Рака с мощами прп. Корнилия Переяславского в Никольском соборе Переславль-Залесского Никольского мон-ря. Фотография. 2012 г. Местное почитание святого установилось, видимо, сразу после его преставления. 28 июля 1701 г. у гроба К. прозрела дочь переславского купца Ксения Теголева, глаза к-рой помазали елеем из лампады, висевшей над гробом святого. Мощи К. были обретены через 9 лет после его преставления при строительстве каменного собора в честь Смоленской иконы Божией Матери. Согласно повести «О обретении мощей», 29 июня 1705 г., в день освящения Смоленского храма, свт. Димитрий (Савич (Туптало)) освидетельствовал мощи К.: «Мощи же его вси быша целы, и одежда его на нем, и тлению ничто же прикоснуся» (Житие и подвиги. 2013. С. 53; однако в донесении Переславской консистории Святейшему Синоду 1745-1746 гг. об участии свт. Димитрия в обретении мощей К. не упом. ( Голубинский. Канонизация святых. С. 575-576)). Тогда же была допрошена Ксения Теголева, рассказ записал ее родной брат Василий. Мощи К. переложили в резной кипарисовый гроб и поставили в новом храме за левым клиросом. Свт. Димитрий написал тропарь, кондак и молитву святому. Игум. Варлаам (Высоцкий) благословил вести записи о посмертных чудесах святого ( Свирелин. 1890. С. 49-50). При гробе К. служили панихиды, по молитвам святому исцелялись бесноватые, слепые. Некий солдат Венедикт, перевозивший казенные деньги из Архангельска в Москву, сильно страдал от болезни правого глаза. Остановившись на ночлег в Ямской слободе, в 3 верстах от Переславля-Залесского, он услышал рассказ о К. Помолившись святому, солдат получил исцеление. По его просьбе жительница слободы поставила свечу у гроба преподобного и рассказала о чуде, которое 6 марта 1717 г. записали в монастырскую книгу. Из соседних уездов к раке святого приносили больных младенцев (Там же. С. 51). В 1714 г. была написана 1-я икона преподобного. В «Сводном иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова описание образа К. помещено под 2 авг. ( Маркелов. Святые Др. Руси. 1998. Т. 2. С. 150). Память «Корнилия затворника Борисоглебского монастыря» без указания дня празднования содержится в «Описании о российских святых». 10 февр. 1722 г. по доносу протоинквизитора иеродиак. Пафнутия в Переславле-Залесском начала работу комиссия Синода, в результате мощи К. признали не нетленными и погребли, раку над ними сломали. 15 марта 1722 г. последовал указ Синода, в котором осуждались выявленные в переславских мон-рях факты почитания несвидетельствованных мощей.

