9) Говорит же Ему жена оная самарянская: «Как же ты, когда ты – иудей, просишь пить у меня, сущей жены самарянской? Ибо иудеи с самарянами не пользуются ничем вместе». 10) Ответил Иисус и сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто есть говорящий тебе: «Дай Мне пить», – то ты, пожалуй, сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». 11) Говорит Ему женщина: «Господин! Тебе и почерпнуть не во что, а колодец глубок; откуда же у тебя вода живая? 12) Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодец и сам из него пил, и дети его, и скот его?» 13) Ответил Иисус и сказал ей: «Всякий, пьющий от воды сей, возжаждет опять, кто же будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовеки; 14) но вода, которую Я дам ему, будет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». 15) Говорит Ему женщина: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать». 16) Говорит ей Иисус: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». 17) Ответила женщина и сказала: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Хорошо ты сказала: «Ибо у меня нет мужа», – 18) ведь у тебя было пять мужей, и ныне, которого ты имеешь, не муж тебе; это правдиво ты сказала». 19) Говорит Ему женщина: «Господи! Вижу, что Ты пророк. 20) Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что Иерусалим – это место, где должно поклоняться». 21) Говорит ей Иисус: «Жено! Поверь Мне, что приходит час, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22) Вы поклоняетесь, чему не знаете; мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение – от иудеев. 23) Но приходит час и ныне есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо и Отец таких ищет, кто поклоняется Ему. 24) Духом является Бог, и тем, кто поклоняется Ему, должно поклоняться в духе и истине». 25) Говорит Ему женщина: «Я знаю, что Мессия грядет (Который зовется Христос); итак, когда Он придет, возвестит нам все». 26) Говорит ей Иисус: «Это – Я, Который говорю с тобою». 27) И тут же пришли ученики Его, и были удивлены, что Он разговаривал с женщиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В литературе различных народностей – египтян, вавилонян – мы находим описания, которые подтверждают то, что происходило в то время в Иудее и Израиле. Каждый царь в отдельности оценивается по своему отношению к Богу и к закону. Говорится о его делах и затем делается вывод: «и делал он неугодное перед очами Господа» или, наоборот, «он делал угодное перед очами Господа». Назначение этих книг – показать изгнанному с родины народу, знающему о том, что его родина разорена, как бы его изображение в зеркале, чтобы он осознал свою вину и смирился перед Богом. Книги имеют и символическое значение. Мирное царство Соломона было плодом побед Давида, таким образом царство Соломона – прообраз мирного царствования Христа Спасителя. Следующий образ – царица Савская. Сам Христос указывает на разницу между царицей Савской, пришедшей из далекой страны, чтобы увидеть Соломона, и людьми его времени, оставшимся равнодушными, хотя между ними находится Тот, кто больше Соломона. Чтобы легче было запомнить царей, нужно противопоставление обоих царств. Царство Иудейское (Южное) включает в себя два колена: Иудино и Вениаминово, столица – Иерусалим. Всего 19 царей и одна царица, одна единственная династия. Из этой династии мы выделяем 4 хороших царя, 4 относительно хороших и 12 плохих. Последняя дата – 586 год – взятие Иерусалима Навуходоносором, отведение жителей в Вавилон, где они пробыли около 70 лет. Царство Израильское находится на севере, входит в него 10 колен, по-другому он называется Ефраим, столица Самария. Также 19 царей, но 9 династий. Как только приходил новый царь, какое-то время династия была, но был заговор и потом всех из предыдущей династии уничтожали. Если говорить о царях, то там только плохие цари. Окончание Северного Израильского царства в 722 году – падение Самарии, выселение в Ассирию навсегда, никто обратно не возвращался. Кто же там жил? Там жили самаряне, это то население, которое осталось там, часть евреев и часть новых народностей, которые пришли туда и приняли культуру Ефраима, часть его обычаев, часть его верований и которые остались верны идее, что нет благочестия в Иерусалиме, а оно только здесь, на горе Гаризим, где находится колодец Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Чтобы легче было запомнить