Митрополит Даниил распорядился сделать описание приходов и их состояния с целью соответствующего обложения данью. В связи с этим старцы Песношского монастыря обратились к Дмитровскому князю Юрию Иоанновичу, чтобы его ходатайством все осталось по-прежнему. Поэтому затем последовали объяснения между представителем князя и митрополита 275 . В 1526 г. митрополит Даниил дал жалованную грамоту преподобному Даниилу Переславскому († 1540; пам. 7 апр.), освободив от уплаты митрополичьих податей приписной к его обители храм. В 1531 г. в Москве находился преподобный Корнилий Комельский († 1537; пам. 19 мая) и испрашивал благословения у митрополита Даниила на построение храма в Сурской пустыни 276 . Митрополит благословил строительство храма и создание обители преподобному Стефану Озерскому 277 († 1542; пам. 12 июня). В 1537 г. в вологодском Спасо-Прилуцком монастыре был построен соборный храм. В надписи на камне в западной паперти говорится о построении храма «по благословению Преосвященнаго митрополита Даниила всеа Руси» 278 . В 1533 и 1540 гг. первосвятитель дал жалованную грамоту в обитель преподобного Саввы Сторожевского о невзимании податей в храмах, находящихся в монастырских вотчинах 279 . Митрополит Даниил давал также жалованные грамоты в Покровский монастырь на Богоне в Переславском уезде 280 , затем в Антониев монастырь в Переславском уезде 281 . Он подтверждал жалованные грамоты своих предшественников по кафедре 282 , дал грамоту Сновидскому монастырю 283 . В самом начале святительства митрополита Даниила для Успенского собора были приобретены недвижимые владения 284 , уточнялись границы митрополичьих владений 285 , по благословению митрополичьи владения давались в оброк 286 . В 1533 г. был мор во Пскове, и в Москве творились молитвы о ниспослании милости Божией псковичам. Великий князь «и отец его Данил митрополит всея Руси прислаша святыя воды от себе с Москвы на освящение православным христианом. И оттоле нача Божие милосердие быти во Пскове, помале и поветрие преста» 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Преподобный Даниил ещё при жизни своей прославился даром чудес. Два больных инока получили исцеление молитвами его. Однажды преподобный отправился с купцами в Новгород по нуждам монастыря, особенно же для приобретения икон. На дороге, недалеко от Калязина, напали на них разбойники. Купцов стали мучить, выпытывая у них деньги, а преподобный Даниил, уклонясь в хижину, стал на молитву. Разбойники хотели сжечь хижину и в ней Даниила; но сколько раз ни зажигали её, огонь погасал: страх напал на них – и они разбежались. Впоследствии их поймали; судьи дали знать преподобному Даниилу, чтобы он предъявил иск на них. «Не могу мстить», – отвечал святой старец. В 1539 году преподобный Даниил, удручённый старостью и ослаблением своих сил, призвал братию и сказал ей: «Возлюбленные о Христе отцы и братия! Бог собрал вас на место сие в прославление имени Своего, и Пречистыя Своея Матере и всех святых – и вы обещались для спасения своей души работать Ему до смерти своей, и меня имели общником ваших молитв и подвигов. Ныне видите, что я состарелся и ослабли силы мои так, что я уже не могу быть начальником вашим: изберите сами на место моё, кого вы хотите». С великою скорбью услышала братия завещание старца-подвижника – и, повинуясь ему, избрала на место его постриженника его, старца Илариона. Но и в старости добрый, оставив настоятельство, преподобный не оставался без дела. В последний год своей жизни (1540 г.) он путешествовал в царствующий град Москву – и ходатайствовал пред царём и митрополитом о возобновлении обветшавших Переславских церквей во имя святого Предтечи Иоанна и Святителя и Чудотворца Николая. При этом он объявил царю и митрополиту, что у ветхого храма Святителя Николая лежат в земле мощи князя Андрея Смоленского, которому в прежние времена была служба и образ его был писан на иконах – и просил царского позволения и святительского благословения на открытие мощей его. Царь и митрополит приказали построить новые храмы на место обветшавших на иждивение царское и вместе дозволили осмотреть мощи святого князя Андрея. В том же году попечениями преподобного Даниила и обретены были честные мощи святого князя Андрея, Переславского чудотворца. Исполнивши во благих желания сердца своего, имевши радость видеть на необитаемом прежде месте обитель красну иноческу, поживши в ней 15 лет, преподобный Даниил в глубокой старости, на 81-м году своей подвижнической жизни отошёл с миром к Господу и погребён честно в устроенной им обители. Это было в лето от сотворения мира 7048-е, а от Рождества Христова 1540-е, апреля в 7 день, в 6 часов дня в среду, 2-й недели по Пасхе. Обретение и открытие святых мощей преподобного Даниила

