Сделано, быть может, самое сложное и самое главное — один спрашивает и другой отвечает — преодолено это “не общаются”. Мы уже не враги, мы уже не чужие, или, по крайней мере, мы теперь можем начать спокойно говорить о том, что нас разделяет. Но не будем забывать, что это стало возможным, и возможным даже для Господа, лишь благодаря смирению и самоумалению — это во-первых. И, во-вторых, даже самая бездна греха и невежества не должна заслонить от нас то, пусть ничтожно малое, добро, что еще живет в человеке, или хотя бы стыд за то, что он не имеет ничего дорогого. Но на это способна только любовь. И только любя своего собеседника, каким бы далеким он ни был, мы можем рассчитывать на взаимное понимание. Бездна Божественной любви преодолевает бездну отчужденности: Господь обращается к женщине, самарянке, блуднице, — и та отвечает Ему… Продолжение беседы выявляет полное религиозное невежество самарянки. В книге Иеремии Господь дважды называет Себя источником живой воды (Иер 2:13; 17:13); подобным образом и псалмопевец говорит: Боже, …у Тебя источник жизни (Пс 35:10). Но, видно, все эти духовные образы из Ветхого Завета были совершенно неизвестны самарянке, собеседнице Спасителя. Да и могла ли она знать их, — ведь Священное Писание самарян ограничивалось только Пятикнижием. Похоже, что все ее знание в этой области сводится лишь к знакомству с местными преданиями (этот колодец и этот город связаны с именем патриарха Иакова) и обрядами (Богу следует поклоняться в особом месте, на горе Гаризим), а выражение “живая вода” для нее не более чем синоним проточной или просто чистой, живительной воды. И когда Господь говорит самарянке: тот, кто будет пить воду, которую я дам ему, не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную, — то навряд ли она понимает таинственный, духовный смысл этих слов, не понимает и поэтому как бы не слышит, не замечает их. Из всего сказанного она выхватывает лишь то, что больше всего волнует ее: кому Я дам воду, тот не будет жаждать вовек. Не будет жаждать, — и блеснула надежда: можно никогда не приходить к колодцу, на то место, где я натерпелась столько позора, туда, куда я иду каждый день по полуденной жаре, таясь и скрываясь от всех: Господин, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда.

http://pravmir.ru/xristos-i-samaryanka/

В 1937 г. церковь иконы Божией Матери «Умиления» была закрыта. Здание ее использовалось под сапожную мастерскую. В годы Великой Отечественной войны в здании храма изготовлялись и хранились бутылки с зажигательной смесью. Много лет в этом здании был керосинный магазин. В последние годы здание наполовину разрушенного храма использовалось под склад горюче-смазочных материалов завода «Мстатор». Много испытаний выпало на долю святого места. Только летом 1993 г. оскверненный храм был передан православной общине и начались работы по его восстановлению. По проекту боровичского архитектора В.В. Овсянникова был восстановлен световой барабан с шатровым завершением и пять главок с крестами. Настелен новый пол, стены очищены от слоя грязи и побелены. Богослужение в храме началось в 1995 г. 25 апреля 1995 г., в праздник св. Иакова, из церкви св. Параскевы верующие Крестным ходом пришли к церкви иконы «Умиления». Около храма был отслужен водосвятный молебен с акафистом св. Иакову. После чего, по благословению Владыки Льва, архимандрит Ефрем освятил храм. 5 ноября 1995 г. исполнилось 450 лет со дня открытия святых мощей Иакова. В этот день в храме прошла первая Божественная Литургия. Храм пополняется иконами. С правой стороны от престола находится житийная икона св. Иакова, рядом с ним изображен св. Николай. С левой стороны от престола, как и было до закрытия храма, находится икона Иверской Божией Матери. Интересна аналойная икона св. Иакова. На ней он изображен на облачке над городом, как скорый заступник-целитель и хранитель г. Боровичи и его жителей. Чудесный источник св. Иакова. Святыней нашего края является и целебный источник, который появился на месте захоронения св. Иакова. Вода этого источника помогала от многих болезней в особенности от головной боли и болезней глаз. Святой колодец находился в подвале храма, точно под куполом. Он был хорошо виден снаружи через большое, закрытое металлической решеткой окно. Через него колодец освещался солнцем. Вода из колодца по специальным трубам попадала в два других колодца, находящихся с южной и северной сторон храма. Из них и черпали воду верующие. Первоначального колодец внутри храма был деревянным, а затем был обложен тесаным камнем. При ремонтных работах в подвале были обнаружены груды мусора, толстые бревна, камни, битый кирпич и стекла. Святой колодец был залит цементом и завален большими камнями. Все было пропитано керосином и мазутом. Казалось, святыня утрачена полностью. По восстановлению колодца был проведен большой объем работ: удалена на три метра загрязненная земля, подвал был засыпан чистым песком, гравием и глиной, разобраны каменные стенки колодца, т.к. они были сильно загрязнены, сделан новый сруб. После этого колодец наполнился чистой водой. В результате ремонтных работ в подвале храма колодец был восстановлен только весной 1997 г. Этот день явился возрождением древней традиции боровичан собираться к святому источнику в 3-й день после Пасхи в память о явлении мощей св. Иакова.

