Аналогичный состав имел деисусный чин из Звенигорода (начало XV века), три сохранившихся иконы которого приписываются руке преподобного Андрея Рублева. Высоцкий Серпуховский монастырь был основан в XIV веке: преп. Сергий со своим учеником Афанасием пешком пришел в Серпухов по приглашению князя Владимира Андреевича Храброго и выбрал место для будущего монастыря. Выбранное место «Высокое» было расчищено и преп. Сергий, по преданию, совершил на нем молитву. Для строительства обители преп.Сергий, по просьбе князя, оставил своего ученика преп.Афанасия Высоцкого. Значение Высоцкого монастыря в культуре второй половины XIV века уникально. При поддержке и руководстве преп. Сергия Радонежского, митрополита Киприана, трудами преп.Афанасия Высоцкого и его учеников в обители действовал центр русско-византийских связей, осуществлявший важные идейно-культурные начинания. Насколько оценили на Руси труд преп.Афанасия Высоцкого и его учеников, который они совершили в Константинополе, свидетельствуют списки, сделанные с их рукописей в дальнейшем. Труд преп.Афанасия Высоцкого, этого типичного исихастского деятеля Православного Возрождения содержит обстоятельно подобранные выдержки из творений известнейших церковных писателей и из Патериков. Список авторитетных имен впечатляет: Василий Великий, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Марк Скитский, преп. Нил, преп. Стефан, Григорий Нисский, Макарий Египетский, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов. Выписки касаются правил монашеского поведения, в частности, в общежительных монастырях. Есть предположение, что в 1401 году в константинопольском монастыре Богородицы Перивлепты преп.Афанасий Высоцкий списал устав Лавры Саввы Освященного под названием «Око церковное», который впоследствии был переписан в Троице-Сергиевом, Высоцком, Спасо-Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Саввино-Сторожевском монастырях . Замечательной особенностью афанасьевской подборки правил монашеского общежития является включение в нее выдержек из произведений ранневизантийских писателей мистического направления, интерес к которым возрос в обстановке исихастских споров XIV в.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

18 августа 2012. Простите, но всё что Вы написали, это голый юридизм: Я же не единожды просил вести диалог по-совести. Ну уж если не можете… Национализация была не законной, убийства по религиозному признаку, грабежи и взрывы церквей – тоже. Сейчас это признается государством официально и идет возвращение того, что еще можно вернуть.  Следовательно,  современные требования общественных прав всех граждан РФ (или, по-вашему, прав конкретно и только Русского народа) на церкви, при наличии собственника (РПЦ ни куда не исчезала) – это По-сути попытка продолжения разбоя – примитивное: «отобрать и поделить».  А почему снова у РПЦ, а не например, у бизнеса? Ревнителям «национального достояния» могу посоветовать вместо того, что бы грустить о тех церквях которые прихожане уже восстановили (опять подчеркиваю - за свой счет ), обратить свои взоры, например, на церковь 17 века по ул Фестивальной (там сейчас гараж) или на церковь Донской иконы Богородицы на ул. Овинной (её выкупили москвичи, обшили сайдингом, внутри какое-то производство). Почему бы «профессионалам» за свой счет, как это делают «прихожане» не восстановить национальное достояние России, церковь Петра митрополита 17 в. на Мукомольном, или как это делают монахи, поднимая из руин Кирилло-Афанасьевский монастырь в центре? О том, что за городом вообще молчу. Где Вы благодарные потомки, достойные сыны Русского народа? Отчего не защитите наследие предков? Ждете, когда другие конкурирующие потомки:«прихожане» отобьют свои святыни у заботливого государства и хищного бизнеса, вновь восстановят их благолепие до уровня «национального достояния», а уж потом вы придете, и будете критиковать их, что они сделали не так с «общим»  национальным достоянием?    «Когда Вы говорите, что важнее сохранить масляную роспись XIX века, чем раскрыть первоначальные фрески XVII века, потому что так считают современные прихожане, то этим Вы объявляете, что для Вас важнее не национальное достояние России, а Ваши конфессиональные интересы. Вот с этим я не могу согласиться»

