Кроме того, при поддержке губернатора Ярославской области был разработан проект реставрации с элементами воссоздания колокольни и проект восстановления иконостаса и киотов Спасо-Пробоинской церкви. Подрядчиком была приглашена организация ООО «Авангардстрой». Работы по колокольне Спасо-Пробоинской церкви проводились по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» в 2018 году той же подрядной организацией ООО «Авангардстрой». Было выполнено усиление фундамента буроинъекционными сваями, устройство монолитных поясов, перекрытий, проведена реставрация кирпичной кладки между первым и вторым ярусами. Проведены работы по воссозданию недостающего объема колокольни - второго, третьего и четвертого ярусов (северный, южный, западный фасады), восстановлены балки, металлические решетки звона, барабан купола, купол, глава, крест. Работы выполнялись под контролем регионального Департамента охраны объектов культурного наследия, специалистов авторского и технического надзора. Сегодня колокольня обрела свой первоначальный вид, ее восстанавливали в строгом соответствии с документацией, разработанной на основании архивных чертежей, справок, исторических документов. Высота колокольни – 34,5 м, на верхнем ярусе колокольни будет располагаться смотровая площадка. Крест, изготовленный в городе Волгодонске Ростовской области, установлен на колокольне и освящен в декабре 2018 года. Также смонтированы балки для подвеса пяти колоколов. Колокольня является одной из доминант ансамбля Кирилло-Афанасиевской обители. Этот проект стал финальным этапом наружных работ по восстановлению архитектурного облика монастыря. Данный пример софинансирования из регионального и федерального бюджетов наглядно показывает, как можно выполнить большой объем работ в максимально короткие сроки. http://www.fedmp.ru Добавить комментарий Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05737

Подробнее... Ярославль [ править править код ] Афанасьевский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1615 Статус: действующий Адрес: г. Ярославль, пл. Челюскинцев, 17 Телефон: (4852) 73-04-14 Сайт: http://www.ubrus76.ru/ Кирилло-Афанасиевский мужской монастырь в Ярославле был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских. В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария. Подробнее... Женский монастырь Казанской иконы Божией Матери (Ярославль) [ править править код ] Дата основания: 1609 Статус: действующий Адрес: г.Ярославль, ул. Первомайская, д. 19-А Телефон: 8 (4852) 72-77-51 Сайт: http://YARKGM.RU Монастырь устроен в 1609 в честь чудотворного образа Казанско-Ярославской Богоматери, перенесенного в Ярославль в годы Смутного времени из Романова, населен сестрами разоренного в Смуту городского Рождественского монастыря. В XIX в. пережил бурный рост, перед революцией в нем были до 400 насельниц, мастерские. Келейные корпуса и ограда выстроены в основном в 1-й пол. XIX в. Закрыт в 1918, позже занят под жильё. Восстановлен в 1998 на части прежней территории. Подробнее... Толгский женский монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

12 декабря 1857 г. император Александр Николаевич утвердил определение Святейшего Синода о возведении Афанасиевского монастыря в степень третьеклассной обители, с этого времени ее настоятели имели сан архимандритов. С 1895 г. Афанасиевский монастырь стал резиденцией викарного епископа Ярославской епархии. Самые значительные работы по благоустройству обители велись в XIX в., когда были построены настоятельские покои, братские кельи, обновлены иконостас и росписи святительского храма. Самым щедрым благотворителем обители был Иван Александрович Вахромеев, на средства которого в обители неоднократно проводился капитальный ремонт. Вновь Афанасиевский монастырь подвергался перестройкам в конце XIX - начале XX в.: в 1897 г. были возведены каменные погреба, сарай, каретная, конюшня, баня; в 1903 и 1907 г.г. - на средства Ф.Е. Вахромеева проводились ремонтные работы в соборной церкви; в 1912-м - на пожертвования А.И. Вахромеева настенную живопись храма поновлял известный художник и реставратор М.И. Дикарев. Каждый год 2 мая в день памяти Афанасия Александрийского из ярославского кафедрального Успенского собора в монастырь совершался крестный ход. Обитель была широко известна среди православных христиан, поэтому ее храмы были постоянно наполнены молящимися. Драгоценным сокровищем обители, достойным «благочестивого чествования», являлась частица мощей Кирилла, архиепископа Александрийского, которая сохранялась в монастырской ризнице в серебряном ковчежце. В теплом храме почитался образ Алексия, митрополита Московского, в богатой серебряной ризе, устроенной в 1857 г. Среди святынь, которые хранились в храме в честь образа Спаса Нерукотворного, можно назвать антиминс, преподанный во время освящения каменного храма святителем Димитрием, митрополитом Ростовским в 1705 г. Особо почитался Образ Нерукотворного Спаса, остававшийся невредимым в многократных пожарах, которым подвергалась Спасопробоинская церковь. Икону находили на пепелище не тронутую пламенем. В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре и Знаменской церкви, приписанной к монастырю, была зарегистрирована приходская община. В эти годы лихолетья Господь явил подвиги исповедничества и святости среди насельников обители. Русской церковью канонизированы священномученик Вениамин (Воскресенский) епископ Романовский, бывший настоятелем обители в 1921-1922 г.г, скончавшийся в ссылке в 1932 г., преподобномученик иеромонах Алексий (Задворнов), бывший насельником монастыря с 1912 г. до закрытия, расстрелянный в 1937 г., священномученик иерей Михаил Зеленцовский, служивший в монастыре псаломщиком, расстрелянный в 1937 г. Пока не прославлен во святых священномученик Кирилл (Соколов), епископ Любимский, бывший настоятелем в 1922 г., расстрелянный в 1937 г. В феврале 1925 г. монастырь закрыли, часть «ветхого культового имущества» передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов, территорию монастыря отдали обществу слепых и инвалидов.

