—747— вратить монастыри в больницы, хотя почтенному публицисту и на ум не приходило этого 981 ; то утверждает, что заводить благотворительные монастырские учреждения значит ломать иноческие уставы и извращать монашеские идеалы 982 ; то пророчествует, что в таком случае не видать нам ни Серафимов Саровских , ни Амвросиев Оптинских – «ибо погаснет в обителях тот дух, который один только может воспитать их» 983 ; то не признает ухода за больными в числе обязанностей инока, который не может отдаться весь внешнему служению хотя бы и болящему ближнему 984 . Больница для мирян должна испортить монастырь: она будет «уголком мира в монастыре» 985 , она превратит монастырскую братию в братьев милосердия 986 . Насмешливо сообщает арх. Никон о том описании гибели детей и вымирании болеющего нашего народа, которое он прочитал в статьях арх. Евдокима, говоря, что тот так трогательно изображает человеческие бедствия, как будто желает вызвать иноков из стен монастыря за ворота, чтобы там всецело отдать себя служению ближнему, стать «какими-то странствующими братьями милосердия» 987 . И после всего этого по логике, для нас непостижимой, арх. Никон заявляет, что он не против больниц при монастыре, только бы они не содействовали нарушению молитвенного правила иноков 988 . Не так судили по данному вопросу лучшие иноки древней Руси, поучения —748— которых служат откликом слов Евангелия. «Чадо! Наставляет старец ученика: алчущего накорми, жаждущего напой, нага одежи и больного посети и донеси им потребная и к темнице дойди и виждь беду их» 989 . В иноческом поучении братии общежительного монастыря даются наставления: «Учити ненаказанные, утешати печальные и тщивые (малодушных) и служити больным и ноги святых умывати и странным братом печаловати» 990 . Ар. Никону известны исторические примеры при монастырях больниц, но их он считает исключением, которого нельзя возводить в общее правило (– такова больница при Киево-Печерской обители) или же делом прямой неотложной необходимости, как больница для богомольцев на Соловецком острове 991 . Но очевидно арх. Никон мало знает историю отечественного монашества, если говорит так. Пример Печерского двора для нищих и больных не исключение. Ведь Печерский монастырь – старейший в Руси, все древние монастыри от него переняли устав и строй жизни. А пример Троицкой лавры, которая выстроила на Подоле богаделью для лежней и посылала служить больным своих монахов? Может быть и этот факт, по отношении к которому арх. Никон считает «удобее молчание», – исключение, нисколько не обязательное для других обителей?.. Корнилий Комельский строит богадельню вне монастыря на покой нищим и странным, преп. Иосиф Волоколамский – малый монастырь с богадельней вблизи своего главного монастыря. Здесь сами иноки ходили за больными, умея соединить подвижничество с делом милосердия 992 . Преп. Даниил Переславский подбирал больных за монастырем и лечил их в своей келье. В самый монастырь он принимал тех бедных больных, которых навезли ему из окрестностей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III. Монашеские партии с к. XV в. – иосифляне и белоозерские старцы. – Воззрения преп. Иосифа Волоколамского на монашество и его задачи. – Суждение о монастырской благотворительности. – Подвижнические идеалы и монашеские воззрения преп. Нила Сорского ; его взгляд на иноческую милостыню. – Иноческие идеалы старца Артемия. – Вопрос о милостыне. – Подвижники иосифлянского направления: Пафнутий Боровский, сам Иосиф (духовник, печаловник, благотворитель), Корнилий Комельский и Даниил Переславский. – Заволжцы, – отличие их от иосифлян в деле служения миру. – Отшельник-учитель народа – Филипп Ирапский. – Вывод. В среде русского монашества, воссозданного преп. Сергием, в