губ в уезд. гор. Уфе Викарные епископы Прежний Иркутской епархии Кадьякской Вновь учреждаемые кои управлять будут церквами, поручаемыми от местных архиереев и Кадьякский и проч. прилежащих к нему в Америке островов На острове Кадьяке В митрополиях Киевской Чигиринский В Киевск. Михайловс. м. Новгородской Старорусский Новгород. Хутыне Московской Дмитровский Савине Сторожевском Казанской Свияжский Свияжск. Успенском Таким образом, в самом конце XVIII в. в Русской Церкви было: 4 епархии I-ro класса, 12 – II-ro и 20 – III класса; всего 36 самостоятельных епархий и 5 викариатств. 1183 1132 В. Г. Щеглов. Государственный Совет в царствование Императора Александра II. Ярославль. 1895 г., вып. I, стр. 27 отд. издание и во Временнике Демидовского Юрид. Лицея, кн. 66. 1133 Арх. Св. Синода, д. 1797 г. 605, л. л. 1–2. Приложение V к настоящему исследованию, стр. 41–45. 1135 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XXV, 18482 (о распределении городов б. Пензенской губ.). Нижегородскую губ. тогда составляли города: г.г. Н.-Новгород, уезд. Балахнинск, Семенов, Горбатов, Арзамас, Ардатов, Лукоянов, Василь и Княгинин, и зашт. гг. Перевоз и Макарьев, вместо которых восстановлен г. Княгинин. Починки и Сергач остались также заштатными. Из пензенских городов Краснослободск остался уездным городом, Троицк и Наровчат – заштатными. Симбирскую губ. составили города: губ. Симбирск. уезд. Ставрополь, Самара, Сызрань, Корсун, Алатырь, Курмыш, Буинск, из пензенских – Саранск и Инсарск: Сенгилеев, Ардатов и пензенский Шешкеев оставались за штатом. Саратовскую губернию составили 10 городов: г.г. Саратов, уез. Пенза, Вольск, Хвалынск, Сердобск, Новохоперск, Камышин, Царицын, Кузнецк, и Петровск: Аткарск и Балашов тогда оставлены за штатом вместе с пензенскими городами Мокшаном и Городищем. 1136 Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. т. XXIV, 17634 и 18190, ср. Приложение V стр. 41–42, 44. Что представляла собой Астраханская губерния вместе с Кавказской областью см. ниже стр. 840 исследования (Ведомость). 1137 Города эти следующие: г.г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Викариатство Иркутской епархии – епископство Кадьякское (1796 г.). Христианство на Компанейских островах в Великом океане близ берегов Северной Америки. Русские деятели там: Степан Глотов и Ив. Гр. Шелехов. Открытие Кадьякского викариатства (1796 г.). Трагическая кончина посвященного на кадьякскую кафедру епископа Иоасафа (Болотова) 1799 г. Присоединение Кадьякской области и паствы к Иркутской епархии (1799 г.). В необъятной Сибири остаются, по-прежнему, два епископа. Малочисленность русских епархий и состав их по смерти Екатерины II и при вступлении на престол Павла Петровича. VI В 1792 году 8 декабря состоялся второй раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией. 27 марта 1793 года главнокомандующий русскими войсками в Польше генерал-аншеф Михаил Никитич Кречетников, назначенный генерал-губернатором новоприсоединенных областей, всенародно объявил манифест о присоединении к России от Польши навсегда «всех замыкающихся в нижеописанной черте земель и жителей их, а именно: начиная черту сию от селения Друи, лежащего на левом берегу р. Двины, при угле границы Семигалии, откуда, простирайся на Нороч и Дуброву и следуя по частному рубежу воеводства Виленского на Столпцы, проводя на Несвиж, потом на Пинск, а оттоль проходя через Кунев между Вышегорода и Награблы близ границы Галиции, с коей смыкаясь простирается по оной до реки Днестра, наконец, спускался всегда по течению сей реки, примыкает к реке Егорлыку – пункту прежней границы в той стороне между Россией и Польшей. 1024 Из огромного пространства новоприсоединенной земли некоторые уезды-поветы и др. земли, по смежности и способности, предположено было присоединить к пограничным с ними русским губерниям – Полоцкой (остаток воеводства Полоцкого, не присоединенный при первом разделе Польши), Могилевской – от новой границы Полоцкой губернии до р. Березины (только без города Бобруйска), Киевской и Черниговской (Мозырский округ и часть воеводства Киевского) и к Екатеринославской (часть Киевского и Брацлавского воеводств).