http://sobory.ru/article/?object=00842

И. производит впечатление человека спокойного и менее деятельного, чем Авраам. В течение 20 лет его брак с Ревеккой оставался бездетным. Затем у 60-летнего И. родились сыновья-близнецы ⇒ Исав и ⇒ Иаков ( Быт 25 и след.). В то время Аврааму исполнилось 160 лет. Когда он умер, в возрасте 175 лет, И. и Измаил погребли отца в пещере Махпеле ( Быт. 25:7–10 ). После смерти Авраама Бог благословил И., жившего при Беэр-лахай-рои («колодец Живого, Который меня видит», Быт. 25:11 ). Когда начался голод, И. прибыл в Герар к филистим. царю Авимелеху ( Быт 26 и след.). Здесь он выдал свою жену за сестру, боясь, что жители Герара могут убить его за Ревекку, т.к. она была «прекрасна видом» ( Быт. 25:7 ). Авимелех обнаружил обман после того, как «увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею» ( Быт. 25:8 ). Это произошло до рождения Исава и Иакова. Ранее И. было явление Господа, обетовавшего ему многочисл. потомство ( Быт. 25:1–6 ). Видимо, И. испросил у Господа благословения для жены, и Ревекка стала матерью ( Быт. 25:21 ). Получив Божье благословение, И. разбогател ( Быт. 26:12–22 ). В спорах с филистимлянами за обладание колодцами он дважды уступал им, а затем ушел через Реховоф («пространное место») в Вирсавию. Там, получив Божье откровение, И. устроил жертвенник и призвал имя Господа ( Быт. 25:23–25 ). В Вирсавии к Исааку пришли Авимелех, друг царя Ахузаф (⇒ Друг царя ) и цар. военач. Фихол. Царь и И. заключили дружеский союз. В честь этого события вновь выкопанный колодец получил название Шива – «клятва». Поэтому это место называется Беэр-Шива («колодец клятвы»; ⇒ Вирсавия , 2) . В старости И. ослеп. Иаков, по наущению матери, обманул старика и получил предназначавшееся для его брата Исава благословение, которое, тем не менее, осталось в силе ( Быт. 27 ). И. умер в возрасте 180 лет, и Исав и Иаков вместе похоронили отца ( Быт. 35:27–29 ). См. также Евр. 11:9.20 ; ⇒ Патриархи . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В Самарии архимандрит Филумен прослужил всего несколько месяцев. В конце ноября в монастырь пришли несколько человек и потребовали убрать от колодца Иакова кресты и иконы, потому что символы христианства мешали им молиться в этом священном для них месте. Настоятель отказался, напомнив, что колодец Иакова - православная святыня уже многие сотни лет. Фанатики ушли, пригрозив, что если настоятель не уберет христианские символы, то должен приготовиться к худшему. Через неделю, 29 ноября 1979 года, архимандрит Филумен (Хасапис) был убит. Убийцы - фанатики -сионисты - ворвались в храм перед вечерней, топором нанесли в лицо две раны (от лба до подбородка и от уха до уха, как бы прочертив крест), по частям отрубили пальцы правой руки, которыми складывается крестное знамение, и выкололи глаза. Также фанатики разрубили храмовое распятие и осквернили священные сосуды. Через шесть дней тело архимандрита Филумена было погребено на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион.Убийца архимандрита Филумена был признан психически невменяемым. Четыре года спустя, 30 ноября 1983 г. Патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов, совершил открытие мощей архимандрита Филумена. Останки были почти полностью нетленными. Их обмыли, обернули новым покровом и положили в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, а спустя несколько месяцев в новом гробе снова похоронили на Сионе. " Почитание его как мученика началось с самого начала, - рассказал «ТД» диакон Александр Занемонец, преподаватель Университета Хайфы. - В 1985 г. его мощи, по благословению патриарха Диодора, были перенесены в храм Святой Троицы патриаршей школы на Сионе и покоились там в стеклянной раке. Почитание распространялось и на родном для архимандрита Филумена Кипре: в 1999 году митрополит Морфийский Неофит благословил составление службы мученику и в 2000 - писание иконы. Иерусалимский патриарх Ириней, по решению синода, тогда же внес имя архимандрита Филумена в святцы " .

