Первую каменную церковь обители во имя Афанасия и Кирилла возвели по благословению ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1664 г. По окончании строительства храм был украшен росписями, над которыми работали мастера, вызванные из Москвы. В пожаре 1670 г. обитель вновь пострадала. В 1676 г. к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый храм с колокольней, посвятили его святителю Алексию, митрополиту Московскому. Территория монастыря была небольшой и обнесена невысокой каменной стеной только с восточной и северо-восточной стороны, с других сторон ограду монастыря заменяли «надворные строения обывательских домов и церковь Спасо-Пробоинская». По парадному восточному фасаду обители, выходившему на Пробойную улицу, еще в XVIII в. соорудили две небольшие каменные башни, одна из которых служила Святыми воротами, в другой была устроена часовня в память о важном событии - обретении чудотворной иконы Спаса Нерукотворного. В 1764 г. в Афанасьевский монастырь поступила утварь из упраздненной Александровой пустыни под Рыбной слободой; в 1773-м - игумен обители был пожалован участием в ежегодном ношении из Югской Дорофеевой пустыни чудотворной иконы Югской Богоматери в Углич, Рыбную слободу и Мологу. Указом императрицы Екатерины II от 31 марта 1764 г. Афанасьевская обитель была причислена к заштатным: «ни в каком классе не состоит, но имеется… в числе оставленных на свое содержание монастырей». 25 июня 1768 г. в центральной части Ярославля снова случился пожар, после которого был составлен перечень причиненного ущерба. От огня пострадали оба храма игуменские и братские кельи, кухня, конюшня, каретник, баня, погреба, ограда. «Всего во оном Афанасьевском монастыре погорело и разломано на 1000 руб.» сообщается в данном перечне. Во время восстановительных работ после пожара 1768 г. была поновлена живопись церкви св. святителей Афанасия и Кирилла, ее первоначальный каменный иконостас заменен деревянным. В 1820-1830-х г.г. в монастыре велись значительные работы по его благоустройству: «в связи с северной стеной» были сооружены каменные двухэтажные настоятельские покои с прилегающей к ним трапезной палатой; «в связи с восточной оградой» - две братские кельи; около 1825 г. для церкви Афанасия и Кирилла выполнили новый иконостас; в 183-м - теплый храм был «распространен и по местам украшен живописью», росписи в нем исполнил живописец Тимофей Медведев. Тогда же монастырю передали 115-пудовый колокол из упраздненного Борисоглебского прихода, всего ансамбль колокольни состоял из семи колоколов.