ΧV стол. развились два противоположных направления. К концу этого века они вполне определились. Сторонники их резко разделились на две партии, потому что враждебно столкнулись между собою. Во главе каждой партии тогда стояли крупные представители, даровитые, книжные, известные подвижники. Иосифляне – партия московская, получившая имя от преп. Иосифа Волоколамского – представители практического монашества, сторонники общежительного монастыря. Белоозерские старцы – заволжская партия, созданная Нилом Сорским – представители созерцательного монашества, сторонники скитского образа. Иноческие идеалы, взгляды на задачи монашества и на обязанности его к миру у каждой партии свои, особенные. Ученик и постриженник Пафнутия Боровского, который имел своим учителем ученика преп. Сергия Никиту Высоцкого, преп. Иосиф († 1515) считал монашество общественной силой, передовым правящим классом в церкви. Но общественное значение русского монастыря во —559— время Иосифа покоилось на земельном богатстве, на вотчине, и подвижник становится на ее защиту. Монастырские вотчины привлекают в число братии «честных и благородных» людей, к черной работе не привыкших, будущих иерархов, опору церкви, а потому должны они существовать. Таков ход мыслей в знаменитых словах Волоцкого подвижника, сказанных им на соборе 1503 г.: «Аще у монастырей сел не будет, како честному и благородному человеку постричися?» и дальнейших. Защищая монастырскую вотчину и владенье крестьянами, преп. Иосиф является проповедником «стяжательности», права монастыря на скопление богатств (но, разумеется, не частной собственности монаха, которая с точки зрения устава нетерпима). И между разными доводами в оправдание монастырской стяжательности он приводил и такой: монастырь обязан благотворить, но для благотворительности нужны средства, т. е. земельные богатства. Поэтому он может и должен владеть вотчинами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

’Составлено на основании а) рукописного жития, хранящегося в Даниловском архиве, и других архивных документов, б) житий святых, составленных архимандритом Филаретом, и прежде изданного мною жития преподобного Даниила и в) службы ему. 8 Мощи святого Филиппа, митрополита Московского, перенесены в Москву из Соловецкого монастыря в 1652 году (см. большие святцы под 3 июля); следовательно, почти в том же году, в каком открыты и мощи преподобного Даниила. 12 До 1716 года мощи преподобного Даниила пребывали в тесном месте, в могиле, выложенной кирпичом с отверстием над одною главою. В этом 1716 году, по челобитью архимандрита Варлаама, по указу Императора Петра I и по благословению митрополита Рязанского и Муромского Стефана дозволено перенести мощи преподобного Даниила в удобное место. По сему дозволению архимандрит Варлаам со священническим чином, разобрав кирпич, вынули святые мощи и положив оные в новый деревянный гроб, поставили на том месте, где ныне обретаются. В своём, после сего, донесении Императору Петру I архимандрит Варлаам писал, что преподобный Даниил с виду похож на митрополита Димитрия. В 1716 году из деревянного гроба святые мощи переложены были в серебряную раку, в которой и доселе пребывают. Извлечено из рукописного жития преподобного Даниила, хранящегося в архиве переславского Данилова монастыря, а также из службы князю Андрею и житий святых, составленных архимандритом Филаретом. 13 Отцом его называют князя Феодора слепого Фоминского, современника великому князю Симеону Гордому (f 1353 г.). (См.: Филарет. Жития святых, чтимых православной церковью/Филарет, архиепископ Черниговский. – СПб., 1885. – 27 сентября. 14 Вероятно, в это время принадлежавшие святому князю Андрею златая цепь, гривна и перстень взяты были к царю Иоанну Васильевичу Грозному на благословение царского дома. А царём Иоанном повелено за это выдать Никольской церкви жалованье. 