Умершие нечаянно, погибшие от грозных стихий, утонувшие, замёрзшие, заеденные зверями, убитые разбойниками и брошенные на распутьях – все таковые были отыскиваемы преподобным, призреваемы и погребаемы. Если кто сказывал ему о таком несчастном, он нарочно выходил из монастыря, оставлял покой ночной – и на своих руках переносил несчастно-погибшего на кладбище (в скудельницу), отпевал его и погребал. Призреть несчастного покойника, совершить над ним отпевание и погребение – было истинным утешением для любвеобильной души преподобного. Скудельница – место, где погребались умершие – была самым дорогим его сердцу местом, к которому стремились его мысли и желания. По ночам, смотря на скудельницу из Горицкой кельи, он помышлял в своём сердце: «Сколько, быть может, истинных и верных рабов Божиих лежит на этом месте; а мы грешные пренебрегаем ими, не удостаиваем их погребения при церквах, не поминаем их за Божественною литургиею». Такие мысли особенно часто стали приходить преподобному после того, как один странник, часто находивший покой в его келье, ничего не говоривший, кроме одного слова «дядюшко», в одну зимнюю ночь был найден умершим и был им погребён на скудельнице. Как бы в «ответ» на мысли преподобного Господь прославлял скудельницу чудными знамениями. И сам преподобный, и другие часто видели по ночам, как сиял над скудельницею небесный свет, светились горящие свечи, и слышали доносящееся оттуда пение. В душе преподобного возродилось желание устроить на месте скудельничьем святой храм, чтобы приносилась в нём бескровная жертва Богу и возносилась молитва о упокоении погребённых там. В это время пришли в Горицкий монастырь три странника – иноки. Преподобный долгое время беседовал с ними о душеспасительном житии. Увидев в них старцев мудрых и опытных в духовной жизни, он открыл им своё желание о построении храма на скудельнице, рассказал о безмолвном страннике умершем и о видениях, бывших над скудельницею. Старцы отвечали: «Если влечёт человека к чему мысль, по-видимому, и полезному; то святые отцы не советуют выполнять её ранее трёх лет, предав её воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

IV Божиею милостию Мы Великий Государь Царь и Великий князь Феодор Алексеевич всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержец по Нашему Царскаго Величества обещанию в прошлом во 185 году изволили Наше Государское шествие сотворить в монастырь Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы и Присно-Девы Марии честнаго и славнаго Ея Рождества Псковитинова Раменья, что ныне словет Лукьянова пустыня в Переславском уезде Залесскаго в наших Великаго Государя в Переславских Дворцовых селех, и Нашим Царским благоразсмотрением видя тоя святыя обители в нуждных всяких потребах оскудение и для милости Всемогущаго в Троице славимаго всех питателя Бога Мы Великий Государь пожаловали в тот монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы Псковитинова Раменья, что ныне словет Лукьянова Строителю Иеромонаху Корнилию с братьею и кто по них иные в той святой обители и братья для общаго и неисходнаго из того монастыря жительства тоя святыя обители ко благоупотреблению довольства из наших дворцовых земель, что куплены в хлебной приказ у Ивана Тимофеева , сына Чернцова в Переславском уезде Залесскаго в Гулятине стану пустошь Сидорово, Тщаниково в Новосельском стану, пустошь Рябинино, Карпово, Патрекейну, Гневышево Волкуша тож, да что куплено у Якима, у Алексея, у Матвея, у Василья, у Ивана, у Бориса Ивановых детей Лотыревых в Переславском же уезде Залесскаго в Огалеве стану полпустоши Перепечино с Новоросчистными землями и с пашнею и с лесы и сенными покосы и со всякими угодьи, а в тех пустошах пашни перелогом и лесом поросло двадцать шесть чети в поле, а в дву потомуж, лесу пашеннаго и непашеннаго тридцать три десятины, сена сто двадцать пять копен, и тем всем вышеписанным пустошам с пашнею и с лесы и с сенными покосы и со всякими угодьи быть к тому монастырю ныне и впредь безповоротно и по Нашему Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержца жалованью монастыря Пресвятыя Богородицы Псковитинова Раменья, что ныне словет Лукьянова пустыня Строителю Иеромонаху Корнилию с братьею и кто в той святой обители иные Строители и братия будут теми пустошьми и всякими угодьи владеть во век неподвижно, донележе Он вся окормляя Бог видимый сей мир в целости блюсти изволит; а в Наши Великаго Государя Дворцовые волости и ни в какия земли тех вышеписанных пустошей и сенных покосов и всяких угодий не имать и не переписывать, а будет они Строители или игумены и братия будут похотят те пустоши и сенные покосы и всякие угодья отдать на оброк и им отдавать вольно, кому они похотят, – а без ведома Строителя с братиею теми пустошьми и сенными покосы и всякими угодьи никому невладеть и селидьбы незаводить

