Боровичи. Церковь Параскевы Пятницы. Церковь мученицы Параскевы Карта и ближайшие объекты  К северу от Свято-Духова монастыря находилась деревянная церковь во имя св. вмч. Параскевы Пятницы, древней покровительницы Боровичского края. К ней от монастырского соборного храма св. Иакова вела красивая березовая аллея, посаженная в 1868-70 гг., по сторонам которой находились монастырские поля. Храм св. Параскевы был главным храмом Пятницкого Боровичского погоста. Рядом с ним находился родниковый источник, освященный в честь св. Параскевы, с давних времен почитавшийся как чудотворный. В 1613 г. Пятницкий храм и погост были сожжены шведами. Этот погост, как административный центр, уже больше не возобновлялся. На месте сожженного храма через несколько лет была поставлена большая деревянная часовня во имя св. Параскевы. В 1796 г. в часовне был устроен престол. Она была освящена как церковь в честь св. Параскевы Пятницы. Эта дата считается основанием храма, сохранившегося до настоящего времени. Архитектура Пятницкой церкви и сейчас сохраняет элементы старинной часовни. Богослужения в ней были редки. Службы проходили в праздник св. Параскевы и во все пятницы, начиная от девятой пятницы от Пасхи и до Ильинской пятницы. В остальное время окна церкви были закрыты ставнями. У храма постоянно находился монах, так как к источнику, который был под небольшой надкладезной часовней, приходили люди за святой водой. Кроме того, была в г. Боровичи традиция приходить к храму и источнику молодым людям, желающим венчаться, чтобы договориться о свадьбе. В это время храм имел высокий фундамент из красного кирпича. Над центром кровли возвышался восьмигранный световой барабан с полушаровым куполом. Над западной частью храма была небольшая звонница. Кресты над куполом и звонницей были вознесены на главках. Снаружи церковь и звонницу украшали иконы, написанные на досках. Одна из них изображала св. Иакова Боровичского и св. Модеста, патриарха Иерусалимского на фоне Свято-Духова монастыря. В 1937 г. храм был закрыт. В его здании разместилась ткацкая артель Восьмигранный световой барабан был разобран, внутреннее убранство уничтожено. Роспись сжигали паяльной лампой. Святой колодец был залит известью, забросан мусором, часовня над колодцем уничтожена. Однако верующие боровичане всегда надеялись на то, что храм будет восстановлен. Их надежды поддерживались рассказами о чудесах творящихся в здании бывшей церкви, которые верующие люди потихоньку передавали друг другу. По ночам будто бы в здании бывшей церкви в окнах часто был виден свет горящих свечей, иногда слышалось церковное пение и были видны молящиеся люди со свечами в руках. Пятницкий храм был действительно возвращен верующим в 1960 г. в связи с закрытием Успенской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=11656

В Иерусалимской Православной Церкви состоялось прославление нового святого Москва, 1 декабря 2009 г. 29 ноября Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III при огромном стечении паломников совершил в храме святой Фотинии Самарянки в Сихеме Божественную литургию. Предстоятелю Иерусалимской Православной Церкви сослужили иерархи Иерусалимского Патриархата, архипастыри, прибывшие из Кипра и Греции, многочисленное духовенство. Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме на торжествах прославления святого Филумена представлял заместитель начальника Миссии игумен Феофан (Лукьянов). За богослужением молились представители дипломатического корпуса Греции и Кипра, в частности, Генеральный Консул Греции в Иерусалиме С. Афанасиу и другие, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Как сообщает сайт Русской Духовной Миссии, по окончании литургии был совершен крестный ход в преднесении ковчега с каплями крови святого. Перед началом молитвенной процессии Блаженнейший Патриарх Феофил зачитал решение Священного Синода Иерусалимской Церкви о прославлении в лике святых новомученика Филумена. В Первосвятительском слове Блаженнейший Патриарх Феофил отметил, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину, которая последовала 16(29) ноября 1979 года. Незадолго до убийства отца Филумена группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, фанатики ушли. В день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Однако убийства кроткого священнослужителя им было недостаточно, они осквернили еще и саму церковь: разрубили распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия.

