Иоанн Дамаскин  (родовое имя Мансур, т.е. " победительный " ) (ок.675–ок.754) [греч] – святой, память 4 декабря. Учитель церкви, выдающийся богослов, философ и гимнограф; его называют последним представителем греческой патристики. Известные нам его жития составлены намного позднее времени его жизни, и в жизнеописаниях И.Д. есть расхождения. И.Д. родился в Дамаске, в христианской семье. Получил энциклопедическое образование в греческом духе, по преданию, его соучеником был отрок Косма (впоследствии Косма Маюмский), а учителем был пленный инок из Калабрии (тоже по имени Косма). Его отец, Сергий Мансур, был высокопоставленным чиновником при арабском халифе, и после смерти отца И.Д. унаследовал его должность.  Богословские интересы у И.Д пробудились очень рано Еще в Дамаске И.Д. прославился решительной защитой иконопочитания и обличением  иконоборцев. И.Д. принадлежат знаменитые слова (числом три) " Против отвергающих святые иконы " . В Житии преподобного Иоанна рассказывается, как император Византии Лев Исавр, разгневанный на И.Д. за его сочинения против иконоборцев, отослал халифу подложное письмо, из которого становилось известно о якобы готовящемся заговоре и о намерениях И.Д. свергнуть халифа. И.Д. был заключен в тюрьму и ему была отсечена правая рука. Находясь в заточении, И.Д. долго молился перед иконой Божией Матери, и его рука чудесным образом стала целой и здоровой. О совершившемся чуде узнал халиф, который, после повторного рассмотрения дела, убедился в невиновности И.Д. В благодарность Божией Матери И.Д. заказал из серебра изображение кисти руки и прикрепил ее к иконе. Эта икона получила название Троеручицы. После этого, не долго пробыв придворным, И.Д. вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой (Косма Маюмский) отправился в монастырь Саввы Освященного, вблизи в Иерусалима, в котором  оставался до конца жизни, пребывая  в трудах молитвенных и литературных. Некоторые источники сообщают о том, что И.Д. лишь однажды надолго покинул монастырь, ради обличения иконоборцев на Константинопольском Соборе 754 года. Ему вновь пришлось перенести тюремное заключение и пытки, но удалось вернуться в монастырь.

http://bogoslov.ru/person/2861150

ЖМП 4 апрель 2022 /  20 апреля 2022 г. 14:30 Великому Четвергу воспеваю великую песнь КАНОН ПРЕПОДОБНОГО КОСМЫ МАЮМСКОГО: ГЛУБИНА, ПОЭЗИЯ, СМЫСЛЫ Преподобныи Косма Маюмскии входит в число величайших церковных песнотворцев. Один из его агиографов называет преподобного «тимпаном Богу» и «десятиструннои Псалтирью». Особое место среди творении прп. Космы занимает цикл песнопений, написанныи им для Страстнои седмицы. Рассмотрим глубинные смыслы Канона Великого Четверга, занимающего центральное место в корпусе этих текстов.  PDF-bepcuя. Преподобный Косма, епископ Маюмы (портовый город-спутник палестинской Газы), близкий друг прп. Иоанна Дамаскина или даже его брат 1 , является одним из самых прославленных песнописцев за всю историю православной гимнографии 2 . При этом его произведения — а это прежде всего каноны — не столь многочисленны, как у других знаменитых авторов, таких как свт. Георгий Никомидийский или прп. Иосиф Песнописец. Перу прп. Космы принадлежат лишь 3–4 десятка канонов, преимущественно на главные праздники и памяти особо чтимых святых, однако эти творения составляют, без всякого преувеличения, одну из вершин церковной поэзии.  Их главной особенностью является невероятная насыщенность смыслами при лаконичности изложения. Вместо того чтобы услаждать слушателей обилием сложносоставленных восхвалений, обыгрываниями буквальных значений собственных имен и иной элегантной, но не слишком содержательной риторикой, преподобный в нескольких точно подобранных словах не только поэтично описывает значение праздника, но и нередко касается более общих вопросов христианского вероучения. По степени аккуратности раскрытия сложных богословских тем его произведения, не выходя за рамки поэзии, порой приближаются к лучшим образцам святоотеческих догматических трактатов. Композиционно каноны прп. Космы таковы: в них нет вторых песней; каждая песнь в канонах имеет ирмос и от одного до четырех тропарей; через ирмосы и тропари проходит фразовый акростих — их первые буквы читаются как осмысленное предложение. Богородичны в канонах прп. Космы отсутствуют, а часть ирмосов соотносится не столько с содержанием соответствующей библейской песни (как в большинстве канонов других авторов), сколько с содержанием тропарей: в таких случаях ирмос и следующие за ним тропари развивают одну общую мысль и не должны противопоставляться друг другу 3 . Такая структура канона является промежуточной между ранними примерами иерусалимской церковной поэзии, сохранившимися в грузинском переводе в книге под названием «Древний Иадгари», и классической формой канона, одним из создателей которой и был прп. Косма 4 .