15 Вероятно, пожар этот случился около 1706 года; потому что в этом году последовал указ о построении каменной церкви во имя святого князя Андрея по обещанию царевны Наталии Алексеевны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Беден был тогда монастырь; собственности, кроме земли, на которой он стоял, никакой не было; братия питалась трудами своих рук и пребывала в нищете и убожестве; преподобный сам строил братские кельи, копал землю и заводил близ монастыря всякую овощь и жатву. Братия иногда открыто жаловалась ему на скудость монастырскую. Преподобный увещевал её: «Бог неизречённым Своим Промыслом, всё направляющий к пользе, и нас не оставит, братия. Не моим хотением поставился монастырь сей, но Его Божественным Промыслом. Если немного потерпим безропотно, получим от Него многие блага. Господь не оставит места сего – и промыслит о всём как при жизни моей, так и без меня». Находили, впрочем, минуты смущения и на самого преподобного. Убожество братии не поправлялось, скудость монастыря не ослабевала. Любвеобильному сердцу его тяжело было видеть это убожество, чувствовать беспомощность помочь ему и слышать укоризны со стороны братии. Он думал некоторое время совсем оставить устроенный им монастырь и предать его на волю Божию. «Пусть, – размышлял он, – как угодно будет Господу, так и промышляет Он о нём». Эту скорбь своего сердца, это тяжёлое для его совести решение он высказал своей матери, жившей тогда в инокинях с именем Феодосии в женской обители города Переславля. 5 Благочестивая старица так увещевала своего сына-подвижника: «Какая польза, чадо, – построил ты монастырь – и хочешь уже оставить его. Монастырскую братию ты опечалишь, будешь ей как чужой, и меня приближающуюся к смерти оскорбишь. Не делай сего, чадо, не оставляй обители той, не оставляй и попечений о ней; скорби же переноси с терпением и благодарением Господу, Который за то не оставит тебя и монастыря, тобою устроенного; и вот что завещаю тебе: если Господь возьмёт меня из среды живых, то погреби грешное тело моё в монастыре том». (Это преподобный и исполнил впоследствии.) После сего благочестивая старица-мать дала ему сто сребреников и полотно для своего погребения. Благоразумный совет матери совершенно изменил мысли преподобного Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Богомолец ваш, государев, грешной Никон митрополит... челом бью» 2, л. 4 об.). Стилистическая формула «царь – солнце» вошла в обиход русского книжника с XI в. 56 . В XVII в. метафорическое сравнение царя с солнцем прочно входит в стилистику панегирических произведений и особенно характерно для стихотворных вирш Симеона Полоцкого 57 . Впоследствии и Никон неоднократно будет использовать этот метафорический образ для характеристики царской и архиерейской властей в отстаивании своей идеи о превосходстве церковной власти над царской 58 . В рассматриваемом письме Никона – один из первых примеров обращения его к этой метафоре. В книжной манере, витиевато, с использованием сложных слов и старославянизмов Никон сообщает о благополучном путешествии и своем прибытии в Вологду: «Божиею милостию и вашем благопомощным жалованьем скорошественный путь до воднаго прешел и вашия государевы отчины града Вологды достиг всяких злых случаев безънаветно. Еще же за молитв иже во святых отца нашего Филиппа митрополита и вашего ради благоверия некоторые от стихии, мню, и послужиша нам, еже небо во время шествия не даде дождя и длительнаго снега, воздух же, от солнечноя теплоты истлевающий, путь мразом сотверьди» л. 4 об.). Характерное для соловецких «отписок» указание мест пребывания митрополита, возможно, под