Но у Него была живая вода, и самаряне Ему поверили. Конечно, Он Мессия, о чем разговор. Евангелие от Иоанна читать сложнее всего. Помимо собственно сюжета, оно содержит мощный символический пласт. Встреча Христа с самарянкой именно у колодца и именно у колодца Иакова – не просто совпадение. Иаков – отец народа Израильского, от его имени и пошло само название и страны, и народа. Любимого сына его, Иосифа, которому был дан этот колодец, самаряне считали своим предком, но ко времени проповеди Спасителя они уже смешались с местными языческими племенами. Для иудеев они были ритуально нечисты, духовно мертвы, их происхождение от Иосифа как бы отмерло в связи с их происхождением от неверных. Но Христос соединяет всех. Он из камней может сотворить детей Аврааму. Он засохшую ветвь может привить к цветущему дереву – и она тоже расцветет. Он умершее может сделать живым. Помните в русских народных сказках мертвую и живую воду? Как красиво она откликается в этом евангельском рассказе! Сказочная мертвая вода соединяет распавшееся воедино – и ветхозаветная вода из колодца сначала чисто механически соединяет пришедших к нему самарян – просто фактом встречи с апостолами, с зерном народа Божьего, народа, уверовавшего во Христа. Сказочная живая вода дает жизнь – и Истинная Живая вода Христос воскрешает этих людей духовно. Чтобы это соединение и воскрешение произошло, Христос не побрезговал общением с человеком, которого считали хуже, чем язычником. Ему было очень важно, чтобы эти люди пошли на зов этой простой и вряд ли уважаемой женщины – только так бы они Его приняли совершенно добровольно: без чудес и исполнений желаний, после которых любой может поверить, — просто потому что поверили бы. Вывод? Очень простой. Не бойтесь грешных и заблуждающихся людей. Иногда через них говорит Сам Бог. Мученица Фотина (Светлана) Самаряныня Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/mertvaya-i-zhivaya-vod...

Церковь особо чтит праздник Благовещения. Это отражается в широком и частом использовании тропаря «Богородице Дево, радуйся» в общественном богослужении в храме и в частной молитве дома. На Руси Благовещение праздновалось как начало спасения человека, что породило особый обычай: в день праздника выпускать из клеток птиц на волю. Иконография праздника Как уже говорилось выше, самыми ранними изображениями праздника являются росписи в катакомбах, датируемые II–III вв. Роспись в катакомбах Присциллы, 2-я пол. II — 1-я пол. III в. На то, что это событие Благовещения, указывает сцена, в которой юноша с протянутой вперед рукой стоит перед женщиной, обращаясь к ней с речью. Похожие композиции («Явление ангела Товии», «Явление Троицы Аврааму») позволяют говорить о том, что здесь изображено именно Благовещение. Еще один сюжет отражен на рельефе саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне. Ангел с большими крыльями и посохом в левой руке стоит напротив сидящей за пряжей Приснодевы. Рельеф саркофага из церкви Сан-Франческо в Равенне, V в. В сюжете Благовещения может встречаться колодец или источник. Это связано с повествованиями из апокрифов — Протоевангелия Иакова и Книги о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя (Евангелие псевдо-Матфея). В них говорится о том, что Пресвятая Дева получила благую весть от архангела у колодца или источника, куда Она отправилась за водой, а после этого — в доме, где Она пряла катапетасму (т. е. завесу) для Иерусалимского храма. Фреска «Благовещение у колодца» из собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502–1503 гг. После III Вселенского собора, где за Пресвятой Девой Марией было догматически закреплено именование «Богородица», иконография Благовещения, как и других Богородичных праздников, стала более богатой и торжественной. Так, в римской базилике Санта-Мария-Маджоре Богородица изображена в пышном платье с драгоценными украшениями, а Ее прическа убрана жемчугом. Мозаика базилики Санта-Мария-Маджоре в Риме, Италия, 432–440 гг.

http://blog.predanie.ru/article/blagoves...