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

—573— и там их питали, и покоили. В это тяжелое время запасы обители не оскудевали 730 . В своем последнем по- —574— учении братии преп. Корнилий распоряжается, чтобы в день его памяти кормили нищих остатками от братской трапезы: «Да егда творите память мою, и оставшая останцы братской трапезы сия подавайте братии Христове – нищим» 731 . Устав этого подвижника предполагает благотворительность монастыря, как его обязательное дело. Запрещая самовольную милостыню каждому частному иноку, чтобы под этим предлогом не нарушалась строгость общежития, преп. Корнилий предписывает трудящимся все сработанное сносить в казну, – «ниже в милостыню дают», «милостыня бо в монастыре и нищелюбство обща суть» 732 . Преп. Даниил Переславский († 1540), постриженик Боровской обители, также усердный благотворитель. Он был духовным отцом мирян и успешно действовал снисходительным обращением с грешниками, «благим и мило- —575— стивым рассуждением увещевая» 733 . Далее в житии говорится: «Страннии же, приходящии в монастырь той, покой у него в келии приимаху. Умерших же различными бедами и поверженных зверем на снедение и сих на раме своем взимаше и в божедомской гробнице полагаше с подобающим пением и божественную литургию служаше за оных» 734 . Погребение умерших безвестною смертью было главным видом благотворительных забот Переславского подвижника. На месте «божедомской гробницы» для поминовения усопших он поставил сначала церковь , а потом открыл здесь и свой монастырь. Второй его подвиг – это уход за больными. «Некогда же виде вне монастыря три мужи клосны (увечные) и болезнены вельми у ограды повержены, ихже повеле взяти в монастырь и покоити их. Мнози же ведуще нищелюбие, и приношаху нужных (несчастных) человек и болезненных и от зверей уязвляемых, убожества же ради неимущих, чим питати их ни врачевати, и сих поверзаху у монастыря. Он же с радостию взимаше их в монастырь препитая, и врачевати веляше» 735 . Таким образом не будет большой неточностью сказать, что монастырь преп. Даниила превратился в больницу и богадельню. Случился голод в переславских пределах. Хлеба стало мало даже на торгу. В обители преп. Даниила было тогда немало братии «и мирян довольно» и потому монастырские запасы быстро истощились. Преподобному донесли, что муки мало, не хватит на неделю, а до нового хлеба оставалось еще около восьми месяцев. Подвижник «сам прииде к житнице и виде муки мало, вящше триех оков 736 . И тогда прииде к нему вдовица убога и хотяше умрети от глада и с чады своими. Святый же наполни мешец муки

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1699 году, когда нужно было копать рвы для фундамента новой каменной церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери, строитель Борисоглебского монастыря Адриан с братиею просил митрополита Рязанского Стефана, блюстителя патриаршего престола, перенести гроб преподобного из часовни. Митрополит изъявил своё согласие. Гроб преподобного Корни- лия был перенесён из часовни и поставлен на том месте, где была ризница. При этом находился священник Рождественского собора в Московском кремлёвском дворце Василий, духовник царевны Наталии Алексеевны, впоследствии Даниловский архимандрит Варлаам. В 1702 году приходила помолиться ко гробу Корнилия одна слепая девица, и как помазали тою мокротою от преподобного глаза её, возвратилось к ней зрение – и она стала видеть. Тогда Царевна Наталия Алексеевна положила намерение: когда будут церковь святить, тогда б и гроб Корнилиев, раскрыв, осмотреть. В 1705 году окончена была постройкою церковь Смоленская. На освящение её Государыня царевна звала митрополита Рязанского Стефана, чтобы в то же время осмотреть и гроб Корнилиев. Митрополит Стефан отказался за немощью своею и велел звать для того Ростовского митрополита Димитрия. Святитель Димитрий, в присутствии Государыни царевны, освятил церковь 23 и свидетельствовал мощи преподобного. Тут же допрашиваема была и та девица, которая была слепа и стала видеть от помазания тою мокротою, что снята была с груди Корнилия – и взята была у той девицы сказка за рукою родного брата её. С того времени и Государыня царевна, и святитель Димитрий стали почитать Корнилия за святого. Государыня царевна приказала столярам своим сделать новый кипарисный гроб и обить парчою. А святитель Димитрий приказал священному чину положить в этот гроб святые останки преподобного и под них бумажник. Убранные таким образом святые останки снова осмотрели Государыня царевна и святитель Димитрий и перенесли в церковь и пели панихиду и поставили на место, где и доныне обретаются. 24 С тех пор стали изображать преподобного Корнилия на иконах, а святителем Димитрием тогда же в честь его были написаны тропарь и кондак 25 и, после, молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