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Немного ранее Моздокского викариатства прекратило свое существование другое окраинное викариатство Иркутской епархии епископство Кадьякское. Оно, можно сказать, почти не существовало. Трагическая кончина кадьякского епископа Иоасафа (Болотова) положила конец Кадьякскому викариатству, открытому на крайнем северо-востоке в новых русских владениях также с миссионерской целью. Из истории распространения христианства в Сибири на крайнем северо-востоке и образования территории Иркутской епархии уже известно, что первыми насадителями христианства на компанейских островах (Сигхе, Агхе, Кадьяке и Уналашке) в северной части Великого океана, у берегов Северной Америки были русские мореплаватели, искавшие личных выгод. Об одном из них живо сохранилась память, то был яренский гражданин Степан Глотов. 1-го сентября 1759 года Глотов на боте «Иулиан» московского купца Никифорова приплыл к острову Умнаку, в 200 верстах от Уналашки. Здесь он пробыл до 23 мая 1762 г. и познакомился не только с жителями Умнака, но и Уналашки, возвещая им о христианской вере. Сын умнакского таэна первым принял христианство и получил в христианстве имя Ивана с фамилией по восприемнику – Глотова. Крестившись сам, Иван Глотов много содействовал распространению христианства среди алеутов. Но лишь Степан Глотов оставил остров Умнак, алеуты начали избивать русских и христиан, другой русский промышленник Соловьев седмерицей отплатил алеутам за убийство русских. Совершенно изменился и Глотов в отношениях к алеутам. Другие русские промышленники, приплывшие туда же на десятках кораблей, относились к островитянам не лучше. Так продолжалось с 1763 г. по 1783 г., и о распространении христианства среди алеутов за этот двадцатилетний период не могло быть речи. Материальные интересы поглотили всех и дурно отразились на нравах самих русских и туземцев. Наконец в 1783 году на компанейские острова прибыл рыльский именитый гражданин Гр. Ив. Шелихов. Он поставил задачей своей деятельности на островах внутренний мир между островитянами и русскими, улучшение торговли, но, главным образом, распространение всеми мерами православной веры среди инородцев и исправление нравов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Соч.: Братья Киреевские - путь христианского становления//Иван и Петр Киреевские в рус. культуре: Сб. Калуга, 2001. С. 5-10; Миссия Церкви сегодня. Калуга, 2003; Миссионерское служение РПЦ на Аляске//Богословско-ист. сб. Калуга, 2003. Вып. 1. С. 35-78; В стране святых воспоминаний. Калуга, 2004; Мировоззрение и образ жизни совр. молодежи//Богородично-Рождественские чт., 6-е. Обнинск, 2004. С. 9-19; Правосл. семья в становлении Российского гос-ва//Там же, 7-е. 2004. С. 5-9; Задачи правосл. СМИ и нравственная ответственность журналиста//Вера и слово: Мат-лы 1-го междунар. фестиваля правосл. СМИ, 16-18 нояб. 2004 г. М., 2005. С. 37-49; Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте//Духовно-нравственные основы демографического развития России: Мат-лы церк.-обществ. форума, 18-19 окт. 2004 г. М., 2005. С. 11-18; Свт. Иннокентий и расцвет правосл. миссии на Аляске (1824-1867)//Богословско-ист. сб. 2005. Вып. 2. С. 35-126; Эсхатология в кн. прор. Исаии//Эсхатологическое учение Церкви: Мат-лы богосл. конф. РПЦ. М., 2007. С. 110-115; О перспективах изучения правосл. культуры и духовно-нравственного образования в рос. школе//ЖМП. 2008. 3. С. 40-44; РПЦ на Аляске до 1917 г. М., 2009; Возрастание в вере. Калуга, 2009; К вопросу об участии священнослужителей во 2-й Камчатской экспедиции//Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2010. Вып. 2(82). С. 219-224; Вопросы истории Кадьякского викариатства и синодальное управление миссионерской деятельностью на Аляске//Там же. 2010. Вып. 3(83). С. 307-316; Распространение рус. духовной культуры среди индейцев тлинкитов в период Русской Америки//УЗ Рос. гос. социального ун-та. М., 2010. 2(78). С. 6-10; Corpus Theophanicum: О подготовке 1-го науч.-просветит. издания Полного собр. творений свт. Феофана Затворника//ЖМП. 2012. 3. С. 80-82; У рецензирования правосл. лит-ры нет альтернативы//Там же. 2013. 2. С. 82-87; Освещение миссионерской деятельности РПЦ в Сибири в светских периодических изданиях XIX в.//Библиотековедение. 2013. 6. С. 48-53; Защита гос. интересов и распространение Православия на Тихоокеанском севере//Вестн. РАН. 2013. Т. 83. 9. С. 839-843; Аляска: Успешная миссия//ЖМП. 2014. 1. С. 36-43; Социокультурный аспект миссионерского служения на Аляске свт. Иннокентия (Вениаминова)//Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманит. науки. 2014. Вып. 1(129). С. 105-109.