http://sobory.ru/article/?object=00575

Если спасение через подвижничество, то можно обойтись и без Голгофы» . Вот вкратце суть протестантского взгляда на монашество. Что же на это могут ответить православные? Лично я, ознакомившись в своё время с православными доводами в пользу монашества, понял, что они весьма обоснованы, и, прежде всего, именно Библией, которую протестанты всё время пытаются поссорить с православным богословием. Итак, давайте разберём вышеприведенные весьма серьёзные протестантские обвинения против монашества, и на основании Библии, веры древней Церкви и здравого смысла решим, справедливы ли они? I. Действительно ли монашество есть бегство от заповеди Христовой проповедовать миру ? Во-первых , это фактически неправда. Монастыри ведь находятся не на небесах, а на земле, в мире . И православные не создали один монастырь с постоянно запертыми воротами где-то в глуши, куда невозможно попасть людям, но во многих местах, в том числе в больших городах, Церковь основывает монастыри. И они, таким образом, находятся в мире, являясь оазисами Божьей благодати среди греховной пустыни, лежащего во зле мира, как писал св. Иоанн Златоуст : «Монастыри – тихая пристань; они подобны светочам, которые светят людям, приходящим издалека, привлекая всех к своей тишине» . Монастыри, за редким исключением 279 , открыты для посещения людей . Монахи отнюдь не уклоняются от служения людям, живущим в мире; напротив, они постоянно им служат. Можно зайти в интернет на сайт Википедии и почитать о различных монастырях. Там мы найдём много информации, наподобие следующей: «Монастырь ежедневно открыт для посещения с 10.00 до 18.00» (о Кирилло-Афанасьевском монастыре, г. Ярославль); «В обители действует православная гимназия и при ней пансион для учеников 10-го и 11-го классов» (о Троице-Сергиевом Варницком монастыре); «При монастыре был приют, странноприимный дом, богадельня и школа» (об уничтоженном дореволюционном Николо-Тихвинском монастыре), и т.д. Во-вторых , есть много протестантов, которые живут очень тихо и имеют весьма ограниченный круг общения, но протестанты никогда их не упрекают за то, что они не проповедуют и ушли от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Кир. мон. 586, л. 76). Расходная книга тогоже года упоминает о двух колоколах зазвонных (весом в 7 пудов), купленных на Вологде, и о двух немецких колоколах, приобретенных на Москве, весивших 25 1 / 4 пудов (ценою в 50 рублей с полтиною), но известие о первых колоколах в книге 1582 года почему то зачеркнуто, а относительно вторых остается неизвестным предназначались ли они для самого Кириллова монастыря, или же для его московского Афанасьевского подворья (см. Рукоп. Кир. мон. 586, л. 77 об. и л. 50). В начале XVII века было приобретено еще несколько колоколов, причем заказы были отданы московским и ярославским литейщикам, которые в то время предпочитались псковским мастерам. В сентябре 1607 года в Кириллове монастыре были отлиты два колокола: один – в 80, другой – в 30 пудов, московским колокольником Игнатием. (Рукоп. Кир. мон. 23–624, л. 43, см. приложения к главе II). В июне 1616 года в Ярославле переливали монастырский колокол весом в 13 пудов 5 гривенок, причем за работу мастеру было заплачено 5 рублей 20 алтын (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 79). На какие именно звонницы кирилловских церквей поступили все перечисленные колокола остается неизвестным тем более, что часть излишних колоколов монастырь пускал в продажу. (Так в марте 1621 года из монастырской казны было продано два медных колокола, весом в пуд с четвертью, и взято за них денег четыре рубля 22 алтына 2 деньги. – Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 14 об.). 620 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 205; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 305 и об. – Колокола висели обыкновенно на дубовых валах (Рукоп. Кир. мон. 22–622, л. 56). 621 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 205 об.–206; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 305 об. – Когда, кем и как были устроены эти часы, в точности неизвестно. С вероятностью можно полагать, что в Кириллове монастыре существовали часы еще в начале XVI века, так как в составе монастырской братии в 1477 году числился старец «Дионисий художеством часовник» (В. О. Ключевский, Древне-русск. жития святых, как исторический источник, М.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Накануне 1000-летия Ярославля в городе активно реставрируются всемирно известные ансамбли храмовой архитектуры 4 августа 2008 г. 12:41 С небывалой активностью развернулись реставрационные работы по восстановлению памятников истории и культуры в древнем Ярославле накануне его 1000-летия. Прежде всего это относится к 36 объектам культурного наследия федерального значения, которые вошли в первоочередной список реставрации к юбилейной дате. В их числе такие всемирно известные ансамбли храмовой архитектуры, как церкви Илии Пророка, Иоанна Златоуста, ансамбль храмов в бывшей слободе Коровники, колокольня которого попала в учебники архитектуры как образец ярославской школы зодчества, Толгский монастырь. «Спектр реставрационных работ самый разнообразный», — рассказал корр. ИТАР-ТАСС заместитель директора департамента культуры Ярославской области, председатель областного комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов. «К примеру, в Толгском монастыре начато восстановление живописи в главном Введенском соборе. Практически восстановлена уже монументальная живопись в церкви Петра и Павла, которую считали утраченной из-за того, что она была прочно забелена», - пояснил он. По словам Аврутова, «в Ярославле высокий уровень художников-реставраторов, которым по силам все эти сложные живописные работы». К юбилею большие строительные работы предстоят в Кирилло-Афанасьевском монастыре, буквально из руин необходимо будет восстанавливать церковь Зосимы и Савватия в заволжской части Ярославля, отметил он. Кроме того, в областном центре возвращается прежний вид гражданским памятникам старинной архитектуры. К примеру, двум древним башням — Арсенальной и Знаменской, бывшим Митрополичьим палатам, губернаторскому дому и многим другим зданиям. Паломники и туристы, путешествующие по Золотому кольцу России, смогут вскоре оценить эти усилия. Гостей, интересующихся историческим наследием древней Руси, с каждым годом в Ярославской области становится все больше. В 2007-м эта цифра превысила миллион. В нынешнем году из федерального бюджета на восстановление памятников истории и культуры в Ярославской области предназначено более 97 млн рублей, из областного бюджета — более 100 млн. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru   Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/444325.htm...

