умер мон. Иоасаф. В 1823 г. Святейший Синод постановил закрыть миссию, но имп. Александр I Павлович не утвердил этого решения. В 1825 г. иером. Афанасия сменил свящ. Фрументий Мордовский. На Алеутских о-вах продолжил миссионерский подвиг мон. Герман. Его жертвенная жизнь и бескорыстная забота об алеутах снискали ему среди них искреннее уважение. Скончался он 13 дек. 1837 г. на о-ве Еловом. 9 авг. 1970 г. Герман Аляскинский был прославлен в лике преподобных Православной Церковью в Америке . Большой проблемой для миссии в 1815-1823 гг. было отсутствие достаточного числа священнослужителей. Из Иркутска продолжали присылать на Аляску священников, но истинного усердия, подобно первым миссионерам, они не проявляли. Требы и богослужения совершались крайне нерегулярно, Крещение часто осуществляли миряне. Расцвет А. м. связан с именем свящ. Иоанна Вениаминова (1797-1879) (впосл. свт. митр. Московский и Коломенский Иннокентий ), к-рый прибыл на Уналашку в 1824 г. и прожил на острове 10 лет. Деятельность свящ. Иоанна была примером подлинно апостольского служения: обучив алеутов плотницкому ремеслу, он вместе с ними срубил деревянный храм, изучил алеутско-лисьевский язык, создал букварь и перевел на этот язык НЗ, литургию свт. Иоанна Златоуста и Катехизис. Свящ. Иоанн совершал длительные пастырские объезды многочисленных Алеутских о-вов и материка, во время к-рых проповедовал и крестил. В 1834 г. он был переведен в Новоархангельск (совр. Ситка) - адм. ц. Русской Америки, где столкнулся с воинственным племенем колошей. Изучив их язык и обычаи, о. Иоанн проповедовал среди них Слово Божие, устроил миссионерскую школу для мальчиков, обучал их Закону Божию и ремеслам. Особо ревностным среди миссионеров, подвизавшихся на Алеутских о-вах и Аляске, был свящ. алеут св. Иаков Нецветов , помогавший свт. Иннокентию в проповеднических трудах, издавший первый молитвослов на языке юпик для аляскинских эскимосов (1897). 21 дек. 1840 г. Святейший Синод учредил Камчатскую, Курильскую и Алеутскую епархию с кафедрой в Новоархангельске.

http://pravenc.ru/text/114212.html

Прп. Назарий Валаамский благословляет миссионеров на служение на Аляске. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. Чашкин Прп. Назарий Валаамский благословляет миссионеров на служение на Аляске. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. Чашкин 24 сент. 1794 г. миссионеры прибыли на о-в Кадьяк, к востоку от п-ова Аляска. В течение 2 месяцев И. вместе с бывш. насельником Коневского мон-ря иером. Макарием и толмачами объехали весь остров (один по северному, другой - по юж. берегу) и крестили всех местных жителей - «кадьякских алеутов» (тихоокеанских эскимосов, или сухпиат). И. и иеродиак. Стефан (Говорухин) участвовали также в строительстве первого деревянного храма в честь Воскресения Христова, совершали богослужения в Павловской Гавани. Один из инициаторов миссии, купец Г. И. Шелихов, намеревался найти в колониях инженера-фортификатора. Но за неимением такового советовал главному правителю рус. поселений в Америке А. А. Баранову привлекать для консультаций при планировании крепостей И. и иеродиак. Стефана, «яко людей, служивших в горных заводах, когда были они в светской жизни, и, следовательно, знающих науки математические… геодезию и архитектуру» (цит. по: Фёдорова. 1971. С. 196). Прп. Герман Аляскинский в письме валаамскому игум. прп. Назарию (Кондратьеву) передал свидетельство о том, что иеромонахи Макарий и И. «горели наибольшей ревностью» в деле крещения местного населения и спорили между собой, желая отправиться на Аляску. Передвигались они на байдарках, «малейших кожаных лодочках, невзирая на все морские опасности». Прп. Герман описал и предполагаемый маршрут И.: «В скором времени отправится отец Ювеналий на матерую, начиная с Кенайской губы - в Чугачи, Алегмют, дальние Колоши и другие многие языки, даже до Чилхата» ( Деменков. 1842. С. 225-226). «От Валаама до Аляски». Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. Чашкин «От Валаама до Аляски». Прибытие миссионеров в Америку. Роспись собора свт. Николая в Вашингтоне. Нач. 90-х гг. XX в. Мастер А. И. Чашкин И. был назначен в новое поселение в зал. Якутат (Беринга), в сев.-вост. части зал. Аляска, где архим. Иоасаф предполагал устроить не только храм, но и мон-рь. Но до цели И. так и не добрался. Капитан Г. Л. Прибылов, ссылаясь на недостаток пресной воды, развернул судно «Три святителя» обратно, к Кадьяку, по дороге остановившись в гавани Нучек на одноименном острове (ныне Хинчинбрук) в вост. части Чугацкого (Чугачского) зал. (ныне зал. Принс-Уильям). На Якутат следом поехали архим. Иоасаф с Барановым.

