Князь великий Иван Васильевич всея Руси, тебе своему богомольцу, пресвященному архиепископу 2879 Великого Новгорода, и Пскова, отчины своей, владыке Ионе повествует: брать наш, Казимир король польский и великий князь литовский, еще к нашему отцу к великому князю к Василию, а нынче ко мне послов своих не одикова присылал, о том, чтобы есма приняли к себе его митрополита Григория: ино, отче, ведомо тебе, тот Григорий митрополит отколе пришел, от кого поставлен: пришел из Рима, от папы, поставлен в Риме Григорием, патриархом бывшим цареградским, который патриарх повиновался папе, с восьмого собора. А сами ведаете, за колико лет разделилась греческая вера с латынской верой, и святыми Отцами заклято и утверждено, что с Латыной не совокупляться. Тот паки Григорий патриарх, чрез святых Отцов правила и заклятия, и не держа за собой стола цареградского, в его место иной патриарх в те времена [на] Царьграде, а он будучи в чужой стране, в чужой области, в Риме, да поставил того Григория, Сидорова ученика, в митрополиты на всю Русь. И отец мой, князь великий Василий Васильевич, и до королевы обсылки еще зарано, послышав только о том Григории, что идет от Рима не по нашей старине, а еще и в литовскую землю не пришел, и он послал к брату своему с тем к королю: «чтобы еси, брате, того Григория от Рима к себе не приимал на нашего отца на общего, на Иону митрополита, а новины бы еси не чинил, а наши бы еси старины не рушил: занеже, брате, старина наша от нашего прародителя великого князя Володимера, крестившего землю русскую; выбрание Ионе, взыскание митропольское, наших прародителей, великих князей русских и наше и до сих мест, а не великих князей литовских: кто будет нам люб, тот будет у нас на всей Руси, а от Рима митрополиту у нас не быть, мне не надобен». Да многие свои правды поставя и старины приводя, да брату своему тем отвечивал есми, с его послами отказывая, а с своими наказывая: «одноконечно, брате, не приимай его, а у нас ему не быть; а приимешь, ино ты церковь Божью разделяешь, а не мы». Король паки тако принял его к себе, чрез обсылку нашего отца, и церквей ему русских поступился, что в его отчине, а у нашего Ионы митрополита отняв, чрез свой лист и через нашу старину.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Алексиевский монастырь в Москве На том самом месте, где ныне сооружается огромнейший и величественнейший храм во имя Христа Спасителя, до 1837 года стояла изображенная здесь монастырская церковь Преображения Господня с приделом во имя Св. Алексия Божия человека. Древнейшая сия в Москве иноческая обитель, переставленная уже на третье место, сначала основана была около 1360 года, на Остожье, или Стоженце, (1) что ныне Остоженка в Земляном городе, Святителем Алексием, Митрополитом Киевским и всея России, согласно с желанием родных его сестр, Евпраксии и Иулиании; для общежития они собрали туда около девяноста стариц. Троицкая летопись признает Иулианию, Игуменью новоустроеннаго монастыря, первою «начальницей общежитию женскому.» (2) По соборной церкви, монастырь этот назывался Зачатейским, по основателю и престолу в честь Св. Алексия – Алексиевским, по старшинству своему над прочими девичьими монастырями на Москва – Старым Девичьим. (3) Из жалованной грамоты Царя Михаила Феодоровича, 1623 года, узнаем, что при Царе Иоанне IV этот монастырь известен был под именем Алексиевского потому, что в нем находилась церковь в честь Св. Алексия Божия человека. Под тем же именем он еще встречается в летописях 1473 года, когда Игуменья его, по приказанию Великого Князя Uoahha III , призвана была для облачения в новые ризы мощей супруги Великого Князя Симеона, Марии, в иночестве Феотинии, найденных в притворе церкви Спаса на Бору. (4.) В 1486 году, Князь Михаил Верейский, по духовной грамоте своей, отказал «к Олексею святому в монастырь деревню Нижнее.» (5) На 154 году своего существования монастырь этот сгорел. После того, он переведен из Земляного города в Белый, на Чертолье или Черторье, а на прежнем месте, как полагать надобно, осталась малая обитель, известная еще в XVI веке под именем Зачатейской и устроенная Царем Феодором Иоанновичем, по обещании Царицы Ирины Феодоровны. Под 1514 годом летопись упоминает о сооружении каменной церкви Фрязиным Алевизом в девичьем монастыре «Алексий Божий человек за Чертольею.» (6) Следственно на том самом месте, где ныне Зачатейский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Что касается близости во времени двух апрельских дат 1629 г., то маловероятно, чтобы человек, который едет разрушать село Тростянец, что, кстати, принадлежало Киевскому Пустынно-Никольскому монастырю, перед этим отдавал колокол в церковь. Сомнительным кажется и происхождение колокола. В том же списке встречаем звон из с. Ромны. Не мог ли быть звон с датой 1629 г. перенесен в Сулимовку с какого-то другого места? А. Лазаревский ещё в XIX ст. высказал предположение, что существующий(!) храм, кажется, был уже вторым, построенным вместо прежнего, пришедшего, должно быть, в ветхость» (Лазаревский А.