http://pravenc.ru/text/Климент ...

Это было связано со следующим важным обстоятельством: «Большую часть промышленников составляли разорившиеся мелкие купцы, беглые солдаты и беглые каторжники. Компания Г.И. Шелихова, при зачислении на службу, старалась подбирать людей, обременённых долгами, и выплачивала их так, что промышленный ещё до приезда в Америку уже имел солидный долг перед компанией и попадал в полную зависимость от неё» 20 . Естественно, что от подобного контингента трудно было ожидать высокой духовности (архим. Иоасаф неоднократно писал, что дикий разврат и даже убийства стали обычным делом), что иногда подвигало туземцев на вооружённое сопротивление. При этом кадьякские алеуты также, по сути, не были свободными людьми по отношению к компании Шелихова, поэтому и отношение к ним было зачастую не слишком положительным. Через несколько лет жизни на новом материке русские миссионеры пришли к выводу, что здесь должна быть образована новая епархия, ранее все сведения шли к Вениамину (Багрянскому), епископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому. Но в силу огромных расстояний поступающие сведения сразу же становились устаревшими почти на год, поэтому миссионеры решили просить о создании новой епархии. Но была ещё одна, довольно щекотливая, причина. Дело в том, что, по сообщениям архим. Иоасафа, Александр Баранов и сотрудники компании во многом препятствовали распространению Благой вести. Какими методами – об этом было сказано выше. В письме архим. Иоасаф пишет: «Я слыхал от некоторых, что Баранов со своими бунтовщиками нередко поговаривает: как бы де, как отправить на тот свет Архимандрита да Иувеналия, а других как мух придавим, хотя и не должен я всем вракам верить, но сомневаться могу, от столь бесчеловечного скоро то может быть» 21 . И новая епархия получила бы независимость от Баранова, что в тех условиях было очень важно. В Санкт-Петербурге это понимали, поэтому 17 июля 1796 года было учреждено Кадьяское викариатство, и первым архиереем стал сам архим. Иоасаф, хиротонисанный 10 апреля 1799 года. К сожалению, на обратном пути в Америку судно «Феникс» было потоплено штормом, поэтому ещё несколько десятилетий на Аляску не назначали епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Практически все жители Алеутских островов и части материковой Аляски были просвещены – алеуты, эскимосы, колоши; всего насчитывалось более 10 тыс. христиан. Впоследствии, когда свт. Иннокентий был уже в сане епископа, в Новоархангельске было открыто духовное училище, преобразованное в 1845 г. в миссионерскую семинарию. Также состоялось открытие нескольких новых миссий: Нушегакской (в период с 1842 по 1857 г. Крещено 1448 эскимосов), Квипакской (за этот же период крещено 1320 человек), Кенайской (крещено 1432 человека). Успех миссии был таков, что крестились даже индейцы-шаманы. За время работы миссии на местные языки были переведены литургия, некоторые молитвы. На алеутском языке были изданы «Указание пути в Царствие Небесное», «Святое Евангелие от Матфея», «Начатки христианскаго учения», «Две притчи с Аткинского острова», на тлингитском языке – «Замечания о Колошенском и Кадьякском языках», «Указание пути в Царствие Небесное» (первая часть). В 1870 г., по ходатайству свт. Иннокентия, который был уже в это время митрополитом Московским и Коломенским, в Северной Америке была