крестьянских дворов; в 1640-х гг. в 12 уездах за монастырем значилось 761 поселение, где проживало более 16 тыс. взрослого мужского населения в 3913 крестьянских и бобыльских дворах ( Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв. СПб., 2013. С. 97, табл. 3; С. 212—214, 217, табл. 11—13, 15, 16; С. 191, табл. 12). О ревизии Кирилло-Белозерского монастыря в 1601 г. см.:Там же. С. 83–91. «Старец» – термин монастырской документации XVI–XVII вв. определявший всех пострижеников Кирилло-Белозерского монастыря. Афанасьевский (Афанасьев, Афанасиев) монастырь, подворье Кирилло-Белозерского монастыря с церковью Афанасия Александрийского, находился в Московском Кремле у Спасских ворот ( Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Кн.1—3. СПб., 2005 (репринт). 1389). Смета доходов и расходов Кирилло-Белозерского монастыря, составленная в 1601 г.// Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века (1397–1625). Т. 1. Вып. 2: О средствах содержания монастыря. СПб., 1910. С. OLVII, OLX, OLXI. Там же. С. OLXI. О местонахождении больниц и «богадельной избы» см.: Никольский. Н. К. Указ. соч. Т. 1. Вып. 1: Об основании и строениях монастыря. СПб., 1897. С. 29. В полной редакции описи строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря, составленной по результатам ревизии монастырского имущества государевыми писцами в декабре 1621 г., на 1 января 1622 г. в монастыре и «по службам» проживали 552 насельника (Численность братии и слуг, сведения об экономическом состоянии Кирилло-Белозерского монастыря в 1620—1621 гг.// Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI—XVII вв. Приложение 6. СПб., 2003. С. 297, 298).В описи не учтено 100 и более лиц, проживавших в больницах. Подробно см.: Шаблова Т. И. О трапезе в Кирилло-Белозерском монастыре в середине XVII в. (По келарскому обиходнику 1655 г. Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г.)//Наследие монастырской культуры: ремесло, художество, искусство.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Ярославль. Кирилло-Афанасьевский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасо-Пробоинская церковь Карта и ближайшие объекты Первоначально монастырь был деревянным. В 1664 году в обители по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича возвели первую каменную церковь. Собор во имя патриархов Кирилла и Афанасия — бесстолпный одноглавый храм с глухим барабаном, перекрытый коробовым сводом. Позднее в монастыре появились и другие каменные постройки. Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1696—1705), затем в XVIII веке построили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении на этом месте чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. Башни тогда завершались шпилями с фигурами ангелов с трубами. В XIX веке появились каменные двухэтажные настоятельские покои с трапезной палатой, две братские кельи. Кирилло-Афанасьевский монастырь никогда не был ни крупным, ни богатым. В XVIII-XIX веках в нем проживало всего семь монахов и один белец. Афанасьевская обитель была причислена к заштатным указом императрицы Екатерины II 1764 года. В 1857 году Кирилло-Афанасьевский монастырь был возведен в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. Строения Кирилло-Афанасьевского монастыря сильно пострадали во время восстания 1918 года. В 1925 году монастырь закрыли, в его строениях разместились производственные мастерские, жили люди. В 2007 году Кирилло-Афанасьевского монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. С 2009 года это действующий мужской монастырь. Основание Спасо-Пробоинской церкви произошло 25 мая 1612 г. на месте обретения чудотворной иконы Нерукотворного Спаса. Начало XVII в. - тяжелейшее для страны время Смуты, польско-литовской интервенции, самозванства: «бедственно было тогда состояние земли Русской… Поляки уже засели в Москве как победители и истребляли последнее имущество разоренных жителей; ежедневные убийства обагряли стогны и поля; трупы непогребенные видимы были на распутиях; жены и девы похищаемы были из недр семейств и с наглою дерзостию лишаемы были чести и жизни; законы опровержены, правосудие уничтожено; Вера попрана, святыня поругана. Все дышало унынием, на все простерся мрак горести и отчаяния».

