Спасо-Пробоинская церковь была сооружена в память избавления города от мора, она хранила до разорения особо почитаемый ярославцами образ Спаса Нерукотворенного. Церковь была основана в 1612 г. на месте обретения чудотворной иконы Нерукотворного Спаса. Тогда в Ярославль прибыло народное ополчение во главе с Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым. От большого скопления войск в городе началась моровая язва. Для избавления от мора решено было молиться чудотворной Толгской иконе Божией Матери, а в Крестный ход была взята икона Спаса Нерукотворного. Известно, что в 1654 г. во время эпидемии чумы после крестных хождений с иконой болезнь пошла на убыль. В 1696 г. горожане решили воздвигнуть вместо деревянного храма каменный. В 1705 г. строительство каменной Спасо-Пробоинской церкви было завершено. Церковь Спаса Нерукотворного – двухэтажная с трапезной, с высокой папертью, с южной стороны кельи, оформленные в стиле позднего классицизма, и две надвратные башни с четырехгранными куполами, построенные в конце XVIII в. Первоначально она была одноглавая, с шатровой колокольней. В 1779 г. возведены ещё четыре малые главы. Имела четыре придела – центральный, образа Спаса Нерукотворного, в алтарной части придел апостола Андрея Первозванного, теплый придел в трапезной Павла Фивейского и Иоанна Кущника, с южной стороны трапезы Серафима Саровского и Александра Ошевенского. В 1831 г. колокольня перестроена, до нынешнего времени не сохранилась. В 1831-1833 г.г. трапезная превращена в тёплую церковь, а в начаче XX в. с южной стороны храма пристроена двухэтажная паперть с крыльцом. В 1913 г. церковь посетил император Николай II. Она была закрыта в 1929 г., главы и колокольня сломаны, занята мастерскими, в 1990-х г.г. мебельной фабрикой. С 2007 г. храм находится в ведении Ярославской епархии. Список чудотворной иконы 1757 г. хранится в собрании Ярославского художественного музея. До начала восстановительных работ были полностью утрачены верхние ярусы колокольни – с третьего по пятый. На двух нижних сохранившихся ярусах колокольни были повреждены лицевые ряды кирпичной кладки, частично утрачен штукатурный слой и архитектурные детали фасадов, поздние конструкции перекрытия и крыши.

