В начале 2000-х г.г. архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл поставил вопрос о возвращении храмов Кирилло-Афанасиевского монастыря и Спасо-Пробоинской церкви Ярославской епархии. Вопрос решался несколько лет. Только 31 января 2008 г. состоялось первое богослужение в храме Кирилла и Афанасия. В 2009 г. решением Святейшего Синода образован Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь. В его состав включена и Спасо-Пробоинская церковь. 29 января 2011 г. в Кирилло-Афанасьевском монастыре состоялась торжественная встреча иконы Нерукотворного Спаса - списка с древнего чудотворного образа, переданной монастырю из Троицкого храма посёлка Смоленское. Этот список XVIII в. некая раба Божия Александра принесла в Троицкий храм ещё в 1960-е г.г. Всё это время образ находился там. Настоятель и прихожане этого храма передали икону Спасителя с надеждой на духовное возрождение обители. Для встречи иконы в Святых вратах обители собралось большое количество ярославцев во главе с епископом Рыбинским Вениамином. После встречи владыка совершил в монастыре Всенощное бдение. А Божественную литургию на следующий день совершил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. 6 июня 2012 г., в день памяти обретения чудотворного образа Нерукотворного Спаса в Спасо-Пробоинском храме обители впервые после долгого перерыва была отслужена Божественная литургия, которую совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении епископа Вениамина, настоятеля монастыря игумена Феодора (Казанова) и священнослужителей епархии. Затем в обители был заложен фруктовый сад. Первые фруктовые деревья посадили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон и епископ Рыбинский и Угличский Вениамин. В августе 2015 г. состоялись торжества, посвящённые 400-летию обители. Сначала в Спасо-Преображенском соборе был отслужен водосвятный молебен святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским. Затем состоялся крестный ход с иконой Нерукотворного Спаса и святителй Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, до Спасо-Пробоинского храма. Крестный ход возглавил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин. После крестного хода в Спасо-Пробоинском храме была отслужена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Затем был освящён юбилейный колокол, подаренный таможенной службой.

http://sobory.ru/article/?object=05737

В 1615 г. земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился все к тому же митрополиту Кириллу за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Митрополит, видя желание их и прозревая на то Божию волю, благословил создание иноческой обители, дабы на месте сем в трудах, постах и молитвах прославлялось святое имя Господне в благодарность и память о Его великом благодеянии для Руси бывшим. Царь Михаил Федорович весьма благосклонно относился к обители, которая была основана вскоре после его восхождения на престол. Монастырь получил во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В грамоте царя Михаила Федоровича от 1619 г., значилось: «в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено». Обитель была наделена и другими льготами: с монастырских вотчин «никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела», монастырские крестьяне освобождались также от суда «опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным», право суда оставалось только за государем и за игуменом «с братьею». Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину «придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды». По второй грамоте, от 7 мая 1623 г., обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново, Ковшово, Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и «пустыньку», где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и «пение уставити». В 1627 г. царю Михаилу Федоровичу была отправлена челобитная старца Варфоломея - строителя Афанасиевской обители - о том, что из монастырских людей двоих насильно взяли в целовальники «на кабаки». Служба целовальников не оплачивалась и по сути являлась обременительной повинностью. В ответ на челобитную пришла царская грамота, по которой впредь монастырских людей «в целовальники имать не велели». Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII в. выгорала в пожары. В древней летописи существует запись, что в 1658 г. «монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре». Она свидетельствует о несомненной связи обители с обретенным в часовне образом Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=00575

