Большая часть аляскинского рукописного наследия принадлежит перу местных клириков, ставших известными с 1830-х годов, уже после святых Иннокентия (Вениаминова) и Иакова (Нецветова) – первого священника алеутского происхождения. Кстати, интересно отметить, что большинство тлингитов стало православными после продажи Аляски Соединенным Штатам в 1867 году, то есть это не имело ничего общего с «российскими колониальными интересами», как иногда говорят некоторые. К слову, тлингиты имели все экономические и социальные стимулы присоединиться к неправославным конфессиям скорее, чем к православным, исключая одну маленькую деталь. Неправославные стремились отойти от тлингитского языка и культуры, а православные укрепляли их. Даже после революции 1917 года, принесшей юрисдикционный хаос в Америку, Аляскинская Православная Церковь возрастала потому, что она была не этническим форпостом в далеких землях, но Поместной Церковью. – Замечательно! А сколько языков и диалектов используются коренным православным населением и как много людей говорят на этих языках? – Это очень хороший вопрос. Я не претендую на звание знатока, но могу ответить, исходя из моего опыта изучения текстов и общения с замечательными священниками русской епархии Аляски, помогавшими в моей работе. Крупнейший носитель коренных языков – это народ юпик, насчитывающий около 20 000 человек, из которых 13 000 говорят на своем языке, включая различные диалекты. Алютик (известный как кадьякские алеуты в Русской Америке) насчитывают 3000 человек, из которых 500–1000 еще говорят на родном языке. Алеуты разделены на атканскую и восточно-алеутскую диалектные языковые группы. Общая численность алеутов насчитывает примерно 3000. Также имеется большая группа с восточно-алеутскими корнями. Атканский диалект алеутского языка насчитывает примерно 80–90 носителей, в то время как восточно-алеутским диалектом свободно владеют около 300 человек. Святитель Иннокентий уделял больше внимания письму на восточно-алеутском, святой же Иаков развивал атканско-алеутский и юпикский языки. Численность тлингитов составляет примерно 17 000 человек, из них носителей языка около 500. Основной объем тлингитских документов был создан в Ситке чтецом Иваном Надеждиным в 1850-х годах и отцом Владимиром Донским и Михаилом Синкелем в 1890-е годы. Танайна в центральной Аляске насчитывают около 1000 человек, из которых 100 человек говорят на родном языке. Во всяком случае, еще многие понимают язык, но не могут говорить.

http://pravoslavie.ru/41547.html

Во время путешествия священника в мае и июне прошедшего 1841 года по некоторым местам его парохии, присоединилось к церкви святым крещением 232 человека из числа некрещеных и числившихся в народной переписи, затем остается еще до 770, из коих вероятно очень многие присоединятся ныне в 1842 году. Касательно же крещения некрещеных детей и вновь рождающихся, и чтобы из числа таковых не умирали без крещения (как это бывало здесь в Кадьякском отделе) предписано циркуляром всем священникам, имеющим обширные приходы, чтобы они избрали в каждом селении человека более прочих благочестивого и понимающего дело, и, научив его произносить форму крещения, позволили ему крестить рождающихся в отсутствии священника. И при таковой мере, и при усердии здешнего священника, можно надеяться, что к будущему же году 1843 не останется ни одного младенца некрещеного на Кадьяке. Браков, не благословенных церковью, теперь почти уже нет ни одного, особенно между Алеутами, живущими близь церкви, ибо известие о прибытии моем в Америку, и особенно намерение, посетить Кадьяк, многих заставило обвенчаться, в числе их и таких, которые не внимали до того убеждениям священника. Исповедавшихся и приобщившихся в прошедший 1841 год было 470 душ; а из не бывших только двое не были за нерачением, а все прочие за невозможностью. В нынешний же 1842 год число исполнивших долг очищения совести будет гораздо более; ибо только в 4-й неделе поста было уже до 500 человек; и многие из Алеутов приезжают для сего из отдаленных мест, чего прежде никогда не бывало; и кроме того очень многие, хотя и желают искренно, но не имеют возможности приехать в церковь ; и чтобы удовлетворить желанию всех таковых, священник будет посещать все селения по мере возможности, имея при себе подвижной антиминс. В весьма многих из Алеутов, говевших ныне, видны плоды истинного раскаяния. Так, например, один из тоэнов (Константин) никогда не бывший у исповеди, такую показал веру, что не отходил от церкви, и такое раскаяние, что готов был рассказать все грехи свои при всей церкви, потому что, как он говорил, если я не стыдился делать грехи, то что мне стыдиться рассказывать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Иакинф (Бичурин) . Распоряжения Александра I сыграли решающую роль в упрочении положения православной миссии в Русской Америке , существовавшей в труднейших условиях: в 1811 году Александр I отклонил представление Синода о закрытии вдовствующей Кадьякской епископской кафедры, а в 1823 году не только воспрепятствовал упразднению самой миссии, но и оказал ей всемерную поддержку. В 1803 году в западных губерниях был запрещен перевод униатов в католичество; началось сближение униатов с Православием в форме единоверия (аналогичной той, которая была принята по отношению к старообрядчеству). Крещеные евреи в 1811 году были освобождены от рекрутской повинности, а в 1817 году наделены казенными землями. В этот период царствования Александра I увлекался мечтами об " общеевропейской религии " . Находясь в 1813 - 1814 годах за границей, он проявлял интерес к различным христианским конфессиям. В 1814 году в Силезии Александр I встретился с представителями секты Моравских братьев , в их строгом аскетизме император увидел " образец чистого идеала христианства " . В Бадене Александр I общался с европейским мистиком И. Г. Юнгом-Штиллингом, в Лондоне беседовал с квакерами , посещал их молитвенные собрания. По инициативе Александра I 14 сентября 1815 году был заключен Священный союз между монархами России , Австрии и Пруссии . Текст акта, написанный Александро I, имел религиозно-мистический характер и содержал обязательства христианских монархов оказывать друг другу всемерную помощь. В России государь покровительствовал различного рода религиозным собраниям, приближал к себе духовных лиц. Среди них значительное влияние на Александра I оказывал архим. новгородского Юрьева монастыря Фотий (Спасский) . С 1812 года при покровительстве Александра I в России развернуло свою деятельность Библейское общество , которому он подарил каменный дом в Санкт-Петербурге, пожертвовал 25 тыс. р. и обязался делать ежегодные взносы по 10 тыс. р. Православные иерархи высказывали недовольство засильем в Библейском обществе протестантских проповедников.