http://e-vestnik.ru/church/velikomu_chet...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Проблема понимания богослужебных текстов и ее решение на примере толкования митрополита Григория Коринфского Православное богослужение окончательно сформировалось в VIII–IX вв. Большой вклад в его развитие внесли выдающиеся византийские стихотворцы VIII в., сводные братья прп. Косма Маюмский и прп. Иоанн Дамаскин. Они составили большинство ирмосов и тропарей, которые по сей день исполняются за богослужением. Однако уже во время их жизни в Византии прихожане испытывали определенные сложности с уяснением смысла церковных песнопений. Сегодня православное богослужение порой становится для прихожан камнем преткновения на пути к Богу, приходится прилагать большие усилия для того, чтобы оно было понятно, а это сделать не всегда легко. Одна из причин – неверный перевод на русский и славянский языки многих песнопений. В уяснении их смысла могут помочь комментарии византийских писателей и поэтов XII в., в числе которых особое место занимает митр. Григорий Коринфский, составивший 23 комментария на богослужебные каноны. В статье чтеца Андрея Викторовича Антишкина проводится филологический разбор двух сложных мест из канона на Пятидесятницу; параллельно приводятся толкования этих отрывков митр. Григорием, которые в доступной форме помогают лучше уяснить смысл не только этих мест, но и всего праздника. Статья Как один из двунадесятых праздников, Пятидесятница имеет два канона на утрени, составленные двумя величайшими песнописцами в VIII в.: прп. Космой Маюмским (первый канон седьмого гласа «Понтом покры») и прп. Иоанном Дамаскиным (второй канон «Божественным покровен»). Комментатор богослужебных канонов митр. Григорий Коринфский составил толкование лишь на один канон прп. Иоанна Дамаскина, поэтому мы остановимся на сложных местах именно второго канона на Пятидесятницу.

http://bogoslov.ru/article/6177679

ЖМП 10 октябрь 2015 /  21 октября 2015 г. 11:40 Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Дамаск и его окрестности Современная Сирия чрезвычайно богата памятниками искусства и архитектуры, в том числе и раннего христианства. Самые древние из них восходят еще к X–VII тысячелетиям до н.э. С приближением войск «Исламского государства» растет угроза их уничтожения. В этой публикации (начало см. 2015) мы продолжаем рассказ о тех святынях Сирии, которые представляют собой не только художественную, но и духовную ценность для христианского сердца. На этот раз речь пойдет о столице этого ближневосточного государства — Дамаске и его окрестностях. Дамаск и вокруг Дамаск — один из древнейших городов мира. По исследованиям последних десятилетий, он упоминается в глиняных табличках из Мари (XVIII век до н.э., под названием Димашка), Эблы и Амарны, а также в списке городов, захваченных египетским фараоном Тутмосом III (XV век до н.э.). На древнем арамейском языке город назывался Даммаск («хорошо политое место»). Много раз Дамаск упоминается в Ветхом Завете (как Даммесек), в том числе как столица царства, которым управлял враг Соломона Резон (3 Цар. 11, 23–25). Во время евангельских событий город, как и другие значительные территории Сирии до реки Евфрат, входил в состав Римской империи с условием автономии. С IV века стал частью Византии. Город со значительным христианским населением активно развивался вплоть до того момента, как был завоеван арабами в 635–636 годах. Но вскоре значение Дамаска снова возросло. В 661–750 годах он был столицей обширного халифата Омейядов. Значительную часть городских жителей продолжали составлять христиане. Секретарем халифа в конце VII — начале VIII века служил уроженец Дамаска святой Иоанн Дамаскин. В городе также роди­лись святитель Андрей Критский (ок. 660–740 годы), возможно, гимнограф Косма Маюмский (сводный брат Иоанна Дамаскина) и агиограф Стефан Савваит (725 — после 807 года).  В XII веке крестоносцы трижды подходили к городу, но взять его не смогли. Несмотря на разграбление города Тимуром в 1401 году и конфликты XIX–XX веков, в городе сохранилось большое количество памятников архитектуры, в том числе и с древнеримской эпохи. Вполне заслуженно центр города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

http://e-vestnik.ru/history/drevnyaya_si...