http://sobory.ru/article/?object=05737

В 1779 году на храме были возведены четыре главы на каменных трибунах, покрытые железом и увенчанные железными крестами. В 1831 году трапеза вместе с теплым приделом была разобрана и на ее месте «с распространением последней к западу в северо-восточном углу ее построен новый теплый придел во имя тех же святых». В это же время была разобрана шатровая колокольня и на ее месте возведена новая трехъярусная колокольня по проекту губернского архитектора П.Я. Панькова (снесена в 1930 году). В 1850 году каменные шеи глав были замены деревянными, обложенными листовым железом. Стены храма обвязаны со всех сторон железными связями. В этом же году теплая церковь была расписана «разными священными изображениями». В 1863 году к притвору храма с южной стороны пристроен вход в церковь. В 1872-1873 годах в Спасо-Пробоинском храме были произведены значительные строительные и ремонтные работы: теплая трапеза соединена посредством арки с холодною и сделана одна церковь – вся теплая; придел преподобных Павла Фивейского и Иоанна Кущника перенесен из трапезы в алтарь и устроен в новом виде; возобновлено стенное письмо во всем храме; устроены: новый иконостас, угольники и киоты. В эти же годы все окна трапезной части были расширены и вверху сведены полукружиями. Вместо старых печей на первом этаже устроены новые духовые печи, обогревающие все здание. После завершения ремонтных работ церковное здание было освящено 24-25 мая 1875 года. В 1909-1911 годах к трапезной части с южной стороны был пристроен придел во имя преподобных Серафима Саровского и Александра Ошевенского, выполненный по проекту архитектора А.А. Никифорова. Спасо-Пробоинская церковь была в Ярославле на особом положении: прихода при ней не было, а средства на содержание и храма, и причта поступали от города и благотворителей. В сохранившихся клировых ведомостях она именуется «Спасо-Пробоинской общественной ружной церковью». Неслучайно церковный староста в этот храм избирался городской думой из числа самых уважаемых ярославцев. Некоторое время эту должность исправлял Иван Александрович Вахромеев, а в 1905 году старостой был единогласно избран его сын Александр Иванович. И. А. Вахромеев позаботился об обеспечении храма и пожертвовал ему более 30 000 рублей. В эти годы обновили и внешний вид храма - оштукатурили и окрасили фасады, главы позолотили червонным золотом, покрасили крышу, возобновили наружную роспись под карнизом.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Архиепископ Михей (Хархаров)      Архиепископа Михея (Хархарова; 1921-2005) — «Владыченьку», как звали его в народе, — любила вся ярославская земля: священники, простые бабушки, дети и взрослые, любили собратья-архиереи, любили власти и лечащие его врачи. Любили за ласку, внимание, неподдельное смирение и то горение по Бозе, которое до самых последних дней своей жизни показывал почивший архипастырь. Сегодня, 22 октября, в день его памяти, ангела ярославской епархии вспоминает его келейник, ныне наместник Ярославского Кирилло-Афанасьевского монастыря, игумен Феодор (Казанов). Владыка Михей, отец Феодор (Казанов) и монахиня Феврония на прогулке за грибами. Шельшедом, 2003 г.      Как я стал келейником владыки Я учился в Ярославском духовном училище, а пока учился, посещал Казанский женский монастырь — он только открылся в то время. И когда я готовился к монашеству, советовался с матушкой игуменией. Мой духовник, протоиерей, сказал, что мне надо искать нового духовного отца в связи с выбором монашеского пути. Где мне найти духовника, я не знал. Переживал очень тяжело, а батюшка мне и говорит: — Ты проси владыку Михея. — Да кто я такой? Я же совершенно рядовой человек — и к владыке в духовные чада?! — Ты попроси — он тебе не откажет. — А как мне просить-то? — Да ты ему вот так вот в ножки упади и попроси. Такой совет. Его исполнение казалось невозможным: такая величина — правящий архиерей, старец, и как я — совершенно рядовой студент, оканчивающий духовное училище, — вдруг ни с того ни с сего попрошу его быть духовным отцом. Но, думаю, попрошу. К тому времени меня уже представили на хиротонию, на постриг. И получилось так, что игумения поехала с сестрами к владыке и взяла меня с собой. Пришли мы в домовый храм епархии, игумения о чем-то с владыкой поговорила, и вроде уже пора уходить. «Ну, — думаю, — сейчас или никогда!» А вокруг матушка, сестры стоят, неловко... Будь что будет, бросаюсь к его ногам: «Владыка, возьмите меня под ваше духовное руководство!» Он заулыбался, не ожидал такого и говорит: «Ну-ну! Давай-ка к отцу Борису, к отцу Борису». А я ноги его обхватил — и уходить не хочется, и быть навязчивым тоже боюсь.

