Глава 29 Иаков приходит в Харран и у колодца встречает пастухов Быт.29:1 . И встал Иаков и пошел в землю сынов востока [к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава]. Укрепленный небесным виденьем, Иаков продолжает путь и приходит «в землю сынов востока»; «сыны востока» – обычно жители Аравии ( Суд. 6:33 ; Иов. 1:3 ; Ис. 11:14 ); здесь как в Чис. 23:7 – в более обширном значении, в приложении к жителям Сирии. По Мидрашу, Исав послал сына своего Элифаза преследовать Иакова, но он не причинил ему никакого вреда. Быт.29:2 . И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из колодезя того поили стада. Над устьем колодезя был большой камень. Первое, что встречает Иаков в стране, служившей целью пути его, был колодезь, как подобное же в Быт. 24:11 говорится об Елиезере; только в последнем случае разумеется пригородный колодезь, а в рассматриваемом – цистерна, лежавшая, по-видимому, не близко к городу (как видно из вопроса Иакова, ст. 4). Большой камень (евр. haeben с артиклем – известный по назначению камень) закрывал устье колодца для защиты устья воды от песка – обычное явление и теперь в жарких местностях Аравии и Малой Азии. Вся вообще картина предстоящей встречи Иакова с Рахилью (ср. Быт. 24:11 и д.; Исх. 2:16 ) носит печать специфических черт восточного быта. Быт.29:3 . Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень на свое место, на устье колодезя. Колодезь был собственностью нескольких владельцев, и потому для открытия камня ожидали прибытия стад всех собственников; Лаван, вероятно, был одним из последних (при прибытии Рахили колодезь немедленно открывается, ст. 9–10). Быт.29:4–5 . Иаков сказал им [пастухам]: братья мои! откуда вы? Они сказали: мы из Харрана. Он сказал им: знаете ли вы Лавана, сына Нахорова? Они сказали: знаем. Иаков дружественно обращается к собратьям по ремеслу, называя их «братьями». Услышав о Харране, Иаков с радостью спрашивает о Лаване; он называет его сыном Нахора, тогда как последний был его дедом, а отцом Вафуил ( Быт. 22:20–23, 24:24–29 ) – без сомнения, по древневосточному обыкновению называть вместо малоизвестного ближайшего предка, в данном случае Нахора, как родоначальника ( Быт. 11:27 ) младшей линии потомков Фарры; притом еврейские имена отца (ab), брата (асн), сына (ben) и тому подобные имеют очень широкое употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

XII. Странствование Иакова Иаков оставил колодезь клятвенный, чтобы идти в Харран, и когда зашло солнце, нашел на пути место удобное для упокоения; он положил себе камень в изголовье, уснул и видел сон: вот лестница утверждена на земле, а верх её касается небес, Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней, и сам Господь с её вершины говорит ему: «Я Бог Авраама отца твоего и Бог Исаака, не бойся! Землю, на которой ты спишь, дам тебе и твоему потомству, и будет оно как прах земной, и распространится к западу и востоку, к северу и к полудню, и благословятся в тебе и Семени твоем все племена земные. И вот Я с тобою, сохраняя тебя на всяком пути; возвращу тебя в сию землю, и не оставлю, доколе не исполню всего, что обещал тебе.» Пробудился Иаков от сна и в страхе воскликнул: «воистину Господь на этом месте, а я не знал сего; как страшно место сие; это дом Божий, это врата небесные!» Возстав же поутру, он взял камень, бывший у него под головой, и поставил его памятником, назвав место домом Божьим, возлил елей на вершину камня и положил обет, что если Господь сохранит его на пути, даст ему хлеб и одежду, и возвратит здравым в дом родительский, и будет его Богом: то ему посвятит он десятину всего достояния, которым благословит его Бог. В таинственном видении Иакова, заранее исполнялось божественное обещание Спасителя ученикам своим: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божьих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому.» ( Uoah. I. 51 .) Сам Он явился на верху лестницы, утвержденной от земли на небо, и лестница сия знаменовала Его божественное воплощение, которое соединило землю с небом, и человека с Богом; так открывался падшему человечеству новый, живой путь к престолу благодати, по коему стали восходить земные Ангелы и небесные человеки. Иаков, продолжая путь в землю восточную, увидел на поле три стада овец, около колодезя, заваленного большим камнем, который ежедневно снимали только при собрании общих стад, чтобы напоить их. «Братия мои, спросил пастырей Иаков, откуда вы, и знаете ли Лавана, сына Нахорова?» «Мы из Харрана, отвечали пастыри, знаем Лавана, и вот дочь его Рахиль идет со стадом.» Увидев Рахиль, не стал ожидать Иаков обычного времени для открытия колодезя, но немедленно отвалил камень, напоил её стадо, и приветствовав её, с радостным воплем и слезами, назвал себя сыном Ревекки. Рахиль устремилась с вестью к отцу своему и Лаван выбежал на встречу Иакову, обнял его и ввел в дом свой, как единокровного.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