http://sobory.ru/article/?object=00584

Среди достопримечательностей, которые хранились в Спасо-Пробоинской церкви, можно назвать антиминс, освященный митрополитом Димитрием Ростовским; икону XIX в. «Собор ярославских святых перед иконой Богоматери Толгской» с частицей мощей Василия и Константина; сказание о чудотворной иконе Спаса Нерукотворного. Спасо-Пробоинская церковь была в Ярославле на особом положении: средства на содержание и храма, и причта поступали от города и благотворителей - в сохранившихся клировых ведомостях она именуется «Спасо-Пробоинской общественной ружной церковью». Не случайно церковный староста в этот храм избирался городской Думой из числа самых уважаемых ярославцев. Некоторое время эту должность исправлял Иван Александрович Вахромеев, а в 1905 г. старостой был единогласно избран его сын Александр Иванович. И.А. Вахромеев позаботился об обеспечении храма и пожертвовал ему более 30 000 рублей. 24 мая 1912 г. прошли торжества в честь 300-летия обретения чудотворной иконы Спаса Нерукотворного и пребывания в Ярославле ополчения Минина и Пожарского. Готовиться к празднику ярославцы начали ещё в 1911 г. Губернское Земское Собрание выделило для этого соответствующие средства. Городская общественность обратилась к Государю с просьбой сделать 24 мая 1912 г. праздничным. Просьба была удовлетворена. 23 мая 1912 г. в ярославской ежедневной газете «Голос» появилось сообщение: «Государь Император по всеподданнейшему докладу министра внутренних дел, 11 сего мая высочайше соизволил на объявление 24 мая сего года днем неприсутственным для Ярославля по случаю празднования 300-летнего юбилея чудесного обретения Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса и спасения им жителей города Ярославля и дружины князя Пожарского в 1612 году от моровой язвы». 24 мая во Всех церквях города были совершены праздничные богослужения, но главное торжество проходило в Спасо-Пробоинской церкви. Во избежание столпотворения на праздничную литургию допускали лишь по пригласительным билетам. Почти все учреждения города в этот день были закрыты, в учебных заведениях занятия не проводились.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Подле образа «Неопалимая Купина» и царских дверей помещались еще две пядницы, одна – «Одигитрии», и другая, пониже, св. Кирилла 563 . По левую сторону царских врат было также, как и на правой, две местных иконы: образ «Умиление» (на поле Кирилл чудотворец, а около Богоматери 12 владычних праздников), «взятый» вместе с художественным киотом с Москвы от старца Александра Сертякина, строителя Афанасьевского подворья 564 , и старинный монастырский местный образ московских чудотворцов Петра и Алексия («во облаце образ Спасов») 565 . Рядом были северные двери и над ними три «вкладных» (т. е. пожертвованных) образа: а) Одигитрии (в киоте), б) Пресв. Богородицы и в) Воскресения Христова (в другом киоте) 566 . В течение первого двадцатилетия XVII века состав местного яруса подвергся довольно крупным переменам, коснувшимся главным образом левой его стороны. Подле царских врат здесь была поставлены: а) местный образ «Одигитрии», копия с чудотворного образа, с которого был переложен на копию и старинный оклад его, и б) образ местный «Кирилл чюдотворец» 567 . Между обоими образами была вставлена пядница (вклад старца Иоасафа Луженого) «Покров Пречистые Богородицы, во облаце нерукотворенный образ, на полях святый Никола чюдотворец да Сергий радунежский да Парасковия мученица» 568 . Над северными дверьми помещались две малых пядницы: «Умиления» и «св. Николая» («поясной» образ), а выше два киота: в одном – образ «нерукотворенный» и образ Одигитрии, «на поле Кирил чюдотворец», в другом – образ Одигитрии и образ «Пречистые Богородицы с Превечным Младенцем па престоле, в молении Кирилл чюдотворец» 569 . С правой стороны царских дверей ближе к церковной стене были добавлены четыре пядницы: а) св. Кирилл, б) «царевич Дмитрий да князь Роман углецкой на одной цке, над главами образ Отечество», в) три святителя московских Петр, Алексий и Иона и г) три святителя ростовских Леонтий, Исаия и Игнатий 570 . Деисус над царскими дверьми в 1601 году состоял из образа «Спасова на престоле» и других десяти образов (по пяти с каждой стороны), именно: Пречистой Богородицы, Иоанна Предтечи, архистратига Михаила, архистратига Гавриила, апостола Петра, апостола Павла, Василия кесарийского, Иоанна Златоустог о, Симеона Столпника и Даниила Столпника 571 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Помню, как-то раз пришел к нему зимой, зашел в церковь , а он сидит на лавке у печки. И такой хмурый сидит, даже угрюмый, хотя всегда общительный был и веселый. Вошел я, перекрестился, подхожу к нему: «Отец Павел, благословите!» – «Ладно, Колька, давай краба!» Я спрашиваю: «А что это Вы, батюшка, такой невеселый?» – «Да вот, дров понавезли, а колоть некому», – отвечает он. «Да будет Вам, батюшка, расстраиваться! Я завтра после школы приду и все переколю!» – «А точно ли?» – с улыбкой спрашивает он. – «Да точно, точно!» На следующий день сразу после школы я – в храм. Не помню, все ли переколол, но помню, что много. Но этот случай мне запомнился, наверное, потому, что таким невеселым его почти нельзя было увидеть. Потому что был он живым и общительным человеком. Батюшка был настоящим кладезем знаний: церковная история, прошлая