От 2 апреля 1722 г. Корнилий получил из Енисейска новое письмо, при котором Платковский приложил письмо некоего езуита Николая Ген, следующее в Пекинский езуитский коллегиум, и просил Корнилия переслать это письмо в Пекин с следующим туда при Преосвященном Иннокентии Кульчицком иеродиаконом Филимоном. Содержание письма, по словам Платковского, было то, что езуит был ему должен 100 р., и писал к своему прокуратору в Пекин, чтоб там была сделана доверенному от Платковского расплата или коробкою ханского золота, или голью большой руки по тамошней цене. «И ты, – писал в заключение письма своего Платковский, – отдай Филимону грамотку езоитскую, и озьми с него росписку, и проси от меня его Филимона и о тех стех рублях, и объяви Преосвященному Иннокентию, Епископу Переславскому, с прошением таковым, чтоби бул милостив на нас богомолцев своих и сделал бы свою пастырскую милость. А буде за море уехал Епископ, и ты нарочно изъезди на лошадях, чтоби неуихали в китайское царство, и грамотка будет бездельна и деньги пропадут». В мае того 1722 г. иеродиакон Серафим принял от Корнилия сундук за печатьми Платковского, и отправился в Енисейск. А между тем Корнилий еще получил от Платковского письмо без показания года, месяца и числа. В конце писано: «буде караван придет из Китая, и ты купи китайки разноцветной, за какия бы ни было деньги, тюней десять вишневой да железной. Та будет Федор Стефанович Истопников привезет из Китаю грамотки или гостинцы, як и та обери. Та священник Иван Егорьев буде из Китаю приехал, и ты напиши за море извещаючи о мне, чтобы он приехал в подобное время в Иркутск, бо на нем есть много долгу». После сего архимандрит Платковский, презрев дальнейшим поручением от митрополита, в июле следующего 1723 г. неизвестно какими судьбами является вместо Якутска и Нерчинска в Тюмени, где пребывал на покое благодетель его архиеросхимонах Федор, бывший митрополит Тобольский. Чрез замедления пропуска епископа Иннокентия в Китай не воскресла ли у Платковского надежда во что бы то ни стало быть там начальником Духовной миссии? Не эта ли надежда направила путь его вместо Иркутска сперва в Тюмень, а потом и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

113 Житие со службою и с некоторыми чудесами сего св.Князя отпечатано в 1825г. в особой книге на славянском языке в типографии Св.Синода. Здесь помещается краткое из него извлечение. 114 Об имени отца и братьев в свитке не сказано было ничего, апотому нельзяопределить, кто был сейКнязь икогдаименно жил. Да и сами родословные росписи Князей Смоленских ничего не объясняют. 115 Церковь эта ныне каменная, построена в XVI веке, на месте прежней деревянной, сгоревшей вскоре после открытия мощей св. Князя, с двумя пристроенными приделами в 1814 г, из коих по правую сторону настоящего храма, посвящен придел во имя св.Князя Андрея Смоленского, по левую – во имя св.Великомученика Димитрия Мироточца. В том же столетии при этой церкви открыт был женский монастырь, и назывался Николаевским, что пред вратами града (И.Р. Иер. 4, 545 ). Монастырь этот существовал до учреждения штатов. 116 Жизнь преп. Игумена Даниила почерпнута из рукописного жития, хранящегося в Переславском Троицком монастыре. Вкратце это житие помещено а) в Степ. Книг. под степенью 16, б) во 2-й части Русского Временника и в) в прол. под 7 числом апреля. 117 Мать преп. Даниила по смерти супруга своего приняла иночество с именем Феодосия, и по кончине своей погребена в новоустроенном преп.Даниилом монастыре. 118 Иоанн Васильевич (Грозный) крещен в 1530 г, сентября 4 в Сергиевой Лавре, а Георгий в 1532г, 30 октября у Богоявления на Троицком дворе. Истор. Кар. т. VII стр. 96 пр. 312. 120 До учреждения духовных штатов Козма Васильевич Крестовников был служителем в обители преподобного, а потом сделался – г. Переславля 1-й гильдии купцом и коммерции советником. Уготовляя раку, Крестовников часто говорил: «Я прежде был служкой у преп.отца нашего Даниила и верю, что его святыми молитвами приобрел великое имущество, почему и приношу сию сокровищницу в дар великому своему господину и молитвеннику». Рака стоила Крестовникову 42565 р. ассигнациями. 122 Над гробом Корнилия находится деревянная, вызолоченная, под такою же сению, рака, устроенная усердствующими к его памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