XV. Переселение и кончина Иакова Поднялся Израиль и все бывшие с ним, к колодезю клятвенному, принести жертву Богу; там, в видении ночном, явился ему Господь и сказал: «Иаков, Иаков, Я Бог отцов твоих; не бойся идти в Египет, ибо там Я возращу тебя в народ великий, с тобой пойду в Египет и выведу тебя обратно; рука же Иосифа закроет очи твои.» От кладезя клятвенного повели сыны Израилевы отца своего, жен и детей на колесницах, посланных Фараоном, и взяли с собой имущество, приобретенное ими в земле Ханаанской. Все потомство Иакова переселилось в ним в Египет, в семидесяти пяти душах, считая и детей Иосифа. Старец послал пред собой Иуду возвестить о своем пришествии, чтобы Иосиф вышел к нему навстречу в пустыню, и царственный сын, встретив на колеснице родителя, пал на выю старческую и долго плакал над ним. «Ныне пусть умру, говорил Израиль обретенному по долгой разлуке, ибо ты еще жив и я видел лицо твое.» Иосиф советовал братьям просить себе пажитей, чтобы получить в достояние тучную землю Гессемскую, и поспешил предупредить Фараона о их пришествии. Он представил ему пятерых братьев своих, которые на вопрос Царя о их промысле, назвались пастырями, по обычаю отцов их, и просили пристанища себе и стадам на пажитях Гессемских. – «Земля Египетская пред тобой, милостиво сказал Фараон своему вельможе, посели на лучшем месте братьев своих, и выбери меж ними приставов над моими стадами.» Иосиф представил также Царю отца своего, и благословил Иаков Фараона. «Сколько лет жизни твоей?» спросил дряхлого Фараон, и старец отвечал: «дней странствования моего уже сто тридцать лет, но кратки и несчастны дни жизни моей и не достигли они до числа лет, до коих доживали отцы мои, во дни их странствия.» – Тогда поселил Иосиф отца и братьев в лучшем месте земли Египетской, по воле Фараоновой, и отпускал пшеницу всему их дому, по числу лиц. Между тем, от продолжительного голода, не стало хлеба по всей земле; истощились Ханаань и Египет; Иосиф собрал все их серебро и скот в казну царскую, и когда не стало никаких средств к пропитанию, купил всю землю Египетскую, кроме принадлежащей жрецам; все жители продали себя Фараону, с тем, чтобы пятая часть их жатвы принадлежала Царю, в возмездие за семена и ради спасения их жизни, во дни голода, а дети Израиля приобрели себе землю Гессемскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Беседа Иисуса Христа с Самарянкою Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую, мимо города, называемого Сихарь (по древнему название Сихем). Перед городом с южной стороны был колодец, вырытый, по преданию, патриархом Иаковом. Иисус Христос, уставши от пути, сел отдохнуть у колодца. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город, чтобы купить там пищи. В это время приходит к колодцу из города женщина самарянка за водою. Иисус Христос говорит ей: «дай Мне пить». Эти слова Спасителя очень удивили самарянку. Она сказала: «как это Ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ведь иудеи с самарянами не сообщаются». Господь сказал ей: «если бы ты знала дар Божий (т. е. великую милость Божию, которую послал тебе Бог в этой встрече), и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал тебе воду живую». Спаситель назвал живою водою Свое Божественное учение . Потому что, как вода спасает жаждущего человека от смерти, так и Его Божественное учение спасает человека от вечной смерти и ведет к вечной блаженной жизни. А самарянка подумала, что Он говорит про обыкновенную ключевую воду, которая у них называлась «живою» водою. Женщина с удивлением спросила Его: «Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал (выкопал) нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» Иисус Христос сказал ей в ответ: «всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять (т. е. опять захочет пить); а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать во век. Потому что вода, которую Я дам, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Но самарянка не поняла этих слов Спасителя, и сказала: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Иисус Христос, желая, чтобы самарянка поняла о чем говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к Нему ее мужа, – Он сказал: «пойди, позови мужа твоего и прийди сюда».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне Ин., 12-е зач., 4: 5–42 Приходит Иисус в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

