Великому государю святейшему Никону патриарху Московскому и всея России Переславля- Залесскаго Живоначальныя Троицы Данилова монастыря архимандрит Тихон, да строитель Никита у тебя государя, великаго святителя, благословения просят и челом бьют. В нынешнем, государь, во 7161 году (1653) ноября в 1-е, по нашему челобитью в твоей государя святительской грамате писано к нам богомольцам и велено мощи преподобнаго Даниила с молебным пением осмотреть – подлинно-ль целы и ничем невредимы, и в какой одежде он опочивает, и какова на нём одежда, и о том велено отписать к тебе, к великому государю святителю к Москве тотчас, а без государева и без твоего святительскаго указу мощей чудотворцовых переносить не велено; и по твоей государевой святительской грамате мы богомольцы, мощи преподобнаго чудотворца Даниила в 18 день с молебным пением осмотрели. Подлинно и мощи, государь, преподобнаго чудотворца игумена Даниила лежат вкупе, и одежда, государь, на нём иноческая, обвит мантиею и спеленен плетцами, а на голове куколь; и та, государь, одежда поветшала, и была, государь, буря велика по три дни, и как мы чудотворцовы мощи в 7 часу нощи обрели, и милостью Божию и ево чудотворцовыми молитвами, Бог дал нам тишину. А преставился, государь, преподобный игумен Даниил чудотворец лета 7048, а образ ево чудотворцев написан изстари, и канон, и тропарь, и житие, и стихиры. И в прошлом, государь, во 138 году (1630 г.) августа в 14 явился чудотворец Даниил в Переславле-Залесском Горицкаго монастыря крестьянину Василью Куманину, и велел изговорить начальным людям, чтобы приходили к ево чудотворцову гробу и к образу молебствовали, и о том воевода писал к Москве блаженныя памяти великому государю святейшему Филарету патриарху Московскому и всея России, и тот крестьянин Василий Куманин на Москве пред патриархом ставлен и его Василья велено в монастырь постричь, а стихиры, и канон и житие к Москве взяты; и после того в монастырь канон и житие присланы, а стихер не прислано, и о том нам, богомольцам, что ты великий государь, святитель, укажешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Вероятно, появление данной иконографии в главном храме архиерейского дома Переславской и Дмитровской епархии связано с реализацией иконописцами Новоиерусалимского Воскресенского монастыря оригинальной программы иконостаса, в составлении к-рой принимал участие архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) ( Малицкий М. В. История Переславской епархии//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1911. Кн. 13. С. 192-196). С сер. XVIII в. образ Д. присутствует на иконах с изображением сонма Переславских чудотворцев. 14 авг. 1749 г. вышел указ Переславской духовной консистории (с припиской: «с разрешения Синода») с предписанием на всех службах в храмах Переславля-Залесского поминать местных святых - преподобных Даниила, Никиту Столпника и блгв. кн. Андрея ( Свирелин А. И. , свящ. Описание Переславского Никитского мон-ря. М., 1878. С. 71). Во Владимирском соборе Переславля-Залесского находится выполненная в академической манере икона «Переславские чудотворцы» кон. XVIII в. (?), на к-рой Д. изображен в рост, крайним справа. В XIX в. в состав местных святых был введен прп. Корнилий Переславский , и в новых вариантах этого извода Д. изображался 2-м слева, между прп. Никитой Столпником и блгв. кн. Андреем Переяславским (ПЗИХМЗ; икона над ракой Д. в Даниловом мон-ре). В композициях XVIII-XX вв. преподобный изображался в рост, в монашеских одеждах, а не в схиме, в зависимости от колористических задач варьировался цвет рясы. В 90-х гг. XX в. появились иконы, на к-рых кроме местных представлены общерус. святые, исторически связанные с Переславлем-Залесским: блгв. кн. Александр Невский, преподобные Димитрий Прилуцкий и Герасим Болдинский. В совр. произведении из мастерской МДА Д. 2-й справа, между прп. Никитой Переславским и блгв. кн. Андреем ( Сукина. Переславль-Залесский. С. 43). Среди совр. образов выделяется икона 1997 г. письма инокини Екатерины (Омельченко) (частное собрание) - святой изображен оплечно, со спущенным на плечи куколем, на полях иконы слева - свт. Макарий Московский, справа - блгв. кн.