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Иконография Несмотря на то что К. почитали в Переславле-Залесском с кон. XVII в., древних его икон не сохранилось. Первый образ преподобного был создан, очевидно, в 1714 г. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 575). Судьба образа, написанного на крышке его гробницы, неизвестна. Одно из наиболее ранних дошедших до нас изображений К. встречается на иконе «Переславские святые» 2-й пол. XIX в. (ПЗИХМЗ): преподобный представлен в рост крайним справа в ряду с прп. Никитой Столпником, прп. Даниилом Переславским и блгв. кн. Андреем Смоленским. Прп. Корнилий Переяславский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) Прп. Корнилий Переяславский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 2 авг. и 22 июля указано, что К. надлежит изображать в монашеской одежде, в схимническом куколе, русым, «аки Козма», и кудреватым; борода его с проседью, небольшая, по форме как у св. Иоанна Предтечи ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 150). Изредка образ К. включали в композицию «Собор русских святых», напр. на иконе 1-й пол. XIX в. из моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР); К.- в правой группе преподобных с непокрытой головой, надпись на нимбе: «п Kophuлiu Борисоглебск». В крупных художественных программах его образ присутствует в церковной стенописи: напр., в виде схимника с седой окладистой бородой - в галерее рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). В кон. XX - нач. XXI в. получили распространение иконы К. неск. иконографических изводов. Наибольшей известностью пользуется ростовой образ святого над ракой К., выполненный в строгом соответствии с характеристикой в подлинниках (2000, иконописец инокиня Екатерина (Омельченко), мастерская переславль-залесского Никольского жен. мон-ря). Святой написан с небольшой русой бородой; он в монашеской мантии и схимническом куколе, руки крестообразно сложены на груди. Подобное изображение находится и в местном ряду совр. иконостаса Благовещенской ц. Никольской обители. В монастырской иконописной мастерской созданы и поясные иконы К. похожей иконографии.

http://pravenc.ru/text/2458681.html

31) Игумен Корнильевский. III. Nocлe того под Соборным деянием, бывшем в 1589 году, индикта 2, Московского Собора при Царе Феодоре Иоанновиче, об учреждении Московского Патриаршества, присутствовавшие тогда Настоятели подписались следующим порядком 51 : 1) Архимандрит Троице-Сергиевский. 2) Архимандрит Владимиро-Рождественский. 3) Архимандрит Чудовский. 4) Архимандрит Новоспаский. 5) Архимандрит Юрьевский. 6) Архимандрит Симоновский. 7) Архимандрит Свияжский. 8) Архимандрит Андрониевский. 9) Архимандрит Печерский Нижегородский. 10) Игумен Хутынский. 11) Игумен Кирилло-Белоезерский. 12) Архимандрит Лужецкий. 13) Архимандрит Богоявленский Ростовский. 14) Игумен Богоявленский Московский. 15) Архимандрит Спасо-Ярославский. 16) Игумен Пафнутьевский. 17) Игумен Иосифовский Волоколамский. 18) Архимандрит Спасо-Евфимиевский Суздальский. 19) Игумен Антониев Новгородский. 20) Игумен Псково-Печерский. 21) Игумен Соловецкий. 22) Архимандрит Борисоглебский Смоленский. 23) Архимандрит Спасский Рязанский. 24) Архимандрит Спасо-Каменский. 25) Архимандрит Отрочевский. 26) Архимандрит Даниловский Переславский. 27) Архимандрит Солотчинский. 28) Игумен Спасо-Прилуцкий. 29) Игумен Вяжицкий. 30) Игумен Духовский Новгородский. 31) Игумен Саввин Сторожевский. 32) Игумен Павлов Вологодский. 33) Игумен Глушицкий. 34) Игумен Корнильевский. 35) Игумен Никитский Переславский. 36) Игумен Угрешский. IV. Nomoм до царствования Государя Царя Михаила Феодоровича в лествице сей учинены некоторые перестановки степеней, а некоторые Настоятели вновь введены в оную, а именно Перестановлены: 1) Архимандрит Новоспасский поставлен выше Чудовского в 3 степени. 2) Архимандрит Чудовский в некоторых списках стоит в 5 степени ниже Юрьевского, а в иных выше оного в 4 степени. 3) Архимандрит Даниловский Переславский в некоторых списках стоит выше Спасо-Каменского, Борисоглебский выше Антониева Новгородского, Ряжицкий ниже Угрешского, Псково-Печерский ниже Вяжицкого и прочее. Вновь введены в Лествицу: 1) Архимандрит Спасо-Казанский степенью 9, а по иным спискам 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