http://sobory.ru/article/?object=05737

65 Пострижение Евфросиньи состоялось на Афанасьевском подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Москве. По-видимому, имеются в виду следующие вещи: 1). Плащанииа «Положение во гроб-». 1565 г. 168 х 262 см. ГРМ. Инв. Т-285. (П лешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. Л., 1985. С. 208. Табл. 111–112. Кат. 98.); 2). Пелена «Успение Богородицы». 1565 г. 78 х 102 см. ГИМ. Инв. 86. (Маясова Н. А. Мастерская художественного шитья князей Старицких//Сообщения Загорского музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960. С. 55–56. Табл. В); 3). Пелена «Видение Иоанна Богослова». 1565 г. 66,6 х 62 см. ГРМ. Инв. Т-103. (Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство. С. 208. Кат. 99. Табл. ИЗ); 4). Хоругвь (после реставрации – пелена) «Спас великий Архиерей». 1565 г. 66 х 56 см. КБИАХМ. Инв. 42 цт. (С и л к и н А. В. Двусторонняя хоругвь из Кирилло-Белозерского монастыря//Древнерусское искусство: исследования и реставрация: Сборник научных трудов. М., 1985. С. 80–94. Илл. 4). 66 Изложенные события имели другую последовательность. В мае 1569 г. Иван IV был в Кирилло-Белозерском монастыре, затем в июне – начале августа в Вологде. 6 сентября умерла его жена Мария Темрюковна, 9 октября был отравлен Владимир Старицкий с женой и младшей дочерью, 20 октября 1569 г. погибла Евфросинья (см.: Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 289–292). 69 Послание царя Ивана Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь игумену Козьме датируется 1573 г. (См.: Никольский Н.К. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича IV в Кирилло-Белозерский монастырь?//Христианское чтение. 1907. Т. CCXXII1. С. 839.). 72 Святые врата в монастыре расписаны в 1585 г. старцем Александром с учениками Емельяном и Никитой. 73 Симеон Бекбулатович пострижен в монахи Кирилло-Белозерского монастыря в марте 1606 г., через два месяца переведен в Соловецкий монастырь, где жил до 1612 г. Умер инок Стефан в 1бТб году (см.: Фруменков Т. Г. Узники Соловецкого монастыря. Архангельск, 1979).

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Ярославской семинарии передан храм в Кирилло-Афанасьевском монастыре Ярославль, 1 февраля 2008 г. Первая служба состоялась в четверг в Кирилло-Афанасьевском монастыре, расположенном в самом центре Ярославля - близ вечного огня. В мае прошлого года два храма и другие постройки были переданы Ярославской епархии. С этого срока начался отсчёт новый жизни обители. Теперь её обживают семинаристы. В храме еще очень холодно, на улице, пожалуй, теплее. Кажется, что за годы духовного запустения замерз сам воздух. Все аскетично, как на заре православия. Но первая служба в свежеотремонтированных стенах вновь напомнила о главном предназначении этого здания, сообщает сайт Ярославской епархии. Теперь храм будет семинарским, для богослужебной практики. Это тоже возвращение утраченного, в 18-м веке в монастыре открылась семинария, учрежденная митрополитом Ростовским и Ярославским Арсением. Сегодня служба проходила по архиерейскому чину, особенно торжественному. Освящение храма именуется обновлением, так построенный человеческим руками, он обретает дух жизни в вечности. На эту торжественную церемонию собрались семинаристы и ученики православной гимназии. Приехали гости из других монастырей и церквей епархии. Для всех это праздник. Он приурочен к дню святителей Кирилла и Афанасия, защищавших чистоту веры. История монастыря тесно связана с событиями Смутного времени. Здесь располагался монетный двор ополчения Минина и Пожарского. Во время крестного хода здесь остановилась икона Спаса, и позже был основан монастырь. Скромный по размерам, этот архитектурный комплекс отличался изысканным силуэтом. Шпили башен были увенчаны фигурами трубящих ангелов. Позже разрушению подверглись и вертикали колоколен, и пятиглавые завершения церквей. Почти напротив - другой знаменитый дом, особняк городского головы Ивана Вахрамеева. Месяц назад сюда переехали студенты ярославской духовной семинарии. Предстоит еще много работы, но занятия идут уже сейчас. Еще совсем недавно здесь лечили больных детей, сейчас учат тех, кто предназначен лечить души людей. 1 февраля 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25639.html

