Летом 1796 г. о. Макарий выехал в Иркутск, а затем в Петербург для доклада об успехах миссии и о бесчинствах промышленников. Иван Голиков обратился в Св. Синод с просьбой о назначении в Русскую Америку епископа, и в июле 1796 г. указом Екатерины II была учреждена Алеутская кафедра, «потому что архиерей там, в случае убыли священников, может на месте их рукоположить, там же, других, из самих тех жителей… из коих многие уже обучились и российскому языку, и Священному Писанию и скорее и твердее могут оное на своем языке объяснить единоземцам своим, и располагать их к святому крещению» С. 40]. В Иркутск был вызван архим. Иоасаф и рукоположен во епископа Кадьякского и Американского, викария Иркутского архиерея. В мае 1799 г. епископ Иоасаф вместе с сопровождавшими его иеромонахом Макарием, иеродиаконом Стефаном и послушником Д. Авдеевым отправились из Иркутска в Охотск, они везли с собой богатые дары иркутских купцов. В Охотске они сели на судно «Феникс» и отправились на Кадьяк. Однако, когда до острова оставалось уже немного, корабль попал в бурю и погиб со всеми пассажирами и командой. Таким образом, в 1798 г. в Америке остались иеромонах Афанасий, иеродиакон Нектарий, монахи Герман и Иоасаф. Баранов не оказывал инокам никакой поддержки и, пользуясь отсутствием авторитетной церковной власти, почти полностью пресек их контакты с местными жителями. Миссионерских походов монахи более не предпринимали. Главой миссии стал о. Афанасий, о. Нектарий по-прежнему преподавал в школе, хозяйством миссии заведовал о. Герман, а о. Иоасаф был у него помощником. Компания не сообщила в Синод о гибели епископа, а значительные суммы, поступавшие из казны на содержание миссии, использовала по своему усмотрению, попросту обкрадывая монахов и обратившихся в христианство алеутов. В 1795 г. внезапно скончался Григорий Иванович Шелихов. На базе компаний Голиковых, Шелихова и Мыльниковых в 1799 г. была создана монопольная Российско-Американская компания. Она получила жалованную грамоту и привилегию пользоваться в течение 20 лет всеми промыслами и заведениями, находящимися по северо-западному берегу Америки от 55 градусов северной широты до Берингова пролива и далее, а также на островах Алеутских, Курильских и др. Также она получила право вновь открываемую землю приводить в российское владение, заводить поселения и строить укрепления, торговать со всеми близлежащими державами. На нее было возложено попечение о находящейся в Америке духовной миссии и забота о распространении христианской веры среди вновь открытых народов. По истечении 20 лет эта привилегия неоднократно продлевалась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Направляется духовная миссия в Пекин. Начинается просвещение прежде всего сибирских народов. Заканчивается период кончиной митрополита Тобольского Филофея, апостола Сибири. Четвертый период (1727—1800) характеризуется ослаблением веропроповеднической деятельности. Естественное распространение христианства в Поволжье, Сибири и Северных областях встречало значительные препятствия во время длительного царствования Екатерины II. Отчасти это было связано с секуляризацией церковного имущества, закрытием 4/5 монастырей и другими трудностями жизни Церкви, государства и народа в этот синодальный период. Однако были и отрадные явления: в частности — образование Конторы новокрещенских дел в Поволжье, Осетинской духовной миссии на Северном Кавказе и Кадьякской миссии на Аляске. Период заканчивается оживлением религиозной жизни в различных слоях российского общества и одновременно активизацией ислама. В пятый период (1800—1827) оживляется религиозная жизнь как православного народа, так и мусульман и буддистов. Ислам поднимается в Казанском крае, в других областях Поволжья и Сибири. Целые деревни старокрещеных татар переходят из православия в ислам, а за ними — мордва, чуваши, черемисы. В связи с быстрым распространением ислама по всему Поволжью последовали указы и послания Священного Синода об усилении миссионерской деятельности, которая постепенно активизировалась. Шестой период (1827—1870) — время подъема миссионерской деятельности и создания