующие образы святых: в жертвеннике - епископы Модест, Спиридон, Антипа, Елевферий, Парфений, Ахиллий, Поликарп; в диаконнике - святые целители Кир и Иоанн, Косма и Дамиан, Ермолай, а также Сампсон Странноприимец на зап. стене прохода из диаконника в алтарь; в сев. рукаве креста на сев. стене - святые гимнографы Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Феофан Начертанный, Иосиф Сицилийский; в юж. рукаве на юж. стене - преподобные Антоний Великий, Павел Фивейский, Евфимий Великий, Савва Освященный, на зап. стене - Арсений Великий и Ефрем Сирин; в зап. рукаве креста на сев. стене - святые воины Феодор Тирон, Феодор Стратилат и Прокопий, на юж. стене - Георгий, Димитрий, Нестор, на зап. стене к югу от выхода в нартекс - Артемий и Никита; в сев.-зап. компартименте - мученики Авксентий, Евгений, Евстратий, Мардарий и Орест Севастийские, Мина, Виктор, диак. Викентий и еп. Валерий, Трифон, Мамант и Власий (все трое с пастушескими посохами, последний - еще и с животным на руках), а также некий св. Александр. На иконографическую программу росписи оказал влияние богословский спор сер.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

В целом древний грузинский И. по количеству ирмосов приблизительно в 2 раза меньше славянского и в 3 раза меньше греческого ( Метревели. 1971. С. 118). Из 403 ирмосов древнейшей редакции И. с последованиями песней не найдены греч. оригиналы для 19 ирмосов, из них 14 имеют указания на греч. тексты в груз. транскрипции (Там же. С. 117). В 3-й редакции этого типа (Кекел. А 603) из груз. 872 ирмосов греч. соответствия найдены более чем к 500, притом что эта редакция примерно в 2 раза уступает по числу ирмосов греческим И. (Hieros. Sab. 83, 599) и ближе по составу к славянским И. (Новгородскому и Хиландарскому спискам) (см.: Невмированный Ирмологий. 1982. С. 119, 121). Основными авторами ирмосов в грузинском И. являются преподобные Иоанн Дамаскин (46 канонов), Косма Маюмский (17 канонов), свт. Андрей , архиеп. Критский (15), свт. Герман, патриарх К-польский (14). Кроме того, есть ирмосы патриарха Илии (вероятно, Илии II (III) , патриарха Иерусалимского) (1 канон), мон. Елисея (1 канон), прп. Феодора Студита (2 канона), а также ирмосы канонов с определениями «синайский» (4) и «восточный» (1). В И. XIII-XV вв. (Кекел. А 85; Кут. 22, 564) состав ирмосов незначительно корректируется и стабилизируется. В XVII-XVIII вв. в связи с началом возрождения груз. гимнографии составляются обширные и краткие И. (Кекел. А 418, Н 597, А 59, А 458). Греческий Ирмологий. X–XI вв. (Ath. Lavr. B. 32. Fol. 2v – 3) Визант. списки И. представляют следующую стадию развития этого сборника после той, которая отражена в древних груз. списках. Единственным исключением является фрагмент И.- т. н. Принстонский палимпсест Garrett 24, верхний слой к-рого грузинский (986 г.), а нижний греческий (кон. VIII в.) (см.: Raasted. 1992; Jeffery. 2003). Если в грузинских И. представлен этап расширения и собирания репертуара в единый сборник, то в греческих И.- этап отбора и сокращения общего количества ирмосов, их систематизации и обобщения. Относительно полные списки греческого И. сохранились с X в. Всего от X-XV вв. известно немногим более 40 греческих И. Столь небольшое по сравнению с др. типами певч. книг палестинской традиции число списков может объясняться как вспомогательным, небогослужебным предназначением И., так и его более частым по сравнению с др. певч. книгами использованием ( Velimirovi . 2001).

http://pravenc.ru/text/674073.html

Всего в Иорданской пустыне преподобным Саввой было основано семь обителей. А сам Савва был поставлен патриархом Иерусалимским начальником и блюстителем всех монастырей, находящихся вблизи святого града. Преподобный Савва отошёл ко Господу 5 (18) декабря 531 года. Он прожил 94 года, из них 86 — в монастыре, и был погребён в лавре. Сейчас в лавре покоятся нетленные мощи угодника Божия, от которых люди получают исцеление. Течёт источник со святой водой, что когда-то забил по молитвам преподобного Саввы. Растёт финиковая пальма, которую посадил когда-то святой. Её плоды с верой вкушают женщины, страдающие от бесплодия, — и получают помощь. В лавре преподобного Саввы Освященного подвизались святой Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, Кирилл Скифопольський. Здесь молился первый русский паломник в Палестине игумен Даниил, некоторое время жил святитель Савва Сербский, переводил свои произведения святитель Феофан Затворник. В одном из монастырских храмов хранятся мощи святых мучеников, пострадавших за Христа от иноверцев. На их черепах чудесным образом начертаны кресты — символы веры правой. Строгий монастырский устав запрещает женщинам ступать на территорию лавры. Они молятся за монастырскими стенами. Чтобы по-настоящему научиться любить людей, надо, наверное, вдоволь насладиться одиночеством. А если наполнить своё молчаливое уединение молитвой, то одиночество наполнится Богом. И тогда это драгоценное состояние не захочется разменять ни на какое человеческое общество, даже самое лучшее. Быть может, что-то подобное ощущали отцы-пустынники, не хотевшие покидать свои пещерные келии даже ради общей молитвы? Боясь расплескать тот Божественный свет и смысл, которыми наполнилось сердце за годы ожесточённой борьбы с врагом и горячей, как солнце, молитвы. Но и этого не было достаточно. Надо было плоть, эту прочную связь с миром, умертвить для него: выжечь из неё все страсти и желания, до изнеможения иссушить постом, чтобы потом, полуживую, подчинить духу, окрепшему и расправившему крылья.