В ходе работ в 2017-2019 г.г. была отреставрирована колокольня, воссозданы утраченные верхние ярусы, по двум нижним ярусам проведены реставрационные работы. Колокольня воссоздана. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru «Церковь Спаса Нерукотворного («Спасо-Пробоинская»)», 1696-1705 гг. Кирилло-Афанасьевского мужского монастыря является объектом культурного наследия регионального значения. Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Обитель имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была в 1615 году, вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь святителей Кирилла и Афанасия. Открытие обители было связано с обретением чудотворного образа Спаса Нерукотворного в 1612 году. «Церковь Спаса Нерукотворного («Спасо-Пробоинская»), 1696-1705 гг.» расположена на территории Кирилло–Афанасьевского монастыря в историческом центре города Ярославля и северным фасадом формирует парадную площадь монастырского двора. Каменное здание Спасо-Пробоинской церкви построено на месте одноименного деревянного храма, сооруженного в 1612 году «всеобщими силами (жителей Ярославля – Ред.) и в один день» и освященного во имя Нерукотворного образа Спасителя, избавившего Ярославль от морового поветрия. Первый храм сгорел в 1614 году и на его месте вновь была возведена деревянная церковь. После того, как пожары еще дважды уничтожали деревянные храмы этого прихода, жители города решили построить каменный храм. Грамота на его создание была получена 26 июня 1696 года. Строительство было завершено в 1705 году. Главный престол освятили во имя образа Нерукотворного Спаса, придел в алтаре (с южной стороны) - во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной — во имя преподобного Павла Фивейского и Иоанна Кущника. Стенописи храма выполнены позднее, в 1741 году, известными ярославскими мастерами, чьи имена были указаны в храмозданной надписи на южной стороне здания. Спасо-Пробоинский храм неоднократно перестраивался в течении XVIII-XIX веков.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Отец Павел по паспорту родился 3 августа 1911 года, но по рассказам самого отца Павла своим днем рождения он считает 10 января 1910 года. Я потом объясню, с чем связаны такие расхождения. Родился он в деревне Большой Барук Мологского уезда Ярославской губернии в семье Александра Ивановича Груздева и Александры Николаевны Груздевой, урожденной Солнцевой. Отец отца Павла был мальчиком отослан в лавку мологского купца Иевлева, и там он выучился профессии мясника, и потом всю жизнь он старался, если ему это удавалось в силу разных обстоятельств, заниматься этим своим делом. У отца Павла была сестра Ольга, которая была инокиней Кирилло-Афанасьевского женского монастыря в уездном городе Молога, а две сестры бабушки отца Павла также были монахинями этого монастыря. И вот такие родственные связи определили весь дальнейший путь и становление отца Павла, потому что будучи еще совсем маленьким, трех лет, он впервые как убежал в этот Кирилло-Афанасьевский монастырь к тетке, так он всю свою жизнь практически с ним и соединил, потому что в 1913 году, в дни Романовских торжеств, когда архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон пребывал в Мологском Кирилло-Афанасьевском женском монастыре, получилось так, что среди и инокинь, и паломников, и местных жителей, которые собрались в монастырь по случаю приезда архипастыря, он благословлял участников этих торжеств памятными монетами и медалями, выпущенными по случаю юбилея. И получилось так, что уже трехлетним, совсем маленьким ребенком, отец Павел повстречался с владыкой Тихоном, который впоследствии был избран Патриархом Московским. И таким образом он как будто его благословил на всю его дальнейшую жизнь, в том числе и монашескую, потому что позже, когда в 1918 году Патриарх Тихон посещал родные ему по духу места, и в том числе Мологский Кирилло-Афанасьевский монастырь, он благословил его четками и скуфейкой, которые отец Павел и воспринял, будучи даже еще ребенком, как такое Патриаршее благословение на свое дальнейшее определение в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Ярославль. Кирилло-Афанасьевский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В начале XVII в. на месте монастыря по бывшей улице Пробойной, ныне Советской, стояли посадские деревянные храмы Воскресения, Кирилла и Афанасия. Предание связывает с ним избавление города от мора в 1612 г., когда здесь стояло ополчение Минина и Пожарского. Благодарные горожане за один день («обы ден») срубили между старыми храмами новый, в котором был поставлен образ Спаса. Храмы вскоре сгорели. Приходские Воскресенский и Спасский храмы возобновили, а на месте храма Кириллла и Афанасия был основан монастырь, первоначально деревянный. В конце XVII века в нем появляются каменные церкви, в конце XVIII столетия - кельи и другие постройки. В начале XVIII века после пожара ансамбль был восстановлен в камне и дополнен оградой с башнями. Монастырь неоднократно перестраивался, утратил часть своих зданий и до наших дней дошел в сильно искаженном виде. А когда-то это был интересный архитектурный ансамбль, состоявший из трех церквей (два пятиглавых храма и один одноглавый) и двух колоколен. Из построек монастыря сохранились церковь Кирилла и Афанасия и Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) церковь. Церковь Кирилла и Афанасия (1664) - бесстолпный, перекрытый коробовым сводом, одноглавый, с глухим барабаном храм, окруженный с двух сторон галереями и приделами. В 1776 году сооружены северный придел с галереей. В 1830-1832 годах приделы надстроены, окна увеличены, шатровая колокольня заменена ярусной в классическом стиле (не сохранилась). Церковь Спаса Неруковтоворного (Спасо-Пробоинская) (1696-1705) - двухэтажная с трапезной, с высокой папертью, с южной стороны кельи, оформленные в стиле позднего классицизма, и две надвратные башни с четырехгранными куполами, построенные в конце XVIII века; первоначально одноглавая, с шатровой колокольней. В 1779 году возведены еще 4 малые главы. В 1831 году колокольня перестроена (не сохранилась). В 1831-1833 годах трапезная превращена в теплую церковь, а в начале 20 века с южной стороны храма пристроена двухэтажная паперть с крыльцом. До наших дней церковь дошла в искаженном виде Территория Кирилло-Афанасьевского монастыря ныне подвергается нашествию.