http://pravicon.com/info-3664

Из отобранного Успенского храма верующие шли Крестным ходом, по берегу реки Мсты к возвращенному полуразрушенному Пятницкому храму. Со слезами на глазах и скорбью в сердце они оставили с большим трудом восстановленный ими Успенский храм. Следует отметить, что общину грубо ограбили. Все ее имущество было описано и отдано горкомхозу. Все, как в далекие 20-е годы ХХ в. Все эти действия были противозаконны, изымать имущество по закону полагалось только при полной ликвидации общины. Участники Крестного хода несли в Пятницкий храм хоругвии, раку с частицей мощей св. Иакова, иконы и другие православные святыни закрытого храма, сохраненные ими в годы гонения на церковь. Здание Пятницкого храма находилось в аварийном состоянии. Подвал был залит водой. Пол прогнил и провалился. Во многих местах протекала крыша. Восстановление Пятницкого храма в то трудное для Православной Церкви время было настоящим подвигом православной общины и священника Иоанна Букоткина. Здание храма снаружи оштукатурили, а внутри покрасили. В отремонтированном храме было освящено два престола. Главный в честь св. Параскевы, а второй – в честь Успения Божией Матери, в память о закрытой Успенской церкви. Световой барабан с полусферическим куполом не сразу были восстановлены. Некоторое время крест храма находился на луковке, устроенной просто на кровле. Восстановлен был и святой колодец, правда, несколько на другом месте, т.к. старый очистить было невозможно. В 1982 г. по благословению Митрополита Новгородского и Ленинградского Антония, в храме освятили третий престол во имя св. Иакова. В этом же году западную разрушающуюся паперть была заменили новой деревянной. На месте южной паперти была построена кирпичная, под которой устроили котельную, печное отопление заменили водяным. В 1985 г. вместо западной паперти был пристроен притвор. В него перенесли свечной стол, находившийся раньше внутри храма. В 1989 г. произведен перевод центрального отопления с угля на природный газ. Над притвором в 1991 г. была устроена небольшая деревянная колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=11656

