Ярославской епархии передадут ряд культовых сооружений Ярославль, 20 июля 2007 г. В области может начаться новая волна - передача культовых зданий Ярославской епархии. В частности, речь идет о Толгском женском монастыре. Готовится документ о передаче всех зданий и церквей монастыря из держания в собственность Русской Православной Церкви. Этот процесс может закончиться к осени этого года, сообщает епархиальный сайт . А вот храм Ильи Пророка останется в совместном ведении государства и Церкви. Соответствующий договор пересматриваться не будет. Зато подписаны все документы о передаче Ярославской епархии Кирилло-Афанасьевского монастыря в самом центре Ярославля. Здесь уже ведутся работы по реставрации храмов. 20 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23222.html

В Ярославской области планируется крупномасштабная передача Церкви культовых зданий 20 июля 2007 г. 11:08 Как сообщил 19 июля директор департамента Государственного имущества Ярославской области Александр Скворцов, в области может начаться крупномасштабная передача Ярославской епархии  культовых зданий. В частности, речь идет о Толгском женском монастыре. Готовится документ о передаче всех зданий и церквей монастыря в собственность Русской Православной Церкви. Этот процесс может закончиться к осени этого года. Храм Ильи Пророка останется в совместном ведении государства и Церкви. Соответствующий договор пересматриваться не будет. Зато подписаны все документы о передаче Ярославской епархии Кирилло-Афанасьевского монастыря в самом центре Ярославля. Здесь уже ведутся работы по реставрации храмов. НТМ-Ярославль /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/271439.htm...

Ярославцы в новогоднюю ночь смогут помолиться об избавлении от пьянства и распутства Ярославль, 28 декабря 2006 г. Православные ярославцы в новогоднюю ночь посетят молебен в память мученика Вонифатия, к которому обращаются за помощью в избавлении от греховных страстей пьянства и распутства, сообщила " Интерфаксу " в четверг пресс-секретарь Ярославской епархии Юлия Стихарева. " Как утверждали " Ярославские епархиальные ведомости " за 1903 год, в начале прошлого века жители областного центра встречали Новый год не за столом с бокалом шампанского, а в храме " , - рассказала она. Сто лет тому назад о ночной службе благовестом возвещали колокола Успенского кафедрального собора, храмов Спасо-Преображенского, Кирилло- Афанасьевского монастырей, а также других церквей Ярославля. 29 декабря 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/20055.html

Рубрики Коллекции Феофан Грек: художник эпохи Преображения 10 мин., 19.08.2017 Поделиться По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1, 2). Таинственное событие Преображения Господня осмыслялось и обсуждалось в течении многих веков христианской истории. Но одно из самых глубоких размышлений на эту тему принадлежит не богослову и даже не святому, а знаменитому иконописцу Феофану Греку. О том, как в палитре художника будто бы «материализовался» Фаворский свет, «Фоме» рассказала культуролог, искусствовед Ирина Языкова.   Средневековый иконописец эпохи Возрождения Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность. К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного Сергия Радонежского , к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Переславле-Залесском , Коломне и Москве. Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

http://foma.ru/feofan-grek-hudozhnik-epo...

Сын Божий и Бог уничижил Себя Самого, став человеком и приняв смерть ради нашего спасения — это то, что богословы называют «кенозис», самоумаление Сына Божиего ради нашего спасения. Как говорит Афанасьевский Символ веры, «В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек. Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время. Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом. Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе». Но в Евангелии много мест, где Иисус ставит Себя ниже Отца — например, «Отец Мой более Меня» (От Ин 14:28) Действительно, мест Писания, где Иисус показывает Себя смиренным исполнителем воли Отца, немало, например: На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также (Ин 5:19). Бог назван также «главой» Христа: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог (1 Кор 11:3). Говорит ли это о том, что Сын по природе ниже Отца? Нет. В Писании смиренное послушание вовсе не обязательно указывает на кого-то по природе низшего. В уже приведенном отрывке из послания к Коринфянам, Муж является главой жены. Значит ли это, что жена — ниже по природе? Нет, конечно, она такой же человек, сонаследница благодатной жизни. Ее послушание говорит не о какой-то другой, и при этом низшей, природе. Это, напротив, проявление добровольной любви и смирения. Также Апостол говорит, обращаясь ко всем Христианам: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил. 2:3). Христианин должен почитать брата большим себя. Признает ли он себя принципиально, по природе низшим? Нет, конечно. Он призван поступать так из любви и смирения, будучи равным, ставить на первое место другого, не предпочитать себя. Итак, послушание вполне может быть проявлением любви и смирения со стороны равного.