http://pravenc.ru/text/1237735.html

В мае 1796 года Святейший Синод, принимая во внимание всю важность американской миссии, определил архимандриту Иоасафу быть епископом Кадьякским, викарием Иркутской епархии. 10 апреля 1799 года в Иркутске состоялась его хиротония. Но увидеть снова свою паству ему не довелось — корабль «Феникс», на котором возвращались в Кадьяк новохиротонисанный епископ Кадьякский и его спутники, затонул недалеко от американских берегов. Отношения между миссионерами и администрацией Российско-Американской промысловой компании складывались неблагоприятно, и в 1811 году Святейший Синод вынужден был закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии. В 1824 году на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, прославленный в святительском сане), который с полным правом именуется апостолом «Русской Америки». Это был не только ревностный миссионер, но и выдающийся этнограф и лингвист. Чтобы обеспечить успех христианской проповеди среди алеутов, отец Иоанн изучил алеутский язык, перевел на него Священное Писание и богослужебные книги. Он несколько раз посетил американский материк, где крестил многих туземцев. На Уналашке отец Иоанн открыл школу для мальчиков, в которой сам же и преподавал. В 1840 году была восстановлена епископская кафедра в Америке — в г. Новоархангельске, административном центре русских владений, и отец Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1867 году Аляска была продана царским правительством Соединенным Штатам Америки. Святитель Иннокентий настоял на включении в договор о продаже пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были оставаться собственностью Русской Церкви, за которой обеспечивалась полная свобода деятельности. Но после 1867 года прежних, сравнительно благоприятных, условий для миссионерской работы уже не было. Своими распоряжениями американская администрация часто нарушала интересы православного русского духовенства и православных жителей. Тем не менее русские миссионеры не останавливались перед возникавшими трудностями и с апостольской ревностью служили делу спасения туземного населения.

http://patriarchia.ru/db/text/632237.htm...

В числе 93-х архиереев, правивших епархией на протяжении ее более чем тысячелетней истории, 24 святых, многие видные иерархи, среди которых святитель Феодор, племянник преподобного Сергия, святитель Арсений (Мацеевич), святитель Филарет (Дроздов), митрополит Филарет (Амфитеатров), архиепископ Ионафан (Руднев) и другие. Из Ярославской земли три архипастыря были призваны к Патриаршему служению: св. Патриарх Иов, Патриарх Филарет (Романов) и св. Патриарх Тихон. В 1747 году была учреждена Ярославская духовная семинария, закрытая в 1918 году и возрожденная в 2006 году. Среди ее выпускников — канонизированный Православной Церковью в Америке святитель Иоасаф, епископ Кадьякский, просветитель Аляски; священномученик Андроник, архиепископ Пермский, и другие подвижники благочестия. В XIX — начале XX веков в Ярославской епархии трудились такие выдающиеся делатели на ниве Христовой, как протоиереи Родион Путятин и Аристарх Израилев, церковный композитор священник Василий Зиновьев. Святой праведный Иоанн Кронштадтский неоднократно посещал Ярославскую епархию, основав на ее земле два монастыря. В годы безбожных гонений Господь принял в Свои обители сонм новомучеников и исповедников Ярославской земли, среди которых святитель Агафангел, исповедник, митрополит Ярославский; священномученики Серафим, архиепископ Угличский и Вениамин, епископ Романово-Борисоглебский. С Ярославской землей связаны также имена святителей Луки (Войно-Ясенецкого), Афанасия (Сахарова) и преподобного Серафима Вырицкого. Настоящее время [ править править код ] Сегодня Ярославская епархия насчитывает в своем составе около 300 приходов, 19 монастырей, 11 подворий, скит, духовную семинарию, 5 православных гимназий, школу звонарей, иконописную и регентскую школы. При педагогическом университете открыта кафедра теологии. Ежемесячно выходит в свет журнал «Ярославские епархиальные ведомости» — первое подобное издание в России, вышедшее в свет в апреле 1860 года при архиепископе Ниле (Исаковиче). За последние годы в храмы вернулись такие великие святыни, как Толгская икона Божией Матери и частица святой Ризы Господней. К их благодатной силе прибегают множество паломников, которым также полюбились чудотворные источники преподобных Иринарха Затворника и Никиты Столпника, прославленные множеством исцелений, Иринарховский, Казанский, Романово-Борисоглебский, Толгский и Волжский крестные ходы, собирающие тысячи участников. Населённые пункты [ править править код ] Святые подвижники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославская_об...