http://pravoslavie.ru/32986.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 5-я по Пасхе Христос воскресе! Как поразительно просто и бесконечно глубоко это Евангелие о самаряныне. Перед нами — Господь, уставший, измученный после долгого пути под знойным солнцем. У Него нет больше сил идти, Он сидит на земле, прислонившись к колодцу. Он томим жаждой, но Ему нечем почерпнуть воду. Приходит женщина из Самарии с водоносом на голове, как принято на Востоке. Когда человек доходит до последнего предела, когда нет у него больше сил, он может молиться своему Господу, Который знает, что это такое. «Женщина говорит Ему: «Господи, Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющей воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господи, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Мы начинаем понимать, о чем идет речь. Речь идет не только о воде, которую просит покрытый дорожной пылью Незнакомец. Он имеет в глубине Своего сердца другую жажду. Он горит желанием открыть источники каждого человеческого сердца. Вода! Это то, что все слишком хорошо знают. Не может быть жизни без воды. Это вещество самое обычное и простое, и самое драгоценное. Даже в тех регионах земли, где в ней нет недостатка, сегодня понимают, как она жизненно необходима. Ее берегут, ею запасаются, ее очищают. Ее исчезновение будет означать конец света. В Библии «вода живая» была образом Самого Бога, дающего жизнь. Символ воды наполняет все Евангелие от Иоанна, которое читается в Церкви от Пасхи до Пятидесятницы. Вода, претворяемая в вино в Кане Галилейской, вода, в которую расслабленный в течение тридцати восьми лет хотел войти в купальне Вифезда, вода, отверзающая очи слепому в купальне Силоам, «реки воды живой, которые потекут из чрева» того, кто верует во Христа, вода жизни — для тех, кто хочет «родиться от воды и Духа», о которой Христос говорил Никодиму. Наконец вода, истекшая из прободенного ребра распятого Господа. Каждый из нас имеет в себе этот источник со дня крещения. И в эти дни мы молимся: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами».

http://moral.ru/в-неделю-5-ю-по-пасхе-о-...

Храм святой Фотинии Самарянки (Наблус) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святой Фотинии Самарянки - православный храм монастыря святой Фотинии Самарянки Иерусалимской православной церкви. Расположен на месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой у древнего колодца Иакова в городе Наблус (арабский вариант греческого названия Неаполис) в Самарии. Библейское название города – Сихем. Здесь праотец Аврам говорил с Богом (Быт. 12, 6-7). Впоследствии здесь жил и выкопал колодец праотец Иаков (Быт. 33, 18-20; Ин. 4, 12). Спустя столетия у колодца Господь Иисус Христос беседовал с самарянкой о воде живой и открыл ей, что Он есть Мессия (Ин. 4, 1-44). В римскую эпоху близ исчезнувшего Сихема возникла римская колония Флавия Неаполис, где около 100 г. н.э. родился христианский апологет св. Иустин Философ . Содержание История [ править править код ] На месте евангельской беседы Спасителя с самарянкой у древнего колодца Иакова находится греческий монастырь, построенный на территории византийского храма 4 в., разрушенного в 6 в. В 1914 г. Иерусалимская Патриархия начала восстановление храма при финансовой поддержке России, прерванной Первой мировой войной. Завершение и освящение состоялось только в 2008 г. Здесь в 1979 г. религиозными иудейскими фанатиками был убит архимандрит Филумен, служивший в этом храме и известный как человек высокой духовной жизни. Незадолго до убийства группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, иудеи ушли. В день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Они осквернили еще и саму церковь: разрубили распятие, осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия. Гражданские власти Израиля объявили, что ведется расследование, однако никаких результатов не последовало.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святой_Фо...