воздействием книжной риторики, здесь дано в необычной манере – через перечисление имен святых, чьим мощам Никон поклонился в пути: «Еще же Господь Бог великое благо, вашего ради благоверия, сподобил мя получити от царствующаго града ко святым мощам поклонитися и многочудесных честных мощей преподобных отец облобызати, еже есть преподобнаго и богоноснаго отца Сергия и Никона Радонежских, чудотворцов, Никиты Столпника Переславскаго, чудотворца, Авраамия Ростовскаго,//чудотворца, Павла Обънорскаго, чудотворца, Корнилия Комелскаго, чудотворца, Дмитрия на Прилуке Вологодцкого, чудотворца» 2, л. 4 об. – 5). Тексты Священного Писания и молитв Никон использует в другом письме; «А аз, грешной богомолец ваш, слыша про ваше, государево, здравие, вельми о сем Бога благодарю и покланяюся Ему, яко здравие ваше хранит, и со святыми ангелы и яз воспою, якоже пишет: „Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», еже есть Слава в вышних Богу, давшему тебе благоразумное смирение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1693 г. июля 22, Корнилий скончался, облекшись незадолго пред смертию в схиму. По истечении 8-ми лет по смерти Корнилия, в 1701 г. при копании рвов под фундамент настоящей (каменной) церкви во имя Богоматери, Смоленской иконы, пристроенной к прежней Борисоглебской, найден гроб его неповрежденным. В 1705 г., при освящении этой Смоленской церкви св. Димитрием, митрополитом Ростовским, гроб Корнилия был освидетельствован и по повелению святителя поставлен в новом храме за левым клиросом под спудом 122 . В честь блаженного Корнилия, коего лик на некоторых иконах изображен вместе с другими Переславскими чудотворцами, святитель Димитрий, как значится в рукописном житии, написал тропарь и кондак следующего содержания: Тропарь (гл. 8.). «Новоявленного угодника Божия почтим Корнилия преподобного, крест на рамо вземшаго, иго Христово усердно понесшаго; иже на невидимыя враги мужественно подвизався и козни их поправ, яко добр подвижник, Владыце Христу предста, и молится о душах наших». Кондак (гл. 2). «Вышняя получити желая, в вышних живущему Христу неленостно поработил себе блаженне, да наследиши горняя, презрел еси дольняя, не токмо очи отвратив не видети суеты, но и устнам своим молчание наложив не глаголати суетная; обаче немолчным сердцем воспел еси Богу. Неумолчи убо и ныне о нас моляся, Корнилие преподобне» 123 . В настоящее время при гробе Корнилия служатся панихиды. Многие из отдаленных стран притекают к раке его, а в особенности из смежных уездов; приносят ко гробу преподобного страждущих и больных младенцев и по вере приносящих дети получают исцеление. В Александровском уезде 17. Преподобный Лукиан Иеросхимонах, основатель пустыни, известной под его именем – Лукиановой 124 Преп. Лукиан, в миру Иларион, родился в г. Галиче (Костромской губернии) в начале XVII стол. С юных лет обрек себя иноческой жизни. Жил в разных монастырях 125 ; но ему более всего нравилась пустынная, безмолвная жизнь. Не в дальнем расстоянии от г. Александрова, называвшегося прежде Александровскою слободою 126 , было село Игнатьево (ныне деревня); в этом селе, в 1594 г построена была деревянная церковь во имя Рождества Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