Второе чудо от иконы Нерукотворного Спаса произошло в этот же день: по совершении крестного хода шествие направилось в Успенский собор, но, когда поравнялось с часовней, «тайная сила остановила несших чудный образ; никак не могли они двинуться с места». Восприняв произошедшее как знамение, «ибо возлюбил Господь это место», горожане решили построить около часовни церковь во имя иконы Спаса Нерукотворного. На следующее утро в Ярославль прибыл митрополит Ростовский Кирилл (IV), он благословил соорудить общими силами деревянную церковь, освятил ее этим же вечером и поставил в нее чудотворную икону. Во время освящения храма от чудотворного образа «многим излияся благодать Божия: слепым, хромым, и всякими недугами страждущии здравие получиша». Язва вскоре прекратилась. Церковь, построенную в один день, стали называть обыденной. По преданию, во вновь построенной церкви перед чудотворной иконой Спаса в числе первых молились Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. По словам Н.Г. Первухина, «последняя надежда Руси - ополчение чуть было не погибло» в Ярославле, но, «укрепленное чудесным знамением, двинулось спасать Москву и родину». В 1613 г. новое бедствие постигло ярославские земли - засуха настолько сильная, что «во все лето не бысть дождя, ни же росы, и от жару солнечного все древа аки опалены зряхуся, и ни же какого-либо овощия и плода земля произрастила». Только по совершении 8 июля крестного хода с иконой Спаса Нерукотворного и молебна Илье Пророку «в самое всенощное бдение дождь превелий ниспаде, винограды и древа и всякое овощие проросли и плод сотвориша, и преста бездождие». Новое чудо от святыни произошло в 1614 г., когда «учинися пожар велик во граде Ярославле». Спасо-Пробоинский храм, как многие другие деревянные церкви, во время пожара сгорел, но чудотворный образ был найден на пепелище неповрежденным. Ещё дважды в XVII в. «церковь древяна во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворенного Образа» погибала в огне, в 1658 и 1670 г.г., но каждый раз отстраивалась вновь, и «в сих такожде пожарах сия святая пречудная Всемилостивого Спаса икона пребываше невредима».

http://sobory.ru/article/?object=05737

История явления иконы Спаса Нерукотворного в 1612 г. и чудес, происходивших от святыни, обстоятельства построения во имя ее сначала деревянной, а затем каменной церкви изложены в «Сказании об иконе Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нерукотворенного Образа, называемого обыденного, иже есть во граде Ярославле на Ильине улице близ монастыря Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла». Текст этого памятника посадской литературы сохранился в четырех списках XVIII-XIX в.в. В конце марта 1612 г. для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва. Согласно сказанию, жители, находясь в «недоумении» по поводу настигшего бедствия, 15 мая обратились к протоиерею Успенского собора Илье. Для избавления от болезни было решено прибегнуть к главной защитнице города - чудотворной иконе Толгской Богоматери - и «с той иконой около града Ярославля учинить крестное хождение о освобождении от той напасти смертоносной». Накануне назначенного дня, 23 мая 1612 г., протопопу Илье случилось «сонное видение», в котором ему повелевалось взять в крестный ход икону Спаса Нерукотворного, находившуюся в часовне близ деревянной церкви Афанасия и Кирилла. Когда священник нашел образ, много лет пребывавший в забвении, он усомнился в истинности указания свыше, ибо под толстым слоем пыли даже не увидел лика. Ночью ему опять было видение: явилась икона, повторив указание «с нею по граду ходити и с молебным пением совершати литии». Утром участники крестного хода взяли из часовни образ, и, когда священная процессия поравнялась с Ильинским храмом, произошло первое чудо от новоявленной святыни: икону пронесли над нищим слепцом, просившим «милостыню от христолюбивых подателей», — и он прозрел. По этому поводу протоиерей Аристарх Израилев, посвятивший несколько работ различным страницам церковной истории Ярославля, заметил: «Вот пример, достойный подражания, - подходить и других подводить под святые иконы, когда их несут куда-либо с крестным ходом».