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Вследствие сего челобитья царь Алексей Михайлович и патриарх Никон поручили преосвященному Ионе, митрополиту Ростовскому и Ярославскому, освидетельствовать мощи преподобного Даниила. Преосвященный Иона пришёл в обитель, совершил всенощное бдение, освятил воду и отслужил литургию. По окончании литургии 30 декабря митрополит и архимандрит со всем священным собором при стечении множества народа исходят на гроб преподобного – и видят там преподобного, яко живого! Много было при сём зрелище бесноватых и одержимых другими болезнями. Митрополит повелел приводить их ко гробу, и они, по прикосновении ко гробу преподобного, исцелялись от болезней и делались здравыми. Все видели это, убедились в чудотворении мощей, и прославили Бога. Архимандрит Тихон с братиею дал преосвященному митрополиту Ионе прежнюю запись о чудесах преподобного. Митрополит послал вместе с экономом Данилова монастыря эту запись и своё письмо к Благочестивейшему Государю и патриарху Никону , свидетельствуя пред ними с своей стороны о нетлении и чудотворении святых мощей преподобного. Благочестивейший Государь и патриарх Никон, получив сие донесение, повелели над мощами преподобного поставить церковь во имя его и праздновать ему дважды в год: в день его преставления 7 апреля и в день обретения мощей его декабря 30-го. Третье празднование установлено в 1816 году 28 июля по случаю переложения святых мощей его в серебряную раку, в каковой они и почивают в настоящее время. 12 Тропарь, глас г. юности, Блженне, всег себ Гдеви возложивъ, вын повинс Бг, противс же надъ страстьми грховными воцарился ес: тмъ самъ храмъ бывъ и битель красн во слав Престыя Трцы воздвигнвъ, и собранное тобою въ ней стадо Хртово Богогодно оупасши, преставилс ес къ вчнымъ бителемъ, тче моли во единомъ сществ Бга, спастис дшамъ нашимъ. Кондак, глас и. Невечернго свта пресвтлое свтило, чистотою просвщающее всхъ вился еси тче образъ бо и правило инокомъ былъ ес, сиротамъ же цъ, и питатель вдовицамъ: сего ради и мы чада тво любезно ти: радйся благотишное наше пристанище, наставляющее насъ ко свт радйся град нашем великое

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

вышло 12 издание; 7 . 1873 г. Книга для первоначального чтения по Закону Божию; 8 . 1874 г. Начатки учения Православной Веры, в беседах с картинами; 9 . 1874 г. Последование ко святому причащению и по причащении в русском переводе с греческого; 10 . 1875 г. Курс Закона Божия, после 10 изданий, стал издаваться после 1889 г. под заглавием «Наставление в Законе Божием»; 11 . 1877 г. Краткая церковная история с учением о Богослужении Православной Церкви для городских училищ, 1909 г. вышло 7 издание; 12 . 1878 г. Акафист Преподобному Даниилу, Переславскому Чудотворцу; 13 . 1879 г. Описание Переславского Никитского монастыря; 14 . 1881 г. Толковые чтения из Апостола воскресные и праздничные, в 1898 г. Вышли новым дополненным изданием; 15 . 1882 г. Заупокойные чтения из Апостола и Евангелия; 16 . 1886 г. Описание Переславского Феодоровского монастыря; 17 . 1887 г. Чтения из книг Ветхого и Нового Завета, с подстрочными примечаниями и объяснениями славянских слов и выражений по программе церковно-приходских школ, книги 1 и 2; 18 . 1890 г. Уроки по Закону Божию, для приготовительных классов духовных училищ и для домашнего подготовления к 1 классу духовного училищ и гимназий; 19 . 1890 г. Жития святых Переславских чудотворцев: Никиты Столпника, Даниила игумена, Благоверного князя Андрея и Корнилия Молчальника; 20 . 1892–93 г. Церковно-славянский словарь, для толкового чтения часослова, псалтири, октоиха и святого Евангелия, одобрен к употреблению в духовных училищах и церковно-приходских школах; 21 . 1893 г. Православное исповедание Православной Веры в четиих-минеях святого Димитрия Ростовского ; 22 . 1894 г. Житие (подробное) Преподобного отца нашего Даниила, Переславского Чудотворца. 1 Мать его по тогдашнему времени была очень образованная женщина. Она знала всеобщую гражданскую историю, русскую и церковную историю. Она была родная сестра архиепископа Волынского Агафангела. Читать далее Источник: Пятидесятилетний юбилей педагогической деятельности смотрителя Переславского духовного училища протоиерея Александра Иоанновича Свирелина. 21.IX.1850–1900.//Владимирские епархиальные ведомости (Часть неофиц.). 1901. 1. С. 17-29; 2. С. 68-77; 3. С. 123-129. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

