Перед началом круглого стола на одном из таких домов, где ныне располагается воскресная школа Преображенского собора, была установлена памятная мемориальная доска. Чин освящения совершил епископ Вениамин. С докладом также выступила краевед Наталья Растопчина, много лет работающая над расшифровкой дневника отца Родиона. Основным содержанием дневника являются проповеди и подготовка к ним, а также благочиннические отчеты, расчеты Пасхалий, адреса книжных магазинов, где продавались его книги, имена архиереев, с которыми протоиерей Родион состоял в переписке. Стилистике проповедей протоиерея Родиона Путятина был посвящен доклад иерея Сергия Карамышева. Отец Сергий обратил внимание слушателей на ритмическую организацию проповедей и привел слова самого протоиерея Родиона: «Я хочу писать, чтобы писание мое было как песня…Чем больше поучение походит на песнь, тем чаще оно будет повторяться». Опытом издания рукописных текстов — жития преподобных Никиты Столпника и Корнилия Переславского, а также писем преподобного Макария Оптинского — поделились главный палеограф отдела рукописей Российской государственной библиотеки Марина Крутова и доцент кафедры классической филологии Петрозаводского государственного университета Светлана Захарченко. Об изданиях Рыбинской епархии к 150-летию кончины протоиерея Родиона Путятина рассказала редактор журнала «Рыбная слобода», ведущая круглого стола Анна Романова. Некоторые из этих изданий — специальный выпуск «Рыбной слободы» и книгу протоиерея Родиона Путятина «Избранные поучения рыбинским прихожанам» — получили в дар все участники встречи. Были высказаны пожелания о создании образовательной программы, знакомящей с наследием протоиерея Родиона, о публикации его расшифрованных дневников, а также о том, чтобы на карте Рыбинска появились улица или площадь, носящие имя Родиона Путятина. По окончании работы круглого стола все участники посетили место захоронения протоиерея Родиона рядом с Преображенским собором. Епископ Вениамин совершил чин освящения нового памятника знаменитому проповеднику.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Перед смертью святой сильно страдал от болезни головы, зубов и глаз. Когда же боли прекратились, он понял, что через 3 дня умрет. Тогда он заговорил с братией, всех простил, благословил и принял схиму. Монаху, досаждавшему ему мн. годы, К. завещал свою одежду, рясу и «козичину» (козью шкуру). По просьбе братии святой помолился об урожае, чтобы «прузем и гусеницам ктому бы не бывати». В день преставления К. отстоял литургию и после чтения отходной мирно скончался в своей келье. Согласно 2-й редакции, Конон в отроческом возрасте ушел от родителей и сразу направился в Лукианову пуст. Потом самовольно покинул обитель и пришел в Борисоглебский мон-рь, в котором тогда подвизались 3 монаха под настоятельством иером. Сергия. Игумен долго не принимал Конона, т. к. считал его слишком молодым: отроку на вид было не более 15 лет. Он ночевал у монастырских ворот, пока настоятель не сжалился над ним. В трудах, послушании и строгом посте, питаясь остатками монастырской трапезы только 3 раза в неделю, Конон провел в обители ок. 5 лет, потом был пострижен в монахи своим новым духовником иером. переславского Никольского мон-ря Варлаамом. Через 4 года после пострига по благословению игумена обители К. удалился в затвор, для чего ему устроили маленькую деревянную келью. Здесь он пребывал «неисходно». Однажды ночью он был жестоко избит и выброшен через верхнее окно кельи во двор. Утром его нашли монахи, отнесли в др. келью, где больной пролежал 3 месяца; все это время святой ничего не ел, только пил воду и сок. После выздоровления К. игумен запретил ему возвращаться в затвор. Незадолго до преставления святой обрел дар прозорливости. Но свои пророчества он не произносил, а как бы писал в воздухе рукой, поэтому монахи не поняли его предсказаний о близкой кончине. В Никольском мон-ре К. исповедался духовнику, впервые рассказав историю своей жизни, и причастился. Вернувшись в Борисоглебский мон-рь, он принял схиму и соборовался. К. был погребен в деревянной часовне рядом с основателем обители схим. Адрианом. Почитание