http://sobory.ru/article/?object=00575

В Спасо-Пробоинском храме открылся музей. В мае 2017 г. в монастыре начались большие реставрационные работы. Средства на них выделило Правительство города Москвы. 8 сентября состоялось торжественное освящение крестов и главок Спасо-Пробоинского храма. Освящение совершил глава Ярославской митрополии митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. В течение нескольких дней они были установлены на барабаны храма. А 7 марта 2018 г. была обретена величайшая святыня - икона Нерукотворенного Спаса, явленная во дни стояния в Ярославле ополчения Минина и Пожарского и спасшая горожан и ополченцев от смертоносного «морового поветрия». Произошло это следующим образом. В архивах реставрационных мастерских были найдены подлинные протоколы реставратора Н.И. Брягина 30-х г.г. прошлого века с точным описанием чудотворной иконы из Спасо-Пробоинского храма г. Ярославля. Независимо от этого специалистами московской фирмы «Авангардстрой», занимавшимися проектом воссоздания иконостаса, было установлено, что икона никогда не экспонировалась ни на одной выставке, не была представлена в экспозициях и официально никакому музею не передавалась. Было также найдено описание похожей иконы в раритетном каталоге уже не существующего «государственного ярославо-ростовского музея-заповедника» за 1964 г, под И-812 (впоследствии выяснилось, что номер ошибочен). Поиски привели в Ярославский художественный музей. Заведующая отделом древнерусского искусства В.В. Горшкова и хранители фондов музея нашли в запасниках заклеенную профилактическими заклейками икону, упоминавшуюся в каталоге. При ее раскрытии было выявлено полное сходство с описанием из реставрационного протокола Н.И. Брягина 1930 г. и единственной имевшейся фотографией чудотворной иконы из книги 1912 г. Впоследствии икона была передана в РосНИИ Реставрации для всестороннего обследования. В течение осени и зимы 2018 г. была воссоздана колокольня Спасо-Пробоинского храма, разобранная в 1930-е г.г. Крылов А.П. Церковно-археологическое описание губернского города Ярославля. – Ярославль, 1860.; Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Соловьёв К. Ярославский Спасопробоинский обыденный храм. - Ярославль, 1912.; Сильвестр, епископ Рыбинский. Ярославский Афанасиевский третьеклассный монастырь: к 300-летнему его юбилею. – Ярославль, 1915.; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Драч Л. Монастырские страсти/Северный край, 2004, 9 июля; Вахромеев В.А. Семейная хроника Вахромеевых/публ. Т.В. Егоровой/Северный край, 2006: 5 декабря (часть 1), 6 декабря (часть 2), 13 декабря (часть 3), 14 декабря (часть 4), 15 декабря (часть 5).; Хрупалова И. Кирилло-Афанасьевский возрождается/Северный край, 2008, 31 января; Васильева И. Возвращение Спаса/Северный край, 2011, 28 января; 400-летие Кирилло-Афанасьевского монастыря/Сайт Sevkray.ru, 2015, 29 августа