учреждена Алеутская и Аляскинская епархия с кафедрой в Сан-Франциско. Американская (Кадьякская) духовная миссия. Была учреждена в 1793 г. по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова). Состояла из 8-и человек: главы ее, архимандрита Иоасафа (Болотова) и иноков преимущественно Валаамского монастыря, а также Коневского. Прибыв на место, миссионеры начали строить храмы, открывать при них церковно-приходские школы, обучали русскому языку и грамоте алеутов и их детей, прививали элементарные медицинские знания, развивали огородничество, вели научные наблюдения. К 1796 г. миссия крестила 6740 человек и сочетала браком 1573 человек. В 1796 г. иером. Иувеналий, самый ревностный миссионер, был убит местными жителями, во время проповеди возле озера Илямны на Аляске. В 1796 г. Состоялось учреждение Кадьякского викариатства. В 1798 г. архим. Иоасаф отправился в Иркутск, где в 1799 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

прот. Александр Голубов 28 сентября 2012г. 05:49 Я вообще, признаться, не понимаю, что такое, " вне русских конфликтов, но в общении с вселенским Православием " . Так наываемого " вселенского Православия " нет и не может быть без Церкви, той Самой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которую исповедуем в Символе Веры. " Вне русских конфликтов " могут быть лишь члены иных -- не русских -- Поместных Церквей. Епископы же и священнослужители Русской Православной Церкви, по собственному почину и самоволию отпадшие от своего Священноначалия (неужели Вы хотите сказать, что было такое время, когда в Русской Церкви не было Священноначалия, а был ... вакуум?) тем самым, по определению, оказались " разобщены " , т.е. от церковного общения отпали. С каким " вселенским Православием " могут они быть " в общении " ? Для епархий (следовательно, для епархиальных архиереев) Русской Православной Церкви, отделенных от общения со Святейшим Патриархом линией фронта гражданской войны, или пребыванием на территориях иностранных государств (напр., США) общим каноническим руководством для решения вопроса " как быть " послужило известное Постановление 362 от 7/20 ноября 1920 г., для краткости именуемое Указом, принятое Высшим Церковным Управлением (ВЦУ) Православной Российской Церкви под председательством Патриарха Тихона, в Совместном Присутствии Священного Синода и Высшего Церковного Совета, и отображающее свободное и соборное слово Русской Церкви. Оно возникло не из пустоты, из некой церковно-канонической абстрак­ции, из каких-то " русских конфликтов " , а из живого опыта истори­ческой реаль­ности последних десятилетий бытия Россиийской Империи, из живой реальности той же Алеутской и C евероамериканской епархии, которую с 1898 по 1907 год Патриарх Тихон, будучи еще в сане епископа и архиепископа, возглавлял в условиях обширнейшей православной миссии на территории двух неправославных государств — C оединенных Штатов и Канады напомню: Русская Кадьякская миссия в составе Иркутской, Нерчинской и Якутской епархии,   затем Кадьякское викариатство Иркутской епархии; затем епархия Камчатская, Курильская и Алеутская (1840), Новоархангельское вик-ство; затем, последовательно, епархия Алеутская и Аляскинская  (1870), и, наконец, Алеутская и Североамериканская (1900) зародилась, как я уже сказал, еще в эпоху первоначального становления американской государственности, в 1794 г.).

