В то же время Гедеон перевел на Кадьякский язык «Молитву Господню», которую в его время пели в церкви и учили в школе Кадьякской, свое основание получившей впрочем из остатка почти издыхающего прежде бывшей школы (стр. 278), а теперь вновь открытой в 1805 г. и разделявшейся на два класса. Первоначально в первом классе тридцать человек обучались чтению, письму (еще к Шелехову дикари приводили аманатами своих детей и просили учить их говорить и читать по-русски, тогда же была устроена и школа, стр. 8) и краткому катехизису. Во втором двадцать мальчиков учились русской грамматике, арифметике, географии, священной и гражданской истории (241–242). Не оставлены были без внимания даже и те нужды новопросвещённых, удовлетворение которых не входило прямо в круг миссионерских обязанностей просветителей. Они —211— именно смотрели на своих чад – во всех отношениях младенцев – глазами сердобольной няньки, как и назвал себя монах Герман в своем слезном письме, о котором выше сказано. Не была просветителями забыта и часть хозяйственная: в свободные часы школьников приучали устраивать огороды, садить и сеять овощи, полоть, собирать нужные травы и коренья и удить рыбу; было отделение для обучения сапожному и башмачному ремеслам (стр. 100). Предполагалось рисовальное искусство (268). Удовлетворяя жизни духовной, – а слушатели проповедников не редко высиживали по 8 и более часов, не вставая и не отходя прочь от них – миссионеры прилагали старания свои и к тому, чтобы научить их по возможности успешной борьбе с периодическими голодовками их преследовавшими, по причинам от них не зависящим. В 1805 г. 15 Августа Российско-американское училище в числе 50 учеников имело удовольствие показать плоды свои на публичном экзамене в присутствии попечительного образователя Р.-Американских областей и прочих посетителей. Отличившиеся за прилежание и успехи в науках ученики были щедро награждены лично его превосходительством… (261–262.) Вскоре училище с отрядом учеников практического земледелия считало в своей среде до 80 человек разных племен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кадьяке состоялось 19 июля 1796 года. Первым и естественным кандидатом на эту кафедру был, конечно, архимандрит Иоасаф, и его постановлено было возвести в сан «епископа кадьякского и прочих принадлежащих к тому островов Америки, викария иркутской епархии». Ввиду его особенного положения ему назначено было сравнительно большое, не в пример прочим викариям, жалованье в 4,030 р. 85 коп. в год, да на первоначальное обзаведение 2,000 рублей. Но при осуществлении этого постановления встретились важные затруднения. Кому поручить совершение хиротонии новоназначенного епископа? Если вызывать его в Россию, то это значит заставить архимандрита вновь перенести ужасно тяжелый путь, почти в 15,000 верст – и морем, и сухим путем по непроходимым дебрям Сибири; еще менее сообразна была бы мысль вызвать из России или западной Сибири архиереев куда-нибудь на берега Великого океана, чтобы там совершить хиротонию над Иоасафом. Ввиду таких затруднений положено было поручить совершить хиротонию единолично иркутскому архиепископу Вениамину. Правда, по каноническому правилу, хиротония должна быть совершаема тремя или, по крайней мере, двумя архиереями; но это правило, по толкованию Св. Синода, скорее относится к избранию, чем к самому акту хиротонии; и так как избрание Иоасафа во епископа состоялось со стороны нескольких иерархов (членов Св. Синода), то собственно хиротонию его можно было предоставить единоличному иерарху. Но когда устранено было одно затруднение, встретилось другое. Сообщение между о. Кадьяком и Охотском по правилам компании производилось только однажды в три года, а так как обычный рейс срочного судна уже совершился в 1796 году, то приходилось ждать нового рейса, имевшего состояться уже только в 1799 году. Таким образом, новоназначенному епископу приходилось ждать своей хиротонии целых три года. Правда, жена покойного Шелехова, Наталия Алексеевна, достойная помощница во всех предприятиях и намерениях своего покойного мужа, постаралась ради исключительного случая отправить судно не в срок, годом раньше, именно в 1798 году; но и в таком случае все-таки только через два года архимандрит Иоасаф получил возможность выбыть со своего отчужденного от мира острова, и с необходимой свитой прибыл в Иркутск.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/stolet...