монастырская жизнь, богослужение, церковный устав... В семидесятые годы ничего этого узнать было нельзя, а меня такие вопросы, конечно, интересовали. И вот я приходил к нему, и он мне рассказывал все, что знал. Зимой, конечно, мы заходили к нему в избушку, а летом сядем прямо на лавочке во дворе – я спрашиваю, он отвечает. Но, прежде чем рассказывать, батюшка соберет всех грачей, которые жили под куполами. Скажет им: «Грачи, грачи!» – и они словно куры к нему слетаются. Сядут вокруг него, он говорит, а они вроде как слушают. И даже не галдят. Так и сидим – батюшка, грачи и я с ними... Мне очень запомнился батюшкин рассказ о приезде владыки Тихона (Белавина) к ним в Мологский Кирилло-Афанасьевский монастырь. Павлуше Груздеву было в ту пору лет семь. Он запомнил, как держал архиепископский посох в своих руках, как парился с будущим Патриархом в баньке и тер ему спину, а владыка Тихон тер спину ему, Павлуше Груздеву . Батюшка рассказывал: «Как-то топят баньку, а игуменья и зовет: “Павёл-ко! Со владыкой помойся, в баньке-то!” Он мне спину мыл, и я ему!» Из рук святого маленький Павел получил тогда четки, скуфейку и подрясник – Господь призывал его на служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Ярославль готовился встретить царскую семью, которая совершала путешествие по Волге в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых. Поскольку мой отец состоял гласным городской Думы, то ему пришлось принимать участие в организационных мероприятиях по подготовке встречи высочайших гостей. Город украсился государственными флагами и иллюминацией. У нас на балконе также был помещён иллюминированный вензель. Упомянутое путешествие совершалось по строго установленной программе. Посещение Ярославля приходилось на 21-23 мая 1913 года. Утром 21 мая в Ярославль с низовья Волги прибыла целая флотилия пароходов. Первоначально, после встречи на берегу Волги в специально выстроенном павильоне, они должны были проследовать в Успенский собор. Маршрут шёл по Семёновскому спуску, Пробойной улице, через Ильинскую площадь мимо реального училища и далее вдоль плаца (Соборной площади). Отец как староста прихода должен был присутствовать в Спасо-Пробоинском храме, так как предполагалось, что Николай II пожелает посетить храм, где хранится чудотворный образ Нерукотворного Спаса, которым, по преданию, был обнесён город, когда в нём стояло войско Минина и Пожарского, собравшееся в 1612 г. в Ярославле для похода на Москву, занятую поляками. Так и произошло. При возвращении из собора Николай II с дочерьми посетил Спасо-Пробоинский храм. Отец и настоятель, о. Константин Соловьёв, встречали Высочайших гостей. При встрече хор исполнил тропарь «Пречистому Твоему Образу». Настоятель дал пояснения о храме и вручил гостям его краткое описание. Отец преподнёс всем княжнам образки храмовой иконы Спасителя (копии подлинника). Выходя из храма, Николай II заметил, что храм производит прекрасное впечатление. Прощаясь, он поздравил отца с присвоением ему звания потомственного дворянина. Причт Государь «удостоил поклоном». В память о посещении Государем Спасо-Пробоинской церкви на её стене установлена мраморная табличка с таким текстом: «21 мая 1913 г. Спасо-Пробоинский Всеградский Обыденный храм посетил св.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Подробно об этом писал в своей брошюре настоятель отец Константин Соловьёв. Все работы начались в 1903 г. и закончились к 1912 г. С южной стороны была осуществлена пристройка двух приделов, которые следовали один за другим: первый - во имя Павла Фивейского и Иоанна Кущника; второй - во имя Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В алтаре находился придел во имя апостола Андрея Первозванного. Была восстановлена старая роспись в бывшем холодном храме, а в новых пристройках роспись была выполнена в стиле обнаруженной росписи в передней части храма. В памятный день указанного события - 24 мая 1912 г. состоялось торжественное богослужение, а после него крестный ход вокруг города в пределах тогдашних его границ. В нем участвовало большое число приглашённых священнослужителей. Все они были облачены в одинаковые новые ризы, специально заказанные отцом к этому дню. Я помню, как сейчас, это торжественное шествие: мы, младшие, наблюдали его из окон нашей классной комнаты. Окна выходили в переулок, а крестный ход, обогнув сквер, проследовал нашим переулком к набережной и далее вдоль бульваров, по границам старого земляного города, как триста лет тому назад». В 1913 г. вся Россия праздновала 300-летие Дома Романовых. В связи с этой датой августейшее семейство совершило несколько поездок в разные города России. 21 мая Николай II с семьею прибыл в Ярославль на пароходе «Межень». На пристани царственных особ встречало высшее губернское и городское руководство и представители всех слоёв населения губернии, а также почётные гости. Многие в своих приветствиях вспоминали о той роли, которую сыграл Ярославль в венчании на царство династии Романовых, говорили о сохранении исторической памяти потомками. Царская семья с пристани по Семёновскому спуску и Пробоинской улице направилась в Успенский кафедральный собор. А на обратном пути государь остановился возле Афанасиевского монастыря и посетил Спасо-Пробоинскую церковь. Ещё раз обратимся к воспоминаниям Варфоломея Александровича Вахромеева: «Весной 1913 г.

