Молитва преподобном отц нашем Даниил . О преподобне и Богоносне тче нашъ всесмиренно къ теб припадаемъ и теб молимс: не отстпай отъ насъ дхомъ твоимъ, но всегда поминай насъ во свтыхъ и молитвахъ твоихъ къ Господ нашем Христ. Молися да не потопитъ насъ бездна грховна и да не бдемъ врагомъ, ненавидящимъ насъ, въ да проститъ Хтосъ Бгъ нашъ твоимъ предстательствомъ за насъ вс наша, и Своею водворитъ среди насъ и любовь и избавитъ нас козней и навтовъ глада, огня, нжды и скорби, болзней дшевныхъ и тлесныхъ и напрасны смерти: да сподобитъ Онъ насъ, притекающихъ къ рац мощей твоихъ, въ истинной вре и пожити, непостыдны, мирны кончины живота нашего достигнти, и наслдовати царство небесное, и славити пресвтое имя со безначальнымъ цемъ и пресвятымъ Дхомъ во вки вквъ. Аминь. Житие святого благоверного князя Андрея, переславского чудотворца Снятый благоверный князь Андрей происходил от потомков князя Ростислава Мстиславича, а отечество и княжение своё имел во граде Смоленске: год же его рождения и время княжения его неизвестны; но кончину его относить к 1390 году. 13 Смоленское княжество при умножении князей Смоленских (коих в одно и то же время бывало до 17-ти) раздроблено было на мелкие части; почему при дележе достояний происходили ссоры между родичами. Прискорбно было блаженному князю Андрею быть предметом зависти своих братьев и видеть вражду их из-за земных стяжаний. Он восхотел сохранить мир души и пикой непорочной совести своей; почему по смерти своих родителей добровольно отказывается от княжества, раздаёт всё своё имение, совлачается светлых княжеских одежд, облачается в рубища нищих и, в образе нищего, тайно от родных и знакомых, исходит из града Смоленска, оставляет княжество и направляет путь свой к северным странам. Не было у него обдумано заранее места, где бы поселиться ему, чтобы в неизвестности совершать подвиги благочестия; но совершенно предался водительству Божию, творя в пути молитву: «Призри на мя, Господи, и помилуй мя: стопы моя направи по словеси Твоему и да необладает мною всякое беззаконие: избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя». И тако шествуя по многим градам и странам, остановился наконец во граде Переславле- Залесском – и нашёл здесь удобное для своих подвигов место, близ городских ворот, именуемых Никольскими, при церкви святителя и чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

моши Корнилия Молчальника и приказавшего перенести останки преподобного в только что построенную церковь Пресвятой Богородицы Одигитрии Смоленской Борисоглебского Песоцкого монастыря. 698 Варсонофиа Евфимиевна. роду Козинских... – Монахиня, в миру Василиса Ефимовна Козинская. Отец ее Ефим Иванович Козинский имел земли в Переславском уезде, она была родственницей генерал-фельдмаршала И. Ю. Трубецкого и патрираха Иоакима (Савёлова). Жила в покоях царицы Натальи Кирилловны, потом в селе Преображенском при царевне Наталье Алексеевне, соответственно при царевиче Алексее Петровиче, находящемся под ее опекой. Отсюда и происходит ошибочное указание на то, что Варсонофия Козинская была кормилицей царевича Алексея. Остается неясным, сама ли она имела желание постричься или была сослана царевичем Алексеем в ноябре 1708 г. для пострижения в Александрову слободу, в Свято-Успенский женский монастырь, в Синодике которого она упомянута (там же находились ее вклады – Евангелие в позолоченном окладе и мощевики). С 1718 по 1753 г. по именному императорскому указу получала жалованье на свое содержание в монастыре в размере 20 рублей. 699 Алексей Петрович – Алексей Петрович Романов (18.02.1690–26.06.1718) – царевич, старший сын Петра I и его первой жены Евдокии Лопухиной. За тайное бегство за границу Алексей был лишен права на престолонаследие, предан суду и осужден на смерть как изменник. Умер в Петропавловской крепости. 