царей, нужно противопоставление обоих царств. Царство Иудейское (Южное) включает в себя два колена: Иудино и Вениаминово, столица — Иерусалим. Всего 19 царей и одна царица, одна единственная династия. Из этой династии мы выделяем 4 хороших царя, 4 относительно хороших и 12 плохих. Последняя дата — 586 год — взятие Иерусалима Навуходоносором, отведение жителей в Вавилон, где они пробыли около 70 лет. Царство Израильское находится на севере, входит в него 10 колен, по-другому он называется Ефраим, столица Самария. Также 19 царей, но 9 династий. Как только приходил новый царь, какое-то время династия была, но был заговор и потом всех из предыдущей династии уничтожали. Если говорить о царях, то там только плохие цари. Окончание Северного Израильского царства в 722 году — падение Самарии, выселение в Ассирию навсегда, никто обратно не возвращался. Кто же там жил? Там жили самаряне, это то население, которое осталось там, часть евреев и часть новых народностей, которые пришли туда и приняли культуру Ефраима, часть его обычаев, часть его верований и которые остались верны идее, что нет благочестия в Иерусалиме, а оно только здесь, на горе Гаризим, где находится колодец Иакова. Часть потомков возвращалась, но основная масса Израиля так и не вернулась на свою землю. В этих книгах мы различаем три периода существования этих царств. Первый — распри между Иудеей и Израилем, гражданские войны, которые они вели с 931 по 874 годы. Этот период, когда Иудея пыталась захватить то, что у нее якобы отобрали — власть над 10-ю коленами, Тс защищались в свою очередь, не давали Иудее проявиться; в Израиле это от Иеровоама до Амврия и от Ровоама до Асы в Иудее. Второй период книг — это союз между Иудеей и Израилем, приблизительно 874 до 798 года. Союз произошел благодаря браку между обоими царствующими домами. Иорам, сын Иосафата, царь Иудейский женился на Афалии, дочери Ахава, царя Израильского и Иезавели. После смерти Охозии Афалия захватила власть и в течении нескольких лет правила Иудеей. В этот период был мир, т.к. ей было все подчинено.

http://sedmitza.ru/lib/text/432135/

6. АГАРЬ И ИЗМАИЛ Бытие 20–21 Авраам странствовал в Гераре, в Западном Негеве. Возможно, там родился Исаак. Оранжевая стрелка от Герара к Египту показывает изгнание Агари и Измаила в пустыню Вирсавию. Впоследствии Авраам и царь Герара заключили союз в Вирсавии («колодец семи/клятвы»). 7. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА Бытие 22 Бог велел Аврааму пойти в землю Мориа и там принести своего сына Исаака во всесожжение. Авраам вышел из Вирсавии и через три дня пришёл к горе Мориа (красная стрелка от Вирсавии к Иерусалиму). Впоследствии на этой горе в Иерусалиме Соломон построил храм ( 2Пар. 3:1 ). Когда Авраам умер, его похоронили в гробнице, в пещере Махпеле, в Мамре-Хевроне, которую он приобрёл для захоронения своей жены Сарры ( Быт. 25:9–10 ). По причине голода в земле Исаак хотел идти в Египет, но потом отправился в Герар, где на следующий год собрал урожай во сто крат. Свои права на владение территорией и колодцами Исаак подтвердил союзом с филистимлянами в Вирсавии. Иаков и Иосиф 1930–1876 до Рождества Христова 1. ИАКОВ В АРАМ, Бытие 27–28 Хитрость Иакова и его матери Ревекки, как и последующее благословение Иакова Исааком, произошли в районе Вирсавии ( Быт. 28:10 ). В страхе за свою жизнь и в поисках жены для себя Иаков вышел по Дороге Патриархов в Месопотамию (или Паддан-Арам, см. оранжевые стрелки). Путешествуя по главной дороге горного водораздела, он остановился на ночлег и во сне увидел ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, соединяющей небо и землю. Как и в случае с Авраамом и Исааком, Господь пообещал Иакову потомков, земли и благословения, которые получат народы, благословляющие его ( Быт. 28:13–14; 22:17–18; 26:3– 4 ). Иаков назвал это место Вефиль, «дом Божий». Здесь призывал Господа и дедушка Иакова, Аврам ( Быт. 12:8 ). В Паддан-Араме (на границе современных Сирии и Турции) Иаков на протяжении 20 лет служил у своего дяди Лавана ( Быт. 29–30 ). Его семья и скот умножались. В Обетованную Землю он вернулся с двумя жёнами, двумя наложницами, 12 детьми и множеством скота.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2 впрочем, Сам Иисус не крестил, но ученики Его, – 3 оставил Он Иудею и ушел снова в Галилею. 4 И нужно было Ему проходить через Самарию. 