http://pravoslavie.ru/65115.html

В свои храмовые праздники многие ярославские приходские церкви принимали икону Спаса Нерукотворного (вместе с чудотворной иконой Толгской Богоматери, когда та находилась в кафедральном Успенском соборе). Порядок был такой: накануне праздника горожане направлялись из своего храма с крестным ходом в собор, брали Толгскую святыню, а на обратном пути присоединяли к торжественному шествию образ Спаса. Кроме того, икону Нерукотворного Спаса ставили в определенные дни и в торговых рядах, и в домах горожан. Ежегодно в храмовый праздник, 24 мая, из Спасо-Пробоинской церкви совершался крестный ход с наиболее чтимыми чудотворными иконами города - Нерукотворного Спаса, Толгской и Смоленской Богоматери. Этот крестный ход был официально установлен по просьбе горожан в 1867 г., текст ходатайства приведен в книге священника Иоанна Соловьева: «24 мая 1612 года обретен был образ Нерукотворенного Спаса, и в то число совершен был крестный ход кругом Земляного города с чудотворными иконами Нерукотворенного Спаса и Богоматери Толгской. Граждане города Ярославля, в воспоминание этого дня, желали бы и ныне каждогодно совершать крестный ход из Спасо-Пробоинского храма, если не кругом всего Земляного города, то, по крайней мере, кругом того места, которое занимал Ярославль в 1612 году. А так как известно, что город Ярославль граничил тогда с восточной стороны р. Волгою, с южной - Которостию, с северной и западной - земляным валом, который проходил от нынешнего Семеновского съезда к Власьевской башне и от сей последней к Угличской до р. Которосли, - то ярославское градское общество, дабы сохранить навсегда в жителях Ярославля память бывшего в помянутый день чудодейственного хода и последующих затем чудесны знамений от образа Спасителева, и постановило: просить Епархиальное начальство, чтобы оно разрешило каждогодно 24 мая совершать крестный ход из Спасо-Пробоинской церкви вокруг того места, где был земляной вал, а именно: по набережной к Стрелецкому бульвару, оттуда по Стрелецкой улице к Спасскому монастырю, а от монастыря берегом р. Которости к Спасонагородской церкви, отсюда же по Пробойной линии на Ильинскую площадь и в местную церковь». Среди подписавшихся под «сим приговором» имелись имена потомственных почетных граждан Ярославля, купцов первой и второй гильдий, оставивших значительный след в истории города - Вахрамеевых, Оловянишниковых, Пастуховых, Соболевых, Дунаевых и др.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Ионе; о времени ж уничтожения ее неизвестно; впрочем из достоверных сведений видно, что она в царствование Михаила Феодоровича еще существовала. Впоследствии времени она обращена в подворье Троицкой Лавры, а в начале нынешнего столетия все ее строения сломаны, вместе с церковью Богоявления Господня, которая первоначально построена в 1460; потом была дважды перестраиваема: в 1480 и наконец 1751 годах. Вторая церковь этой обители была во имя св. Сергия Радонежского. Монастырь этот памятен по трех важным случаям: а) в 1679 году царь Феодор Алексиевич повелел поместить здесь школу для обучения греческому языку и вверил оную надзору русского иеромонаха Тимофея, бывшего долгое время в Палестине; училище это зародыш нынешней Славяно-Греко-Латинской Академии – находилось здесь под особенным попечением царя и патриарха Иоакима, лично посещавших оное около 6 лет, и по присоединении к нему таковой же школы заведенной боярином Ртищевым в бывшем Андреевском монастыре, переведен в Заиконоспаский. б) В 1610 году, в смутное время России, когда москвитяне бедствовали от ужасной дороговизны съестных припасов, увеличиваемой с умыслом торговцами, из Богоявленского монастыря, по распоряжению архимандрита Троицкой Лавры св. Дионисия и келаря Авраамия Палицына, дважды вывозимо было на торги значительное количество хлеба, для продажи бедным по низшей цене. в) В этой обители последовало первоначальное избрание на престол всея Руси царя Михаила Феодоровича. АФАНАСЬЕВСКИЙ, муж. существовавший в Москве, в Кремле, между ворот Флоровских (ныне Спаския) и подворья Крутицкого. Время основания этой обители относится к XV веку; уничтожена же она также давно. В 1514 году некто, Юрий Бобынин, построил здесь каменную церковь св. Афанасия Александрийского , вероятно, вместо бывшей деревянной. – Впоследствии обитель эта обращена в подворье Кирилло-Белоезерского монастыря, которое потом (кажется, в XVIII веке) сломано для распространения площади против Вознесенского монастыря. МИРОНОСИЦКИЙ, на НИКОЛЬСКОМ КРЕСТЦЕ, муж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Недоступные для молящихся мирян алтари в древности поэтому и заключали в себе только предметы необходимые для священно-действий. Даже икон здесь бывало не