систем миссионерского просвещения, переводческой деятельности, школьной системы и подготовки миссионерских кадров для многих непросвещенных народов. Расцветает Казанская миссионерская школа, Алтайская, Якутская и другие внутренние миссии, создаются и успешно развиваются внешние миссии (Японская, Палестинская и др.). Заканчивается этот период созданием Православного миссионерского общества, которое стало привлекать к делу проповедования веры практически весь народ. Расцвет русского миссионерства приходится на следующий, седьмой период (1870—1905), когда десятки непросвещенных народов получают от миссионеров письменность, школы, храмы, книжную культуру на родном языке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В его труде, в частности, детальнейшим образом описаны сезонные праздники туземцев (игрушки), ритуалы и обычаи, связанные с браком, рождением детей и погребением умерших, приемы охоты и рыбной ловле, особенности —55— ведения войн. Иеромонаху Гедеону удалось собрать подробные сведения о космографических представлениях жителей Кадьяка, а также – основанные на устной традиции данные об их былой истории и миграциях. По поводу происхождения Кадьякцев, в частности, сообщается следующее: Народ Кадьякский, по преданию старых людей, перешел на Кадьяк с Аляски. Предки их жили прежде на северной стороне Аляски близ большой реки Квигнат. У них анаюгак (хозяин) был именем Атлювату. Он имел одну только единственную дочь, которая без вести пропала. Для поиску ее взяв свою команду и согласив с собою другого анаюгака по имени Якунака, ходили довольное время по разным местам, приблизившись же к южной стороне Аляски увидели землю и назвали ее Кигихтак, что собственно на их языке значит остров. Сим именем назывался Кадьяк до самого прибытия русских. Потом Атлювату и Якунак захотели полюбопытствовать, – и увидев там свои выгоды, согласили прочих со всеми семействами переселиться на Кигихтак. Сходство языка Аляксинского с Кадьякским довольно подтверждает справедливость такого события 64 . Приведенное описание показывает значительный географический кругозор жителей Кадьяка, причем в нем, возможно, содержится одно из самых ранних свидетельств о великой американской реке Юконе, как большой реке Квигнат, которая позже стала фигурировать в русских источниках под названием Квикпак или Квихпак. Гедеон записал также, что Кадьякцы о сотворении мира имели следующее понятие. Был некто Кишшя-хилюк (мудрец или хитрец), в то время не было ни дня, ни ночи. Он начал дуть соломиною, отчего постепенно выходила из воды земля и неприметно расширялась, потом, когда он еще не преставал так же дуть, открылось небо, явилось солнце, а после вечера показались звезды и взошел месяц, наконец, увидели зверей и людей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Относительно пребывания духовенства в Ситхе. Несмотря на то, что число жителей Новоархангельска в последние три года убыло, в средствах продовольствия местными свежими произведениями нередко встречается ощутительный недостаток. Главною причиною тому то, что большая часть из нынешних почетных люди семейные и вообще число женатых (следов. имеющих свой стол), ныне несравненно более прежнего. Так напр. в 1823 году женатых русских промышленников в Ситхе было не более 10, а ныне, не считая живущих по квартирам, в одной казарме живет 70 семей. И потому, как ни ограниченно число нынешнего ситхинского духовенства, из коих притом большая часть бессемейных – пребывание оного здесь в таком количестве при недостатках на рынке свежего, для жителей ситхинских становится, или кажется почти отяготительным (а для колониального начальства оно давно уже таковым кажется 124 ; по крайней мере, нередко можно слышать на то ропот. При малейшей неуступчивости наших на рынке тотчас может родиться, если не ссора, то спор из-за куска яманины. И потому многим из наших, а особливо семинаристам, свежее достается только при изобилии, или когда нет покупающих. О доходах причта и церквей. Нынешние обстоятельства наши далеко не те, что были прежде; ибо Компания и управление оной не то, что было прежде. Прежде-везде щедрость даже до безрасчетности; и