В Духе и Истине — это означает, что вера не исчерпывается обрядом и ритуалом, что не мертвая буква закона, а деятельная сыновняя любовь угодна Богу. В этих словах Господа мы находим одновременно и самое полное определение христианства как жизни в Духе и Истине. Беседа Христа с самарянкою была первой проповедью Нового Завета перед лицом неиудейского мира, и она заключала в себе обетование того, что именно этот мир примет Христа. Великое событие встречи человека с Богом у колодца Иакова приводит на ум и замечательные слова одного древнего богослова, утверждавшего, что человеческая душа по природе своей христианка. “А по грешному житейскому обычаю — самарянка”, — возможно, возразят нам. Пусть так. Но Христос, вспомним, не открылся ни иудейскому первосвященнику, ни царю Ироду Четверовластнику, ни римскому прокуратору, но исповедал Свое Небесное посланничество в мир сей перед грешной самарянкою. И именно через нее, по промыслу Божию, были приведены ко Христу жители ее родного города. Воистину, вокруг единого, стяжавшего истину Святого Духа, спасутся тысячи. Так было, так будет. Ибо источник воды Спасения, которою благословил нас всех Христос, есть ключ неиссякающий. Согласно преданию, собеседницею Спасителя была самарянка Фотина (греческая параллель русскому имени Светлана), которая за проповедание Господа после жестоких истязаний была сброшена в колодец. Источник: Коммерсант, 2000г. 27 мая Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 20 апреля, 2020 19 апреля, 2020 18 апреля, 2023 16 апреля, 2023 8 мая, 2021 3 мая, 2021 3 мая, 2021 2 мая, 2021 25 апреля, 2020 20 апреля, 2020 19 апреля, 2020 18 апреля, 2023 16 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/beseda-xrista-s-samary...

На Святом Престоле стоит великолепная мозаичная икона Спасителя XIV века. Ещё одной святыней обители считается «Крест Пульхерии» с мощами Святых, украшенный драгоценными камнями. В 1335 году игуменом обители по настоятельной просьбе её насельников стал будущий святитель Григорий Палама. Монастырь вступил в пору расцвета. До двух сотен насельников возросло число братии. Игумен Григорий совершил в Эсфигмене много чудес. Когда в обители кончилось масло, он благословил пустой сосуд, который тотчас наполнился. Когда не было урожая маслин, Палама благословил деревья, которые вскоре принесли богатый плод. На территории обители есть колодец, носящий имя Григория Паламы, с замечательно вкусной водой, которая также забила по молитвам Святого. В Эсфигмене в конце X века принял иноческий сан родоначальник русского монашества преподобный Антоний, основатель Киево-Печерской Лавры. До сих пор недалеко от монастыря сохранилась пещера, в которой он подвизался; над ней стоит небольшой храм в его память. Всего в Эсфигмене пятнадцать параклисов: Введения во храм Пресвятой Богородицы, Архангелов, свт. Григория Паламы, прп. Нила Мироточивого, равноапп. Константина и Елены, св. Анфима (здесь по монастырской традиции совершаются монашеские постриги), свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмч. Георгия, св. Иоанна Милостивого и др. Знаменитый пирг с веницианскими часами, над которым развевается флаг «Православие или смерть», построен в 1854 году. В это же время был построен и другой оборонительный пирг, выходящий на северную сторону Эсфигмена. В монастыре хранятся: частицы Животворящего Креста Господня, часть губки, с помощью которой поили Спасителя на Кресте, часть одежды Пресвятой Богородицы, кровь Иоанна Предтечи, честные главы ап. Иакова Брата Господня, сщмчч. Агафангела и Парфения Лампсакийского (имеющего благодать исцелять болезнь рака), и частицы мощей равноап. Марии Магдалины, вмчч. Георгия Победоносца и Пантелеимона, вмц. Анастасии Узорешительницы, мц. Варвары, свтт. Григория Паламы, Григория Нисского и Афанасия Великого, прп. Антония Нового из Верии, новомч. Димитрия Пелопонесского, прмч. Анастасия Персянина и других святых.