http://drevo-info.ru/articles/13681333.h...

Итак, в настоящее время в Колониях наших в Америке находятся четыре церкви, а именно: 1-я) в Ново-Архангельске, на острове Ситхе, во имя Архистратига Михаила с 1817 года, к коей принадлежат: Ново-Архангельск и два редута – Дионисиевский в Стахине и Озерской ближайший 107 . 2-я) в Кадьяке в память Воскресения Христова, с 1795 года; к ней принадлежать: Кадьяк и все заселения в Кенийской губе и Нучеке. 3-я) Уналашкинская в память Вознесения Господня, с 1824 года; к ней принадлежат: Уналашка со всеми островами от Унги до Четырехсопочных и острова Прибылова. 4-я) в Атхе во имя святителя Николая, с 1825; к ней принадлежат: Атха и все прочие острова до Берингова. Но Нушегак и Михайловский редут в севере по сие время оставались еще почти без священника, ибо Кадьякский священник, которому первый должен принадлежать, находит посещение его почти невозможным; а Уналашкинскому священнику посещать их удается очень редко. Но так как число новокрещенных, которые со времени первого посещения Уналашкинского священника в 1829 году, (положившего начало тамошнему крещению), более и более умножается, так что число американцев, принявших св. крещение, ныне простирается до 300 душ; и нет сомнения, что число это увеличится в несколько раз, если будет там церковь 108 , а потому определено быть там особому священнику в качестве миссионера. Сказав все, что можно и нужно вообще об Американских Церквах, теперь обратимся к Уналашкинской. После того, как алеуты были окрещены Иеромонхом Макарием, т. е. с 1795 года и по 1824 год, оставались без священника; только живущие в Уналашке на короткое время видели священников, бывших здесь случайно, а именно в 1792 году (т. е. еще до Макария), священника, бывшего на корабле Слава России, который окрестил 92 души из алеутов; в 1807 году Иеромонаха Гедеона, проходившего из Кадьяка в Охотск, и в 1821 году священника Михаила, бывшего при экспедиции Васильева; но эти священники, не имея походных церквей, не могли совершать всех таинств, да и самый креститель алеутов Макарий, неизвестно почему, не имел походной церкви, т. е. св. антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Алеуты, живущие в Ситхе, по большей части – Кадьякцы, и потому об них, как о членах Кадьякской Церкви, будет сказано в своем месте. Колош крещеных хотя ныне еще только 20 душ: за то они вообще все весьма хорошо исполняют свои обязанности в отношении к Церкви: ходят в церковь всегда, когда только могут, говеют и охотно слушают поучения, и никто из них (кроме одного Тоэна Ионки, который крещен был в давние времена и не числится здесь и о котором есть надежда, что и он обратится) не возвращался к обрядам прежней своей веры: напротив того, деятельностью и трудолю6ием, свойственным всем Колошам, они могут служить примером для Алеутов и Креолов, не слишком деятельных; а порядочною жизнью – убеждением для своей 6ратии Колош. Очень разумные беседы Колош на исповеди меня всегда утешали и радовали (Колоши, а особенно Колошенки, очень скоро выучиваются по-русски). Колоши, будучи совершенно независимы, храбры и находясь под сильным влиянием своих шаманов и старух, еще долго бы оставались в своем невежестве, заблуждении и упорстве, и никакие увещания и даже выгоды не могли бы убедить их к перемене их. веры, если бы сам Господь не коснулся их; напротив того, поведение многих Русских нижних служителей Компании, живущих подле них, и особенно Алеутов, о которых Колоши знают, что они все крещены, для Колош служить, или по крайней мере сдюжило, как-бы препятствием и даже угрозой к принятию Христианства. Причина та, что Алеуты, бывшие в Ситхе, образом жизни своей нисколько не показывали, что они Христиане и по несчастию почти всегда были из самых неблагочестивых; а живя отдельно от Русских, в особых казармах, и самую наружную жизнь вели весьма незавидно даже для Колош. Притом же Алеуты, живущие в Ситхе, по большей части состоят на службе Компании за особенную плату, и следовательно так же, как и все служащие, находятся в полном распоряжении начальства и употребляются на приличные им работы; но Колошам кажется, что Алеуты были прежде также независимы, как и они, а окрестившись сделались как бы рабами Русских, тогда как Алеуты, что можно сказать со всей справедливостью, в своих местах живут независимее и свободнее, нежели Камчадалы и даже все, крещеные Азиатцы 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