В 1912-1913 годах известным мастером М.И. Дикаревым была произведена реставрация стенописей храма. Спасо-Пробоинская церковь значительно пострадала во время антибольшевистского восстания в июле 1918 года. В 1929 году храм был закрыт. Планировалось его использование под нужды промышленно-экономического и медицинского техникумов. В 1930-е годы церковь была приспособлена под общежитие, в 1947 году здание передали областному автотресту для мастерских. Впоследствии здание использовалось производственным комбинатом Управления культуры Яроблисполкома. Пятиглавый храм трапезного типа на подклете, с колокольней на западном фасаде (пятиглавие и главы над апсидой и южным приделом утрачены после 1929 года), с трехчастной апсидой и колокольней (в советский период разобрана до первого яруса). План здания имеет сложную ломаную конфигурацию. Стены четверика декорированы лопатками, соединенными в верхней части штукатурным профилированным поясом с раскреповкой над лопатками, выше которого на каждой стене располагается по пять декоративных закомар, центральная - в виде крупной трехцентровой арки, боковые - килевидные. В тимпанах закомар под побелкой прочитываются следы монументальных росписей. Храм имеет входы со стороны южного фасада и восточного фасада южного придела. Имеются отдельные входы в подклет со стороны южного, западного и северного фасадов. Колокольня имеет квадратный план с четырьмя несущими пилонами, по высоте делится на три яруса с венчающей главкой на барабане. Декор здания разнообразный: кокошники с киотами на четверике, притвор в западной части выполнен с богатым декором в русском стиле начала XX века. В последние годы проведена масштабная реставрация Кирилло-Афанасиевского монастыря в Ярославле. Средства на реставрацию обители были выделены в качестве субсидии по постановлению Правительства Ярославской области и в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)». Масштабная реставрация Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря проводилась в период с 2017-го по 2018 год. Средства, выделенные регионом, пошли на реставрацию храма святителей Кирилла и Афанасия и Спасо-Пробоинского храма: в храме святителей Кирилла и Афанасия были выполнены работы по реставрации фасадов, окрытию кровли, восстановлению колокольни; на Спасо-Пробоинском храме установили главы и также отреставрировали фасады.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Священный Синод внес в месяцеслов празднования в честь двух икон 18.06.2021 На очередном заседании, прошедшем 17 июня 2021 года, Священный Синод Русской Православной Церкви постановил (журналы 36, 37) внести в месяцеслов для общецерковного почитания: 24 мая (6 июня) - память явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного (1612). В дни формирования в Ярославле второго народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского моровая язва, постигшая город, после общегородского крестного хода с иконой Спаса Нерукотворного прекратилась. Во время самого крестного хода произошло несколько очевидных чудес. Икона почиталась на протяжении последующих трех веков, в Ярославле 24 мая совершалась память ее явления, фиксировались случаи чудесных исцелений. В годы богоборчества Кирилло-Афанасьевский монастырь, где хранилась икона, был частично разрушен, а икона считалась утраченной. 13 марта 2018 года чудотворный образ был обнаружен в запасниках Ярославского художественного музея. Проведенная экспертиза подтвердила ее подлинность. На протяжении двух лет велась реставрация иконы. 2 апреля 2021 года святой образ был передан на хранение в возрожденный Спасо-Афанасьевский монастырь, где созданы специальные условия для его хранения. 8 (21) октября - празднование в честь иконы Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинской) (1917). Образ явился в селе Ташла Самарской губернии, на месте явления забил источник воды. Засвидетельствовано множество случаев исцелений от различных недугов при молитве Божией Матери перед этой Ее святой иконой. В 1920-е - 1930-е годы ее сохраняли жители села Ташла. С 1947 года образ пребывает в местном Свято-Троицком храме. В 2016 году здесь был образован Свято-Троицкий женский монастырь. В нынешнее время к образу Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинскому) притекает множество паломников со всего Среднего Поволжья и из других регионов России. Духовенство обители записывает случаи благодатной помощи Божией, ниспосылаемой после молитвы перед святым образом. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 19.06.2021 06:51:40