До 1842 года, под ведением Кадьякской церкви находился еще Нушегак, считается 75 душ Русских, Креолов и крещеных Аглегмютов (и которые до 1836 года считались в числе жителей, принадлежащих к Кадьякской церкви); но отныне Нушегак составлять будем особый приход, куда отправлен особый священник с надлежащим причтом. До 1841 года, т. е. до прибытия в Кадьяк нынешнего священника, Кадьякская церковь , по внутреннему состоянию своему, была, можно сказать, на самой низкой степени. Не говоря уже об обитателях материка Америки, как то: Кенайцах, Чугачах и Аляксинцах, живущих в больших разстояниях от церкви, но даже между самыми кадьякцами, живущими на остров было Кадьяке было некрещеных до 100 душ, от 2 до 10 лет, а всех из числящихся в народной переписи более 1000 душ, и само собой, что не мало умерло без крещения. Многие не только из Алеутов, но и из Русских жили в брачном состоянии без всякого благословения церкви; неверность в супружестве; у многих из Креолов почти не считалось за стыд; даже говорят хвалились тем. Весьма многие из Алеутов стариков не бывали от роду даже у исповеди; так что (как видно из архива) в целый год исполняющих христианскую обязанность очищения совести бывало только от 50 до 100 человек, и был один год, когда было только восемь человек из 6 или 5 тысяч всего народонаселения. Много из Русских было таких, которые, живя подле самой церкви, не бывали у исповеди по 12 лет сряду, а в отдаленности по 30. Бывало и в самые большие праздники церковь была почти пуста, тогда как около нее жителей было до 400 душ, из коих большая часть были Русские и их семейства; Алеуты часто сидели около церкви, но не шли в нее, а многие из них, живущие в отдаленности, никогда не бывали в ней, хотя и часто приезжали в главное селение. Шаманство между Алеутами, крещенными не только не истребилось от долговременного существования здесь церкви, или, по крайней мере, не только не скрывалось, но было явно и в такой силе, что, не говоря уже об Американцах, даже некоторые из Русских боялись шаманов и не смели их оскорблять. Таково было внутреннее состояние Кадьякской церкви до 1840 года, но с сего времени в ней последовала чрезвычайная перемена в добрую сторону. Нынешний правитель Кадьякского отдела Иннокентий Костромитинов, вступивший в 1839 году, можно сказать, первый положил начало таковой перемены; он сколько выговорами, убеждениями и обличениями некоторых из явных Алеутских шаманов, столько же и примерной набожностью своей, не только остановил успехи шаманства, но даже некоторых заставил если не обратиться на путь истины, то сильно сомневаться в силе шаманства 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

При непосредственном участии М.-П., выступавшего в качестве посредника между митр. Гавриилом и императрицей, к кон. 1793 г. была сформирована 1-я Кадьякская миссия из иноков Спасо-Преображенского Валаамского и Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырей для просвещения народов Аляски и Алеутских островов. 30 апр. 1796 г. М.-П. в докладе императрице о состоянии дел миссии предложил учредить архиерейскую кафедру для «распространения христианского закона» в «Северо-восточной части Америки». Епископом Кадьякским в том же году был назначен архим. Иоасаф (Болотов) . М.-П. поддерживал митр. Гавриила и в деле по устройству единоверческих приходов в С.-Петербурге (1792) и на Дону (1794). В 1795 г. М.-П. предложил «сочиненное на латинском языке Адамом Зерникау, а покойным архиепископом Феофаном Прокоповичем сокращенное рассуждение «о происхождении Святаго Духа»» перевести «на российский язык». Т. о., было опубликовано одно из немногих в XVIII в. апологетических сочинений, которое показывало отличия вероучения православного от католического,- «De processione Spiritus Sancti» («Об исхождении Святого Духа»). 2 янв. 1796 г. М.-П. распорядился, чтобы прокурор Синодальной конторы Л. И. Сечкарёв проверил сведения о «якобы бываемых» новых чудесах в Успенском соборе при гробницах митрополитов Киевских и всея Руси свт. Киприана и свт. Фотия (Из бумаг прот. П. Алексеева. 1910. 2. С. 313). Синод при М.-П. получал Высочайшие указы, а также финансирование через обер-прокурора. Личная близость к императрице освободила М.-П. от контроля по экономическим делам со стороны Сената, к-рый был установлен после злоупотреблений обер-прокурора П. П. Чебышева . Однако ему не удалось добиться отмены указа от 28 мая 1781 г., согласно к-рому деньги Синода находились под контролем генерал-прокурора Сената. Многие поручения императрицы по духовному ведомству для их передачи Синоду были следствием «всеподданнейших докладов» обер-прокурора. Передавая Синоду монаршие распоряжения, обер-прокуратура в лице М.-П. стала прилагать к рапортам о решенных делах особые краткие записки. Можно отметить также улучшение делопроизводства и контроля за ним, что находило поддержку у синодальных членов. Были выделены дополнительные ассигнования из общей сметы Синода на расширение адм. аппарата.