http://sobory.ru/article/?object=00575

Схема Рыбинского водохранилища. Темно-синим отмечены русла рек до затопления При затоплении водой в 1941–47 годах в озерной части Рыбинского водохранилища под водой исчезли три монастырских комплекса, в том числе Леушинский женский монастырь, которому покровительствовал святой праведный Иоанн Кронштадтский (фото Прокудина-Горского). В монастыре жило до 700 насельниц. Леушинский монастырь не был взорван, и после затопления его стены еще несколько лет возвышались над водой, пока не обрушились от волн и ледоходов. Фото 50-х годов. Сегодня берег «Рыбинского моря» в некоторых местах действительно похож на курорт. Отступившая вода обнажила широкие полосы песчаных пляжей. Из-за понижения уровня из воды тут и там вылезли камни, куски фундаментов и островки земли. В некоторых местах, прямо посреди большой воды, можно ходить пешком, вода стоит не выше колена. Южнее города Мологи. Странно выглядят остатки города посреди ровной воды, и эта странность привлекает сюда туристов. Остатки причала южнее Мологи. Мель и камни южнее Мологи обозначены маяком. Если залезть на маяк, то под водой можно увидеть мутные силуэты фундаментов. От самой Мологи уже давно почти ничего не осталось. Перед затоплением все, что можно было, разобрали и вывезли, что нельзя – взорвали и сожгли, остальную работу доделали волны и песок. На пустынных отмелях можно встретить только чаек, водоросли и коряги, облепленные ракушками. План города Мологи. До того, как город было приказано «упразднить», он насчитывал около 5 тысяч жителей (зимой до 7) и около 900 жилых домов, около 200 лавочек и магазинов. В городе было два собора и три церкви. На севере недалеко от города стоял Кирилло-Афанасьевский женский монастырь. Ансамбль монастыря насчитывал десяток зданий, в том числе бесплатные больницу, аптеку и школу. Рядом с монастырем в деревне Борок родился и вырос будущий архимандрит Павел Груздев, почитаемый многими как старец. Фото набережной Мологи во время белых ночей. По состоянию на 1914 год в Мологе было две гимназии, реальное училище, больница на 35 коек, амбулатория, аптека, кинотеатр, называвшийся тогда «Иллюзион», две публичные библиотеки, почтово-телеграфное отделение, любительский стадион, детский приют и две богадельни.

http://pravmir.ru/mologa-gorod-utoplenni...