702 Иисусе мой прелюбезный», «Надежду мою в Бозе полагаю», «Ты мой Бог Иисусе, ты моя радосте» – см. коммент. 457. 703 …при нем много потрудися в преписывании всяких сочинений... – Известен основной писец ростовского скриптория святителя Димитрия – Савва Яковлев. К сожалению, кроме имени, о нем ничего неизвестно, вероятно, он был и певчим при Димитрии Ростовском . 704 ...в большой колокол... – В 1682 г. к Успенскому собору по распоряжению Ионы Сысоевича, митрополита Ростовского, пристраивается звонница, для которой были отлиты два колокола «Полиелейный» в 1000 пудов и «Лебедь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он не прерывал молчания своего и теперь, когда жил с братьями. Так прожил он 30 лет, оставаясь во мнении других глухим и немым. Пред кончиною, о которой дал он знать знаками, пошел он к общему духовному отцу, игумену Никольской обители Варлааму, исповедался, причастился св. тайн и по просьбе его облечен был в схиму; только теперь, по просьбе духовника, рассказал он о себе, кто он откуда, как шла жизнь его? Возвратясь в обитель, особоровался св. маслом и в тот же день скончался. Это было 22 июля 1693 г., был похоронен он в часовне, вблизи первоначальника схимника Адриана убиенного. Спустя 9 лет, при построении нового храма, обретены были нетленными мощи его. При освящении храма в честь смоленской иконы Богоматери в 1705 г. святитель Димитрий ростовский , в ведении которого состоял тогда Переяславль, свидетельствовал мощи, и они положены были в новом храме, под спудом. Святитель написал тропарь и кондак преподобному; тогда же написана была икона преподобного. – В ркп. житии записано всего 17 чудес, совершившихся при мощах преподобного до июля 1717 г. имя его внесено и в ркп. святцы. – Иконы его с надписью: «образ пр. Корнилия, переславского чудотворца». И как сильно поражались сердца их тем, что они встречали в св. книгах! Читая о страданиях мучеников, св. Борис обливался слезами и молился: «Господи Иисусе Христе! удостой меня участвовать в св. произволении святых твоих; научи меня идти по их следам. Молю тебя, Господи! да не увлечется душа моя суетою мира сего; просвети сердце мое, чтобы оно знало тебя и твои заповеди; даруй мне дар, какой даровал ты угодникам Твоим». 784 Братья любили отца своего, любили друг друга; любили отца не только по движениям сердца к отцу, но любили в нем наставника своего, любили в нем живой пример благочестия. «Свет очей, моих, говорил Борис, оплакивая смерть отца, не буду я более наслаждаться благим учением и мудростью твоею». 785 Такова же была любовь их между собою, любовь святая! Когда пришлось назначать им уделы, отец назначил (в 1010 г.) для них Ростов и Муром, чтобы иначе значительные пространства не разделяли любящих братьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Он принял его с глубокою покорностью, и стал по-прежнему пещися о благосостоянии новой обители, возлагая всё упование на Промысл Божий. Не прошло года, как преподобный Даниил отказался от управления Горицким монастырём. Управление двумя монастырями тяжело было для благочестивого и ревностного старца. Сердце его главным образом лежало к вновь устроенному им Всехсвятскому монастырю, который особенно нуждался в его руководстве и попечениях – и он на нём сосредоточил всё своё внимание. И Господь не оставлял старца Своею помощью в его заботах о монастыре. Великий князь Василий Иоаннович, узнав о новой иноческой обители, устроенной благочестивым старцем Даниилом, неоднократно посещал её – и всегда ко благу её. В первый раз он посетил обитель в 1510 году. Видя благоговение Даниила, строго выполняемый монастырский устав, скромную простоту иноков, великий князь одарил братию милостынею и установил хлебную дачу на каждый год. Второй раз великий князь был в обители в 1523 году. Увидевши церковь