Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пасхе О пшенице Господней Неделя 5-я по Пасхе Ин. 4:42 Однажды на пути в Галилею Господь Иисус Христос остановился у колодца близ города Самарии. Когда ученики ушли достать что-нибудь поесть, к колодцу за водой подошла женщина, и Господь заговорил с ней. Когда же вернулись ученики и женщина ушла, Господь сказал: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступила жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь сказал так, потому что немногие вопросы, заданные самарянкой, немногие слова, ею сказанные, – напоминают спелые зерна, уже готовые при первом прикосновении отделиться от колоса и войти в Господню житницу. Разговор начался с того, что Господь просто попросил пить, и другая просто дала бы Ему воды, не рассуждая, кто Он и какой веры. Но эта удивленно спросила: «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня самарянки? ибо иудеи с самарянами не сообщаются». И этот ответный вопрос был первым зерном в Господнюю житницу, потому что обнаружил, что для самарянки есть нечто высшее телесных потребностей, есть религиозные законы, и она искренне удивлена, как может этот серьезный, благочестивый человек нарушать их? Если бы женщина просто дала Ему воды, то разговор не возник бы; а тут – Господь продолжает и говорит: «если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай мне пить; то сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду». Женщина удивилась: «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у тебя вода?» – и этих словах еще нет ничего особенного, но тут же она прибавила: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» А это уже – второе зерно в житницу Господню: этот вопрос обнаружил, что женщина помнит о своих корнях, о своих праотцах, помнит, что от кого унаследовала. Но вот Господь говорит ей нечто более трудное для понимания. Он говорит, что здесь в пустыне у Него Самого есть живая вода, и кто будет пить Его воду, «тот не будет жаждать вовек», и что вода эта сделается в нем – «источником воды, текущей в жизнь вечную».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Св. Фотина мученица Когда Иисус Христос проходил через Самарию, Он остановился у колодца, выкопанного еще патриархом Иаковом. Ученики отлучились в город купить провизии. Оставшись один, Спаситель сел у источника. В это время из города пришла за водой женщина. Господь попросил у нее напиться. Самарянская женщина, признав в Иисусе Христе иудеянина, говорит Ему: «Как ты, будучи иудей, будешь пить воду от меня – жены самарянской, иудеи не имеют ничего общего с самарянами». Тогда Иисус Христос сказал ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила у Него, и Он дал бы тебе воду живую». На это самарянка отвечает Ему: «Господин! как же почерпнешь Ты воды, когда у Тебя нечем почерпнуть. Откуда же у Тебя вода живая? Ужели Ты больше отца нашего Иакова, который устроил этот колодец, из него он пил сам и дети его и скот его?» Христос на это отвечал: «Всякий, кто пьет эту воду, захочет пить опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Самарянка с радостью обращается к Нему с просьбой: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать воду». Иисус Христос на это говорит ей: «Пойди, позови мужа твоего и приходи сюда». На это женщина отвечает: «У меня нет мужа». – «Да, ты сказала правду, – говорит Христос, – что у тебя нет мужа, так как у тебя было пять мужей, а тот, которого ты имеешь ныне, не есть тебе муж. Это ты сказала справедливо». – «Господи,– говорит Ему женщина, – я вижу, что Ты пророк. Вот наши отцы поклонялись на этой горе, а вы (иудеи) утверждаете, что место для поклонения Богу должно находиться в Иерусалиме». – «Поверь Мне, – говорит Иисус Христос, – что наступает время, когда ни на этой горе, ни в Иерусалиме не будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему поклоняетесь, а мы знаем, потому что спасение от иудеев. Но настанет время, и оно уже настало, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». На это женщина возражает Ему: «Я знаю, что придет Мессия, т. е. Христос, и что когда Он придет, то все возвестит нам». Иисус Христос говорит ей: «Это – Я, Который говорит с тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В рассказе о расслабленном не Ангел, сходящий временами в купель, а  Иисус ставит на ноги паралитика, из чего следует вывод: встреча с Иисусом «эффективней», так сказать, редкого чуда, которого ждут как иудеи, так и язычники, чуда случающегося редко и действующего по случаю, ни о чем не спрашивая того, кто первым окажется в воде бассейна – «объекте» этой неведомой силы. Одни уповают на Господа воинств, посылающего иногда одного из Своих воинов, другие – на Асклепия-Эскулапа, т.е. на «силы природы», и редкие счастливчики, оказавшись более ловкими, чем другие (чем лузеры, как сказали бы сегодня) действительно вылечиваются от своей хвори. Здесь все зависит от случая и собственной расторопности, вода купели – не живая вода , не вода, скачущая в жизнь вечную , а вода лишь изредка оживляемая каким-то непостижимым, чудесным образом. Личностного контакта между неведомой высшей силой и человеком здесь нет, или, во всяком случае, он не очевиден. Вода здесь – естественная стихия, природа, материя, «заряжаемая» некой положительной энергией, чье действие исчерпывается первым входящим в воду по возмущению воды . Это – символ естественной мудрости, свойственной всем, лишь эпизодически и на краткий миг посещаемой Ангелом . Колодец Иакова, возле которого Христос  говорит с Самарянкой самим своим  отсылом к патриарху, вырывшему  этот колодец – это мудрость подзаконная, единая как для иудеев, так и для самарян, черпающих из того же колодца Пятикнижия Моисеева, но живущих в духовном плане распутно, блудящих от Бога Израилева, заблудившихся, заблудших. Явление Мессии исправляет этих несчастных, более того: меняющая мужей еретичка оказывается первой, кому Иисус открывается как Мессия, первой, кто несет весть о Нем как о Том, кого ждут, кто объяснит все . И это явление делает ненужным ежедневное хождение к колодцу Иакова, обращение к Торе как единственному источнику, утоляющему жажду – теперь ее утоляет Сам Мессия, Сын Божий. И последнее чудо: исцеление слепого  посредством смывания в купальне Посланный  брения – земли и слюны Иисуса, что напоминает о сотворении человека из глины, т.е. смеси воды и земли. Иисус буквально творит здесь новое зрение – тоже исключительно важный для Иоанна образ – а вместе с ним и нового человека, который будучи послан Иисусом к купальне Посланный, т.е. исполняя Его волю прозревает и бесстрашно исповедует Его перед иудейскими властями. Итак, вода как естественная мудрость, как мудрость, данная Богом, но лишь до того времени, как придет Мессия и вода, к которой отсылает Сам Мессия, чтобы слепые стали зрячи – вода Духа, преображающего и материю и человеческий дух, обновляющая все творение, сообщая ему жизнь вечную .