http://bogoslov.ru/article/2823600

3 апр. 1799 г. И. был наречен, а 10 апр. еп. Иркутским и Нерчинским Вениамином (Багрянским) в Богоявленском кафедральном соборе хиротонисан во епископа Кадьякского. Это был единственный в РПЦ пример единоличного совершения хиротонии. За время пребывания в Иркутске И. получил похвальные отзывы архиерея и руководства компании. Вероятно, 10 мая он выехал из Иркутска, летом прибыл в Охотск, в кон. авг.- нач. сент. отплыл на Кадьяк на судне «Феникс» Российско-амер. компании с 12 (по др. сведениям, с 11) помощниками. Среди них находились иером. Макарий, иеродиак. Стефан, свящ. П. Митягин, а также Димитрий Попов - двоюродный брат свт. Иннокентия (Вениаминова) . Всего на судне было 88 чел. Корабль пропал без вести. По свидетельству Баранова, последний раз судно видели 28 окт. недалеко от Уналашки. Весной 1800 г. кожаные обложки книг и свечи, находившиеся на корабле, вынесло на зап. побережье Кадьяка. Вероятно, кораблекрушение произошло недалеко от берегов Кадьяка и Уналашки. Причиной гибели корабля могла стать буря на море, эпидемия холеры, поразившая экипаж, или ошибка «мореходца» Джеймса Шильца. Отъезд И. привел к прекращению богослужений в колониях, его посвящение во епископы и трагическая кончина отчасти стали поводом для нестроений в миссии и конфликтов ее членов со светской властью. После гибели И. Кадьякское викариатство было упразднено (1811) и открытие епархии отложено до 1840 г., когда была учреждена Камчатская, Курильская и Алеутская епархия. В 1899 г. в связи со 100-летием хиротонии И. свт. Тихон, занимавший Американскую кафедру, предложил для увековечения его памяти назвать Иоасафовской церковноприходскую школу на Кадьяке. Арх.: РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; Ф. 796. Оп. 74. Д. 210; Ф. 1329. Оп. 4. Д. 248. Л. 28; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 15256, 15761. Л. 16; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1. Соч.: Краткие объяснения, сделанные соответственно записке, присланной от Свят. Правительствующего Синода об амер. о-ве Кадьяке, Северовост. Американской духовной миссии начальствующим, кадиакским архим. Иоасафом//СПбФИРИ РАН. Ф. 115. Д. 117. Л. 1-8; То же//РНБ ОР. Ф. 542 (Оленины). 795; РГАВМФ. Ф. 198. Оп. 1. Д. 33. Л. 90а об.- 115 об.; Краткое описание об амер. о-ве Кадьяке//Друг просвещения. 1805. Окт. С. 89-105; Письмо Г. И. Шелехову от 18 мая 1795 г.// Тихменев П. А. Ист. обозрение образования Российско-амер. компании и действий ее до наст. времени. СПб., 1863. Ч. 2. С. 102-103; Письмо в Ярославль от 1795 г. с о-ва Кадьяка//Ярославские ЕВ. 1894. 28. Стб. 445-448; Письмо митр. Гавриилу... от 19 мая 1795//АВПРИ. Ф. 341. Оп. 88. Д. 117. Л. 1-4 об.; Письмо к о. Герману от 8 июня 1798 г.//Очерк из истории Амер. правосл. духовной миссии (Кадьякской миссии 1794-1837 гг.). СПб., 1894. С. 187-188; Письмо к ректору Ярославской семинарии [архим.] Иерониму (Понятскому)//ДЧ. 1910. Ч. 1. 2. С. 273-281 (отд. отт.: М., 1910).