распространённую и другую – трапезную, и число братии умножающееся, он любовался благолепием церковным – и повелел монастырю каждый год давать сугубую хлебную дачу. В третий раз великий князь был в монастыре в 1525 году и слушал в нём вечернюю службу. Услышав, что на ектениях поминают игумена Иова, а не Даниила (он жил ещё в Горицком монастыре), великий князь сказал Даниилу: «Перейди в свой монастырь и живи там, на ектениях вели поминать игуменом себя и устрой братское общежитие; о потребах же не скорби: я сам буду заботиться об обители». Преподобный Даниил повиновался повелению великого князя, и после 30-летнего пребывания в Горицком монастыре (в 1525 г.), на 66 году своей жизни перешёл на жительство в устроенный им монастырь. С новою ревностью начал он устроять иноческий порядок в новой обители. Он ввёл в ней строгое общежитие и не допускал тех беспорядков, которые вкрались в Горицком монастыре; сам списывал жития святых для душевной пользы братии, сам трудился на работах монастырских. Брат великого князя, князь Углицкий Димитрий Иоаннович, когда случалось ему проезжать из Углича в Москву и обратно, всегда бывал на Божедомье – в обители, и жертвовал в неё постоянную милостыню. Пред своею смертью он завещал для обители 150 рублей, на которые преподобный Даниил с прибавлением 60 р. монастырских денег (в апреле 1525 г.) купил сельцо старое Будовское; а чрез два года после сего (1527 г.) за 310 рублей приобрёл ещё сельцо новое Будовское, также со всеми хоромами, лугами, лесом и пустошами. Эти приобретения были хорошим обеспечением новой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

остановится на этом сильном упреке, брошенном нашему монашеству, что он расскажет нам, как в голод 1891–92 гг., посетивший 20 русских губерний, монастыри отворили свои житницы, тратили последние крохи, кормили народ, призревали детей; назовет нового Иосифа, который бы направлял правительственную власть против жестокосердых скупщиков хлеба, а свое обличительное слово против тех «охранителей устоев» и «друзей народа», которые замалчивали голод, писали, что его нет, что голод выдумали неблагонадежные люди, что мужик (лентяй, пьяница и попрошайка) только притворяется, что ему нечего есть, что в деревне неспокойно, одним словом, против тех людей, которые сознательно или бессознательно, но так радикально повредили делу народного продовольствия в тяжелую зиму 1901–1902 года. Почему арх. Никон не написал ничего подобного? Отчего он сделал вид, что не заметил слов г. Круглова о голоде, хотя тот говорит о нем дважды? А потому, мы думаем, что г. Круглов совершенно прав в своем упреке, потому что современный русский монастырь доказал событиями голодного года, что он стоит не на той высоте, на какой стоял под руководством древних подвижников и на которой должен бы стоять всегда. Из песни слова не выкинешь! В голодный год, когда миллионы русского крестьянства обращали к имущим свое нищенское «Христа ради», кто услышал и отозвался на него? Кто пошел в голодную и зараженную деревню открывать столовые, ясли для детей, ухаживать за больными – разве монахи? Нет, не они. Если скажут, что монаху нельзя оставлять монастырь, то мы попросим назвать нам те обители голодавших губерний, которые бы поступили так, как поступали в свое время монастыри преподобных игуменов – Кирилла Белоозерского, Пафнутия Боровского, Иосифа Волоцкого , Корнилия Комельского, Даниила Переславского? Скажут: сам голодающий народ не шел к монастырям, как ходил в древнее время, а мы спросим, почему он забыл об этом, отвык от того и почему его не позвали, не напомнили? Боимся ошибиться, но кажется все участие наших монастырей в помощи народу выразилось тогда в денежной жертве, притом незначительной