http://foma.ru/kak-iisus-hristos-mozhet-...

Так и слово «Сын» применительно к Сыну Божию не означает, что Он появился во времени. Оно, скорее, о том, что Отца и Сына связывают отношения порождения. Как, например, человек связан со своим словом. Или – наверное, это более близкая аналогия – солнце связано со своими лучами. Солнце порождает свет – но это не значит, что было время, когда солнце было, а света у него не было. Солнце всегда пребывает со своим светом – и Бог всегда пребывает со Своим Словом. Поэтому, когда мы говорим, что Сын Божий «рожден от Отца прежде всех веков», мы не имеем в виду, что это было событие во времени, до которого Его не было. Напротив, Он был всегда. Рождество Господа Иисуса Христа есть Его Рождение не по Божескому, а по человеческому естеству. Как говорит Евангелист Иоанн, «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Это предвечное Слово стало «плотию», то есть человеком. Господь Иисус обладает двумя природами – Он одновременно Бог и человек. Как говорится в афанасьевском Символе веры , «В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос , Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек. Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от Матери в свое время». В рамках этого учения разъясняются и другие недоумения, которые нередко высказывают критики нашей веры. Например, такое: «Иисус, как и все другие люди, ел, спал и молился. Господь же самодостаточен и не нуждается ни в чём из перечисленного. Его молитва – это что, молитва , обращённая, к самому себе? Тот, кто в чём-то нуждается для поддержания своего существования, не является богом». Новый Завет не оставляет сомнений, что Господь Иисус – целиком и полностью человек, Он действительно нуждался в пище и страдал от голода, уставал и нуждался в отдыхе, наконец, страдал и умер на Кресте. Попытки отрицать (или хотя бы преуменьшать) полноту Его человечности были категорически отвергнуты Церковью . Но то, что Он нуждался и страдал, относится к Его человеческой природе. Критики исходят из предположения, что Иисус является «только Богом». Но это – не возвещение Библии и не вера Церкви. Мы верим в то, что Иисус – одновременно и полностью и Бог, и Человек. Ему присуще и то, что свойственно Богу (например, судить народы и прощать грехи), и то, что свойственно человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Христианин должен почитать брата большим себя, сказать «Брат мой более меня». Исповедует ли он себя при этом каким-то «недочеловеком»? Нет, конечно. Он должен поступать так из любви и смирения, а не потому, что низший по природе. Итак, послушание, признание другого высшим себя, вполне может быть проявлением любви и смирения со стороны равного. Послушание Иисуса – это именно акт любви и смирения, послушание того, кто не ниже по природе, а того, кто в совершенной любви и смирении ищет прославить не Себя, а Отца. Это проявление морального совершенства Его личности, а не «низшести по природе». Сын Божий, равный Отцу и совечный Ему, добровольно «уничижил Себя Самого»: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. ( Фил. 2:7–8 ) Слово, переведенное здесь как «образ» это греческое «морфе», которое в греческом языке означает «полный набор свойств и характерных особенностей, которые делают нечто тем, что оно есть».(Эриксон, стр.586) Таким образом, и когда Писание говорит о божестве Иисуса, и когда оно говорит о Его смиренном послушании, оно описывает одну и ту же реальность – предвечный Бог добровольно уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Как говорит Афанасьевский символ: В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек. Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время. Восприняв человеческую природу, «плоть и кровь», как говорит Писание, Сын Божий являет совершеннейшее послушание, чтобы искупить наш мятеж; оставаясь, в то же время, Богом, Он имеет власть прощать наши грехи и даровать нам вечную жизнь. Как говорит Апостол: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство ( 1Тим. 2:5–6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Комиссия из девяти представителей различных ведомств ушла ни с чем, но обитель в покое не оставили. Через два года, в октябре 1923-го, был составлен очередной акт по обследованию Афанасьевской с/х трудовой артели, в котором представители Мологского Уездного Земельного Управления вполне мирно описывают будни обители: «Артель вела хозяйство по трехпольной системе, получая в среднем 156 пудов ржи с 1 десятины, тщательно обрабатывая поле. С нынешнего года артель начинает высевать клевер, переходит к рациональному использованию почвы, вводя восьмиполье по указаниям уездного агроперсонала. Артель отличается особенной трудоспособностью и усердием, аккуратно выплачивая все повинности. Способы производства труда, распределение и хранение продуктов вполне коллективные и полностью обобществлены». В заключение председатель Ярославского Губ. Зем. Управления А.С. Шторх дает некий субъективный постскриптум, этакое резюме в весьма доверительном духе, непонятно кому адресованное. Перед кем мог отчитываться глава Земельного Управления губернского масштаба? В этом резюме дается уже не хозяйственная, а партийно-идеологическая оценка членов Афанасьевской общины: «Сильный недостаток артели это ее внутренняя спайка, основанная на религиозных чувствах и подчинении старшим по старому духу духу рабства, крепостного помещику, послушниц игумений. Артель это старая традиционная община религиозных монашек с ее общими кладовыми и полным господством председательницы. В стенах артели имеется здание храма, к которому артель не касается. Все-таки должен отметить, что в стене религиозного дурмана членов артели монашек пробита сильная брешь местными партийными товарищами. Уже нет старой религиозности, строгих порядков монастыря, заводятся отчетные книги, бывают общие собрания, есть ревизионная комиссия, наблюдается большое общение со всеми окружающими гражданами селений и города. Проникают даже идеи социализма в некоторые головы. 16 .Х. 23 г. А. Шторх»». Этого «резюме» оказалось вполне достаточно для того, чтобы в скором времени в Афанасьевскую обитель нагрянула новая комиссия, дополненная и усиленная представителями Мологского уездного исполкома, ВИКа, Укома РКП(б) и даже помощником Губернского прокурора по Мологскому уезду. Дело затевалось нешуточное. Выводы комиссии на десяти листах громили Афанасьевскую общину как отсталую, религиозную и в сельском хозяйстве непродуктивную. Претензий у представителей комиссии к членам Афанасьевской артели набралось выше головы:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