            Во время греческой национально-освободительной революции 1821 года монастырь потерял большую часть своей общины, уничтожены были и почти все его реликвии.   Среди достопримечательностей монастыря - собор XVI в. с фресками Критской школы. Богато украшенный иконостас был написан в 1783 г. Дохиар насчитывает 12 храмов на своей территории, и вне ее - по 4 храма напротив каждой из стен.     Храм Архистратигов выше всех афонских церквей и облицован мрамором; в переходе из храма в трапезную находятся изображения трёх первых настоятелей.   Справа от входа в трапезную, в специально устроенной часовне находится чудотворная икона Богоматери «Скоропослушница» (греч. Γοργοεπεκοος), написанная в X веке во время игуменства Неофита. По преданию, в 1664 году из-за небрежного обращения с этой иконой был поражен слепотой и после покаяния полностью исцелён келарь монастыря Нил. В дальнейшем к этой иконе многократно обращались верующие, жаждущие духовного и телесного исцеления Чудесным образом возникший колодец (1299 год), называемый «священным» - чудотворный источник Архангелов, под именем “Агиасмы”.        Агиасма   Главный храм в Дохиаре  в честь свв. Архангелов. В Дохиаре в находится чудотворная икона Божьей Матери, называемой Скоропослушница , и имеются части мощей следующих святых: священномуч. Харалампия; св. муч. Мины, Кирика, Меркурия; св. Иоанна Златопустаго; св. Нила Мнроточиваго; преподовного Петра Афонскаго; св. Ахиллея; св.великомуч. Пантелеимона; св. Давида Солунскаго; глава св. Филофея; часть от главы св. Иоанна Предтечи; св. Марии Магдалины; св. Мины Калликелада; св. муч. Марины; св. архидьякона Евпла; часть перста Иакова Персянина; часть св. Павла Фивейскаго; часть кости св. Апостола Андрея; части св. великомуч. Феодора Стратилата; глава св. Дионисия Ареопагита; глава св. Феодора Начертанного; глава св. Василия Амасийскаго; часть св. Космы безсребренника; св.Иоанна Милостиваго; Феодора Тирона и другие. Показывается часть камня, с которым брошен был в море мальчик, чудесно спасённый Архангелами ( чет. мин. 6 Сентября ).

http://isihazm.ru/1/?id=509&c_pid=1

О домохозяйках вспомнилось не зря. Вот точно с такой же неравнодушной домохозяйкой,  какой была самарянка,  заговорил Христос. Правда, если бы она не обратила на Него внимание, то ничего бы и не случилось. Необычно то, что она с Ним заговорила. Необычно то, что Он ей отвечал.  На Востоке и до сих пор на улице никто не будет разговаривать с женщиной, тем более, из враждебного племени. А тут Христос богословствует с крестьянкой. И что еще удивительней ей первой, а не ученикам, открывает себя как Мессию. И что совсем необычно – она все поняла. Она оказалась очень умной. Бывает, что встретится талантливый самоучка из народа и столичный маэстро. Маэстро играет, а народный талант на лету схватывает мелодию без нот. Так и Фотиния усвоила четыре очень важных аккорда музыки Неба. Он ее только лишь попросил пить.  Христос не высказывал намерения беседовать с ней. Это она сама начала с того, что вспомнила нечестие Исава.  Когда-то Исав, сын Исаака, ради чечевичной похлебки отрекся от первородства. Так и сейчас, как ей показалось, этот Иудей готов отречься от веры отцов ради воды.  Она не только ревниво упрекнула иноплеменника, но показала, что для нее есть высшие ценности. И это движение души не осталось незамеченным. Это раз. — Ага, так серьезный человек! Иисус говорит ей: — Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду…» И слышит в ответ то, что эта женщина не только видит идеал, но и то, что она включает себя в мир праотцев, идущих к Царству тысячи лет. — Неужели ты больше отца НАШЕГО Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?» Христос увидел также, что она не делит людей на самарян и иудеев, говоря от лица их обоих о колодце « Иакова отца нашего». Фотиния дала знать, что прекрасно помнит, откуда родом ее душа: Это два. Таким образом, Господь кратко принял ее косвенное исповедание веры. Осталось последнее – узнать о честности. Ведь честность – это явленная форма веры. Диалог продолжается. Господь сказал:

http://pravmir.ru/melodiya-neba/

12 . На один день разстояния отсюда находится город Севастия, который тетрарх Ирод построил в честь Кесаря. В нем и честную главу бóльшего в рожденных женами Иоанна Крестителя малый Ирод усекнул на своем пиру. Посреди этого города находится и темница, в которую Иоанн ввержен был по жалобам Иродиады, где и был усечен во главу. Темница эта находится под землею, – до нея от поверхности земли двадцать ступеней; посреди ея находится алтарь на том самом месте, на котором (Предтеча) был обезглавлен спекулатором. Направо от этого алтаря находится рака, в которой спрятано тело святого Захарии, отца Предтечи; а налево другая рака, в которой лежит тело святой Елисаветы, матери его. По обеим же сторонам темницы возлежат рядом останки разных святых и учеников Предтечи. Наверху темницы находится храм, в котором лежат две раки, изваянные из белого мрамора, из которых та, что правее, заключает в себе прах испепеленного тела Честного Предтечи, а другая – тело пророка Елисея; сверху же (гробницы) в золотом ковчеге лежит левая рука Предтечи, то же кругом оправленная в золото. В более возвышенной части города, и именно посредине ея есть холм, на котором некогда стоял дворец Ирода, где был пир, и плясала известная гнусная девица и в награду за свою пляску получила священную главу Предтечи. Теперь на этом месте ромейский монастырь. Храм в этом монастыре круглый. В левой части алтаря есть маленькая кельица, посредине которой виден мраморный кружок, лежащий на самом дне глубочайшей ямы, в которой было первое обретение честной главы и самими ангелами почитаемого Предтечи, брошенной в это место Иродиадой. 13 . Потом, минуя стадий около пятнадцати, находится митрополия самарян, Сихарь, названный потом Неаполем, лежащий среди холмов, касаясь своим основанием подножий того и другого на значительном протяжении. Из этих холмов тот, который по правее, есть та гора, на которой, по словам самарян, Бог сносился с Авраамом, и требовал от него в жертву Исаака, и, как они уверяют, патриарх (будто бы) и совершил ее на ней. Но они не знают, чтó говорят; ибо тою горою была божественная скала Голгофы, на которой Спаситель мира потерпел спасительную страсть. У подножий холма находится то село, которое Иаков дал Иосифу сыну своему, в нем есть и колодец самого Иакова, у которого утомившийся Господь сидел и беседовал с самарянкою, как повествует священное евангелие. Об этом холме сказала самарянская женщина Господу: отцы наши в горе сей поклонишася. И Господь своею беседою с нею поучал всех, как нужно покланяться поклоняющимся в духе и истине ( Иоан. 4, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из этого источника вытекала большая река, подобной которой не было в мире, а по берегам реки находились 12 городов. Жите­ли этих городов разводили сосны из семян той сосны и поклонялись им. Царем у них был один из потомков Нимрода, сына Канана 148 . Царь не позволял жителям пить воду из того источника, на берегу которого Иафетом была выращена первая сосна, потому что вода этого источника считалась Божией. По своему языческому обычаю, Асхабу-р-рас каждый месяц приходили на поклонение свя­щенному дереву, украшали его, приносили в жертву животных и мясо их бросали в разведенный костер. Когда дым от костра подымался к верху и закрывал небо, тогда Асхабу-р-рас падали на землю и обращались к священному дереву с молитвами, а из дерева шайтан провозглашал им: «я доволен вами, молитва ваша будет услышана». Тогда они снова делали поклонение и затем пили и весели­лись от радости, что божеству угодны их молитвы. Прошло много лет. Асхабу-р-рас не отступали от своего идолопоклонства, и Бог послал к ним пророка из потомков Иуды, сына Иакова. По одному преданию, пророк этот назывался Шуаибом, а по другому преданию Ханзаля-бен-Сафван. Он жил прежде Моисея, и пригласил народ к вере в истинного Бога, но идолопоклонники не склонились к его проповеди ; уверовали только немногие. Тогда, по молитве пророка, высох ручей, и священное дерево засохло. Идолопоклонники, уразумев, что их священное дерево погибло по молитве пророка, схватили его, бросили в колодец и завалили камнями, так что пророк умер в колодце. Тогда Бог сказал Ангелу Гавриилу: «Асхабу-р-рас не боится Меня и убили посланного к ним пророка. За это Я отомщу им». Был послан на неверующих горячий ветер, который согнал их в одно место, где земля была покрыта серой 149 . Затем на небе появилось черное облако, из которого упал огонь на землю, воспламенил серу и все Асхабу-р-рас погибли в этом пламени. По другому рассказу, Бог прежде истребления Асхабу-р-рас послал на них страшную птицу Анка 150 , которая похищала и пожирала детей идолопоклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Самым ранним названием праздника трапезы является ее обозначение у апостола Павла как трапезы во имя Господне (1 Кор. 11, 20), с чем связан и отмечен­ный выше благодарственный возглас Гряди, Господи!Такое название непременно подразумевает торжественное поминание страстей Христовых: Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11, 26). Поминальный характер трапез первохристианской общины не мог не отразиться в практике совершения Евхаристии над мощами святых мучеников. Как свидетельствует надпись на обнаруженной в 1551 году гробнице святителя Ипполита Римского, атрибутируемая совре­меннику блаженного Иеронима, «одна и та же Св. Трапеза дает та­инственную пищу и покрывает ос­танки мученика: она охраняет свя­тые мощи до пришествия Судии верховного» . Заслуживает внимания тот факт, что мраморная плита (лат. – mensa), предназначенная для Таинства Ев­харистии, нередко переносилась с гробницы на гробницу в дни памя­ти того или иного мученика. На фреске первой половины III века в римских катакомбах папы Каллиста изображена подобная плита, водру­женная на треножник, рядом с ко­торым священнодействует иерей . Сходный по конструкции тренож­ник изображен в сцене «филоксении Авраама» на каменной изложнице, найден­ной близ Иерусалима и датируемой V веком ( илл. 1). С помощью такой формы отлива­ли памятные реликвии для паломников, посетивших место Мамврийского Бого­явления . В контексте поминального характера священной трапезы немаловажное значе­ние приобретает то обстоятельство, что в Мамре располагалось патриархальное кладбище и пещера в Махпеле была последним пристанищем праотцев Авраама, Исаака, Иакова. Поэтому традиция совершения Евхаристии над святыми мощами имеет также свой ветхозаветный прообраз, а именно святую трапезу, на которой свя­щеннодействовала Святая Троица и рядом с которой захоронены патриархи. По сообщению церковного историка V века Сократа Схоластика, «у так назы­ваемого мамврийского дуба, где, по свидетельству Священного Писания, Авраам принял в гости ангелов, поставлены жертвенники и приносятся языческие жертвы», что побудило императора Константина Великого направить укоризненное послание епископу Евсевию Кесарийскому с повелением «жертвенник ниспровергнуть, а под­ле дуба создать церковь» . Эти данные подтверждает самое раннее из уцелевших до наших дней описаний паломничества, совершенного в 333 году жителем Бордо к ме­сту, «где жил Авраам, где он выкопал колодец под дубом и где было ему явление трех ангелов и он с ними ел и говорил. По велению Константина и там была построена прекрасная базилика» .