В Неделю 5 по Пасхе, о самаряныне, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Александро-Невском собореСлавянска. После евангельского чтения архиепископ Митрофан обратился к собравшимся с проповедью.      Христос воскресе! В сегодняшний день, когда мы продолжаем праздновать Пасху, Светлое Воскресение Христово, Церковь нам рассказывает удивительную историю о встрече Спасителя и женщины-самарянки, которая произошла у колодца Иакова. Спаситель шёл из Палестины в Иерусалим и проходил через место, где находился древний колодец, источник воды. И на этом месте произошла встреча с простой женщиной, не самой порядочной по понятиям и того времени, и нашего, потому что в беседе Ему пришлось ей напомнить о том, что у неё когда-то было пять мужей, и что сегодня у неё тоже есть муж. Уже удивителен сам факт того, что эта беседа состоялась. Потому что, если говорить реалиями сегодняшнего времени, представьте, что у колодца Иакова встретились народный ополченец с солдатом украинской армии. Встретились они неожиданно. Колодец был один, и из него всем попить надо. Удивительно, что Спаситель первым обратился к женщине. Между иудеями и самарянами общения не было никакого. Он сказал: «Дай Мне пить». И она удивилась: почему Он это у неё спрашивает? Ведь Он — иудей, Он должен с ней враждовать. Он должен как-то показывать Своё пренебрежение к ней, показывать, что они разные, потому что иудеи себя считали выше самарян, и основанием для этого было то, что самаряне во время плена вавилонского смешались с язычниками, стали почитать языческие обряды. Даже храм у них был в другом месте, и они не ходили в Иерусалим, чтобы поклоняться Богу. Но тут вдруг иудей, ещё и мужчина, учитель, просит у женщины, чтобы она дала Ему напиться воды. Она этому очень удивилась. И Спаситель сказал ей: «Если бы ты знала, Кто у тебя просит пить, ты бы сама у Него просила воды. У Меня есть такая вода, которую, если человек выпьет, то не будет иметь жажду вовек». Вообще о духовной жизни с людьми, которую эту жизнь не ведут, говорить очень трудно. Ведь что бы ты ни говорил о жизни духовной, человек всё равно это будет переносить на свои собственные понятия и свои собственные представления о жизни. Ты будешь ему говорить о Боге, а он будет в это время думать о куске хлеба. Так было с этой женщиной — до тех пор, пока она не поняла, что перед ней не простой человек, а Тот, Кому открыто её прошлое, её настоящее и её будущее.

http://pravoslavie.ru/70929.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Христос и самаритянка у колодца (отзеркаленный фрагмент). Лукас Кранах Старший. Ок. 1552-88 Неделя 5 по Пасхе, о самарянке: 2 июня 3 мин., 13.03.2024 Фотиния — согласно Преданию, именно так звали самарянку, которую Господь встретил у колодца и через которую обратил целое селение (4-я глава Евангелия от Иоанна). Этому событию посвящена пятая неделя по Пасхе. Читайте также: Неделя — это воскресенье, седмица — 7 дней Самаряне  — малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев. К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались. Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию — таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова . Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды. В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него. Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась Фотиния. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую... Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтоб Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.

http://foma.ru/nedelja-samarjan.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой Филумен Святогробец — история современного мученика за Христа 2 мин., 02.04.2024 2 апреля отмечается память мученицы Фотины (Светланы) Самаряныни. Это та самая женщина, с которой Иисус Христос беседовал у колодца Иакова, когда вместе с учениками путешествовал по Самарии. Колодец сохранился до наших дней. Он находится в городе Наблусе, внутри построенной тут церкви. Само это место имеет статус монастыря. Его самым известным настоятелем был преподобномученик Филумен Святогробец. Преподобномученик Филумен Святогробец родился в 1913 году на Кипре. Свое прозвище он получил, так как был членом братства Святого Гроба — влиятельного монашеского сообщества, возглавляет которое сам Патриарх Иерусалимский. В двенадцать лет Софоклис Хасапис (так звали его в миру), подражая древним святым, сбежал из родительского дома в монастырь. В 1937 году Софоклис принял монашество с именем Филумен. В том же году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1944 году — в иеромонаха. В разные годы отец Филумен был настоятелем ряда монастырей и храмов на Святой Земле. В 1977 году он стал игуменом обители при кладезе Иакова — того самого колодца, у которого разговаривали Иисус с женщиной из Самарии. Там святой продолжил начатую еще в начале ХХ века стройку церкви во имя святой Фотины. Отец Филумен отличался кротким, приветливым нравом. Находясь в окружении мусульманского и иудейского большинства, он разрешил иудеям приходить к колодцу, который почитался ими в связи с именем патриарха Иакова, для молитвы. Однако, когда некоторые из приходивших молиться стали требовать убрать из часовни при колодце иконы и кресты, монах наотрез им отказал. После этого ему стали поступать угрозы. А 29 ноября 1979 года, когда отец Филумен совершал в часовне вечерню, на него напали: святому отрубили пальцы правой руки, выкололи глаза и нанесли топором две крестообразные раны на лице. Также нападавшие осквернили храм, надругавшись над крестом и богослужебными сосудами, а напоследок бросили гранату, чтобы замести следы.