http://pravmir.ru/donos-iscelennogo/

Женщина поражена, потому что между иудеями и самарянами – смертельная религиозная вражда, и они не общаются друг с другом. Ибо гордостью иудеев было претерпеть любые лишения, только бы не принять ничего от самарян. А Христос пользуется случаем повести душу этой женщины на большую глубину. Он как будто бы не замечает ее слов о вражде иудеев и самарян. Бывают такие расхождения между людьми, к которым нельзя относиться как к чему-то второстепенному, но иногда эти расхождения лучше врачуются, когда мы намеренно избегаем повода вступать в споры относительно этих расхождений. И точно так же дальше мы увидим, Господь в беседе с самарянкой обойдет вопрос относительно того, где лучшее место для поклонения Богу, ибо приходит время, когда вы будете поклоняться Отцу не на горе сей, не в Иерусалиме, – говорит Он. Господь, беседуя с женщиной, подводит ее к мысли, что она нуждается в Спасителе. Она действительно начинает понимать, что теперь она может обрести через Господа то, что явится для нее самым драгоценным в жизни. Если бы ты знала дар Божий, – говорит Христос, – «и Кто Тот, Который просит у тебя пить». Она до этого думала, что перед ней просто иудей, просто бедный измученный странник, а перед нею – дар Божий, предельное явление любви Божией к человеку – Сам Бог. Как может этот Божий дар предлагаться людям? Бог просит у человека: дай Мне пить. И Господь говорит этой женщине, что бы сделала она, если бы знала Его: Ты бы просила. Кто нуждается в каком-либо даре, пусть просит у Него. И далее Господь открывает нам всю тайну молитвы, всю тайну общения нашего с Богом. Те, кто однажды узнал Христа, будут всегда искать Его. И уже ничто другое на свете никогда не будет им сладким, никогда не сможет утолить их жажду. Он даст воду живую, и эта вода живая – Дух Святой, который нельзя сравнить с водою на дне колодца, даже святого колодца, но которую Он сравнивает с живою (то есть текущею) водою. Благодать Духа Святого подобна этой воде. Христос может дать, и Он хочет дать эту воду живую всем, просящим у Него. И женщина самарянка с изумлением и недоверием глядит на Господа. Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок, – говорит она Ему. Откуда же у Тебя вода живая? И к тому же неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец?