особенною грамотою, избранного преподобным старца Илариона произвести в архимандрита, а тем самым и утвердил существование обители, основанной Даниилом, которая по главной соборной церкви стала именоваться Свято-Троицкою. В последнее время своей жизни преп. Даниил принял схиму и в 1540 г. апреля, 7 – предал душу свою в руце Господу. В 1653 г., ноября, 18 дня обретены нетленные мощи преп. Даниила, и в том же году 30 декабря по грамоте святейшего патриарха Никона , освидетельствованы Ионою, митрополитом Ростовским и Ярославским. Мощи преподобного почивают открыто в соборной монастырской церкви, где по левую сторону оной устроен и придельный храм в честь преп. Даниила. Память преп. Даниила празднуется трижды в год: 7 апреля в день его преставления, 30 декабря в день прославления его мощей и 28 июля – по случаю переложения мощей его в 1816 г в богатую среброкованную раку, устроенную коммерции советником Крестовниковым 120 . Примечание. Со времени открытия мощей преподобного Переславский Свято-Троицкий монастырь стал именоваться и Даниловым. 16. Преподобный Корнилий, Схимонах Корнилий, в миру Конон, родом из Переславля Рязанского, купеческий сын. С юных лет, оставив тайно дом родителей своих, он пришел в Лукьянову пустынь, где жил до 5-ти лет; потом перешел в Переславль-Залесский Борисоглебский монастырь 121 , что ныне приходская церковь . Настоятель Борисоглебского монастыря сначала не принимал Конона в свою обитель, потому что был он довольно еще молод, притом имел вид какого-то юродства и казался немым. Конон, однако, не отходил от монастыря и жил вне ограды монастырской. Сжалясь над его положением, настоятель принял, наконец, Конона в число своей братии. Прожив в Борисоглебском монастыре 5 лет в примерном послушании и терпении, Конон облечен был в иноческий образ под именем Корнилия. Приняв иночество, Корнилий с дозволения настоятеля, заключился в келию и не выходил из нее никуда, но потом при случившейся с ним тяжкой болезни оставил свое затворничество и последние дни своей жизни провел между братиею в трудах, молитве и строгом посте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