http://drevo-info.ru/news/26969.html

Теперь можно увидеть и церковь Афанасия и Кирилла. Много лет она стояла закрытой. На стенах проглядывают фрагменты фресок 17 в., в основном, плотно закрытые слоями штукатурки. В 2010 г. удалось частично отремонтировать кровлю и укрепить фасад храма. Закончено строительство ограды с башнями. Еще летом 2010 г., после того как упала «Спасская» башня, всю стену пришлось разобрать по кирпичику и из того же кирпича соорудить новую. 29 января 2011 г. в Кирилло-Афанасьевском монастыре состоялась торжественная встреча иконы Нерукотворного Спаса (список с древнего чудотворного образа), возвращенной из Троицкого храма поселка Смоленское. Настоятель и прихожане этого храма передали икону Спасителя с надеждой на духовное возрождение обители. Для встречи иконы в Святых вратах монастыря собралось большое количество ярославцев. В святую обитель вновь вернулась икона Спасителя - чудотворный список с древней святыни. Знаменательно что, что событие это произошло накануне Престольного праздника - св. святителей Афанасия и Кирилла патриархов Александрийских. Это явный знак милости Божией не только к монастырю, но и к древнему городу Ярославлю. 28 января 2012 г., накануне Престольного праздника святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, была принесена частица святых мощей святителя Афанасия, одного из покровителей святой обители. Вскоре обители была дарована частица святых мощей патриарха Кирилла Александрийского. В 2012–2014 г.г. силами потомков рода Вахромеевых: протоиерея Георгия и его сыновей был воссоздан иконостас придела преподобного Серафима Саровского. В 2016 г. к монастырю приписана часовня св. благоверного великого князя Александра Невского (место служения прмч. Алексия (Задворнова) после закрытия обители). 30 марта 2017 г. в Кирилло-Афанасиевском монастыре был совершен первый за последнее столетие монашеский постриг в братию. В 2017 г. началась масштабная реставрация обители. Удалось воссоздать ранее утраченные купола Спасо-Пробоинского храма, колокольню церкви Афанасия и Кирилла, были проведены работы по гидроизоляции и укреплению фундаментов, капитальный ремонт и вычинка внешних стен. Были воссозданы южные (Воскресенские) ворота.

http://sobory.ru/article/?object=00575

Число монашествующих было невелико и никогда не превышало 10 человек, таким образом, Кирилло-Афанасиевский монастырь являлся самым маленьким в епархии. Вместе с тем, монастырь посещался большим количеством паломников и весьма чтился в народе. С 1895 года здесь проживал викарный епископ Ярославской епархии. В начале XX века вошло в обычай в ночь на 1 января проводить здесь богослужение, чтобы встречать гражданский Новый год по христиански, без излишеств. В 1925 году монастырь был закрыт. В храмах разместилась администрация мебельной фабрики. Современное состояние [ править править код ] В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария. Усилиями ректора семинарии, архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, к 2010 году удалось расчистить обитель и отреставрировать придел святителя Алексия, митр. Московского в Кирилло-Афанасиевском храме. С этого времени в приделе регулярно проходят богослужения, в обязательном порядке посещаемые семинаристами. Однако, до полного восстановления монастыря еще далеко. В июне 2010 году, прямо во время богослужения, рухнула северная стена монастыря, причем рядом с ней находилась группа рабочих. Никто не пострадал. С сентября 2010 года наместником обители является игумен Феодор, настоятель Богоявленского храма Ярославля. 29 января 2011 года в монастырь была возвращена чтимая икона Спаса Нерукотворного, находившаяся в нем до революции. В 2020 году митрополит Ярославский и Ростовский Вадим освятил на территории обители памятный знак – камень с именами новомучеников Афанасиевского монастыря. 20 ноября 2020 года решением Священного Синода монастырь получил название: «Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь», которое наиболее точно соответствует историческому – «Афанасиевский монастырь» и учитывает объединение Спасо-Пробоинского храма с обителью в новейшее время.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Афанасие...