http://pravenc.ru/text/2458681.html

– Своими руками выкопал для братии колодезь, и вода колодезя его была весьма вкусная и чистая. Он не прерывал молчания своего и теперь, когда жил с братиями. Так прожил он 30 лет, оставаясь во мнении других глухим и немым. Перед кончиной, о которой дал он знать знаками, пошёл он к общему духовному отцу, игумену Никольской обители Варлааму, исповедался, причастился св. Таин и по просьбе его облечён был в схиму; только теперь, по просьбе духовника, рассказал о себе, кто он, откуда, как шла жизнь его. Возвратясь в обитель, особоровался св. маслом и в тот же день скончался. Это было 22 июля 1693 г. Он был похоронен в часовне, вблизи первоначального схимника Адриана убиенного. Спустя 9 лет, при построении нового храма, обретены были нетленные мощи его. При освящении храма в честь Смоленской иконы Богоматери в 1705 г. святитель Димитрий Ростовский , в ведении которого стоял тогда Переяславль, свидетельствовал мощи, и они положены были в новом храме, под спудом. Святитель написал тропарь и кондак преподобному; тогда же написана была икона преподобного. – В ркп. житии записано всего 17 чудес, совершившихся при мощах преподобного до июля 1717 г.; имя его внесено и в ркп. святцы. – Икона его с надписью: «образ пр. Корнилия, Переславского чудотворца». Кондак преподобному, сочинение св. Димитрия: «Вышняя получити желая, в вышних Живущему неленостно поработал еси, блаженне; да наследиши горняя, презрел еси дольняя, не токмо очи отвратив не видети суеты, но и устнам своим молчание наложив не глаголати суетная: обаче немолчным сердцем воспел еси Богу. – Не умолчи убо и ныне о нас моляся, Корнилие преподобне» 274 . Св. Мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины Мария Магдалина родом из Палестины, из колена Иссахарова, из местечка Магдалы ( Мф.15:39 ), потому названа Магдалиной. Она была усерднейшей ученицей Иисуса Христа; ходила за Ним и служила Ему ( Мк.15:40–41 ). Вместе с другими жёнами Магдалина шла и плакала за Господом, ведомым на пропятие ( Лк.23:28,55 ). Когда Господь был распят на кресте, она издали с глубокой скорбью смотрела на Распятого и находилась при Его погребении ( Мк.15:47 ; Мф.27:61 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Геннадий Костромской и Любимоградский Герасим Болдинский (Герасим Переславский) Даниил Переславский и матерь его преподобная Феодосия Дионисий Переяславский Димитрий Прилуцкий Дорофей Югский Епифаний Премудрый Игнатий Ломский (Ярославский) Исаакий Ломский (Исаакий Ярославский) Иларион Югский Иринарх Ростовский (Борисоглебский, Затворник) — затворник Борисоглебского монастыря Кассиан Грек (Угличский, Учемский) Киприан Тропский (Киприан Ярославский) Кирилл и Мария — родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл — схимонах Борисоглебский Корнилий Молчальник (Переславский) Леонид Пошехонский Михей Радонежский Моисей Оптинский Никита Столпник (Переяславский) Никодим Кожеезерский Паисий Угличский Петр Ордынский (Петр Ростовский) Пимен — затворник и верижник Ростовский Севастиан Сохотский (Севастиан Пошехонский) Серафим Вырицкий Сергий Радонежский — игумен Сильвестр Обнорский Феодор и Павел Борисоглебские Феодор Санаксарский Феодосий Переславский Преподобномученики Адриан Пошехонский Анастасия — игуменья Угличская и 35 монахинь с нею Анна Рыбинская Арсений — архимандрит угличского Алексеевского монастыря и с ним 60 иноков и более 500 мирян Геннадий — пресвитер Петровский Григорий — пресвитер Мологский Даниил — грехозаруцкий игумен и с ним 30 братий и 200 мучеников, мирян угличских Иерофей — иеромонах Любимский Иосиф — иеромонах Толгский Мардарий Угличский Никандр — иеромонах Толгский Новомученики Архиепископ Серафим (Самойлович) Епископ Вениамин (Воскресенский) Иеромонах Алексий (Задворнов) Иеромонах Григорий (Воробьёв) Иеромонах Иерофей (Глазков) Иеромонах Мардарий (Исаев) Иеромонах Николай (Ащепьев) Монахиня Анна (Благовещенская) Протоиерей Андрей Николаевич Добрынин Протоиерей Владимир Дмитриевич Фарфоровский Протоиерей Евгений Андреевич Елховский Протоиерей Михаил Павлович Белороссов Протоиерей Николай Александрович Розов Протоиерей Николай Иванович Любомудров Протоиерей Пётр Николаевич Богородский Священник Александр Автономович Смирнов Священник Александр Афанасьевич Абиссов