http://pravoslavie.ru/3257.html

В настоящее время на территории монастыря расположено Архиерейское Подворье. Напротив храма Сошествия Святого Духа на апостолов восстановлен святой колодец игуменьи Таисии (Солоповой), настоятельницы Леушинского монастыря, которая здесь в 1861 году получила благословение на монашество и начала свой духовный путь – об этом сообщает мемориальная доска на здании настоятельского корпуса. Ежегодно проводятся Таисинские чтения. Информация: Сказание о Иакове Боровичском. Свято-Духов монастырь. Боровичи 2008; Полевиков А.П. Боровичи – на Мсте прекрасный город. - Боровичи, 2006 Духовным и историческим памятником боровичского края является Свято-Духов монастырь. Предполагают, что он был основан в очень древние времена благочестивыми монахами-отшельниками, которые выбрали для молитв и спасения своей души тихое и красивое место. С трех сторон небольшую низменную равнину закрывали холмы, поросшие хвойными и смешанными лесами, которые укрывали ее от сильных ветров. С юго-западной стороны чистым и тихим потоком несла свои воды река Мста, сменив здесь свой буйный нрав. Сама природа на этом месте как бы смирялась и умолкала. Точной даты основания монастыря установить не удалось, т. к. монастырские архивы погибли во время пожара в 1732 г. На древней раке праведного Иакова сохранялась надпись, из которой следовало, что Свято-Духов монастырь основан в 1327 г., а соборная церковь построена в 1345 г. Широкую известность монастырь получил во второй половине XV в. в связи с перенесением в него мощей праведного Иакова Боровичского. Иван Грозный, имея склонность к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. Это дало возможность монастырю построить новый соборный храм в честь Святого Духа. Следующий после Троицы день называется Духовым и посвящен прославлению Святого Духа, который дает человеку разум и мудрость, помогает его сердцу любить и понимать Иисуса Христа, открывает мир духовной жизни. Храм был деревянный, шатровой архитектуры. В XVI в. он имел очень богатый четырехъярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=01908

Иоанн создает насыщенный библейскими , ветхо- и новозаветными ассоциациями контекст,  не увидев которого мы рискуем остаться лишь на самом поверхностном уровне понимания того, что евангелист хочет нам сообщить. Сцена у колодца, как она изображена в реалистической (точнее, претендующей на реализм) живописи и на иллюстрациях к детской Библии лишена важных для Иоанна параллелей, мимо которых проходит обычно и читатель, и проповедник. Скользящий по поверхности взгляд не останавливается ни на шестом часе, когда, по Иоанну, происходит Распятие, ни на остающейся за кадром истории Иакова, что, в свою очередь, соединяет новые и новые звенья ассоциаций. Вот небесная лестница, приуроченная православным богослужебным уставом к Богородичным праздникам, вот колодец на поле, пастухи у колодца, с которыми говорит Иаков, вот появляется девушка «с мелким скотом отца своего», вот Иаков, подойдя к колодцу, отвалил камень от устья колодезя, и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль. И возвысил голос свой и заплакал. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее, и что он сын Ревеккин. А она побежала и сказала отцу своему». Камень, отваленный от устья колодца, и камень, отваленный от гроба, из которого хлынет невидимый свет жизни вечной , той самой воды живой , то есть – Духа; Иаков и Иисус, Рахиль и та, что говорит с Иисусом и побежит в свой городок с рассказом о Нем, как Рахиль к отцу своему Лавану с рассказом о Иакове. Вернемся в Сихарь. Для самарянки, спрашивающей, неужели Иисус больше Иакова, ответ ясен. Ясен он и для  нас, но с точностью до наоборот. Иисус отвечает: да, больше, но отвечает не прямо, а говорит опять как бы о воде: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Вода, данная Иаковом, вода Ветхого  Завета, не способна утолить жажду  раз и навсегда, как и эта вода в колодце, как и любая другая вода кроме той, которую дает Иисус. Но самарянка под водой понимает только воду, утоляющую физическую и никакую другую жажду и которую хорошо бы иметь всегда под рукой. Если этот чудной паломник может ее каким-то чудесным образом обеспечить такой водой, то пусть так и сделает. Господин!  – обращается она к нему скорей всего игриво, не принимая Его слова за чистую монету – дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