много, я сравнительно с главною частью храма алтарь по преимуществу отличался бедностью убранства. Но в начале XVII века Успешной алтарь представлял собою некоторое исключение из этого обычая. Долгое время он оставался единственным в монастыре, а подле него помещалась кирилловская ризница, богатая священными сосудами и иконами. В 1601 году в алтаре Успенской церкви было уже до 48 образов: запрестольный образ Одигитрии, три выносных образа в киотах (Умиления, св. Николая чудотворца и преп. Кирилла), образ Преч. Богородицы Смоленской, образ Спасителя, Пресв. Богородицы и Иоанна Предтечи, образ св. Иоанна Богослова, два деисуса с праздниками и пророками, двое складен и 35 образов неокладных. Престол был, очевидно, каменным (кирпичным?), как и в других кирилловских церквах, хотя описи 1601 и 1621 годов и не упоминают об этом. Поверх индитии, сделанной из багровой камки, была прикреплена со стороны царских врать пелена, на которой был «шит» образ «Воплощение», со святителями. На самом престоле находился крест «благословенный» (т. е., для осенения), обложенный золоченым серебром и два евангелия. Покровов на престоле было два: обыденный из желтой чешуйчатой камки и другой праздничный из золотного атласа («по черной земле серебряник атлас червчят»). На жертвеннике, стоявшем посреди помещения, отделенного каменною стеною (с проходом) от главной части алтаря, находились серебряные позолоченные сосуды: потир, блюдо дискосное, лжица, звезда, два блюдечка, что дору носят, и два покровца. Из других принадлежностей алтаря опись 1601 года упоминает о трех кадилах (двух серебряных и одном медном) и о двух медных кумганах, в которых носили воду на укроп 518 . К 1621 году состав священных предметов алтаря (как и всего собора) был уже значительно обновлен и пополнен иконами и утварью. Так в алтаре были размещены 32 пядницы окладные, привезенные в 161 3 / 4 (122) году из Москвы (игуменом Матфеем) с монастырского Афанасьевского подворья и попорченные там литовскими людьми 519 . Над престолом был прикреплен сделанный «вновь» (т. е. незадолго до 1621 года, вероятно, при игумене Матфее) деревянный равной позолоченный голубь, в котором держали запасные дары 520 . К числу церковных сосудов присоединены: «котлик» медный, полуженный, в котором носили «укроп» в великий пост, два медных подсвечника, медная, луженая выносная чаша, в которой ставили «укроп», две оловянных кружки, из которых в одной держали «служебное» (т. е. необходимое для совершения литургии) вино, а в другой «масло освященное», два больших оловянных блюда, четыре «кутейных» медных подсвечника, поставлявшихся на стол, два серебряных выносных подсвечника 521 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Не работали фабрики и заводы. Кроме трактиров и пивных, «торговли все были закрыты, некоторые торговцы стали торговать после четырех часов дня». Город с утра был украшен флагами. Улицы, по которым должен был следовать крестный ход, были тщательно подметены и политы. Со всех сторон к месту торжества стекался народ. Трамваи к центру города шли полные. Перед Спасо-Пробоинской церковью и далее к Успенскому кафедральному собору шпалерами были выстроены войска. Публику без пригласительных билетов на площадь не пускали. В крестном ходе участвовали до 50 хоругвеносцев, в том числе и приехавшие из Нижнего Новгорода. Икона Спасителя была украшена ландышами и розами. Крестный ход от плаца направился вокруг Земляного города. На торжественном молебне пел знаменитый «вахромеевский» хор Спасо-Пробоинской церкви. В шесть часов вечера на плацу на особо устроенном помосте перед принесенными из собора иконами прошла Всенощная. В восемь часов вечера в зале Губернского Правления хор Вахромеева исполнил торжественные песнопения и гимны. Здесь состоялось праздничное заседание ученой архивной комиссии, где присутствовали первые лица города и губернии: губернатор Д.Н. Татищев с супругой, прежний губернатор А.А. Римский-Корсаков, член III Государственной Думы, губернский предводитель дворянства князь И.А. Куракин, академик А.И. Соболевский и другие почётные гости. Юбилейный торжества в этот день прошли по всему городу: в учреждениях, учебных заведениях, на фабриках и заводах. В воскресенье, 27 мая, в местных газетах была опубликована телеграмма Государя Императора Николая II, находившегося в это время в Ливадии (Крым): «Сердечно благодарю за молитвы и выраженные мне чувства всех собравшихся в славном городе Ярославле для чествования 300-летней годовщины великого подвига русского народа. Твердо верю, что святые заветы древней православной Руси всегда останутся в живых сердцах наших и что дух князя Пожарского, Кузьмы Минина и их славных сподвижников никогда не переведётся в нашей великой и родной России».

