В обители существовало три храма: первый - памяти свв. великомученика Никиты; трапезная в честь Благовещения Богородицы; над святыми вратами монастыря - церковь Архангела Гавриила. Наиболее интересное сооружение монастыря - Никитский собор (1561-1564), пристроенный к более ранней Никитской церкви, ставшей его южным приделом. Сам собор представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным перекрытием. Нынешнюю четырехскатную кровлю собор получил в XVIII веке. Для симметрии с северной стороны пристроен Всехсвятский придел. В храме прп. Никиты над его мощами была устроена чеканной работы серебряная рака, при ней находились вериги. У южных стен монастыря находится трапезная с Благовещенской церковью (XVII в.). В одном из помещений трапезной останавливался Петр I во время приездов в Переславль. Шатровая колокольня (1668) примыкает к трапезной. Вблизи монастыря находится часовня (1702), представляющая собой два цилиндрических объема, увенчанных главкой. Она сооружена на месте легендарного исцеления черниговского князя Михаила. Близ храма был построен каменный столб на месте того столба, где подвизался преподобный. В ризнице обители имелось множество дорогих предметов и дорогих вещей из утвари, подаренные Анастасией Романовной (супругой Ивана Грозного), патриархом Филаретом. С 1994 г. монастырь становится действующим. В храме под спудом находятся мощи прп. Никиты и мощи прп. Корнилия Переславского. При монастыре находится целебный источник прп. Никиты. Никитский монастырь, 3 класса, общежительный, в 3 верстах от города Переяславля, в 19 верстах от железнодорожной станции Берендеево. Известен был в XII веке под именем лавры. В 1611 году монастырь был разорен литовцами, а затем был восстановлен, благодаря щедротам царя Михаила Федоровича. Здесь подвизался преподобный Никита Столпник (см. 24 мая); над мощами его в соборном храме его имени (освященном в 1574 году) устроена серебряная, чеканной работы, рака; при ней вериги пр. Никиты. Близ храма, на месте столпа, где подвизался преподобный, сделан каменный столп. В числе церковной утвари есть вклады Анастасии Романовны (супруги Иоанна Грозного), Михаила Федоровича, патриарха Филарета и бояр. В церкви Благовещенья замечательна художественно-вышитая икона преподобного Никиты — дар Анастасии Романовны. Ежегодно 24 мая и 21 июля совершаются крестные ходы из города Переславля в монастырь. При нем школа.

http://sobory.ru/article/?object=00441

В первый день недели по смерти Иисуса Христа, называемый ныне Воскресным, она весьма рано с приготовленными ароматами пришла ко гробу Господа, чтобы помазать тело Его. Не нашед тела Господа во гробе, она поспешно возвестила об этом Апостолам Петру и Иоанну и снова притекла ко гробу, стояла в недоумении и плакала. В сокрушении сердечном она приникла ко гробу, и первая услышала от Ангелов радостную весть о воскресении Господа ( Ин. 20:1–13 ; Лк.24:1–6 ); потом первая увидела и исповедала воскресшего Господа, и первая принесла ученикам Его благовестие о воскресении Его ( Мк.16:9–10 ; Ин.20:14–18 ). По вознесении Иисуса Христа на небо, Магдалина вероятно пребывала в единодушной молитве с Апостолами и с Марией, Матерью Иисуса Христа ( Деян.1:14 ). По сказанию Никифора, Кедрина и Константина Манассия, Магдалина много потрудилась для проповеди Евангелия; путешествовала в Рим ( Рим.16:6 ); представши пред императора Тиверия, она поднесла ему красное яйцо и обвиняла перед ним Пилата в несправедливом осуждении Иисуса Христа. Из Рима равноапостольная благовестница пришла к Иоанну Богослову в Ефес и там, послужа с Апостолом спасению человеков, окончила свою земную жизнь и погребена. По мнению западных, Мария Магдалина будто бы скончалась в Галлии в Провансе и погребена в Марсели, жителей которого она обратила ко Христу. В IV веке отцы Церкви Амвросий, Златоуст, Августин и другие прославляли равноапостольную в своих поучениях. В V веке, в царствование Греческого императора Льва I, мощи её перенесены из Ефеса в Константинополь. В том же V веке Анатолий Константинопольский, в IX – Византии и Феофан Никейский написали многие песнопения на день св. равноапостольные Марии Магдалины. Церковь , совершая память её, прославляет её славной ученицей Слова, всюду возвещающей слово благодати спасения и уловляющей многих, прельщающихся неведением. На литургии в день Марии Магдалины чтением Апостольским Церковь свидетельствует, что Апостолы имели власть водить с собой жены из сестёр, между коими была и Мария Магдалина ( 1Кор.9:2–12 ); Евангельским благовествует о жёнах, исцелённых Спасителем от злых духов и болезней, и в благодарность за это служивших Ему своим имением, между коими была и Мария Магдалина ( Лк.8:1–3 ). 