Якутатским языком говорят жители Якутата и далее к западу, и он разделяется на два наречия: якутатское и угаленское, число говорящих обоими наречиями не более 300 душ. Ситхинский, или собственно так называемый колошенский язык употребляется от Льтуа до Стахина и имеет почти одно наречие; число говорящих им в последнее время (после оспы) не простирается более 4,500; о свойстве сего языка будет сказано ниже. Кайганский язык употребляется жителями островов Кайгана и Шарлотских; число первых более 1,500, а последних не менее 8,000. Все наши американские языки, по образованию своему (сколько можно было узнать), разделяются на два главных вида – один от другого совершенно различных, и именно: уналашкинский и колошенский. Отличительные их свойства состоят в том: 1) В языках первого образования три числа: единственное, двойственное и Множественное; а в языках второго образования обыкновенно два числа: единственное и множественное. 2) Падежи в первых языках разделяются на неопределенные и притяжательные, и потому всех падежей или окончаний более 50; а в последних не более трех падежей или окончаний. 3) Глаголы, по числам и лицам, в первых изменяются обыкновенно на конце, а в последних в средине или, по крайней мере, в начале слова. 4) В языках уналашкинского образования наречия имеют числа, и потому суть части речи изменяемые, а в последних языках того совсем нет. Общее же в наших американских языках есть то, что все они не имеют различия в родах, но у всех один род общий. К первому образованию принадлежат языки: уналашкинский и Кадьякский 202 , а к последнему все прочие 203 , или, по крайней мере, все прочие языки суть не уналашкинского образования. Но замечательно, что счет уналашкинского и кадьякского языков совершенно различного основания, и последний одного с колошенским. У уналашкинцев счет имеет основанием обыкновенно десятичное число и правильно идет до десяти тысяч и даже далее; а у кадьякцев и колош счет простирается только до 200, и основание имеет совсем другое, и особенно это заметно и десятках.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Перспективной представлялась добыча меди, угля и серы: На —49— Матерой Америке около мыса Святого Ильи по реке Медной находят жители самородную медь в кусках, которая сырая не переплавленная куется очень хорошо, а переплавленная хропка, где же жилы и откуда достают жители те куски меди, время откроет. На Матерой же Америке в Кинайской губе, довольно находится каменного угля, а на северной стороне около огнедышащих гор изобильно собирается горячая, самая чистейшая, на подобие янтаря прозрачная сера, да и янтарь временем на западном конце Кадьяка выкидывает из моря, который жители употребляют на украшение, прицепляют к ушам и почитают за драгоценное каменье, а быть смоляному веществу не верят 56 . Как православный миссионер, Иоасаф естественно уделил большое внимание описанию туземцев русских колоний. Хотя вопрос происхождения названий местных племен практически не был им решен, так как он полагает, что Аляксинцы, Кинайцы, Чугачи от мест, где поселились, название имеют, этнические различия туземцев и их былые районы обитания и миграций выявлены Иоасафом в общих чертах правильно. По этому поводу он сообщает следующее: Хотя жители Кадьякские разумеют, что все около их живущие народы произошли от них, но по сообразию их языка с Алек- синцами и даже до мест противу Чукоцкова Носу лежащих, а сих с чукчами, догадываться можно, что произошли из Азии чрез Чукотской мыс, Кинайскому же народу, должно быть вышедшему из средины земли, с Америки, ибо разговор их ближе подходит к разговору живущих внутрь земли по реке Медной обывателей и в роде жизни и в обрядах сообразны с теми же... а Кинайцы, Медновцы и Колюжи с Угалянцами ни малого между собою в языке сходствия не имеют... Рассказывая о социальном устройстве туземцев, Иоасаф отмечает, что хотя Советы Старейшин и опытных людей, а паче всего мужей, прославившихся в войне, имеют действие над сердцами жителей, но о подчиненности и понятия не имеют; тайоны их хотя —50— и носят имя начальников, но только потому, что они всегда бывают семейные и в прежде бывших войнах прославившиеся, а чрез те имеющие многих налог, или пленников, с коими поступают самовластно и вольны или дарить, кому хотят, или продать, или оставить наследникам, но соседями по своей воле управлять, или за преступление, чем наказывать не могут 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нам представляется, что такое красочное описание сотворения мира тесно связано со способом —56— существования Кадьякских эскимосов – мореплавателей