http://pravenc.ru/text/2458681.html

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены ( Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659). С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского. Библиотека Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Сожжённых монастырских дворов: 1 Пустых дворов крестьянских, без жителей: 58 Погоревших дворов: в деревне Григорове: 4 двора, слободке Луговой: 3, да село Самарово: из 19 дворов, всего: 26 Иссечённых крестьян: 98 После Сапегина разорения разбежавшиеся крестьяне вотчин Данилова монастыря некоторые вскоре возвратились на прежние места своего жительства, а другие, в числе 47 человек, 4 не считая жён и детей их, жили за семействами других, по другим уездам, сёлам и деревням, и не шли более жить на прежние места свои, несмотря на зов братии монастыря. Архимандрит Корнилий с братиею подал в 1615 году царю Михаилу Фёдоровичу челобитье и просил его возвратить беглых крестьян Данилова монастыря на прежние места их жительства. Вследствие этого челобитья от царя Михаила Фёдоровича последовала грамота губному старосте с таким приказанием: Послать, кого будет пригоже, и тех Данилова монастыря беглых крестьян сыскать, 5 и, сыскав, ставити их пред собою, и тех беглых крестьян и людей, за кем они живут, со архимандритом Корнилием и братиею судить; а как по суду и по сыску те беглые крестьяне архимандриту с братиею отдати доведутца, и (после) тех беглых крестьян с жёнами и с детьми и со всем их животы и с хлебом отдать архимандриту с братиею, и посажати их в селех, в старых их дворех, где они жили наперёд сего. А в чём будет меж ими спор, и ты б (староста) тех беглых крестьян и тех людей, за кем они живут, прикащиков их, подавал бы на поруки с записьма, и за поруками учинил им срок стати на Москве во Владимирском в Судном Приказе, пред Гаврилом Васильевичем Хлоповым, да пред Дьяком Нашим, перед Яковом Демидовым, да того суда своего и сыску список и поручные прислал к Нам к Москве в Владимирской Приказ. Эта грамота имела свою силу и своё действие. Из ведомости вотчин Данилова монастыря 1646 года видно, что все они приведены были в лучший порядок: в разорённых сёлах и деревнях число дворов и душ показано полное, именно: значится 335 дворов и 792 души. 1 Таких документов в монастырском архиве находится три: две грамоты царя Михаила Фёдоровича от 1615 года и особенная книга старинного письма под No 118 прежней описи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Через две недели, 20 апреля, на праздник преподобного Даниила, Переславского чудотворца, произошло еще одно знаменательное событие. Из исторического музея в Никольский монастырь были перенесены мощи этого чтимого Переславского святого. Святые мощи преподобного Даниила в течение двух лет освящали своим пребыванием обитель, пока 20 апреля 1996 года не были перенесены на место своего постоянного пребывания во вновь открывшийся Переславский Свято-Троицкий Данилов монастырь. К началу 1995 года она насчитывала уже десять насельниц. Успенским постом, с 14 августа 1995 года было введено чтение неусыпаемой Псалтыри. В 1995 году от общества «Ярославская икона» были получены в дар колокола и сооружена временная звонница. При размывке стен и сводов в Благовещенском храме под слоем извести и грязи были обнаружены прекрасно сохранившиеся росписи. Их расчистили, укрепили и восстановили художники-реставраторы из Санкт-Петербурга Галина Яковцева, Алексей Лебедько и Николай Голубцов. В январе 1997 года обитель получила надел пахотной земли в селе Годеново Ростовского района. Стоящий на этой земле храм святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольского монастыря. Приехав сюда, сестры почувствовали особую благодатную помощь от находящейся в храме святыни – небоявленного Животворящего Креста Господня. Никольский женский монастырь (Переславль-Залесский) Современное состояние [ править править код ] В 2000 году в жизни монастыря произошли два знаменательных духовных события. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия были обретены мощи одного из прославленных в древности Переславских святых – святого благоверного князя Андрея Смоленского. Второе знаменательное событие 2000 года – это принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия, Переславского чудотворца. С 1994 года мощи святого находились в Никитском мужском монастыре. В 2000 году, 4 августа – в день памяти преподобного Корнилия, было совершено перенесение его святых мощей торжественным крестным ходом из Никитского мужского монастыря в Никольскую обитель.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

Он был основан предположительно в 1348 году. Основателем его стал Дмитрий Прилуцкий, ученик преподобного Сергия Радонежского, не раз посещавшего Никольскую обитель. В храмах обители покоятся мощи двух переславских святых — благоверного князя Андрея Смоленского и преподобного Корнилия Молчальника. Основатель монастыря — инок Переславского Никитского монастыря Даниил († 7 апреля 1540), духовник великого князя Василия III. Среди его учеников, живших в обители, был святой Герасим Болдинский — впоследствии основатель Троицкого Болдина монастыря. Умер Даниил в глубокой старости, в 1540 году, незадолго до этого передав настоятельский пост своему постриженику Илариону. По приказу Ивана Грозного один из послушников монастыря составил житие преподобного. В 1653 году были обретены мощи Даниила, и он был канонизирован. Мощи святого Даниила покоятся в Троицком соборе, где есть придел его имени. Монастыри [ править править код ] Горицкий Успенский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: в начале XIV века при Иване Калите. Адрес: Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Музейный пер., 4 Телефон: (48535) 2-31-24 Мужской монастырь, основанный в 1-й пол. XIV в. В XVI в. в монастыре начинается каменное строительство, к XVIII в. один из богатейших в городе. В 1744 преобразован в архиерейский дом вновь созданной Переславской епархии, перестроена большая часть зданий. В 1788 епархия упразднена, архиерейский дом закрыт, монастырский собор в 1788-1838 числился городским, постройки переданы городу, часть их пустовала. В 1881 на территории быв. монастыря открыто духовное училище. С 1919 на территории действует музей. В настоящее время - Переславский историко-архитектурный музей-заповедник. Название монастырю дано по его местонахождению на возвышенности - на " горице " . В XIV-XV вв. в монастыре подвизались прп. Димитрий Прилуцкий и прп. Даниил Переславский. Подробнее... Никитский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1010 Статус: действующий Адрес: Ярославская обл., Переславский р-н, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20