273 Ркп. житие преп. Корнилия у Ундольского и в Переяславской Борисоглебской церкви. Оно почти буквально, в Русском переложении, напечатано свящ. Свирелиным: преп. Корнилий Переславский чудотворец, Μ. 1861 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Июль. – 332, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В трёх верстах от Переславля к северу стоял мужской монастырь во имя великомученика Никиты, пострадавшего и сожжённого в 372 году в Готфии. 1 Туда и пришёл потрясённый страшным видением Никита. Явившись к игумену, он пал к ногам его и плакал горькими слезами. «Что за скорбь у тебя, сын мой?» – спрашивал игумен. Никита исповедал ему все грехи свои, рассказал бывшее ему видение и слёзно просил принять его в обитель. «Вино ново, – заметил ему игумен, – вливают в мехи новы, а когда вливают его в мехи ветхи, то и мехи прорвутся и вино прольётся. Столько лет, сын мой, жил ты по своей воле, небрежно, без всякого послушания – и ныне ли можешь жить в послушании в монастыре и трудиться трудом иноческим?» – «Отче, – отвечал смиренно Никита, – исполню, что ни повелишь ты...» Тогда игумен на первое послушание назначил ему три дня стоять при вратах монастырских и исповедывать всем грехи свои. С глубоким смирением принял Никита первое послушание настоятеля, и вышел он пред враты монастыря, с искренним раскаянием исповедуя грехи своей жизни всем входящим в монастырь и исходящим из него. Во второй день плача о своих грехах, увидев недалеко от монастыря низкое болотистое место, он пошёл туда и, сняв с себя одежду, сел нагой в тростник, предавая грешное тело своё на истязание комарам, мошкам и паукам. После 3-х дней игумен, вспомнив Никиту, послал одного инока посмотреть, что он делает у врат монастырских. Брат, не найдя Никиту у монастыря, пошёл искать его за монастырём, и нашёл его лежащим в болоте, всего покрытого мошками, комарами и пауками, облитого кровью от изъязвления их. Рассказал он об этом игумену. Игумен с братиею сам пошёл к страдальцу, и, увидев его в таком ужасном положении, спросил: «Что это ты делаешь, сын мой?» Преподобный, истаивая от боли и изнеможения, едва мог проговорить: «Отче! спаси погибающую душу». Тогда игумен облёк его во власяную одежду и, взяв его за руку, ввёл в монастырь и постриг в иноческий образ. Принявши иночество, преподобный Никита всем сердцем и всею душою начал подвизаться ради Бога, в тесной келии, в строгом воздержании и посте, он проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Димитрием (Туптало) , митр. Ростовским. При содействии В. было установлено почитание схим. Сергия († 1685), его гробница находилась в переславском Феодоровском мон-ре, а также убитого разбойниками схим. Адриана. Деятельность В. по прославлению новых чудотворцев находилась в противоречии с религ. политикой Петра I . 10 февр. 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиак. Пафнутия в Переславле начала свою деятельность комиссия, в к-рую помимо протоинквизитора входили синодальный секретарь Варлаам (Овсянников) и игум. костромского Ипатьевского мон-ря Гавриил (Бужинский) . В результате освидетельствования мощи прп. Корнилия признали не нетленными и погребли, раку над ними сломали. Комиссия запретила почитание прп. Даниила Переяславского и св. блгв. кн. смоленского Андрея Переяславского , опечатав их мощи и разрушив сени над гробницами. По результатам деятельности комиссии 15 марта последовал указ Синода, в котором резко осуждались выявленные в переславских мон-рях факты почитания несвидетельствованных мощей. В. был вынужден принести покаяние, но благодаря высокому покровительству при дворе избежал более сурового наказания. После восшествия на престол Анны Иоанновны в качестве ее духовника В. сумел добиться пересмотра нек-рых результатов деятельности комиссии. Все время пребывания в Переславле В. состоял в переписке с супругой императора Екатериной Алексеевной, 7 мая 1724 г. присутствовал на ее коронации, в 1725 г. участвовал в погребении Петра I. В 1726 г. был вызван на чреду богослужений в С.-Петербург. В том же году 15 июля по указу имп. Екатерины I был назначен настоятелем подмосковного Троице-Сергиева монастыря. 13 сент. 1726 г. прибыл в С.-Петербург. 25 февр. 1728 г. присутствовал на коронации имп. Петра II . В 1727-1728 гг. тянулась тяжба В. с Рязанским еп. Гавриилом (Бужинским), с марта 1722 по окт. 1726 г. являвшимся настоятелем Троице-Сергиева мон-ря; В. обвинял еп. Гавриила в хищении книг и золотых панагий из монастырской ризницы. В февр. 1729 г. В. доносил Синоду о том, что по причине скудости казны у Троицкого мон-ря нет возможности платить подати и содержать отставных солдат и офицеров.