http://sobory.ru/article/?object=30430

Колодец Иакова Колодец Иакова упоминается в Ветхом завете (Быт. 33,19). Он почитается и евреями как священное место. Старец настаивал на том, что «здесь сидел Сам Господь, здесь православная святыня» (Ин.4). – Здесь произошла Его встреча с самарянкой… – Да. Отец Филумен не мог пойти на компромисс и согласиться с притязаниями евреев. Он был ревностный христианин, святогробец, страж. То, что было важно для него, – это подвижничество, это воля Божья. С митрополитом Лиддским, величайшим аскетом, отец Филумен прожил довольно долго вместе, и говорят люди, бывшие рядом с ними, они никогда не садились за стол трапезничать, но ели стоя. Они относились к еде как к средству подкрепления сил, которые Господь дает для подвигов и исполнения воли Его. – Господин Раптопулос, Вы еще не сказали о том, как пострадал старец Филумен? – Мученичество приснопамятного Филумена произошло в храме. Убийцы вошли в храм, ударили монаха топором крестообразно по голове, разбили челюсти. Когда он постарался выйти из церкви и позвать на помощь, топором усекли ноги в коленях. Они совершили убийство, когда тот служил вечерню и вышел к ним в епитрахили. Власти узнали об этом, забрали его святые мощи и увезли их в Тель-Авив на медэкспертизу. А через пять дней отдали в Святогробское братство. Через три года во время отпевания блаженной памяти архиепископа Пеллы Клавдия поступило предложение открыть гроб отца Филумена… Об обретении мощей св. мч. Филумена вспоминает архиепископ Неаполя и Самарии Высокопреосвященный Амвросий: Мощи св. Филумена – На Рождество 1982 года почил о Господе митрополит Пеллы Клавдий, и мы сопровождали его до кладбища на святую гору Сион. Тогда Патриарх велел нам достать мощи отца Филумена. Мы открыли гроб, вынули его тело и положили на мраморную плиту соседней гробницы. Его облачение, наполовину истлевшее, монахи взяли как благословение, чтобы раздавать верующим. Его руки легко сгибались. Правая нога от лодыжки и ниже истлела, потому что убийца усек ее топором, истлели и пальцы на левой ноге. Все остальное тело было нетленным, хотя и пролежало в гробу три года. Отца Филумена снова погребли до Пасхи 1985 года, когда произошло второе обретение его мощей. Тогда его перенесли в церковь, где его мощи почили подобно мощам святых Герасима и Спиридона.

http://pravoslavie.ru/38162.html

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. Колодец праотца Иакова — место беседы Господа Иисуса Христа с самарянкой Говоря об этом евангельском сюжете, мне хотелось бы сосредоточиться на начальном его фрагменте. Итак: Иисус, устав от жары, сидит у колодца; к колодцу подходит женщина-самарянка – и Иисус обращается к ней с просьбой дать ему воды. Казалось бы, самая заурядная бытовая сценка. Но надо понимать, что Иисус здесь одновременно нарушает несколько правил, которым были призваны следовать добропорядочные иудеи. Во-первых, Он находится с этой женщиной наедине (ученики, как сказано, пошли в город за провизией), что уже выглядит неприлично; во-вторых, Он – мужчина, раввин – первым заговаривает с ней; в-третьих, Он просит пить, не имея собственной посуды и, следовательно, вынужден пользоваться посудой нечестивых самарян. И однако Иисус, как это часто случалось и при иных обстоятельствах, пренебрегает всеми этими писаными и неписаными правилами, видя перед собой живого человека, способного, как Он понимает, откликнуться на проповедь Мессии.

http://pravmir.ru/byit-proshhe/

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания, в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров. К таким можно отнести г. Каранталь неподалеку от Иерихона (место, где Иисус Христос постился в пустыне), могилы Праотцев и Мамврийский дуб в Хевроне, колодец Иакова в Наблусе и многие другие. Поэтому для того, чтобы проникнуться духом Святой Земли по-настоящему, лучше перемещаться самостоятельно, или, договорившись заранее, воспользоваться услугами насельников многочисленных русских монастырей в качестве проводников. Историческая Палестина очень невелика по размеру и испещрена разветвленной сетью автомобильных дорог, поэтому, если позволяют средства и есть возможность хорошо подготовиться к поездке — лучше взять напрокат автомобиль, что можно сделать прямо в аэропорту. Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного, крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников. К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений. Кстати, этот самый цикл, который известен у нас как Иерусалимский устав, был разработан св. Саввой именно здесь, и в библиотеке монастыря монахи бережно хранят ранний список Типикона — оригинал погиб во время нашествия на Палестину персидского царя Хосрова II Napbuзa в 614 г.

http://pravmir.ru/monastyr-savvy-osvyash...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010