http://bogoslov.ru/article/2602946

Роспись Успенского собора во Владимире. 1408 г. Мастер Андрей Рублёв Последний, 10-й, заголовок - «вот житие Иакова» (37. 2 - 50. 26). Главный герой этой части - Иосиф , любимый сын Иакова. Особое положение Иосифа в семье навлекает на него зависть братьев, к-рая обостряется под впечатлением от 2 сновидений Иосифа. В них в растительных (снопы, связанные братьями, кланяются снопу, связанному Иосифом) и в астральных (солнце, луна и 11 звезд поклоняются Иосифу) образах было прозрачно обозначено первенство Иосифа в роду (37. 1-11). Братья решают отомстить Иосифу, и только заступничество Рувима (старшего из братьев) спасает его от гибели; Иосифа бросают в пустой колодец (ров) на медленную смерть. Иуда предлагает не губить Иосифа, но продать его купцам-измаильтянам. Иосиф продан измаильтянам, шедшим в Египет. Братья закалывают козла и обмакивают в его крови кетонет Иосифа, чтобы Иаков поверил, будто его сын растерзан зверями (37. 12-36). Рассказ об Иуде (4-м сыне Иакова) и его снохе Фамари (гл. 38). В Египте Иосиф продан Потифару , начальнику телохранителей фараона. Он скоро оказывается любимцем своего господина; Потифар доверяет ему управление домом. Жена Потифара влюбляется в Иосифа и требует удовлетворить ее вожделение, но Иосиф отвечает твердым отказом. В конце концов жена Потифара, оставшись наедине с Иосифом, хватает его за одежду, так что ему приходится бежать, оставив одежду в ее руках; эту одежду она использует, обвиняя его в покушении на ее целомудрие (39. 1-18). Потифар заточает Иосифа в темницу, «где заключены узники царя» (39. 19-23). В темнице оказались 2 царедворца - виночерпий и хлебодар фараона. Иосиф толкует их вещие сны: виночерпию, увидевшему во сне виноградную лозу с 3 ветвями, из гроздьев к-рой он выжал сок в чашу фараона, Иосиф предсказывает, что через 3 дня тот будет восстановлен в своем положении; хлебодару, к-рому снилось, что у него на голове 3 корзины с хлебными кушаньями для фараона, но птицы их расклевали, Иосиф предсказывает, что через 3 дня он будет казнен и плоть его расклюют птицы.