и охотников на морского зверя, для которых вид появляющейся из-за горизонта (из моря) и расширяющейся земли являет собой практически ежедневный образ. Как свидетельствует Гедеон, опыт морских путешествий привел Кадьякцев также к выводу о том, что земля круглая. По этому поводу он замечает: О круглости земли заключили из следующего происшествия. – Предки их послали две байдарки, в которых для такового пути поехали молодые, назад возвратились уже стариками, а конца земли не нашли, следовательно у земли, утверждают, нет конца, а потому она и кругла. Причем, Кужикагмют, по их мнению, такие жители, далее которых уже нет никого на свете. Под сим именем разумели отдаленных лисьевских алеут 65 . Помимо таких общих представлений об окружающем их мире, Гедеон отмечает у туземцев Кадьяка наличие передаваемых из поколения в поколение знаний о местных условиях плавания в прибрежных водах Аляски и, в частности, умения предсказывать погоду по различным приметам, так, что ревностный промышленник ночью часто выходя, смотрит на облака, примечает погоду, и, судя по своим наблюдениям выезжает для промысла 66 … В описании Гедеона значительно расширены сведения Иоасафа о туземных способах лечения различных заболеваний, приведены индейские названия лечебных трав, места из произрастания и способы использования. Отмечено, что одним из универсальных средств лечения всех болезней у туземцев было голодание, а о сохранении здоровья правила у них следующие: Кои хотят здорово и долго жить, те должны, во-первых, есть не до сыта, во-вторых, зори не просыпать, в-третьих, от жен воздерживаться, и, наконец, быть по большей части в движении 67 . Эти правила сохранения здоровья дополнялись исключительной заботой о душевном спокойствии подрастающего поколения, обеспечивавшегося тем, что, по свидетельству Гедеона, у жителей Кадьяка Воспитание детей в том состоит, чтоб не допустить до

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архимандрит Иоасаф призывал в будущем всячески поддерживать эту практику. Глава Русской Православной миссии приложил к своему описанию Северо-восточного Американского занимаемого россиянами берега карту и главного Кадьякского занятия план, которые в этом архивном деле отсутствуют. Помимо того он планировал доставить в Россию полные... и порядочные относящиеся к тамошнему краю сведения 62 . Неизвестно, составил ли архимандрит Иоасаф этот расширенный вариант описаний российских колоний, но, судя по всему, все собранные им материалы (как для рассмотренной нами краткой, так и для —54— полной версий описания) были использованы в 1803–1809 годах прибывшим на Кадьяк иеромонахом Александро-Невской Лавры Гедеоном, создавшим новое описание русских американских владений, к рассмотрению которого мы теперь переходим. Руководство Русской Православной церкви в лице митрополита Новгородского Амвросия поручило соборному иеромонаху Гедеону проинспектировать священнослужителей Камчатки и Русской Америки, а также продолжить миссионерскую и просветительскую деятельность погибшего архимандрита Иоасафа. Для этого, в частности, ему поручалось возглавить училище на Кадьяке, куда миссионер прибыл в июне 1804 года на фрегате Нева в составе первой русской кругосветной экспедиции под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Образовательной деятельности Гедеона большое внимание уделял официальный представитель императорского правительства в этой экспедиции, тесть Г.И. Шелихова, действительный статский советник Николай Петрович Резанов, от себя составивший ряд рекомендаций по деятельности колониального училища 63 . Хотя в инструкции Новгородского митрополита Амвросия иеромонаху Гедеону предписывалось в светские дела и обстоятельства ни под каким видом не вмешиваться, пытливый миссионер, так же как его предшественник Иоасаф, составил описание своего путешествия и российских американских колоний, далеко выходящее за рамки, очерченные необходимостью распространения Веры Христовой. Следуя в основном схеме, по которой было составлено описание Иоасафа, а также повторяя некоторые части этого описания, иеромонах Гедеон во многом расширил и дополнил данные своего предшественника, особенно в характеристике материальной и духовной культуры, быта и нравов местных жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анкета открывается серией вопросов, исчерпывающие ответы на которые позволяли составить весьма полное представление о главном острове Кадьяке и прилегающих к нему территориях. В первых шести пунктах требовалось дать общую характеристику географического положения острова с указанием его широты и долготы, длины и ширины, расстояния от материка, общего числа местного и русского населения и количества принадлежащих им жилищ. Помимо этого указывалось описать Как далеко распространяется владение российское по берегу, какою границею оное отделяется и на сколько верст простирается внутрь от берега, а также – Есть на том берегу Кадьякском и прочих других, при- надлежащих к нему островах и каких именно Европейских держав владение и ежели есть, то находится ли миссия для обращения народов и какого она исповедания? 