За собором - несколько ухоженных могил с простыми, но одновременно изящными крестами над ними, рядом несколько надгробий. Это маленькое кладбище располагается на месте прежнего, " ликвидированного " в 1929 году. Издавна здесь хоронили не только священнослужителей, но и благочестивых мирян, имевших какое-либо отношение к монастырю. Летом многочисленных паломников и прихожан, идущих по аккуратным монастырским дорожкам, окружают благоухающие цветами клумбы, с любовью созданные сёстрами. Из книги: Ермакова Н.Н. Древний, многоликий православный Переславль. Переславль-Залесский, 2017 Никольский монастырь основал уроженец Переславской земли преподобный Димитрий Прилуцкий (+1392) в 1348 году на месте, называемом «на Болоте», поставив церковь во имя святого Николая Чудотворца. Основанный святым Димитрием мужской монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1609 году обитель подверглась полному разорению от польско-литовских захватчиков и лишь в 1613 году возобновилась монашеская жизнь. В 1613 году на место разрушенной обители пришел старец Дионисий, в последствии схимонах и затворник(+1645), сподобившийся увидеть в сонном видении святителя Николая Чудотворца, повелевшего ему возобновить обитель его имени.Его приемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который ,по преданию, стал духовником преподобного Корнилия Молчальника, подвизавшегося в соседнем Борисо-Глебском, что на Песках, монастыре. Еще одним знаменитым насельником стал игумен Питирим (впоследствии епископ Нижегородский и Алатырский). Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне 28-ми метровая шатровая колокольня (1693); летний Никольский собор (1721); теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761). 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперстным крестом. В 1899 году был произведен капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая – Всех святых (1902) в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста.

http://sobory.ru/article/?object=00232

За тем приказывалось ему судить всех и каждого, как по челобитьям духовных, так и мирских людей, в правду, и в особенности донести Митрополиту о принявших христианскую веру инородцах. Снабженный таким наказом в Сентябре 1721 года, Архимандрит Антоний в Марте 1722 года является в Енисейске. Отсюда пишет в Иркутск к строителю Вознесенского монастыря иеромонаху Корнилию, что по разным поручениям Митрополита, также за распутицею, он намерен весновать в Енисейске до раскрытия рек Енисея и Тунгуски, и за тем еще должен сплавать в Туруханск; требует по первому водяному пути прислать в Енисейск большую монастырскую лодку со снастями и парусом, и трех человек работников, да с иеродиаконом Серафимом Месяцевым прислать к нему большой запечатанной сундук, в котором де лежат разные лекарственные вещи, нужные для Туруханского архимандрита Лаврентия, и с тем вместе предписывает о высылке с тем же Серафимом собранных с церквей и часовен окладных денег, и в заключение дает наставление Корнилию, чтоб до его приезда в Иркутску, по посланным указам, к переписи имущества Вознесенского монастыря не приступать, так как у сей переписи должен, до, быть и митрополичий келейник Андрей, который к тому времени должен возвратиться из Якутска. От 2 Апреля 1722 года Корнилий получил из Енисейска новое письмо, при которому Платковский приложил грамотку некоего иезуита Николая Ген, следующую в Пекинский иезуитский коллегиум, и просил Корнилия переслать эту грамотку в Пекин с следующим туда при Преосвященном Иннокентие Кульчицком иеродиаконом. Филимоном. Содержание грамотки, по словам Платковского было то, что езуит был ему должен 100 рублей, и писал к своему прокуратору в Пекин, чтоб там была сделана доверенному от Платковского расплата или коробкою ханского золота, или голью большой руки по тамошней цене. И ты, – писал в заключение письма своего Платковский, – отдай Филимону грамотку езоитскую, и озьми с него росписку, и проси от меня его Филимона и о тех стех рублях, и объяви Преосвященному Иннокентию, Епископу Переславскому с прошением таковым, чтоби буду милостив на нас богомольцев своих, и, сделал бы свою пастырскую милость. А буде за море уехал Епископ, и ты нарочно изъезди на лошадях, чтоби неуихали в китайское царство, и грамотка будет бездельна и деньги пропадут.