http://pravicon.com/info-3289

Грушно дерево, сады… Два пруда – из них широкий – Преподобного труды. Еще в начале XX века пруд был наполнен водой, рядом с ним бил святой источник. Над источником была устроена деревянная часовенка. Много чудесных исцелений совершалось в монастыре у этого святого источника. Об одном из них повествует запись в монастырской летописи, датируемая 15 нюня 1904 года: «Некто крестьянин Александр Алексеевич Маринин, член Ростовской земской управы, заявил настоятелю Борисоглебского монастыря архимандриту Ювеналию, что его дочь Мария 12 лет страдала пороком сердца, воспалением легких и ревматизмом. Ростовские доктора отказались ее лечить. Маринин решился вести дочь в Борисоглебский монастырь.    Это было 6 июня 1903 года. Здесь в монастыре отец с больной дочерью отслужили молебен преподобному Иринарху, и из колодца больную напоили водицей. По исполнении сего религиозного обряда дочь Маринина получила исцеление вопреки определению врачей, что якобы девочка не может быть жива». У кельи прп. Иринарха Затворника. Фото: Сергей Воронин/Православие.Ru Преподобный Иринарх был не единственным монахом в Борисоглебском монастыре, несшим подвиг добровольного затвора. До него в обители подвизался старец Корнилий, о котором пока ничего не известно за исключением записи в монастырском синодике XVII века. Возможно, преподобный Иринарх принял от старца Корнилия и его вериги. Были ученики и у преподобного Иринарха. Это затворник Иоаким, который подвизался в Николо-Шартомском монастыре в Суздальском уезде, затворник Дионисий из Переславского Никольского монастыря на болоте и преподобный схимонах Корнилий – затворник из Переславского Борисоглебского монастыря. «Сии вси един образ имуще жития, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями прикованы бяху, пищею сухою питахуся, рыбы ж и масло, ни скоромному, и мягких явств не прикасахуся. И житие их единому Богу ведома. Людие мнози к ним прихождаху, и житие их ублажаху, и пользу от них, сказывают, велию приимаху». Житие прп. Иринарха – один из самых достоверных источников по истории Смутного времени

http://pravoslavie.ru/89988.html

Конон род. в купеческой семье. В Житии 1-й редакции сообщается, что «жития его в сем мире 25 лет до монашества, а в монашестве и в безмолвии пребыл 32 лета», из чего рассчитывается предполагаемая дата рождения святого. 1-я редакция говорит, что его мать звали Марфой, 2-я - Феодорой. Возможно, имя Феодора благочестивая женщина получила при пострижении в мон-рь в конце жизни. Конон жил в родительском доме до 20 лет, пока отец не стал понуждать его вступить в брак. Пообещав жениться через 5 лет, юноша продолжил вести уединенный образ жизни, усердно посещая храм. Вскоре он тайно удалился в Коломну и стал спрашивать «духовных людей», где найти уединенный мон-рь. Ему указали Лукианову пуст. в «двадцати поприщах» от Переславля-Залесского. Фрагмент иконы «Переславские чудотворцы». 90-е гг. ХХ в. Иконописец А. В. Зданович Фрагмент иконы «Переславские чудотворцы». 90-е гг. ХХ в. Иконописец А. В. Зданович Конон был благожелательно принят настоятелем пустыни прп. Корнилием и провел в обители неск. лет под духовным руководством мон. Павла. В 1-й редакции говорится, что послушник был послан настоятелем по монастырским делам в Переславль-Залесский. По возвращении в Лукианову пуст. он объявил духовнику о желании стать монахом переславского Борисоглебского мон-ря. Получив благословение, К. отправился в Переславль-Залесский, где был пострижен настоятелем обители строителем Сергием. В новом мон-ре К. все время молчал, монахи считали его немым от рождения. При этом он не оставлял монашеского послушания: выполнял обязанности «параекклисиарха» (кадиловозжигателя, пономаря), трудился в пекарне и поварне, возделывал сад и огород, выращивая обильные урожаи удивительных по размеру и вкусу плодов и овощей. Пищей святого были «гнилой хлеб и затхлая вода», которые он вкушал 3 раза в неделю, а в посты - только единожды. В Житии рассказывается, что бесы под видом посланников родителей угрозами и уговорами пытались удалить святого из мон-ря. Неоднократно К. приходилось терпеть обиды от строителя и братии. Особенно в издевательствах над святым усердствовал некий монах, «велми бесомъ распаленъ». В жестокий мороз он выгнал К. в одной свитке и босого за ворота обители и оставил на всю ночь. По молитве святого изменилась погода, так что за ночь растаял весь снег на крышах монашеских келий. Жестокосердного монаха вскоре постигла болезнь, которая, однако, не вразумила его. Однажды во время работы на огороде он хотел ударить преподобного лопатой, но неведомая сила отбросила инструмент далеко прочь. В наказание братии за насмешки над святым на монастырский сад и огород напало множество саранчи и гусениц, уничтоживших весь урожай.