оттого всюду изобилие, и у всех деньги; а ныне – расчетливость даже до скупости. Везде и всюду ограничение, уменьшение, уничтожение – экономия; и оттого везде уменьшение доходов, как для церквей, так и для причтов. Так напр. здесь, в Новоархангельске, церковных доходов менее почти в половину прежних, и духовенство все вместе не получает доходу столько во весь год, сколько прежде один в полгода. И оттого, если бы здесь не было семинари, где все соборные служат и след. все получают жалованье, то пришлось бы во многом себе отказывать. Также можно сказать и о Кадьякском и прочих причтах. (Кроме миссии -там никогда не было и, кажется, очень долго не может быть никаких доходов причту).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Если бы автор справился с «Pontificale» или хотя-бы с книгой свящ. Серединского, он узнал бы, что до самого конца священнодействия хиротонии посвящаемый или является совсем с непокрытой головой, или-же имеет на ней только берет (parvum biretum). Уже много спустя после рукоположения и миропомазания, при конце литургии, посвящающий благословляет митру, окропляет ее святой водой и не «подносят» рукоположенному, как говорит автор, а возлагает ее на его голову (Imponit earn capiti Consecrati) 4 . Если, по словам самого автора (стр. 155), римское чинопоследование, за немногими указанными им изменениями, соблюдено было при хиротонии Рейнкенса «с буквальной точностью», то отмеченная несообразность есть очевидно ошибка «Сборника», неосторожно повторенная и г. Керенским. На стр. 164-й известного Синезия философа, епископа Птолемаидскаго, автор легкомысленно возводит в папское достоинство. На стр. 170-й автор утверждает, что Гаарлемская епископия открыта была в 1726 г., а Девентерская – в 1740-м. Обе эти даты неправильны. Известно, что только смерть Варлета, последовавшая 14-го мая 1742 г., побудила, последнего из рукоположенных им архиепископов Утрехтских Мейндартса, принять меры к упрочению апостольского преемства в Голландии чрез посвящение еще нескольких епископов. Правда, священник Донкеръ был действительно избран в епископы Гаарлемские еще в декабре 1726 г., но его посвящение не состоялось тогда вследствие противодействия светского правительства. Только чрез шестнадцать лет после этого Гаарлемская епископия действительно была открыта и 2 сентября 1742 г. на нее посвящен был епископом Иероним де-Бок. Епископия же Девентерская открыта была еще позднее, а именно на нее рукоположен был Варфоломей Биевельдт 25-го января 1758-го года 5 . Сведения об этом можно заимствовать и из той книги Ниппольда, на которую ссылается сам автор. На стр. 165-й есть у г. Керенского такое сообщение, относительно которого, не имея возможности назвать его прямо ошибочным, мы все-таки позволим себе выразить некоторое сомнение. Автор говорит: «мы имеем примеры единоличного поставления во епископы в нашей собственной русской церкви. Не причисляя всех подобного рода примеров, укажем лишь на пример из нашей истории сравнительно очень недавнего времени». Далее, он и указывает на хиротонию архим. Иоасафа Болотова во епископа кадьякского, 10 апр. 1799 года. В последнее время, по поводу недавнего столетнего юбилея нашей американской миссии, на этот факт неоднократно указывали в печати и его достоверность не подлежит, конечно, ни малейшему сомнению; но автор говорит: «примеры», «не перечисляя всех подобного рода примеров», как-будто случаи единоличного епископского рукоположения бывали в русской церкви неоднократно. Вот эта-то, утверждаемая автором, множественность такого рода примеров представляется нам сомнительной и очень жаль, что автор не перечислил их, если имел к тому возможность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Прочие члены во все время оставались на месте и действия их ограничивались обыкновенным служением в церкви, а в некоторое время обучением детей в Школе. Монах Герман, почти с самого начала своего прибытия и до самой кончины, жил на отдельном острове (Еловом), занимаясь молитвою и хозяйством; с некоторых лет и особенно в последнее время, у него воспитывалось несколько мальчиков и девушек, сирот Алеутских, обучаясь грамоте, начаткам Христианства и рукоделью, и это маленькое заведение его было в весьма хорошем состоянии, особливо со времени посещения его бароном Врангелем, бывшим Начальником Колоний. Отец Герман, хотя и не был Священником, но не лишал Христианских советов и наставлений тех Алеутов, кои были близки к нему и спрашивали его; сам слышал от некоторых Алеутов, от него научившихся. Со смертью отца Германа (1837 г.) кончилась и Кадьякская Миссия. К действиям оной надобно отнести и то, что бывший в Кадьяке в 1805 и 1806 годах Иеромонах Гедеон, оставшийся здесь с корабля Невы и потом выбывший в С.