http://sobory.ru/article/?object=05737

В Ярославле к юбилею города отреставрируют многие храмы Ярославль, 3 мая 2007 г. К юбилею города многие памятники совершенно преобразятся. В плане реставрации 33 объекта - это храмы, старинные особняки, усадьбы, сообщает епархиальный сайт . Особенно радует, что обретут главы церкви, в которых до последнего времени были склады, учреждения и даже гаражи. Некоторые ярославцы и не догадывались, что эти здания - храмы, поскольку они исковерканы и перестроены. И только внимательный взгляд краеведов и любителей старины угадывает в этих постройках детали культовой архитектуры. На углу улицы Кооперативной и Флотского спуска, бывшей Железной и Воздвиженского съезда, будут восстановлены два храма - Крестовоздвиженский и Космы и Дамиана. На улице Свободы, на территории бывшего трамвайного парка, обретут главы Сретенская и Вознесенская церкви. Также восстановят храм Николая Чудотворца в старинной Тропинской слободе за Которослью, в котором до сих пор находится склад. Планируется придать храму приличествующий ему вид. У властей города есть намерения восстановить многострадальный храм Зосимы и Савватия в Тверицах. Кирилло-Афанасьевский монастырь, расположенный в самом сердце города, рядом с Советской площадью, будет вскоре передан церкви. Мебельщики освободят наконец-то помещения, предназначенные для богослужения. Восстановленный монастырь с чудесными церквами станет одним из украшений города. История монастыря чрезвычайно интересна. Краеведы рассказывают о нем множество удивительных историй. В 1612 году, когда в городе стояло ополчение Минина и Пожарского, возникла эпидемия моровой язвы. Для того чтобы избавиться от этой напасти, ярославцы решили устроить крестный ход. Соборному протоиерею во сне было повелено взять на крестный ход икону Спаса из часовни, которая находилась при церкви Афанасия и Кирилла. Люди взяли на крестный ход этот образ, и при этом совершилось чудо - исцеление слепого. Удалось избавиться и от смертоносной эпидемии. Пораженные чудом ярославцы решили построить во имя иконы Спаса церковь и срубили ее в один день, назвав Спасо-Пробоинской, обыденной. В 1614 году этот деревянный храм сгорел, а на его месте построен каменный храм.