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От великаго господина святейшаго Никона, патриарха Московскаго и всея Русии в Переславль-Залесский Данилова монастыря архимандриту Тихону, да келарю старцу Никите. Били есте нам челом, что у вас в монастыре наставник обители, преподобный игумен Даниил, при животе и по преставлении многия чудеса показал и тем ево чудесем есть записка, и образ ево чудотворцев написан, и тропарь и канон сложен ему изстари, и опочивает он чудотворец у вас в монастыре вне церкви, под-спудом, и нам бы вас благоволити велети бы мощи ево чудотворцовы перенести в соборную церковь Живоначальныя Троицы. И как к вам сия наша грамата придёт, и вы б мощи преподобнаго Даниила чудотворца с молебным пением осмотрели – подлинно целы-ль и ни чем невредимы-ль, и в какой одежде опочивает, и какова на нём одежда, и осмотря подлинно, потом отписали к нам к Москве тотчас, а без Государева и без нашего указу мощей чудотворцевых не переносили, и как отпишете к нам, и вам о перенесении чудотворцевых мощей Государев указ будет. Писана на Москве лета 7161 с. 29 (1653) ноября в 1-й день. Грамота сия прочтена была в присутствии всей братии, которая и возблагодарила Бога за такую милость. Чтобы достойным образом приготовить себя к великому делу открытия святых мощей, братия наложила на себя пост. По совершении поста, 18 ноября, с пением «Достойно» архимандрит с некоторыми избранными из братии исходит на гроб преподобного, с благословением берет заступ, с молитвою начертывает крест прямо главы преподобного, и принимается копать землю своими руками. После его начинает копать эконом. Чрез несколько времени на средине гроба показалось отверстие до самого гроба: земля как будто не смела коснуться святого гроба и держалась сама собой! На самом гробе видно было другое отверстие. Эконом опустил туда свечу и увидел бесценное сокровище... Сердца забились в присутствующих. Надежда узреть скоро святые мощи вливала в души их священный восторг. С усердными молитвами к Богу, Пресвятой Богородице и преподобному Даниилу открыли гроб – и увидели лицом к лицу преподобного. Святые мощи его будто помазаны были миром; одежда на преподобном немного подверглась тлению; но венец схимнический на главе его был как новый; лицо его было украшено сединами и обращено было на церковь Пресвятой Троицы, построенную при нём; десною рукою своею держал он мантию. Все сотворили подобающее поклонение святым мощам, отпели панихиду и возблагодарили Бога за такую милость. Потом устроили над мощами его деревянную палатку – и послали эконома с челобитною к государю и патриарху. Вот эта челобитная: 11

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Пенкова 116 , И.Ю. Патрикеева 117 , «Данила Олександровича, прозвища не написано» 118 . Приходилось митрополиту Симону общаться со святыми подвижниками своего времени. Заботясь об открытии монастыря, преподобный Даниил Переславский благодаря содействию Челядниных был представлен Великому князю Василию III. Князь «милостыню повеле дати, и посла его к Пресвященнейшему митрополиту благословения ради» 119 . Митрополит Симон принял старца и беседовал с ним. «И тако святитель старца благослови, и церковь стави[ти] повеле, и грамоту благословенную дая на церковное поставление» 120 . Известна его ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому. На праздник Покрова в 1506 г. митрополит Симон освятил в Кремле «в первое лето государства» князя Василия III храм святителя Николая Гостунского. «И постави князь Великий Василей в церкве икону святаго и великого чюдотворца Николу Гостунского, украсив ю златом и камением драгим и бисером, от неяже многа исцелениа быша и бывают и доныне приходящим с верою» 121 . В 1510 г. «совершиша церковь кирпичну на старом Симанове, Рожество Пресвятыа Богородици; а священна месяца сентября в 1 день, в неделю, пресвященным Симоном митрополитом всеа Русии при архимандритстве