31 . Пр. КАССИАН, Грек, Угличский, преставился в XV веке, Мая 21. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 21. Век XVI 1 . Пр. ИОСИФ, Игумен Волоколамский, преставился в 1516 году, Сентября 9, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Сентября 9. 2 . Св. СЕРАПИОН, Архиепископ Новгородский, преставился в 1516 году, Марта 16. Св. мощи его, в 1516 году, Апреля 7, обретённые почивают в Троицкой Сергиевой Лавре близ церкви Св. Троицы на южной стороне. Смотри Пролог и Четь Минею, Марта 16. 3 . Св. ИОАНН, Князь Угличский, в монашестве Игнатий, преставился в 1522 году ,Мая 19. Св. мощи его почивают в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре под алтарём с Пр. Димитрием Прилуцким. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 19. 4 . Пр. АРТЕМИЙ Веркольский, преставился в 1538 году, Июня 23. Св. мощи его, в 1577 году обретённые, почивают в храме, во имя его созданном. Смотри Пролог и Четь Минею, Октября 20. 5 . Пр. АЛЕКСАНДР Свирский, преставился в 1533 году, Августа 30, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Августа 30. 6 . Пр. КОРНИЛИЙ Комельский, преставился в 1537 году, Мая 19, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 19. 7 . Св. КИРИЛЛ, Игумен Новоезерский, преставился в 1537 (а по Следованной Псалтири – в 1533) году, Февраля 4, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в обители его открыто. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Февраля 4. 8 . Св. ИАКОВ Юродивый Боровицкий преставился в 1540 году (а по Следованной Псалтири около 1552 года), Октября 23, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Новгородском Иверском монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 23. 9 . Пр. ДАНИИЛ, Архимандрит Переславского Горицкого монастыря, преставился в 1540 году, Апреля 7. Св. мощи его почивают в созданной им обители в соборной церкви. Смотри Пролог и Четь Минею, Апреля 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

3 иконы Иоанна Златоустог о. 2 иконы Иоанна Богослова. (л. 62) Алексея митрополита Московского и всея Руси чудотворца 26 икон, тут же 2 иконы Петра митрополита да 2 иконы Петра и Алексея, Ионы Московских. Никиты епископа Новгородского чудотворца 147 икон; оклад серебрян золочен, басемный. Варлаама Хутынского чудотворца 172 иконы. Леонтия и Исаия, Игнатия Ростовских чудотворцев 211 икон. Одного Леонтия Ростовского ж чудотворца 156 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Александра Невского 115 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Пафнутия Боровского чудотворца 3 иконы. Дмитрия, Игнатия Вологодских чудотворцев 120 икон, оклад басемный, серебрян золочен. (л . 63) Благоверного князя Феодора и чад его Давида и Константина Ярославских чудотворцев 71 икона, оклад серебрян золочен, басемный. Дмитрия Вологодского Прилуцкого чудотворца 33 иконы, оклад серебрян, басемный. Николая чудотворца 16 икон, оклад серебрян золочен, венцы резные, и в том числе 4 иконы поставлены с иконы Чудо архистратига Михаила. 3 иконы Иосифа Волоцкого чудотворца, поставлены с Евфимием же Суздальским. 3 иконы Корнилия Комельского, оклад серебрян басемный, поставлены с Евфимием же Суздальским. 2 иконы Макария Калязинского чудотворца, – поставлены с Евфимием же Суздальским. 7 икон Макария Унженского. 3 иконы Соловецких чудотворцев, – поставлены с Евфимием же Суздальским. (л. 64) Евфимия Суздальского чудотворца 28 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Антония Сийского чудотворца 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный. Никиты Столпника Переславского чудотворца 6 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Екатерины Христовы мученицы 16 икон, оклад серебрян золочен, басемный. Святого славного Христова мученика Георгия 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный. Павла Обнорского 4 иконы, оклад серебрян, басемный. Алексея человека Божия 3 иконы, оклад серебрян, басемный, венцы резные. Ефросинии Суздальской 4 иконы, оклад серебрян золочен, басемный, поставлены с Евфимием Суздальским. (л. 65) 6 икон Авраамия Ростовского чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