-Петербург чрез Охотск, будучи уполномочен от Святейшего Синода, перевел на Кадьякский язык Молитву Господню, которую в его время и несколько спустя после него пели в церкви и учили в школе, но потом оставили и совсем затеряли. Усердие г. Шелехова к распространению слова Божия между Американцами не ограничилось только тем, чтобы иметь там Миссию: он представил об открытии Епархии в Америке под управлением особого Архиерея, пребывание коего назначалось в Кадьяке, где он полагал жителей до 50 тысяч. В уважение его представления и такого числа жителей, решено было открыть Епархию в Америке, и вследствие сего Архимандрит Кальякской Миссии Иосиф вызван был в Иркутск и в марте 1799 года посвящен в Архиерея Иркутским, Преосвященным Вениамином; но новопоставленный Преосвященный Кадьякский (Камчатский) и Американский, возвращаясь на Кадьяк на корабль «Феникс», принадлежавшем Американской Компании, в том же 1799 году потонул в море со всею свитою и богатою ризницею. Судя по вещам, которые принадлежали Миссии и, выбрасываемые морем, были находимы по берегам Аляксы. надобно полагать, что судно «Феникс» погибло недалеко от берегов Кадьяка и Уналашки.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

4 июля 1796 г. Синод доложил императрице о состоянии миссионерской деятельности в Сев. Америке и подтвердил своевременность направления туда епископа. Согласно имп. указу от 19 июля 1796 г., было повелено, «способствуя обращению народов, в части Северной Америки обитающих, к познанию и принятию православной нашей веры с толикими успехами производимому... учредить для сего епископа викарного Иркутской епархии с именованием епископа Кадьякского и прочих прилежащих к тому в Америке островов, назначая на содержание его с домом и потребными служителями противу прочих викарных архиереев из казны нашей по 4030 руб. 18 коп. ежегодно. В сей сан епископский посвятить отправленного на помянутые острова для учения евангельского архимандрита Иоасафа в Иркутске» с тем, чтобы хиротония совершена была Иркутским епископом единолично из-за удаленности епархии (РГИА. Ф. 13. Оп. 2. Д. 52. Л. 118-121; РНБ ОР. Ф. 1000. Оп. 3. Д. 1178). Новому епископу вменялось в обязанность заботиться об устройстве новых церквей и о привлечении местных жителей к изучению рус. языка и грамоты. 30 сент. 1797 г. Святейший Синод обратился к имп. Павлу I за разрешением пригласить И. в С.-Петербург для хиротонии во епископа, объясняя это тем, что И. покинул колонии летом 1798 г., прибыл в Иркутск только 30 нояб. 1798 г. и не смог бы отправиться обратно на Аляску до весны следующего года. Император отказал Синоду в приглашении в столицу архимандрита для хиротонии по финансовым причинам. В ответ на запрос Синода о своей деятельности И. не позднее сер. 1798 г. составил «Топографическое, климатическое, статистическое и нравственное описание о-ва Кадьяка». Это первое описание Америки на рус. языке, сделанное на основе изучения местной природы, быта и нравов, было напечатано в окт. 1805 г. в ж. «Друг просвещения» (сохр. ркп. текста в расширенном варианте). В работе И. даны точные географические координаты острова, «климатерическое» описание, статистическая сводка и «эстетическое» описание быта и нравов местных жителей. И. писал о полезных ископаемых, морских промыслах, условиях для занятий сельским хозяйством, об обычаях, о религии и погребальных обрядах островитян. Труд архимандрита вызвал интерес имп. Александра I, который рекомендовал президенту С.-Петербургской АН барону А. Л. Николаи напечатать его.