http://foma.ru/svjatoj-filumen-svjatogro...

Совершено прославление нового святого Иерусалимской Православной Церкви – новомученика Филумена 30 ноября 2009 г. 15:35 29 ноября Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III при огромном стечении паломников совершил в храме святой Фотинии Самарянки в Сихеме Божественную литургию. Предстоятелю Иерусалимской Православной Церкви сослужили иерархи Иерусалимского Патриархата, архипастыри, прибывшие из Кипра и Греции, многочисленное духовенство. Русскую духовную миссию в Иерусалиме на торжествах прославления святого Филумена представлял заместитель начальника миссии игумен Феофан (Лукьянов). За богослужением молились представители дипломатического корпуса Греции и Кипра, в частности, Генеральный Консул Греции в Иерусалиме С. Афанасиу и другие. По окончании Литургии был совершен крестный ход в преднесении ковчега с каплями крови святого. Перед началом молитвенной процессии Блаженнейший Патриарх Феофил зачитал решение Священного Синода Иерусалимской Церкви о прославлении в лике святых новомученика Филумена. В Первосвятительском слове Блаженнейший Патриарх Феофил отметил, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину, которая последовала 16 (29) ноября 1979 года. Незадолго до убийства отца Филумена группа людей явилась в монастырь и потребовала убрать кресты и иконы от Колодца Иакова под тем предлогом, что символы христианства мешают им молиться в этом священном для них месте. Настоятель монастыря отказался это сделать, напомнив, что Колодец Иакова был и остается православной святыней многие сотни лет. В ответ была высказана угроза, что если он не уйдет оттуда, то должен готовиться к худшему. Выкрикивая богохульства, непристойности и угрозы христианам, фанатики ушли. В день памяти святого апостола Матфея убийцы ворвались в монастырь. Они нанесли отцу Филумену топором в лицо две крестообразные раны, выкололи ему глаза и отрубили по частям пальцы правой руки. Однако убийства кроткого священнослужителя им было недостаточно, они осквернили еще и саму церковь: разрубили распятие, разбросали и осквернили священные сосуды и совершили другие кощунственные действия.

http://patriarchia.ru/db/text/803529.htm...