5 Итак, приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ земли, которую дал Иаков Иосифу, сыну своему. 6 Был же там источник Иакова. Итак, Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника. Было около шестого часа. 7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Говорит ей Иисус: дай Мне пить. 8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. 9 Говорит Ему женщина Самарянка: как Ты, Иудей, просишь пить у меня, Самарянки ? Ибо не имеют Иудеи общения с Самарянами. 10 Ответил Иисус и сказал ей: если бы ты знала дар Божий, и Кто есть говорящий тебе: «дай Мне пить», – ты бы просила Его, и Он дал бы тебе воду живую. 11 Говорит Ему женщина: господин, Тебе и зачерпнуть нечем, и колодец глубок. Откуда же у Тебя вода живая? 12 Разве Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам колодец, и сам из него пил, и сыновья его, и скот его? 13 Ответил Иисус и сказал ей: всякий, пьющий от воды этой, будет жаждать снова; 14 тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. 15 Говорит Ему женщина: господин, дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать. 16 Говорит ей Иисус: иди, позови мужа твоего и приходи сюда. 17 Ответила женщина и сказала: у меня нет мужа. Говорит Иисус: хорошо ты сказала: «у меня нет мужа», 18 ибо было у тебя пять мужей, и тот, который у тебя теперь, тебе не муж. Это ты истину сказала. 19 Говорит Ему женщина: господин, вижу, что Ты пророк. 20 Отцы наши на этой горе поклонялись Богу, а вы говорите, что в Иерусалиме то место, где должно поклоняться. 21 Говорит ей Иисус: верь Мне, женщина, что приходит час, когда не на горе этой и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. 22 Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; мы поклоняемся тому, что знаем, потому что спасение – от Иудеев. 23 Но приходит час, и теперь есть, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Колодец имеет около 1 м в диаметре и 35 м в глубину, а прежде был еще глубже. В 380 г. над ним была построена церковь в форме креста, как показывают археологические раскопки, разрушенная во время восстания самарян в 529 г. Восстановленная Юстинианом, она просуществовала до IX в. – и вновь пришла в запустение. Пилигримы XI-XII вв. знают колодец Иакова, но ничего не говорят о храме. В XII в. он был восстановлен крестоносцами, в 1187 г. разрушен Саладином... В 1860 г. это место купила у местных арабов Иерусалимская Православная Патриархия и к 1893 г. восстановила подземную часть храма – в крипте под алтарем базилики крестоносцев. В 1914 г. начались работы по строительству также и в верхней церкви, но они не были окончены из-за начавшейся Первой мировой войны и революции в России (русские деньги были главным источником финансирования). Строительные работы завершились намного позже, при попечительстве Ясира Арафата. Подземный храм непосредственно над колодцем, в крипте, как и ведущие к нему с двух сторон лестницы, относится архитектурно к эпохе крестоносцев и имеет в плане форму тау-креста. Древний колодец находится перед самой солеей храма, напротив Царских врат. Вращая ворот, можно и сейчас зачерпнуть холодной воды – той самой, которую просил, чтобы напиться, Христос у Фотинии (Светланы) Самарянки. Сюжеты икон на стенах посвящены в основном житию Светланы, а также святому мученику Иустину Философу , уроженцу Наблуса. Двадцать лет назад колодец Иакова стал местом трагической гибели одного из новомучеников Святой Земли архимандрита Филумена. Он родился в Никосии, на Кипре, в 1913 г. С юности посвятив свою жизнь иноческому служению, он окончил ее мученической кончиной в храме 29 ноября 1979 г., когда с епитрахилью на плечах совершал вечерню. Ворвавшийся фанатик бросил две бомбы – следы от осколков и сегодня видны на колодце и на стенах храма. Мощи священномученика перенесены в Иерусалим и почитают в храме Св. Троицы при духовной семинарии на Сеоне. Самария–Севастия Следующий наш пункт после Наблуса – древний город Самария и возникшая в I в. до Р.Х. на его месте Севастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В западной части Наблуса (ближе к телю) находится синогога самарян, в которой и хранится принадлежащий им древний свиток Пятикнижия. На горе Гаризим, рядом с их священными местами, видны руины христианской церкви, построенной византийским императором Зеноном (474–491 гг.) на месте более древнего храма. А на восточной окраине Наблуса, у самого подножия горы Гаризим, находится знаменитый колодец Иакова. Расположенная здесь арабская деревня называется Аскар («лагерь»), ее название многие связывают с библейским топонимом Сихары. Здесь была земля Иакова. Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет ( Быт. 33, 18–19 ). Здесь же, «под дубом, близ Сихема», Иаков закопал всех богов чужих, бывших в руках домочадцев его, и серьги, бывшие в ушах у них (см. Быт. 35, 4 ). Праотцем Иаковом был, по преданию, ископан колодец, возле которого состоялась знаменитая беседа Христа с самарянкой. ...Он попросил у нее пить, и женщина удивилась, почти испугалась: «Ты просишь воды у самарянки? Ведь иудеи не общаются с самарянами». Спаситель улыбнулся и сказал: «Если бы ты знала, Кто пришел к тебе, ты бы просила воды у Меня». Светлана не поняла. «У Тебя и ведерка нет, – ответила она Господу, – а колодец глубок» (он и действительно 35 м в глубину). Но Христос говорил о другом источнике – о воде вечной жизни, к которой припадают не устами – душой, и уже никогда не испытывают духовной жажды. И пьют из этого источника все верующие в Христа и вступающие в Православную Церковь – независимо от цвета кожи, национальной и духовной принадлежности. Сегодня в Самарии, на родине Светланы, живет лишь горстка последних представителей вымирающей, но все также упорствующей в своих заблуждениях секты. А святая вода Евангелия утоляет все народы, всех людей, обращающихся к Спасителю. Самарянка Светлана тоже сделала свой выбор. Она стала христианкой, уехала из родных мест и жила в Карфагене, а старший сын ее Виктор был воином в римском войске. Во время гонений при императоре Нероне она вместе с сыном и всей семьей засвидетельствовала свою верность Христу мученической смертью...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Все говорит здесь о древности сооружения. Горло колодца обложено большими натесанными камнями; оставлено достаточное отверстие, сквозь которое легко может пролезть всякий человек, желающий осмотреть подробно его внутренность, как это и делали многие ученые туристы. Отверстие его около семи с половиной футов в поперечнике. Сопровождавший нас греческий игумен спустил в колодец веревку с привязанной к одному концу ее зажженной свечей, чтобы осветить внутренность колодца. Веревка длиной в 80 футов, точно соответствующая глубине колодца. Когда мы взглянули внутрь, то увидели на дне его массу мусора и набросанных камней, но воды не было ни капли. Глубина колодца была когда-то, как говорят, 105 футов, но при разрушении находившейся над ним некогда церкви, дно его было засыпано мусором от развалин; кроме того, в прежнее время, каждый богомолец считал своей обязанностью бросать в колодезь по одному камешку, что в общем, в продолжение многих веков, образовало достаточное количество мусора. Теперь, когда Иерусалимская патриархия приобрела всю эту местность с этим колодцем в свое владение, последний стал несколько поддерживаться, и этот обычай богомольцев теперь строго преследуется. В настоящее время греки стараются очистить этот колодец от мусора, и надеются, что со временем колодец наполнится как это было раньше, во времена древних патриархов. Над колодцем устроена каменная комната со сводом, четырехугольная, оштукатуренная, служащая часовней; на внутренней восточной стене ее висит икона, изображающая беседу Христа с Самарянкой; перед иконой теплится лампада, и здесь паломники обыкновенно служат молебны. Более ничего достопримечательного в этом помещении мы не заметили. Над сводом этой часовни находится полуразрушенный фундамент древней церкви, которая была устроена св. царицей Еленой, а впоследствии разрушена иноверцами. По сохранившимся развалинам легко можно догадаться о действительном существовании здесь христианского храма, под алтарем которого, по всей вероятности, как раз приходился колодезь Иакова, и богомольцы входили в него сверху по ступеням; на месте последних в настоящее время замечаются два углубления, в которых видны остатки торчащих четырех гранитных колонн.