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ижиков), храм не повторяет архитектуру прежнего, стоявшего здесь и утраченного в 1930-е гг. одноимённого собора XVIII века. Приделы вновь отстроенного собора имеют имена как прежних, так и новых небесных покровителей. Центральный престол - во имя Николая Чудотворца. Два боковых придела, как и прежде, названы в честь основателя обители - Димитрия Прилуцкого и преподобного Герасима Иорданского - святого покровителя Герасима Обухова, который когда-то на этом месте построил храм и был в нём захоронен. Один из новых престолов собора носит имя священномученика Евгения, одного из последних священников Никольской обители, расстрелянного за веру в 1937 году. Другой престол получил имя великомученика Виктора - святого покровителя нынешнего строителя этого храма Виктора Ивановича Тырышкина, ктитора Свято-Никольского монастыря. Попечением этого благотворителя, президента подмосковной строительной " Компании ВИТ " , кроме строительства Никольского храма были проведены огромные работы в Свято-Никольском женском монастыре, такие как реставрация Благовещенской церкви, в том числе роспись иконостаса, строительство звонницы и установка колокола весом 18,5 тонн, реставрация старого келейного корпуса и постройка нового келейного игуменского корпуса, возведение монастырской стены. Впервые свои двери новый храм открыл для прихожан в сентябре 2003 года. В те же годы над центральным порталом собора появилась и чудесная мозаичная икона святителя Николая, выполненная из смальты известным мастером Е.Н. Ключаревым. Восхищает и внутреннее убранство Никольского собора: полы из белого полированного мрамора и гранита разных пород, золочёный иконостас с иконами, искусно выполненный мастерами Троице-Сергиевой лавры, мраморный и резной иконостасы в приделах. Верующие стремятся приложиться здесь к мощам двух переславских святых - князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Чаяния многих людей обращены и к имеющимся в соборе старинным иконам, особое место среди которых занимает образ Святителя Николая с клеймами и частицей мощей чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=00232

Иоанна, архиеп. новгородского, 629, 664, 665, 692, 805. Иоанна юродивого, устюжского,676. Иоанна, затворника киево-печерского, 676, 712–714, 800. Иоанна и Сергия печерских, 676, 713, 714, 800. Иоанна, муч. литовского, 714. Иоанна, муч. казанского, 626, 673. Иоасафа каменского, 658. Ионы, митр. киевского, 675, 692, 811. Ионы, архиеп. новгородского, 671. Иосифа волоколамского, 664, 665. Кирилла, Славян учителя, 674, 723, 725, 726, 727, 770. Кирилла белоезерского, 645, 646, 677, 764, 771, 785, 795, 810. Кирилла новоезерского, 696. Константина, митр. киевского, 714. Константина, кн. муромского, с чады, 800. Корнилия комельского, 676. Кукши, инока киево-печерского, 676, 712–714, 800. Лаврентия, то же, 676, 712–714, 800. Леонтия, еп. ростовского, 599, 630, 644–646, 712, 715, 716, 745, 761, 762, 786, 792, 793. Луки, еп. новгородского, 714. Людмилы, муч., 725, 726, 771. Макария желтоводского, 303, 625, 679, 694. Макария колязинского, 675, 692, 802. Марка, инока печерского, 676, 712–714, 800, 805. Мартина, инока туровского, 719, 724. Мартиниана белоозерского, 696. Матфея, инока печерского, 676, 713, 714, 800. Меркурия смоленского, 671. Мефодия славянского, 724. Михаила и Феодора черниговских, 466, 618, 642, 643, 663–665, 714, 725,771,792. Михаила, кн. тверского, 671. Михаила юродивого клопского, 626, 629, 673, 692, 735. Моисея Угрина, 676, 703, 712–714, 800, 805. Никиты, еп. новгородского, 629, 673, 676, 692, 712–714, 800. Никиты Столпника, переславского, 644, 646, 712, 761, 789, 801, 810. Никодима, инока киево-печерского, 714. Никона, то же, 676, 713, 714, 800. Никона игумена радонежского, 116, 199, 643, 654, 657, 670, 692, 699, 762, 763, 771, 788. Нила столобенского, 672. Нифонта, еп. новгородского, 714. Ольги, кн. русской, 679, 714, 719, 724. Онисифора, инока киево-печерского, 676, 712–714, 767, 800, 806. Павла обнорского, 629, 673, 692. Пафнутия боровского, 563, 622, 692, 791. Петра и Февронии, кн. муромских, 692. Петра царевича, ростовского, 630, 677, 790. Петра, митр. киевского, 643, 646, 680, 681, 713, 786, 789, 792, 805, 811.