В 1714 году церковь эта была освящена Даниловским архимандритом Варлаамом. Около того же времени учреждён и девичий Княже-Андреевский монастырь; потому что в феврале 1719 года значится уже при этом монастырь игумения Александра. В 1720–21 годах этот монастырь вновь окончен строением; а в 1764 году упразднён и обращён в приходскую церковь . (Извлечение из архива Переславского Данилова монастыря и из книги «Списки иерархов и настоятелей монастырей» П. Строева.) 16 Иконы, изображающие преподобного Корнилия, надписываются так: «образ преподобного Корнилия, Переславского чудотворца». О преподобном Корнилие упоминается в «Словаре историческом о русских святых» (СПб., 1862, с. 160), в сочинении «Краткие сведения о святых угодниках Божиих местно чтимых подвижников благочестия, коих святые мощи почивают в церквах Владимирской епархии» (иеромонах Иоасаф, Владимир, 1860, с. 95–97) и в книге «Русские святые» архиепископа Филарета, июля 22 день; есть и рукописное житие при церкви переславской Смоленской. 1 Так в древности называлась Рязань, ныне губернский город. 17 Каких лет, не указано в рукописном житии. Когда он, после пятилетнего пребывания в Лукиановой пустыни, принят был в Переславский Борисоглебский монастырь, – братия сего монастыря мняху ему быти не вящше пятинадесяти лет. 18 Начало основания этого монастыря неизвестно; известно, однако, что в начале XVII века он был совсем опустевшим. В 1642 году монастырь был возобновлён строителем Адрианом, впоследствии убиенным в 1644 году; в 1767 году был упразднён и обращён в приходскую церковь . 19 Кладезь сей существует доселе; из него верующие, отпевши над преподобным панихиду, берут воду для исцеления от болезней. 20 Монастырь этот стоит почти рядом с церковью Смоленско-Борисоглебскою, то есть с прежним Борисоглебским монастырём, в котором жил преподобный Корнилий. 21 Пришёл преподобный в монастырь при строителе Сергие в 1659 году, имея около 15 лет, а скончался в 1693 году; следовательно, всех лет его жизни было около 50-ти, а рождение его следует относить к 1643 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В местном ряду иконостаса Рождественского собора, с левой стороны царских врат, находилась Страстная икона Божией Матери, привезенная прп. Лукианом из Москвы (вероятно, список с этой иконы 3-й четв. XVII в. хранится в александровском Успенском мон-ре; совр. монастырское предание связывает его с прп. Корнилием). Как чудотворный почитался также запрестольный образ Божией Матери «Одигитрия». О нем рассказывает 1-е чудо под названием «Чудо Пресвятыя Богородицы о исцелении болящия» из «Сказания о явленной иконе Рождества». В 1653 г. по молитвам у запрестольной иконы исцелилась жительница с. Авксентьева Александровского у. Антонина и в благодарность «положила убрус» (ГИМ ОПИ. Ф. 195. Ед. хр. 616. Л. 5-6). В 1833 г. образ был украшен серебряной позолоченной ризой. В часовне прп. Лукиана на гробнице святого находилась икона с изображением преподобного в рост (литографии с иконы были сделаны в кон. XIX в. попечением Стромилова). В 1916 г. был написан новый надгробный образ св. Лукиана. До 1917 г. мощи преподобного оставались под спудом, в 1992 г. состоялось их обретение, к 2016 г. мощи прп. Лукиана находились в храме Богоявления. Незадолго до закрытия пустыни, в 1920 г., сюда поступил и был здесь пострижен в монашество прмч. Илия (Вятлин; † 1938). В 1922 г. Л. п. была закрыта, в 1924 г. в храме Богоявления размещена школа, в 1925 г. в Екатерининской ц.- клуб. Позднее в мон-ре была устроена тюрьма. В 70-х гг. XX в. в зданиях обители размещались дом инвалидов и больница. 12 мая 1991 г. Л. п. была возобновлена, после многолетнего перерыва состоялся 1-й крестный ход в обитель со списком иконы Рождества Пресв. Богородицы, шествие возглавил еп. Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). 25 окт. 1999 г. в Л. п. по благословению патриарха Алексия II был принесен со Св. Горы Афон образ Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон». К 2016 г. в обители проживали неск. насельников, наместник - игум. Тихон (Шибеко). Арх.: Выпись из Переславских книг Залесского писма и меры кн. Михаила Волконского, выданная строителю Корнилию по челобитной и по помете дьяка Дмитрия Федорова//ГИМ.