Песнопение «Достойно есть» Статья из т. 16 «Православной энциклопедии». Москва, 2007 г. «Достойно Есть» [греч. Αξιν στιν; славю Достойно есть], одно из наиболее известных правосл. песнопений во имя Пресв. Богородицы. Текст «Д. е.» представляет собой развернутую похвалу Богородице и состоит из 2 частей, приписываемых разным гимнографам: припева-величания «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» и ирмоса «Честнейшую херувим, и славнейшую без сравения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем» (рус. пер.: «По истине достойно ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Достопочтимую более Херувимов и славную несравненно более Серафимов, без истления родившую Бога Слова, Тебя, истинную Богородицу, мы величаем» (СДЛ. Вып. 1. С. 181-182); дониконовский текст песнопения отличается одной строкой: вместо «без сравнения серафим» полагалось петь «воистину серафим»). Автором гимна «Честнейшую херувим», являющегося ирмосом 9-й песни трипеснца Великой пятницы 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, традиционно считается прп. Косма Маюмский. Согласно Иерусалимскому уставу, это песнопение также служит припевом к евангельской песни Богородицы «Величит душа Моя Господа», которая исполняется в начале 9-й песни канона утрени в большинство из дней церковного года. Помимо этого «Честнейшую херувим» широко используется в богослужении и как самостоятельное молитвословие. О создании величания «Достойно... нашего» повествует предание, записанное ок. 1548 г. протом Афона Серафимом Фииполом (см.: Νον μαρτυρολϒιον... Αθναι, 18562. Σ. 294-296). В посл. четв. X в. на Св. Горе, в небольшой келлии у ц. Успения близ Кареи, подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в кафоликон Протата в Карее. Пока он отсутствовал, келлию посетил некий монах. В предрассветный час, когда инок и монах-странник совершали утреню и пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим», монах предварил песнопение величанием «Д.

http://sedmitza.ru/text/718124.html

Рождество Христово I. Предисловие Замечено людьми сведущими, что наши богослужения обладают великим сокровищем: и не только молитвенно-хвалебного характера, но и глубокого догматическо-нравственного содержания. По ним можно учиться и вере, и жизни. А за православность направления всего этого материала ручается, прежде всего, высокий авторитет составителей его – большей частью святых мужей: святой Роман Сладкопевец 19 , святой Феодор Студит 20 и святой брат его, митрополит Солунский Иосиф 21 , и другой монах Иосиф 22 , святитель Феофан Начертанный, святитель Георгий Никомидийский 23 , а особенно святой Иоанн Дамаскин , святитель Косма Маюмский и многие другие. Но наше богослужение еще утверждается и более чем тысячелетним приятием и одобрением сих песнопений Святою Церковью . Поэтому мы без всякого сомнения можем учиться по нему православному пониманию излагаемых мыслей о вере. А к сему благодатному основанию можно в дополнение прибавить еще и то, что многие авторы богослужений были при всем том и людьми глубоко-образованными вообще, и богословски – в особенности… Впрочем, древняя Греческая Церковь вообще была весьма высоко-культурна по развитию своему; и это образование было распространено даже и среди мирян; отчего так легко было там из светских сановников ставить святителей: например, патриархи Игнатий 24 , Фотий 25 , Тарасий 26 , Никифор 27 и многие другие были прежде мирскими людьми, занимавшими высокие государственные посты. Не говорю уже о монастырях, дававших глубоко богословское образование. Еще нужно отметить, что индивидуальность авторов и их понимания не могла, конечно, несколько не отражаться на характере идей, освещая их преимущественно с лично дорогой и более ими пережитой в опыте стороны; но и это было в духе православном. А главное, они обычно излагали уже установившиеся церковные воззрения, принятые Церковью и впитанные из святых отцов раннейшего периода. Посему богослужение должно считаться голосом Церкви. Однако, наблюдая за глубиною и богатством богослужебного материала, должно сознаться, что первые авторы были несравненно более глубоки, чем позднейшие (и греческие, и русские), и касались догматических мыслей дерзновеннее. Позднее, наоборот, стали наполнять песнопения материалом нравственным или шаблонно-хвалебным. Это объяснялось не только упадком богословского образования, но и падением святого собственного опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Андрей Критский, преподобный Профессиональные интересы: Богословие Краткая биографическая справка: Андрей, архиепископ Критский, или Андрей Иерусалимский (ок. 660–740) [греч] – святой, память 4 июля – великий церковный поэт и проповедник. Родился в Дамаске, до семилетнего возраста был немым, затем обрел дар речи. В четырнадцать лет удалился в Иерусалим, где принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Как человек известный добродетельной жизнью и глубокими знаниями православных догматов, архидиакон Андрей был включен в число иерусалимских представителей на VI Вселенском Соборе, где он противоборствовал еретическим учениям. После Собора А.К. был призван в Константинополь и определен архидиаконом к храму Святой Софии, затем рукоположен в архиепископы города Гортины на острове Крит. А.К –  создатель нового жанра гимнографии,  новой литургической формы — канона. Из составленных им канонов наиболее известен Великий покаянный канон;   канон содержит 250 тропарей и читается за православным богослужением в первую и пятую седмицы великого поста. Мысль о покаянии пред Богом сопровождается многочисленными библейскими примерами святой и греховной жизни древних людей; каждая песнь Великого канона (всего их девять) соотносится с одним из библейских эпизодов. Святитель А.К.  прославил многими песнопениями и Пречистую Деву Марию. А.К создал мощную гимнографическую традицию, которую продолжили великие церковные песнопевцы святые Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Иосиф Песнопевец, Феофан Начертанный. Сохранились также назидательные Слова святителя А.К. на некоторые церковные праздники. А.К. часто бывал в Константинополе; возвращаясь на Крит, в пути заболел и умер на о. Лесбос. 