68 о народном обучении. • Владимирские Епархиальные Ведомости. 1868 г. общежития при духовных училищах; 1869 г. о времени летних вакаций; 1870 г. 21 и 22, об участии духовенства в делах училищных и об одежде учеников. • Подольские Епархиальные Ведомости. 1866 г. о сущности и цели истинного образования. • Православное Обозрение. 1861 г. о духовных училищах и заметка на § 85 училищного Устава; 1880 г., о преподавании Закона Божия. • Современный листок. 1866 г. о преобразовании духовных училищ. • Земледельческая газета. 1859 г. 39, откуда взять учителей для сельских школ? • Русский Педагогический Вестник. 1861 г. о публичных испытаниях, о частных уроках в провинции. • Церковно-Общественный Вестник. 1881 г. 67, о приемных экзаменах в семинарию. • Русь, издаваемая И. С. (Скворцовым) Аксаковым. 1884 г., к вопросу о пересмотре училищного Устава; 1886 г. 31, наши гимназии. • День, издаваемая И. В. Скворцовым. 1888 г. 34, о преподавании русского языка; 1890 г. 766, аттестаты зрелости с тройками. • Гражданин. 1878 г. О народном образовании. Кроме того, много статей о вопросах и запросах современной жизни помещено в газетах: Голосе, Северной Пчеле и Церковно-Общественном Вестнике. Из них более видные напечатаны: В «Северной Пчеле» 1862 г. о пробуждении деятельности в духовенстве; 1863 г. 84, о выборном начале в духовенстве. В «Церковно-Общественном Вестнике»: Вдовство и сиротство в духовенстве (1874 г. 56, 57:58), Духовенство и общество (1874 г. Труды, изданные отдельными книгами: 1 . 1858 г. Объяснение храма, его принадлежностей, утвари и праздников церковных; 2 . Описание Переславского Данилова монастыря; 3 . 1861 г. Корнилий, Переславский чудотворец; 4 . 1864 г. Толковые Евангелие воскресные и праздничные; в 1897 г. вышли дополненным 8-м изданием; 5 . 1868 г. Православная Вера, в 3 частях; в 1891 г. переведена на японский язык Саввою Хорие под заглавием: «Сейкео Дукухон»; 6 . 1872 г. Церковный Устав с кратким изъяснением Богослужения Православной Церкви, – руководство в духовных училищах, в 1899 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

694 ...при царских дверех...– Царские врата – главные врата иконостаса, ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. 695 читал же тое поучение, от него самаго прежде приготовленное, по тетради един из певчих. – Сохранилось две прочитанные в Ростове проповеди на память святаго великомученика Димитрия Солунского, одна из них сохранилась не полностью и датируется 1705 г. 696 …из города Переславля Залесскаго обители преподобнаго Даниила столпника... – Имеется в виду Свято-Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском. Монастырь был основан в 1508 г. преподобным Даниилом Переславским, в то время иноком Переславского Никитского монастыря (1460(?)–07.04.1540). который впоследствии стал духовником царя Василия III и по преданию был крестным отцом царя Ивана Грозного. В первые десятилетия своего существования монастырь пользовался покровительством московской великокняжеской семьи; значительно пострадал и утратил свое влияние в Смутное время, вновь отстраивался во второй половине XVII в. 697 ...архимандрит Варлаам– Варлаам Высоцкий (1665–05.08/25.07.1737) – игумен Борисоглебского Песоцкого монастыря в Переславле-Залесском (1704–1709), архимандрит Переславского Свято-Троицкого Данилова монастыря (1710–1726), архимандрит Троице-Сергеева монастыря (1726–1737), духовник императрицы Анны Иоановны, царевен – дочерей царя Алексея Михайловича – Натальи, Екатерины, Марфы, Феодосии, Марии, царицы Прасковьи Федоровны и ее трех дочерей. Присутствовал на коронации Екатерины I, участвовал в погребении Петра I, принимал участие в чреде богослужений при императорском дворе, в 1730 г. был назначен в состав конференции Синода с Сенатом, но ни разу не был на заседаниях. В 1734 г. основал Троице-Сергиеву приморскую пустынь на Петергофской дороге, где и был погребен в 1737 г. Варлаам сыграл важную роль в распространении почитания переславских святых, в частности преподобного Корнилия Молчальника, переславского чудотворца, начало канонизации которого было положено Димитрием Ростовским , освидетельствовавшим в 1705 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010