http://pravenc.ru/text/578080.html

Знаки всегда и оставались и остались… Сами миссионеры, по причинам понятным, находясь на месте действий, постоянно сменяющихся по своему характеру и значению; сами – вольно или невольно, – намеренно или ненамеренно – творцы мелких событий и участники в них первые – справедливо не считали себя достаточными по компетентности судьями относительной стоимости и жизненности дел, вкруг них и чрез них совершавшихся. Разнообразные потребности данной минуты, требующие удовлетворения в эту же самую минуту, естественно не давали им на первых порах возможности (не говоря об их миссионерском смирении), класть на каждое из своих дел ту или другую пробу, чтобы придать этому своему делу общепризнанную ценность на рынке суждений. «Описал бы вам все здешнее поведение; но – простите – время еще не достает. То креститься приходят, то – венчаться, кто – поучаться закону; а никого опечалить —210— и оскорбить отказом не хочется; при том же и русские разные нужды имеют: поговорить и исповедоваться»… (стр. 69). «Мы – всегда в суетах и посреди мира» (стр. 70). Однако-ж и находясь всегда в суетах, они оставили по себе памятник, который для своего возникновения и существования требовал определенной заранее системы действий и непрерывного достижения предположенной цели. Мы указать хотим в данном случае на школы. Не смотря на то, что сведения о частной деятельности членов миссии крайне скудны (65), можно все-таки отметить кое-что заслуживающее внимания и рекомендующее членов миссии. Среди их иеродиакон Нектарий, к сожалению в 1806-м г. выбывший в Иркутск (43), оказался по суду ученого иеромонаха Гедеона (1805–1807) имеющим великую охоту и способность к наукам, особенно к механике. Еще до приезда на Кадьяк Гедеона, Нектарий сам, без руководства других, выучил грамматику российскую; таким же образом выучился делать и часы стенные. Гедеон показал ему первоначальные основания прочих наук: арифметики, истории и географии; он стал даже обучаться французскому языку. Таким образом Александроневский ученый иеромонах приуготовил иеродиакона Нектария учителем для Кадьякского училища.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—44— Важное место в статистическом разделе анкеты Святейшего Синода занимает параграф О войне. Здесь предписано выяснить, есть ли у местных жителей огнестрельное оружие, и, если есть, то откуда они его получают, используются ли ими для обороны крепостные сооружения и их конструкция и т.п. Требовалось также сообщить: Бывали ли у жителей кадьякских и прочих островов оный окружающих как прежде сего между собою, так и ныне войны, какая причина более к тому их возбуждает, по чьему определению или совету начинают оную, какими орудиями при отправлении в поход вооружают себя и как отправляются в оный, берут ли туда с собою жен своих и детей, или оставляют их в домах, какого рода их сражения и не бывают ли оные также на воде и какие суда к тому употребляют? Имеют ли они в войске какого предводителя, каким образом нападают на неприятеля, чем действуют в сражении и как поступают с пленными 51 ? Составителей анкеты Синода помимо рассмотренных выше сугубо светских сюжетов вполне естественно волновали проблемы, непосредственно связанные с миссионерской деятельностью, в связи с чем членам русской православной миссии предписывалось сообщить, много ли американцев покорено России и обращено в Христианскую веру, и сколько затем по примеру осталось еще необращенных, и, кроме того, нет ли на островах из других Государств миссионеров и приезжают ли откуда- либо туда на кораблях или фрегатах, и кому