47 Последующие пять вопросов имеют своей целью получить общее географическое описание островов и побережья Америки, расположенных вблизи Кадьяка, с указанием их ориентировки (куда более склоняются к Северу или к полудни?) и расстояния от известных островов Курильских или Алеутских, также от матерой земли Камчатской или Американской и в какую сторону ближе, характера рельефа (поверхность островов и берегов гористая или плоскоровная?) и наиболее безопасного времени путешествия к этим колониям. Программа топографического описания завершается вопросами о растительности (Есть ли как на Кадьяке, так и на других островах, леса, плоды и другие растения, какие дерева и плоды растут из российских и какие по тамошнему климату и которых более..., так же нет ли каких особого —41— рода и лесу способного к корабельному строению?) и гидрографии, для которой требовалось описать реки и озера с указанием, как они велики и глубоки и какого в них вкуса вода, также есть ли в них рыба и какого рода, годна ли к употреблению в пищу 48 … Во втором (климатическом) разделе описания помимо чисто метеорологических сведений об общем характере погоды (воздуха растворения) по основным временам года, с указанием, когда точно там начинается весна, лето, осень и зима и как долго сие последнее время продолжается, и какие ветры больше дуют и бывают ли из них вредоносные для людей и для скота, требовалось представить сведения о животном мире, полезных ископаемых и природных возможностях для развития хлебопашества и скотоводства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сохранившееся у Алеутов предание о смерти Ювеналия гласит следующее: При нападении на него дикарей, не хотел он ни бежать от них, ни защищаться, но с полным самоотвержением покорился Промыслу, прося их только об оказании пощады спутникам своим. Просьбу эту злодеи исполнили. Далее предание гласит, что Ювеналий, по убиении его, встал и пошел во след убийц своих, повторяя слова, прежде им сказанные. Дикие опять напали на него и добивали с зверскою яростию, не оставляя в целости ниже единого члена. Но каково было изумление злодеев, когда и за сим увидели они мученика, идущего во след их? И это не раз повторялось. Наконец, страдалец был изрублен в куски и зарыт. Но и тут столб, подъемлющийся в недосязаемую взорам высоту, свидетельствовал о невинно пролитой крови 64 . Прочими лицами миссии Богослужебный чин поддерживался со тщанием, духовные требы исправлялись, к утешению новокрещенных, а дети принимаемы были в Кадьякское училище, для научения грамоте и начаткам Веры. Казалось бы, что более сего не следовало ничего желать. Тем паче, ни географическое положение, ни климатические условия Кадьяка не представляют никаких удобств сравнительно с другими островами 65 . Но Шелихов признавал, что учрежденная на Кадьяке миссия, под начальством архимандрита, недостаточна для всеобщего распространения Христианства как на этом острове, так и на прилегающих к нему, начиная от Ситхупака и Афогняка. Числимость же населения сих мест он удесятерял в воображении своем. Там, где в действительности едва насчитывалось пять тысяч душ, он, не обинуясь, возводил цифру эту до 50-ти тысяч. В том же фантастическом виде представлялось ему и все прочее, касавшееся возлюбленных им островов. Результатом увлечения сего было ходатайство со стороны Шелихова перед Правительством об открытии Кадьякской епархии. Ходатайство, на основании представленных аргументов, было уважено. Кадьякская епархия открыта, а епископом оной назначен начальник миссии, архимандрит Иоасаф Болотов. Хиротония его должна было совершиться в Иркутске. И она действительно совершена была там Преосвященным Вениамином, епископом Иркутским и Нерчинским 66 , в марте 1799 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Можно подумать, что он, услышавши от меня, или научившись от кого-либо другого, рассказывал мне учение христианское, и только для прикрасы, или из тщеславия, выдумал явление ему духов – пестунов. Но в опровержение сего скажу я сверх того, что все чистые Алеуты почти совершенно чужды гордости, тщеславия и пустосвятства. 