32) Архимандрит Волоколамский Возмицкий. 33) Архимандрит Переславский Даниловский. 34) Игумен Ферапонтов Белоезерский. 35) Игумен Ростовский с Устья Борисоглебский. 36) Архимандрит Рязанский Солотчинский. 37) Игумен Вологодский Прилуцкий. 38) Архимандрит Астраханский Троицкий. 39) Игумен Вяжицкий Новгородский. 40) Игумен Духов Новгородский. 41) Игумен Звенигородский Сторожевский. 42) Игумен Вологодский Павлов. 43) Игумен Вологодский Глушицкий. 44) Игумен Кашинский Колязинский. 45) Игумен Вологодский Корнилиев. 46) Игумен Переславский Никитский. 47) Игумен Можайский Колоцкий. 48) Игумен Угрешский. 49) Игумен Воздвиженский. Прочие Архимандриты и Игумены были тогда нестепенные. VI. Ha Московском Соборе 1667 года, при восточных Патриархах Пассии Александрийском, Макарии Антиохийском и Иоасафе Московском, паки сделаны некоторые перестановки в степенях и внесены в Лествицу: 1) Архимандрит Высоко-Петровский степенью под Казанским. 2) Архимандрит Воскресенский степенью под Саввинским. 3) Архимандрит Иверский степенью под Воскресенским. 4) Игумен Макариев Желтоводский степенью 33. 5) Игумен Новинский степенью под Воздвиженским. 6) Игумен Златоустовский степенью под Новинским. VII. Ha Московском Соборе 1675 года, при Патриархе Иоакиме положено разделение Архимандритов, скрижальных от нескрижальных, то есть имеющих преимущество носить на мантиях своих скрижали, от не имеющих оного; и скрижальными Архимандритами означены только: 1) Троице-Сергиевский. 2) Владимиро-Рождественский. 3) Чудовский. Прочие же Архимандриты оставлены нескрижальными. VIII. B 1701 году по Ружной Книге в число скрижальных внесён Киево-Печерский Архимандрит, и предоставлено ему первенство пеед всеми Российскими Архимандритами. В сем же году внесены в Лествицу: 1) Архимандрит Знаменский из Игуменов. 2) Архимандрит Донской учинён степенью под Знаменским Архимандритом. 3) Архимандрит Заиконоспаский. 4) Архимандрит Златоустенский из Игуменов. Также Архимандриты из Патриаршей Епархии дотоле бывшие нестепенными: 5) Серпуховской Высоцкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В лето 1540 от Рождества Христова в царствование Благочестивейшего Государя царя Иоанна Васильевича Грозного был в Москве преподобный старец Даниил, устроитель Данилова монастыря в Переславле на месте скудельничем. Объясняя царю и преосвященному митрополиту о ветхостях Переславских храмов святого Предтечи Иоанна и святого Николая, преподобный Даниил известил их, что у ветхого храма святого Николая лежат в земле мощи святого князя Андрея Смоленского, которому в прежнее время, как он это верно знает, была служба со стихирами и каноном и образ его писан был на иконах; но почему ныне не отправляется памяти ему – не известно. «Сего ради, – говорил преподобный Даниил, – возвестих Державе Вашей, бояся, да не конечному забвению предастся таковое дело, и аз молчания ради да не буду осуждению повинен». Царь же и первосвятитель церкви Российской спросили: «Что же делать нам?» Преподобный Даниил просил дозволить ему с местным духовенством осмотреть гроб святого князя Андрея. Царь и первосвятитель дозволили ему это сделать. Преподобный Даниил немедленно возвратился в Переславль и возвестил местному духовенству царское повеление и святительское благословение на взыскание мощей святого князя Андрея: все обрадовались вести Даниила и хотели учинить звон, чтобы собрать народ. Тогда один из священников заметил: «Если угодно будет Богу явить мощи раба своего, то без звону совершим молебное пение и изыдем на дело: тогда ясно уразумеем, будет ли оно угодно Богу и угоднику Его». Этот благоразумный совет был принят всеми. После молебна разобрали надгробный памятник и начали копать могилу. Народ собрался во множестве – и иные из духовных лиц пришли со свечами; все молили Господа об откровении благой воли Его. Наконец обрели и святые мощи целыми и нетленными, положенные не в гробу, но обвитые берёстовыми скалами и издававшие благоухание: волосы на главе его были длинные и русые, яко цвет цветяхуся; одежда его с медными пуговицами скутана была на одну сторону и оказалась целою с головы до ног. Крупицы берёсты, осыпавшиеся при отгребании земли, многие недужные брали с верою – и исцелялись. Преподобный Даниил немедленно послал священника (Константина) известить об обретении мощей митрополита и великого князя. Из Москвы присланы были Чудовский архимандрит Иона, впоследствии Суздальский епископ, и Успенского собора протоиерей Гурий для поверки донесения и перенесения мощей в храм. Так же, как и в первый раз священнослужители прежде всего отпели молебен в соборной Преображенской церкви, и потом с церковным ходом при стечении множества народа пошли к церкви святителя Николая. И свидетельствовали мощи святого благоверного князя и пели над ними панихиду. 14