http://sobory.ru/article/?object=05737

Существует «Сказание о иконе Господа нашего, Иисуса Христа, нерукотвореннаго образа, называемаго обыденнаго, иже есть во граде Ярославле, на Ильине улице, близь монастыря Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских», которое повествует о том, что «еще до воцарения Михаила Федоровича без мала за год» в часовне рядом с деревянной церковью Афанасия и Кирилла была обретена чудотворная икона Спаса Нерукотворного, «и вот сия-то часовня, как киот прославленной святыни и чудотворений, послужила впоследствии к устроению монастыря». В конце марта 1612 года для окончательного сбора сил в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с князем Димитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва и многие люди умерли. И тогда обратились жители к «бывшему соборныя церкве Успения Пресвятыя Богородицы протопопу Илье» с просьбой учинить крестный ход с иконой Толгской Богоматери. Во сне протопопу Илье явился Спаситель и повелел вознести вместе с прочими икону, которая хранилась в забвении в часовне близ церкви святителей Афанасия и Кирилла. Но когда Илья проснулся и нашел в часовне икону, то не увидел на ней ни пылинки. Засомневался священник, но когда он уснул, опять явился Господь и повелел ему «без сумления сию икону оттоле взяти, и с нею по граду ходити, и с молебным пением совершати литии», что Илья и сделал с великим рвением, объявив о происшедшем Минину, Пожарскому и всем людям, собравшимся на соборной площади. Во время Крестного хода произошло первое чудо - исцеление слепого, просившего милостыню. Второе чудо от этой иконы произошло, когда Крестный ход на обратном пути поравнялся с часовней, где прежде находился образ: люди несшие икону никак не могли двинуться с места. Пораженные этим чудом крестоходцы решили поставить на этом месте в честь иконы Спаса церковь, срубив и освятив ее в один день, – «обыденную». На освящении церкви Мининым и Пожарским был приглашен Ростовский митрополит Кирилл (Завидов). После этого события моровое поветрие в городе прекратилось, а воодушевленное ополчение совершило свой беспримерный поход на Москву для спасения нашего Отечества.