http://pravenc.ru/text/2458681.html

Наконец, есть и ещё область, в которой покойный Александр Иванович обнаружил свои недюжинные дарования, в которой немало приложил своей энергии. Бог судил ему провести почти всю свою жизнь в скромном уездном городке Владимирской губернии – Переславле-Залесском. Но этот довольно глухой ныне уездный город принадлежит к древнейшим городам России, имеет свою историю и хранит в себе до настоящего времени памятники старины. Как часто многие и интеллигентные люди, живя при подобных условиях, остаются совершенно равнодушными к окружающей их родной старине, не интересуются ею, не хотят её знать, имея полную к тому возможность. Александр Иванович не был таковым. Поселившись в Переславле, видя перед собою постоянно памятники глубокой старины, он счёл своим долгом приняться за их изучение и к своим вышепоименованным трудам присоединил ещё труды по истории и археологии. Более всего Александр Иванович занялся Даниловым монастырём, в котором долгие годы помещалось Переславское духовное училище. Он составил житие преподобного Даниила, основателя этого монастыря, изучил все выдающиеся моменты истории монастыря, составил его описание и издал сохранившиеся в монастырском архиве акты. Затем покойный составил историческое описание и других древних Переславских монастырей Никитского, Феодоровского и Горицкого и издал краткое житие Переславских чудотворцев Никиты Столпника, Даниила игумена, благоверного князя Андрея и Корнилия Молчальника. – Переславль, далее, известен своим озером Плещеевым, на котором Великий Преобразователь России брал первые уроки мореплавания. Александр Иванович посвятил особую статью этому озеру и рыбной слободе, доселе существующей в Переславле. В XVIII столетии выделена была особая Переславская епархия, епископ жил в Переславле в Горицком монастыре. Александр Иванович на третьем археологическом съезде в Киеве читал своё исследование об этой Переславской епархии. Немало было им написано и других статей по местной и общей археологии и истории, перечислять кои мы здесь не будем. Важно, что Переславская церковная старина, особенно Переславские обители имеют в лице Александра Ивановича главного своего историка; ему мы обязаны освещением и уяснением их старины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