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В этом положении, не обладая крупными привилегиями, Д. показал себя умелым организатором хозяйства, ему удалось накопить средства, на к-рые был приобретен ряд владений для митрополичьей кафедры (АФЗХ. Ч. 1. С. 70-74. 61-67; С. 79-81. 75; С. 102-102. 108; С. 142-144. 161). При Д. уточнялись границы митрополичьих земель (Там же. С. 112-113. 119; С. 253. 303), митрополичьи владения давались в оброк (Там же. С. 114. 122; С. 190. 216; С. 270. 314). Покровительство монастырям Д. способствовал укреплению положения мон-рей. В 1526 г. митрополит дал жалованную грамоту прп. Даниилу Переславскому, освободив от уплаты митрополичьих податей приписной к его обители храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1531 г. в Москве находился прп. Корнилий Комельский и испрашивал благословение Д. на построение храма в Сурской пуст. Д. благословил прп. Стефана Озерского († 1542) на строение храма и создание обители ( Верюжский. Вологодские святые. С. 423, 452-453). В 1537 г. в Димитриевом Прилуцком в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня муж. мон-ре по благословению Д. был построен собор, об этом сообщает надпись на камне в зап. паперти ( Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря/Испр. и доп. Н. Суворовым. Вологда, 1884. С. 16). В 1533, 1540 гг. митрополит дал жалованную грамоту в обитель прп. Саввы Сторожевского о невзимании податей с храмов, находящихся в монастырских вотчинах ( Антонов А. В. Вотчинный архив Саввина Сторожевского мон-ря кон. XIV - нач. XVII в.//РД. 2003. Сб. 9. С. 430). Кроме того, Д. давал жалованные грамоты в Покровский на Богоне мон-рь в Переславском у. (АФЗХ. Ч. 1. С. 126. 139), в Антониев мон-рь в Переславском у. (Там же. С. 128-129. 143), подтверждал жалованные грамоты своих предшественников (Там же. 190. С. 173; 269. С. 238-239). Не забывал Д. и о месте своего пострижения и игуменства. Иосифову Волоколамскому мон-рю он пожертвовал 210 р. (на них были куплены «селцо Начапино, да Иванково, да Комяково, да Скурълово, да две пустоши: Ярилово, да Кузнечково»), «а за то быти корму в вторую суботу Великаго поста по всех православных христианех, доколе монастырь Пречистыя стоит, да другому быти корму на память митрополита Данила, на его преставление, доколе монастырь Пречистыя стоит». Позднее митрополит прислал 220 р., «а велел по старце Иосифе кормить сентября 9, а другой корм в Дмитреевскую субботу по всей братии, доколе монастырь Пречистыя стоит. Да иконы обложены: Спасов образ, да Пречистыя, да Предтечев, да тъцка и Евангелие сребрена, да сень у царскых дверей, а дал на то митрополит 100 рублев, а ворота Святые и зделали и подписали, а дал на то митрополит 60 рублев, а иконы обложены и ворота доспеты и подписаны при великом князе Василии Ивановиче всея Руси» ( Титов А. А. Вкладные и записные книги Иосифова Волоколамского мон-ря XVI в. и упраздненные мон-ри и пустыни в Ярославской епархии. М., 1906. С. 24-25). Соборы 1525 и 1531 гг.