http://pravenc.ru/text/578080.html

13 . Тверская (1271 г.). 14 . Суздальская (1347 г., в 1788 году упразднена). 15 . Коломенская (1353 г., в 1799 г. упразднена). 16 . Пермская (1383 г., кафедра в Усть-Выме, с 1472 года – в Вологде, 1556 года переименована в Вологодскую, с 1799 года восстановлена с кафедрой в Перми). 17 . Московская (с 1325 года Москва – резиденция Киевского митрополита, с 1461 года – митрополия Московская и всея Руси, с 1589 по 1721 годы – патриаршая область, с 1721 по 1742 годы – синодальная область, с 1742 года – Московская епархия). 18 . Казанская (1555 г.). 19 . Вологодская (с 1472 года – кафедра Пермской епархии, с 1556 года – Вологодская). 20 . Псковская (1589 г.). 21 . Астраханская (1602 г.). 22 . Тобольская (1620 г.). 23 . Могилевская (1632 г.). 24 . Вятская (1657 г.). 25 . Белгородская (1667 г., в 1787 году переименована в Курскую). 26 . Нижегородская (1672 г.). 27 . Воронежская (1682 г.). 28 . Тамбовская (1682 г., в 1699 году упразднена, в 1758 году восстановлена). 29 . Холмогорская (1682 г., в 1731 году переименована в Архангельскую). 30 . Великоустюжская (1682 г., в 1788 году упразднена). б) епархии, открытые в Синодальную эпоху: 1 . Иркутская (с 1707 по 1727 годы – викариатство, с 1727 года – самостоятельная). 2 . Петербургская (1742 г., с 1770 по 1898 годы соединена с Новгородской, с 1898 года – самостоятельная, с 1914 года – Петроградская). 3 . Костромская (1744 г.). 4 . Минская (1793 по 1799 годы – викариатство Киевской епархии, с 1799 года – самостоятельная). 5 . Подольская (1795 г., кафедра в Каменце-Подольском). 6 . Кадьякская (1796 по 1799 годы – викариатство Иркутской епархии, с 1840 годы – Алеутское викариатство Камчатской епархии, с 1870 годы – Алеутская и Северо-Американская епархия с кафедрой в Сан-Франциско, с 1903 года – кафедра в Нью-Йорке). 7 . Калужская (1799 г.). 8 . Тульская (1799 г.). 9 . Пензенская (1799 г.). 10 . Орловская (1799 г.). 11 . Слободская-Украинская (1799 г., в 1833 году переименована в Харьковскую, кафедра с 1799 года в Харькове). 12 . Оренбургская (1799 г., с 1799 по 1858 годы, кафедра в Уфе, с 1858 года – в Оренбурге).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Роковое событие ужасом поразило сибиряков, особенно компанейцев, так энергично добивавшихся учреждения епископии на американских островах в интересах Православия и для более прочного влияния России на дальнем северо-востоке близ берегов и на берегах Сев. Америки. Гибель епископа Иоасафа со всей свитой заглушила мысль о Кадьякской епархии; мало того, даже обычные действия миссии отодвинулись назад и остановились. Инициатор учреждения епископской кафедры на острове Кадьяке с другими компанейскими островами Гр. Ив. Шелихов не переживал страданий от ужасной катастрофы с епископом Иоасафом. Он не дожил даже до указа об учреждении Кадьякской епископии, скончавшись 20 июля 1795 года в г. Иркутске, где, очевидно, жил, дожидаясь решения живо интересовавшего его вопроса. После гибели епископа-миссионера Иоасафа местности и паства, предназначавшиеся в его ведомство, снова вошли в состав территории и паствы Иркутского епископа. 1127 Таким образом, самая отдаленная русская окраина, целое полустолетие добивавшаяся своего епископа, хотя бы викария, оказалась несчастной в этом отношении. Сначала Св. Синод как то безучастно отнесся к серьезной мысли известного миссионера Иоасафа Хотунцевского о назначении епископа начальником Камчатской миссии (1749 г.), затем вполне разработанный самим Св. Синодом доклад об учреждении Якутской и Камчатской епархии в 1784 году не был конфирмован Императрицей, 1128 наконец, когда правительство пошло навстречу частной инициативе и назначило епископа на Кадьяк, в качестве викария Иркутского, морская стихия разрушила уже сделанное дело. После рокового события с епископом Иоасафом необъятная Сибирь, перешагнувшая через компанейские острова в Великом океане на берега Северной Америки, осталась в ведении только двух самостоятельных архиереев Тобольского и Иркутского, не имевших, так нужных им, викариев. Даже сложные проекты передела епархий в 1764 году и после, соответственно губернскому делению, как-то обходили Сибирь. Об открытии особой Колыванской епархии, в пределах Колыванской губернии, заговорили в 1784 г., но скоро замолчали, найдя число церквей в ней недостаточным. Между тем еще в 1783 году число её жителей достигало 170 000. К концу века, это число несомненно возросло до 200 000. При таком количестве жителей самостоятельному епископу в Колыванской епархии было между кем потрудиться, особенно, если иметь в виду полуинородческое население губернии. Еще больше нужды было в открытии новой особой епархии в пределах Тобольской губернии, состоявшей из двух областей Тобольской и Томской с населением в 514 700 жителей, более, чем достаточным для составления двух епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010