Варламове» 122 . К митрополиту Симону по частному вопросу обращался Киевский митрополит Иона (1503–1507). Во время военных действий был взят в плен его сын «Сенька Кривой». «В 1505 г., когда к новому Московскому Великому князю, Василию Ивановичу, приходил посол от Польского короля, присылал и митрополит Иона своего человека к Московскому митрополиту Симону и просил исходатайствовать его сыну Сеньке освобождение из плена на обмен одного боярского сына» 123 . Митрополит Симон был книжным человеком. На одном «Златоструе» была надпись «Дана бысть та книга Симону митрополиту, лета 7013» 124 . Он дал вкладом в Успенский собор 11 августа 1499 г. Евангелие «ко гробу святаго чюдотворца Петра на потребу духовную, на словословение Божие и на спасение» 125 . В его украшении принимали участие два мастера.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Подлинная грамота дана за собственноручным подписанием Преосвященного Питирима, и приложена к ней печать красного воска. На той же грамоте на обороте подписано так: «Сыну и сослужебнику Нашего смирения Борисоглебского монастыря Архимандриту Евстафию». До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за монастырём сим 2.232 души крестьян и три монастыря приписных: а) Рождественский, б) Богословский Удомельский и в) Семёновская пустынь, а по Штатам оным положен во 2 классе. Борисоглебский Переславский монастырь Что на горе, мужской. Находился близ города Переславля Залесского около половины XVIII века; принадлежал он к области Синодальной, потом был загородным домом Архиереев бывшей Переславской Епархии, наконец обращён в кладбищенскую церковь . Строения в нём были следующие: 1) ЦЕРКОВЬ во имя Владимирской Божьей Матери каменная; 2) ЦЕРКОВЬ во имя св. Николая Чудотворца деревянная; 3) ДОМ Архиерейский и кругом оного ОГРАДА с шестью башнями деревянная же. Внутри ограды сей был пруд и сад с плодовыми деревьями. До учреждения Духовных Штатов, было за ним 225 душ крестьян, земли отмежёванной 29 десятин, 1254 сажени. Борисоглебский Песоцкий или на Песках монастырь Мужской, упразднённый. Находился в бывшей Переславской, а ныне Владимирской Епархии, внутри города Переславля, почему и называется монастырь Переславским, а Борисоглебским именуется по церкви во имя св. Князей Бориса и Глеба, в которой почивают под спудом мощи блаженного Корнилия, Переславского Чудотворца. До 1744 года этот монастырь принадлежал и Синодальной области, а с того времени, до учреждении Переславской Епархии, находился в ведении Епархиального Архиерея до 1764 года, в котором по духовным Штатам упразднён. Крестьян было за ним 42 души. Борисоглебский Полоцкий монастырь См. Полоцкий Борисоглебский. Прибавление из VI тома Борисоглебский Смоленский монастырь Мужской, вовсе уничтоженный. Находился близ города Смоленска. Вероятно, тот же, что и Смядин (см. под сим словом); а Смядин монастырь построен на том самом месте, где убит св. Страстотерпец Князь Глеб Владимирович. Архимандрит этого Борисоглебского монастыря Серапион, упоминается в 1566 году, Июля 2 (см. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч. VI, стр. 39). Борисоглебский, что на Устье монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Подписал: Дьяк Семён Комсин. Справил: Гришка Старой. При переписи Новгороду в 1615 году после Шведского разорения было в монастыре сем: 1) храм каменный Преображения Христова; 2) в трапезе деревянный Храм Троица; 3) в приделе Храм Никита Халкидонский. В 1763 году, при сочинении Духовных Штатов, были здания в монастыре сем следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ каменная во имя Преображения Христова. В ней два престола: а) Преображения Христова, б) в паперти ЦЕРКОВЬ св. Никиты Столпника Переславского на южной стороне; 2)  ЦЕРКОВЬ деревянная Введения во храм Божией Матери с трапезой