http://azbyka.ru/palomnik/Переславль-Зал...

Благовещенская церковь бала закрыта в 1930-х годах. Венчания сломаны, а само помещение бывшей церкви переоборудовали под жилье. После возвращения монастыря Русской Православной Церкви в Благовещенском храме был произведен полномасштабный ремонт. На средства благотворителя обители Виктора Ивановича Тырышкина в Благовещенской церкви устроили вызолоченный четырехрядный иконостас, украшенный резьбой. Иконы для иконостаса писали выпускники иконописной школы при Троице-Сергиевой лавре. В храме ныне покоятся мощи переславского святого преподобного Корнилия Молчальника, а также находится торжественно переданный монастырю 12 июня 2010 года из Переславского музея " Корсунский крест " . www//pereslavl.ru/architecture/nikolskiy.htm Знаменательное событие в жизни Свято-Никольского монастыря произошло в 2000 году - это принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия, Переславского чудотворца. Преподобный Корнилий Молчальник, схимонах. День памяти 22 июля/4 августа. Родился он около 1635 года в купеческой семье. Мирское имя святого было Конон. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и поселился в Лукиановой пустыни, что в 25 верстах от Переславля-Залесского. Через пять лет, духовно окрепший, приняв на себе обет молчания, святой Конон пришёл в Борисоглебский Песоцкий монастырь, который граничил с Никольской обителью. Здесь он нёс самые тяжёлые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. По преданию, духовником его был настоятель Никольской церкви игумен Варлаам. Через пять лет послушника Конона постригли в монахи с именем Корнилий. 30 лет нёс преподобный подвиг молчания, имел дар прозорливости и исцелений. Перед кончиной был пострижен в великую схиму и мирно отошёл ко Господу 22 июля 1693 года. В 1701 году во время пристройки каменной церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери к прежней, Борисоглебской, гроб преподобного Корнилия нашли неповреждённым. В 1705 году, то есть всего через 12 лет после кончины преподобного, при освящении Смоленской церкви святителем Димитрием Ростовским, мощи святого Корнилия были освидетельствованы и поставлены в новом храме за левым клиросом под спудом. Над гробом находилась вызолоченная рака.