М. Сулиминский фамильный архив. Киевская старина. – 1882. – 11) . Первая церковь должна была быть деревянной. Подобное народное представление внесено в описание имущества церкви 1828 г.: «… была не в сем месте маленькая деревянная Покровская же церковь, но по обветшалости уничтожена и построена настоящая каменная» (В.К. Указ. труд.) . Этот же автор, приводя выписку из описания 1803 г., цитирует слова в Евангелии, напечатанном в 1703 г., о том, что оно подарено «строителем сея каменные церкви хорунжим генеральным Иваном Федоровичем хозяином Сулимой», то есть внуком гетмана. И.Ф. Сулима стал хорунжим в 1708 г., поэтому подарить Евангелие он мог не раньше этой даты. По-видимому, это произошло сразу после окончания строительства. Приведенное не противоречит и Румянцевскому описанию Украины, где упоминается «на улице, идущей из Барышевки через Сулимовку в Малую Старицу, в левой стороне церковь каменная, невесьма старая, во имя Покрова Пресвятая Богородицы» (ЦГИА Украины – Ф. 57. – Оп. 1.) . В 1769 г. священник Сулимовской церкви сообщает, что ее состояние изрядное (Там же. – Ф. 990. – Оп. 1. Ж – Спр. 702. – Арк. 10) . Именно такой – «невесьма старой» и в «изрядном» состоянии может быть сооружение, построенное в 1708 г. Авторами обнаружено письмо, написанное, по-видимому, А. Войцеховичем в 1833 г. к полтавскому епископу с просьбой вернуть церковную утварь «образа и ризницы, кои предки мои украшали в течении ста двадцати пяти лет…». Если с 1833 г., когда было составлено письмо, отнять 125 лет – время, когда начали украшать церковь, будем иметь - в 1708 г. Следовательно, датой окончания строительства следует считать 1708 г.

http://sobory.ru/article/?object=41613

221 Материалы для географии и статистики России. Гродненская губерния. И. Бобровского. Спб. 1863. 222 Патрон гродненского монастыря, Михаил Боговитинович, староста слонимский и каменский, владевший обширными имениями на Волыни и за Бугом, по духовному завещанию в 1529 г. отдал монастырь в распоряжение короля. А. Ю. и 3. Р. 1, 91. Конечно сейчас же прибрала его к рукам супруга его, королева Бона, и обратила в доходную статью. 223 Документы Коложского монастыря, собранные бывшим униатским архимандритом его, знаменитым Игнатием Кульчинским, напечатаны в Виленск. Археогр. Сборн. Т. IX, стр. 409–454. 224 Коложский монастырь упразднен по ветхости уже в текущем столетии; братство же переведено в другие здания бывшего римско-католического монастыря, которому и усвоено название Борисоглебского. Бывший женский униатский монастырь при Пречистенской церкви – ныне православный Рождествобогородичный женский монастырь. Гродненская гу6ерния, Бобровского. Ч. II, стр. 778. Спб. 1863. – «Замечательности Северо-западного края» 1867 г., где, между прочим, помещены рисунки развалин и остатков коложского монастыря, а также рисунки супрасльского монастыря. 226 Арх. Модеста – Супрасльский Благовещ. монастырь. Литовск. Епарх. Вед. 1864 г. Летопись и документы Супрасльского монастыря, со времени основания его до 1829 г. напечатаны в Виленск. Археогр. Сборн. Т. IX. Вильна 1870 г. 229 В настоящее время в Ковенской губернии находится только 8 лютеранских и 9 кальвинских приходов. Афанасьева, Ковенская губерния, стр. 506, 518. Спб. 1861. 234 Несколько иначе излагает обстоятельства этого события г. Вл. Антонович, в статье: «Киев, его судьба и значение в XIV–XVI». (Киевская старина, 1882 г. кн. I стр. 20), именно, что Михаил Александрович погиб вследствие обнаруженного заговора его с князем Федором Бельским и одним из князей Гольшанских, овладеть особой короля и заставить его отказаться от великокняжеского престола, на который предполагалось возвесть Михаила. – Михаил казнен был в Киеве 30 авг. 1482 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В суровом местоблюстителе, тайном противнике Петра, враге Феофана и стороннике старой партии, полновластный Никон, по словам Тихонравова, сменялся угодливым иезуитом. 