http://sobory.ru/article/?object=00575

Главный престол храма был освящен во имя иконы Нерукотворного Спаса, придел в алтарной части - во имя апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезе - во имя Павла Фивейского и Иоанна Кущника. О времени и мастерах стенописей сообщает храмозданная надпись: «1741 г. месяца июния в 8-й день начата бысть сия св. церковь писатися стенным и иконным писанием… А трудившиеся во святей сей церкви ярославские иконописцы Алексей Иванов [Сопляков] с сыном Михаилом. Иван Никитин с братом с Иваном Горины. Андрей Емельянов с детьми Афанасием да Иваном. Алексей Данилов. Матфей Никитин. Иван Степанов. Подписи писал церкви Леонтия епископа Ростовского чудотворца поп Борис Федоров… совершися же того же лета сентемвриа во 2-й день». В 1875 году фрески были вновь прописаны «в совершенно другом характере». К 300-летнему юбилею храма, в 1911 г., поздний слой смыли и восстановили первоначальную живопись. В марте 1798 г. Леонтий Осипов Суконкин, крестьянин деревни Таланово Ярославского уезда, для теплого придела преподобных Павла Фивейскаго и Иоанна Кущника обязался исполнить новый резной иконостас, царския врата и «всё без изъятия вызолотить». Спасо-Пробоинский храм неоднократно подвергался переделкам: в 1831-1832 г.г. у его западного фасада соорудили теплую трапезу, а в ней устроили церковь, сохранившую посвящение придела - Павла Фивейского и Иоанна Кущника; шатровую колокольню заменили новой, трехъярусной по проекту архитектора П.Я. Панькова (в 1930 г. снесена, в 2018 г. воссоздана). В 1873 г. теплый и холодный храмы были соединены. В 1909-1911 г.г. церковь вновь подверглась значительным изменениям: к трапезной части с южной стороны пристроили по проекту архитектору А. А. Никифорова еще один придел, освященный во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского. Финансирование работ начал Иван Александрович Вахромеев, а после его кончины завершил сын, Александр Иванович. Главной ценностью Спасо-Пробоинского храма являлась чудотворная икона Нерукотворного Спаса, она была особо почитаема ярославцами: «Нет почти ни одного случая семейного, радостного ли или печального, при котором они не обращались бы к сему чудотворному образу с молитвою прошения и благодарения». Как выглядело раннее убранство иконы Спаса Нерукотворного, сведений не сохранилось, а в 1867 г. она получила новое обрамление. «Ковчег, риза и венец сделаны мастером серебряных и золотых дел ярославским купцом Василием Е. Рословым, а украшение оных жемчугом и драгоценными каменьями сделано монахинею Ярославского Казанского монастыря Маврикиею по рисунку, одобренному Его Высокопреосвященством (архиепископом Нилом)». Для участия в крестных ходах святыня помещалась в специально сделанный киот. В летнее время образ Спаса ставили справа от царских врат в холодной церкви, а зимой его переносили в иконостас теплой.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Батюшка говорил, что это была вторая его встреча с Патриархом, а первый раз он его видел в 1913 году, когда архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон посетил Мологу. В этом году отмечали 300-летие Дома Романовых, и батюшка помнит, как владыка Тихон благословлял всех насельников Афанасьевского монастыря памятными монетами и маленькими медалями, выпущенными по случаю славного юбилея. Рассказывал мне батюшка про колокола. Помню, по словам отца Павла, самым звонким был колокол в селе Веретея. Весом он был около 350 пудов, и звон его был слышен на всю Мологскую округу. Вспоминал батюшка Югскую Дорофееву пустынь 98 , ее последнего настоятеля архимандрита Иеронима, чья фотография хранилась у отца Павла. Когда Югскую обитель закрыли, отца Иеронима арестовали, и он погиб где-то в лагерях... Рассказывал батюшка, как Мологский Кирилло-Афанасьевский монастырь на некоторое время был занят обновленцами. Местным жителям негде было даже помолиться, приходилось ходить за несколько верст в соседнее село. Очень часто вспоминал батюшка гонения и тюрьму – особенно часто в последние годы своей жизни в Верхне-Никульском. Если припомнить, то каждый разговор, так или иначе, приводил к этой теме – ссылка, лагерь, тюрьма... Батюшка вспоминал об этих годах без обиды, без злобы, никогда ни на что не роптал. Об одном, правда, сожалел: «Зубов жалко, Колька. Выбил мне их все следователь Спасский, кроме одного. “Ты, говорит, Груздев, если не подохнешь здесь, в тюрьме, то потом мою фамилию со страхом вспоминать будешь. Хорошо ее запомнишь! Спасский моя фамилия, следователь Спасский!” Прозорливый был, зараза! Страха, правда, не имею, но фамилию его не забыл, до смерти помнить буду. Ведь все зубы повыбил, вот только один на развод оставил. Сделали мне “копыта” (протезы, значит), валяются где-то в коробке, а носить их не могу. Уж лучше совсем без зубов!» И все равно в конце скажет: «Тюрьме спасибо за все!» Я все недоумевал: за что тюрьму можно благодарить? А батюшка благодарил... Многие замечали в батюшке дар прозорливого участия к каждой человеческой душе. Но он этот дар скрывал ото всех, не давая явно его почувствовать. Однако, были такие случаи, когда дар этот становился виден всем нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Старостой Спасо-Пробоинской церкви в 1910-е г.г. был Александр Иванович Вахромеев - сын бывшего городского головы И.А. Вахромеева (1843-1908). Заботами Александра Ивановича Спасо-Пробоинская церковь, храмы монастыря, колокольня и ограда к юбилейным торжествам были оштукатурены, отбелены и выкрашены. Его сын - Варфоломей Александрович Вахромеев - оставил воспоминания, в которых описал и Спасо-Пробоинский храм. «Внутреннее убранство храма, порядок в нем и ведение службы отличались благолепием. Мой отец очень любил церковное пение и строго следил за соблюдением церковного устава. В храме был большой образцовый хор численностью до 40 человек. Управлял им священник Александр Великорецкий. Он был строгим и требовательным музыкальным регентом. Хор звучал у него стройно, собранно и слитно в отношении тембров в голосовых партиях. Многие горожане приходили в наш храм послушать пение. Отец Великорецкий имел свой приход за Которослью. В воскресные дни он служил у себя раннюю обедню, а в Спасов храм приезжал к поздней обедне, но иногда не к самому её началу. На этот случай он имел помощника, который его заменял. На пасхальных службах хор делился на два клироса. Когда же хор соединялся в середине храма для пения стихир «Да воскреснет Бог» - это было чудно! В хоре пел известный в то время в городе тенор Барщевский. Иногда он солировал. Но регент не злоупотреблял таким репертуаром и допускал его лишь в исключительных случаях. Например: «Разбойника благоразумнаго» в Великий четверг, в трио «Да исправится» и «Воскресни Боже», по большим праздникам - «Ныне отпущаеши» и другие более известные и хорошо зарекомендовавшие себя песнопения. На Рождество и на Пасху, по традиции, хор в полном составе приходил к нам и пел праздничные песнопения. После «Славы» отец Великорецкий всегда оставался у нас «на чашку чая». В 1912 г. праздновалось 300-летие Спасо-Пробоинского храма и вышеупомянутого события, в честь которого он был воздвигнут. К этой дате была произведена тщательная реставрация храма и его частичная перестройка.

http://sobory.ru/article/?object=05737

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010