http://pravenc.ru/text/171216.html

В янв., в праздник прп. Антония Великого, на ярмарке, организованной в обители, собирали пошлины с привезенных товаров и за торговлю лошадьми. Это право власти К. К. м. получили в 1677 г. по грамоте царя Феодора Алексеевича, к-рый пожаловал «в вотчине Корнильева монастыря в селе Грязлевицах конские пошлинные деньги збирать в монастырь на свечи, и на ладон, и на всякую церковную утварь, а стремянным, и задворным, и стряпчим конюхом и выборным целовальником для сбору конских пошлинных денег в монастырь и в село Грязлевицы въезжать и пошлин збирать не велено» (Акты. 1994. С. 106). Сбор конских пошлин в с. Грязивицы конюшенный старец Пахомий осуществлял дважды - в марте и в сент. В нач. XVIII в. монастырь получил доход за предыдущий год от сбора конских пошлин ок. 130 р., или 38,9% всех пошлинных сборов. Доходы К. К. м. от сданных в аренду угодий в 1703 г. составляли 20%, значительно меньшую сумму (8,9% всех поступлений) власти мон-ря собирали в качестве оброка. 15% доходов К. К. м. формировалось за счет торговли. С мельниц К. К. м. получал лишь 5% всех доходов. К 1764 г. К. К. м. в Вологодском, Пошехонском и Переславском уездах принадлежали 2822 крестьянина. В Вологодском у. была подмонастырная вотчина, а также села Персово (бывш. Перцова пуст., приписанная к мон-рю в 1588), Лапшино, Новое и Коптево (бывш. Коптева пуст.); в Пошехонском - села Погорелое и Мошенкино, в Переславском у.- с. Шубино и сельцо Семенково с деревнями и пустошами. Пашни и угодья мон-ря составляли в целом ок. 500 четв. земли. Монастырю принадлежали 3 рыбные ловли - при устье р. Лежи, на Окольной Сухоне и при Оназимском истоке. К. К. м. имел 3 подворья - в Москве, за Сретенскими воротами, в приходе Успения Пресв. Богородицы; в Вологде, в приходе Покрова Пресв. Богородицы (осадный двор) и на Новинковской ул. (келья для приезда монастырских властей). После 1764 г. доходы К. К. м. стали снижаться. Одним из главных источников поступления средств стал открытый в 1765 г. у стен монастыря минеральный источник, на основе к-рого в сер. XIX в. была устроена лечебница с холодными и теплыми ваннами. Во 2-й пол. XIX в. в обители находилась церковноприходская школа на 30 мальчиков и девочек, богадельня на 4 чел. К сер. XIX в. К. К. м. получал постоянные денежные средства от государства - 466 р. 62 к., а также до 300 р. в качестве процентов по ценным бумагам. Кроме того, содержание К. К. м. обеспечивали доходы с мельниц, от рыбных ловель, а также средства, вырученные от продажи свечей и проч. В нач. ХХ в. К. К. м. владел ок. 170 дес. земли, на к-рой располагались строения, коммуникации и сенокосы. В 1908-1911 гг. капитал К. К. м. составляли 47 986 р. 1918-2015 гг.

http://pravenc.ru/text/2458667.html

Здесь в XIV веке пострижен в иночество св. Димитрий Прилуцкий, а в XVI веке был игуменом св. Даниил Переславский. – В одном из приделов Успенской церкви погребен епископ Переславский Геннадий Кратинский. Место, на котором построена эта обитель, называлось в старину Горицы. В августе, с 15 по 18 число, бывает здесь ежегодно ярмарка. КНЯЗЬ-АНДРЕЕВСКИЙ, муж. в уездном городе Переславль-Залеском. Здесь с XIII века существовала приходская церковь Николая Чудотворца, в которой тогда служил 30 лет в должности пономаря князь Андрей Смоленский, скрывший свое звание и, по кончине, тут погребен. Впоследствии устроен при этой церкви монастырь, известный в XV веке под названием Никольского в Дерязине. Сын В. К. Димитрия Донского, князь Юрий, отняв престол у племянника своего Василия Темного, приписал этот Никольский монастырь к Троицкой обители св. Сергия Радонежского. – При царе Иоанне Васильевиче, когда в 1540 году св. Даниилом Переславским обретено тело князя Андрея нетленным, и обнаружилось настоящее звание Угодника Божия чрез найденное тогда при мощах краткое описание его жизни, вместе с золотой цепью и перстнем – принадлежностями Княжеского сана – тогда, по повелению царя, монастырь Николаевский переименован Князь-Андреевским. По некоторым известиям он был тогда женским. – Упразднен в 1764 году. В настоящее время здесь находится одна приходская церковь во имя Николая Чудотворца, в которой и мощи св. князя Андрея почивают под спудом, в серебряной раке. БОРИСОГЛЕБСКИЙ-ПЕСОЦКИЙ, или на ЖЕЛТЫХ ПЕСКАХ, муж. в уездном городе Переславле-Залеском. Когда был основан, неизвестно. По упразднении монастыря, в 1764 году, иноки его переведены в Борисоглебский же мон., что на Горе, а здешняя церковь Бориса и Глеба обращена в приходскую; в ней почивают под спудом мощи Блаженного Корнилия Затворника, о житии которого нет никаких сведений. БОРИСОГЛЕБСКИЙ на ГОРЕ, муж. вне уездного города Переславля-Залеского, на берегу Переславского озера, неподалеку от Никитского монастыря. Сюда были переведены монашествующие из Борисоглебского Песоцкого монастыря. Потом обитель эта, в царствование Екатерины II, уничтожена и обращена в загородный дом для Переславских Архиереев. – О времени основания ее никаких известий нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010