Справка: Чудотворный образ Спаса Нерукотворного был явлен в 1612 году во дни формирования в Ярославле второго народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. В это время город постигла моровая язва. После общегородского крестного хода с иконой Спаса Нерукотворного моровая язва прекратилась. Во время самого крестного хода произошло несколько очевидных чудес. Икона почиталась на протяжении последующих трех веков, в Ярославле 24 мая совершалась память ее явления, фиксировались случаи чудесных исцелений. В годы богоборчества Кирилло-Афанасьевский монастырь, где хранилась икона, был частично разрушен, а икона считалась утраченной. 13 марта 2018 года чудотворный образ был обнаружен в запасниках Ярославского художественного музея. Проведенная экспертиза подтвердила ее подлинность. На протяжении двух лет велась реставрация иконы. 2 апреля 2021 года святой образ был передан на хранение в возрожденный Спасо-Афанасьевский монастырь (переименован определением Священного Синода от 20 ноября 2020 года), где созданы специальные условия для его хранения. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа об обретении в Ярославле Его чудотворного образа. 2. Внести в общецерковный месяцеслов празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного.   ЖУРНАЛ 37 СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия, поддержанное Преосвященным епископом Троицким Панкратием, председателем Синодальной комиссии по канонизации святых, о включении в общецерковный месяцеслов празднования в честь иконы Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинской). Справка: Икона Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинская) явилась 8 (21) октября 1917 года в селе Ташла Самарской губернии. На месте явления иконы забил источник воды. Засвидетельствовано множество случаев исцелений от различных недугов при молитве Божией Матери перед этим Ее святым образом. В 1920-е и 1930-е годы икону сберегли жители села Ташла. С 1947 года образ пребывает в местном Свято-Троицком храме. В 2016 году здесь был образован Свято-Троицкий женский монастырь. В нынешнее время к образу Божией Матери «Избавительница от бед» (Ташлинскому) притекает множество паломников со всего Среднего Поволжья и из других регионов России. Духовенство обители записывает случаи благодатной помощи Божией, ниспосылаемой после молитвы перед святым образом.

http://patriarchia.ru/db/text/5820909.ht...