http://pravenc.ru/text/153739.html

Бог дал Свое благословение каждому патриарху. Он избрал семейство Авраама, со всеми их слугами, народом Божиим. Прочтите следующие стихи в Священном Писании . Найдите людей или события, упоминаемые во всех них: Быт.26:1–5, 24 ; Быт.32:24–30 ; Быт.48:3–4 ; Быт.49:28–33 ; Быт.50:22–26 . Что можно найти общего в действиях Бога по отношению к вышеупомянутым в Священном Писании людям? Патриархи народа Божьего После кончины Авраама Исаак стал главой народа Божия. Как отцу большого семейства, ему приходилось отвечать за обеспечение всех водою и свежими пастбищами для стад. Он вел свой народ с места на место, делая достаточно долгие остановки для того, чтобы вырыть колодцы или возделать пахотную землю и собрать на ней урожай ячменя. Порою случалось, что филистимляне (коренные обитатели Ханаанской земли) спорили с Исааком о том, кому принадлежит право на тот или иной колодец. Исаак предпочитал не сражаться, а удаляться в другие места, он был миролюбив. Иаков и Исав, сыновья Исаака Жена Исаака Ревекка родила двух близнецов Исава и Иакова. Исаву скучно было сидеть дома, он любил охотиться и разъезжать по пустыне. Говорил он громким голосом и далеко не всегда обдумывал свои слова. Исав появился на свет первым, и как старший брат он должен был получить отцовское благословение и унаследовать большую часть отцовского достатка. Иаков же был тихим юношей, любившим тепло домашнего очага. Целые дни напролет проводил он с матерью, помогая ей прясть из козьей шерсти ткань. Ревекке казалось, что Иаков станет лучшим главой рода, нежели бродяга Исав. Иаков спокойно наблюдал за происходящим и поджидал возможности перехитрить старшего брата. Однажды Исав возвратился с охоты разгоряченным, усталым и голодным. Он попросил у Иакова приготовленной братом чечевичной похлебки, которая так вкусно пахла. И когда Иаков предложил: «Продай мне твое первородство и благословение отца за эту похлебку» , проголодавшийся Исав согласился, не задумавшись ни на минуту. Позже Иаков обманул своего почти ослепшего отца, назвавшись Исавом, чтобы заполучить отцовское благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Раскопки обнаружили следы поселения, существовавшего на этом месте и разрушенного еще в XVII-XVI вв. до Р.Х. Древний утрамбованный вал 25-метровой длины перед массивной стеной во многом определяет форму теля. Кем и когда был разрушен город, мы не знаем, но еще более загадочно его назначение. Раскопки не выявили никаких следов жилья! Похоже, Силом с самого начала был чисто культовым центром. Сакральное значение сохранил он и в последующие века, вот почему израильтяне избрали это место для своего главного святилища. Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там скинию собрания ибо земля была покорена ими ( Нав. 18, 1 ). Построенный храм (скиния) с пребывавшим в нем Ковчегом Завета стал местом ежегодного всенародного паломничества. Религиозная жизнь в Силоме продолжалась до 1050 г. до Р.Х., когда филистимляне захватили и разрушили его, а Ковчег Завета перенесли в Авен-Езер, а затем в Азот (современный Ашдот). Точное место, где стоял ковчег, конечно, неизвестно, но церковные постройки византийского времени доказывают устойчивость религиозной традиции почитания данного места. Уже Евсевий Кесарийский , автор первой «Церковной истории», точно указывает местоположение Силома. Первым, и единственным очевидцем, посетившим святилище, была известная паломница конца IV в. Сильвия Аквитанка (Эгерия, как называют ее современные западные историки). С обзорной башни на вершине холма можно осмотреть раскопки. К сожалению, от библейских памятников почти ничего не осталось, кроме фундаментов двух домов, датируемых эпохой Судей. Раскопанные археологами остатки византийской церкви V-VI вв. огорожены стеной и покрыты навесом для защиты мозаик. Из мощеного атриума проходим в притвор и видим надпись перед главным входом: «Помяни, Господи, Захарию и того, кто создал этот церковный пол». Сохранились лишь отдельные фрагменты геометрического орнамента, храм сгорел в VII или VIII в. Колодец Иакова На 62 км поворот направо ведет к древнему Сихему, лежащему между горами Гаризим и Гевал, и колодцу Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010