ветхая и к починке не способная; 3) КОЛОКОЛЬНЯ деревянная восьмиугольная, строена Игуменом Варсонофием, вместо каменной, бывшей над приделом Никиты Столпника, очень ветхая и к починке не способная, на ней 5 колоколов; 4) ОГРАДА с двумя воротами на 243 саженях, очень ветхая; 5) за монастырём МЕЛЬНИЦА ветряная очень ветхая, в 67 саженях от монастыря; 6) коровий двор с двумя КЕЛЬЯМИ и сараями длиной 13, шириной 11 саженей; 7) РИГА 12 длиной 4, шириной 3 сажени, при ней гумно деревянное длиной 7, шириной 3 сажени. «Благословение Великого Господина, Святейшего Иоакима, Патриарха Московского и всея Росии, о Святом Духе сыну и сослужителю нашего смирения Корнилию, Митрополиту Новгородскому и Великолуцкому. Били челом Нам, Святейшему Патриарху, из великого Новгорода Юрьева монастыря Архимандрит Иов с братией: в Великом, де, Новгороде есть Спасской Нередицкий монастырь, а в том, де, монастыре только бывает чёрный Священник да братия по человеку, и по два, и по три, а больше не бывает, а в иное, де, время братии и никого не бывает, а крестьян, де, и бобылей за тем монастырём нет ни одного двора, только, де, земли под тем монастырём малое число. Да в Обонежской пятине их же монастырская пустошь Нечаева, а живут на ней и пашут из снопа Новгородцы посадские люди; а смежна, де, та Нередицкого монастыря вотчинная земля с их монастырской вотчинной землёй; и у Новгородцов, де, которые ту землю пашут, с монастырскими их крестьянами в землях бывают многие ссоры и вражда; а у них, де, в монастыре, братство умножилось и монастырь стал подле города и большой Московской и иных дорог.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

После сего архимандрит Иона, в церкви же, начал спрашивать преподобного Даниила: по какой причине и с чьего дозволения и благословения он стал отыскивать мощи? – Преподобный старец отвечал ему: «Я, святый отче, предварительно извещал о том благочестивейшего Государя и преосвященнейшего митрополита, и с их дозволения открыл мощи святого князя. Ныне же благоволил Бог и вашему священству видеть мощи сего святого князя нетленными: вот и образ его на иконе написан, вот и служба ему, стихиры и канон в прежнее время написаны. Не мною это написано, добавил преподобный, – книга, как видите, старая. Спросите и народ, как недужные молитвами преподобного сего получали исцеления: от него вы узнаете всю правду и истину». По требованию архимандрита Ионы и протоиерея Гурия призваны были исцелившиеся, которые вслух всех поведали о себе и о бывших над ними исцелениях так: Приставник над царскими сёлами Иван Окляча объявил, что он много лет страдал головною болью, столь сильною, что не мог кланяться; но как только прикоснулся к святым мощам, тотчас же перестала боль, и теперь он совершенно здоров. Женщина из Переславля сказала о себе: «Три года болело у меня горло так, что не могла говорить и ждала постоянно смерти себе. Когда же обретены были сии святые мощи, я пришла поклониться им, и нашедши несколько крупиц от берёсты, которою обернуты были святые мощи, потёрла ими своё больное горло, и внезапно перестала боль, и я стала говорить: это могут засвидетельствовать мой муж и соседи мои». И они свидетельствовали, что всё то правда. Другая женщина объявила: «Много лет была я слепая и не могла видеть. На обретение сих святых мощей привели меня мои родственники и дали мне несколько крупиц от святых мощей. Ими я потёрла свои глаза и лицо – и стала видеть». После сих неопровержимых свидетельств о нетлении и чудотворении мощей благоверного князя, святые мощи его положили в новый гроб, обвили их плащаницею и совершили службу. Храм святителя Николая с того времени стали называть ещё храмом святого князя Андрея Переславского чудотворца. Это было в 1540 году, в год кончины преподобного Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010