http://pravmir.ru/razgovor-u-kolodtsa/

335-346 346-350 КОЛМАН († 602?), св. (пам. зап. 24 нояб.), основатель церковного поселения Клуан-Уама (ныне Клойн, графство Корк, Ирландия) 350-354 354-361 КОЛОДЕЦ ИАКОВА находится у подножия горы Гаризим (ныне Джабаль-эт-Тур), примерно в 2 км от библейского Сихема 361-363 363-365 365-380 380-390 389-390 390-398 КОЛОМЕНСКИЙ НОВО-ГОЛУТВИН ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии) находится в г. Коломне Московской обл. Расположен в Коломенском кремле на берегу Москвы-реки 398-401 401-407 407-411 411-412 412-432 КОЛОЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Колочский; Московской епархии), расположен в дер. Колоцкое Можайского р-на Московской обл. 432-438 438-442 442-443 443-444 КОЛУМБ Христофор (Кристофоро, Кристобаль) (между 25.08. и кон. окт. 1451 - 20.05.1506), мореплаватель, в 1492 г. открывший Америку 444-447 КОЛУМБА (521-597), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 9 июня), основатель мон-ря Иона и других монашеских обителей в Ирландии и Шотландии; почитается как один из св. покровителей Ирландии и просветитель Шотландии 447-468 КОЛУМБАН († 23 нояб. 615), прп. (пам. зап. 23 нояб.), деятель зап. монашества, основатель Луксовий и Бобий; церковный писатель 468-485 485-492 КОЛУФ († нач. IV в.), мч. Египетский (пам. 19 мая; пам. копт. 24, 25 пашонса (19, 20 мая); пам. эфиоп. 25 генбота (20 мая)) 492-495 КОЛЧИЦКИЙ Николай Федорович (17.04.1890.- 11.01.1961), протопр., управляющий делами Московской Патриархии 495-496 КОЛЬБЕ Максимилиан Мария (мирское имя - Раймунд) (8.01.1894 - 14.08.1941), святой Римско-католической Церкви (пам. 14 авг.), францисканец-конвентуал, католический миссионер 496-497 КОМ муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви 497-498 498-499 КОМАРОВ Виктор Степанович (17.10.1893 - 27.12.1974), регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений 499-500 КОМАРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (8.10.1883 - 5.11.1937), художник, иконописец, теоретик и практик возрождения канонического православного иконописания в русском церковном искусстве XX в.

http://pravenc.ru/vol/xxxvi.html

В Евангелии немного случаев, когда описывается вера неиудеев: случай с исцелением дочери хананеянки (язычницы), исцеление слуги сотника (язычника), этот разговор с самарянкой, исповедание сотника Лонгина у Креста. Первые три случая имеют общую черту – глубокое смирение этих людей, открывшее дорогу вере, противопоставляемой неверию иудеев: «Благопослушание самарян служит изобличением жестокосердия иудеев, и бесчеловечие их (иудеев) раскрывается в кротости тех (самарян)» 268 . Свт. Кирилл Александрийский отмечает еще один момент: «Опять поражаются ученики Спасителя Его кротости и изумляются Его смиренному поведению, ибо Он не страшится, подобно некоторым неумеренным ревнителям благочестия, разговора с женщиной, но на всех простирает Свое человеколюбие и самым делом показует, что один есть Творец всего, определяющий жизнь чрез веру не одним мужчинам, но привлекающий к ней и женский пол» 269 . Господь, направляясь в Галилею, проходит через Самарию. Близ города Сихарь, утрудившись от пути, Он сел отдохнуть у колодца; было около шестого часа. Библейский шестой час – это двенадцать часов по-нашему времени, то есть полдень, самое пекло. В это время иудеи старались быть дома и не выходить на улицу. Отсутствие других женщин у колодца – места, более чем удобного для общения, – это подтверждает. Очевидно, что самарянка, стыдясь и избегая общего осуждения и презрения, нарочно пришла к колодцу в заранее исключающее присутствие там других людей время – и нашла там Христа 270 . Это евангельское повествование обнаруживает перед нами удивительную силу слова, с которым Господь обращается к самарянке и которое оказало такое стремительное воздействие, что спустя короткое время уже не только она, но и весь город вышел ко Христу, и они просят, чтобы Он остался с ними, и исповедуют Ему свою веру, хотя – в этом опять-таки поразительное отличие от иудеев – Господь не творил там чудес. Он только заронил семя слова, и оно тотчас принесло свой плод. Из содержания беседы видно, что самарянка знает местные предания (что колодец и город Сихарь связаны с именем патриарха Иакова); ждет прихода Мессии ( Ин. 4: 25 271 ), ее, как и весь самарянский народ, волнует вопрос, бывший предметом противоречия между иудеями и самарянами: иудеи считали, что Иерусалим – единственное место для общественного почитания Бога, и храм здесь был построен по воле Божией 272 , самаряне же, основываясь на указанном в Пятикнижии 273 значении находившейся на их территории горы Гаризим 274 , считали эту гору местом богопочтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Ок. 1860 г. (1863?) место, на котором находился К. И., было куплено Иерусалимской Православной Церковью, в 1893 г. были начаты раскопки, не столько с научной целью, сколько из желания сделать это место пригодным для христ. богослужения. Было установлено, что глубина колодца составляла 22,5 м, а ширина - 2,25 м. Сначала была восстановлена крипта, в 1908 г. (по др. сведениям, в 1914) Газский митр. Софроний при финансовой поддержке России начал реконструкцию средневековой церкви. Однако из-за первой мировой войны работы были прекращены. В 1927 г. здание пострадало от землетрясения. 8 мая 1979 г. Иерусалимская Патриархия отправила служить в церковь при К. И. сщмч. Филумена (Хасаписа) , к-рый столкнулся с угрозами расправы со стороны фанатиков-иудеев; 29 нояб. 1979 г. он был убит во время совершения вечерни. Его преемником стал архим. Иустин (Мамалос), усилиями которого в 1998-2008 гг. был построен большой храм во имя Фотинии Самаряныни. Сев. парекклисион освящен во имя мч. Иустина Философа, южный - во имя сщмч. Филумена (здесь хранятся его мощи). Храм представляет собой купольную базилику с трансептом, архитектура которой в память о существовавшей здесь ранее церкви крестоносцев частично стилизована под европ. средневек. стили. В арку зап. фасада вписано крупное 3-частное арочное окно, сам фасад фланкируют 2 многоярусные колокольни. Перспективный портал зап. фасада с тяжелым аттиком, профилированной центральной аркой, опирающейся на небольшие колонки, соответствует образу триумфальных арок и проездных ворот. В ярусе клеристория в главном и боковых нефах окна имеют вид 2-частных арочек с колонкой посередине, вписанных в общую нишу. Внутри сложенные из тесаных каменных квадров столпы и пилястры отделаны прислоненными полуколоннами, образуя своего рода «пучки колонн», которые наряду с пониженными арками боковых нефов напоминают церкви европ. романики и ранней готики. Трансепт и центральный неф перекрыты плоскими потолками, однако мощные арки, поддерживающие барабан купола и оформляющие боковые фасады, сохраняют средневек. образ всего здания.