    Письма Собрание писем св. Кирилла, напечатанное в Патрологии Миня, включает 88 писем, из которых 17 являются письмами других, адресованными ему, и некоторые подложны. Большинство писем св. Кирилла датируются временем после Ефесского Собора. Для истории взаимоотношений Востока и Запада представляет интерес переписка св. Кирилла с папами Целестином и Сикстом. На письма св. Кирилла впоследствии ссылались Вселенские Соборы: письмо 4, второе к Несторию, зачитывалось на III, IV и V Вселенских Соборах. Письмо 17, третье к Несторию, содержит описание деяний Александрийского Собора 430 г. В письме 39, к Иоанну Антиохийскому, св. Кирилл выражает радость по поводу состоявшегося примирения: оно начинается словами «Да возрадуются небеса». Три указанных письма (4, 17, 39) в силу своей догматической значимости получили наименование «вселенских». Письмо 76 содержит отказ св. Кирилла вписать имя Иоанна Златоуста в диптихи. Письмо 80, Ипатии к Кириллу, является подложным, так же как и 86 - Кирилла к папе Леонтию. Сегодня части мощей свт. Кирилла Александрийского находятся в нескольких местах, среди которых: музей-сокровищница Мюнхенской Резиденции (Германия), Евфросиниевский женский монастырь г. Полоцка (Беларусь), Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь г. Ярославля (Россия), Николаевский монастырь г. Форт-Майерса (США). В Греции частицы мощей свт. Кирилла находятся: - на острове Патмос в мон-ре св. ап. Иоанна Богослова - в монастыре Мега-Спилео на Пелопоннесе. По свидетельству епископа Порфирия (Успенского), в середине XIX в. частица мощей свт. Кирилла находилась в мощевике новопостроенной церкви свт. Николая при православной Александрийской Патриархии в Каире. Тропарь святителю Кириллу Александрийскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереов богодухновенное удобрение,/Кирилле премудре,/ученьми твоими вся просветил еси,/цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Кириллу Александрийскому, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Во время событий 1918 года в обители частью пострадали две церкви, сгорел один жилой корпус. В послереволюционные годы при Афанасьевском монастыре была зарегистрирована приходская община, последний раз она упоминается в 1923 году, в феврале 1925 монастырь закрыли, часть " ветхого культового имущества " передали в церковь Спаса на Городу и ряд других храмов. В 1930-х годах городские власти разобрали колокольню, в церкви Афанасия и Кирилла и части других строений монастыря разместились производственные мастерские и организации, в братском корпусе поселились люди. В ноябре 2007 года храм и ограда с башнями Святых ворот были переданы Русской Православной Церкви. В настоящее время ведутся реставрационные работы. 31 января 2008 года в приделе Алексия, митрополита Московского, совершена была первая служба. Т.А. Рутман " Храмы и святыни Ярославля " , 2-е издание, 2008 г. На месте Афанасьевского монастыря в начале XVII столетия стояла неизвестно когда построенная церковь во имя св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, с часовнею, в которой находился древний образ Спасителя. В 1658 году монастырь весь сгорел, нынешние здания его все каменные. Церковь каменная, летняя во имя патриархов Афанасия и Кирилла, и зимняя - во имя св. Алексия митрополита Московского, построенная в 1664 г. и возобновленная в 1828-30 гг. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско - Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Монастырь получил свое наименование в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских. Обитель эта имеет две уникальные особенности: это самый последний по времени основания и единственный мужской монастырь в Ярославле. Основана обитель была в 1615 г., вскоре после Смутного времени, когда в Россию вместе с польскими захватчиками активно проникал католицизм. Возведена обитель на месте приходской церкви, освященной в честь этих же святых. Непосредственной причиной открытия обители послужило обретение чудотворного образа Нерукотворного Спас в 1612 г.

http://sobory.ru/article/?object=00575

страстотерпец Император Николай II в сопровождении свт. Тихона, архиепископа Ярославского и Ростовского, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси». Новая смута в Российском государстве началась в 1917 г. Сначала думскими заговорщиками и изменившими присяге генералами был фактически низложен император Николай II, а власть перешла к созданному Думой Временному правительству. Затем в ходе октябрьского переворота большевики арестовали Временное правительство и захватили власть, а через два месяца разогнали Учредительное собрание. Творившиеся беззакония не могли не вызвать сопротивления. В июле 1918 г. в Ярославле началось антибольшевистское вооружённое выступление (в литературе его называют как восстанием, так и мятежом). Восставшие в первый же день захватили центр города, но помощи, на которую они рассчитывали, не получили. Красные войска окружили город и начали безжалостно и методично уничтожать его артиллерийским огнём. При артобстреле пострадали многие храмы и монастыри. Прямым попаданием снаряда был повреждён верхний ярус колокольни Спасо-Пробоинской церкви, а на самом храме был разрушен один из барабанов. Два снаряда попали в монастырский Афанасиевский храм и колокольню. По выводам реставрационной комиссии, «верхний ярус колокольни разрушен настолько, что при сильном ветре может упасть». Спасо-Пробоинскую церковь закрыли в 1929 г. Тогда же были закрыты находившиеся рядом Афанасиевский монастырь и Воскресенская церковь. Поскольку храмам Афанасиевского монастыря и Спасо-Пробоинской церкви советская власть быстро нашла применение, их сносить не стали. На щебень пустили только обе колокольни. Сломали и примыкавшую к Спасо-Пробоинской Воскресенскую церковь, стоявшую на этом месте с XIII в. Икона Нерукотворного Спаса в начале 1930-х г.г. исчезла без следа. В 1930-е г.г. храмы и постройки были переданы Обществу слепых, а в 1946 г. сданы в аренду протезному заводу. В монастырском храме святителей Кирилла и Афанасия находились склад, бензохранилище, магазин и даже хлев. С 1953 г. на территории монастыря размещались учебно-производственные мастерские, а с 1970-х годов располагалось деревообрабатывающее предприятие, которое выпускало мебель - учреждение культуры «Комплекс-2».