И вдруг придумал. В тот проезд Москвы, две недели назад, он бегло встретил на Остоженке подполковника Смысловского, артиллериста, который был с ним под Уздау, а теперь жил раненый в Москве и звал к себе в гости – неподалеку, на Большой Афанасьевский, там целое гнездо их, Смысловских. Так сегодняшний тягостный вечер и можно бы провести у них, а домой только заскочить переодеться. И снова Алина посветлела, благодаря мужа за это продление. Снова была послушной, сильно похудевшей девочкой, как в минувшие зачарованные дни. Всеволод Смысловский подтвердил по телефону, что – дома и рад, и даже ещё один брат его, Алексей, приехал с фронта и тоже будет сейчас. И сегодня как раз удобно, воскресенье. Да ведь воскресенье! Там, в пустоте пансиона, Воротынцевы и потеряли, какие дни недели. Надела Алина шёлковые, шёлк по коже, туфли, алое с белым платье и современную, подходящую к обществу брошку: маленькое эмалевое изображение офицерского погона. Смысловские жили близ Сивцева Вражка, прямо против церковушки Афанасия и Кирилла – с нерусским портиком, колоннами, всё это маленькое, а алтарём уже в другой переулок, Филипповский. Занимали в приподнятом первом этаже старого дома восемь просторных комнат, окнами и в уютный Большой Афанасьевский и во двор. Здесь давно скончался их отец, тихо во сне отошла мать, выросли все семеро детей, четверо холостых жили и посейчас, а остальные приезживали гостить со внуками. Мебель тут наслоилась от жизни нескольких поколений и уважалась не по единству стиля, как у теперешних скоробогатов да адвокатов, и даже не по пользе для сегодняшних жильцов, а за одну лишь память – что и раньше стояла на этом точно месте. Это было – как часто в старых московских переулках. А здесь удивлял только состав семьи: тут не было ни одной брачной пары, ни одного ребёнка, а – незамужняя сестра и, младше её, трое холостых, совсем не молодых, братьев. И как отец их, директор дворянского института для юношей, был математик, – так избрали математику и все пятеро сыновей, но, исправляя ли отход отца от военной традиции (точно как и Воротынцев), все пятеро кончали 1-й кадетский корпус в Москве, Михайловское артиллерийское училище в Петербурге, и только Павел один не стал прямым артиллеристом, но преподавал математику же в Александровском училище, родном Воротынцеву. Все четверо остальных были хорошо известны в русской армии, Евгений – даже генерал-лейтенант и изобретатель новой пушки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