http://pravenc.ru/text/1841770.html

Причт при церкви состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни, прихожанами состояли крестьяне Экономического ведомства. С 1818 года, то есть с переименования прихожан из экономических крестьян в военных поселян 1-го Карабинерного полка, а церковь из Епархиального ведомства перешла в ведомство Военного поселения, причт стал состоять из одного священника, а при нем дьячка из военного звания. Ктиторами при храма состояли в разное время Авпсентий Климентов, очень рачительный староста; при нем сделаны две раки, приобретены серебряные сосуды, дарохранительница. Святое Евангелие в лист в серебряных досках. Сам храм при нем неоднократно ремонтировался и был приведен в благолепный вид. А. Климентов служил при священники Петре Григорьевиче Любомудрове, при котором проведена дорога на Святое озеро и поставлена часовня на озерке в 1860 году. К церкви села Менюша принадлежат пять деревянных часовен: - часовня на кладбище устроена во имя Сошествия Святого Духа; - в деревне Горное Веретье во имя собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил; - в деревне Старое Веретье в честь Казанской иконы Божьей Матери; - в деревне Видогощи во имя Святой Живоначальной Троицы; - в деревне Стехово во имя Святого Николая Чудотворца. Все часовни построены единообразно, украшены прилично, икон в них достаточно. Прихожане к церкви с. Менюша состояли из пахотных солдат; в 1857 году переименованных в удельных крестьян. Ныне посреди села стоит огромный полуразрушенный храм. Собор был закрыт в 1937 году. В послевоенные годы верующие неоднократно подавали прошения об открытии прихода, но власти отказались возвратить храм верующим. В храме разместили каменные жернова с южной стороны и мололи зерно, там же его и хранили. В советские времена в Свято-Троицком соборе хранили мешки с минеральным удобрением, а колодец был заброшен камнями и землей. С 1991 года жители деревни стали восстанавливать храм. В 1991 году настоятель Коростынской церкви о. Игорь провел 7 июля Божественную литургию в честь Святых отроков Иоанна и Иакова. 7 июля 1996 года после водосвятного молебна при большом стечении верующих Высокопреосвещеннейшим Львом, архиепископом Новгородским и Старорусским, в сослужении трех иереев и протодиакона в храме была совершена Божественная литургия. После крестного хода вокруг храма в крипте, где покоятся под спудом мощи праведных отроков, был совершен акафист.

http://sobory.ru/article/?object=08263

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010