http://pravoslavie.ru/3257.html

Глава X. Наблус. – Сихем. – Сихарь «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близь участка земли, даннаго Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя». ( Ин 4:5–6 ) Вскоре от Рафидии, при спуске с горы, развертывается в живописной, покатой долине Наблус, окруженный масличными, шелковичными и смоковничными рощами. Наблус есть Библейский Сихем, один из первобытных городов Земли Обетованной, современный Салему Мельхиседекову. Пастырские сцены Книги Бытия происходили в долинах Сихема. Патриарх Авраам, отец многих языков, является на них первый с своими кочевыми шатрами, идя, по повелению Божию, из Харана: «По земле сей Авраам прошел до места Сихема до дубравы Море. В земле сей жили тогда Хананеи. И явился Иегова Аврааму, и сказал ему: потомству твоему отдам я землю сию; и тут создал он жертвенник Иегове, который явился ему» ( Быт 12:6–7 ). Вот и другой патриарх, Иаков, приходит с подвижным домом своим и со стадами перед Сихем; он покупает у Эммора, отца Сихемова (чьим именем назывался город), то поле, на котором были разбиты его шатры; воздвигает здесь жертвенник и призывает имя Бога Израилева. После отмщения, совершенного сынами Иакова Сихему, властителю этих мест, за поругание, нанесенное их сестре Дине, – Иаков решился оставить Сихем, он переменил ризы свои для очищения, повергнул чуждых богов, зарыл их вместе с серьгами своих домашних под теребинтом, возле Сихема, – и удалился чрез Вефиль, Салем и Вифлеем в Хеврон, поразив ужасом жителей Сихема, которые не дерзали его преследовать. Собственность Иакова, приобретенная им возле Сихема, осталась неприкосновенною, и он из Хеврона посылал часть стад своих пастись в долине Сихемской под надзором детей своих. В окрестностях этой пастбищной долины происходило трогательное событие продажи Иосифа купцам измаильтянским, проходившим с верблюдами путем в Египет, с грузом благовоний. Дорога эта и теперь караванная, между Египтом и Сириею. Сихем обнесен огромными горами; две из них высочайшие, отличительны от прочих: к северу – Гевал, к югу – Гаризим: гора Проклятий и гора Благословений, Моисей перед переходом израильтян чрез Иордан в Землю Обетованную, в предсмертном завещании своем сказал им: «Се аз даю пред вами днесь благословение и клятву.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/puteshe...