http://sobory.ru/article/?object=05680

В приделе по правую сторону алтаря находится гробница преп. Корнилия; на верхней деке ее образ преподобного. Гробница деревянная, с сенью вверху; по сторонам четыре резных ангела, при гробнице хранятся четки преподобного. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон замечательны древняя храмовая икона Смоленской Божией Матери, в 1889 г. на нее сделана драгоценная риза; икона «7 спящих отроков», эта икона особенно чтится окрестными жителями. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1780 г., исповедные росписи с 1816 г. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: от земли сеном и разными продуктами на 100 руб., процентного капитала 107 руб. и от служб и требоисправлений 550 руб., а всего до 750 руб. в год. Причт живет в церковном доме, устроенном в связи с церковью. В приходе по клировым ведомостям числится 47 душ муж. пола и 58 жен. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. В близком соседстве со Свято-Никольским женским монастырём, возвышается храм, связанный с именем святого Корнилия Молчальника. Это Смоленско-Корнилиевская церковь, возведённая в 1694-1705 гг. при участии царевны Натальи Алексеевны. До 1764 года здесь существовал мужской Борисоглебский монастырь на Песках. Предположительно обитель была основана в 1252 г. после нашествия на Переяславль татар и погребения на этом месте переяславского воеводы Жидислава. Расцвет монастыря пришёлся на XVI в. В начале XVII в. он был разграблен поляками - «гордые паны немало поживились от этого монастыря, разорив его до неузнаваемости». Монастырь запустел, и был возобновлен только в 1642 г. благодаря иеромонаху Адриану, который управлял обителью с 1642 по 1644 г. Борисоглебский монастырь, что на Песках, связан с именем почитаемого в Переславле святого Корнилия Молчальника (в миру Конон). Корнилий Переславский родился в Переславле-Рязанском (ныне г. Рязань) в купеческой семье, во 2-й половине XVII в. Оставив дом родителей в пятнадцатилетним возрасте, юноша первовоначально жил в Лукиановой пустыни, что под Александровом, после чего перешёл в переславский Борисоглебский монастырь. Здесь Корнилий добровольно принял на себя обет молчания, по мере необходимости объясняясь знаками. По преданию, Корнилий Молчальник жил здесь в строгом посте, " первым входил в храм и последним выходил из него; ночь проводил в молитве, а день в телесном труде " . В Святой обители он и умер летом 1693 года, облекшись перед смертью в схиму, после чего был похоронен на монастырском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=00444

Так провел он 30 лет. Такова жизнь того, кто не хотел быть знаемым во время земной жизни своей. По догадке преосв. Филарета Черниговского , он был сын князя Феодора Фоминского Слепого и скончался около 1390 года. Позднее при этой церкви был монастырь Князь-Андреевский; теперь – она приходская. Здесь почивают под спудом мощи св. князя Андрея, Переславского чудотворца. («Рассказы из Ист. Р. Церкви», стр. 418). Мощи обретены 27 октября 1540 года, при чем присланным из Москвы следователям преп. Даниил показывал в «старых книгах» службу кн. Андрею, стихиры и канон, по которым еще недавно праздновали блаженному Андрею в церкви, в которой он покоился. «Кто-то в Переяславле», замечает Ключевский, «выписал целиком этот рассказ из жития Даниила и, приделав к нему небольшое вступление, пустил под именем жития кн. Андрея» (стр. 282). В «Иконописном Подлиннике», под 29 октября: «подобием рус, главою плешаст, брада аки Никиты мученика, ризы княжеския, в руке крест, в другой меч» (Филимонов, стр. 37). 218. Преподобный Корнилий Затворник Борисоглебскаго монастыря преставися в лето 7100. И Корнилий Новый память его июля 22 день В мире Конон, сын Рязанского купца, в юных летах скрылся из дома родительского и прожил 5 лет в Лукиановой пустыни, потом пришел в Переславскую обитель св. Бориса и Глеба, что на Песках. Там он усердно ходил в храм и усердно трудился в послушании – молол рожь, носил дрова в трапезу и хлебную, таскал воду и принимал пищу только три раза в неделю. Он прожил 30 лет в обители, молчал и считался юродивым. Ум. 22 июня 1693 года. Мощи обретены в 1702 году, а в 1705 св. Димитрий, митрополит Ростовский, свидетельствовал мощи, и они положены были в новом храме под спудом. Святитель написал тропарь и кондак преподобному; тогда же написана была икона его. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием власы рус, брада не велика, на главе схима, ризы преподобническия» (Филимонов, стр. 65). Не канонизирован. 219. Преподобный Роман строитель Введенскаго монастыря иже на Киржаче, ученик бе святому Сергию чудотворцу, преставися в лето 6900 Когда в пустыню преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