более островские жители по примечанию приверженность имеют? Последний раздел анкеты (Эстетическое описание) целиком посвящен духовной жизни туземцев, их верованиям, отношению к обращению в Веру Христову и потребностям православного образования и подготовки священнослужителей из местного населения. Прежде всего, требовалось выяснить, Имеют ли жители, кроме обратившихся уже в Христианскую веру, какое понятие о Боге, как его называют и есть ли у них какое —45— богослужение, или придерживаются идолопоклонства? Какие идолы? Какое имеют название? Какие жертвоприношения и с каким делают то намерением, так же, нет/ли/между ними каких сект? Имеют ли понятие о добродетели и пороках и в чем оные поставляют? О будущей жизни и счастье, что они мыслят и в чем полагают? Гостеприимны ли они и ласковы ли и имеют ли человеколюбие? Какие господствующие в нравах их и поступках пороки? Охотно ли они обращаются к вере и добродетелям Христианским? Постоянны ли в оных и благоговеют ли к священному служению? Нет ли отвращения у необратившихся против христиан и ежели есть, то по каким резонам?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

35 Тауйский священник в 1839 г. привел в христианскую веру 55 человек не взрослых Тунгусов, но детей их от 1 до 6 лет, и которые не были крещены, только за небытием у них священника, а отнюдь не по нежеланию родителей. 36 Весьма жалею, что мне случилось видеть Тунгусов очень немного, а говорить только с двумя. В это время они обыкновенно бывают в горах с своими стадами; и все, что я говорю здесь, выключая нижеследующего, собрано из рассказов многих. Прим. Автора. 37 О сем происшествии он рассказывал мне сам, но самым худым Русским языком. Я хотел спросить его о сем еще через толмача, и в том самом селении, где он живет, но обстоятельства не позволили. Прим. Автора. 38 Лед, образующийся на море, хотя гораздо менее содержит в себе соли, чем обыкновенная морская вода, но для питья не годится. Прим. Автора. 40 Один только Ямск из всех так называемых здесь крепостей стоит еще сего названия, ибо еще видны в нем две стены бывшего укрепления. Прим. Автора. 41 А именно подле высокого отвесного утеса, по тропинке шириной от 3 до 1 аршина, которая образовалась из примерзлого к утесу морского льда (таковые места здесь называют припайками) также отвесного, и который при малейшей оттепели нередко совсем отваливается от утеса. С одной стороны был утес неприступный, а с другой открытое море глубиной более 2-х сажень, которое иногда было совершенно под нами; вышина от поверхности моря до тропинки была не менее 2-х сажень, а одном месте тропинка была узка, что повозки спускали на ремнях. Прим. Автора. 43 В упомянутых выше (см. подстрочное примеч. на стр. 43–44), Извлечение из Путевого Журнала преосвященного Иннокентия сведения об общем числе христиан и нехристиан, о внутреннем состоянии церкви, о туземцах и Русских и проч. изложены им несколько иначе, что мы и сочли нужным воспроизвести здесь в примечании. «Паства Камчатской епархии» сообщает Владыка «состоит из 14-ти разных народов, имеющих почти столько же языков, а именно в ней находятся: 1) Русские к ним причисляются и Креолы, 2) Качадалы, 3) Курильцы, 4) Колоши, 5) Алеуты Уналашкинские, 6) Алеуты Кадьякские, 7) Кенайцы, 8) Чугачи, 9) Нушегакцы (здесь разумеются и Аляксинцы, и Аглегмюты и Кусковкимцы, Квихпакцы и другие живущие в берегах Берингова моря. (Кенайцы, Чугачи и Нушегакцы нередко слывут под общим неоределенным именем Алеутов). 10) Тунгусы, 11) Коряки, 12) Олюторцы, 13) Чукчи и 14) Якуты.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010