http://pravenc.ru/text/2110853.html

В одно время пришёл преподобный Даниил на реку Трубеж для покупки брёвен. Пришёл туда и некто Феодор купец, родом из Новгорода. Увидя преподобного Даниила, Феодор спросил: «На какую, отче, потребу покупаешь брёвна?» – «Если угодно будет Богу, – отвечал преподобный, – то будет поставлена церковь на Божедомьи». – «А будет ли тут монастырь?» – «Одна только церковь будет и при ней мирской священник; монастыря же теперь не будет, разве впредь Господь не оставит Своею милостию устроить его». Феодор сказал на это: «Прилично на том месте, отче, быть монастырю; благослови меня, отче, теперь же купить лесу: я поставлю там себе келью, тут постригуся и буду жить до конца своей жизни». Феодор, с благословения преподобного Даниила, действительно выстроил келью на Божедомье, принял иночество с именем Феодосия и был благопотребен на всякое иноческое послушание. Дивился преподобный, как легко устрояются Промыслом Божиим, по видимому, великие и трудные дела. За Феодором многие граждане и поселяне брали благословение у преподобного – и строили кельи себе. Преподобный строил церковь, – те строили себе кельи: монастырь созидался как бы сам собою. Церковь во имя Всех Святых была устроена и освящена. На освящение её стеклось из града и сёл множество народа всех званий; все несли посильную жертву в новозданный храм. Спустя немного времени (около 1511–23 г.) храм этот был расширен и выстроен другой тёплый во имя Похвалы Божией Матери – с трапезою. Поставлены были игумен, два священника, диакон, пономарь, – была и просфорница. Божественная служба совершалась каждодневно. Новый монастырь обнесён был оградою; обе церкви снабжены были книгами и украшены святыми иконами лучших мастеров; даже на святых вратах монастырских были поставлены иконы. Многие родственники погребённых здесь ставили кресты на могилах их; а монастырская братия пела панихиды на гробах усопших. Преподобный Даниил сам жил в Горицком монастыре; а в новосозданный монастырь приходил каждый день, посещая игумена и братию. Братию с любовью увещевал он хранить монашеский чин, украшаться добродетелями и вести трудолюбивую жизнь; для чего он начертал ей и правила монашеского жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В П. и У. е. ежемесячно публикуются ж. «Ковчег» и приходская газ. «Преображение» храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в с. Давыдове Борисоглебского р-на. Храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Ям Переславского р-на издается «Приходской вестник», Угличский Богоявленский мон-рь выпускает ежемесячную газ. «Богоявленский вестник»; Николо-Сольбинский монастырь - еженедельную электронную газ. «Сольбинская весточка»; издаются материалы конференций и чтений, к-рые проходят в епархии. Свято-Алексиевская пуст. (архиерейское подворье) выпускает светские и церковные издания. В марте 2019 г. вышел 1-й номер ежемесячного электронного «Переславского епархиального вестника»; газета поступает по электронной рассылке в благочиния и приходы. Действуют 124 сайта епархиальных учреждений, благочиний и приходов. Святыни В Переславле-Залесском особо почитаются: чудотворная Андрониковская икона Божией Матери в Феодоровском жен. мон-ре, мощи и вериги прп. Никиты Столпника в Никитском мужском мон-ре, мощи прп. Даниила Переславского в Троицком Даниловом мон-ре, частица мощей блгв. кн. Александра Невского с фрагментом его монашеского облачения во Владимирском кафедральном соборе, мощи блгв. кн. Андрея Смоленского, прп. Корнилия Переславского и Корсунский крест в переславль-залесском во имя святителя Николая Чудотворца женском монастыре . В окрестностях Переславля-Залесского имеются источники во имя прп. Никиты Переславского и вмц. Варвары. В с. Троицкая Слобода Переславского р-на на церковном кладбище находится могила местночтимого блж. Михаила Лазарева (Миша-Самуил; 1848 - 23 февр. (8 марта) 1907). На подворье переславского Никольского жен. мон-ря в с. Годенове Ростовского р-на, в ц. во имя свт. Иоанна Златоуста, хранится почитаемый крест (деревянное распятие с резным скульптурным изображением Спасителя), по преданию, явившийся пастухам в 1423 г. В пос. Борисоглебском в Борисоглебском мон-ре под спудом покоятся мощи затворника прп. Иринарха , хранятся его вериги. Также в мон-ре под спудом почивают мощи основателей обители - преподобных Феодора и Павла Ростовских.

http://pravenc.ru/text/2580008.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010