 Смоленско-Корнильевская церковь с трапезной палатой, «покоями» (корпусом келий) и колокольней большей частью сохранилась. Обращает на себя внимание богатый карниз келий и горизонтально расчлененные пилястры. Композиция самой церкви типична для своего времени конца XVII – начала XVIII вв. В прошлом убранство храма также было типично для своего времени – столярной работы иконостас с резными царскими вратами, где изображалось осязание Воскресшего Спасителя Апостолом Фомою. В приделе справа от алтаря находилась гробница Преподобного Корнилия, на ней – четки святого. Из образов, находящихся в церкви, особо почиталась окрестными жителями икона 7 спящих отроков. Постоянных прихожан было более 100 человек.  В отличие от многих других храмов, закрытых в первые годы после переворота 1917 года, Смоленско-Корнильевская церковь принимала прихожан почти до начала Великой Отечественной войны. Затем использовалась как склад. В 1960-е годы горел и частично был расхищен храмовый иконостас. Вплоть до середины 1970-х годов в кельях и трапезной проживали люди. В 1988 году обрушилась церковная колокольня.  В 1996 году Корнильевская церковь, а позднее и мощи святого Корнилия, были переданы Никольскому женскому монастырю. На месте, где находится церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери, до 1764 г. существовал мужской монастырь, известный под именем «Борисоглебского, что на Песках». До 1744 г. Борисоглебский монастырь принадлежал к Синодальной области, а в этом году приписан к Переславской епархии. В 1744 и 1755 гг. имел 48 душ крестьян. В 1764 г. монастырь упразднен, и церковь обращена в приходскую. Существующая Смоленская церковь начата постройкою, по благословению патриарха Адриана, при строителе иеромонахе Адриаде в 1694 г. на монастырские средства и на средства доброхотных дателей. Окончена постройка в 1705 г. и церковь освящена была Димитрием, митрополитом Московским. При этой церкви находились покои каменные о двух этажах, и на них каменная колокольня. Престолов в церкви два: в холодной – в честь Смоленской иконы Божией Матери, в приделе теплом – во имя св. благ. князей Бориса и Глеба. На царских вратах главного храма находится резное изображение «осязания Воскресшего Спасителя ап. Фомою».

http://sobory.ru/article/?object=00444

В монастыре он рассматривал прекрасно сохранившийся корсунский крест и витиеватое изображение на южных дверях алтаря «сотворения первых человеков и падения их». Владыка милостиво принял приглашение настоятеля монастыря и посетил его келлии. Сюда принесён был древний фонарь, употреблявшийся при крестных ходах, и высокий посетитель и любитель древностей сам взял намоченное водой полотенце и очищал его от пыли. После Никольского монастыря была осмотрена Борисоглебская церковь , где Архипастырь поклонился гробу преподобного Корнилия молчальника и целовал образ его, на котором святым Димитрием Ростовским написаны тропарь и кондак преподобному; оставшиеся, по преданию, от преподобного четки – возлагал на себя и молился. Но очень было жаль, что не оказалось свечей, бывших в лампадах, украшенных очень искусно витым воском с разноцветными в нём стёклышками. Свечи эти, по сохранившемуся преданию, были дар великой княгини Натальи Алексеевны. Затем Высокопреосвященный был в Даниловском монастыре, где благоговейно молился пред мощами преподобного Даниила. Из предметов древней святыни Владыка осматривал благословенные кресты с эмалевыми разноцветными украшениями, принадлежащие к XVI столетию и рукописное Евангелие (апракос), современное преподобному Даниилу. Посетил также келлии настоятеля монастыря. По дороге в Фёдоровский женский монастырь Архипастырь посетил дом сопровождавшего его о. А. Свирелина , где с такою простотою и любовью обращался с каждым малейшим членом его семьи, что привёл всех в восторг и умиление. В Фёдоровском монастыре Владыка был встречен стройным хором певчих инокинь и осматривал древние иконы, утварь церковную и облачения, которые для того были тщательно собраны в алтаре на особом столе. По приглашению настоятельницы монастыря Владыка осматривал Горицкий собор и был поражён величием соборной церкви, построенной Архиепископом Переславским Амвросием (в 1775 году) и священно-архимандритом Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря. Замечательное горнее место с сопрестолиями обратило на себя особенное внимание Владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010