http://sobory.ru/article/?object=05737

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храмы древнего Кирилло-Афанасьевского монастыря в Ярославле переданы духовной семинарии 01.02.2008 31 января в Кирилло-Афанасьевском монастыре , расположенном в самом центре Ярославля , прошла первая служба. В мае прошлого года два храма и другие постройки были переданы Ярославской епархии . С этого срока начался отсчёт новый жизни обители. Теперь её обживают семинаристы , сообщает « Городской телеканал». Теперь храм будет семинарским, для богослужебной практики. Это тоже возвращение утраченного, в 18-м веке в монастыре открылась семинария, учрежденная митрополитом Ростовским и Ярославским св. Арсением (Мацеевичем). Первая служба в возрожденном храме проходила архиерейским чином – ее возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. На освящение храма и первое богослужение собрались семинаристы и ученики православной гимназии. Приехали гости из других монастырей и церквей епархии. Для всех это праздник. Он приурочен к дню святителей Кирилла и Афанасия, защищавших чистоту веры. История монастыря тесно связана с событиями Смутного времени. Здесь располагался монетный двор ополчения Минина и Пожарского. Во время крестного хода здесь остановилась икона Спаса, и позже был основан монастырь. Скромный по размерам, этот архитектурный комплекс отличался изысканным силуэтом. Шпили башен были увенчаны фигурами трубящих ангелов. Позже разрушению подверглись и вертикали колоколен, и пятиглавые завершения церквей. Почти напротив - другой знаменитый дом, особняк городского головы Ивана Вахрамеева (кстати, предка митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Месяц назад сюда переехали студенты Ярославской духовной семинарии. Предстоит еще много работы, но занятия идут уже сейчас. Еще совсем недавно здесь лечили больных детей, сейчас учат тех, кто предназначен лечить души людей. Cедмица.Ru Редакция текста от: 01.02.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4396.html

Ярославль. Кирилло-Афанасьевский монастырь. Церковь Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 году. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его Алексию, митрополиту Московскому. Территория монастыря была небольшой и обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны, с других сторон ограду монастыря заменяли «надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская». По парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, еще в XVIII веке соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память о важном событии — обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. 25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, после которого был составлен перечень причиненного ущерба. От огня пострадали оба храма игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда. «Всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб.» сообщается в данном перечне. Во время восстановительных работ после пожара 1768 года была поновлена живопись церкви св. святителей Афанасия и Кирилла, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. В 1820-1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: «в связи с северной стеной» были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; «в связи с восточной оградой» — две братские кельи; около 1825 года для церкви Афанасия и Кирилла выполнили новый иконостас; в 1831 — теплый храм был «распространен и по местам украшен живописью», росписи в нем исполнил живописец Тимофей Медведев. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=05738

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010