К утверждению их в Христианстве по сие время сделано следующее: священник Иаков Нецветов, пересматривая мои переводы и сочинения, сделанные для Уналашкинцев, вместо того чтобы сделать особенный перевод для Атхинцев (что он быль уже и намерен сделать), в моих переводах сдавал пояснения для своих парохиан, говорящих тем же языком, что и Унадашкинцы, но имеющих свое наречие. И потому переводы мои теперь могут быть полезны тем и другим. И это он сделал с тем намерением, чтобы (как он говорит в своем предисловии к Атхинцам в Катехизисе) «чтение на одном и том же наречие некогда могло соделать между ними одно общее наречие и чрез то они бы могли сделаться нераздельными братьями и по духу Евангельского учения, как они теперь братья по племени». Кроме того, отец Иаков перевел на Атхинское наречие 1 главу от Луки и две первые главы Деяний Апостольских с пояснением для Унадашкинцев. Атхинская церковь состоит из 782 Христиан, в том числе 50 Русских, 145 Креолов и 587 Алеутов, из коих (Алеутов) большая часть (378) находится недалеко от церкви. К сей церкви причисляются живущие на Курильских островах 99 собственно Курильцев, 104 Кадьякских Алеутов и 9 человек Русских, а всего 212, которых Атхинский священник посещает чрез каждые два года. К числу способов, какие находятся в Америке для улучшения нравственности жителей, надобно причислить четыре Училища для мальчиков (до 100 человек) и столько же приютов для бедных девушек (коих число более 50), где между прочим обучаются Закону Божию. Училища и приюты сии содержатся иждивением Американской Компании. 5. Нушегакская Церковь Под именем Нушегакской Церкви я разумею Христиан, живущих на берегах Берингова моря, в Александровском и Михайловском редутах, учрежденных Компанией и состоящих ныне из Русских, Креолов и новопросвещенных дикарей. В последнее время там считалось около 25 человек Русских, 15 Креолов и до 250 крестившихся Американцев. В самом же деле здесь нет и не было особенной Церкви или прихода, и живущие здесь Христиане, можно сказать, не принадлежат ни к одной из Американских Церквей: потому что Уналашкинскому священнику посещать их вовремя не возможно, и при том здешние дикари говорят на наречьем Кадьякского языка; а Кадьякский священник и без этого имеет огромнейший приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