http://sobory.ru/article/?object=05737

— «въздух большой» ,1565 г. – вклад старицы Евдокии (Евфросинии Старицкой) в Кириллов монастырь. — надгробный покров св. Кирилла Белозерского царицы Марии Нагой (вклад 1592 г. по царевиче Димитрии в годовщину его смерти). В это время Мария Нагая была уже старица — инокиня Марфа Никольского монастыря на Выксе; — пелена «Великомученица Ирина» к. XVI в., — вклад царицы Ирины Федоровны Годуновой; — воздух «Спас во гробе» и 2 покровца — «Се Агнец» и « Богоматерь Знамение» — вклад 1654 г. И. А. Голицина в Кирилло-Белозерский монастырь по шурину Телятев- скому. — воздух «Положение во гроб», 1644 г., — вклад Ф.И.Шереметьева в Афанасьевский монастырь в Москве. – Из чего делали материалы? Во всех дошедших до нас произведениях были использованы дорогие привозные материалы: шелковые ткани, золотные, серебряные и разноцветные шелковые нити, жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные дробницы, а позднее – канитель, поэтки, трунцал. – Как готовится рисунок для шитья? Высокие художественные достоинства произведений, наличие на них прекрасно выполненных литургических и вкладных надписей говорит об участии в их создании кроме мастериц-вышивальщиц профессиональных художников, упоминаемых в исторических документах XVI – XVII вв., где встречаются имена знаменщиков сюжетных изображений, знаменщиков-орнаменталистов («травщиков») и знаменщиков –«словописцев». Рисунок делался либо сразу на ткани, либо переносился методом «препороха». В настоящее время используются канонические прориси, рисунок с которых переносится иногда вышеуказанным способом, но чаще – с использованием копировальной бумаги, тонкого шила или иглы, а также — стола со стеклянной столешницей и лампы. – Можно ли повторить нитками то, что так сложно повторить красками, как это достигается? Действительно, трудно представить, чтобы шитая нитками работа могла бы быть на уровне работ великих мастеров кисти и красок. Но следует посетить ризницу Троице-Сергиевой Лавры, Патриаршие палаты московского Кремля, Новодевичий монастырь, Русский музей и многие другие, чтобы убедиться в том, что памятники лицевого шитья на Руси являются художественными шедеврами. В последние десятилетия XX века возникло стремление возродить старинное искусство, и теперь на ежегодных выставках можно увидеть много замечательных работ золотного и лицевого шитья, где бывают представлены работы со всех концов страны. Надо иметь в виду, что «живопись иглой» имеет определенные отличия от иконописи, например, в XVI в. лик шился двумя тонами, мало отличающимися один от другого, но имеющими определенные границы (полутон). В шитье полутон не растушевывается (как в иконописи), а имеет определенные границы, приобретая вид полос более темного цвета. Попытки полностью подражать иконе с ее плавными переходами из тона в тон были сделаны в некоторых мастерских, создававших вышивку не ручным, а машинных способом. Эти попытки потерпели неудачу, их авторам пришлось обратиться к канонам лицевого шитья.

http://pravmir.ru/obraz-vyshityj-nityu-z...