1-е. Поучая их, я, за краткостью времени, а паче, дабы не обременить их памяти, всегда опускал в Истории творение и падение Ангелов, о древе познания добра и зла, о первом человекоубийце, о Ное, Аврааме, Предтече и иногда о Благовещении и Рождестве Иисуса Христа. Но он все сие рассказал мне подробно, во время-же поучения моего он из первых подтверждал слова мои и тоном человека, сведущего Св. Писание. 2.-Алеуты все, здесь живущие, кроме толмача Панькова и еще весьма немногих, хотя до прибытия моего верили и молились Богу, но едва ли знали, кому верили и молились. Поскольку отец Макарий, предместник мой, иеромонах Кадьякской миссии, 1794 и 1795 года крестивший всех здешних Алеутов, весьма мало поучал их, за неимением даже посредственного толмача, – так как весьма недавно начали появляться хорошие толмачи, и Паньков. едва-ли не первый из лучших и разумных. Но Паньков, опасаясь не впасть в заблуждение и имея твердую веру во единого Бога, никогда не входил со стариком сим в таковые разговоры и сильно восставал и упрекал других, спрашивающих и просящих Смиренникова. Это засвидетельствовали Алеуты. А потому ни от кого от человек ни посредственно, ни непосредственно, не мог он слышать сих историй. 3-е. Сам же он, будучи безграмотен и нисколько не зная Русского языка, не мог ни читать, ни слышать от других; и 4-е. Наконец, дабы удостовериться, точно ли являются ему пестуны его, я спросил его: могу ли я видеть их и говорить с ними? Он отвечал, что не знает, а спросит у них; действительно, чрез час приходит и говорит, что они сказали на то: «и что он хочет еще знать от нас? Ужели он еще почитает нас дьяволами? Хорошо, пусть видит и говорит с нами, если хочет» и еще сказали нечто в одобрение мое; но я, дабы не сочтено было за тщеславие со стороны моей, умолчу о сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

§ 9. Христианство на Американских островах. Евреи на Юго-Западе Русское благочестие, лишь только начинало узнавать страну дикарей-язычников, не медлило просвещать ее светом веры, не медлило не для корысти, просвещало не мерами насилия, а действовало в духе евангельском. Казак Адриан в 1760 г., открыв в Америке острова, известные ныне под его именем, первый начал крестить туземцев. Глотов, открывший Лисьи острова в 1759 г., крестил сына одного из алеутских тоэнов, который, получив образование в Камчатской школе (§ 8), много способствовал распространению христианства на родине. На острове Кадьяк христианство явилось со времени основания Американской Компании Шелехова. Деларев, директор Компании, кротким и благоразумным поведением снискав доверенность островитян, приобрел доверие некоторых и к христианству. В 1794 г., вследствие прошения Шелехова, Свят. Синод назначил для американских островов миссию 72 . Начальником миссии был валаамский иеромонах Иоасаф Болотов, получивший полное семинарское образование. Как он, так и девять других иноков, избраны были на Валааме прозорливым старцем Назарием. Девять месяцев прошло, пока достигли они Кадьяка. В мае 1795 г. писал один из проповедников: «Американцы весьма охотно идут креститься; крестились без малого тысяч семь. На Уналашке, куда загнал нас ветер, своею ласковостью и желанием крещения весьма удивили нас. На Кадьяке так усердно принимают крещение, что все свои шаманские наряды изломали и сожгли». Сами проповедники одушевлены были такою ревностно к св. труду, что спорили между собою, кому идти в места более опасные. Иеромонах Макарий огласил проповедью уналашкинский архипелаг. О. Ювеналий избрал себе страну диких Кенайцев, и умер мученическою смертью 73 . Впоследствии сами островитяне говорили нашим морякам: «вы, верно, братья тому странному человеку, которого еще недавно мы никак не могли умертвить; он обращал нас к своему Богу, а мы не хотели оставить многих жен и привязали его к дереву: но он уже совсем мертвый, три раза вставал и начинал убеждать нас, пока не отдали мы его соседям, чтобы те съели». Миссионеры завели на Кадьяке школу, где воспитывали детей. В 1799 г. Иоасаф хиротонисан был в Епископа Кадьякского: но на пути в Кадьяк корабль с новым архипастырем потонул. Однако св. вера не переставала приобретать себе искренних друзей между простосердечными островитянами. В 1805 г. начали на Кадьяке переводить молитвы на тамошнее наречие. В 1816 г. для Ситхи назначен был особый священник. Затем с основанием Колонии основалось христианство в Калифорнии. С 1821 г. на Уналашке, Кадьяке и Яхте находились уже постоянные четыре храма с четырьмя священниками 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010