В то же время на Еловом о-ве начал свою, продолжавшуюся 40 лет, просветительную деятельность монах Терман († 1837 г.). Воспитывал он сирот алеутов – мальчиков и девочек, обучал грамоте, Закону Божию, рукоделию и подготовлял их к крещению. Архим. Кадьякской миссии, архим. Иоасаф (Болотов), в 1799 г. был поставлен в Иркутске епископом Камчатским и Американским. Возвращаясь на Кадьяк на корабле Американской компании «Феникс», он потонул с кораблем в море. Заместитель ему назначен не был. П. Знаменский пишет: «Кроме Америки, за границами России православие, как известно, еще в конце XVII в. распространялось в Китае. По мысли митр. Филофея тобольского, в 1715 г. с согласия богдыхана в Пекин была отправлена первая русская миссия из 10 лиц под начальством архим. Елариона Лежайского. Богдыхан принял ее ласково, дал ей содержание и дозволил православное богослужение в каменной церкви при Русской роте. В 1721 г. туда отправлен был даже епископ св. Иннокентий, но не был допущен в Китай. Существование русской миссии в Пекине было упрочено трактатом России с Китаем 1728 г., при чем содержание ея предоставлено русскому правительству; состав ея определен в 10 человек (4 духовных и 6 светских) с переменой чрез каждые 7 лет. В своей деятельности она ограничивалась скромными пределами попечения только о своей русской пастве, не пускаясь ни в пропаганду, ни в политику, как миссии западные, и заслужив этим полное доверие подозрительных Китайцев, служила постоянно удобной посредницей между Россией и Китаем.» Православие, некогда широко распространенное между кавкасскими племенами, было давно уже подавлено здесь язычеством, а более всего магометанством, распространявшимся из Персии и Турции. Но в горах Кавказа еще повсюду сохранялись ясные следы его в развалинах древних храмов, в народных обрядах, в почитании св. Илии пророка и некоторых других святых, в соблюдении некоторых постов и праздников и в христианском оттенке самих суеверий народа. Со времени царя Петра русская Церковь ближе соприкоснулась с грузинскою Церковью. В 1746 г. по предложению грузинского архиепископа Иосифа, Св. Снод послал к осетинам миссию. Состояла она из грузин – архим. Пахомия и двух игуменов, всех знавших местные язык и нравы. До 1767 г. они крестили более 2000 осетин. Но все-же они не смогли сойтись с последними и раздражали их, вмешиваясь в их мирские дела. В 1771 г. Снод отправил новую миссию, состоявшую, главным образом, из русских. Главой ея был ученый прот. Лебедев. Снод снабдил миссию инструкцией. За 20 лет миссия обратила до 6000 осетин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Осиротела иркутская паства. Вместе со всей Русской Православной Церковью рыдала она над своими грехами, смиренно принимая Божие попущение. Долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными, но только Господь «не до конца прогневается, не век враждует». В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. На кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена их идентификация. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром, неотапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости. Житие священномученика Ювеналия Аляскинского Священномученик Ювеналий Аляскинский († 1796) был канонизирован в 1980 году. 113 Начал он свою деятельность на военной службе. После принятия монашества и рукоположения в чин иеромонаха он вошел в число восьми духовных лиц, отправившихся в 1793 году под начальством архимандрита Иоасафа (с 1799 года– епископ Кадьякский) для проповеди христианства североамериканским народам, оказавшимся в российском подданстве. Прибыв в 1794 году на остров Кадьяк, Ювеналий вместе с иеромонахом Макарием в течение двух месяцев объехал весь остров и окрестил всех его жителей. Почетные люди Кадьяка под воздействием проповеди Ювеналия отдавали ему своих детей для обучения. Всего иеромонахи Ювеналий и Макарий окрестили более 5000 американцев. В 1795 году Ювеналий отправился в Нучен, где обратил в христианскую веру более 400 чугачей. В 1796 году география поездок миссионеров стала расширяться, захватывая не только острова, но и Аляскинский материк. Священномученик Ювеналий был в первой группе православных миссионеров на Аляске. В 1797 году русский иеромонах отец Ювеналий покинул остров Кадьяк. Он путешествовал вдоль залива Кука через районы, ныне известные, как Конай и Анкорндж, и пересек горы к озеру Илиамна, после чего след его затерялся. Именно там он был зверски убит племенем юпиков, вероятно, только потому, что они враждебно относились к незнакомцам. Это произошло около озера Илиамна. Когда шаман этого племени после убийства священномученика надел на себя его крест, то не смог совершить языческий обряд. Тогда он сказал своему племени, что следует с уважением относиться и слушать тех, кто носит такой знак – крест. Впоследствии племя юпиков приняло христианство и стало одним из наиболее глубоко верующих среди обращенных племен. В 1980 году отец Ювеналий был прославлен в лике священномучеников. Житие Преподобного Германа Аляскинского

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Uoacaф Кадьякский (Аляскинский), свт. Описания иконы Иоасаф Кадьякский (Аляскинский), свт. - житие Иоасаф епископ кадьякский (в миру Иоанн Ильич Болотов, 1761—1799) — епископ кадьякский, уроженец Тверской губернии, обучался в семинариях тверской и ярославской, несколько лет, по окончании курса, состоял учителем угличского духовного училища и в 1786 г. постригся в Толгском м-ре, близ Ярославля; в 1794 г., будучи иеромонахом и архимандритом духовной миссии, отправился с представителями российско-американской компании к берегам охотского моря и занялся обращением в христианство туземцев в Кадьяке. В 1799 г. И. был посвящен в епископа кадьякского, с титулом викария иркутской епархии. Возвращаясь из Иркутска, он погиб со всей свитой в Охотском море. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1997

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАСАФ (БОЛОТОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иоасаф, епископ Кадьякский. Икона Редакция текста от: 26.09.2016 15:04:45 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13672022.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010