1798 Статья о вольнодумцах, к сожалению не оконченная, рисует Стефана в наиболее интересном эпизоде его деятельности – в продолжительной борьбе с —370— лекарем Димитрием Тверитиновым и его «учениками», – в борьбе, которой и вызвано было появление на свет «Камня веры». Самое возникновение вольнодумства было знамением времени. В Москве в начале XVIII века было много людей, которые томились желанием знать, «как наша вера истинная», «истинно знать догматы церковные». Яворский характеризовал эпоху Петровской реформы, как время изнеможения веры. 1799 Но в Тверитинове Тихонравов видит не лютеранствующего теоретика, не религиозного только вольнодумца, но представителя либерализма вообще, воспитанного временем. «Не догма лютеранского богословии отвлеченно интересовала Тверитинова; его занимали те новые условия, в которые окончательно вступала русская жизнь с реформою Петра». 1800 «В пылу увлечения реформой» он «резко порицал старый порядок вещей, невежество и суеверия массы и тех, в которых, казалось ему, эта старина находила себе поддержку». 1801 – Таким образом, второй том сочинений Николая Саввича Тихонравова является важным пособием для истории нашей церкви XVII–XVIII вв. В первой части III тома только одна статья относится к истории русской церкви, вернее к истории этой науки: «Киевский митрополит Евгений Болховитинов ». Статья не окончена. В сочинениях Николая Саввича Тихонравова затрагиваются слишком сложные и иногда спорные церковно-исторические вопросы. Притом же затрагиваются они нередко мимоходом, к слову: высказывая какой-нибудь вывод из своих обширных наблюдений и знаний, наш ученый не делится с читателем тем, что послужило основанием или материалом для вывода. От того трудно указать сразу значение его работ для истории русской церкви. Работы ученых над пересмотром этих вопросов покажут, в какой степени ценны церковно-исторические взгляды, или только мысли этого крупного и в высшей степени оригинального ученого. Но его познания были на- —371— столько велики, научный метод настолько выработан, а выводы так осторожны, что наперед всё это можно считать вкладом в нашу науку. Исследователь прошедших судеб русской церкви, конечно, обязан считаться с мнениями Тихонравова и ввести их в свою науку. Но при этом он должен помнить, что Тихонравов был историк литературы и рассматривал исторические явления со своей специальной точки зрения. Его теории чаще всего не исчерпывают вопроса в целости и отмечают только одну сторону. Введенные в науку истории русской церкви они по большей части не заменят ничего и ничего не вытеснят. Но они дополнят существующие в этой науке взгляды, расширят кругозор специалистов-работников, помогут более полному и глубокому выяснению фактов, плохо поддававшихся научному исследованию прежде, и, так сказать, освежат специальную литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Много чудес совершается и поныне на ее могиле. И благоговейный инок Евфимий с чувством осенил себя крестным знамением, смотря на три невысоких главки Ризоположенской церкви. Воины охраняли величественную Ильинскую башню. Блестели на солнце их алебарды. Евфимий очутился на Кремлевской площади и прямо перед ним стоял каменный необыкновенной красоты собор Рождества Богоматери, с невысокою каменной же колокольнею, обнесенный низкою оградою. Внутри соборного двора виднелся архиерейский дом и за ним Дмитриевская башня. Влево стоял двор великого князя Бориса Константиновича, вблизи церкви святителей Афанасия и Кирилла и на большом валу красовались в местности, именуемой «Теремки», княжеские дома с высокими теремами, откуда открывался прекрасный вид на реку и окружающую местность. Речка Каменка, названная так потому, что вытекает из – под камня. Извилисто протекала посередине города и имела один берег гористый, а другой – пологий, видневшийся на большое пространство. Кроме Кремлевского вала, имелась еще насыпь, окружавшая весь город, начиная от Кремля, полукружием, на протяжении двух верст, обнесенная палисадником. В этой насыпи было трое въездных ворот. Какая старина, какая святость! Перед иноком Евфимием был собор, похожий на киевский, заложенный св. равноапостольным князем Владимиром в 990 г., когда он после закладки своего города Владимира на реке Клязьме, явился в Суздаль с епископом Феодором греком, испрошенным у греческого патриарха Сергия вместе с митрополитом Михаилом и епископами Иоакимом и Фомой. В кратком сказании о епископе Феодоре говорится: «Прием святитель Феодор паству словесных овец в Суздальской стране, и видя их помраченными многобожия прелестью, впервые сотвори к Богу с постом и со слезами довольную