http://bogoslov.ru/person/2597470

Сортировать по Исключить новости К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы Канон молебный ко Пресвятой Богородице принято читать практически каждый день. Канон обычно состоит из девяти частей. В VII веке канон молебный ко Пресвятой Богородице был просто частью богослужения. Сейчас же этот вид песнопений читается и в келейной молитве. В скорби к Пресвятой Богородице обращаются за утешением, а в радости — с благодарностью. Канон молебный ко Пресвятой Богородице — важная часть православной церковной гимнографии. Среди самых известных авторов канонов: Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. Ниже вы найдете текст канона молебного ко Пресвятой Богородице, который можно не только услышать на богослужении, но и читать дома. Поемый во всякой скорби душевной и обстоянии Творение Феостирикта монаха Тропарь Богородице, глас 4-й К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.  (Дважды) Слава, и ныне: Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Псалом 50 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

http://pravmir.ru/kanon-molebnyj-ko-pres...

Сортировать по Исключить новости Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. 18 апреля, 2014 В Пятницу утром совершаются часы, а после полудня — вечерня с выносом Плащаницы, то есть, по сути, это погребение Христа. Страстная седмица. Великая Пятница. Плащаница посреди храма. Прихожане один за одним прикладываются к ней… и уходят. А я вдруг пугаюсь: куда же мы все? Здесь ведь покойник лежит! Разве бывает такое, чтоб все ушли из дома и оставили покойника одного? В Великую Субботу после утренней службы выясняется, что не я одна вчера испытывала это чувство… О богослужениях Страстной седмицы мы беседуем с Алексеем Кашкиным — кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии, автором учебника для семинарий «Устав православного богослужения». — Алексей Сергеевич, прошлая наша беседа была посвящена Евхаристии, и Вы говорили об «обратном ходе времени»: исторически Божественная литургия вырастает из Евхаристии, а Великий пост — из Пасхи. Как и когда из Пасхи выросла главная седмица года? — Воспоминания последних трех дней Страстной седмицы — Четвертка, Пятка и Субботы — сформировались еще в древности, во втором и третьем веках, практически одновременно с установлением традиции празднования Пасхи, с которой они неразрывно связаны, к которой они нас готовят. А вот богослужение первых трех дней сложилось гораздо позже. Однако в VIII веке эти дни уже праздновались, и гимнописцы VIII века преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин уже сложили свои песни для этих дней богослужебного года. — О Великих Понедельнике, Вторнике и Среде мы думаем гораздо меньше, чем о завершающих Страстную седмицу днях, и в храме в эти первые три дня бываем реже… В чем особенность богослужения этих дней, о чем оно призвано нам напомнить? — Первые три дня богослужение совершается еще по великопостному чину: мы читаем и поем о покаянии, творим земные поклоны. Однако в богослужении этих дней есть особенности, характерные для всей Страстной седмицы. Появляется особая торжественность, хотя еще сдержанная. Все эти три дня на утрене читается Евангелие, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. В Великую Среду на изобразительных (изобразительны — это краткое богослужение, которым завершаются часы и за которым следует Литургия Преждеосвященных Даров) совершается Чин прощения — за грехи, «соделанные во всей Святей Четыредесятнице». Это последнее великопостное богослужение.

http://pravmir.ru/ne-ryiday-mene-mati-zr...

Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетические памятники, гимнографическое богослужебное наследие. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о житии Богоматери явились раннехрист. апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе - «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол.- кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе - «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400, Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV-V вв.). Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем признает достоверность целого ряда сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сир., копт., арм., груз. языки; существуют также его лат. (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиоп., араб. и слав. («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии. Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправосл. идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к внесению памятей главных событий Ее жития в богослужебный годичный круг неподвижных праздников (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. Андрей Критский, прп. Косма Маюмский и прп. Иоанн Дамаскин). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у правосл. христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические лит. традиции Поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях св. отцов (св. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы и др.) на церковные праздники.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010