http://pravenc.ru/text/2564398.html

Неутомимый, проницательный и умный наблюдатель, отец Иоанн составил различные антропологические, этнографические, географические и метеорологические описания. Позднее они были собраны в трехтомный труд под названием «Записки об островах Уналашкинского отдела», который не потерял своей актуальности до настоящего времени. Несколько его статей было переведено на французский и немецкий языки. За свои научные достижения отец Иоанн был избран членом-корреспондентом Российской академии наук. В 1834 году отец Иоанн получил назначение на остров Ситху – один из самых больших островов Ванкуверской гряды, лежащий у юго-западного побережья материковой Аляски. На Ситхе основной задачей отца Иоанна было просвещение светом Христовой веры гордых и воинственных местных индейцев – колошей. Колоши как по виду, так и по нраву резко отличались от алеутов. По нраву колоши были горды и самолюбивы и очень мстительны. Если колош при жизни не смог отомстить за обиду, то он завещал свою месть потомкам. Обращение колошей в христианство шло очень медленно. Сначала отец Иоанн начал изучать их язык и быт. Затем начал писать проповеди на их родном языке. Отец Иоанн старался более убеждать, чем принуждать, и терпеливо ожидал добровольного желания креститься. Исследования отца Иоанна составили трактат под названием «Некоторые замечания о колошском и кадьякском языках». К этой работе он приложил словарь более чем на тысячу слов. Кроме просвещения, отец Иоанн обучил туземцев плотницкому и кузнечному делу, а также научил их прививать оспу. В свободное время отец Иоанн любил что-нибудь мастерить. Он сделал часы для колокольни над Михайловским храмом в Ново-Архангельске. На протяжении многих лет эти часы были местной достопримечательностью. В 1836 году отец Иоанн побывал в Калифорнии, чтобы посетить Форт-Росс – русский поселок, основанный в 1811 году на тихоокеанском побережье, примерно в 70 милях к северу от Сан-Франциско. Предполагалось, что храм форта обслуживает священник, приезжающий с о. Ситхи. Отец Иоанн пробыл в Форт-Россе месяц в ожидании корабля, чтобы вернуться на Ситху из Сан-Франциско.

http://pravoslavie.ru/4493.html

Все дети любят рисовать. Красками, карандашами, мелками, палочкой на земле и пальчиком на окне…. А для того, чтобы получалось красиво, нужно постараться и поучиться. Наши занятия в воскресной школе учат не только изобразительным навыкам, но и укрепляют руку, развивают глазомер и усидчивость, а также знакомят с русскими народными промыслами – дымковской, городецкой, хохломской и гжельской росписью изделий. На самых первых занятиях дети знакомятся с цветами и учатся смешивать их, получая нужные оттенки. Затем изображать форму предметов и рисовать замечательные натюрморты из даров осени и портреты любимых и замечательных мам. Ну а когда основные изобразительные навыки осваиваются, приходит пора декоративного рисования. На занятиях театрального кружка дети с педагогом репетируют и готовятся к главным православным праздником. Они читают стихи, поют православные песни, учат роли в театральных постановках. Дети выступают в храме и перед приходом в дни праздничных служб. Таким образом дети узнают историю происхождения православных праздников через театрализованные, литературные, музыкальные формы, тем самым ребята познают Святое Евангелие, в них воспитываются чувства любви, дружбы, милосердия, бескорыстия, уважения, взаимопомощи и терпения. Ведь так важно научить наших детей жить по заповедям Христовым. Святые [ править править код ] По преданию, около 1495 года в семье священника церкви святых мучеников Космы и Дамиана родился будущий святой — Тверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия , написанного на рубеже XVI-XVII веков митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием. Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие(10). Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сретения_...