http://pravenc.ru/text/154181.html

Для усиления благочестных подвигов он, с благословения настоятеля, возложил на себя тяжёлые вериги, а по ночам, исходя из обители, выкопал два кладезя: один близ монастыря святых Бориса и Глеба (ныне городское кладбище), а другой – на северо-западе от монастыря близ потока студёного. Затем, более и более совершаясь в любви к Богу, преподобный построил себе столп для молитвы, а на главу возложил каменную шапку, и, прокопав небольшой проход под церковь , ходил им, никем невиденный, слушать церковные службы. Душа преподобного день ото дня очищалась и возвышалась молитвою и богоугодными подвигами, и благодать Божия даровала ему дар чудес недуги исцеляти и бесы прогоняти. Слава о его чудесных дарованиях стала распространяться и за пределами града Переславля. Юный князь Михаил, сын Всеволода, князя черниговского, страдал тяжким телесным расслаблением. Услышав о благодатном даре преподобного Никиты исцелять недуги, он прибыл в Переславль, и не доходя версты до монастыря (где ныне часовня) раскинув шатёр, послал своего боярина Феодора просить преподобного Никиту придти к нему. Преподобный послал ему свой жезл. Больной князь опёрся на него – и стал здоров. Это было в 1186 году 16 мая, за восемь дней до кончины преподобного Никиты. В память своего исцеления благоверный князь повелел на месте исцеления поставить крест с означением года, месяца и числа исцеления. 2 Подвигом добрым подвизался в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам окончил земную жизнь мученическою кончиною. Родственники его, приходившие к нему для принятия благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, и, приняв их за серебряные, решились овладеть ими. Ночью 24 мая они пришли к нему, – раскрыли крышу столпа, и вшедши в оный и умертвив святого, сняли с него вериги и кресты и убежали с ними из города по пути к Ярославлю. Поутру, пред началом утрени, пономарь по обычаю подошёл к столпу, чтобы принять благословение от святого, – гласа от него не было, а между тем кровлю у столпа увидел открытою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Дмитрий Прилуцкий, вологодский чудотворец. Родился в начале XIV в. в Переславле. Происходил из богатой купеческой семьи Покропаевых (Прокопаевых). Постригся в переславском Горицком монастыре ( по другим данным, в Борисоглебском " на горе " ). Был близок с Сергием Радонежским и Дмитрием Донским. Основал Никольский монастырь в Переславле и Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде. Сочетал в себе необыкновенно привлекательную внешность и духовную красоту. Умер в 1392 г. Похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре. Канонизирован в XV в. Даниил Переславский. Родился около 1460 г. в Переславле. Мирское имя Дмитрий. В 18 лет постригся в Пафнутьевом Боровском монастыре. Возвратившись на родину, жил сначала в Никольском, а затем в Горицком монастыре. В Переславле на месте братского кладбища- " скудельниц " основал Троицкий Данилов монастырь. Был известен праведным и строгим образом жизни. Крестный отец Ивана Грозного, духовный наставник Василия III. Умер в 1540 г. Был похоронен в переславском Троицком Даниловом монастыре. Житие Даниила написано его учеником - выдающимся древнерусским писателем митрополитом Афанасием по личному указанию Ивана Грозного. Канонизирован в XVII в. Его мощи ныне покоятся в Троицком соборе Данилова монастыря. Герасим Болдинский. Родился в конце XV в. в Переславле. Мирское имя Григорий. Ученик, постриженик и друг Даниила Переславского. 26 лет провел в переславском Даниловом монастыре. Затем ушел из него и основал несколько монастырей в Поволжье и Поднепровье. Умер в 1554 г. в последнем из них - Болдинском Свято-Троицком под Смоленском, где и похоронен. Своим ученикам и последователям оставил духовное завещание " Закон " . Канонизирован в XVI в. Корнилий Переславский. Родился в XVII в. в Переславле-Рязанском (ныне Рязань) в купеческой семье. Мирское имя Канон. Монашествовал в переславском Борисоглебском " на песках " монастыре. Добровольно принял на себя пожизненный обет молчания. Умер в 1693 г. Мощи находились в Смоленско-Корнилиевской церкви. Почитается местно.