17 мая 2020 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня пасхальное воскресенье, в которое мы вспоминаем беседу Христа Спасителя с женщиной-самарянкой (Ин. 4:5-42). Известно, что самаряне, как и иудеи, — это семитское племя, жившее в центре Палестины. Бывает, что между соседями или родственниками не складываются добрые отношения; вот и между двумя племенами — иудейским и самарянским — была постоянная вражда, носившая не только бытовой характер, но имевшая и некое религиозное измерение. Именно об этом — сегодняшнее евангельское чтение. Мы слышали, как Господь, находясь в Самарии, был у колодца Иаковля. Этот древний колодец действительно восходит ко временам праотца Иакова, сына Исаака, внука Авраама, и он почитался самарянами как великая святыня. У этого колодца, из которого самаряне почерпали воду, Христос встретился с женщиной, а по тогдашнему обычаю между ними не должно быть никакого словесного контакта, потому что иудеи с самарянами не сообщались. Но Господь неожиданно просит у самарянской женщины воды: дай Мне пить. Она говорит Ему: разве Ты не знаешь, что мы не сообщаемся? Но Господь, несмотря на это, продолжает беседу, и тогда она спрашивает Его о чем-то, что для самарян было самым важным, потому что именно это отделяло их от иудеев. А спрашивать она стала потому, что Спаситель, не зная ее, рассказал ей всё о ее жизни — о том, что у нее было несколько мужей, и о том, что человек, с которым она сейчас живет, вовсе ей не муж. Самарянка побежала в свое селение и стала созывать народ, говоря: не это ли Тот, Кого мы ожидаем? Не Мессия ли Он? Ведь Он сказал все, что относилось к моей жизни, хотя этого знать не мог… Потрясенная откровением от Спасителя, самарянка обратила к Нему самый главный вопрос: почему вы поклоняетесь в Иерусалиме, а мы — на этой горе? Ибо самаряне не ходили на поклонение в Иерусалим, а поклонялись Богу на горе Гаризим, недалеко от самого центра Самарии, и на этой горе приносили жертвы. Именно вопрос о месте поклонения Богу разделял в религиозном отношении самарян от иудеев, и самарянка хотела знать, где же все-таки должно Ему поклоняться — в Иерусалиме или на этой горе. Но Господь отвечает ей совсем не то, что она ожидала услышать. Он говорит, что скоро наступит время и уже наступило, когда не в Иерусалиме и не на горе люди будут поклоняться Богу, но в духе и истине. Эти слова Спасителя относятся ко всей истории, которая началась после Его пришествия в мир. Теперь для христианина безразлично с точки зрения спасения, где должно поклоняться Богу, ибо самое главное — поклоняться Ему в духе и истине.

http://pravoslavie.ru/131141.html

Иаково-Железноборовский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иаково-Железноборовский мужской монастырь - православный мужской монастырь в Костромской области, основанный в около 1390 года. После революции монастырь был закрыт, возрожден в 1994 году. Содержание История [ править править код ] Прп. Иаков Желкезноборовский Свое название Железноборовский монастырь получил от того, что на том месте, где он находился, был прежде огромный бор с залежами железной руды. Предание говорит, что до покорения Сибири Ермаком, Железный Борок являлся ссыльным местом,где преступники занимались разработкой руды. Это предание имеет основание, так как и до сих пор вблизи монастыря встречаются ямы и канавы со значительным количеством выжженного железа. Основание Железноборовскому монастырю положено около 1390 года при великом князе Василии Дмитриевиче преподобным Иаковом. Однажды преподобный Иаков прилег отдохнуть. И тут чудное видение явилось ему. Необыкновенно яркий луч внезапно пал на то место, на котором оказался путник. Преподобный Иаков воспринял это как указание Божие, что именно здесь и должно быть место его отшельнической жизни. На том месте он воздвигнул большой деревянный крест. Вскоре он обнаружил неподалеку небольшое селение Железный Борок, у жителей которого смиренно испросил разрешения поселиться на избранном месте. Он ископал рядом со своей кельей два пруда и колодец. Предание приписывает его трудам и небольшое Святое озеро, находящееся верстах семи от Железноборовского монастыря… Преподобный Иаков воздвигает небольшую бревенчатую церковку в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и учреждает для братии общежитие. Так получила начало Железноборовская обитель, которая впоследствии стала именоваться Иоанно-Предтеченским Железноборовским мужским монастырем. В 1415 году монастырские заботы привели Иакова в столицу. Именно в те дни супруга великого князя Софья Витовтовна страдала родовыми муками. Великий князь обратился к Иакову с просьбой: помолиться о здравии своей супруги. После благополучных родов обрадованный великий князь наградил Железноборовскую обитель вотчинами, что вскоре сыграло свою роль в деле спасения многих костромичей от погибели.

http://azbyka.ru/palomnik/Иаково-Железно...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010