После этого Шелехову уже не трудно было внушать новокрещенным и мысль о гражданственности, о необходимости соблюдать известные постановления, как гражданские, так и церковные. До отъезда с острова Шелехов крестил, таким образом, сорок человек, и первый заложил основу церкви Христовой в этой отдаленной стране, дотоле пребывавшей во тьме и сени смертной. Справедливость, впрочем, требует заметить, что хотя Шелехов именно был первым насадителем семян веры Христовой на Кадьяке, но и другие русские промышленники, еще раньше его бывавшие на Алеутских островах, также не забывали о том, что на обязанности каждого христианина лежит долг делится светом познания истинной веры с сидящими во тьме. Так, напр., предприимчивый казак Андреян Толстых, первый открыв в 1743 году группу островов, названных по его имени Андреяновскими, начал крестить туземцев этих островов. Затем мещанин Иван Глотов, открывший острова, известные под названием Лисьих, в 1759 году окрестил сына одного из местных алеутских начальников (тоенов) и вывез его в Камчатку, где этот первенец Алеутской церкви прожил несколько лет, и, выучившись русской грамоте, возвратился на родину уже благовестником истинной веры и добрым носителем начал русской культуры 7 . Шелехов, таким образом, продолжал лишь этот постепенный ход распространения веры Христовой до отдаленнейших пределов известного тогда мира; но его деятельность в этом отношении замечательна тем, что он первый пришел к мысли упрочить это случайное сеяние семян веры Христовой посредством правильно организованной миссии. Мысль эту он и не замедлил привести в исполнение при первой возможности. Юная кадьякская церковь между тем продолжала прозябать. Крещенные Шелеховым кадьякцы или так называемые коняги оставались верными принятой ими русской вере и составляли главный опорный пункт для русских промышленников среди массы дикарей, на которых трудно было полагаться во всем. Но положение их было весьма неопределенно. Присоединенные к новой вере, они оставались без достаточного назидания в ней, так как богословские познания промышленников не шли дальше первых начатков христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/stolet...

Вообще беседа старца производила на слушавших его неотразимое впечатление. Так, однажды Германа пригласили на фрегат, пришедший из Петербурга. Капитан фрегата, человек высокообразованный, знающий несколько языков, решил проверить, верны ли дошедшие до столицы слухи о старце и его удивительном влияние на людей. С капитаном было до двадцати пяти человек офицеров. Вот как он потом вспоминал эту встречу: «В нашей кают-компании сидел небольшого роста, в ветхой одежде, пустынный монах. Мы все воспитывались в Морском корпусе, знали многие науки и много читали. Но науку из наук, то есть закон Божий, понимали поверхностно, теоретически, не применяя ее к своей жизни. Лишь по названию были христианами, а в душе и на деле – атеистами. Мы говорили с ним до полуночи, а то и за полночь о любви Божией, о вечности, о спасении души, о христианской жизни... Отец Герман, к великому моему удивлению, говорил так сильно и умно, доказывал так убедительно, что, мне кажется, никакая ученость и земная мудрость не могли бы устоять против его слов. Своей удивительной беседою он всех образованных собеседников своих привел в такое положение, что они не знали, что ему отвечать. Мы были безответными дураками перед ним! И многие из нас после этой беседы пересмотрели свое отношение к христианству». Так преподобный Герман обращал в христианство не только местных жителей, но и русских офицеров-моряков, зараженных неверием и вольнодумством. В конце жизни преподобный Герман решил уединиться от людей и переселился на необитаемый остров, находившийся в двух часах езды на байдарке от центрального поселения. Здесь он построил небольшую бревенчатую келью, в которой и прожил до конца своих дней. Постелью Герману служила небольшая скамья, подушкой – два кирпича, а одеялом – деревянная доска. Тайные подвиги старца остались неведомыми миру. Его жизнь протекала в условиях самоотречения, нестяжательности и сурового пренебрежения всеми удобствами. Рассказывая о жизни старца, его ученик, кадьякский алеут, лишь замечал: «Трудную жизнь вел батюшка, и никто не может подражать его жизни!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010