По основному закону, изложенному в «Стоглаве», монастыри ведались духовною властию, но из этого общего постановления случались частые исключения: по особой милости государи некоторым монастырям указывали быть в ведении у себя в приказе Большого дворца, о чем давали тарханные грамоты. Кириллов монастырь имел такую грамоту от царя Иоанна Грозного на подмонастырскую вотчину. Эта грамота была подтверждена царями Феодором, Борисом, Василием и Михаилом. В половине XVII века образовался особый Монастырский приказ, который и стал ведать монастыри по всем гражданским делам. Вместе с другими этому приказу подчинился и Кириллов монастырь. После этих общих замечаний об управлении монастырем обратимся к описанию его состояния за второй период его существования от 1598 года по 1764 год. В 1601 году приехал в Кириллов монастырь Михаил Васильевич Молчанов с дьяком Василием Нелюбовым и по указу царя Бориса Феодоровича переписал в Кириллове монастыре братию и слуг, и всяких служебников, и монастырских людей, сколько их и сколько им в год нужно на монастырский обиход денег и всяких годовых запасов. Тогда было в Кириллове монастыре братии: игумен Иосиф да соборных старцев десять человек, священников двенадцать, дьяконов пять, крылошан двадцать и сто тридцать шесть рядовых старцев (с теми, что жили в Москве в Афанасьевском монастыре), таким образом, всей братии в Кириллове было сто восемьдесять четыре человека. Для управления крестьянами, живущими на монастырских вотчинах, и для отправления государственных повинностей монастырь нуждался в посторонних лицах, не принадлежавших к иноческой братии. В начале XVII века, по описи 1601 года 74 , их всего было триста девяносто один человек. Во главе служилых лиц монастыря стояли «слуги» – монастырские чиновники числом 91 человек, половина из которых жила в селах на приказах и доводах, а другая – в слободе при монастыре. Между слугами монастыря попадаются даже князья, и они обычно состояли из дворян. За слугами следовали «служебники», «детеныши» и разного рода мастеровые числом от 300 человек, как было в 1601 году, до 400. Служебники и детеныши жили частью в монастырской слободе в своих домах, а частью по монастырским вотчинам и промыслам. Мастеровые же, иногда называемые «швалями», помещались на так называемом шваленном дворе, стоящем около стен монастыря. На шваленном дворе стояли не одни только избы для портных и сапожников, как указывает название, но также избы токарная, для подпищиков посуды красками, дегтярная и другие. Тут же жили и казаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

796 См. выше – «В 109 году июля 21 дна Михаил Молчанов и дьяк Нелюбов отдали в монастырскую казну 22 руб. 12 алтын 1 деньгу, «что взяли из Левонидова ящика, что остались у городового у каменного дела» (Рукоп. Кир. мон. 6). «Леванид» – это старец Леонид Ширшов (см. выше). – Во время описи монастыря в 1601 году за пределами ограды находился амбар, в котором еще хранилось «городовое кирпичье, что осталось у монастырские каменные ограды» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 398=498). О перестройках ее см. выше. 797 См. в приложении планы: 1720 года, Бороздина и Мартынова. – В конце XVI и начале XVII века монастырь был обнесен только одной оградой. Вторая ограда, существующая доныне, строилась в половине XVII века. (См. Рук. Кириллова монастыря ненумерованные). В 1664 году по указу царя Алексея Михайловича еще продолжали строить «город каменной» и на то городовое дело железа не стало у Кириллова монастыря, вследствие чего строитель Кирилловского Афанасьевского подворья на Москве Авраамий Логинов ходатайствовал о разрешении разработывать железную руду в царской волости (Рукоп. Акад. библ. А 1–16, л. 85–86). По свидетельству описных книг 1773 года, на строение шести башен внешней ограды и всех трех окружной оной ограды западной, полночной и восточной стен в прошлом 1661-м году блаженные памяти государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа России самодержец изволил пожаловать сорок пять тысяч рублев. На строение оной же ограды заняты в 1657-м году у болярина Бориса Ивановича Морозова денег пять тысяч рублев, ржи на прекормление оградных работников тысяча четвертей да овса двести четвертей, а по смерти ево Морозова указом блаженные памяти государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всеа России самодержца в оных занятых денгах пяти тысячах, рже тысяче и овса двустах четвертях кабала уничтожена и в монастырь обратно прислана» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 23 и об.). 798 На плане 1720 года см. , на плане Бороздина 1 и на плане Мартынова 19. Подробнее об этих воротах см. выше. В 1621 году в меньших воротах существовала «сторожня» для береженья, позади которой находилось помещенье («полатка») для сторожей и старцев, «которые... у ворот берегут». Перед нею были «два чюланца дощаные» (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 454). – «Сторожня» эта находится на лево от «святых ворот», под алтарем церкви св. Иоанна Лествичника и ее приделом (ср. рис. XXІV).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010