молитву, начат потом, возлагая на Бога упование, святи семя слова Божия, возделывая слезами и многия плодя (производя) труды и подвиги апостольские, труждаяся, идольския капища разрушая, храмы же святые в тех местех во славу Божию созидая и укрошая; множество народа развращенна уловив в веру Христову не точию во граде, но и в окрестных его местех, моля, уча и наказуя старыя яко отцы, юныя яко дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Под 1074 годом о Матвее Прозорливом сказано: «Седе, опочивая, под билами» 49 . Под 1091 г. «оному глаголящу ко мне удариша в било, мне же рекущю: прокопах уже» 50 . Хотя о колоколах упоминается еще ы 10 веке, но они были редки и малы и долго не могли вытеснить из употребления била, на что есть также летописные указания. Так, например, говоря о погроме Москвы, произведенном ханом Тохтамышем в 1382 г., летопись замечает, что «не бе звонения во колоколы ни в била». Это ясно указывает, что в то время во многих церквах била еще заменяли колокола. В киевской летописи под 1182 г., где говорится об избрании нового печерского игумена, упоминается об употреблении била: «Во вторник же удариша братья в била и снидоша в церковь и почаша мольбы творить». В выписках из переписных книг Новгородской области находим указание, что даже в половине 16 столетия колокола почти совсем не были в употреблении. Не только в приходских цервках, но и в монастырях всюду были била и клепала. Да и повсеместно в России колокола не скоро вытеснили древние била, может быть в силу известных традиций или даже народных суеверий; недаром Антоний говорит, что «било же держат по Ангелову внушению, а в колокола латыне звонят». Мы знаем, с каким недоверием наш народ постоянно относится к разным новшествам, а особенно если таковые касаются церкви или религии. Он с фанатическим упорством отстаивает свою старину и на всякое даже несомненно полезное нововведение вначале смотрит недоверчиво и недружелюбно. Вернее всего, что и к первым колоколам он отнесся именно таким образом, и нужен был значительный промежуток времени для того, чтобы он примирился с мыслию о «новом звоне». Но даже и признав за колоколами известное право, старина продолжала еще довольно крепко держаться, особенно в монастырях и сельских храмах. О Новгородской Филипповской церкви, по случаю слития первого колокола в семьдесят пудов в 1558 году, сказано: «И не бысть колокола большого и никакова и от создания церквей каменных св.апостола Филиппа и великого чудотворца Николы 175 лет, а было железное клепало».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ющенко наградил соратника главы украинских раскольников, который ранее был запрещен в Московском патриархате и РПЦЗ Москва, 6 сентября 2007 г. Президент Украины Виктор Ющенко в связи с Днем независимости удостоил ордена " За заслуги " (III степени) трех сподвижников главы самопровозглашенного Киевского патриархата Филарета Денисенко. Среди них - Андриан Старина, именующися " митрополитом Днепропетровским и Криворожским " , передает ИНТЕРФАКС. " Это один из самых примечательных персонажей раскола, поскольку был поочередно запрещен в трех юрисдикциях " , говорится в сообщении, опубликованном 5 сентября на официальном сайте канонической Украинской Православной Церкви. Он нес служение в сане архимандрита в подмосковном Ногинске, где был обвинен прихожанами в сексуальных домогательствах к подросткам, попал в громкий скандал, в результате чего был запрещен правящим архиереем митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в священнослужении. В январе 1993 года А.Старина перешел в Русскую Зарубежную Церковь, но и там попал под церковный суд и был уволен со всех должностей за " тяжкие моральные преступления и беззакония, невозможные в церковной ограде " . Позже он перешел в т.н. " Русскую православную свободную церковь " Валентина Русанцова, но и там в 1994 году был запрещен в служении и изгнан " за нарушение апостольских правил и святоотеческих установлений " . Наконец, А.Старина перешел в не признанный в православном мире так называемый Киевский патриархат, где стал членом " Священного Синода " и " митрополитом " . В пошлом году этот деятель " устроил дебош в церковной лавке в Киево-Печерской лавре " , отмечается на сайте. Под видом водителя некоего православного епископа он скупал в лавре богослужебные принадлежности. Когда же одним из посетителей был разоблачен как лжеепископ, учинил скандал. 6 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23818.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010