В лице ж возле печати молвлено 5 рублёв 16 алтын 4 деньги взято и в книгу записано. А будетъ кто чрез сию Нашу Великаго Государя жалованную грамоту того монастыря Строителю Иеромонаху Корнилию с братьею и будущим по них учнёт чинить какое насильство или чем изобидит, и тому от нас Великаго Государя быть в великой опале и в наказанье и убытки на них доправлены будут вдвое; и за то Наше Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца жалованье им Строителю Иеромонаху Корнилию с братьею и будущим по них в той обители Строителем и общежительному братству за Нас Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца и братию Нашу Благовернаго Государя Царевича и Великаго князя Иоанна Алексеевич а, Благовернаго Государа Царевича и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии и за наших Великаго Государя наследников и за всю Нашу Царскаго Величества державу и сущих в ней православных Христиан всесильнаго и Всемогущаго в Троице славимаго всех питателя Бога молить соборне и келейне непрестанно, дабы Всемилостивый Господь Бог даровал Нашему Царскому Величеству и братьям Нашим Благоверному Царевичу и Великому князю Иоанну Алексеевич у и благоверному Царевичу и Великому князю Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя Росии многолетное здравие и всему Православному Христианству тишину и благоденствие и всё полезное; а для лучшего Нашей Государской милости объяснения и тех пустошей и сенных покосов и всяких угодей за тою святою обителию утверждения дана ся Наша Великаго Государя Царя и Великаго князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца жалованная грамота за Нашею Государскою красною отворчетою печатью в Нашем Царствующем граде Москве лета 7189 году (1681) июля в 31-е. Пошлин взято по уложенью два рубля шестнадцать алтын четыре деньги в книгу записано. На той грамоте пишется. Лета 7193 Декабря в 24 день Божиею милостию мы Великие Государи Цари и Великие князи Иоанн Алексеевич Пётр Алексеевич всея великия и малыя и белыя Росии Самодержцы сея жалованныя грамоты слушав пожаловали Переславскаго уезду Залесскаго монастыря Рождества Пресв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Вервь вросла в тело, произвела глубокие смердящие раны; но он терпеливо сносил болезнь и никому не сказывал про неё. Родители его узнали об этих ранах нечаянно во время сна его. «Почто сице сотворил еси?» – спрашивали они его. – Отрок смиренно отвечал: «От неразумия моего». Когда же они захотели вынуть из тела его согнившую вервь; то он со слезами умолял их не вынимать её и дозволить ему терпеть сии страдания за грехи. Юный отрок отдан был потом в научение добродетельной жизни в Никитский монастырь к родственнику своему благочестивому игумену Ионе. Живя в монастыре, он возлюбил иноческое житие и восхотел сам быть иноком, чтобы в тишине и безмолвии служить единому Господу. Боясь, как бы любовь к нему родителей и родственников, живущих вблизи его, не помешала исполнению его намерения, он на 23 году своей жизни (1482 г.) вместе с братом своим Герасимом тайно ушёл из Никитского монастыри в Пафнутиев монастырь. Здесь он принял пострижение в иноческий образ с именем Даниила и поручен был для руководства в иноческой жизни опытному старцу Левкию. В Пафнутиевом монастыре юный инок Даниил пробыл десять лет и потом два года жил с благочестивым Левкием в пустыни при реке Рузе. Получив опытность в подвижнической жизни, преподобный Даниил по внушению Божию снова прибыл на свою родину, во град Переславль. Здесь он сперва поступил в Никитский монастырь, а потом в Успенский Горицкий (Переславский же), в котором настоятелем был родственник его архимандрит Антоний. В Горицком монастыре преподобный Даниил принял сан священства и жил в нём около тридцати лет (с 1495 по 1525 г.). К священно-иноку Даниилу многие стали приходить на исповедь и за советами – и никто не отходил от него без пользы душевной. Работая Господу со страхом и усердием, преподобный совершал в то же время высокий подвиг любви к ближним. Особенно сердце его было открыто для блага и спасения несчастных, знакомых с нуждами житейскими, удручённых различными бедствиями и брошенных миром на произвол судьбы. Странники и бедные люди всегда находили у него благовременную помощь и спасительное слово утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Совр. иконописцы изображают К. и в сонме Переславских чудотворцев. Наиболее близким к иконографической традиции XIX в. является образ, написанный в 90-х гг. XX в. А. В. Зданович в иконописной школе при МДА (Сергиев Посад). На иконе «Собор святых земли Переславской» кон. XX в. в Троицком соборе переславль-залесского Данилова мон-ря К. представлен 2-м справа в верхнем ряду. Вариантом этого извода является изображение «Собор Переславских святых», где поясной образ К. размещен над ростовым образом блгв. кн. Александра Невского в левой части иконы ( Сукина Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города. М., 2007. С. 45). В переславль-залесской ц. блгв. кн. Александра Невского в местном ряду иконостаса находится образ К. уникальной иконографии (2010, иконописец В. А. Поляков, Переславль-Залесский). На этой иконе преподобный изображен в рост вместе с переславским прот. сщмч. Евгением Елховским . Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 65; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 150. Л. Б. Сукина Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2458681.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010