http://pravicon.com/info-3182

ИЗ соборной церкви Владыка осматривал развалины бывшего архиерейского дома и начатую постройку при соборе в громадных размерах церкви под названием «Гефсимания». Любовь к древностям заставила его взойти на хоры этой церкви по развалившимся лестницам. Архипастырь душевно поскорбел, что эти великие дела рук и трудов человеческих обречены теперь на запустение и разрушение. С хор Владыка долго любовался видом величественного озера Плещего и города, испещрённого храмами Божиими. Много раз он выражал сожаление, что общества железных дорог, при проведении их, руководствуются только денежными расчётами и обходят города исторические, богатые памятниками древней святыни. Из Горицкого собора Владыка поехал на ботик Петра I. Как знаток морского дела, он со вниманием рассматривал остатки прежней флотилии Петра I. В книге для посетителей Высокопреосвященный написал под 9 июля: «Леонид, Архиепископ Ярославский и Ростовский (бывший лейтенант 14-го флотского экипажа Лев Краснопевков)». Было четыре часа пополудни, когда Владыка возвращался с ботика; недостаток времени не позволил ему быть в других церквах, но надобно было удивляться его терпению и энергии – в нём не было заметно и тени усталости и утомления. Счастлива ярославская паства, что имеет такого просвещённого и любвеобильного архипастыря; счастлива археологическая наука при таком архипастыре любителе и строгом блюстителе древних памятников: с полною уверенностию можно сказать, что ни один из них в Ярославской епархии не только не уничтожится и не обезобразится новыми поправками, но очистится от всяких примесей и (лишь только была бы возможность) восстановится в первоначальной чистоте. На другой день рано утром архипастырь отправился в Ростов по шоссейной дороге. («Московские ведомости».) Атрибуция сделана Сергеем Дмитриевичем Васильевым по многим признакам. Автор называет такие переславские тонкости, как Борисоглебская церковь , которая более известна как Смоленская или Корнильевская; или – отсутствие свечей, подаренных сестрой Петра I, Наталией Алексеевной; или – что рукописное евангелие было XVI века и называлось апракос. Наконец, только Свирелин называл Переславское Плещеево озеро – Плещее. – Ред. Читать далее Источник: Свирелин А., свящ. Из Переславля-Залесского//Ярославские епархиальные ведомости (Часть неофиц.). 1876. 30. С. 238-240. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Из этих грамот Патриарха и челобитной Лукьяна узнаём, что к новопостроенной церкви Рождества Богородицы был определён в 1650 году инок Лукиан 4 с властию действовати священноиноческое. И как с тех пор иноческое священнослужение не прекращалось, то Лукиан должен быть поставлен первым основателем иноческой обители, и сама обитель (пустынь) должна быть по справедливости названа Лукиановою. Вот историческое основание Лукиановой пустыни. Какое дальнейшее образование Лукиановой пустыни Архивные памятники Данилова монастыря дают возможность проследить это образование только до 1714 года. С этого года архивные документы должны находиться в самой пустыни; но мы не имеем ни случая, ни удобства, ни средств иметь их под руками и должны ограничиться сказанием о пустыни только из имеющихся под руками памятников. Из них, во-первых, можно узнать о преемниках Лукиана – строителях пустыни, во-вторых, о начале построения других церквей, и третье, средствах содержания пустыни. I. Три строителя после Лукиана известны до 1714 г. 1 . Иеромонах Корнилий с 1677 года по 1680-й. При нём повелено было устроить каменную церковь во имя Богоявления Господня на место ветхой деревянной, с приделом святого Феодора Стратилата. 2 . Иеромонах Евагрий с 1681 года. При нём церковь во имя Богоявления была окончена строением и освящена Переславского Никитского монастыря Игуменом Романом по исправному чиновнику, взятому для сего у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия. 3 . Иеромонах Аврамий с 1707–1714. При нём вместо деревянной церкви в честь Рождества Богородицы устроена каменная и освящена Спаса нового монастыря Архимандритом Моисеем . При нём же построена была в 1714 году больничная церковь во имя Великомученицы Екатерины. II. До 1714 года в Лукиановой пустыни были известны церкви: 1. Во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 2. во имя Богоявления Господня с приделом святого Феодора Стратилата и 3. больничная во имя Великомученицы Екатерины. 1 . Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Когда именно сначала построена была сия церковь , неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