«Афанасьевской женской общине. Мною, заведующим Мологским Отобсельхозом, 15 сего июня при поверке удоя молока было замечено следующее ненормальное явление: имеющимся 4-м телятам выпаивается молока по 7 фунтов каждому, что по 3 раза в день составит 2 пуда. Подобная трата молока недопустима, посему предлагается Ваше это ненормальное явление устранить, в крайнем случае, заменить пресное молоко кислым». Хотя, конечно, тут уж было не до смеха... Игумения Августа, бывшая казначеей при настоятельнице Иннокентии, делает все возможное, чтобы спасти монашескую трудовую общину. Пока Уземотдел возглавляет агроном А. А. Блинов, отношение к сестрам обители вполне доброжелательное, что видно из «Акта обследования Афанасьевской Трудовой Общины, находящейся в при городе г. Мологи» от 12 января 1920 года: «1. Община состоит из 173 человек полноправных членов (2 мужчины и 171 женщина) и 197 едоков, в число которых входят постриженные в монашество в количестве 26 человек, являющиеся совершенно нетрудоспособными, а в большинстве своем просто инвалидами, которых Община оставляет на своем иждивении. 2 . Земли в пользовании Общины находится только 70,42 десятины, из которых усадебной– 1 дес. 15 кв. сажен, пахотной – 30 дес. 18 кв. сажен, луговой – 35 дес. и неудобной 3 дес. 16 саж. 3. Сельхоз. инвентаря в Общине состоит: живого – лошадей 8, коров 27, быков 2, телят 3, кур 25. Мертвого – плугов 4, борон – 5, рандалей 1, веялок 2, косилок 2, кос 5, серпов 100, соломорезок 2, телег 10, саней 9, одров 8. Весь живой и мертвый инвентарь общественный. 4 . Все монахини монастыря являются элементом безусловно трудовым. Сама по себе община, хотя и приняла устав артели, но по своей хозяйственной конструкции является организацией, скорей подходящей под название коммуны. Судя по тому желанию работать в артели, какое наблюдается в общине, стремлению к общественному труду, являвшемуся и ранее ос новой хозяйственной жизни общины, она является безусловно жизнеспособной и при надлежащем и умелом инструктировании способной провести принципы чистого коллективизма в организации своего хозяйства и своей внутренней жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010