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Когда он начал оправляться от болезни и проситься опять в затвор; то строитель и братия не пустили его и убедили жить вместе с ними. Преподобный Корнилий опять стал вести прежнюю подвижническую жизнь; ночи проводил в молитве, никогда не опускал церковной службы и исправлял должность пономаря, – трудился по-прежнему в пекарне и поварне, своими руками копал землю, садил овощи и плодовые деревья и ископал кладезь, 19 в котором вода была весьма вкусная и чистая. Господь благословил труды верного раба своего: в саду его росли превосходные яблоки, лучшие во всём городе, и он с любовью подавал их требующим безденежно. В иноческом послушании, при глубоком молчании, преподобный пребыл 30 лет. Тело его было изнурено совершенно; от постоянных трудов при летнем зное и зимнем мразе, при строгом посте и постоянной молитве оно было как сухое дерево; кости его были покрыты одною только кожею. Господь прославил своего истинного подвижника, даровав ему дар прозорливости: многим предсказал он будущее и давал знать знаками о своей кончине. Он всё время был молчальником и, когда предрекал будущее, то помавал своею рукою, как пишущею тростью. Предвидя свою кончину, преподобный пошёл в Никольский монастырь 20 к общему духовному отцу, игумену Варлааму, – исповедался у него и причастился святых Таин, и был по просьбе его облечён в схиму. Теперь только, по просьбе духовника, преподобный сказал о себе, что родом он из Переславля-Рязанского, отца зовут Гордием, мать Феодорою, – что у него два брата родных, – дом их стоял на конце городского посада, и что он ради спасения своей души оставил дом родительский. Возвратясь в свою обитель, он особоровался святым елеем, и чрез несколько часов в тот же день скончался, прожив в Борисоглебском монастыре около тридцати пяти лет. Это было в лето от сотворения мира 7201-е, а от Рождества Христова в 1693 году июля в 22 день. 21 Он был похоронен в часовне вблизи первоначального схимника, Адриана убиенного. История обретения мощей преподобного Корнилия 22 Игумен переславского Никольского монастыря Варлаам, бывший при погребении преподобного Корнилия в 1693 году, как духовник его, доносил Государыне царевне Наталье Алексеевне, что Корнилиево тело нетленно, только малая часть тленна и на груди у него мокрота была, и что ту мокроту он снял и положил в стеклянный пузырёк.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Козарин Дубровской, сын его, да десять человек, тех, которые приходили на пособие Ишуку Бухарину: Богдана, Ивана, Кравчея Тимофея, Конюшева Фёдора. Татарин Ян Туган Бахмет. (Зачем татарина в синодик поместили?) В Коломенском селе – значится имён 21. В Голубине углу Малюта Скуратов с товарищи отделал 39 человек и 4 названных по имени. В Матвейщеве отделано 84 человека, да у трёх по руке отсечено, да названных по имени 32. Нижегородцев 25 имён и татарка Аннакатуна, и так далее. Всех имён, значащихся в синодике, мы насчитали 1 238 человек, в числе их нашли имена: «Печерскаго 19 монастыря игумена Корнилия, инока Вассиана и постника Афонасья». В третьем синодике записано: «Род дворяном и детем боярским, которыя побиты под Псковом в 158 (1650) и тех людей имена, по Государеву Царёву и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Русии указу в синодик записаны»: Новгородцы 19 имён, Псковичи 2 имени, Ржевы-Володимировы 6 имён, Торопчани 7 имён, Лучани 3 имени, Тверитин Луцкие казаки 4 имени. 2. Рукописи XVII столетия Сюда принадлежат первее всего жалованные грамоты Великих Государей и Патриархов. Подлинных грамот, впрочем, нет. В челобитной игумена Никитского монастыря Иова к Государю Михаилу Феодоровичу было прописано, что в 1611 году приходил под Переславль пан Сапега с литовскими людьми и Никитский монастырь разорили, «и жалованныя грамоты прежних Государей и Великих Князей, и всякия крепости поймали и владеть вотчинами и угодьями не почему». Царь Михаил Феодорович и другие за ним следовавшие Государи возобновляли эти жалованные грамоты на владения монастырские; но и этих грамот в подлиннике не оказывается. В 1764 году декабря 2 дня, по указу Переславской духовной консистории, подлинные грамоты при доношении казначея Варфоломея были отправлены в эту консисторию. Такими образом, в монастыре остались теперь одни копии с тех грамот. Эти копии с жалованных грамот следующие: 1) Жалованная грамота Царя Михаила Феодоровича о ведении игумену Никитского монастыря Иову Духовского монастыря с гробли. 7125 (1617) года марта 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010