http://sobory.ru/article/?object=05737

Все храмы Павла Фивейского (5 всего, 5 на карте) Волгоградская область Нехаевский район. Краснополье. Павла Фивейского и Иоанна Кущника, церковь Прочие страны Египет. Аравийская пустыня. Монастырь Павла Фивейского Свердловская область Невьянский район (Невьянский ГО и ГО Верх-Нейвинский). Тарасково. Троицкий мужской монастырь. Часовня Павла Фивейского Тульская область Одоевский район. Анастасово. Богородице-Рождественский Анастасов монастырь. Часовня Павла Фивейского Ярославская область Ярославль, город. Ярославль. Кирилло-Афанасьевский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (с приделом Павла Фивейского) Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=791

В XVII веке Царь Михаил Феодорович благосклонно относился к обители и дал ей во владение три деревни, рыбные ловли на озере Ущемер, а также налоговые льготы. В государевой грамоте от 1619 года, значилось: " в тот Афанасьевский монастырь нашего жалованья, руги денежной и хлебной, нет, и на свечи и на ладан и на вино церковное не идет ничего же, и для того дано им под мельницу место на Ярославской и Романовской стороне. А что они лесу и дров повезут по Волге и по Мологе и по Шексне на монастырский обиход, и с того лесу мыту и пошлин имати не велено. " Вдобавок с монастырских вотчин " никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела, " монастырские крестьяне освобождались также от суда " опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным, " право суда оставалось только за государем и за игуменом " с братьею. " Кроме того, монастырь освобождался от постоя князей, бояр, воевод и ратных людей, а если кто на пир или братчину " придет пить незван, и они того незваного сошлют с двора беспенно, а не послушает и не пойдет вон и учнет у них пити силно, а учинится у них в том пиру какая гибель, и тому незваному за гибель платить вдвое без суда и без правды. " По второй грамоте, от 7 мая 1623 года, обители пожаловали владения под Ярославлем, в закоторосльной стороне: деревни Иваново , Ковшово , Дикуши с 227 душами крестьян, а также рыбные ловли на озерке Ущемер и " пустыньку, " где велено было устроить церковь Параскевы Пятницы и " пение уставити. " В ответ на челобитную 1627 года царь вдобавок даровал грамоту по которой впредь монастырских людей " в целовальники имать не велели. " Ранние монастырские постройки были деревянными, обитель не раз в XVII веке выгорала в пожары. Так, летописная запись говорит что в 1658 году " монастырь Нерукотворенного образа нашего Иисуса Христа, Афанасиевский именуем, весь погоре. " Первую каменную церковь обители во имя святителей Афанасия и Кирилла возвели в 1664 году. В пожаре 1670 года обитель вновь пострадала. В 1676 году к северному фасаду соборной церкви пристроили теплый придел во имя митрополита Московского святителя Алексия .

http://drevo-info.ru/articles/20489.html

Все храмы Александра Ошевенского (12 всего, 12 на карте) Архангельская область Онежский район. Вазенцы. Илии Пророка, церковь (с приделом Александра Ошевенского) Каргопольский район. Каргополь. Троицы Живоначальной, церковь (с приделом Александра Ошевенского) Каргопольский район. Каргополь. Александра Ошевенского при бывшем духовном училище, домовая церковь Каргопольский район. Ошевенское. Александро-Ошевенский монастырь Каргопольский район. Ошевенское. Александро-Ошевенский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы (с приделом Александра Ошевенского) Каргопольский район. Погост (Большешальский погост). Александра Ошевенского, церковь Каргопольский район. Давыдово (Боро-Свидский погост). Георгия Победоносца, церковь (с приделом Александра Ошевенского) Каргопольский район. Поздышевская. Александра Ошевенского, часовня Плесецкий район. Погост (Усть-Моша). Филиппа, митрополита Московского, церковь (с приделом Александра Ошевенского) Вологодская область Кирилловский район. Чарозеро. Происхождения Честных Древ, церковь (с приделом Александра Ошевенского) Тюменская область Нижнетавдинский район. Красный Яр. Александра Ошевенского, часовня Ярославская область Ярославль, город. Ярославль. Кирилло-Афанасьевский монастырь. Церковь Спаса Нерукотворного Образа (с приделом Александра Ошевенского) Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=436

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010