http://pravoslavie.ru/97475.html

Как же стяжать это сердечное горение? Ищи укрепления своих человеческих сил в горячей искренней молитве, а более всего в совершении таинства евхаристии, попаляющей семя греховных страстей и соделывающей нас причастниками превосходящего всякое разумение Божеского естества (ср.: 2 Пет. 1, 4). Сегодня мы празднуем Преображение Спасителя — событие, ставшее источником неиссякаемой силы, преображающей всю тварь и всё существо. Явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил радостью и обожил человека (Косма Маюмский. Гимн на Преображение Господне). Не случайно преподобный Серафим Саровский, великий подвижник земли Русской, в своей беседе с Мотовиловым свидетельствует о необходимости стяжания благодати Святого Духа как о цели христианской жизни — жизни Богочеловеческого Тела Христовой Церкви (преподобный Иустин (Попович). Собр. творений. Т. IV). Свято храни верность данной тобою архиерейской присяге. Твердо стой на камне православного учения, да не искусит тебя враг соблазном разделения и непослушания священноначалию. Помни о неразрывной связи епископа с врученной ему местной церковью, наименование которой в соответствии с традицией становится частью имени самого архиерея. Ибо, по слову священномученика Игнатия Антиохийского, где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь (К Смирнянам. Гл. VIII). Архиерей, переставший чувствовать пульс жизни своей епархии, утративший непосредственную связь с клиром и паствой, не выражающий чаяния и духовные устремления своего словесного стада, перестает быть епископом в собственном и изначальном смысле этого слова. Он не может быть блюстителем, ибо его миссия не принимается в таком случае людьми. Да не будет сего с тобой. А для того чтобы избежать подобных искушений, всегда стремись быть доступным для общения не только духовенству, но и православным мирянам и, более того, всякому человеку, вопрошающему тебя о твоем уповании (ср.: 1 Пет. 3, 15). Важно, чтобы клир вверенной тебе епархии чувствовал твое отеческое отношение и осознавал, что все вы вместе, связанные союзом веры во Христа, надеждой на спасение и братской любовью, делаете одно общее Божие дело.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_innoken...

Личное письмо отличается упрощенностью, резким контрастом светлой карнации и притенений, графичностью, обобщенностью типов. Общая цветовая гамма яркая. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. Св. Троица. Роспись купола нартекса кафоликона мон-ря Кесариани, Афины. 1682 г. В куполе изображены Св. Троица (новозаветная), ниже - ангельский чин, Этимасия, Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча, в барабане - фигуры пророков, в парусах - 4 гимнографа (святые Косма Маюмский, Иоанн Дамаскин и Иосиф Песнописец, 4-я фигура повреждена). Основной ярус росписей на стенах образован фигурами святых в рост, среди к-рых большинство преподобные - молодые, с цветами в руках (имена утрачены), старцы (напр., Савва Освященный, Иоанн Лествичник, Феодосий Великий, Нил, Арсений Великий, Антоний Великий). На северном своде нартекса представлены: на восточном склоне 4 сцены из апокрифического «Протоевангелия Иакова» («Отвержение даров Иоакима и Анны», «Молитва Иоакима и Анны», «Рождество Пресв. Богородицы», «Иереи благословляют младенца-Богородицу»), на западном склоне - 4 сцены на сюжеты утренних воскресных евангельских чтений («Апостолы Петр и Иоанн у гроба воскресшего Христа», «Явление Христа в Эммаусе», «Явление Христа Марии Магдалине», «Явление Христа апостолам на море Тивериадском»). На юж. своде изображены евангельские притчи «О мытаре и фарисее», «О блудном сыне», «О добром самаритянине» (на вост. склоне) и «О злых виноградарях», «О беспечном богаче» (Лк 12 16-21), «О богаче и бедном Лазаре», «О сеятеле» (на зап. склоне). В люнетах свода помещены: в южном - «Христос-лоза» в изводе, известном по иконам к-польского мастера 1-й пол. XV в. Ангелоса Акотантоса и его последователей; в северном - «Похвала Богоматери» с «Древом Иесеевым». Их композиции сходны, т. к. связующим элементом являются растительные мотивы - виноградная лоза и стилизованный процветший куст. Среди чинов святости, к-рые играют важную роль в росписях этой части храма, следует выделить образы пророков: их ростовые фигуры со свитками размещены в барабане, поясные - в композиции «Похвала Богоматери», пророки, припадающие на колени, также с хартиями в руках, изображены на арке входа в наос, на зап.

http://pravenc.ru/text/1684251.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010