На этом же фоне происходит переоценка роли Сталина с нарочито негативной на положительную. На наш взгляд такого вульгарного термина, как «православный сталинизм» лучше избегать. Для гражданина России, не важно, является он православным, или нет, Сталин – это неотъемлемая часть истории. А попытка же «православных патриотов» обособиться в некую маргинальную группу бросает подозрительную тень на церковность вообще и кое-чем напоминает обособление тех же старообрядцев. Тем более, что даже в среде верующих и даже иерархов Церкви отношение к некоторым государственным деятелям не является однозначным и постоянным в ходе истории. Как самый яркий пример – Николай II, ныне чтимый Церковью как святой страстотерпец. Ныне это – один из самых почитаемых русских святых. Но если мы окунёмся в события февраля 1917 года, то увидим, что отречение Императора в ходе Февральского переворота было встречено многими верующими и даже иерархами Церкви очень положительно. Епископ Рыбинский Корнилий (Попов): «Сейчас мы слышали об отречении государя Николая II. Тяжелым крестом для России, для русского народа было его царствование. И недаром же русский народ почитается всегда народом-страстотерпцем! До бессилия был доведён народ старым правительством...». Епископ Переславский Иннокентий (Фигуровский): «Как мы все искренно радовались и торжествовали, когда низвергнут был Богом с престола безвольный император, и волею Божией, а не волею народа — как ложно утверждают неверующие – во главе нашего Отечества поставлены были лучшие люди» ( см. здесь ). Так высказывались архиереи на факт свершившегося Февральского переворота и отречения Божиего Помазанника от Российского престола. Потребовалось пройти через кровавое лихолетье Гражданской войны, многим русским людям оказаться в эмиграции, чтобы осознать, что Император Николай Александрович был на самом деле хороший государственник, трепетный семьянин. К сожалению, даже сейчас, в 20-е годы XXI века не все ещё осознали ужасной роли Великобритании в деле осуществления революции в России.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/14/os...

Несмотря на то, что на теплоходе были славяне из разных стран, в том числе католики и протестанты из Польши, Чехии, Словакии, да и из православных стран было немало делегатов-атеистов, Всеславянский съезд можно с полным правом назвать духовным паломничеством. Уже с самого начала был задан нужный православный настрой, перед открытием первого заседания съезда на теплоходе состоялся молебен, который организовал игумен Кирилл (Сахаров), отправившийся вместе с делегатами из Москвы. Отец Кирилл также предложил организовать для желающих утреннее и вечернее правило. К сожалению, в Ярославле он нас покинул, поскольку его пригласил на юбилейные торжества митрополит Старообрядческой Церкви Корнилий. Но его инициативу подхватил иеромонах Александро-Невской Лавры Серафим (Рахунок). Вместе с отцом Серафимом мы отслужили молебен с чтением акафиста в трех духовных центрах Северной Фиваиды: в Александро-Свирском монастыре у раки с мощами преподобного Александра Свирского, в Валаамском монастыре у раки с мощами преподобных Сергия и Германа Валаамских и в Троицком храме Александро-Невской Лавры у мощей святого благоверного князя Александра Невского в последний день заседания съезда. Была еще и молитва у мощей преподобного Кирилла в Кирилло-Белозерском монастыре. Эти молебны с чтением акафистов собирали довольно много людей, для которых Всеславянский съезд был не только важным общественным делом, но и формой духовного единения славян. Хотелось бы отметить и внимание к Славянскому съезду со стороны наших архиереев. В Кижах по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Константина (Горянова) нас встретил настоятель тамошней церкви, который приветствовал делегатов в храме, зачитав приветственное слово владыки митрополита , а перед входом в церковь славянских делегатов встречали хлебом-солью. Тепло встретили участников съезда и в Угличе, где по благословению епископа Переславского и Угличского Феодора (Казанова) нас также встретили хлебом-солью и приветственными речами. По благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава (Дячины) у ворот Александро-Свирского монастыря славянских делегатов встретил благочинный обители с братией. Теплый прием оказала участникам съезда Александро-Невская Лавра по благословению ее наместника епископа Кронштадтского Назария (Лавриненко).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/08/to...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010