Глава третья. Третье Богоявление Аврааму. Явление Бога Аврааму в Сихеме по вхождении его в Ханаан И прошел Авраам по земле сей [по длине ее[ до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда (жили) хананеи. И явился Ягве Аврааму, и сказал [ему]: потомству твоему отдам землю сию. И создал там Аврам жертвенник Ягве, Который явился ему ( Быт. 12:6–7 ). 3.1. Сихем. Авраам – это земля твоя! Ур – Халдейский, Харран, Дамаск в Сирии... Все дальше передвигается со своими стадами Авраам, далеко позади отеческая земля. Вот он уже на западном берегу Иордана. Он еще не знает, где та земля, которую обетовал Бог ему и потомству его. Он все еще странник в неизвестное, не знающий, где главы приклонить. «Поскольку намерение дать землю сию Аврааму Бог утаил от него до вступления в нее, то надобно, чтобы он имел прежде, по крайней мере, некоторые знамения, по которым мог бы давать направление своему пути. Какие они были, неизвестно» 430 . И прошел Авраам по земле сей Ханаанской [по длине ее] до места Сихема. Медленно передвигается караван. Пройдена уже половина Ханаанской земли по долине ее. Вот место Сихема, дубравы Море. Где же та земля, в которую ведет являвшийся в Уре и Харране Бог?.. И вот, в Сихеме, в центре Ханаанской земли, Бог в третий раз является Аврааму и говорит ему: потомству твоему отдам Я землю сию, Авраам! – ты уже дома! Авраам! – оглянись вокруг, ты в Земле Святой, ты в Земле Моей, ты прошел уже до середины земли, которую Я обещал тебе. Здесь, в Сихеме, Авраам узнает, что он уже давно в Земле Обетованной. Авраам, сказано, прошел до места Сихема. Позднее, при внуке Авраама Иакове говорится о городе Сихеме ( Быт. 33:18 ). (Шхем) или «Сихем» означает «плечо». Вполне возможно, что это название появилось уже после Авраама, по имени Сихема, сына Эммора [см. Быт. 34:2 ], князя земли той. С этим городом после Авраама будут связаны различные события священной истории. Там Иаков закопает под дубом [дубрава Море] языческих идолов [ Быт. 35:4 ], там будут пастбища Иакова [ Быт. 37:12–14 ]. В Сихеме Иаков купит часть поля у сынов Еммора, отца Сихемова, и недалеко от того места ископает колодец [ Быт. 33:19 ; Ин. 4:12 ]. Там заблудился Иосиф, когда искал братьев своих, будучи потом продан ими в рабство египетское [ Быт. 37:15 ]. Сихем станет одним из городов-убежищ Израиля [ Нав. 20:7 ]. В Сихеме Иисус Навин собрал колена Израилевы перед смертью [ Нав. 24:1–25 ] и в нем же были погребены кости Иосифа [ Нав. 24:32 ]. После отпадения десяти колен Израилевых от Иерусалима, Иеровоам-мятежник сделает Сихем столицей Северного десятиколенного Царства [ 3Цар. 12:25 ]. Господь Иисус Христос здесь у колодца Иакова беседовал с самарянкой. Римляне возобновили это город, назвав его новым городом – Неаполем. Видоизменившись, это название превратилось в Наблус.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Спаситель пришел к колодцу Иакова, чтобы встретить там женщину-самарянку. Он долго шел к этой женщине, к одному человеку, совершая Свой путь под палящим солнцем. Был шестой час, то есть полдень по тогдашнему исчислению — самый пик жары, — и Он изнемогал от усталости и хотел пить. Почему, спрашивают святые отцы, Он шел не ночью, когда прохладнее и гораздо легче идти? Потому что всю ночь, как мы знаем, Он посвящал молитве, а день, не теряя ни часа, — служению людям. И мы видим, что это наш Господь — Бог, ставший человеком. Тот, Кто плачет, видя умершего. Тот, Кто на Кресте будет страдать. А теперь Он изнемогает от жажды. Почему же Он, будучи Богом, не может преодолеть Своей Божественной силой эту жажду? Конечно, все в Его власти. Но тогда бы Он не был подлинным человеком. И победа, которую Он одержит, не была бы той победой, к которой мы можем быть причастны. Разве не насытил Он пятью хлебами пять тысяч человек? Разве не шел Он по воде? Что Ему стоит одним словом, одной мыслью повелеть, чтобы из скалы или из песка забил источник и утолил Его жажду? Но именно здесь открывается нам самое главное. Никогда, ни разу в Своей жизни не совершил Он ни одного чуда ради Себя: ради того, чтобы накормить Себя, утолить Свою жажду, облегчить Свою боль. С самого начала, с Рождества, Он приобщается всей нашей немощи. Младенцем Он бежит от меча Иродова как простой человек. И это Он тоже делает ради нас, а не ради Себя, потому что не пришел еще час Его. Но когда придет Ему время сразиться со смертью, Он выйдет навстречу ей, чтобы спасти всех, и чтобы смерть каждого из нас обернулась вечной жизнью. Все в Нем исполнено бесконечной Божественной любви ко всему человеческому роду и к каждому отдельному человеку. Все взвешено на каждый час и на всяком месте. Все содержит Господь и весь мир несет как Крест, на котором Он скажет Свои святые слова: «Жажду». Он жаждет нашего спасения. Он просит пить у женщины-самарянки. «Дай Мне пить», — говорит Он. Две тысячи лет звучат эти слова, обращенные не только к самарянке, пришедшей к колодцу, а к каждому без исключения человеку до конца времен. К каждому человеку, который есть на свете, Господь обращается и говорит: «Дай Мне пить», потому что хочет получить любовь в ответ на Свою любовь.