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Над колодцем уже в древности была воздвигнута церковь, которая упоминается в IV веке в писаниях св. Иеронима. Эта церковь была скорее всего разрушена во время самаритянского восстания в 484 году или 529 году. Впоследствии она была восстановлена Юстинианом и простояла до 720 года и, возможно, до начала IX beka. Византийская церковь была в руинах к тому времени, когда крестоносцы заняли Наблус в августе 1099 года, в начале XII века паломники описывали колодец без упоминания церкви. Поздние упоминания XII века говорят о вновь построенной церкви у колодца. Эта церковь периода крестоносцев была построена в 1175 году, после победы Саладина над крестоносцами в битве при Хаттине в 1187 году церковь была разрушена. В 1860 году место было получено греческой православной патриархией и новая церковь, освященная во имя св. Фотины Самаритянины, была построена вскоре после этого. Однако землетрясение 1927 года в Палестине уничтожило это здание. Восстановлен был храм только в недавнее время (в 1990е годы). Колодец Иакова, он же колодец самарянки, находится в подвале храма под алтарем. Туда паломники спускаются для того, чтобы испить воды и прочесть главу Евангелия, повествующую о великом откровении: Бог — есть Дух. И поклоняться Ему надо в духе и истине. Как и везде на Святой Земле, в монастыре один игумен, пара послушников да местные жители-прихожане. Настоятель пишет иконы, ими украшен храм, они продаются в лавочке. Иконы очень красивые — написаны в традиционной манере, но одновременно с личным эмоциональным настроем. Батюшка был очень рад паломникам, напоил их кофе и разрешил сфотографироваться на память. В храме почивают мощи священномученика Филумена, возрождавшего это место и зверски замученного и убитого (либо мусульманами, либо иудеями, что вероятнее). Родился о. Филумен в 1913 году на Кипре в семье благочестивых родителей. В 1927 году стал послушником в монастыре Ставровуни. В 1934 году переехал в Иерусалим, где в 1937 году принял монашеский постриг с именем Филумен и 5 сентября того же года был рукоположен во иеродиакона, а 1 ноября 1944 года — во иеромонаха. Он служил в монастырях Иерусалимской патриархии: в обители святого Саввы Освященного, у святого Феодосия, у святого Константина, в патриаршем храме в Иерусалиме. Позднее, будучи игуменом, нес послушания у разных святынь. Был возведен в сан архимандрита. 8 мая 1979 года был назначен игуменом монастыря у колодца Иакова в Самарии. Был подвижником, вел очень строгую жизнь.

http://azbyka.ru/fiction/desjat-dnej-na-...

В противоположность жизни, развивающейся по пути Божьему, говорит псалмопевец, " не так " идущие другими дверями, " они как прах, возметаемый ветром с лица земли " , т.е. их неустроенная жизнь подобна пыли, которую ветер переносит с места на место, и носятся они как бесплодные сухие листья. Итак, не толпитесь у фальшивых дверей жизни. Найдите одну дверь жизни, стучитесь в нее и пойдите ею. Возьмите вождя! Пусть будет одним из них великий святитель Николай, чтимый нами сегодня. Смотрите, разве дерево его жизни, посаженное " при исходищих вод " , развивающееся по Божьему пути, не превратилось в широчайший дуб, ветви которого покрывают чуть ли не все человечество? Вот могучая жизнь, одинаково притягивающая к себе верных и неверных, католиков, православных, магометан. Вот живой образчик покоряющей жизни при Боге! Следуйте ему, забудьте фальшивые двери и войдите одной дверью жизни. Святителю великий, Николае, помогай нам! Аминь. Слово в Неделю о самарянке Возлюбленные братия, Христос воскресе! Сегодня, как и в прошлое воскресенье, перед Вами картина с глубоким смыслом, и опять она переносит нас в современность. Христос сидит у древнего колодца. К колодцу приходит за водой самарянка. Господь предлагает ей живую воду, воду жизни, которая удаляет жажду навеки, учит, как получить эту воду жизни. Потом у колодца появляются ученики, собирается народ, и Учитель жизни им всем обильно дарит воду жизни. Братия, эта образная картина переносит нас в современность. Раскроем ее смысл. Колодец - источник жизни. Люди поддерживают свою жизнь, питаясь от таких источников. Колодцы бывают разные. Господь сел, например, у древнего колодца Иакова. У такого же колодца сидите и вы. Это тоже древнейший колодец, содержащий неисчерпаемый источник жизни. Этот колодец - Церковь. Вы - в ограде Церкви и, значит, вы сидите у древнего колодца, питающего жизнь силою Божией благодати. Но есть и другие колодцы. Люди, не знающие или не принимающие Церковь, пробавляются другими колодцами на стороне. Из вас разве все и всегда сознают, что находятся у единственного колодца жизни? Разве и вы не бегаете черпать жизнь из других колодцев? Конечно, бегаете на сторону.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010