Кириллов монастырь по своим духовным, гражданским и хозяйственно-промышленным делам имел частые сношения с многими городами тогдашней Руси. Поэтому для приезда и остановки старцев и слуг монастырских там были подворья. Известны подворья в Пскове, Дмитрове, Нижнем Новгороде, в Угличе, в Кремле, Каргополе, на Белоозере, в Ростове. Но особенно замечательны монастырские подворья в Москве и Вологде. Кирилло-Белозерское московское подворье находилось в Кремле около Фроловских ворот, по переписи 1626 года в 5 1/4 сажени от стены – оно известно под именем Афанасьевского монастыря. Первое упоминание о нем находим под 1514 годом, когда летописец рассказывает, что повелением великого князя Василия III Ивановича заложено было в Москве двенадцать каменных церквей. «В граде Москве, – говорит летописец (ПСРЛ, VIII, 254), – поставил церковь кирпичную Афанасей святый Александрьскы у Фроловских ворот Юрьи Григорьев сын Бобыкин». Когда и каким образом перешла та церковь во владение Кириллова монастыря, нельзя сказать, но только уже в 1563 году здесь было устроено Кирилловское подворье – монастырь; на нем была пострижена в инокини под именем Евдокии княгиня Ефросинья Владимировна, жена князя Андрея Ивановича Старицкого. Афанасиевский монастырь находился под управлением строителей. посылаемых туда из Кириллова монастыря; помимо строителей здесь жили старцы. Когда по делам монастыря или государственным на Москву приезжал игумен, останавливался здесь; тут же жили и священники, приезжавшие из Кириллова к царю со святою водою дважды в год: после памяти преподобного (9 июня) и после Успеньева дня. В московское разорение 1612 года в Афанасиеве монастыре жил старец Филарет Володимерец; у него литовские люди взяли монастырских денег 130 рублей 18 алтын 2 деньги. Тогда же выменянная на соль пшеничная мука сгорела, а погибло в ней цены 239 рублей 27 алтын 4 деньги; сгорело также жемчужное ожерелье Василия Алексеева Третьякова. оставленное на подворье игуменом Сильвестром еще при строителе Порфирии Ошевенском в 1605 году 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Краткая летопись жизни отца Павла (Груздева) 3 (16) августа 1911 (по паспорту) или 3 (16) января 1910 (по рассказам отца Павла), 10 (23) января 1910 (по другим сведениям) В деревне Большой Борок Мологского уезда Ярославской губернии, в семье Александра Ивановича Груздева (1888–1958) и Александры Николаевны Груздевой, урожденной Солнцевой (1890–1961), родился Павел Александрович Груздев. 1913 Первая встреча со святителем Тихоном (в то время архиепископом Ярославским и Ростовским) во время пребывания его в Мологском Кирилло-Афанасьевском женском монастыре в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Владыка Тихон благословил маленького Павла памятными монетами и медальками, выпущенными по случаю юбилея. 1915 (или 1916) Павел Груздев поступает на послушание в Мологский Кирилло-Афанасьевский женский монастырь. Здесь живут три его «тетки»: родная сестра отца – инокиня Ольга (Груздева), позже постриженная в рясофор, иконописица и вышивальщица, две родные сестры бабушки – монахиня Евстолия (Петрова), которая была крестной матерью Павла, и инокиня Елена (Петрова). В монастыре Павел Груздев учится в церковноприходской школе, несет послушание на скотном дворе, поет на клиросе. После революции работает в Афанасьевской трудовой артели, образовавшейся после национализации монастырских земель. 1918 Вторая встреча со святителем Тихоном в Мологском монастыре. Патриарх Тихон подарил восьмилетнему Павлу Груздеву подрясник, скуфейку и четки, тем самым благословив его на монашество. 1929–1930 Окончательная ликвидация Афанасьевского монастыря и трудовой артели. 31 марта 1929 По ходатайству бывшего сослуживца отца, принявшего после Первой мировой войны монашеский постриг в Новгородском Хутынском монастыре, и с благословения игуменьи Августы Павел Груздев переезжает на жительство в город Новгород, где работает на судостроительной верфи Деревяницы возле Спасо-Преображенского Варлаама Хутынского мужского монастыря. В свободное от работы на верфи время Павел поет и читает на клиросе в монастыре, звонит на колокольне, следит за порядком и чистотой у раки со святыми мощами преподобного Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Из разграбленного большевиками Спасо-Пробоинского Храма чудотворный образ Нерукотворенного Спаса был перемещён в Ярославские реставрационные мастерские в 1930 г. Тогда же он был идентифицирован и описан известным художником реставратором Н.И. Брягиным, и почти на 90 лет беззвестно канул в музейных хранилищах. В 1930-х г.г. городские власти разобрали монастырскую колокольню, в храмах и кельях братии были устроены различные предприятия, в частности, там находилось щеточное производство, делались веревки и корзины. В бывших кельях проживали семьи слепых вплоть до 90-х г.г. XX в. Впоследствии слепых переселили в другие места, в храмах было организованно производство мебели, для нужд учреждений культуры, а бывшие монастырские постройки отдали под жилье горожанам, которые их вскоре приватизировали. Многое пришло в неузнаваемый вид, разрушены колокольни обоих храмов, внутри сделаны перестройки и перегородки, росписи закрашены краской, от былого величия ничего не осталось. С тех пор и до недавнего времени территория этого святого места была практически отхожим местом. В мае 2007 г. два храма и некоторые другие постройки были переданы Ярославской епархии. По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского, Кирилла храм святителей Афанасия и Кирилла стал семинарской церковью. К семинарии был приписан и Спасо-Пробоинский храм. Когда в храмы пришли верующие, они нашли их в ужасающем состоянии: окна и двери были выбиты, всюду громоздились груды мусора. Под руководством администрации Семинарии в храме стали вести восстановительные работы. После долгих месяцев упорного труда придел, освященный в честь святителя Алексия, митрополита Московского, стал пригоден для богослужения. Первая служба в возрожденном храме состоялась 31 января 2008 г. и проходила архиерейским чином – ее возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. С этого срока начался отсчёт новый жизни обители. В 2009 г. было принято решение Святейшего Синода, о воссоздании мужского монастыря с названием «Кирилло-Афанасиевский». Богослужения ведутся здесь по монастырскому уставу.

http://sobory.ru/article/?object=00575

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010