http://pravoslavie.ru/21928.html

Территория монастыря была небольшой, обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны. С других сторон ограду монастыря заменяли " надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская. " Синодальный период В XVIII веке по парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память об обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного . При секуляризационной реформе в 1764 году, указом императрицы от 31 марта, обитель была причислена к заштатным. В том же году в монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой . 25 июня 1768 года в центральной части Ярославля снова случился пожар, в котором от огня пострадали оба храма, игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда монастыря. А " всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб. " В 1773 году игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной Югской иконы Богоматери в Углич , Рыбную слободу (ныне Рыбинск ) и Мологу . В 1820-1830-х годах в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: " в связи с северной стеной " были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; " в связи с восточной оградой " - две братские кельи; подновления коснулись и главного храма обители. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода , всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов. 12 декабря 1857 года император утвердил синодальное определение о возведении монастыря в степень третьеклассной обители , с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов . Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX веке, когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма. Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт. Его родичи и потомки продолжили покровительствовать обители.

http://drevo-info.ru/articles/20489.html

В 1615 г. земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился к ростовскому митрополиту Кириллу (Завидову) за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Так рядом со Спасо-Пробоинским храмом возник Афанасиевский монастырь. В 1696 г. прихожане, видя, «яко тщету велию претерпевают в лишении храма сего Всемилостивого Спаса от огненного возгорения», решили построить каменную церковь и 5 июня обратились по инициативе земского старосты Ивана Мякушкина за благословением к митрополиту Ростовскому Иоасафу. В ответной грамоте от 26 июня владыка распорядился «на новую церковь кирпич и известь и песок и всякие припасы готовить и построить новую церковь Божию каменную во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного образа на старом церковном месте, подався немного на восток. А верх бы на той каменной церкви был по чину прочих церквей, а не шатровой, и алтарь сделать круглой тройной, а в церкви по алтарной стене царские двери были [бы] посреди, а по правую их сторону - южные, а [по] левую северные, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образ настоящего того [Спаса Нерукотворного] храма, а по левую сторону… в начале поставить образ Пресвятой Богородицы и иные образа по чину». Как только была «с помощью всесильного Бога церковь сия создана и всяким благолепием украшена», образ Нерукотворного Спаса поставили справа от царских врат. Сказание завершается словами: «…многие же и поныне источаются от сей святой иконы чудеса во исцеление всяких недугов и скорбей с верою приходящим». В «Книге достопамятностей» храма сохранились имена ярославцев, получивших исцеление от святыни в XIX веке: Иван Семенович Соболев, Александра Ивановна Лопатина, Никанор Васильевич Урядов, и уже в XX - Семен Максимович Лоханин. По преданию, каменная Спасо-Пробоинская церковь была освящена в 1705 г. митрополитом Димитрием Ростовским. Священник Константин Соловьев заметил: «Это предание подтверждается, во-первых, тем, что в храме имеется антиминс, священнодействованный святителем Димитрием; во-вторых, тем, что в 1705 году… святитель был в Ярославле два раза: в июне и в июле».

http://sobory.ru/article/?object=05737

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010