http://moral.ru/дай-мне-пить/

     Поговорив с самарянкой у колодца Иакова, прикоснувшись осторожно к ранам ее совести и открывшись ей как Мессия, Иисус Христос позволил ей бежать в город, а Сам остался дожидаться учеников. Женщина сказала горожанам: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 29). Некоторые из них вышли посмотреть на Иисуса. И потом, убедившись, говорили ей: «Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он Спаситель мира, Христос» (Ин. 4: 42). Эти самые слова да пастырю в уши! Начало веры – чужое слово. И сама вера от слышания, слышание же – от слова Божия. Верить слову о Боге нельзя, если сердце на слышанное не откликается. Но это лишь начало дела и первый посев. Потом, бывает, птицы клюют, терние глушит ростки и так далее. К тому же в первом внимательном слушании большую роль может играть уважение к говорящему (авторитет), ученость речи, простота и наивность научаемого… Далее необходимо уже самому «пойти и посмотреть». Необходимо пойти далее по пути приобретения личного религиозного опыта (это опыт соборной и домашней молитвы, опыт сопротивления страстям, практического исполнения заповедей), чтобы сказать со временем учителю: «Не только по твоему слову верую. Сам слышал и узнал, что Христос – Господь и Спаситель». Начало веры – чужое слово. И сама вера от слышания, слышание же – от слова Божия. В этих словах очерчивается практическая задача пастырству: доводить своих пасомых до состояния той зрячей и опытной веры, которая держится не только на слове авторитета, но и на своем личном переживании благодатного общения с Богом. Это опасный путь, но это путь необходимый. Опасный потому, что уклониться вправо или влево, полезть высоко и низко после этого пасть – естественная опасность для человека, идущего духовным путем. Живущий духовной жизнью, по слову Нектария Оптинского, схож с канатоходцем. Но это и необходимая задача, поскольку мировоззрение «мудрого пескаря», пересиживающего весь век свой в безопасной и замершей тишине, ограниченного однажды усвоенным малым знанием, – это кратчайший путь к тому, чтобы загубить, закопать все свои таланты и сказать Богу на Суде: возьми назад Свое; прибыли от меня не жди.

http://pravoslavie.ru/76496.html

В 4 часа утра сильные звонки разбудили нас. Это был сигнал, данный Марко, для пробуждения. Делать нечего, – вставать было необходимо. Аккуратный кавас не церемонился. Войдя в нашу палатку, он настойчиво требовал, чтобы мы вставали, говоря, что Преосвященный уже давно встал. Поведение Марко, хотя и было несколько жесткое, но вполне необходимое. Целью его было выехать как можно раньше, чтобы еще до наступления дневной жары проехать несколько верст. У него все было предусмотрено заранее, рассчитана почти каждая минута. Мы вполне подчинялись в дороге его авторитету, признавая за ним компетентность в данном случае. Кроме того, мы боялись доставить хотя бы малое неудовольствие Преосвященному, который всегда, особенно во время пути, требовал от нас аккуратности, сам будучи аккуратен до чрезвычайности, сам в точности выполняя высказанные им заранее свои намерения, а также требуя от других неукоснительного исполнения отданных им приказаний. Так и теперь: решено было встать ровно в 4 ч. утра, и ровно в 4 1 / 2 ч. двинуться далее в путь. Благодаря точному выполнению его распоряжений, мы не теряли даром ни минуты времени, успевая осмотреть в короткий промежуток несравненно больше, чем в длинный срок, при других условиях. Наскоро одевшись и освежив свое лицо холодной водой, мы подошли к Преосвященному, чтобы получить архипастырское благословение, – что делали мы каждое утро и вечер во время всего нашего пути, чувствуя в этом для себя необходимую потребность. Его Преосвященство встал уже раньше нас, и сейчас, несколько озабоченный, прохаживался близ своей палатки, которая была почти уже разобрана умелыми в этом деле людьми. Поздоровавшись, он сообщил нам несколько неприятную новость: проф. М–н, чувствуя себя нездоровым и боясь сделаться некоторой обузой во время дальнейшего путешествия, решился из Вефиля возвратиться обратно в Иерусалим, где он должен пробыть недели две–три для своих научных занятий в библиотеке, оставшейся после о. Антонина. Оказывается, что еще вчера он чувствовал головную боль и озноб, но не показывал вида, надеясь, что это – скоро-проходимое нездоровье. На утро же болезнь усилилась. Посоветовавшись с Преосвященным, он послал в селение найти себе проводника и, не мешкая ни минуты, простившись с нами, в сопровождении проводника-араба, отправился по обратной дороге в Иерусалим. Впоследствии он говорил, что в дороге головная боль до того усилилась, что он несколько раз решался сойти с осла и лечь на дороге, но сила воли взяла верх над болезнью, и он продолжал, хотя и довольно медленно, свой путь и благополучно достигнул св. города.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010